Сочинение сказка о царе берендее жуковский
Обновлено: 02.07.2024
Название сказки подобрано согласно традициям литературы восемнадцатого века – громко и изящно.
Есть предположение, что в сюжетной основе произведения заложено повествование, которое когда-то было рассказано Пушкину его няней. Жуковский был отлично знаком с фольклором, поэтому мотивы народного творчества явно прослеживаются в его произведении. Он очень тщательно занимался его изучением, отделял зерна от плевел.
При написании сказки Жуковский использовал свой любимый размер – гекзаметр. Этот размер отлично припал к родному языку, поэтому сказочная самобытность передана на высшем уровне. Все максимально уникально, естественно, кажется, словно имеется еще какая-то иная вариация подачи кроме прозы и поэзии.
Фабула произведения пахнет народностью. Есть нюансы, использованные автором, наводят логический беспорядок, ассонанс к примеру, затрагивается вопрос о правильности правления Кощея в земельном царстве. Хотя, если порассуждать, то моно найти этому объяснение, ведь он злой демон темноты и мрака. Кроме того, дворец Кощея выщерблен из камня. Этот камень фигурирует в другой сказке Жуковского. В ней сатана дарит его главному герою. Сказка та написана в 1816 году.
Основными действующими лицами сказки назвать можно Кощея, Ивана-Царевича, Марья-царевна.
Что касается языка и его особенностей, на котором написано произведение, то он насыщен большим количеством эпитетов, метафор. Нельзя закрыть глаза на нарушение некоторых языковых правил Жуковским. Но это, снова же, придает произведению какой-то элемент самобытности, уникальности.
Жуковский смог создать действительно красочную и необыкновенно интересную сказку.
2 вариант
Считается, что сказка о царе Берендее Жуковского в некоторой степени является трактовкой истории, услышанной Пушкиным от его няни, Арины Родионовны. Однако ее ни в коем случае не следует считать плагиатом – ведь писатель излагает события в уникальной манере и со свойственными своему слогу шармом и талантом.
Жемчужины, клешни вместо рук – образ подземного Кощея не вяжется с таким описанием. Может быть, это все – таки морской царь? Нет! Автор все равно убеждает читателя, что злодей является подземным владыкой. Это довольно странно.
Марья – царевна, премудрая волшебница несколько напоминает Василису. Она обладает неплохим набором положительных качеств, среди которых: умение любить, способность идти на самопожертвование и.т.д. Также Марья обладает довольно острым умом и смекалкой.
Учитывая огромное количество плюсов ее характера, невольно соглашаешься с выбором автора, сменившего героине имя. Порой она действительно ведет себя как настоящая царевна.
Иван-царевич храбр, преисполнен доблести, аристократичен, тактичен и благороден — в принципе, он отвечает всем тем требованиям, которые может ожидать читатель. Можно сказать, что юноша совершенно ничего не боится, он всегда готов к опасным приключениям. Которые, впрочем, он всегда находит в избытке.
К слову, Жуковский делает привычных героев более индивидуальными, старается показать всю многогранность их характеров. И это отдельный плюс.
Что касается языковых особенностей, сказка написана весьма типичным для русского фольклора, слогом без каких – либо уникальных инноваций. Тем не менее, история получилась весьма интересная и захватывающая, так что найти что-то новое для себя в творении могут не только дети, но и взрослые.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сказка о царе Берендее .
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сказка о царе Берендее
Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьется без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.
Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.
Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.
Едет день, другой и третий; в исходе четвертого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей. Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.
Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лег спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.
Вернулся к себе, блестящая пчелка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.
Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у нее на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.
Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван — железным мостиком. Погоня возвратилась. Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он — в монаха, а конь — в колокольню. Кощей поскакал домой.
Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем. Но он поцеловал и забыл все.
Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснется старик — в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться. Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну. Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем. Свадьбу сыграли.
Автор: Жуковский Василий Андреевич
Число страниц: 10
Жанр: сказка в стихах
Главные герои: Иван-царевич, Марья-царевна, Берендей, Кощей.
Второстепенные герои: старик.
Характеристика главных героев:
Иван-царевич — Добрый, честный, красивый, молодой.
Но легкомысленный и забывчивый.
Марья-царевна — Смелая, умная, красивая. Волшебница.
Целеустремлённая и предусмотрительная. Верная.
Берендей — Просто царь.
Пытался спасти сына, но исполнил слово.
Кощей — Злобный царь. Злой колдун.
Характеристика второстепенных героев:
Старик — добрый, бедный. Спас Марью.
Чтобы спасти свою жизнь, Берендей обещал Кощею отдать ему сына.
Ему удавалось долго время скрывать от Ивана своё обещание.
Иван узнал, что должен явиться к Кощею и отправился в путь.
Он встретил старика, который научил его уму разуму.
На берегу озера царевич познакомился с Марьей, и та обещала помочь ему.
Кощей требовал от Ивана исполнения различных заданий, а Марья помогала ему.
Потом Марья с Иваном убежали, а Кощей послал за ним слуг.
Но Марья волшебством отвела слугам глаза.
А когда молодых догнал Кощей, то Марья и его обманула.
Но Иван забыл Марью.
И той пришлось использовать волшебство, чтобы Иван снова вспомнил её.
План сказки:
- Берендей и Кощей.
- Иван в поисках.
- Старик и его советы.
- Уточки на озере.
- Иван да Марья.
- Задания Кощея.
- Побег от Кощея.
- Обман Кощея.
- Забывчивый Иван.
- Волшебство Марьи.
Главная мысль сказки в том, что счастье никогда не даётся просто так, его нужно заслужить.
Основная идея сказки заключается в том, трудности и испытания должны закалять характер.
И успешно их преодолев можно найти своё счастье.
Чему учит сказка
Сказка учит держать своё слово. Учит честности и смелости.
Учит стоять на своём, никогда не отступать и не сдаваться.
Учит использовать полученные знания.
Учит верности, учит верить в лучшее.
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что многие неприятности случаются с людьми оттого, что они забывают свои обещания.
Вот Берендей забыл данное слово и рассердил Кощея.
Пришлось Ивану на карачках вымаливать прощение.
А сам царевич забыл данное Марье обещание и чуть было не женился на другой.
Как проще было бы жить, если бы никто ничего не забывал!
Это очень интересная и поучительная сказка, написанная классиком русской литературы, поэтом Василием Жуковским.
Автору удалось создать удивительно интересное, оригинальное произведение, в котором находятся следы многих народных сказок.
Мне очень нравится хитроумная и красивая Марья, которая выбрала себе жениха и крепко его держалась.
Мне нравится и Иван, который был гордым, но смелым.
Он сделал всё, что мог. И старался поступать по чести.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, не забыли ли мы что-нибудь важное.
Что-то такое, что может изменить нашу жизнь.
Пословицы к произведению:
- Давши слово — держись, а не давши — крепись.
- Ученье — свет, а неученье — тьма.
- Хороша помощь вовремя.
- Друг познаётся в беде.
- Муж и жена — одна сатана.
Словарь неизвестных слов:
- Прискорбно — грустно, печально.
- Студёной — холодной.
- Гоголь — водоплавающая птица.
- Не крушися — не грусти.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой.
Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки.
Считается, что в основу этой сказки положен сюжет, рассказанный Пушкину его няней Ариной Родионовной.
Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, тщательно изучал его, отбирая ценное, поэтичное.
Кощей
Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.
Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности.
Марья-царевна
Марья-царевна не только дочь Кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. Возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души.
Иван-царевич
Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.
Языковые особенности
В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны.
Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004
Кто же были берендеи?
Если вы проанализируете приведенные сведения, то увидите множество несоответствий, которые говорят о надуманности, неточности и не понимании, кто такие берендеи, откуда они взялись, куда исчезли, почему имели столь большое влияние в истории, и так далее…
К примеру, совершенно не понятно, почему якобы степное племя ненавидело все остальные степные племена и любило, и защищало русских князей?
Далее, как могут степняки отказываться от платы за защиту, а данный факт установлен, и просить города в управление? Если же не сами города, то земли под них, и в этом случае успешно строили их? Кочевники не строили городов, включая даже Чингизхана, и не умели ими управлять. Это очень серьезное противоречие, вызывающее сомнение в кочевом характере берендеев.
Мы знаем города берендеев, но не слышали об их кочевьях. Как можно называть берендеев даже полукочевниками, если мы знаем их лишь как городских жителей и профессиональных воинов.
Мы знаем, что отряды берендеев нанимали не только русские князья, но и другие государства, к примеру, тот же венгерский король. Степняков нанимали очень редко. Вот скифов – тех да, а степняков, из-за их непостоянства – нет! Берендеи, следовательно, были надежны. Это были профессионалы.
Потому то в повестях и летописях берендеи всегда представляли собой отряд определенной численности, весьма не малой. Один этот отряд определял победу в бою, и об этом мы видим упоминание в источниках, где сказано, что киевские князья смело вступали в бой и побеждали даже в меньшинстве, если имели отряд берендеев.
Именно берендеев боялись враги, а не киевских князей. Следовательно, берендеи были профессиональными наемными воинами, имевшими непререкаемый авторитет именно в военном деле. По характеру их деятельности мы можем смело провести аналогию берендеев со скифами. Скифов тоже пытаются представить кочевниками, не смотря на то, что они жили в городах, имели лучшее в мире вооружение и лучшую в мире армию, их мастера изготавливали прекрасные золотые украшения.
“Сказка о царе Берендее” Жуковского в кратком содержании
Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь.
На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик – ковшик прочь от руки. Решил, что напьется без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает.
Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.
Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой.
Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.
Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал.
Едет день, другой и третий; в исходе четвертого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна.
Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.
Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.
Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы.
Царевич лег спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.
Вернулся к себе, блестящая пчелка подлетела к окошку, впустил ее, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.
Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у нее на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.
Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван – железным мостиком. Погоня возвратилась.
Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он – в монаха, а конь – в колокольню.
Кощей поскакал домой.
Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем.
Но он поцеловал и забыл все.
Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснется старик – в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться.
Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну.
Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем. Свадьбу сыграли.
(1 votes, average: 5.00
Что ждало царя дома
Познакомить детей со сказкой В.А. Жуковского.
Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.
Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.
— Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)
— Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?
— Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчеством вы уже знакомились во 2 и 3 классах.
- — Можете ли вы прочитать их наизусть?
- Учитель читает вступительную статью перед сказкой.
- — Что вы узнали из жизни писателя?
— Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки.
Читайте также: