Сочинение символика рассказа господин из сан франциско

Обновлено: 02.07.2024

Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем.
И.А.Бунин

Иван Алексеевич Бунин — замечательный писатель русской литературы начала ХХ века — был известен как гениальный поэт и выдающийся прозаик. Все произведения Бунина так или иначе носят философский характер. И не важно,о любви или о социальных явлениях они. Автор заставляет читателей задуматься о смысле человеческого существования, о месте человека в этом мире.

Произведение небогато событиями, и его фабулу можно пересказать в двух словах. Главный герой рассказа, господин из Сан-Франциско, едет с семьёй в Европу на корабле. Он предполагает провести там два года, путешествуя и развлекаясь, но внезапно умирает в гостинице на острове Капри, и, волей случая, его тело отправляется в последний путь на родину на том же корабле.

Сам герой — собирательный образ. У него нет ни имени, ни фамилии. Он лишён каких-либо индивидуальных черт. Господин из Сан-Франциско символизирует правящий класс состоятельных людей. Мы чувствуем иронию автора, когда читаем, что герой почти шестьдесят лет не жил, а только готовился жить, зарабатывая деньги и строя планы на будущее. Наконец, на закате жизни достигнув финансового благополучия, он отправляется в путешествие на роскошном океанском лайнере.

На корабле состоятельные путешественники могут позволить себе массу удовольствий, но никто из них не способен радоваться жизни. Дорогие сигары, вкусная еда, роскошная одежда, прекрасная музыка, великолепная природа — всё это оставляет героя равнодушным. Господин из Сан-Франциско делает вид, что получает удовольствие от путешествия. На самом деле его ничего не трогает и не волнует.

Пароход

Древняя Атлантида исчезла с лица Земли, и никакие достижения прогресса не спасли её от гибели. Так и современная цивилизация богатых и влиятельных людей, по мнению автора, находится на краю гибели. Сам корабль представляет собой модель существующего миропорядка. На верхних палyбax живут самые богатые пассажиры. Ниже располагаются те, кто победнее. А в самом низу, в трюмах, матросы, обслуживающие корабль и обеспечивающие его работу. Трюмы напоминают круги ада.

Просмоленный гроб опустили в трюм корабля, чтобы ничто не беспокоило других путешественников, и господин из Сан-Франциско отправился домой.

В отличие от главного героя у него есть имя, а значит и индивидуальность. Лоренцо искренне радуется жизни: подставляет своё тело солнцу, ощущает морскую воду на коже. Бедность не удручает его. Довольствуясь малым, Лоренцо получает удовольствие от жизни и живёт В полном смысле этого слова. И Бунин приветствует такой способ существования, считая его единственно правильным и возможным.

В своём произведении автор пытается предупредить современного человека, потерявшего в суетности жизни истинные ценности. Природа, стихия сильнее любой цивилизации, построенной человеком. По мнению Бунина, следует жить в гармонии с окружающим миром.

Есть категория людей, которые слишком любят деньги. Они видят в них что-то особенное, они стремятся их получать постоянно и в большом количестве. Конечно, без денег не прожить в нашем обществе, но должны быть какие-то человеческие границы, которые останавливают нас и не позволяют превратиться в жадных и алчных людей.

К большому сожалению, стремление к большим деньгам охватило многих людей. Именно к таким гражданам относится и главный герой рассказа Бунина – Господин из Сан-Франциско. Всю свою жизнь, до старости, до пятидесяти восьми лет, он жил лишь одной целью – стать богатым и добиться успеха в жизни. Он совершенно не знал радости и счастья за все те годы, которые прожил. В той жизни нет ничего запоминающегося и хорошего. А все потому, что господин не хотел этого видеть, он четко шел к своей цели – стать частичкой богатого общества. И, он добился своего.

Теперь, когда его карманы набиты деньгами, он решает отдохнуть и, наконец-то, ощутить вкус жизни. И что получается из этого всего. Совершенно ничего. В таком пропащем человеке нет чувств, он не умеет получать удовольствие от простых вещей. Его не радует солнце, он не получает наслаждения от простых земных благ.

Господин из Сан-Франциско делает то, что и большинство богачей. Ходит в театр, посещает храмы. И это не потому, что ему нравятся такие занятия. Он просто делает так, как и остальные. Не может он, за свои любимые денежки купить счастья и радость. От этого в нем просыпается раздражительность и недовольство.

Герой рассказа с огромным пренебрежением относится к окружающим людям – к прислугам, к лакеям. Они ведь не могут заплатить за все, как господин, значит, пусть прислуживаются и превращаются в обычные предметы роскоши богатых людей.

У Господина из Сан-Франциско совершенно не развит внутренний, духовных мир. Он словно засохший сухарь, не может увидеть и оценить красоту окружающей природы. Он частенько смотрит на пейзаж в открытое окно, но не получает от этого удовольствия.

Это окно – это символ новой жизни, о которой так мечтает главный герой. Но, воспользоваться ней он не может. Что же он делает? Символично закрывается от всего газетой и просто не хочет вникать, что творится вокруг него.

Он размеренно распределил свою жизнь и следует точному распорядку. Вовремя ест и пьет. Не думаю, что дорогая еда приносит ему хоть капельку удовольствия. Он привык это делать, вот и все.

А как символична влюбленная пара, которая изображала любовь и страстные чувства. Они делали это так мастерски, так нежно и трепетно для окружающих их господ. Они играли в любовь, и об этом знал лишь капитан судна. Остальные же восхищались такими великолепными чувствами двух людей.

Если говорить про символичность в рассказе Бунина, можно и главного героя назвать символичным. Он изображает жизнь целой прослойки общества. У него нет имени, нет фамилии. Таких людей, как он, сотни и тысячи. И как же он закончил свою прекрасную жизнь? Внезапно и неожиданно все оборвалось. Смерть настигла его. История заканчивается на лайнере, там, где все и началось.

Образы-символы Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души

Образы-символы Италия, её природа — символ разнообразия, вечно движущегося и многогранного мира

Образы-символы Трюм корабля – символ преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.

Образы-символы Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный символ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха

Образы-символы Океан – символ бесконечности жизни и одновременно – знак стихии

Образы-символы Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью

Образы-символы Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил

Образы-символы Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы

Образы-символы Простые итальянцы, люди труда — символы осмысленного человеческого существования

И.А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве, тем не менее нельзя считать писателем – символистом – он писатель реалистического направления, а символы для него – лишь одно из средств художественной выразительности, расширяющие содержание и придающие его произведениям особую окраску. Придавая всему изображаемому символическое начало, Бунин лишь углубляет свою мысль.

Философский смысл произведения Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.

Международный журнал

Конечно, материальные блага иностранного путешественника, будто чудесным ключом, открывали большинство дверей, но увы, не все. Богатство не поспособствовало продлению жизни господина и не помогло ему после смерти с почестями и удобствами добраться до последнего причала. Хозяин отеля не разрешил перенести его тело в его хороший номер, аргументируя это тем, что это оттолкнёт постояльцев, не допустил и проникновения в его владения хорошего гроба, а только лишь предложил пустой ящик из—под содовой. На этом унижения когда—то почётного туриста не заканчиваются, и его тело на рассвете маленький кораблик везёт к заливу, где туловище господина перекочевывает в трюм, к людям, которых даже не замечали на корабле. Таким образом, преклонения перед своей натурой, которые видел данный человек при жизни, обернулись в прямопротивоположное унижение, испытанное его смертным телом после жизни.

Помимо символов картина жизни героя наполнена деталями. И если в притчах изображение природы или вещей даётся лишь при необходимости, то у Бунина мы встречаем одну яркую деталь за другой, тем самым он осуществлял свой принцип предметной выразительности. Рассказ содержит всевозможные детали, появляющиеся неоднократно для привлечения внимания читателей к их истинному значению. Сюда можно отнести название корабля, его капитана, образ океана и влюблённую парочку. Данные образы символичны уже потому, что в своём типичном, единичном виде показывают поведение, устои целого общества.

Увидеть символ можно и в образе капитана судна, сравниваемом с древним языческим божеством. Внешний вид, действительно, схож с божеством: огромный рыжий человек в морском мундире с золотыми нашивками, находится он, как и следует богам, в наивысшей части корабля – капитанской каюте, символизирующей некий олимп, куда простому пассажиру воспрещён вход. Его изредка можно увидеть на палубе, но его власть и познания, ни у кого не вызывают сомнений. Но на самом деле капитан – неуверенный в себе человек, надеющийся на телеграфный аппарат, который находился в радиорубке [3].

В начале и в конце повествования мы наблюдаем за влюблённой парой, привлекающей внимание пассажиров судна тем, что они не скрывают своей любви. И только капитан ведает их тайной, которая заключается в несложном обмане, они простые наёмники для увеселения гостей корабля. Они символизируют собой как раз тот обман, который заключает в себе современное общество – фальшь истинных чувств и благополучия.

Бунин в своём рассказе пользуется разнообразными приёмами для создания различных символов: убрав все субъективные особенности и выпятив все аморальные черты (бездуховность, влечение к богатству, самодовольство), он делает из обычного героя символ того общества. Другие символы создаются на схожести конструкций: корабль с обществом; по схожести функций: капитан и языческое божество; на ассоциативном сближении: океана с человеческой жизнью, человека с кораблём, топки с огнём ада.

Символы в рассказе являются художественным средством раскрытия авторской позиции. Через них Бунин изобразил неискренность и порочность современного богатого общества, забывшегося в нравственном беззаконии.

Готовые сочинения по литературе. 11 класс (М. С. Селиванова, 2012)

Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

Из серии:
Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс (М. С. Селиванова, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Похожие материалы:

Популярные сочинения

Изучаем вместе

Наконец, И. А. Бунин намеренно не дает главному герою имени. Господин из Сан-Франциско олицетворяет всех себе подобных, все буржуазное общество, потерявшее настоящие духовные ценности. Именно поэтому можно сказать, что трагичная судьба главного героя, после смерти не оставившего о себе доброй памяти в сердцах даже самых близких людей, символична. Мысль о неминуемой гибели духовного общества, воплощенную в образе господина из Сан-Франциско, Бунин подчеркивает еще раз в конце рассказа, усиливая эффект с помощью кольцевой композиции: главный герой снова плывет на пароходе, возвращается на родину, правда, теперь уже в гробу, а с Гибралтара за плывущим судном наблюдается дьявол. По мнению писателя, именно потеря нравственности, отсутствие духовных ценностей — прямой путь к гибели.


Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем.

Проза И. А. Бунина.

II. Основная часть.

1. Изображение современной цивилизации.

2. Два способа существования человека.

Гибельный путь современной цивилизации.

Конец ознакомительного фрагмента.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также


Готовые сочинения по литературе. 5-8 классы

О. Д. Ушакова, 2015


Готовые сочинения по литературе. 9 класс

Елена Островская, 2011


115 сочинений с подготовительными материалами для младших школьников

Группа авторов, 2013


Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы


Готовые сочинения по былинам. 5-6 классы

В. А. Крутецкая, 2012


Сочинения по русской литературе. Все темы 2013 г.

Н. В. Козловская, 2012


ЕГЭ. Русский язык. Сочинение. Учебное пособие для старшеклассников

Е. П. Шедогубова, 2019


Отражение. Литературные эссе

Людмила Николаевна Перцевая, 2019


Сочинения по русской литературе XX в.

Анна Янсюкевич, 2009


Подготовка к ЕГЭ. Русский язык и литература. Экзаменационное сочинение

Галина Овдиенко, 2015


Сборник сочинений для подготовки к ЕГЭ

Мария Евгеньевна Петрова, 2019


Г. Н. Яковлев, 2016


Как писать изложение и сочинение. Рабочая тетрадь для учеников 6-7 классов

Читайте также: