Напишешь сочинение можешь быть свободен остаток дня

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

2. Синтаксический анализ.

отсюда и пошло слово "тетрадь".

1) Предложение 1 сложносочинённое.

2) В предложении 2 грамматическая основа – люди использовали.

3) В предложении 3 есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

4) В предложении 4 грамматическая основа – писали, затирали ненужное.

5) Предложение 5 бессоюзное сложное.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Трамвай скользнул по рельсам и (1) оставив позади городские окраины (2) покатился вниз (3) в долину. Он то вылетал на душистые (4) залитые солнцем (5) лужайки (6) то нырял под тенистые деревья (7) где пахло грибами. Там и сям колею пересекали ручейки (8) солнце просвечивало сквозь листву деревьев (9) точно сквозь зеленое стекло.

4. Синтаксический анализ.

5. Орфографический анализ.

1) ВЫМОКНУТЬ (под дождём) – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

2) КЛЕИТ (бумажного змея) – в безударных личных окончаниях глаголов I спряжения пишется буква И.

3) (сочинение) ПРОВЕРЕНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько в полной форме этого прилагательного.

4) БЕСЦВЕТНАЯ (жидкость) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5) НИКОГО (не встретил) – в безударном положении в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ-.

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

– (1) Почему ты решила поступать в театральный, Джессика?

(2) Та стрельнула в бабку глазами, поёжилась, положила ложку и, глядя в пол, тихо-тихо проговорила, что хочет быть актрисой.

– (3) Ты любишь театр?

(4) Джессика совсем поникла и прошептала, что любит кино.

– (5) Какое же кино ты любишь? (6) Иностранное или отечественное?

(7) Джессика умоляюще посмотрела на Настю – спасай. – (8) Ба, ты не смотришь кино, которые мы любим.

– (9) Вполне возможно, и все же.

(10) Настя закатила глаза.

– (17) Ну, разумеется, – не моргнув глазом согласилась бабка. – (18) Великое произведение искусства.

– (18) А ты не знаешь, и не говори! (19) Ты хоть одну серию смотрела?! – (20) Я посмотрела две, – проинформировала Марина Тимофеевна, и обе начинающие артистки уставились на нее в изумлении. – (21) Очень много голых людей и очень много коней. (22) Я быстро заскучала.

– (23) Ещё бы! (24) Это для молодых кино! (24) Для мо-ло-дых!

– (25) И бедных, – подхватила бабка. – (26) Для молодых и бедных.

– (27) При чём тут бедность?

– (28) Джессика, чай или кофе. (29) Или, может быть, кипяченого молока. – не дождавшись ответа, Марина Тимофеевна налила гостье чаю с молоком и стала неторопливо расправлять закатанные рукава рубашки. – (30) Видите ли, девочки, бедный человек не может позволить себе почти ничего, только ежедневную, изнурительную, очень скучную работу за мизерное жалование.

(31) У него нет возможности думать, читать, созерцать… сады Ватикана.

(32) Ему некогда и нет сил. (33) Он должен работать и кормить детей. (34) Но человек так устроен, что не может прожить без отвлечения и развлечения.

(35) Даже в сталинских лагерях была самодеятельность! (36) И зэки пели и плясали, спектакли ставили, это исторический факт.

– (37) Ба, куда тебя понесло?! (38) Лагеря какие-то, зэки. (39) Что такое?!

– (40) Человек умирает от скуки на работе, и, если он еще будет умирать от скуки вне работы, вскоре трудиться станет некому. (41) Для того чтобы рабы не вымерли совсем, повелители придумали кино, которое вам так нравится! (42) Много красивых и уродливых людей, уродство отлично развлекает, пейзажи, приключения. (43) Лошади скачут. (44) Иные миры угрожают нашему миру. (45) Наш мир угрожает большой любви. (46) Можно много интересного придумать и показать красиво. – (47) Повелители? – переспросила Настя, нахмурившись.

– (48) Ну, конечно, – безмятежно отозвалась бабка. – (49) Те, кто повелевает вами и правит миром. (50) Они говорят вам, как любить, куда смотреть, во что одеваться и что есть. (51) Вы же не можете себе позволить жить! (52) Вы можете только смотреть придуманную жизнь. (53) В кино или в Инстаграме, там тоже всё придумано, ни слова правды. (54) А вам нравится, разумеется, потому что это… весело.

– (55) Нам – это кому?

(56) Бабка подняла брови:

– Молодым и бедным. (60) Мы же о вас говорим.

– (61) А тебе, значит, кино никакое не нужно, Интернет тоже не нужен, потому что ты богатая и старая!

– (62) Ну да, – согласилась Марина Тимофеевна, и Настя вытаращила глаза.

– (63) Да у тебя пенсия двадцать тыщ, миллионерша! – в поисках поддержки Настя оглянулась на Джессику, но вид у той был перепуганный, никакой поддержки не получилось! – (64) Ты всю жизнь в музее просидела, никем не стала, даже знакомств никаких не завела.

– (65) Тем не менее, у меня есть всё, чтобы жить счастливо, – не дрогнув, отрезала Марина Тимофеевна. – (66) Именно жить, а не коротать время за компьютером или у телевизора.

–(72) Мы можем смотреть то, что захотим, и делать то, что считаем нужным, – начала она. – (73) В отличие от вас! (74) Вы ходили по струнке и в школьной форме!

(75) Бабка засмеялась: – Ну, разумеется, школьная форма – символ рабства.

– (76) Вот именно, дорогая бабушка!

– (77) Форма – это просто форма, – и она снова засмеялась. – (78) У вас ведь тоже форма, только вы этого не замечаете, бедные. (79) Вы ходите в джинсах и толстовках, и они все одинаковые. (80) Да вы сейчас друг на друга посмотрите, девочки.

– (81) Ну и что? – запальчиво сказала Настя. – (82) Ну, джинсы, ну, толстовки! (83) Нам так нравится!

– (84) Вот именно, – заключила Марина Тимофеевна. – (85) Вам нравится.

(86) Кошке тоже нравятся диван и лоток, к которым ее определили хозяева.

(87) Она даже не догадывается, что есть сад, трава, забор, птичка, на которую можно поохотиться, и соседская собака, которую нужно остерегаться! (88) И это жизнь, девочки! (89) А диван и лоток – рабство, хотя есть корм и поролоновая игрушечка. (90) К сожалению, массовая культура в современном мире – поролоновая игрушечка для безмозглых кошек…

(По Т.В. Устиновой*) *Татьяна Витальевна Устинова (род. в 1968 г.) - российская писательница-прозаик, автор детективных романов, сценарист, переводчик и телеведущая.

6. Анализ содержания текста.

1) Марина Тимофеевна, бабушка Насти, всю жизнь проработала в музее. 2) Настя считала себя свободным человеком, так как могла делать то, что считала нужным.

3) По мнению Марины Тимофеевны, в современном кино или Инстаграме всё придумано, ни слова правды.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) – Мы любим настоящее кино! – закричала она.

2) – Ну, разумеется, – не моргнув глазом, согласилась бабка.

3) Даже в сталинских лагерях была самодеятельность!

4) Вы ходили по струнке и в школьной форме!

5) Кошке тоже нравятся диван и лоток, к которым ее определили хозяева.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте антоним к слову ПОВЕЛИТЕЛИ (предложение 47). Выпишите этот антоним.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.


Список вопросов теста

Вопрос 1

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

  • тире в бессоюзных предложениях ставится при отношениях пояснения
  • тире в бессоюзных предложениях ставится при отношениях сравнения
  • тире в бессоюзных предложениях ставится, если вторая часть выражает неожиданное присоединение, резкую смену событий
  • иногда тире в бессоюзном предложении можно заменить на "а", "но"
Вопрос 2

При каких смысловых отношениях между частями бессоюзного предложения ставится тире?

  • времени
  • следствия
  • условия
  • уступки
  • причины
Вопрос 3

Сопоставьте смысловые отношения и слова, которыми можно заменить двоеточие в бессоюзных предложениях.

  • времени
  • условия
  • сравнения
  • следствия
  • противопоставления
Вопрос 4

Выберите бессоюзное предложение, в котором между частями возникают отношения одновременно времени и условия.

  • Закончится лето – начнётся пора урожая.
  • Пойдёшь туда – мы все хлопот не оберёмся.
  • Напишешь сочинение – можешь быть свободен остаток дня.
  • Наступит новый учебный год – мы перейдём к другому разделу русского языка.
Вопрос 5

Выберите СПП, которое можно преобразовать в бессоюзное предложение с тире.

  • Так как выбора у нас не было, мы согласились на этот план.
  • К этому тихому мальчишке обычно никто не прислушивался, потому что он высказывался очень редко.
  • Ребята высыпали во двор и увидели, что снега навалило по колено.
  • Он и не собирался идти извиняться, поскольку понятие вежливости было ему начисто незнакомо.
Вопрос 6

Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.

  • Мелкий дождик сеет с утра _ выйти невозможно.
  • Дунул ветер _ все дрогнуло, ожило, засмеялось.
  • Служить бы рад _ прислуживаться тошно.
  • Обращаться со словом нужно честно _ оно есть высший подарок человеку.
Вопрос 7

Выберите предложения, в которых знаки препинания расставлены верно. м

  • На дворе было тихо – деревня по ту сторону пруда уже спала, не видно было ни одного огонька, и только на пруде светились бледные отражения звёзд.
  • Мяч влетел в ворота – стадион зашумел.
  • Назвался груздем – полезай в кузов.
  • Ставни в доме держатся постоянно прикрытыми – жильцы не нуждаются в свете.
Вопрос 8

Выберите предложения, в которых на месте пропуска требуется поставить тире.

  • Ни одной птицы не было слышно _ перед грозой все притаились и замолкли.
  • Шестнадцать лет служу _ такого со мной не бывало.
  • Вы раздвинете мокрый куст _ вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи.
  • Луны не было на небе _ она в ту пору поздно всходила.
Вопрос 9

Выберите бессоюзное предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно.

  • Вдалеке тускло светились огни города, оттуда доносился смутный шум и обрывки музыки – был праздник.
  • Воробья бояться – проса не сеять.
  • Почувствует наш народ свою силу – заживём мы на славу.
  • Вчера кипела жизнь в муравейнике – сегодня муравьи убрались в глубину своего государства.
Вопрос 10

Выберите предложения, в которых знаки препинания расставлены неправильно.

При каких смысловых отношениях между частями бессоюзного предложения ставится тире?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

Сопоставьте смысловые отношения и слова, которыми можно заменить двоеточие в бессоюзных предложениях.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

Выберите бессоюзное предложение, в котором между частями возникают отношения одновременно времени и условия.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Закончится лето – начнется пора урожая.

2) Пойдешь туда – мы все хлопот не оберемся.

3) Напишешь сочинение – можешь быть свободен остаток дня.

4) Наступит новый учебный год – мы перейдем к другому разделу русского языка.

Выберите СПП, которое можно преобразовать в бессоюзное предложение с тире.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Так как выбора у нас не было, мы согласились на этот план.

2) К этому тихому мальчишке обычно никто не прислушивался, потому что он высказывался очень редко.

3) Ребята высыпали во двор и увидели, что снега навалило по колено.

4) Он и не собирался идти извиняться, поскольку понятие вежливости было ему начисто незнакомо.

Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Мелкий дождик сеет с утра _ выйти невозможно.

2) Дунул ветер _ все дрогнуло, ожило, засмеялось.

3) Служить бы рад _ прислуживаться тошно.

4) Обращаться со словом нужно честно _ оно есть высший подарок человеку.

Выберите предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) На дворе было тихо – деревня по ту сторону пруда уже спала, не видно было ни одного огонька, и только на пруде светились бледные отражения звезд.

2) Мяч влетел в ворота – стадион зашумел.

3) Назвался груздем – полезай в кузов.

4) Ставни в доме держатся постоянно прикрытыми – жильцы не нуждаются в свете.

Выберите предложения, в которых на месте пропуска требуется поставить тире.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Ни одной птицы не было слышно _ перед грозой все притаились и замолкли.

2) Шестнадцать лет служу _ такого со мной не бывало.

3) Вы раздвинете мокрый куст _ вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи.

4) Луны не было на небе _ она в ту пору поздно всходила.

Выберите бессоюзное предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Вдалеке тускло светились огни города, оттуда доносился смутный шум и обрывки музыки – был праздник.

2) Воробья бояться – проса не сеять.

3) Почувствует наш народ свою силу – заживем мы на славу.

4) Вчера кипела жизнь в муравейнике – сегодня муравьи убрались в глубину своего государства.

Выберите предложения, в которых знаки препинания расставлены неправильно.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Пассажиры с вещами сидели на площадках – вещи в вагон не влезали.

2) Большей стужи, казалось, быть не может – вода, выброшенная вверх из стакана, возвращалась назад оледенелыми брызгами и сосульками.

4 сочинения на тему какого человека можно назвать свободным

Мнения разных людей о том, что такое свобода, противоречат друг другу, потому что разные люди понимают ее по-разному. Некоторые ученые определяют понятие свободы как наличие возможности свободно реализовывать возможность выбора воплощать в жизнь свои идеи. Другие, в свою очередь, полагают, что свобода — синоним демократии. Гражданин, находящийся в тюрьме, верит, что свобода — это будущая жизнь вне тюрьмы. Я воспринимаю это понятие, как способность совершать поступки, в полной мере соответствующие моей воле, до тех пор, пока они не затрагивают свободы других людей.

На мой взгляд, невозможно быть абсолютно свободным, когда живешь в социуме: всегда существует что-то, что мешает нам действовать или говорить, что-то, что заставляет нас думать о обязанностях и правах других людей. Каждый человек в обществе имеет право делать то, что не возбраняется законами и социальными обычаями.

Я не могу сказать, что я полностью свободен, потому что я придерживаюсь правил общества; есть вещи и люди, которых я не могу оставить, и те, кто держит меня там, где я живу сейчас. Но бывают моменты, когда я чувствую себя совершенно свободным, например, когда я езжу на лошади в поле. И я доволен своей свободой в этом смысле, потому что я уверен, что когда человек получает больше свободы, он также получает больше ответственности за свои действия. Я думаю, что только 1% людей готовы иметь реальную свободу.

Пример сочинения 2

Свобода. О ней можно говорить много прекрасных слов. И о том, как невероятно почувствовать её на себе. Воздохнуть чистым воздухом, раскинуть плечи и, прикрыв глаза, ощутив, как тебя обдувает ветер.

С самых древних времён люди посвящали ей песни, ценили, как ничто другое. Считалось, что лучше умереть свободным человеком, чем попасть в плен захватчика. Ни один народ не желал преклонить колени, даже если обещали какое-то милостивое отношение к проигравшим. Снова и снова пытались люди сбросить оковы, в конце всё же добиваясь своего, неважно, какими усилиями. У наших предков всегда находились какие-нибудь препятствия к ней, мы боролись за неё веками, вгрызаясь в возможность поднять гордо свою голову и объявить себя свободными. Людьми, которые не преклоняться ни перед одним врагом.

Свобода духа, свобода воли, свобода мыслей – всё это так похоже, ведь объединяется в нечто огромное и значимое. То, чем живёт каждый из нас. А ведь мы все живём свободой.

Ни один человек не сможет всю жизнь прожить без толики простора – мы зачахнем как цветок, чей горшок умудрилась залить нерадивая хозяйка. Она нам жизненно необходима – в возможности думать самостоятельно и заключается наше сознание.

Существует множество легенд о прекрасных птицах и людях, что сажали их в клетку. Иногда они заканчивались хорошо – птиц отпускали на волю. Но в большинстве своём случалось так, что птицы просто погибали от каких-либо причин. Вернее, причина была всегда одна – отсутствие свободы. Сначала они замолкали, переставая радовать всех вокруг своим пением. Затем отказывались от еды, воды и, наконец, умирали.

Из всего этого следует, что свобода – это жизнь. Именно поэтому родителям стоит иногда задумываться о методах воспитания, дабы позволить своим детям проявить самостоятельность. Как-никак, они сами должны это понимать, прежде чем ограничивать ребёнка в чём-либо. Не спорю, иногда это даже необходимо, но нужно всегда объяснять – какова же причина такого ограничения?

Нет, я не говорю, что полная свобода – это хорошо. Иногда всё же стоит что-то запретить, дабы не начался хаос. Я говорю о разумной свободе. Той, что пленит наши сердца и дарует вкус жизни.

Пример сочинения 3

Понятие свободы является сугубо личным для каждого человека, и это понятие неоднозначно. В современном мире свобода - это культовая ценность, но каждый понимает ее по-своему.

В моем понимании, свобода означает делать то, что вы любите, приносить радость и хорошее настроение вашей семье и друзьям. Для меня эта ценность не имеет ничего общего с патриотическими и политическими взглядами. Чувствовать себя счастливым человеком в каком-то финансовом затруднении - это всего лишь глубоко личное состояние, хотя для многих людей свобода - это самое главное должен быть финансово независимым.

Но стоит помнить, что одни только деньги не могут дать тебе свободу. Так что если для человека главной целью являются финансовые ресурсы, то таких людей вряд ли можно назвать свободными. Потому что в таких случаях человек просто становится его заложником, а не свободным и самостоятельным человеком.

Поэтому многое зависит не от количества денег, а от человеческих намерений и отношения к ним. С каждым годом мы все больше и больше слышим о свободе в отношениях или о том, что общество обычно называет "свободной любовью". Но не так ли?

Это утверждение верно? Лично я считаю, что отношения, построенные без каких-либо обязательств, - это страсть слабых и неуверенных в себе, и такие люди никогда не могут быть свободными, потому что они всегда боятся ответственности.

А быть свободным означает быть полностью осведомленным о том, что было сделано, и быть ответственным за это. Вот почему я считаю, что отношения без обязательств не должны приравниваться к свободе. Многие люди также утверждают, что свобода - это удовлетворение ваших прихотей и всевозможных страстей. На самом деле это не те религиозные люди, для которых удовлетворение собственных желаний стоит на первом месте. Они не остановятся, пока не достигнут желаемого результата.

Такие действия, как правило, часто лишены совести и здравого смысла. И как мы все знаем, свобода приходит, когда мы перестаем зависеть от наших страстей.

Поэтому свобода - это очень глубокая ценность, которая имеет разное значение для каждого из нас. Это зависит от наших желаний, намерений и положения в жизни. По-настоящему свободный человек может быть по-настоящему счастлив, потому что не каждому дается возможность понять и открыть его в правильном свете.


Пример сочинения 4

Сочинение “Что значит быть свободным”

Во все времена человек стремился к независимости. Но что значит быть свободным? Этим вопросом задаются многие, но ответ у каждого свой. Почему?

Потому что понятие свободы весьма широко. Разговор может идти о праве культурного выбора в области образования, религии и так далее. Под свободой многие подразумевают физическую независимость, право голоса и возможности самостоятельно выбирать свой дальнейший жизненный путь.

Самое главное – определиться в своем понимании этого термина и найти для себя нужный ответ.

Но в любом случае свободным можно назвать такого человека, который не зависит от предрассудков. Ведь они, как правило, основываются на ложных выводах. Предрассудки ограничивают способности, лишая человека свободы выбора.

Каждый из нас живет в обществе, где царят свои законы. Быть свободным человеком вовсе не означает отрицать все, что накоплено предыдущими поколениями. Относиться к наследию прошлого следует разумно, сохраняя уважение к личности и достоинству каждого.

Люди должны обладать правом на свободу своей мысли, слова и печати. Всякое существующее в обществе мнение должно иметь уважение. Человека, смело высказывающего то, что он думает, непременно можно назвать свободным. Пусть даже при этом его мысли будут ошибочными.

Быть свободным – это иметь возможность самостоятельного принятия решений. Но следует помнить, что за все свои поступки необходимо самому нести ответственность. Касается это и подростков. Сегодня они могут выбирать себе место учебы и друзей, любимые занятия и музыку, а также книги, которые они хотели бы прочесть.

Однако не стоит любой запрет взрослых воспринимать как ограничение свободы. Прежде всего, важно утвердиться в жизни как личность. И это не должно идти вразрез с мнением окружающих людей.

Читайте также: