Сочинение сравнение двух стихотворений зимнее утро и зимний вечер

Обновлено: 02.07.2024

Задание по литературе для 3 класса Сравни два стихотворения Пушкина "Зимнее утро" и "Зимний вечер". Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

Оба стихотворения Пушкина, "Зимний вечер" и "Зимнее утро" описывают зиму. В этих стихотворениях Пушкин обращается к другому лицу - к няне или к милому другу. Поэт использует этот прием чтобы подчеркнуть настроение, которое вызывает в нем зимняя погода и передать это настроение читателю

Стихотворение "Зимний вечер" довольно грустное, буря в нем воет и плачет и хорошего настроения как не бывало. Даже выпить предлагает поэт с горя. Читая эти стихотворение хочется притихнуть и натянуть одеяло.

Стихотворение "Зимнее утро" написано совсем в иной тональности. Поэт использует очень красивые эпитеты, он рассказывает какое прекрасное зимнее утро и как ему хочется прокатиться на лошадях. Это стихотворение дарит чувство радости и заставляет восторгаться красотами зимней природы.

Сравним стихотворения Пушкина "Зимнее утро" и "Зимний вечер", чтобы определить, какое настроение они передают.

Слова Воет, Дитя, Плачет, бедная, Горе в стихотворении "Зимний вечер" создают чувство печали и даже безысходности. Это очень грустное стихотворение, в котором описана очень плохая погода.

Напротив слова Великолепные, чудесный, красавица, янтарный, милые в стихотворении "Зимнее утро" создают ощущение чуда, и поэт радуется вместе с нами красотами чудесного утра, пусть морозного, но такого солнечного и блестящего.

Оба приведенных отрывка из романа "Евгений Онегин" касаются зимы в разных ее проявлениях. в первом отрывке описывается как запоздала зима, и только в январе выпадает первый долгожданный снег. Во втором отрывке мы читаем описание одетой в лед речки.

Попробуем придумать заглавия для этих отрывков.

Первый отрывок можно назвать так: Первый снег или Долгожданная зима.

Второй отрывок можно назвать: Гусь на льду или Зимние забавы на реке.

В сказке "О царе Салтане" происходит много чудес. Уже само чудесное спасение из бочки является первым из них. Далее судьба сталкивает чудом выросшего Гвидона с царицей Лебедем и чудеса продолжаются.

Гвидон трижды летает во дворец к своему отцу, царю Салтану, и трижды превращается ради этого в разных насекомых.

Сперва это был комар, потом муха и под конец Гвидон превращается в шмеля.

Каждый раз он возвращается в печали, потому что слышит о таких чудесах, которые даже не может себе представить и каждый раз царевна Лебедь его выручает.

Сперва он в благодарность за свое спасение дарит Гвидону прекрасный город. Потом дарит ему волшебную Белочку, после второго посещения Салтана Гвидон получает богатырей, которые выходят из моря со своим дядькой Черномором, и наконец Гвидон узнает, что лебедь не просто лебедь, а красавица-царица и она становится его женой.

В концовке "Сказки о царе Салтане" Пушкин отдает дать традиционным способам написания русских волшебных сказок, то есть он использует концовку:

43eOKZzmX9AOotcsm0Z97Fh8PHyNlA4.jpg

Такие концовки характерны для народных сказок, вот только пишутся они обычно прозой и встречаются как в приведенном у Пушкина варианте, так например и в таком виде:

lHROCIWFSaiRLllrroFV7sKH6mrqcG.jpg

Однако Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не внес в эту концовку и свой элемент, свой яркий юмор, которым кстати пронизана вся эта сказка и прочие сказки Пушкина. Подобное сочетание нехарактерно для народных сказок, но у Пушкина оно встречается сплошь и рядом:

bgNJ8OwNGGzmS17UPyOpf1jHKl36q.jpg

Я бы сказала, что подобное окончание делает сказку Пушкина более достоверной, более приближенной к реальности, добавляет ей правдивости.

В стихотворении "Зимнее утро" поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчеркивает красоту этого утра и то волшебное настроение, которое принесло красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.

В это самое время его комната кажется озаренной "янтарным блеском", наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.

Причем поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: Треском трещит.

И опять мы встречаем в этом стихотворении слово Веселым, которое Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нем зима и именно яркий морозный солнечный день.

На протяжении почти всего развития событий, князь Гвидон из "Сказки о царе Салтане" воспринимает царевну-лебедь просто как волшебную чудесную птицу, которая помогает ему потому, что он сам спас ее при первой встречи от черного коршуна. Хотя сама лебедь и признается Гвидону, что он спас девицу от чародея, подтверждения своих слов она не дает.

Так что Гвидон долгое время не подозревает, что лебедь - только образ, за которым скрывается настоящая царица, красоте которой нет равной на земле.

Посмотрим, как обращается царевна-лебедь к Гвидону. Сперва она благодарит его за спасение:

EEOS767wH2OSABbc7g1lyOtC0smC1m.jpg

Когда князь печальный появляется на берегу, лебедь всякий раз обращается к нему со словами:

Петренко Ольга Михайловна

Особое внимание она уделяет лексике произведений, не без основания полагая, что основной материал создания стихов – слово. Кроме того проводит довольно глубокий анализ фоники произведения в разных её аспектах и отвечает на вопрос: сам ли он изобрёл этот способ делать свою поэтическую речь подчёркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения, т.е. музыкальной?

ВложениеРазмер
pushkin_russkaya_zima.doc 121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

Изображение русской зимы в стихотворениях

Мальцева Ирина Андреевна

Петренко Ольга Михайловна,

учитель русского языка

Глава 2. Языковое оформление стихотворений………………………………..7-12

1) Зрительное восприятие стихотворений…………………………………. …7

2) Средства выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения)……. …7

4) Лексический анализ стихотворений………………………………….…..…..9

5) Стилистические фигуры языка…………………………………………. …11

6) Цветовое оформление звуков стихотворений………………………….…..12

В поэзии Пушкина, опять-таки впервые,

явилась нам и русская зима, не загрими-

рованная никакими мифологическими

поэтизмами, поэтическая сама по себе,

с этим ослепительным блеском снегов,

с долгими вечерами у камина,

с неистовством зимних бурь, с

апофеозом русской красоты, которая

Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Она является не только темой поэзии, но и её идеалом – примером истинной красоты, гармонии, жизненной стойкости, целесообразности.

Избранная тема моей работы привлекла меня тем, что представилась возможность попытаться дать истолкование, оценку двум замечательным стихотворениям, в которых поэт выражает свои чувства к русской зиме, попытаться при сравнении отметить общее и различное, проанализировать языковое оформление.

Предмет исследования: языковое оформление стихотворений.

Для достижения цели были поставлены задачи:

*Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.

зрения идейно-тематического содержания, отметив в них общее и различие.

2. Дать истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка стихотворений, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел стихотворений.

В качестве методов исследования были использованы:

  1. Изучение и анализ литературы.
  2. Исследование поставленной проблемы.
  3. Сравнение, составление.

Глава 1. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина с точки

зрения идейно-тематического содержания.

Человек и стихия (вьюга) живут по разным законам. Эти законы не согласованы, но таинственным образом взаимообусловлены.

На морозе лирический герой как человек русский особенно явно ощущает своё тепло, испытывает прилив энергии, вдохновения.

У замечательных стихотворений А.С. Пушкина можно отметить общее. Оба посвящены описанию чувств поэта, которые появляются в душе при изображении зимнего пейзажа (в этом проявляется тема) .

Мороз и солнце; день чудесный!

Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть морозного утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка в санках по утреннему снегу:

Друг милый, предадимся бегу

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: Где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Очень важно и время написания: оно помогает объяснить душевное состояние поэта.

Если глубже анализировать идейный смысл стихотворения «Зимний

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Итак, обобщим сказанное в первой главе.

1. Общее для данных стихотворений:

- один и тот же автор;

- описывается одно время года – зима (общая тема);

- автор выражает свои чувства к зимней природе (через ее восприятие);

2. Различие в стихотворениях:

3. Идейно-тематическое содержание стихотворений убеждает нас о безграничной любви поэта к родной природе. Поэт воспел русскую зиму с ослепительным блеском снега, со снежными бурями, с долгими зимними вечерами, с завыванием бури, с ярким солнцем.

Глава 2. Языковое оформление стихотворений.

Зрительное восприятие стихотворений.

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Звуковой строй языка.

Мо р о з и с олн ц е; день чуде с ный!

Еще ты д р емлешь, д р уг п р еле с тный.

По р а, к р а с ави ц а, п р о с ни с ь:

Отк р ой с омкнуты негой в з о р ы

Нав с т р ечу с еве р ной Ав р о р ы,

З ве з дою с еве р а яви с ь!

Вечор, ты по мн ишь, вьюга з л и л ась,

На м ут н о м н ебе м гла н оси л ась;

Л у н а, как б л ед н ое пят н о,

Сквозь тучи м рач н ые же л те л а,

И ты печа л ь н ая сиде л а –

А н ы н че…пог л яди в ок н о…

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные, крутя

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Раскатистый звук р , приглушенный глухой т в сочетании со звонким д , глухие к, х , взаимодействуя со звонкими в, з , передают завывание бури, а значит и внутреннее состояние человека, чувствующего себя тревожно, печально, одиноко.

Лексический анализ стихотворений.

Мороз и солнце; день чудесный!

День чудесен благодаря гармоничному сосуществованию мороза и солнечного тепла, света. Человек не может в полной мере насладиться красотой солнечного утра, если в его жизни не было мрачного, тоскливого вечера. Свежесть морозного утра сильнее почувствуешь только тогда, когда посидишь у затопленной печки.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бурей завываньем

Ты, мой друг , утомлена…

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня. (Курсив мой - М.И.)

Стилистические фигуры языка.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем, добрая старушка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Данные повторы , а также риторические вопросы (их четыре), антитеза (противопоставление, о котором говорилось выше) – это тоже авторские приемы, помогающие передать состояние души поэта.

Цветовое оформление звуков стихотворений.

А – густо - красный

О – светло-желтый или белый

Ю – голубоватый, синеватый

У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый

Ы – мрачный, темно-коричневый или черный

М о р о з и с о лнце; день чудесный! –

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя-

чувствуется ощущение тревоги, беспокойства, передающееся буквой У , которая на белом фоне (О – светло-желтый или белый) рисует, если можно так сказать, всполохи темно-синего, лилового цвета, а Ы в словах снежные, запоздалый, завываньем добавляет мрачность в цветовую гамму. Получается, что цветовое оформление звуков соответствует идейному смыслу обоих стихотворений.

1. Общее для данных стихотворений:

-используются для авторского замысла различные тропы (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения);

- используются различные стилистические фигуры (повтор, инверсия, риторические вопросы, антитеза).

2. Различие в стихотворениях:

-различна роль тропов и стилистических фигур для выражения авторского замысла;

-цветовое оформление звуков и букв;

3. Языковое оформление стихотворений способствует глубокому раскрытию идейно-тематического содержания поэтических шедевров:

-тропы (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения) являются изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими раскрыть идейный замысел поэта;

-стилистические фигуры (антитеза, повтор, риторические вопросы и восклицания) - средство выражения авторского замысла;

-лексика стихотворений подчинена идейному содержанию;

-такие средства выразительности, как анафора, аллитерация, убедили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, создают определенную содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую содержание поэтического текста;

- поэтический талант А.С.Пушкина помогает создать нужные образы, нужные слова и рифмы, звучать музыкой звуков и гореть красками звуков.

В заключение работы можно сделать следующие выводы:

во-первых, А. С. Пушкин многому учился у народа, т.е. из фольклора он черпал многое: и метафоричность, и образность языка, и ритм, и звукопись;

во- вторых, только благодаря своему таланту и огромному труду поэт смог весь этот огромный многовековой народный опыт в области стихосложения переработать и искусно украсить нужными приёмами свои произведения.

Зимнее утро и вечер в лирике

У этих чудесных стихов прославленного поэта можно выявить общее. В обоих литературных произведениях главное — это чувства и переживания лирического героя, которые он испытывает перед пейзажем в зимнее время года. В снежное утро автор восторгается картиной зимы, он очарован и вдохновлён утренним снежным убранством.

Сходства и различия стихов

Зимний вечер

Следует отметить и время создания литературных сочинений, это объясняет волнения поэта. Стих о зимнем вечере написан в 1825 году, тогда Александр Пушкин был сослан в Михайловское, где пребывал под домашним арестом. Русский писатель опечален и встревожен. А произведение о зимнем утре сотворено в 1829 году. В тот период поэт ощущает себя умиротворённо. Пейзаж зимы поутру радостен и умилителен.

Общие черты этих стихов:

  • Тема зимнего времени года.
  • Автор — Александр Пушкин.
  • Сюжет основан на чувствах к природе зимой.
  • Присутствуют выразительные средства метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты.

Различие в произведениях:

  • Время суток утро и время суток вечер.
  • Эмоциональная окраска: в стихе о вечерней метели — грусть с ожиданием других чувств, в стихе о снежном утре — воодушевление и радость.
  • Различные годы создания стихов.
  • Стихотворные размеры: об утре написано ямбом, о вечере — хореем.

Стих о вечерней вьюге написан в 1825 году, когда писатель вернулся из ссылки на юг в столицу Москву. Здесь его встретили новые трудности.

Пушкинское родовое имение находилось во владении отца поэта, который в то время вознамерился посадить своего сына за решётку в тюрьму. Отношения в семействе были весьма сложными, по этой причине Александр Пушкин испытывает гнетущее одиночество.

Описание ночной вьюги

Описание ночной вьюги

Ему пришлось гостить у знакомых и друзей, домой идти не представлялось возможным. Пришла осень, родители писателя уехали из имения, теперь ему можно вздохнуть с облегчением. В один из снежных вечеров той зимой было написано исследуемое литературное произведение.

Снежный солнечный день

Снежный солнечный день

Александр Пушкин применяет риторические возгласы, задаётся вечными вопросами. Благодаря этим художественным фигурам стихотворение оживляется. Русская природа всегда заставляла сердце поэта трепетать. В своей пейзажной лирике старался не только иллюстрировать прекрасную картину натуры, но и передать читателю чувства и эмоции, которые рождаются при взгляде воочию на это великолепие.

Исследование текста

Основная идея пейзажной лирики великого русского поэта весьма проста: вокруг нас во все времена года существует нечто прекрасное. Необходимо найти возможность его видеть и воспринимать со всем этим волшебством.

Образы в литературных произведениях

Далее Пушкин описывает великолепный спокойный день. На этом контрасте явнее заметны преимущества погожего дня перед тёмной ночной вьюгой. Персонаж под тёплыми лучами солнца получает прилив жизненных сил, характеристика его настроения — герой влюблён и счастлив.

Настроения свежего доброго утра легко передаются читателю, эта положительная картина явна предстаёт перед глазами. Появляется желание находиться в уютном помещении в тепле с горящей печью. В ближайших планах отправится на прогулку в санях, подышать морозным прохладным воздухом, полюбоваться сказочными пейзажами. Из-за чистоты и ослепительно белого цвета снега небесная высь кажется голубой. Стволы деревьев контрастируют на фоне ледяного блеска, они похожи на темнеющие вдали острова.

Выразительные средства

Читает стихи Пушкина

В стихе о морозном утре присутствуют различные выразительные приёмы, к примеру:

  • луна, словно бледное пятно;
  • возлюбленая героиня, как звезда Севера.

Пушкин читает стих

Третья строфа вся в свете погожего дня. Небеса окрасились в голубое, снег лежит ковром. Всё это приносит счастье. Утром заметно то, что было сокрыто от взора в прошлую метель. Лесная чаща прозрачна, река сияет под коркой льда, ели зеленеют, мерцает иней. Как точно изображены все мелочи, каков образ русской зимы, как наблюдателен автор!

В четвёртой строфе комната залита янтарным блеском, печь радостно потрескивает, играя роль семейного очага. Действительно, можно увидеть янтарный отсвет огня из печи и услышать хруст просушенных и объятых пламенем дров. В произведении сравнения очень точны и живописны, перед читателем предстаёт цельная картина прекрасного морозного дня.

У великого русского поэта написано множество стихов о природе, эти два литературных произведения о российской зиме наполнены выразительными красками и яркими образами. Они выделяются в пейзажной лирике живописными сценами и общим мелодичным тоном. Стихотворения легко запоминаются читателем и остаются навсегда любимыми сердцу и душе.

Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.

На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.

В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.

В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.

Одиночество в Михайловском , так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь .




Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи.
Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.

Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.

Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.

Свой полёт они сопровождают криками.

Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.

Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.

С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.

Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.

Кажется, что автор безразличен к осени.

Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.

Скучная – унылая, тоскливая, нудная, неинтересная.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?

С модным паркетом.

Такое сравнение даёт представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.

Ещё у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.

Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.

Ведь в полной мере даёт представление той самой картины на реке.

Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Описание мальчиков говорит о том, что они были весёлыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.

И это не удивительно.

Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.

Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.

Каким изображён первый снег? Как он назван?

Он мимолётный, лёгкий и весёлый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.

Автор говорит о снеге, как о звёздах.

Это потому, что форма снежинок напоминает звёздочки.

-Сегодня мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь.

-Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло,вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

Какие
краски
использовал художник, изображая зиму.

Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что
бросается в глаза, — это ослепительная чистота и белизна снежного покрова
. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.

Перед вами лежат таблицы. Давайте запишем, какая зима на картине. Используйте словари.

Инструкция по заполнению таблицы:

1.В первой колонке вписываем слова, описывающие зиму на картине.

2.Во второй колонке нужно выбрать, какая зима в стихотворении.

3. В третьей колонке выделите слова, которые отображают ваше впечатление от прослушанного фрагмента музыки.

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Какое же зимнее утро?

Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

(учащиеся заполняют 2 столбик)

-П.Чайковского. Какие чувства передаёт музыка?

-Какие у вас возникли ощущения?

-А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу.

Посмотрите на все три ваши колонки.Какая же зима у нас получилось?

— это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

-Русские композиторы в своём творчестве обращались неоднократно к музыкальной живописи. Она красочная, яркая, насыщенная музыкальными голосами-тембрами.

-Тембрами, каких музыкальных инструментов изобразил пейзаж Георгий Свиридов (русский композитор 20 в.) в музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина “Метель”?

Характер музыки попробуем передать с помощью пластического интонирования (движения рук).

Анализ музыкального произведения.

Перед вами репродукции трёх картин. Определите группой какая из них наиболее подходит к музыке. А ребята из других групп оценят правильность вашего выбора. Оценивание.

-Зима нас радует и дарит нам множество забав, развлечений и праздников. Какой же праздник без песни! Чтобы красиво петь, нужно… ? (распеться)

Физкультминутка.

ученики молча под музыку смешиваются, двигаясь по комнате,

музыка останавливается, учащиеся образуются в пары (дают пять), если ученик не нашел пару, то поднимает руку вверх и находит пару).

Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

Какой вечер предстал перед нами?

-Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки с помощью карточки №2. Подчеркните нужное с вашей точки зрения. Карточка

-Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?

Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева

— Возвращение к проблемному вопросу

— Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

с помощью чего же мы описали красоту зимней природы.

Произведения совсем разные.

В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесённый настрой.

Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.

Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.

Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.

Поэт даёт понять, что на сердце невесело.

К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

Обращение Пушкина направлено к няне.

Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.

И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует её образ.

Известно, что родилась няня в крепостной семье.

На самом деле звали её Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.

Замуж она вышла в 23 года и было у неё четыре ребёнка.

Когда её муж ушёл из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала её племянника.

Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.

А затем её воспитанником стал он сам.

Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.

Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила её вместе с ним.

Она и поддерживала, и вдохновляла.

Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.

Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.

Последний раз няня и её любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.

Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.

Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.

Из-за этого вскоре скончалась.

К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.

Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано тёплыми чувствами, такими как нежность и любовь.

И это не удивительно.

Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.

Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.

Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.

На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.

В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.

В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.

Одиночество в Михайловском , так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.

Читайте также: