Сочинение со сложными существительными и прилагательными

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебное занятие по русскому языку, 6 класс

Цель: создать условия для ознакомления учащихся со слитным и дефисным написанием сложных имён прилагательных, способствовать закреплению правописания сложных существительных.

Создать условия для формирования УУД:

Метапредметные: Р : содействовать формированию умения ставить цель, планировать свою деятельность и оценивать её. К : способствовать воспитанию привычки делового сотрудничества и культуры общения учащихся , моделировать правила участия в диалоге, оценивать собственную речевую культуру. П : способствовать развитию умения а нализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитию познавательного интереса через создание проблемной ситуации.

Предметные: способствовать развитию умения объяснять правописание сложных прилагательных, содействовать развитию умения читать, составлять, анализировать лингвистический текст по теме урока; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, создать условия для развития навыков самостоятельной работы.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Ход учебного занятия:

I . Организационный момент.

Эпиграф урока: “Труд есть необходимое условие жизни человека, и труд же дает благо человеку.”

(Бла́го — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие)

- Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого? (ответы).- Каково значение труда в жизни человека? Зачем человеку трудиться? (благодаря труду человек многого в жизни достигнет, может достигнуть своей цели в жизни, получить желаемую профессию )

- Я тоже, ребята, искренне желаю вам всем творческих успехов на уроке и надеюсь, что ваш труд принесет сегодня свои плоды.

II . Проверка домашнего задания

- Работу в классе учащиеся оценивают самостоятельно на листах самооценки.

- Над какой темой работали на прошлом уроке? (словообразование прилагательных, (с. 83-84).

Мозговой штурм

1. Прилагательные, состоящие из двух корней или двух основ, называются сложными? ( да )

- Оцените себя по листу самооценки.

III . Актуализация опорных знаний . Орфографическая дуэль (записать число, классная работа, оставить строчку для записи темы).

Учитель диктует сложные слова-существительные. 2 учащихся на закрытой доске записывают слова?

- Запишите слова под диктовку и объясните правописание орфограмм.

Юго-запад, полбанана, пол-огурца, полуфинал, диван-кровать.

- Какую тему мы с вами повторили? ( правописание сложных имен существительных ).

Индивидуальное задание на карточке.

Обозначьте правописание данных существительных. Запишите слова в тетрадь.

Кафе(мороженое), (пол)апельсина, (авто)гонка, (пол)России, (Санкт)Петербург, полу(круг).

Взаимопроверка (учащиеся сверяются с доской и оценивают друг друга).

- Поставьте отметки в лист самооценки.

IV . Постановка темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Посмотрите на слова. Слова какой части речи перед нами? ( прилагательные ). А какие это прилагательные по структуре? Простые или сложные? (сложные) Попробуйте разделить прилагательные на два столбика в зависимости от их написания. Прочитайте слова каждого столбика.

Черно-белый, машинно-тракторный, северо-западный, тихоокеанский, голубоглазый, санкт-петербургский, кисломолочный, умный-преумный.

умный-преумный

- Чем отличаются слова каждого столбика друг от друга? ( одни - через дефис, другие - слитно )

- Попробуем сформулировать тему нашего урока ( правописание сложных прилагательных ). Запись темы в тетрадь.

- Изучая тему, какие мы должны поставить перед собой цели (……., учиться составлять и анализировать лингвистические тексты)

Опорные слова: 1) познакомиться с …(правописанием сложных имен существительных);

2) учиться находить …( орфограмму ) в словах и правильно ее …( писать ).

- Оцените себя по листу самооценки.

V . Первичное усвоение новых знаний.

- Цель поставлена. Теперь нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных и потренироваться в их правописании.

- Предлагаю провести исследование и понаблюдать за правописанием сложных прилагательных. Попробуем составить связный лингвистический рассказ по теме урока.

Работа в 6 группах, устно.

- Предлагаю поработать в 6 группах. Каждой группе я раздам карточку со сложными прилагательными. Задача каждой группы, пользуясь правилом учебника, с. 88 и своими знаниями, выяснить, почему одни прилагательные пишутся через дефис, а другие – слитно. Потом прикрепить ваши слова к соответствующим табличкам в классе. Причем одной из групп придется самим сформулировать правило написания данных им слов ( правила нет в учебнике ).

Таблички: 1.Через дефис пишутся:

Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов:

2. Через дефис пишутся:

Сложные прилагательные, которые могут быть заменены равноправными ( самостоятельными ) словами с союзом И

3. Через дефис пишутся:

Сложные прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые писались через дефис ( это стороны света, города, в названии которых имеется дефис )

4. Через дефис пишутся:

Сложные прилагательные, имеющие усилительное значение в результате повтора слова

1. Слитно пишутся:

Сложные прилагательные, из которых можно образовать словосочетания, в которых имеются главное и зависимое слова

2. Слитно пишутся:

- Как вы думаете, где пригодится вам написание сложных прилагательных? В каких школьных предметах могут встретиться сложные прилагательные? (география, литература, биология).

- Ребята, а с какой темой предыдущих уроков схожа наша сегодняшняя тема ? (элементы темы схожи с правописанием сложных существительных, с. 52)

- Оцените себя по листу самооценки.

VI . Первичная проверка понимания.

Работа в парах. Работа с учебником, упр. 223, письменно, самостоятельно (текст списывать не нужно).

- Образуйте из слов, стоящих в скобках, сложные прилагательные.

Самопроверка, самооценка по критериям .

Бледно-зеленые, столетний, северно-восточный, плодово-ягодный, темно-фиолетовый, голубоглазые, мелкий-мелкий.

- Оцените себя по листу самооценки.

Физминутка (тематическая)

- Если сложное прилагательное пишется через дефис - руки вверх, слитно – приседание.

Ярко-красный (В), правобережный (П), северо-западный (В), кисло-сладкий (В), сельскохозяйственный (П), белый-белый (В), белогрудый (П).

- Оцените себя по листу самооценки.

VI I . Первичное закрепление. Дифференцированная самостоятельная работа (по выбору).

1 уровень: работа с учебником, упр. 224. – Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Запишите первые три предложения.

2 уровень: работа с текстом.

- Вставьте подходящие по смыслу сложные прилагательные, пользуясь словами для справок. Спишите текст, сложные прилагательные подчеркните, как члены предложения. Определите тип, стиль текста.

……… . ветер гнал ……….. волны. На борту …………….. судна стоял высокий …………. человек в темно-сером …………. плаще и смотрел вдаль. На горизонте маячило судно . Над ним висели ……… облака.

Слова для справок: (юго)западный, (сине)зеленый, рыболовецкий, (бело)розовый, (седо)бородый, водонепроницаемый.

Задание №1 проверяется самостоятельно после окончания работы.

Ночь была ясная, звездно-лунная . Листва л о жилась на лесную дорожку бледно-желтым пятном. Старое дерево снизу почти ум е рло, и на каждой веточке в и сит длинная-предлинная серо-зеленая борода.

Задание №2 проверяется учителем устно . Учащиеся читают получившийся текст и определяют тип и стиль речи.

Юго-западный ветер гнал сине-зелёные волны. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек в тёмно-сером водонепроницаемом плаще и смотрел вдаль. На горизонте маячило судно . Над ним висели бело-розовые облака.

Тип текста-описание, стиль речи - художественный.

- Оцените себя по листу самооценки.

Творческая работа (устно).

- Какое время года изображено на картинах? ( лето ) – Какие предметы пейзажа изображены на картине Левитана? ( деревья, кустарники, трава ) На картине Сидорова? ( небо, луг, облака ).

- Составьте устно небольшой рассказ по картине, используя данные словосочетания. Можно добавлять свои словосочетания. Свой рассказ можно начать так…

Картина, изображающая березовую рощу (луг) в солнечный летний день, насыщена обилием цветов. На переднем плане мы видим……

Звучит музыка П. И.Чайковского «Времена года. Лето.

- Кому знакома эта музыка? - Назовите композитора и музыкальное произведение.

1. белоствольные берёзки

2. малиново-розовый ковер

разноголосые песни птиц

VIII . Итог занятия. - Какие случаи правописания сложных прилагательных изучили? (дефисное и слитное написание).

Подведение итога занятия по алгоритму: я узнал, я понял, ……

- Достигли ли мы поставленной цели урока?

IX . Домашнее задание : п. 22, с. 88, правило.

Задание по выбору : 1) Творческая работа: написать мини-сочинение об осени, используя сложные имена прилагательные. 2) упр. 224 (4-5 пр.).

- А теперь пришла пора обратиться к вашим листам самооценки. Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что он работал хорошо, на 5, подойдите к табличке: Усвоил новое знание и научился применять его на практике. На 4 – Усвоил новое знание, но еще нужна помощь. На 3- Испытываю затруднения.

Читайте также: