Сочинение сколько таких крикунов я люблю россию

Обновлено: 07.07.2024

1. Прочитайте текст. Выберите правильные формулировки проблемы текста.
Только во второй половине XVIII века личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.
Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Петр, Ломоносов, Державин, Новиков и т.д.

Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, свое истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознесся выше Александрийского столпа, т.е. памятника Александру I. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера — получить свою ступень при императорском дворе.(Д.С.Лихачев)

1) В тексте поднимается проблема свободы.
2) Автор размышляет над проблемой исторической памяти.
3) В чем проявляется личностное начало человека?
4) В чем заключается чувство собственного достоинства человека
5) Какова роль поэта в жизни общества?

2. Прочитайте текст . Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.
Сколько таких крикунов: "Я люблю Россию! Ужасно люблю!" Дело доходит до того, что в Думе один депутат, указывая пальцем на другого, вопит: "Он не любит Россию! Он - враг России!" И ничего, господ думцев этот эпизод не волнует, как будто так и надо.
Я Россию столько же люблю, сколько не люблю. При всем при том я привязан к России, никогда не отрекался от нее, не жалел о том, что я русский. Она - моя мать, любить собственную мать независимо от того, красивой она была женщиной или некрасивой, - это в природе человека. Это одно из главных отличий человека от животных, которые, едва став взрослыми, уже не узнают своих матерей. Недаром же у человека на много лет растягивается его детство, попечение его родителями, а в какой-то мере и обществом, и государством. Государством, в котором воспитался и я, и все мои друзья, воспитался, проникся его духом, даже и не заметив - как же это произошло. Из него мне нет выхода, никогда не было, да и никогда не было ощутимой необходимости выходить, на что-то его менять. Не у него за меня у меня за него есть чувство гордости, я чувствую себя гражданином не только России, но и всего мира.

1) Человек прежде всего должен чувствовать себя гражданином мира, а не какого либо государства.
2) Любовь к родине сродни любви к родителям: мы любим свою родину несмотря на ее недостатки.
3) Любовь к родине проявляется не в громких фразах, это чувство, заложенное в природе человека.
4) Чувство патриотизма не исключает объективного отношения к своей стране.

3. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.
На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм (о ритме Чуковского можно говорить особо) являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.
(По Ю. Бондареву)

1) Сказки Корнея Чуковского будят добрые и чистые человеческие чувства.
2) Сказки Чуковского запоминаются на всю жизнь, так как их сюжеты и образы соответствуют детскому восприятию мира.
3) Писать для детей проще, чем для взрослых, так как для детей эмоциональное восприятие текста важнее его языкового оформления.
4) Основная задача детской литературы - формирование нравственных основ личности.

1. Прочитайте текст. Выберите правильные формулировки проблемы текста.

Только во второй половине XVIII века личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.
Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Пётр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.
Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, своё истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознёсся выше Александрийского столпа, т.е. памятника Александру I. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера — получить свою ступень при императорском дворе.

1) В тексте поднимается проблема свободы.
2) Автор размышляет над проблемой исторической памяти.
3) В чём проявляется личностное начало человека?
4) В чём заключается чувство собственного достоинство человека?
5) Какова роль поэта в жизни общества?

2. Соотнесите формулировки проблем текста Д. Лихачёва из левой колонки с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ.

1. Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?

А. Человек должен прежде всего стать личностью, найти своё предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.

2. Какова истинная цель жизни?

Б. Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.

3. Проблема свободы личности.

В. Личность немыслима без развитого чувства собственного достоинства.

3. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

1) Человек прежде всего должен чувствовать себя гражданином мира, а не какого-либо государства.
2) Любовь к родине сродни любви к родителям: мы любим свою родину, несмотря на её недостатки.
3) Любовь к родине проявляется не в громких фразах, это чувство, заложенное в природе человека.
4) Чувство патриотизма не исключает объективного отношения к своей стране.

4. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах людей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.
На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

1) Сказки Корнея Чуковского будят добрые и чистые человеческие чувства.
2) Сказки Чуковского запоминаются на всю жизнь, так как их сюжеты и образы соответствуют детскому восприятию мира.
3) Писать для детей проще, чем для взрослых, так как для детей эмоциональное восприятие текста важнее его языкового оформления.
4) Основная задача детской литературы — формирование нравственных основ личности.

5. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

1) В русской культуре богатство не является главной ценностью жизни.
2) Неуёмная жажда обогащения осуждается в русских народных сказках.
3) Стремление к обогащению получает заслуженное наказание в сказке про Кота в сапогах.
4) Богачи — типичные отрицательные персонажи русских сказок.

6. Прочитайте текст. В каком утверждении выражена позиция автора?

1) Списывание всегда строго наказывается в российских учебных заведениях.
2) Опора на коллектив является недостатком российской системы образования.
3) В американских университетах списывание не рассматривается как серьёзное нарушение.
4) В российских учебных заведениях необходимо строже относиться к списыванию.
5) Автор считает, что списывание — это явление, возникшее в советское время как реакция на тоталитарное общество.

7. Используя выделенные маркером опорные элементы текста, сформулируйте и запишите позицию автора.

Ах, как спешат мои кони! Я не гоню их, но и не удерживаю; дни мелькают, как верстовые столбы, и мне неведом их конечный счёт. И это прекрасно, и надо каждый день начинать так, будто он — последний, а ложась спать, с ликованием ощущать, что впереди — целая жизнь. Да ещё и непочатая.
Я всю жизнь мечтал передохнуть. Долго-долго — с мая по октябрь — бродить по сёлам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думою глядеть в ночной костёр и просыпаться от капель росы. А вместо этого я всё бегу и бегу, неизвестно куда, бегу, задыхаясь и падая, и всё никак не могу добежать.
Ах, как быстро летят мои кони!

Авторская позиция. Рабочая тетрадь

1. Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.

(По Л. Петрановской)

1) Что значит быть образованным человеком в современном мире?

2) Проблема современного школьного образования (какова главная задача современного образования?)

3) Проблема роли учителя (какова роль учителя в современном образовании?)

2. Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.

(По С. Соловейчику)

1) Проблема соотношения разума и чувства в жизни человека. (Можно ли утверждать пользу ума и бесполезность чувства в жизни человека?)

2) Проблема знания и нравственности.

3) Проблема интеллигентности. (Что такое интеллигентность? Каковы основные качества интеллигентного человека?)

3. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора

Прежде чем вовлечь в свою круговерть человеческую жизнь, любая война стремится покончить с культурой, потому что культура и её вековые традиции уже фактом своего существования противостоят военному угару. Всё самое ценное, накопленное народами в течение столетий мирного развития, быстро обесценивается, а оставшиеся крохи культуры пересматриваются и переоцениваются агрессором с расчётом адаптации их для своих целей. Такая война пожирает прошлое народное, лишает человека истории ещё до того, как лишить его физического существования в мире. Вот почему тема войны на протяжении десятилетий не уходит из нашего искусства, питает нашу литературу.

4. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора.

5. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора.

— Спорим, не прыгнешь? — с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку.
— Прыгну! — отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса.
Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках — двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками.
— А на каблуках слабо? — продолжал я.
— На каблуках. — засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было.
Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал. Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего.

6. Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения.

Загрузить презентацию (286 кБ)

Загрузить презентацию (172 кБ)

Загрузить презентацию (475 кБ)

Загрузить презентацию (377 кБ)

Загрузить презентацию (466 кБ)

Аннотация проекта

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
1. Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста 0

Обращается внимание учащихся:

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов!

Типы заданий:

1) Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

  1. Проблема отношения человека к своей Родине.
  2. Проблема исторической памяти.
  3. Проблема взаимоотношений между государствами.
  4. Проблема патриотизма.

2) Отредактируйте предложения, устранив речевые и грамматические недочеты

  1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.
  2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман
  3. В тексте поднимается проблема национализма народов.
  4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
  5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблемапрокомментирована с опорой на исходный текст.
Фактических ошибок, связанных с пониманиемпроблемы исходного текста, в комментариях нет
2
Сформулированная экзаменуемым проблемаисходного текста прокомментирована, но без опорына исходный текст,
Или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка,связанная с пониманием исходного текста
1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Типы заданий:

Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки – материал для сочинения (даётся на слайде).

Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, - дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами.
(По С. Соловейчику)

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
3. Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или позиция автора исходного текста не сформулирована
0

Типы заданий:

  1. Человек прежде всего должен чувствовать себя гражданином мира, а не какого-либо государства.
  2. Любовь к родине сродни любви к родителям: мы любим свою родину, несмотря на её недостатки.
  3. Любовь к родине проявляется не в громких фразах, это чувство, заложенное в природе человека.
  4. Чувство патриотизма не исключает объективного отношения к своей стране.

2. Соотнесите формулировки проблем текста Д.С. Лихачёва из левой колонки с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ.

  1. Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?
  2. Какова истинная цель жизни?
  3. Проблема свободы личности.

А. Человек должен прежде всего стать личностью, найти своё предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.
Б. Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.
В. Личность немыслима без развитого чувства собственного

Образец задания. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса:

Художественная литература — это важнейший источник духовного развития личности.

Объясните свой выбор.

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
0

Типы заданий:

1. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

2. Определите способ связи предложений в тексте. Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24.

Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

Презентации построены таким образом, что возможно их применение как на уроках, занятиях кружка или факультатива, так и в самостоятельной работе учащихся.

Публикация Марии Мушинской

Восемьдесят шесть. С грустью думается: а что, если восемьдесят семь наступят? Зачем наступят-то?

Последствия инфаркта - лето 1996-го: потеря координации движений. Ничего не болит, но голова кружится и ноги-руки тебя не слушаются. Восемь побывок в больнице за четыре неполные года. Грустно жить на пять процентов той энергии, которой ты, не замечая ее, жил недавно.

Это - вместо предисловия.

Сколько таких крикунов: "Я люблю Россию! Ужасно люблю!" Дело доходит до того, что в Думе один депутат, указывая пальцем на другого, вопит: "Он не любит Россию! Он - враг России!" И ничего, господ думцев этот эпизод не волнует, как будто так и надо.

Я Россию столько же люблю, сколько не люблю. При всем при том я привязан к России, никогда не отрекался от нее, не жалел о том, что я русский. Она - моя мать, любить собственную мать независимо от того, красивой она была женщиной или некрасивой, - это в природе человека. Это одно из главных отличий человека от животных, которые, едва став взрослыми, уже не узнают своих матерей. Недаром же у человека на много лет растягивается его детство, попечение его родителями, а в какой-то мере и обществом, и государством. Государством, в котором воспитался и я, и все мои друзья, воспитался, проникся его духом, даже и не заметив - как же это произошло. Из него мне нет выхода, никогда не было, да и никогда не было ощутимой необходимости выходить, на что-то его менять. Не у него за меня у меня за него есть чувство гордости, я чувствую себя гражданином не только России, но и всего мира.

Вот так. Но разве стремление удивить свойственно той же русской классике - Пушкину, Толстому, Достоевскому? Это стремление фокусников, их традиция, а не русской классики, которая стремилась разъяснить читателю его современность, углубить его знания о ней и о самом себе.

Но это - закономерно: традиции искусства меняются со временем, и мое литературное поколение - последнее в более чем двухсотлетней истории русской классики. Ну разве следующее за мной поколение Валентина Распутина принимает классику как свою альма-матер.

Так же и в живописи. Вот только музыка составляет исключение в нынешнем массовом сознании.

В то же время классика сохраняется в системе просвещения как учебное пособие, наряду с искусством и мифологией древнегреческой, с юрисдикцией Древнего Рима. Кажется, современность чем дальше, тем меньше вообще нуждается в традициях, не ставит перед собой задач ни сохранения существующих традиций (это, мол, не ее дело, это дело каждой личности), ни тем более создания традиций новых. "Нетрадиционность" - вот первостепенная традиция и цель современного искусства, общественной мысли и общественного бессмыслия.

О том, что такое культура, написано так много, что вопрос столько же запутывается, затемняется, сколько разъясняется. Да и вправду, сама-то культура дает немало поводов к подобной неразберихе. На мой стариковский взгляд, культура - это прежде всего наука (включая элементарное просвещение и искусство самовыражения личности). Не хватает еще в этом основном и главном культуры поведения.

Когда Он (то есть не совсем "я") спал без снотворного, Он просыпался во власти мыслей, пришедших, очевидно, во сне.

Так земная жизнь (одушевленная) казалась ему бесконечно малой частицей существования бесконечного мира. Люди думают, что они знают жизнь, прежде всего, конечно, в ее человеческом воплощении. Ничего, почти ничего они о ней не знают, полагая, что одухотворенность представляют прежде всего они. Проснувшийся Он полагал, что одухотворенность вполне может существовать совсем в других, даже и античеловеческих формах, может и не придерживаться порядка чередования жизни и смерти. Это незнание дано человеку в его же интересах, для его удобства, тем более, что и для этого своего незнания человек давным давно нашел жилплощадь в виде религий, в виде многих-многих Богов, того же православного Бога, приемлющего как скромность, так, видимо, в гораздо большей степени и роскошь православного обряда богослужения, его способность так сильно проявляться и в церковной архитектуре.

Ну а что такое старость? Просыпающийся Он имел и на этот счет свои размышления. Старость - это терпеливый или нетерпеливый период подготовки к смерти. В этот период отдельные органы целостного человеческого организма выходят из безусловного подчинения человеку, из ритма четкой, а то и безукоризненно четкой работы на него. К деспотизму своего сердца человек привык с детства, тем более, что это, в общем-то, благожелательный деспотизм. Благожелательный и откровенный: сердце общается со своим владельцем непрерывно. Но в старости проявляют свою независимость и другие органы: почки, желудок, нервная система. Знай, дескать, наших! И не забывайся!

В случае с просыпающимся Им (то есть это был просыпающийся Он) о себе заявили (и серьезно) и желудок, и нервная система, ну и еще кое-что, заявили достаточно громко и выразительно. Если это будет необходимо, открывай-закрывай дверь лбом, а не руками. Старость - это неизбежная, без исключения, болезнь каждого взрослого человека с неизбежным исходом. И не только человека - всех живых существ. Во всем ли мире так же? Во всем ли мире нет и не может быть других вариантов? Кто его знает. Наука что-то там щебечет по этой проблематике, искусство же совсем ее не касается, предпочитая всякого рода шоу (коллективное, изредка индивидуальное творчество посредственностей). Задачи классической художественной литературы (углубление понимания человека самим собой) нынче возложены на компьютеризацию.

- Надо бы тебя укокошить.

- За чем дело стало?

- Ну, кодекс можно и обойти. Обмануть то есть.

- Не обманешь, пожалуй. Как-никак у кодекса опыт. За его спиной Древний Рим.

- Если задуматься, задуматься целенаправленно, можно придумать, как это сделать.

- Все равно - нельзя, да и только. Что-то мешает.

- Нравственность - детское понятие. Говорят же ребенку: "Нельзя!" - и он слушается.

Самолеты с "грузом-200" я не раз видел. И при взлете, и при посадке. По телевидению.

Никаких особых примет. Как все самолеты, так и они.

Вагоны с тем же грузом будто приобретают какие-то особенные черты, какую-то окраску: тусклые окна занавешены, будто бы вагоны - пустые. Будто бы порожняк. Больше того - будто бы едут на тот свет. Вот они: идут, идут с юга на север.

Что-то в них есть от конца света. Право же, есть.

Что-то они несут несуществующее в этот существующий белый свет. Думаешь: "В конце-то концов, белому свету туда же дорога. Вот иных птиц в России не стало, дело тем кончится, что людей тоже не станет". Начало концу положено. Вполне может быть, и давно положено-то, только нынче дело обстоит явственнее. Вот уже и название появилось: "груз-200".

Но "груз" этот мы видим сконцентрированным в самолетах и в поездах. А ведь он идет, передвигается в самолетах и поездах обычных, во всех видах вооружений, в пище и питье, в наркотиках, в незатейливом каком-нибудь личном багаже. Нет ничего изготовленного руками человека, что пусть в самой малой доле не содержало бы "груза-200". Человек только что родился, а при нем его доля этого груза уже имеется.

Читайте также: