Сочинение шнитке посвященное башмету

Обновлено: 01.07.2024

Было видно, что он чертовски устал, но в Сочи все же прилетел, чтобы исполнить знаменитый концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке. Композитор сочинил его в 1985 году и посвятил Юрию Башмету. Понятно, что партию альта исполнял сам руководитель фестиваля г-н Башмет.

И звестно, что г-н Шнитке, сочинив свой последний концерт, в том же году пережил инсульт. После этого жизнь композитора изменилась окончательно и вскоре угасла. Похоже, в его концерте и прозвучали предчувствия заката, собственной жизни и еще чего-то страшного… Через несколько лет не стало и страны, которая заставила Шнитке много страдать и переживать.

Начало концерта – голые кварты и квинты башметовского альта. Затем трубный глас геликона, какафония звуков, все рвется, диссонансы перебивают друг друга, споря все ускоряющимся ритмом. Шнитке словно предчувствует появление бесов. Они скачут в его голове, перепрыгивают в ноты, партитуру. Причем бесы эти всех типов и размеров – от тонко писклявого скрипичного, до огромного медведеподобного геликонового. У г-на Башмета не выдерживает одно из волокон конского волоса на смычке, и его удается сорвать лишь во время секундной паузы.

Иногда музыка как будто приходит в гармонию, но скоро диссонансы вновь берут верх. Сатана не отступает. Кричащие звуки напоминают настройку струнных инструментов, когда струны медленно подтягивают калками, и звуки полутонами становятся все выше и визгливей, как будто вытягивая из слушателя жилы. Затем вновь грохочет геликон в мощном хоре резких голосов медной группы оркестра.

Эта не китайская ПИПА, которую слушатели фестиваля имели удовольствие слушать в первый день. В звучании ПИПЫ нет этой русской надломленности и безумного недоумения, хотя китайская культура на пару тысяч лет старше русской. Но высочайшей нервной организации нет и в помине. Только в голове русского немца могли родиться такие звуковые химеры. Похоже, именно так сходят с ума гении. Им открывается либо третий глаз, либо четвертое, или даже пятое измерение, помимо пространства и времени. Там они и видят монстров, рвущихся в наш примитивный мир.

Даже мажорные аккорды всего оркестра, исполняющего концерт г-на Шнитке, сбиваются одной-двумя скрипками на полтона от доминанты до малой терции. Звучит гремучая смесь мажора и минора. Это не фальш, это надлом. Он повисает над жизнью во всей ее безнадежности.

После исполнения концерта г-н Башмет заметно устал и провел второе отделение в президентской ложе. Он слушал замечательную, жизнеутверждающую симфонию №2 Сергея Рахманинова. Это более известное произведение, наполненное простыми земными гармониями, с бесподобной и в чем-то хитовой третьей частью. И слава Богу! Бесы разбежались, химеры остались за границами дозволенного, победила жизнь земная – приятная хотя бы и такими фестивалями. Зал долго рукоплескал и Валерию Гергиеву и Юрию Башмету. Им явно доступно видеть и слышать многое, которое нам, простым смертным, не дано.


Музыка Альфреда Шнитке уже стала классикой. Казалось бы, еще совсем недавно произведения композитора слыли авангардными. А сегодня такая оценка творчества мастера вызывает, разве что, удивление. Музыкальный мир Шнитке, подобно миру Малера и Шостаковича, находился в неразрывной связи с реалиями окружающей жизни: музыка говорила о них, спорила, ужасалась им, страдала, выражала прекрасное и великое, сломанное и сломленное, светлое и возвышенное, гадкое и пошлое, но никогда не смирялась.

В творчестве Шнитке соединились наиболее важные тенденции композиторских поисков и открытий этого времени, она впитала в себя почти всё, чем так богат ХХ век, и этот сплав породил индивидуальный стиль композитора. Его сочинения, воспринимаемые современниками как животрепещущие, не потеряли своей актуальности и спустя десятилетия.

На протяжении жизненного пути композитора менялся его музыкальный язык: от авангардных и экспериментальных сочинений — через метод полистилистики — до пластического взаимопроникновения, синтеза стилей. Но даже в своих самых прогрессивных опусах Шнитке уделял особое внимание именно слуховому восприятию его музыки, адресованной не только искушенным ценителям, но и любой, готовой к открытиям, публике.

В день 80-летия композитора в Большом зале консерватории, с которой композитора связывали и годы педагогической работы, и творческая жизнь, прозвучат сочинения, представляющие разные грани гения Шнитке.

С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.

В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джанкарло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Игоря Райхельсона, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Кузьмы Бодрова, Алексея Сюмака.

Юрий Башмет

Юрий Башмет – один из крупнейших музыкантов современности, получивший всемирное признание, альтист, дирижер, общественный деятель. Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его наставниками были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин.

Еще в студенческие годы Юрий Башмет стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и ARD в Мюнхене (1976, Гран-при). Он вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в истории сольную альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных композиторами-современниками. В частности для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено в общей сложности более 50 произведений. Он выступал как солист со многими ведущими оркестрами мира.

С 1976 года Юрий Башмет преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, с 1978 года – в консерватории (с 1988 года – доцент, с 1996 – профессор), где в 1996 году организовал и возглавил Экспериментальную кафедру альта. С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира, преподает на летних курсах в Академии Киджи в Сиене (Италия) и в Туре (Франция).

Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов (проводится в Москве). Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске. В 2012 году выступил инициатором создания и возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в состав которого вошли музыканты в возрасте от 10 лет до 21 года из многих городов России.

Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам. Созданный Башметом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая в разные годы присуждалась Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тань Дуню, Эдуарду Артемьеву и Никите Михалкову.

Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о жизни и творчестве музыканта.

Юрий Башмет – народный артист СССР, народный артист России; лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий Российской Федерации,

Валентин Урюпин

Валентин Урюпин – один из самых разносторонних и успешных российских дирижеров молодого поколения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс кларнета профессора Евгения Петрова, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Геннадия Рождественского). Участвовал в мастер-классах всемирно известных кларнетистов, а также в последнем дирижерском мастер-классе Курта Мазура.

Победитель II Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2015), VIII Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти во Франкфурте (2017), лауреат Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге (2016), он также стал призером множества международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории.

Выступал со многими прославленными музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Александр Рудин, Сергей Крылов, Джойс Дидонато, Барбара Ханниган, Александр Князев, Вадим Глузман, Пепе Ромеро, Сергей Хачатрян, Томас Хэмпсон, Брин Терфель, Марк-Андре Амлен, Арабелла Штайнбахер.

В 2015 году Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Урюпина аккомпанировал скрипачам на прослушиваниях второго тура XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского; в 2019 году Симфонический оркестр Мюнхенского радио под управлением дирижера аккомпанировал финалистам престижного конкурса ARD в Мюнхене.

В ближайшие сезоны Валентин Урюпин будет дирижировать оркестрами Датского радио и Венского радио, Симфоническим оркестром Фландрии, Симфоническим оркестром Словенской филармонии в Любляне, оркестрами Саарбрюккена и Дармштадта, осуществит оперные постановки в Брегенце, Франкфурте, Штутгарте, Ганновере, Болонье, продолжит сотрудничество с ведущими коллективами России.

Виктор Третьяков

Виктора Третьякова без преувеличений можно назвать одним из символов русской скрипичной школы. Великолепное владение инструментом, невероятная сценическая энергетика и глубокое проникновение в стиль исполняемых произведений — все эти качества, характерные для скрипача, в течении многих лет привлекают к нему огромное количество любителей музыки во всем мире.

Начав музыкальное образование в Иркутской музыкальной школе, и продолжив его затем в Центральной музыкальной школе, Виктор Третьяков блестяще завершил его в Московской государственной консерватории в классе легендарного педагога Юрия Янкелевича.

В 1966 году Виктор Третьяков становится лауреатом I премии Международного конкурса имени П.И.Чайковского. С этого времени начинается блестящая концертная деятельность скрипача. С неизменным успехом он выступает по всему миру и как солист, и в ансамбле со многими выдающимися дирижерами и музыкантами современности, участвует во многих международных фестивалях.

География его гастролей охватывает Великобританию, США, Германию, Австрию, Польшу, Японию, Нидерланды, Францию, Испанию, Бельгию, Скандинавские страны и Латинскую Америку. Основу репертуара скрипача составляют скрипичные концерты XIX столетия (Бетховен, Мендельсон, Брамс, Брух, Чайковский); его интерпретации произведений ХХ столетия, в первую очередь — Шостаковича и Прокофьева признаны образцовыми в отечественной исполнительской практике.

Виктор Третьяков проявляет себя в разнообразной творческой деятельности: так, с 1983 по 1991 годы он возглавлял Государственный камерный оркестр СССР, став на посту художественного руководителя последователем легендарного Рудольфа Баршая. Концертные выступления Виктор Третьяков успешно сочетает с педагогической и общественной деятельностью.

Многие годы музыкант является профессором Московской консерватории и Кельнской Высшей Школы музыки; он регулярно приглашается для проведения мастер-классов, и выполняет функции председателя Благотворительного фонда имени Ю.И.Янкелевича. Скрипач также неоднократно руководил работой жюри скрипачей Международного конкурса имени Чайковского.

Альфред Шнитке

Жена - Ирина Шнитке.
Дети - Андрей Шнитке.
Родители - Гарри Викторович Шнитке, Мария Иосифовна Шнитке.

Вена, Гамбург, Лондон, Амстердам, Будапешт, Загреб – премьеры выдающихся произведений Альфреда Шнитке проходили по всей Европе. Он был одним из советских, а позднее российских композиторов, чье творчество востребовано не только на родине, но и широко за границей.

Многогранный талант в сочетании с неповторимым авторским стилем, зародившимся на любви к музыке Малера, Шостаковича, Брукнера, многонациональность и мультикультурность личности делают Альфреда Шнитке величайшим творцом современности.

Детство и юность

Революционер в музыке Альфред Гарриевич Шнитке появился на свет 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, расположенном в живописном Поволжье, ныне Саратовская область. Родители будущего композитора были немецкого происхождения, поэтому разговаривать в детстве мальчик стал именно на этом языке.

Музыкальная биография Альфреда Шнитке берет начало с 1946 года, когда в возрасте 12-ти лет его отдают обучаться музыке. В это время семья проживает в Вене, а папа будущего композитора занимает должность собкора в местном новостном издательстве.

В 15 лет, выбрав дирижерско-хоровое отделение, одаренный юноша идет учиться в Московское музыкальное училище. На это время приходятся первые попытки написания собственной музыки.

Спустя четыре года, в 1953-м по окончании училища, Альфред Шнитке подает документы в Московскую консерваторию, где проходит основной курс, а позднее – аспирантуру. Завершив обучение, в этом же учреждении будущий композитор с 1961 по 1972 годы преподает инструментовку.

Личная жизнь

Женат Шнитке был дважды. С первой женой, музыковедом Галиной Ивановной Кольциной (1933-1987), Альфред Гарриевич прожил три года с 1956 по 1959. Вскоре после развода музыкант встретил будущую вторую супругу Ирину Федоровну Шнитке (девичья фамилия Катаева, род. 1941).

С ней Шнитке познакомился, преподавая уроки фортепиано, подготавливая девушку к поступлению в Институт им. Гнесиных. Не желая противиться своим чувствам, в 1961 году влюбленные сыграли свадьбу, а в 1965-м появился на свет сын Андрей.

Альфред Шнитке


Альфред Шнитке стал одним из тех редких великих людей, которые получили признание еще при жизни

В 1986 году Альфред Шнитке получил Государственную премию РСФСР, а в следующем – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

По приглашению немецких коллег в 1990 году он уезжает в Германию, где преподает в Гамбургской высшей музыкальной школе, и активно работает с труппами оперы и балета. Внезапный инсульт и нестабильная обстановка в России вынуждают Альфреда Гарриевича принять гражданство Германии.

После произошедшего в 1994 году очередного кровоизлияния, у композитора парализовало правую половину тела. Но и в этом состоянии он продолжал творить. Чтобы обеспечить эту возможность, специально для Шнитке был создан прибор, позволяющий прикованному к постели пациенту записывать ноты, используя только левую руку.

Интересные факты

Краткая биография не охватывает всех событий, происходящих в жизни великого музыканта, а также его личных особенностей. Тем более что их огромное количество. Творчество Альфреда Шнитке ярко выделялось утонченностью и своеобразностью, из-за чего было понятно не всем.

Как-то в Воронеже, планировалось исполнение его Второго скрипичного концерта. Неожиданно накануне мероприятия объявляют об отмене, мотивируя болезнью исполнителя, что оказалось ложью. В вечер предполагаемого концерта скрипач и дирижер, одетые для выступления, стояли подле зала, чтобы люди видели, что причины срыва заключались в идейных суждениях.

Альфред Шнитке


Музыка Альфреда Шнитке пользуется любовью как в странах бывшего СССР, так и за границей

Музыканты предложили радикально неожиданный и обновленный взгляд на постановку, подвергнув партитуру и либретто основательной редакции, включив в произведение пушкинские цитаты. Возмущенный их планами А. Жюрайтис, занимавший должность дирижера Большого театра, написал разгромную статью, что послужило толчком к скандалу в советской прессе.

Ведущим популяризатором творчества Шнитке был Ю. Башмет. Музыкант первым исполнил Концерт для альта с оркестром, и именно под его управлением в России впервые прозвучала 9-ая симфония.

Коллеги-современники неоднозначно относились к произведениям Альфреда Гарриевича. К примеру, С. Губайдулина, а также Э. Денисов разделяли его взгляды, положительно отзывались Р. Щедрин, Д. Шостакович, тогда как Г. Свиридов о творчестве композитора высказывался крайне негативно.

Альфред Шнитке


Творческое наследие А. Шнитке, оставленное потомкам, огромно

Училище, где великий создатель обучался в юности, в 1999 году переименовано в Московский институт музыки им А. Г. Шнитке. Композитор дал согласие собственнолично на присвоение учреждению своего имени. На базе вуза в 1998 году был сформирован Шнитке-центр, а в 2001-ом – создан единственный в своем роде музей великого музыканта.

По словам второй супруги Альфреда Гарриевича, он был идеален, как муж и человек в целом – добрый, справедливый, заботливый и предельно честный. Для Шнитке величайшим композитором всех времен был И.С. Бах.

Творчество

Великий музыкант оставил потомкам после себя огромное наследие – 20 концертов, 9 симфоний, балеты и оперы, вокальные и камерные произведения, музыкальную аранжировку к спектаклям и кинолентам.

Большая часть творческих тем гениального композитора посвящены внутреннему миру человека – поиску себя, смысла жизни, эмоциям, переживаниям. Создатель полагал, что ирония и трагизм в жизни неразделимы, что тонко отражалось в его произведениях. Формирование уникального музыкального стиля Шнитке приходится на 60-е годы.

Алеаторика

Композитор в числе первых применил метод алеаторики в СССР, благодаря чему интерпретаторы получили широкие возможности для разнообразных импровизаций. 1-ая симфония, написанная в 1974 году, была создана с использованием алеаторики. Сочинение посвящалось дирижеру Геннадию Рождественскому, исполнившему его первым.

Вопреки тому, что симфония прошла все согласования, главные филармонии союза – московская, ленинградская, представить публике настолько радикальную музыку не осмелились. Дебютное исполнение произведения прошло в Нижнем Новгороде.

Полистилистика

Новые произведения выделяются идеей не противостояния солиста оркестру. Написанную в полистилистике партитуру к Concerto Grosso №1, создатель впоследствии неоднократно использовал для написания композиций к кинофильмам.

Творчество А. Шнитке


Творчество А. Шнитке поражало своей оригинальностью и мастерством сочетать разные направления

Цикл симфоний и концертов

А. Шнитке


А. Шнитке не расставался с партитурой, и все свое время посвящал любимой работе

Концерт № 1 для виолончели с оркестром, созданный в 1986 году, был первой работой композитора после инсульта. Изначально планировалась иное завершение Концерта, но Альфред Гарриевич дополнил финальную композицию и использовал микрофон для усиления звучания виолончели.

Созданный в 1987 году Concerto grosso №4 и 5-ю Симфонию композитор объединил в одно произведение, соединив под призмой его оригинального восприятия на сочинения Г. Малера два судьбоносных для себя жанра.

В 80-е были написаны несколько выдающихся произведений для хора:

В 90-е годы А. Шнитке создал:

Чужой среди своих

Отец Альфреда, Гарри Викторович, невзирая на немецкую фамилию, был евреем по национальности, родился во Франкфурте-на-Майне, а в Россию переехал с родителями в возрасте 12-ти лет. С 1930 года семейство проживало в Энгельсе (тогда Покровск), где в то время обитала крупная община немцев Поволжья.

Там он и встретил маму Альфреда – этническую немку – Марию Иосифовну Фогель, мать которой совершенно не знала русского языка. С папой будущий композитор разговаривал по-русски, с мамой – по-немецки.

Фамилия Шнитке

В 1989 году А. Шнитке поступило предложение поработать в Гамбурге, и музыкант с женой быстро приняли решение и уехали. В 1991 за ними последовало семейство сына. Изначально предполагалось, что чета Шнитке пробудет в Германии недолго и опять вернется в российскую столицу.

Но два инсульта, настигших великого музыканта, не дали выполнить задуманное – он находился под постоянным контролем врачей. Семейство Шнитке проживает в Германии и по сей день.

Проклятие 9-й симфонии

Дворжак, Брукнер, Шуберт, Малер, Бетховен… Перечисленных композиторов объединяет мифическое проклятие 9-й симфонии. Для каждого она стала последней в жизни. Альфреду Шнитке не удалось избежать их участи.

Он создавал симфонию левой рукой, будучи тяжелобольным, парализованным на правую половину тела, практически неспособным говорить. Вследствие чего партитура нуждалась в значительной доработке и интерпретации.

Премьера симфонии, расшифрованной и исполненной другом Шнитке Г. Рождественским, прошла в Москве летом 1998 года. Альфред Гарриевич, посмотрев откорректированную партитуру и прослушав концертную запись, был крайне разочарован итоговым вариантом и запретил исполнять симфонию в данном виде.

Так неожиданно и печально завершилось не только длительное сотрудничество (Шнитке создал для Рождественского свыше 30 сочинений), но и теплая дружба гениев – композитора и дирижера. Близкие Альфреда Гарриевича в воспоминаниях о композиторе не раз упоминали, что это потрясение стало причиной его скоропостижной смерти.

Ирина Федоровна обратилась к Н.С. Корндорфу с просьбой воссоздания Девятой симфонии по партитуре, написанной супругом. Но в процессе работы над интерпретацией Николай Сергеевич трагически скончался. Позднее вдова с этой просьбой обратилась к А. Раскатову, и дебют его вариации прошел 16 июля 2007 года.

Фильм Белорусский вокзал


Шнитке написал музыку для более чем 60-ти отечественных кинофильмов

При этом мистическим творением в жизни Шнитке стала не пресловутая 9-я симфония, а созданная ранее кантата для оперы по произведению Гете. После ее завершения у Альфреда Гарриевича произошел первый инсульт, а после написания самой оперы – последний, не давший великому музыканту шанса на выздоровление.

Музыка Шнитке в кино

Сложно представить советский кинематограф без картин, где звучат трогающие душу композиции Альфреда Шнитке. В период с 1961 по 1984 год гениальный композитор сочинил музыку для свыше 60-ти фильмов. Это всем известные:

Голливуд тоже не остался в стороне, и в зарубежных кассовых фильмах зачастую звучали произведения гениального музыканта. Это известные всем:

Альфред Шнитке


Имя А.Г. Шнитке с его согласия присвоено Московскому музыкальному институту, где обучался великий композитор

Частые вопросы

Поклонников творчества легендарного Альфреда Шнитке всегда волновал вопрос, существует ли мифическая связь между созданием 9-ой симфонии и заболеванием композитора. Однозначно сложно ответить, но те, кто верит в потусторонние силы, находят много подтверждающих доказательств их влияния.

Посетившие концерты музыки Шнитке или прослушавшие ее с подручных средств удивляются, как ему удавалось сочетать несочетаемое? Гениальный композитор тонко чувствовал стили, умел отображать глубокую сущность человеческой натуры, преломляя ее через свое мировоззрение и творчество известных коллег.

Альфред Шнитке

Альфред Шнитке

Гамбург, Вена, Загреб, Будапешт, Лондон, Амстердам – география городов, в которых состоялись премьеры произведений Альфреда Шнитке, включает в себя всю Европу. Он был одним из немногих советских композиторов, чьи произведения практически в равной мере исполнялись как на родине, так и за рубежом. Это связано и с его многогранным талантом, уникальным авторским стилем, возникшим в перекличке с музыкой Малера, Брукнера, Шостаковича, и с его многонациональной и мультикультурной личностью.

Краткую биографию Альфреда Шнитке и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его родители имели немецкие корни, и именно немецкий стал первым языком мальчика. Обучение музыки для него началось в 12-летнем возрасте в Вене, где его отец работал собкором одной из газет. В 15 лет Альфред поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. К этому периоду относятся и первые попытки писать музыку. Биография Шнитке гласит, что в 1953 он становится студентом Московской консерватории, где заканчивает и основной курс, и аспирантуру. С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в альма-матер инструментовку.

Шнитке биография

У композитора было два брака. Со своей второй супругой, Ириной Федоровной Катаевой, он познакомился, когда она пришла брать у него уроки фортепиано для поступления в Институт им. Гнесиных. В 1961 году они поженились, в 1965 у пары родился сын Андрей. В 1986 он получил Госпремию РСФСР, год спустя – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1990 году композитор по приглашению уехал работать в Германию, где начал преподавание в Гамбургской высшей школе музыки, сотрудничал с оперными и балетными труппами.

Из-за последовавшего инсульта и нестабильной ситуации в России он решил принять германское гражданство. С 1994 года, после очередного инсульта, его наполовину парализовало. Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. В этом состоянии композитор написал Девятую симфонию. 3 августа 1998 года Альфреда Шнитке не стало. Похоронен композитор в Москве.

Альфред Шнитке
Шнитке биография

Альфред Шнитке краткая биография
Альфред Шнитке биография

Интересные факты о Шнитке

Интересные факты о Шнитке

  • Одним из главных популяризаторов музыки Шнитке является Юрий Башмет. В 1986 году он стал первым исполнителем Концерта для альта с оркестром, под его управлением в России впервые прозвучала Девятая симфония.
  • Композиторы-современники по-разному относились к творчеству Шнитке. Его единомышленниками были С. Губайдулина и Э. Денисов. Радикально отрицательно высказывался о музыке Шнитке Г. Свиридов , положительно – Р. Щедрин, Д. Шостакович .
  • Любимым композитором Шнитке был И.С. Бах .

Автограф Шнитке

  • Училище, студентом хорового отделения которого был Альфред Гарриевич, с 1999 года называется Московский государственный институт музыки им А.Г. Шнитке. Согласие на присвоение институту его имени композитор дал лично. В 1998 на базе учебного заведения образован Шнитке-центр, а в 2000 году – открыт единственный в мире музей композитора.
  • Супруга композитора охарактеризовала его, как идеального человека и мужа – доброго, справедливого, честного и заботливого.

Творчество Шнитке

Альфред Шнитке оставил после себя поистине объемное наследие – оперы и балеты, 9 симфоний, два десятка концертов, музыка к спектаклям и кинофильмам, камерные и вокальные произведения. Основные темы его творчества связаны с человеком – его переживаниями, эмоциями, поисками себя. Композитор считал, что трагическое и смешное неразрывны в нашей жизни, и это находило отражение в его музыке. Его неповторимый творческий стиль сформировался в середине 60-х.

Творчество Альфреда Шнитке


Чужой среди своих

фильм о Шнитке

Сам композитор признавался, что до конца не чувствовал себя ни немцем – поскольку родился и большую часть жизни прожил в России, ни евреем – поскольку не говорил на идише, ни русским – поскольку в нем не было ни капли русской крови. Несмотря на логичность завершения пути в Германии, она оказалась его последним домом по воле случая. В 1989 году Шнитке пригласили в Гамбург поработать, он уехал вместе с супругой. В 1991 году туда же перебралась семья его сына. Первоначально планировалось, что после нескольких лет работы супруги Шнитке вернутся в Москву, однако два инсульта композитора не позволили этого сделать – ему требовалось постоянное наблюдение врачей. Его семья живет в Германии и сегодня.

Проклятие Девятой симфонии


Бетховен , Шуберт , Дворжак, Брукнер, Малер … Этих музыкантов объединяет проклятие Девятой симфонии – для всех них она стала последней. Как и для Альфреда Шнитке. Он писал ее уже глубоко больным, левой рукой, поскольку правая сторона тела была парализована, а сам он почти не мог говорить, поэтому нотная запись требовала расшифровки и доработки. Премьера сочинения, интерпретированного и исполненного Г. Рождественским, состоялась в Москве 19 июня 1998 года. Шнитке, увидев отредактированную партитуру и услышав запись с концерта, был чрезвычайно огорчен результатом и запретил к исполнению эту редакцию. Так закончилось не только многолетнее сотрудничество – Шнитке написал для Рождественского более 30 произведений, но и дружба композитора и дирижера. Родные Шнитке считают даже, что именно эти переживания послужили причиной его скорой кончины.

Ирина Федоровна попросила Н.С. Корндорфа воссоздать симфонию по партитуре мужа, но в процессе работы композитор трагически погиб. Затем она обратилась к А. Раскатову. Премьера его редакции состоялась 16 июня 2007 года.

Музыка Шнитке в кино

Советский кинематограф невозможно представить без фильмов, в которых звучит музыка Шнитке. Между 1961 и 1984 годами им была написана музыка к более чем 60 картинам. Среди них:

музыка Шнитке в кино

Зарубежные кинофильмы также не раз использовали музыку Шнитке:


Музыку одного из последних выдающихся композиторов 20 века в полной мере открывает век 21. Время показывает неиссякаемый интерес исследователей и слушателей к творчеству Альфреда Шнитке, включая малоизвестные и ранее неизданные сочинения.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм об Альфреде Шнитке

Читайте также: