Сочинение состав слова 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия № 2 им.Л Рябики Республика Крым
Описание материала: предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему "Состав слова"
Этот урок будет полезен учителям начальной школы,родителям.
Материал даёт представление о составе слова,знакомит с понятием"Морфема"

Тема урока:состав слова
Цель: дать представление о структуре слова,их взаимосвязью и значением в словообразовании.

Задачи:
образовательные:раскрыть значение понятия "состав слова" "морфемы"
развивающие:развивать логическое мышление,словарный запас,воображение
воспитательные:внимание,любознательность,чувство позитивной самооценки

Тип урока:изучение нового

Формы работы:фронтальная,индивидуальная

Методы обучения:словесно-наглядный,иллюстративный

1)Беседа по содержанию урока
Сегодня на уроке мы поговорим о том из чего строятся слова? Задумайтесь над этими словами.Мы поговорим о том строительном материале, из которого создаются слова нашего языка. Всё на свете состоит из чего-то:
лес из деревьев




Из чего же строятся слова?
Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек,ракушек и зелёных лягушек. Вот из этого сделаны мальчики. Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны девочки? Из конфет, и пирожных, и сластей всевозможных.Вот из этого сделаны девочки. (С. Маршак)[/quote]

А слова сделаны из своего "строительного материала"
"Строительные блоки" для слов называются морфемами.

2)Самый главный "строительный блок"-корень,который несёт основной смысл,значение слова. Если слова похожи по значению и по внешнему виду,тогда они называются родственными.
Корень условно обозначается знаком.



3)Работа в тетради
Запишем корень цвет.Пригласим в гости всех родственников корня.
Записи:цветок,цветик,цветение,расцветка,цветник,цветочница,цветоводство,цветущий,зацветает,цветной,многоцветный,цветоразличие
Укажите корень.
4)Игра на внимание "третий лишний".
В каждой тройке слов одно не родственное:
лес,лестница,лесничий;
честный,чесночный,чеснок
смешной,смешать,смешить
водитель,водичка,водяной
Почему одно слово лишнее?
5)Второй "строительный блок"-окончание.
Окончание условно обозначается.



Оно сообщает нам,сколько предметов один или много:кошка-кошки
В каком роде стоит слово-в мужском,женском,среднем:синий,синяя,синее
Вывод:изменяемая часть слова.
6)Третий "строительный блок"-приставки-труженицы,которые приставляются к корню.
Каждая приставка несёт смысл,образует новое значение слова.Условно она обозначается.


7)Игра"эрудит".
Я буду показывать только приставки,а вы догадайтесь,что надо делать?
Представьте,что вы сидите перед телевизором,который не работает-Я скажу В-(показываю приставку)
-Что сделаете? (дети отвечают-включить)
-Я скажу пере-(дети отвечают-переключить)
-Я скажу вы-(дети отвечают-выключить)
Вывод:приставка служит для образования новых слов.
7)Четвёртый "строительный блок"-суффикс.
Условно обозначается.



Суффикс из большого делает маленькое:гриб-грибок, кот-котик, лист-листок
Выражает отношение к предмету,признак предмета:
морковь-морковный,кошка-кошечка,сад-садик,садовый
Вывод: Суффиксы образуют новые смысловые значения слов.
Итог урока: мы познакомились со структурой слова-составом слова.В русском языке принято называть каждую часть слова-морфема.Они взаимосвязаны между собой,служат для образования новых слов,изменяют значение слова.
Назовите морфемы.Как они называются?
Как условно принято обозначать каждую часть слова?
Повторить по таблице.

Тема урока: Части слова: корень, окончание, приставка.

Цель урока: Закрепление изученного материала.

  1. Способствовать формированию у учащихся представлений о морфемах, умения распознавать в словах и подбирать части слова, подходящие по смыслу.
  1. Развивать речь, мышление, познавательный интерес.
  1. Прививать любовь к родному языку, воспитывать умение работать в коллективе, в парах.

Постановка целей урока.

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ.(на доску вывешивается корабль)

Запишите в судовой журнал(тетрадь) дату нашего путешествия и место нашего отправления(минутка чистописания).

На карточках вставьте пропущенные буквы в словах.

3.Повторение и закрепление знаний о морфемах.

- Закройте глаза. Крибле, крабле, бумс!

Мы оказались в сказочной стране МОРФЕМИКЕ и отправляемся в гости к нашим знакомым-частям слова.

(на доске - три дворца)

- Как вы думаете, кто главный в этой стране и почему? (корень)

- Чтобы попасть в этот дворец, нам нужно вспомнить , что такое корень слова? Это общая часть родственных слов.

(двери одного дворца открываются)

- Ребята, а здесь записка. (читает ученик)

«Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками, они разбрелись по всему и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в моем дворце.

- Помогите корню, подберите родственные слова с таким же корнем.

(дети по цепочке на доске и в тетрадях записывают однокоренные слова).

Назовите лишнее слово:

Дерево, сосна , деревянный

Дождь, дождливый, дождаться

Гора, горный, горевать

Весельчак, веселый, радостный

Крепость, крепкий, прочный

Белый, белка , бельё

-Корень узнал, что мы спешим к его сестре – приставке и открыл секрет.

Оказывается нам нужен специальный пропуск!

(на листе бумаги написано слово СНЕГ)

- Назовите однокоренные слова так, чтобы они не повторялись.

Есть среди них слова с приставкой?

А вот и сама госпожа приставка приветствует нас!

- А что вы знаете о приставке? (приставка-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

- Молодцы! И приставка дарит вам задание:

стр. 75, упр. 167, 166 (по выб.)

Физминутка – остров Утят (музыкальная)

- Пришло время отправляться во дворец к окончанию.

- Как бы вы представили его тем, кто с ним не знаком?

(окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании).

- Да, в этом дворце постоянно что-то меняется! Что же здесь происходит, попробуем проследить.

возле высокого дом__

к кирпичному дом__

за старым дом___

о красивом дом___

- Прочитайте запись на доске:

В, хорошо, а лучше, дом, гости.

- Получилась ли у вас пословица? Что необходимо изменить? (порядок слов и окончания в словах)

- Составьте и запишите пословицу в тетрадь. Выделите окончания в словах, где пришлось его изменить. (учитель пишет на доске)

- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

- Пришла пора и нам возвращаться домой.

- Как вы думаете, какой еще брат есть у корня? (суффикс)

- С суффиксами мы познакомимся на следующем уроке/

- Наш корабль благополучно причалил к классной пристани.( на доске-домик)

- Давайте на прощание еще раз повторим, у каких частей слова мы были в гостях, дайте им определения.

- Морфемам понравилось, как вы работали, они приготовили для вас интересное домашнее задание:

Разбери по составу слова: восход, задачи, вывоз, полет, приказы .

Составь три предложения с этими словами.

Подберите слова к схемам:

Составь три предложения с этими словами.

1. Выбрать слова, которые в большей степени подходят к сказке (лишние слова зачеркните)

2. Выделить в выбранных вами словах приставку.

3. Вставьте пропущенные окончания.

4. В подчеркнутых словах выделите корень.

Жил-был в одном царстве Корень слова. (Задумал, решил) он своего брата навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. (устал, утомился) Корень. (Присел, сел) он под березку, лапти свои (скинул, положил). Сидит Корень, (ест, закусывает) хлеб, водицей (запивает, прихлебывает).

- Поделитесь своими впечатлениями от урока. Что вам понравилось, какие задания были интересными? Трудными?

- Всем спасибо за работу. Урок закончен.

5. Выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь.

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

- формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к.


Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"


Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100.


План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС.


Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание слова" разработана по учебнику А.В.Поляковой, предназначена для учителей работающих по развивающей системе Л.В.Занк.


Предложения состоят из слов, но и у слов есть свои составные части. Если разобрать слово по составу, можно многое понять о его происхождении и значении. Изучение состава слова – тема 3 класса русского языка – помогает лучше понять правила правописания и родной язык в целом.


Из каких частей состоит слово и зачем они нужны?

Есть четыре вида “кирпичиков”, из которых состоят слова. Два из них есть в слове всегда – это корень и окончание. Приставка и суффикс используются во многих словах, но это не обязательные части.

Корень – это то, что выражает значение слова, его главная часть. Он объединяет родственные слова, которые еще называют однокоренными.

После корня ставится окончание – та часть слова, благодаря которой оно меняет свои формы. Эта часть также изменяется, она служит для того, чтобы связывать слова в словосочетании и предложении.

Что касается приставки, то она стоит перед словом и необходима для того, чтобы образовывать новые слова. Ту же функцию выполняет и суффикс, но он ставится не перед корнем, а после него. В слове одновременно может использоваться и то, и другое, а может только что-то одно.

У каждого слова также есть основа – это все, что стоит до окончания. То есть существуют такие единицы языка, основа которых состоит только из корня, есть такие, где она включает дополнительные составляющие части.

В русском языке есть слово, у которого нет… корня – вынуть. Когда-то оно звучало как вынять , и корень в слове был – ня . Но языковые процессы привели к тому, что он трансформировался в суффикс -ну-.

Примеры разбора

Умение определять, из каких частей состоит слово, очень важно, проще всего сделать это на практике. Вот несколько примеров состава слова.

Так, слово леса имеет корень лес – (он же – основа) и окончание . Определить, что это именно окончание, можно, просклоняв его: лесам, лесов и т.д.

В русском языке есть слова с нулевым окончанием, когда в начальной форме после основы нет никаких букв, а проявляется окончание только при склонении: мяч – мяча – мячом и т.д.

Если разобрать по частям слово поход, то основа у него будет такая же – поход, корень – ход –, образовано оно с помощью приставки по-. Окончание – нулевое.

Слово поездка, разобранное по составу, даст основу поездк –, которая разбирается на приставку по-, корень – езд – и суффикс – к-, а также окончание а.

Что мы узнали?

Любое слово в русском языке можно разобрать по составу. Всего есть четыре единицы, на которые оно “разбирается” – это корень, окончание, приставка и суффикс. Основная часть слова – корень, к ней “пристраивается” все остальное, слова с общим корнем называются однокоренными. Есть слова, состоящие только из корня и окончания, причем последнее может быть и нулевым. Окончание выполняет важную функцию, оно изменяется, делая устную и письменную речь связной. С помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка ставится перед корнем, а суффикс – после него. Та часть слова, которая идет до окончания, называется его основой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока русского языка Части слова 3 класс.doc

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Образовательное учреждение: МБУ СОШ №47 г. о. Тольятти Самарской области

Цели и задачи:

Образовательные:

Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Повторить изученные орфограммы в корне слова

Закрепить умение разбирать слова по составу.

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

личностных

Умение слушать и слышать собеседника.

Умение формулировать свою позицию.

Коммуникативных

Слушать и понимать речь других.

Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.

Умение редактировать (совершенствовать) текст.

Умение выражать свои мысли.

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных

Осознавать познавательную задачу.

Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Делать обобщения, выводы.

Регулятивных (рефлексивных)

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

1) Воспитывать любознательность, пытливос­ть при получении знаний.

2) Формировать интерес к изучению родного языка.

3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаи­мовыручки.

4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование : ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация (см. приложение №1), карточки с заданиями (приложение № 2)

I . Организационное начало. Эмоциональный настрой.

(

На доске три лица, выражающие разные настроения: радость, удивление, грусть)

- Какое настроение выражает каждое лицо?

- Какое настроение выберем на урок? (радостное, весёлое, заинтересованное)

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением, и не забудем про интерес и удивление. Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю — у вас все получится! А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.

II . Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

А сейчас посмотрите на доску, что это такое? (Это части слова)

Дерев- -н- - о - ями а человек труд- -ом корн- силь- -о

- Какое задание вы можете предложить? (Составить слова и из слов предложение)

Давайте его выполним.

- Какое предложение вас получились?

(Дерево сильно корнями, а человек - трудом)

К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?

(Это пословица).

- Объясните, как вы понимаете эти слова.

Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.

(Тема нашего урока – состав слова)

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.

Проверим наши знания о значимых частях слова.

Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.

- Сегодня с нами снова наш старый друг – профессор Отвечайкин.

Профессор Отвечайкин:

Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давайте сядем мы в ракету

И прямо в космос полетим.

Ведь и для нас осталось

Еще немало мест,

Пока что не открытых,

Или давно забытых

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.

- А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

- Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?

Давайте обратимся к словарям.

Толковый словарь Ушакова

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - способы, процесс образования слов в языке.

Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов

2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1) а) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.

2) Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.
- Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)

Профессор Отвечайкин:

Друзья! Моя задача такова —

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?

III. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков.

1) Главная планета - планета Корней.

- В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень?

- А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из час­ти слова?

- Подберите фразеологизм со словом корень.

-Давайте послушаем, что думает об этом профессор Отвечайкин.

Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.

- Как правильно выделить в слове корень?

(Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята I и II варианта называют по очереди составленные слова).

- Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.

3) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор.

4) Дед Корней хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слова по составу.

(Разбор слов по составу + словарная работа. Один ученик работает у доски).

Р. кета, косм…с, пол…тел, космолёт.

Проблемная ситуация:

(Рассматриваются 2-3 разных варианта разбора слова).

-Как можно назвать такие слова? Приведите примеры подобных слов.

Такие слова называются сложными. С образованием и написанием сложных слов мы будем знакомиться на следующем уроке.

Планета Грамотности.

А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.

- Какое качество мы будем сегодня развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?

(Развивая мышление, мы учимся лучше думать, размышлять, понимать; учимся находить разные способы решения заданий; учимся сравнивать разные понятия).

На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!

Задание. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачер­кни слово, которое является лишним в каждой строке.

1 . (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре

2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная

3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б

Проверьте себя по ответу.

Физкультминутка.

Планета Приставок

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

- Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова?

Девочка Приставочка.

(шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, нашёл, зашёл, вышел, перешёл, прошёл, ушёл)

С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?

2) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:

(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.

- Предлагаю вам задание на выбор.

Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.
-Почему нужно различать приставки и предлоги?

Планета Суффиксов

После корня он стоит,

Перед окончанием

Его если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называя суффиксом.

-Как найти в слове суффикс?

Мальчик Суффикс:

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.

Рыбка, дубок, горка, норка.

Тракторист, пианист, танкист, печник.

Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

- Какие значения придают здесь суффиксы?

Планета Окончаний и Основ.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Какую работу в языке выполняют окончания?

Подружки Окончание и Основа.

Если я покажу слово с окончанием а , вы хлопаете в ладоши над головой.

Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд.

- Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием а.

Слова: река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа.

2) Упражнение в определении роли окончаний в предложениях (резерв)

Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы. Запись на доске:

Что написано (перо), то не вырубишь (топор).

За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.

Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.

- Объясните смысл пословиц.

Профессор Отвечайкин:

- Вот и заканчивается наше путешествие, возвращаемся в класс.

Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока.

Укажите № правильного варианта

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

Часть слова без окончания

Часть слова, которая является общей для родственных слов

Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

Найди слова с приставками:

Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:

Пригородный

Какое слово - “лишнее”

Отвечайкин:

А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
- Что сегодня вам удалось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

учить находить в словах их основы;

развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;

способствовать развитию речи.

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика (Прилож 1), проектор, презентация, карточки с частями слов.

I. Организационный момент.

– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал.
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Актуализация знаний.


– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3


Члены предложения –


Части слова –

– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4

– Что обозначает первый значок?

– Какая часть слова выделяется в квадратик?

– Каким значком выделяется главная часть слова?

– Что обозначают оставшимся значком?

– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 5


Корень – это главная часть предложения (-)

Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

Корень – это общая часть родственных слов (+)

Суффикс – это часть речи. (-)

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6


– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

– У кого одна ошибка?

– У кого две ошибки?

1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7

– Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

– Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

– Этот текст записан и в ваших тетрадях.

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

– Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

– Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

2) Нахождение родственных слов.

– Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова. (проверка выполнения задания)

Домов, домик.

Города, городские, пригород, загородный. (Проверка работы на экране).

– Выпишем слова самой большой группы родственных слов. СЛАЙД 8

(Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

Города – мн.ч. городской загородный – 4 слога пригород

– Какие задания можно предложить к данной группе слов? (Возможные ответы детей)

Выделить корень во всех словах.

– Найдите лишнее слово. (Время на выполнение задания и проверку.)

– А я предлагаю выделить окончание. (Работа у доски и в тетрадях.)

V. Введение нового материала.

– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:


СЛАЙД 9

– Подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Состав слова. Основа слова.)

– Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 10

Часть слова без окончания называется основой слова.

Правило читается несколькими учениками, затем хором.

– Найдите в ваших тетрадях это правило. (Правило в тетрадях записано не полностью).

– Допишите правило в тетрадях.

(Правило на доске исчезает. Детям даётся время на выполнение задания.)

2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

– Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

(Выполнение задания учениками у доски)

Составим схемы слов.

– Сколько схем можно составить?

– Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова.





– Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?(Это корень слова.)

– Без корня не может быть слова.

VI. Физминутка для глаз.

VII. Закрепление изученного материала.

– Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

– Подумайте, что на них написано? (части слов)

– Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

– Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

– Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

– Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

– Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

– Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)


– Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

– Подпишите, как называется эта часть слова.

VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13
Е – корень
У – основа

Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14
Л – изменить форму слова
М – подобрать однокоренные слова

Окончание – это СЛАЙД 15
Н – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова

Суффикс служит СЛАЙД 16
И – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова

Приставка стоит СЛАЙД 17
Х – после корня
К – перед корнем

Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18
И – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова

– У кого получилось слово? Какое?

– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 19

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание.

(кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

вы сегодня поняли тему урока;

активно работали на уроке;

вам понравился урок.

(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).

– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.

Читайте также: