Сочинение слушание как вид речевой деятельности

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока родного языка

1) учить приёмам эффективного слушания;

2) классифицировать орфограммы, пунктограммы;

3) анализировать текст

Планируемые результаты:
предметные: получение представлений о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче; расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи; повторить основные виды речевой деятельности;

регулятивные УУД : формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся;

познавательные УУД: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

коммуникативные УУД : вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

личностные: создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.

1. Вступительное слово учителя

2. Тема урока.

- Как вы объясните сказанное? Какая тема сегодняшнего урока?

3. Проблемный вопрос.

- Что же такое слушание?

4. Изучение нового материала.

Слушание - это вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи

С помощью слушания осуществляются

1. передача знаний

2. обмен информацией

3. развитие речевого слуха, речевой памяти

4. формирование устной речи, в частности ее выразительности

5. усвоение норм произношения и правописания

Процесс слушания требует значительного умственного напряжения: надо понять, о чём говорит человек, проанализировать и запомнить ка­кие-то положения его речи, преодолеть определённые трудности восприя­тия.

Активное (иногда его называют рефлексивное) слушание предпола­гает использование следующих приёмов поддержки собеседника:

• выяснение, уточнение некоторых незнакомых слов;

• парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли;

• продолжение фразы собеседника и окончание её своими словами либо подсказывание слов;

Пассивное (нерефлексивное) слушание — это умение внимательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

5.Практическая работа (анализ текста)

А)Изучите план, составленный по тексту, с которым вам предстоит работать.

1. В Волгоградской области раскинулся город Михайловка.

2. Достопримечательности Михайловки:

А)здание местного вокзала;

Б)городской краеведческий музей;

В)храм Святого Николая;

Г)Деревенское озеро.

Михайловка - город с историей

В Волгоградской области, на реке Медведица, раскинулся город Михайловка. Своей историей он легко бы мог насытить три столичных краеведческих музея. Михайловка возникла в 1762 году. Свое название получила от имени полковника Михаила Сидоровича Серебрякова. Теперь это примечательный во всех отношениях административный центр, пройтись по улицам которого мы вам предлагаем.

Нашу прогулку, как водится, начнем с перрона. Железнодорожная станция Себряково была открыта в 1871 годуи с запуском железнодорожной линии Грязи-Царицын . Во время Великой Отечественной войны станция Себряково имела огромное стратегическое значение, потому что по ней осуществлялся провоз боеприпасов из других городов.
Далее мы отправляемся в городской Краеведческий музей. Здесь кропотливо собраны ценные артефакты, выстраивающие перед нами грандиозную картину увлекательной жизни края. Вдобавок мы узнаем о жизни замечательных людей, которых воспитала благодатная Михайловка. Краеведческий музей находится в бывшем доме купца Аксенова Семена Павловича, уроженца с. Сидоры.
Прогуливаясь по историческим улицам, вы не заметите, как окажетесь перед потрясающим своей красотой храмом Святого Николая.

Православная церковь из белого кирпича была построена в конце 19 века. При храме функционирует воскресная школа "Святой блаженной Ксении Петербургской". Насытивши бессмертную душу, предадимся сладкой неге и погреемся на солнце около Деревенского озера. Этот живописный водоем является местом отдыха каждого жителя города. Прохладные и чистые воды озера способны наполнить душу спокойствием и умиротворением. Неслучайно именно к его берегу совершают крестный ход прихожане Свято-Николаевского храма.

Б. Определите тему, основную мысль.

В. Установите соответствие между словами из текста и их значением.

В статье рассматривается понятие слушания как вида речевой деятельности. Данный материал представлен на примере работы, которая основывается на слуховом восприятии и одновременно развитии орфографических, пунктуационных и мыслительно-аналитических навыков.

ВложениеРазмер
slushanie_2.docx 37.4 КБ

Предварительный просмотр:

БЫКАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Аннотация. В статье рассматривается понятие слушания как вида речевой деятельности. Данный материал представлен на примере работы, которая основывается на слуховом восприятии и одновременно развитии орфографических, пунктуационных и мыслительно-аналитических навыков.

Ключевые слова: слушание, пересказ, выборочно-распределительный диктант, графический диктант, лексико-стилистическая работа.

Слушание - это вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи.

С помощью слушания осуществляются:

  1. передача знаний
  2. обмен информацией
  3. развитие речевого слуха, речевой памяти
  4. формирование устной речи, в частности ее выразительности
  5. усвоение норм произношения и правописания

Курский соловей – живой символ Курского края

Давно это было, и свидетелей тому нет. Но время сохранило предания о том, как по белу свету разнеслась молва о курском соловье – лучшем певце среди подобных себе.

Курян за пределами родного края и поныне так величают.

Вначале детям читается выразительно текст. Далее предлагается ряд заданий.

1.Из предложенного текста выписать ключевые слова

Молва, курский соловей, лучший певец

Коренная пустынь, крестный ход, пение соловья

Паломники, богомольцы, диковина

Свистульки, символ Курского края

Вот, например, такие могут быть выписаны слова

По ключевым словам можно давать задания на формулировку темы, основной мысли, определение количества микротем. Также возможно составление плана.

I . По белу свету разнеслась молва о курском соловье – лучшем певце.

II. Приезжие в Коренную пустынь восхищались удивительным пением курского соловья.

V. Курский соловей - живой символ Курского края.

Выбор ключевых слов, составление плана способствуют развитию навыков восстановления текста, пересказа. Тем самым мы учим детей выбирать необходимую информацию, сокращать текст, т.е. готовить устное высказывание и писать изложение.

На следующем этапе работы с текстом можно предложить такие задания.

3. Отметьте верные и неверные суждения по данному тексту.

Это проверка на внимательность и понимание.

Также можно предложить установить соответствия между словами из текста и их значениями

4. Установите соответствие между словами из текста и их значениями

А . Регулярные празднично-образовательно-деловые события года, торжища широкого значения, организуемые в традиционно определённом месте.

В . Детская игрушка в виде лошадки, птицы и др. из глины с отверстиями для свиста.

Г . Молящийся за кого-нибудь богу

Д . Монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённое от основного монастыря, располагающееся в незаселённом людьми месте.

Е . Торжественное церковное шествие с большим крестом.

Ж . Изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.

З .Переливчатое, дрожащее звучание, создаваемое быстрым чередо-ванием двух соседних звуков

И . Образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Лексико – семантическая работа, которая расширяет лексический запас, знакомит со сложными терминологическими понятиями, помогает выстраивать логические соответствия, а также обращает внимание на правописание. Лексические задания лучше проводить сначала на слух, а потом - визуально.

При чтении текста мы обращаем внимание на то, что в тексте имеется разговорная, сниженная лексика.

Я считаю, стоит обратить внимание на такие слова и провести лексико – стилистическую работу.

Можно прочитать слова, а дети назовут варианты общеупотребительных слов. По каждому слову можно выяснить – при помощи чего происходит снижение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слушание как вид речевой деятельности

Ю.В.Мурашко, учитель МБОУ СОШ с.Первомайское

План Основные виды речевой деятельности Слушание как вид речевой деятельности Виды слушания Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию Функции слушания Методы и приемы обучения слушанию Список используемой литературы

Речевая деятельность

Основные виды речевой деятельности

Слушание как вид речевой деятельности

Виды слушания

Критическое

Виды слушания Эмпатическое Нерефлексивное Активное рефлексивное

Виды слушания

Эмпатическое

Нерефлексивное

Активное рефлексивное

Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию барьеры передачи информации – неточное представление рассказывающим предмета разговора, отсутствие логичности высказываний, проблемы с голосом, интонацией, произношением барьеры восприятия информации — отсутствие подготовки к общению на определенную тему, отсутствие умений осмыслять, трансформировать, делать выводы, рассеянное внимание, как следствие плохая способность к запоминанию

Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию

Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию

  • объективные помехи в общении − физиологические помехи (шумно, ветер, холодно), психологические (настрой, отношение к собеседнику, рассеянность внимания), а также отсутствие единого языка коммуникации, неожиданность высказывания

Функции слушания

Познавательная

Культуризационная

Регулятивная

Методы и приемы обучения слушанию повторение учащимися высказанной учителем установки – задания запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов, всего, что слушатель считает нужным запомнить конспектирование, составление тезисов кодирование информации и др.

Методы и приемы обучения слушанию

Список используемой литературы


-75%


Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна; ее можно подразделить на четыре вида. Поговорим о них.


Речевая деятельность и ее виды

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

  • говорение;
  • слушание;
  • письмо;
  • чтение.

Эти виды приведены ниже в таблице.

Устная речь

Письменная речь

Письменная и устная речь

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.

Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.

Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

Говорение

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Ситуации использования говорения:

  • разговор;
  • лекция;
  • выступление на собрании;
  • пересказ текста учеником и т.д.

Слушание

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Слушание используется во многих ситуациях:

  • студенты или школьники слушают преподавателя;
  • друг слушает рассуждения своего друга;
  • люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.

Чтение

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.

Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.

Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

  • ознакомительное;
  • поисковое;
  • изучающее.

В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.

Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.

Письмо

Это процесс создания собственного письменного текста.

Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.

Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.

Разговорный стиль:

Научный стиль:

  • диссертация;
  • энциклопедическая статья.

Официально-деловой стиль:

Публицистический стиль:

Стиль художественной литературы:

Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Что мы узнали?

Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.

Читайте также: