Сочинение сравнение двух предметов

Обновлено: 05.07.2024

В течение пяти лет в нашей Прогимназии ведется курс “Развитие речи”, рассчитанный на изучение с 1 по 4 классы (1 урок в неделю). В его основу положена система развития речи канд. пед. наук, доцента, зав. кафедрой преподавания русского языка в начальной школе РГПУ им. А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург), Г. И. Банщиковой.

Если в 1 классе основное внимание авторами программы уделяется развитию устной речи, навыку чтения и формированию элементов письменной речи, то уже со 2 класса большое место отводится письменной речевой деятельности как самостоятельной форме речи, которая является средством самовыражения личности ребенка.

Сначала дети говорят о правилах вежливого поведения и иx словесном выражении, разыгрывают речевые ситуации, сочиняют устные рассказы и сказки, учатся представлять слова в виде моделей, получают первое представление о некоторых лингвистических понятиях.

Затем изучаются разделы “Предложение”, “Текст”, “Слово”, причем работе над предложением уделяется значительно больше времени, чем обычно при обучении русскому языку.

Работе над словом также уделяется много внимания. Ученикам предлагаются задания, формирующие такие понятия, как “слово”, “лексическое значение”, “однозначные и многозначные слова”, “прямое и переносное значение слова”, “синонимы”, “антонимы”, “омонимы”.

Дети также учатся писать сочинения всех типов, и начинают с традиционно считающегося самым трудным рассуждения, ведь рассуждение – наиболее востребованный вид речевого высказывания школьника на всех уроках. Учащиеся изучают и особенности художественного описания; они более глубоко знакомятся с таким, уже известным им по урокам чтения литературным приемом, как сравнение и метафора, учатся использовать их в своих текстах. На уроках учащиеся редактируют как собственные, так и чужие тексты.

Прежде, чем описать уроки по теме “Сравнение”, хочу сказать о ней несколько слов. Детям она особенно пришлась по душе, и выполненные ими самостоятельные работы, на мой взгляд, достаточно красноречиво говорят об этом.

Всего мы уделили теме “Сравнение” 7 уроков. На двух первых уроках мы узнали, а точнее, вспомнили, что такое сравнение (потому что с этим понятием ученики уже встречались на уроках литературного чтения), выполнили ряд упражнений, в которых наблюдали за употреблением этого приема в устойчивых народных выражениях, а также писателями и поэтами в художественных произведениях. Далее мы искали и находили сравнения в прозаических и поэтических текстах, обращали внимание на знаки препинания при союзах и придумывали собственные сравнения (вне текста).

Чтобы сделать свой текст (в основном, описание), с помощью сравнений оригинальным и интересным, дети прошли определенный путь. Сначала они вставляли собственные сравнения в готовый авторский текст, далее продолжали авторский текст, используя сравнения, потом писали мини-сочинение о пасмурном дне, который выдался в тот день, далее писали сочинение – описание любого цветка, затем описывали пейзаж, изображенный на своей открытке или фотографии и, наконец, писали сочинения в форме художественного описания на свободную тему, когда сами могли выбрать тему, интересную и близкую для себя. На последнем седьмом уроке было проведено обобщение по теме, дети по желанию читали свои сочинения и обсуждали их. Принципиально важен, на мой взгляд, постепенный переход от наблюдения над употреблением сравнения в художественном произведении к полностью самостоятельному написанию такого трудного для учащихся начальной школы типу сочинения, как описание (с использованием сравнения). Помощь в виде самого текста или его начала учащиеся принимают очень хорошо; это видно по оригинальным сравнениям, которые они смогли придумать, не отвлекаясь при написании текста на такие сложные моменты, как план, герои, сюжет.

Тема урока: “Слова-помощники в сравнениях; знаки препинания при них. Использование собственных сравнений в тексте”

а) Облака, как сахарная вата, расстелились на огромном синем блюдце; словно плывущие на болоте бегемотики; они плыли, словно надутые, полные, лысые с круглыми головами в белых костюмчиках бизнесмены.

б) Вой ветра, словно вой старого раненого льва, который чувствует приближение смерти; вой ветра похож на дыхание великана; завыл ветер, словно обиженный плачущий ребенок, требующий игрушку.

в) Ежик, как подушечка для иголок; кенгуру, точно мячик; спящая черепашка, как пятнистый камень.

г) Ромашка, как яичница-глазунья; как солнышко в юбочке; как огонек в зимнем лесу.

Мы отметили, что сравнение облаков с барашками было в каждой второй работе, следовательно, его нельзя признать оригинальным, хотя использовать вполне можно.

2. Работа со сравнениями в тексте (устно): отрывок из рассказа В.Драгунского (по учебнику).

Музыка заиграла быстро и громко, и на арену выскочила белая лошадь, такая толстая и широкая, как тахта. А на лошади стояла тетенька, и она начала на этой лошади на ходу прыгать по-разному: то на одной ножке, руки в сторону, а то двумя ногами, как будто через скакалочку. Я подумал, что на такой широкой лошади прыгать – это ерунда, все равно как на письменном столе, и что я бы тоже так смог. Вот эта тетенька все прыгала, и какой-то человек в черном все время щелкал кнутом, чтобы лошадь немного проворней двигалась, а то она трюхала, как сонная муха. И он кричал на нее и все время щелкал. Но она просто ноль внимания. Тоска какая-то…

а) Нахождение выражений, подтверждающих, что этот монолог принадлежит ребенку (“лошадь толстая и широкая, как тахта”, “будто через скакалочку”, “я бы тоже так смог”, “эта тетенька”, “ноль внимания”).

б) Нахождение сравнений: “лошадь толстая и широкая, как тахта”, “прыгала на лошади, как будто через скакалочку”, “прыгать на широкой лошади, как на письменном столе”, “трюхала, как сонная муха”.

3. Слова-помощники (союзы) и их отсутствие в сравнениях; знаки препинания при них: работа с текстом “Улитка-вездеход” (диктант).

…Улитка никогда не спешит. Зачем? Домик свой она таскает на себе, словно рюкзак. На голове у нее торчат рожки-антеннки, а на них глаза, точно линзы. Видит улитка, как сова ночью, отлично. Она – вездеход. Может проползти даже по острой бритве и не порежется. Кто еще так сумеет? (По В. Кухта)

а) Определить тему (“про улитку”) и основную мысль текста (“улитка – удивительное животное”). Озаглавить самостоятельно.

б) Подчеркнуть в тексте сравнения (“домик, словно рюкзак”, “рожки-антеннки”, “глаза, точно линзы”, “видит, как сова ночью”, “вездеход”). Какую роль они здесь играют? (Делают текст более образным, интересным).

в) Какие слова-помощники использует автор при сравнении? (союзы “словно”, “точно”, “как”). Какие знаки препинания стоят при этих словах? (Обращаем внимание на одну или две запятые, в зависимости от места сравнения в предложении. Вспоминаем, что в устойчивых народных выражениях перед союзом “как” запятая не ставится: например, “упрям как осел”).

г) используются ли слова-помощники в сравнениях “рожки-антеннки”, “она - вездеход”? Как присоединяются слова сравнения к слову-предмету, который сравнивается? (знаками “дефис” и “тире”). Можно ли вместо этих знаков употребить союзы или другие слова-помощники? Какие? (Любые из вышеперечисленных союзов, а также “будто”; слова “похоже”, “подобно”, “кажется”). Зачем, по-вашему, в данном случае автор пользуется знаками тире и дефисом? (По-видимому, из-за обилия сравнений, которые употребляются почти в каждом предложении, чтобы избежать повторения слов-помощников). Можно ли было как-то иначе присоединить сравнения, без союзов и тире? (Да; например, “у нее есть и рожки в виде антеннок”, “этот вездеход может проползти…” и т. д.).

4. Самостоятельная работа: списать текст с доски, вставляя в любое его место свои сравнения; обратить внимание на слова-помощники и знаки препинания при них (можно использовать сравнения и без слов-помощников); придумать заголовок.

Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. На небе зажглись звезды. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке.

5. Домашнее задание: продолжить текст, используя сравнения (письменно).

Вы слышали, как звенит колокольчик? Он растет в глубине леса, в тени. Цветы его невесомы, и трогать их нельзя – можно сломать. Надо только смотреть и слушать. Но услышать его звон трудно. Елки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая листва, где уж тут услышать слабый нежный звон?

Но все-таки я ложусь на траву и слушаю…

(С текстами некоторых работ можно ознакомиться в Приложении).

На следующем уроке мы провели редактирование некоторых самостоятельных работ, написанных на предыдущем уроке в классе, обсуждали заголовки к тексту; также мы анализировали уместность тех или иных сравнений в тексте на примере сравнений, использованных в данных работах.

б) Редактирование: “солнце медленно, как медленная черепаха, опускалось за лес” (тавтология); повторение одних и тех же союзов (например, в работе Ани Ф. “как” и “будто” повторялись по два раза); в некоторых работах наблюдалось излишнее количество сравнений (в каждом предложении), и это делало описание громоздким и т.д.

в) Чтение работ Саши М., Даши Т. и Артема П. (см. Приложение).

Дети отметили, что все три работы интересны; особенно красивым и оригинальным показалось им сравнение солнца с “золотой колесницей Гелиоса”. Мы обратили внимание также на то, что в работе Артема П. все сравнения подходят друг другу (“солнце – желтая черепаха”, “лес – обросшее тело великана”, “звезды - тысячи глаз какого-то гигантского насекомого”), перед глазами так и встает сказочный лес, где водятся великаны и диковинные звери. В работе Саши М. присутствуют прекрасные сравнения лесной тишины (“как в храме после службы”) и звезд (“маленькие свечки”); ей был дан совет и третье сравнение блестящей воды в реке также приблизить к чему-то имеющемуся в храме; совместными усилиями мы предложили использовать здесь вместо “куска блестящей фольги” слово “серебро”, с чем автор (очень независимый человек), подумав, согласился.


По характеру : Царевна добрая , веселая, добродушная трудолюбива правдивая (тоесть не когда не врет) и не заносчива .

Царица же мсительная , злая жестокая .

Гордая, соенравна и ревнива .

Царевна очень добрая .

Она старается во всем угодить царице и даже прислуживает ей .

Она скромная и тихая , потому что росла сиротой и ей приходилось много трудится .

Мачеха или точнее Царица злая и ленивая, у неё много слуг и не чего не делает .

Она только завидует молодости и красоте Царевны .


Помогите написать сочинение обращение, например, к реке или какому - либо другому предмету?

Помогите написать сочинение обращение, например, к реке или какому - либо другому предмету.


Образное сравнение оперирует далёкими предметами, намеренно берёт их из самых разных областей?

Образное сравнение оперирует далёкими предметами, намеренно берёт их из самых разных областей.

Значение его всплывает не прямо через слово, хотя и посредством слова, но из отражения одного предмета в другом по тексту Фраермана ( он начинается так * Как часто Таня оставалась одна хозяином своего досуга.


Что должно быть в сочинении описании предметов?

Что должно быть в сочинении описании предметов?


Пожалуйста помогите написать сочинение на тему "Мой любимый предмет"?

Пожалуйста помогите написать сочинение на тему "Мой любимый предмет".


Сочинение мой нелюбимый предмет в школе "География" Помогите пожалуйста?

Сочинение мой нелюбимый предмет в школе "География" Помогите пожалуйста.


Сочинение на лингвистическую тему "Морфологические средства сравнения" Помогите пожалуйста?

Сочинение на лингвистическую тему "Морфологические средства сравнения" Помогите пожалуйста.


Сочинение с множеством обращений к одному предмету или человеку?

Сочинение с множеством обращений к одному предмету или человеку.


Ребят помогите пожалуйста, очень нужно?

Ребят помогите пожалуйста, очень нужно!

Сочинение на тему "чему я удивился"или "интересная поездка", на одну из этих тем, в сочинении должны быть ЭПИТЕТЫ и СРАВНЕНИЯ но это не столь важно!


Помогите пожалуйста написать сочинение на тему Мой любимый предмет?

Помогите пожалуйста написать сочинение на тему Мой любимый предмет.


Пожалуйста, помогите написать небольшое сочинение - описание какого - нибудь предмета - (игрушку, предмет домашнего обихода)?

Пожалуйста, помогите написать небольшое сочинение - описание какого - нибудь предмета - (игрушку, предмет домашнего обихода).


КарандАш, линЕйка, стЕнка, точИла, шкОла, кнИга, телевИзор, муравЕй, буквАльно, слОво, учИтельница, дЕвочка, мАльчик, лИдер.


КарандАш, линЕйка, стЕрка, точИлка, шкОла, кнИга, телевИзор, муравЕй, буквАрь, слОво, учИтельница, дЕвочка, мАльчик, лИдер.


Обрадоваться успокоиться отдохнуть помогать бежать.


Мнемного коряво получилось.


Висит на ветке, на ветви, посидеть у проруби, уехать от дяди, к дяде, писал в тетрадке, подойти к юноше, говорить о юноши, услышать от юноши, идти по дороге к избушке, на высокой ели, ёлке, падают с ветки, сиять от радости.


Висит на ветке, на ветве ; посидеть у прорубить, уехать от дяди, к дяде ; писал в тетради, в тетрадке ; подойти к юноше, говорит о юноше ; услышать от юноши, идти по дороге к избушке ; на высокой ели, ёлке ; падают с ветки ; сиять от радости.


Гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревшийся, загорать, угореть, угорелый, подгореть, подгорелый, подгоревший, погорелец, сгореть, несгораемый сейф, выгорать, выгореть, выгорание, возгорать, возгорание, перегореть ; ДАЖЕ БОЛЬШЕ.


Пословицы на тся 1. Вскипело б железо , а молоток сыщется 2. Лишняя штучка в забаву не годится 3. Кто поперхнется к тому , спешной посол 4. В нем много блох водится 5. Сорока от сороки в одно перо родится 6. Копейками рубль держится 7. Кто мно..


Белки надели дымчатые шубки(Белки подлежащее, надели сказуемое). Лисички рыщут по мрачным полям(лисички подлежащее, рыщут сказуемое). Они ищут мышиные норы(они подлежащее, ищут сказуемое). Под кочками ёжик свернулся клубочком(ёжик подлежащее, свер..


"Когда ты приедешь? " - спросил Олег, разглядывая рекламный щит. Катя повернулась к подруге и воскликнула : "Ой, что это у тебя на лице? ".

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Презентация на тему

Данная презентация рассчитана для учеников пятого класса, наполнена яркими иллюстрациями и текстом (для того,чтобы было детям легче представить о чём будет идти речь в их сочинениях). Основной задачей урока является сравнительная характеристика двух знакомых лиц (например, героев из знакомых произведений). Описаны основания для написания сочинения, дано примерное начало сочинения.

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Сравнительная характеристика Сравнительная характеристика двух знакомых лиц двух знакомых лиц Цели: Цели:  научить строить текст жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц;  показать особенности текстов­характеристик двух людей;  пополнить лексический запас обучающихся;  развивать творческие способности обучающихся;  формировать навыки аналитической работы со словесным материалом;  воспитывать культуру речи.

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

По страницам прочитанных книг В каждом литературном произведении писатель изображает разных по характеру и поступкам, по убеждениям и жизненным судьбам людей. Вслед за писателем и мы невольно сравниваем их между собой: что у них общего, чем они различаются.

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Сравнение литературных героев помогает Сравнение литературных героев помогает читателю лучше понять их внутренний мир, оценить читателю лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки. характеры и поступки.

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Сравнение (сопоставление) литературных героев Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни. изображаемой им жизни.

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Выявление сходства или различия в процессе Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.. сравнительной характеристикой

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Работа над ней начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления двух литературных героев по сходству или различию. Но прежде всего надо ответить на вопрос (подвести базу для сравнения): на каком основании мы можем сравнить (сопоставить) этих людей?

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Основания для сравнения Основания для сравнения  внешность; внешность;  возраст; возраст;  социальное положение; социальное положение;  родственные отношения; родственные отношения;  отношение обоих к третьему лицу; отношение обоих к третьему лицу;  отношение к ним автора. отношение к ним автора. В заключение необходимо сделать вывод: В заключение необходимо сделать вывод: что что даёт сравнение двух героев для раскрытия даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно­художественного содержания содержания идейно­художественного прочитанного произведения (для чего автор (для чего автор прочитанного произведения поставил их рядом)? поставил их рядом)?

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Линии сравнения Линии сравнения  портрет; портрет;  характер; характер;  обстоятельства жизни; обстоятельства жизни;  поступки, поведение; поступки, поведение;  авторское отношение. авторское отношение.

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Работа в группах Работа в группах вводные вводные 1 группа 1 группа  Проанализируйте синтаксическое строение текста, Проанализируйте синтаксическое строение текста, найдите параллельные синтаксические конструкции, найдите параллельные синтаксические конструкции, союзы, слова, использующиеся при союзы, слова, использующиеся при сравнении и сопоставлении. сравнении и сопоставлении. 2 группа 2 группа  Проанализируйте лексические особенности текста: Проанализируйте лексические особенности текста: использование антонимов. Приведите примеры использование антонимов. Приведите примеры лексических и контекстуальных антонимов. С какой лексических и контекстуальных антонимов. С какой целью они используются? целью они используются? 3 группа 3 группа  В каком времени употреблены в тексте глаголы? В каком времени употреблены в тексте глаголы? Почему? Почему?

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Александра Афанасьевна Александра Афанасьевна Ольга Афанасьевна Ольга Афанасьевна №№ 11 Что Что сравнивается сравнивается Поза, руки Поза, руки Повернула голову к зрителям, облокотилась о Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит в другой держит перила одной рукой, небольшой платочек. небольшой платочек. Грациозна руки. руки. Грациозна стройна. Изящные стройна. Изящные белый белый и и шелковый шелковый Голову наклонила чуть влево, в Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст. платочек, в другой – хлыст. на месте. Угловатая, Застыла Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки. Маленькие аккуратные руки. Выразительное румяное Выразительное румяное Лукавая, таинственная улыбка. Лукавая, таинственная улыбка. Прищуренные, добрые. Прищуренные, добрые. Сосредоточенный, ласковый. Сосредоточенный, ласковый. Немного Немного величине, прямой. величине, прямой. Небольшой рот, Небольшой рот, вытянутые ниточкой. вытянутые ниточкой. Тёмные, немного Тёмные, немного уложены в локоны. уложены в локоны. вьющиеся, вьющиеся, средний средний острый, острый, тонкие тонкие губы, губы, лицо. лицо. по по ЛицоЛицо Глаза Глаза Взгляд Взгляд НосНос Удивительно миловидное, женственное (очень Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). Тонкие черты. приятное). Тонкие черты. Широко раскрыты, приветливы, лучисты. Широко раскрыты, приветливы, лучисты. Выразительный, обращён к зрителям, добрый. Выразительный, обращён к зрителям, добрый. Маленький, короткий, аккуратный. Маленький, короткий, аккуратный. Рот, губы Рот, губы Маленький, изящный рот; яркие алые губы. Маленький, изящный рот; яркие алые губы. Волосы Волосы Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. 22 33 44 55 66 77 88 99 Одежда Одежда Характер Характер 1010 Отношение Отношение художника художника Одета в амазонку – женское длинное платье Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды. особого покроя для верховой езды. Одета в амазонку. Одета в амазонку. Романтичный. Открытая Романтичный. Открытая разговоре. разговоре. Выписывает каждую деталь. Выписывает каждую деталь. и и свободная свободная в в Мечтательный, сдержанный. Мечтательный, сдержанный. Выписывает каждую деталь. Выписывает каждую деталь.

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Примерное начало сочинения Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил фигуры девушек в движении. изобразить одетые сдерживают Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра. девушками с каким

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

Рефлексия  Сравнительная характеристика – это… Сравнительная характеристика – это…  Линиями сравнения являются… Линиями сравнения являются…  Основанием для сравнения может быть… Основанием для сравнения может быть…  В сравнительной характеристике В сравнительной характеристике используются следующие синтаксические используются следующие синтаксические особенности:… особенности:…  Лексические особенности текста в жанре Лексические особенности текста в жанре сравнения двух людей – это… сравнения двух людей – это…

Презентация на тему "Сочинение-сравнение" (русский язык, 5 класс)

Презентация на тему

В течение пяти лет в нашей Прогимназии ведется курс “Развитие речи”, рассчитанный на изучение с 1 по 4 классы (1 урок в неделю). В его основу положена система развития речи канд. пед. наук, доцента, зав. кафедрой преподавания русского языка в начальной школе РГПУ им. А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург), Г. И. Банщиковой.

Если в 1 классе основное внимание авторами программы уделяется развитию устной речи, навыку чтения и формированию элементов письменной речи, то уже со 2 класса большое место отводится письменной речевой деятельности как самостоятельной форме речи, которая является средством самовыражения личности ребенка.

Сначала дети говорят о правилах вежливого поведения и иx словесном выражении, разыгрывают речевые ситуации, сочиняют устные рассказы и сказки, учатся представлять слова в виде моделей, получают первое представление о некоторых лингвистических понятиях.

Затем изучаются разделы “Предложение”, “Текст”, “Слово”, причем работе над предложением уделяется значительно больше времени, чем обычно при обучении русскому языку.

Работе над словом также уделяется много внимания. Ученикам предлагаются задания, формирующие такие понятия, как “слово”, “лексическое значение”, “однозначные и многозначные слова”, “прямое и переносное значение слова”, “синонимы”, “антонимы”, “омонимы”.

Дети также учатся писать сочинения всех типов, и начинают с традиционно считающегося самым трудным рассуждения, ведь рассуждение – наиболее востребованный вид речевого высказывания школьника на всех уроках. Учащиеся изучают и особенности художественного описания; они более глубоко знакомятся с таким, уже известным им по урокам чтения литературным приемом, как сравнение и метафора, учатся использовать их в своих текстах. На уроках учащиеся редактируют как собственные, так и чужие тексты.

Прежде, чем описать уроки по теме “Сравнение”, хочу сказать о ней несколько слов. Детям она особенно пришлась по душе, и выполненные ими самостоятельные работы, на мой взгляд, достаточно красноречиво говорят об этом.

Всего мы уделили теме “Сравнение” 7 уроков. На двух первых уроках мы узнали, а точнее, вспомнили, что такое сравнение (потому что с этим понятием ученики уже встречались на уроках литературного чтения), выполнили ряд упражнений, в которых наблюдали за употреблением этого приема в устойчивых народных выражениях, а также писателями и поэтами в художественных произведениях. Далее мы искали и находили сравнения в прозаических и поэтических текстах, обращали внимание на знаки препинания при союзах и придумывали собственные сравнения (вне текста).

Чтобы сделать свой текст (в основном, описание), с помощью сравнений оригинальным и интересным, дети прошли определенный путь. Сначала они вставляли собственные сравнения в готовый авторский текст, далее продолжали авторский текст, используя сравнения, потом писали мини-сочинение о пасмурном дне, который выдался в тот день, далее писали сочинение – описание любого цветка, затем описывали пейзаж, изображенный на своей открытке или фотографии и, наконец, писали сочинения в форме художественного описания на свободную тему, когда сами могли выбрать тему, интересную и близкую для себя. На последнем седьмом уроке было проведено обобщение по теме, дети по желанию читали свои сочинения и обсуждали их. Принципиально важен, на мой взгляд, постепенный переход от наблюдения над употреблением сравнения в художественном произведении к полностью самостоятельному написанию такого трудного для учащихся начальной школы типу сочинения, как описание (с использованием сравнения). Помощь в виде самого текста или его начала учащиеся принимают очень хорошо; это видно по оригинальным сравнениям, которые они смогли придумать, не отвлекаясь при написании текста на такие сложные моменты, как план, герои, сюжет.

Тема урока: “Слова-помощники в сравнениях; знаки препинания при них. Использование собственных сравнений в тексте”

а) Облака, как сахарная вата, расстелились на огромном синем блюдце; словно плывущие на болоте бегемотики; они плыли, словно надутые, полные, лысые с круглыми головами в белых костюмчиках бизнесмены.

б) Вой ветра, словно вой старого раненого льва, который чувствует приближение смерти; вой ветра похож на дыхание великана; завыл ветер, словно обиженный плачущий ребенок, требующий игрушку.

в) Ежик, как подушечка для иголок; кенгуру, точно мячик; спящая черепашка, как пятнистый камень.

г) Ромашка, как яичница-глазунья; как солнышко в юбочке; как огонек в зимнем лесу.

Мы отметили, что сравнение облаков с барашками было в каждой второй работе, следовательно, его нельзя признать оригинальным, хотя использовать вполне можно.

2. Работа со сравнениями в тексте (устно): отрывок из рассказа В.Драгунского (по учебнику).

Музыка заиграла быстро и громко, и на арену выскочила белая лошадь, такая толстая и широкая, как тахта. А на лошади стояла тетенька, и она начала на этой лошади на ходу прыгать по-разному: то на одной ножке, руки в сторону, а то двумя ногами, как будто через скакалочку. Я подумал, что на такой широкой лошади прыгать – это ерунда, все равно как на письменном столе, и что я бы тоже так смог. Вот эта тетенька все прыгала, и какой-то человек в черном все время щелкал кнутом, чтобы лошадь немного проворней двигалась, а то она трюхала, как сонная муха. И он кричал на нее и все время щелкал. Но она просто ноль внимания. Тоска какая-то…

а) Нахождение выражений, подтверждающих, что этот монолог принадлежит ребенку (“лошадь толстая и широкая, как тахта”, “будто через скакалочку”, “я бы тоже так смог”, “эта тетенька”, “ноль внимания”).

б) Нахождение сравнений: “лошадь толстая и широкая, как тахта”, “прыгала на лошади, как будто через скакалочку”, “прыгать на широкой лошади, как на письменном столе”, “трюхала, как сонная муха”.

3. Слова-помощники (союзы) и их отсутствие в сравнениях; знаки препинания при них: работа с текстом “Улитка-вездеход” (диктант).

…Улитка никогда не спешит. Зачем? Домик свой она таскает на себе, словно рюкзак. На голове у нее торчат рожки-антеннки, а на них глаза, точно линзы. Видит улитка, как сова ночью, отлично. Она – вездеход. Может проползти даже по острой бритве и не порежется. Кто еще так сумеет? (По В. Кухта)

а) Определить тему (“про улитку”) и основную мысль текста (“улитка – удивительное животное”). Озаглавить самостоятельно.

б) Подчеркнуть в тексте сравнения (“домик, словно рюкзак”, “рожки-антеннки”, “глаза, точно линзы”, “видит, как сова ночью”, “вездеход”). Какую роль они здесь играют? (Делают текст более образным, интересным).

в) Какие слова-помощники использует автор при сравнении? (союзы “словно”, “точно”, “как”). Какие знаки препинания стоят при этих словах? (Обращаем внимание на одну или две запятые, в зависимости от места сравнения в предложении. Вспоминаем, что в устойчивых народных выражениях перед союзом “как” запятая не ставится: например, “упрям как осел”).

г) используются ли слова-помощники в сравнениях “рожки-антеннки”, “она - вездеход”? Как присоединяются слова сравнения к слову-предмету, который сравнивается? (знаками “дефис” и “тире”). Можно ли вместо этих знаков употребить союзы или другие слова-помощники? Какие? (Любые из вышеперечисленных союзов, а также “будто”; слова “похоже”, “подобно”, “кажется”). Зачем, по-вашему, в данном случае автор пользуется знаками тире и дефисом? (По-видимому, из-за обилия сравнений, которые употребляются почти в каждом предложении, чтобы избежать повторения слов-помощников). Можно ли было как-то иначе присоединить сравнения, без союзов и тире? (Да; например, “у нее есть и рожки в виде антеннок”, “этот вездеход может проползти…” и т. д.).

4. Самостоятельная работа: списать текст с доски, вставляя в любое его место свои сравнения; обратить внимание на слова-помощники и знаки препинания при них (можно использовать сравнения и без слов-помощников); придумать заголовок.

Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. На небе зажглись звезды. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке.

5. Домашнее задание: продолжить текст, используя сравнения (письменно).

Вы слышали, как звенит колокольчик? Он растет в глубине леса, в тени. Цветы его невесомы, и трогать их нельзя – можно сломать. Надо только смотреть и слушать. Но услышать его звон трудно. Елки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая листва, где уж тут услышать слабый нежный звон?

Но все-таки я ложусь на траву и слушаю…

(С текстами некоторых работ можно ознакомиться в Приложении).

На следующем уроке мы провели редактирование некоторых самостоятельных работ, написанных на предыдущем уроке в классе, обсуждали заголовки к тексту; также мы анализировали уместность тех или иных сравнений в тексте на примере сравнений, использованных в данных работах.

б) Редактирование: “солнце медленно, как медленная черепаха, опускалось за лес” (тавтология); повторение одних и тех же союзов (например, в работе Ани Ф. “как” и “будто” повторялись по два раза); в некоторых работах наблюдалось излишнее количество сравнений (в каждом предложении), и это делало описание громоздким и т.д.

в) Чтение работ Саши М., Даши Т. и Артема П. (см. Приложение).

Дети отметили, что все три работы интересны; особенно красивым и оригинальным показалось им сравнение солнца с “золотой колесницей Гелиоса”. Мы обратили внимание также на то, что в работе Артема П. все сравнения подходят друг другу (“солнце – желтая черепаха”, “лес – обросшее тело великана”, “звезды - тысячи глаз какого-то гигантского насекомого”), перед глазами так и встает сказочный лес, где водятся великаны и диковинные звери. В работе Саши М. присутствуют прекрасные сравнения лесной тишины (“как в храме после службы”) и звезд (“маленькие свечки”); ей был дан совет и третье сравнение блестящей воды в реке также приблизить к чему-то имеющемуся в храме; совместными усилиями мы предложили использовать здесь вместо “куска блестящей фольги” слово “серебро”, с чем автор (очень независимый человек), подумав, согласился.

Читайте также: