Сочинение сравнение салтыкова щедрина дикий помещик и как один мужик двух генералов прокормил

Обновлено: 04.07.2024

Мужик — простой крестьянин, он умеет всё: охотиться, ловить рыбу, разжигать костёр, строить лодку и т. д. Он спас двух генералов от неминуемой гибели от голода. Он исполнителен и добр. В своё время работал маляром в Петербурге. В то же время он нерешительный и робкий, его эксплуатируют а он не может ответить.

Недовольство копилось и крепло в народе, всё это позднее выльется и в революцию и в гражданскую войну.

История создания

Проблематика: народный труд и безделье вельмож.

Смысл названия: в названии подразумевается, что народ кормит правящее сословие, причём один простой мужик стоит двух вельмож.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: сатирическая сказка.

Жанровые особенности: сохраняя форму сказок, произведения Салтыкова-Щедрина поднимают остросоциальные проблемы и являются в первую очередь сатирой на общественные явления того времени.

Время и место действия: действие сказки происходит на неком вымышленном необитаемом острове и в Петербурге. Время не уточняется (как чаще всего происходит в сказках).

Почему произведение имеет такое название?

Также это может быть некой отсылкой на то, что подобное явление (то, что на крестьянах держится все общество нашей страны) наблюдается испокон веков. Ведь если заменить парочку моментов из современной для автора эпохи, то произведение вполне может стать отличным образцом народного творчества древней Руси.

Краткое содержание

И зажили генералы хорошо — мужик им даже суп в пригоршне варил. А потом им надоело на необитаемом острове — так мужик лодку сделал и в Петербург их отвёз. В благодарность генералы выдали мужику рюмку водки и пятак серебром — гуляй не хочу!

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

Проблематика: ⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью; ⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

Завязка:

Два генерала оказываются на необитаемом острове.

Кульминация:

Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

Развязка:

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

ОбразыХарактеристика, роль в произведении
Генералы• глупые, беспомощные, ленивые, привыкшие жить чужим трудом; • высокомерные и грубые, заботятся лишь о своём благосостоянии
Мужик (народ)• трудолюбивый, смекалистый, ловкий, выносливый; • может найти выход из любой ситуации, нигде не пропадёт; • терпит унижения, безропотно подчиняется слабым и глупым генералам; • собственными руками делает себе при вязь; • считает грубое отношение к себе и мизерную плату справедливыми

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: народ и власть. ⦁ Идея: паразитирующая власть купается в золоте, а простой народ — кормилец и труженик — бедствует и остаётся ни с чем.

Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание совсем ещё не готово к свободе.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание. ⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Автор хочет этим сказать, что люди, которые сами не трудились, не способны оценить, что такое настоящий труд. Писатель хочет подчеркнуть несправедливость отношения правящих кругов к трудовому народу.

Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

Скрытый смысл произведения

Давайте вкратце вспомним суть сказки. Два генерала, всю жизнь проработавших в регистратуре, попадают на необитаемый остров. Они не знают абсолютно ничего, кроме пары фраз, необходимых им на работе. Плакали генералы, но слезами горю не поможешь. Проголодались они. Но тут для них открылась страшная тайна — еда изначально имеет совершенно иной от уже готового блюда вид. Остров, к слову, полон различной растительной еды и дичи. Но не умеют и добывать еду генералы. Так и легли спать голодными.

Современная интеллигенция не ценит простого, рабочего мужика, хотя на таких все и держится. Именно к этой мысли и подводит нас Салтыков-Щедрин. Он в очередной раз показывает огромнейшую роль крестьян в жизни общества. Без них пропало бы все давно, ведь знать может только принимать балы и веселиться ночами напролет.

Вариант 2

В конце сказки говорится, что генералы, попав домой, не забыли мужика, отблагодарив его рюмкой водки и пятаком серебра. Но и мужик в сказке, олицетворяющий русский народ, не является положительным героем. Он умеет трудиться, ведь любая работа ему по плечу, проявляет смекалку, сноровку, но продолжает безропотно слушать и выполнять приказы генералов. Даже сам свил веревку, которой генералы привязали его к дереву, чтобы не сбежал. Рабская покорность мужика вызывает у читателей горький смех, смех сквозь слёзы, боль за настоящих тружеников русской земли.

Писатель в сказке осуждает не только бессмысленную жизнь генералов, но и долговечное крестьянское терпение и чрезмерную покорность русского народа. Художественное своеобразие данного произведения выражается в соединении традиций народной сказки и литературного новаторства, в умелом использовании писателем различных приёмов. Несмотря на то, что в произведении употребляются сказочные выражения и обороты, написана сказка необычным эзоповым языком — языком намеков и иносказаний — и близка к басне.

Другие сочинения: ← Лиса и журавль — анализ сказки↑ ДругиеАнализ произведения Маленький принц Экзюпери →

Обе эти сказки сатирические. Общим является то, что писатель развивает мысль о паразитическом существовании людей, принадлежащих к классу дворян. Умирающие от голода генералы в негодовании решают, что мужик обязательно должен быть на острове, и находят его, "лежебок" спал под деревом. С пренебрежением и неуважением относятся генералы к своему кормильцу. И дикий помещик не понимал, что всё его благополучие обеспечивается трудом ненавистных ему крестьян. Без них он почти превратился в зверя с железными когтями. Салтыков-Щедрин говорит о том, что трудовой народ является не только создателем материальных благ, но и духовные ценности появляются и проявляются только тогда, когда существует для этого материальная база. Общим является ещё и сатирическое отношение к тому, что печатается в газетах, названных в сказках, так писатель отзывается о реакционной прессе, морально разлагающей читателя.

И там. и там перед читателем проходят образы эксплуататоров и эксплуатируемых Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. В “Диком помещике” возникает собирательный образ народа-тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Остался помещик один. Первоначально он является нам в облике “твердого душой” непоколебимого крепостника, убежденного в природном, естественном превосходстве высших кругов над простыми, обыкновенными людьми, которые раздражают его даже своим присутствием. Но постепенно он одичал: “. весь он, с головы да ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные.. . ходил же все больше на четвереньках.. . Утратил даже способность произносить членораздельные звуки.. . Но хвоста еще не приобрел”. Намек вполне ясен — трудом крестьян живут баре, и поэтому у них всего много: и хлеба, и мяса, и фруктов. И оказывается, что в глубине якобы благородной личности — даже не дикарь, а примитивное животное. На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подает чистую одежду, словом, держит в людском образе. Но без “холопов” страдает не только помещик. Туго приходится и городу (прекратился подвоз продуктов из имения) и даже государству (некому стало платить налоги) . Автор убежден в том, что создатель основных материальных и духовных ценностей — народ, именно он — поилец и кормилец, опора государства. Но в то же время Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен. Он намекает, что господствующие силы, стоящие над народом, хотя и жестокие, но не такие уж всесильные, и при желании их можно победить. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель изображает двух генералов, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом “за ненадобностью упразднили”. Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, бездельники так и умерли бы с голоду, хотя на острове было множество плодов, рыбы и всякой живности. Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. “Вишь, как хорошо генералом быть”, — говорит один из них. В этой сказке Салтыков-Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые давно отвыкли от труда. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из собственных волос невод в сказке о генералах.

Обе эти сказки сатирические. Общим является то, что писатель развивает мысль о паразитическом существовании людей, принадлежащих к классу дворян. Умирающие от голода генералы в негодовании решают, что мужик обязательно должен быть на острове, и находят его, "лежебок" спал под деревом. С пренебрежением и неуважением относятся генералы к своему кормильцу. И дикий помещик не понимал, что всё его благополучие обеспечивается трудом ненавистных ему крестьян. Без них он почти превратился в зверя с железными когтями. Салтыков-Щедрин говорит о том, что трудовой народ является не только создателем материальных благ, но и духовные ценности появляются и проявляются только тогда, когда существует для этого материальная база. Общим является ещё и сатирическое отношение к тому, что печатается в газетах, названных в сказках, так писатель отзывается о реакционной прессе, морально разлагающей читателя.

Обе эти сказки сатирические. Общим является то, что писатель развивает мысль о паразитическом существовании людей, принадлежащих к классу дворян. Умирающие от голода генералы в негодовании решают, что мужик обязательно должен быть на острове, и находят его, "лежебок" спал под деревом. С пренебрежением и неуважением относятся генералы к своему кормильцу. И дикий помещик не понимал, что всё его благополучие обеспечивается трудом ненавистных ему крестьян. Без них он почти превратился в зверя с железными когтями. Салтыков-Щедрин говорит о том, что трудовой народ является не только создателем материальных благ, но и духовные ценности появляются и проявляются только тогда, когда существует для этого материальная база. Общим является ещё и сатирическое отношение к тому, что печатается в газетах, названных в сказках, так писатель отзывается о реакционной прессе, морально разлагающей читателя.

В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. “Я вырос на лоне крепостного права”, – вспоминал писатель впоследствии. Выросший в Тверской губернии, среди болот и лесов, мальчик рано соприкоснулся с жестоким миром крепостной действительности.

Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), – взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках “Повесть

М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, – народ. Нет народа – государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле.

Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились,

следовательно, ничего не понимали”. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у меня ничего, кроме чувства презрения.

Самодовольные, “сытые, белые, веселые”, они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. “Вот как оно хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” – так рассуждают генералы из сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: “Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!” Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, “развел огонь”, “стал даже суп в пригоршне варить”.

Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение. Не случайно мужик в сказке сам изготавливает веревку, которой генералы привязывают его к дереву, чтоб не убежал. А когда заскучали генералы, “начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися”.

И награду получил мужик за то, что построил корабль и переправил генералов “вплоть до самой Подъяческой”. Выслали ему рюмку водки: “веселись, мужичина!”

Подобными чувствами пронизана и другая сказка Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”, в которой автор, сохраняя язык народной сказки, повествует о событиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в “некотором царстве, некотором государстве”, в произведении изображен вполне конкретный образ русского помещика – князя Урус-Кучум-Кильдибаева. Смысл его существования заключается в том, чтобы “понежить свое тело”. Он полностью живет за счет своих мужиков, но ненавидит их, боится, презирает, не выносит “холопьего духу”.

Он молит бога о том, чтобы он все его владения очистил от мужика. И однажды “не стало мужика на всем пространстве владений помещика”.

Отсутствие мужиков сразу же отразилось на жизни всего государства: “остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”, и, следовательно, на существовании помещика. Он совсем одичал без мужиков, полностью потерял свое человеческое обличье: “весь он, с головы до ног, оброс волосами, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках… утратил способность членораздельно произносить звуки…”

Человек, считающий себя истинным представителем России, его опорой, потомственный российский дворянин, без мужиков превратился в дикого помещика, больше похожего на животное.

В чем сходство и различие сказок Салтыкова - Щедрина "Повесть о том как мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик".


Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том как мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик" есть и сходства, и различия.

Сходство у них состоит в том, что обе сказки говорят о том, что без крестьян господствующие классы (генералы, помещик) жить не могут.

Генералы с голоду кидаются друг на друга, а помещик и вовсе "дичает".

Различия в сюжетах сказок состоят в том, что генералы очутились на острове неожиданно, а помещик сам пожелал остаться без мужиков, потому что они ему, понимаешь ли, воздух портили.


Чем БЛИЗКА сказка “Дикий помещик„ к “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил„?

Чем БЛИЗКА сказка “Дикий помещик„ к “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил„?


Актуально ли сказка салтыкова Щедрина сегодня как один мужик прокормил двух генералов ?

Актуально ли сказка салтыкова Щедрина сегодня как один мужик прокормил двух генералов ?


Приведите примеры гротеска из сказок Салтыкова Щедрина"Дикий помещик" и "Повесть о том, как один мужик двух гениралов прокормил"?

Приведите примеры гротеска из сказок Салтыкова Щедрина

"Дикий помещик" и "Повесть о том, как один мужик двух гениралов прокормил".


Помогите определить смысл названия сказки Салтыкова - Щедрина "Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил"?

Помогите определить смысл названия сказки Салтыкова - Щедрина "Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил".


Чем похожи разказы дикий помещик и повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?

Чем похожи разказы дикий помещик и повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.


Помогите плииз?

Ответить на вопрос : "В чем я вижу сходство и различия двух сказок Салтыкова - Щедрина" 1 сказка "Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил" 2 сказка "Дикий помещик".


ПОМОГИТЕ СРОЧНО))Напишите минимум 3 примера гротеска из сказок Салтыкова - Щедрина "Дикий помещик" и "Как мужик двух генералов прокормил" ; Ответьте на вопрос : Какие пороки высмеиваются в прочитанных?

Напишите минимум 3 примера гротеска из сказок Салтыкова - Щедрина "Дикий помещик" и "Как мужик двух генералов прокормил" ; Ответьте на вопрос : Какие пороки высмеиваются в прочитанных сказках Салыкова - Щедрина?


Кто высмеян в сказке Салтыкова - Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"?

Кто высмеян в сказке Салтыкова - Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил".


Против каких пороков тогдашнего общества направлены сказки Салтыкова - Щедрина : "Дикий помещик" , "Как один мужик двух генералов прокормил"?

Против каких пороков тогдашнего общества направлены сказки Салтыкова - Щедрина : "Дикий помещик" , "Как один мужик двух генералов прокормил".


Скажите пож а кто главные герои Салтыкова Щедрин повесть о том как один мужик двух генералов прокормил?

Скажите пож а кто главные герои Салтыкова Щедрин повесть о том как один мужик двух генералов прокормил.



Главная героиня Ассоль мечтает что на остров примет принц на коробок с Алыми парусами . И вот ей исполнилось 20 лет и её папа исполняет её мечту детства .


Это сочинение Я думаю что город моего будущего через 18 лет изменится до невозможного ! Там будет все что нужно человеку . Никогда никто не услышет о войне о трудностях жизни и прочих проблемах. Там их не будет у людей будут мирные отношения с дру..


Священні книги допомагають зрозуміти духовну культуру, є джерелом людської мудрості, у них вказаніпоради якізалишаються актуальнимидо сьогодення. Завдяки цим книгам людина пізнає себе і світ у якому вона живе.


Кольцевая композиция, балладный герой, рыцарский сюжет, типичный для баллады.


Александр Сергеевич ПушкинПсевдонимы : Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1], P. , Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б. Дата рождения : 26 мая(6 июня)1799[2][3]Место рождения : Москва, Российская империя[2][3]Дата ..


Народнвя пословица " 7 раз отмерь, один раз отрежь" говорит о том, что в жизни не нужно торопиться, лучше много раз проверить и один раз сделать. Это пословица также может помочь и в дружбе, так как лучше дружить и общаться с человеком, которого ты ..


Роль "маленького человека" в обществе и его нравственное достоинство. Станционный смотритель, как правило, очень низок среди высшего общества. Проезжающие могут с легкостью унизить, обозвать, обидеть и вымещить на нем весь свой негатив и проблемы. ..


Анализ ща будет . Зимняя дорога Пушкина - это нечто прекрасное, и вмещает в себя куда больший смысл, чем мы понимаем из названия. Александр сергеевич видит всю ее красоту и загадку. Она спокойна, благородна и устлана покровом белоснежного снега. ..


Москва, Москва. Люблю тебя как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный. Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским великаном, Померяться главою и - обманом..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: