Сочинение сердце на ладони

Обновлено: 15.05.2024

Сборный материалы на тему "Материнская любовь" для сочинения-рассуждения в задании 9.3 ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

В этом материале для вас собраны:

  • Аргументы (из литературы)
  • Примеры сочинений на тему "Материнская любовь"
  • Примеры из жизни и литературы

Материал подобран по текстам разных авторов. Использованы только реальные тексты ОГЭ для задания 9.3 из открытого банка ФИПИ.

Пример из жизни

Однажды моя мама рассказала мне, как бабушка ходила с ней на первый школьный день. Бабушка надела на неё все самые тёплые вещи, потому что мама не отличалась крепким здоровьем. Она думала, что из-за своей одежды она станет посмешищем для всего класса, думала, что другие станут её дразнить. Но после холодной погоды той линейки многие из её класса слегли в постель, и в школу, кроме неё, ходило всего несколько человек. Тогда она поняла, насколько крепка и мудра может быть материнская любовь.

Материнская любовь способна творить чудеса. Без нее не было бы наших успехов, достижений и побед. Мне вспоминается история Томаса Эдисона и его матери, благодаря которой он стал известен всему миру. Однажды мальчик принес из школы письмо, в котором писали, что он умственно отсталый и его следует учить дома. Но мать, не желая навредить сыну, не желая его ранить, прочитала вслух, будто о нем пишут как о гении, которому не место в обычной школе. Только спустя несколько лет после смерти матери он наткнулся на это письмо. Прочитав его, он понял, сколько сил, терпения, чуткости и веры в него понадобилось матери, чтобы вырастить и воспитать его величайшим гением.

Примеры сочинений "Материнская любовь"

Фрагменты текстов из открытого банка ФИПИ и примеры сочинений к ним

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу. (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? – удивился Толя.

– (9)Меня. провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

Сочинение 1 по Алексину

Всю ту любовь, заботу и внимание, которое мать безвозмездно отдаёт своему ребёнку, можно объединить одним понятием – материнская любовь. Это чувство будет жить всегда, как в душах детей, так и в душах их мам.

А. Алексин в своём тексте большое внимание уделяет материнской любви. Мальчик Толя впервые идёт в школу, и от этого ему кажется, что он уже совсем вырос. Герой сердится на маму за то, что она волнуетсяза него, приходит к зданию школы, старается увидеть своего сына. Но, глядя на свою маму, стоящую под дождём без зонта около школы, он осознаёт, как сильно мама его любит и как сильно она дорога ему самому.

Значит, материнская любовь является чувством не просто радостным и ярким, но и необходимым всякому человеку.

Сочинение 2 по Алексину

Что такое материнская любовь? Это всё, что роднит женщину с её детьми, позволяет в полной мере выразить свою заботу и внимание. Это не просто одна из эмоций человеческой души: материнская любовь заложена в людей самой природой, на уровне инстинктов. Об этом прекрасном чувстве пишет в своём тексте А.Г. Алексин.

Автор описывает мать, которая, волнуясь за первый день своего сына в школе, приходит туда и старается увидеть его в окно. Она не обращает внимания ни на дождь, ни на холодный, пронизывающий ветер. От ненастной погоды её защищает материнская любовь, стремление узнать, всё ли у Толи хорошо. Мальчик сначала злится, что мать пришла на школьный двор, но потом понимает её чувства, даже хочет докричаться до своей мамы, которая всё стоит на улице под дождём и без зонта.

Таким образом, материнская любовь – одно из важнейших чувств в жизни каждого человека. Она делает нас добрее, отзывчивее, светлее.

Сочинение 3 по Алексину

Материнская любовь – это драгоценное чувство матери к своему ребенку, которое проявляется в опеке, заботе и внимании к чаду. Этот сердечный пыл надо беречь и поощрять, так как тому, кто согрелся от него, очень повезло.

В тексте А.Г. Алексина речь идет о таком счастливом случае. Мама любит сына, но он пока не может в полной мере этого оценить. Толик обижается на мамину опеку. Он хочет казаться взрослым, однако не знает, что зрелый человек становится таковым, лишь осознав ценность своего безмятежного детства. Герой идет по правильному пути, ведь глядя на маму, стоящую под дождем, понимает, как она дорога ему.

Таким образом, материнская любовь – это не только драгоценное, но и необходимое чувство.

Фрагмент текста Б. Екимова

По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала:

загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость — спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит — и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

Сочинение 1 по Б. Екимову

Материнская любовь — бескорыстное, доброе и светлое чувство матери к своему ребёнку. Мама — это самый дорогой для каждого человек. Мать растит ребёнка, заботится о его безопасности, о его благополучии. Ничто не сравнится с материнской любовью.

В рассказе Бориса Петровича Екимова "Говори, мама, говори" мы видим бабку Катерину, живущую в станице. Она больно ударилась, споткнувшись о корень разросшейся груши. Это дерево нужно было бы удалить с дороги, но старая женщина бережёт его, поскольку груши очень нравятся её дочери. В таких мелочах часто проявляется материнская любовь и забота. Заботится мать не только о здоровье и питании ребёнка, для неё очень важно вырастить настоящего человека. А это — очень сложная и трудная задача.

Мама для каждого ребёнка — целый мир, который с младенчества питает, оберегает, обучает его. Дети обычно не осознают того, какую сложную задачу выполняют их родители, особенно мамы. В потоке дней, в борьбе и взрослении, людям кажется, что роль родителей не столь велика, что связь с родными ограничивает их, связывает, отвлекает, но наступает миг, когда человек осознает ценность материнской любви и заботы. Важно, чтобы это осознание не пришло слишком поздно.

Сочинение 2 по Б. Екимову

Материнская любовь — это сильное чувство привязанности, которое объединяет женщину и ее ребенка. Она проявляется в том, что человек вкладывает все свои эмоции и силы в того, кому даровал жизнь. Поэтому родителям так тяжело расставаться с детьми.

Таким образом, привязанность матери к чаду — это сильнейшее чувство, которое невозможно унять и забыть. Это навсегда. Поэтому так важно беречь родителей и отвечать им тем же.

(1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и. простит тебя.

Сочинение 1 по Селивёрстовой

Материнская любовь - это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Место матери в нашей жизни особое, исключительное: никто не заменит человеку мать. Мы всегда несём ей нашу радость и боль и находим понимание. Я считаю, что материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Мама- это самый близкий человек, который всегда простит, поможет и подскажет.

О материнской любви рассказывается в кинофильме режиссера Сергея Колосова "Помни имя своё". Ни возможный расстрел, ни голодная смерть не могли напугать женщину-мать. Она, находясь в фашистском концентрационном лагере, тайком перебегая от барака к бараку, носила сыну еду, просила его запомнить имя. Она не думала о себе, её главной целью была жизнь ребенка. Даже после войны она жила только надеждой найти своего мальчика. Вот она, материнская любовь!

Сочинение 2 по Селивёрстовой

Что такое материнская любовь? Я думаю, это бескорыстное, жертвенное чувство матери к своему ребёнку. Ради детей мать готова отдать всё своё время, силы, даже жизнь, если ребёнок окажется в беде.

Что такое материнская любовь, знаю не понаслышке. Вспоминая своё раннее детство, я понимаю, что самые трудные его моменты мама всегда была рядом со мной. Я часто болел, и мама заботливо, ласково, не уставая, выхаживала меня.

Как хорошо, что в нашей жизни есть мамы! Важно, чтобы мы не забывали заботиться о них, помогать им.

Фрагмент текста А. Куприн "Святая ложь"

(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

Сочинение по тексту А. Куприна

В заключение хотелось бы сказать, что материнская любовь, самозабвенная, бескорыстная, – огромная сила, способная возрождать к жизни, спасать от опасностей и невзгод. Каждому человеку надо постараться не огорчать сердце матери равнодушием и ложью, пусть даже святой, оберегать его от бед.

Аргументы на тему "Материнская любовь"

Рассказ о мудрости и жизнеутверждающей силе материнской любви. Читатель знакомится с Марианной, матерью изменника. Ее сын, мечтая о громкой славе, перешел на сторону врага. Он грабил и убивал, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей. Сердце матери почернело от горя и стыда, не смела она даже поднять глаза на людей, которые проклинали ее имя. Нет для матери страшнее наказания, чем равнодушие, безразличие и предательство собственных детей. Но материнская любовь мудра и сильна, она всегда против смерти и разрушения. Марианна убивает своего сына и спасает город, где тысячи других матерей молились о своих детях. Убив сына, она одним ударом убивает и себя, ведь без детей жизнь теряет всякий смысл и истинную ценность.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Главными героями произведения являются Кирилл Шикович - журналист, сотрудник областной газеты, доктор Антон Ярош - известный в городе хирург-профессионал, который в годы Великой Отечественной войны был героем-подпольщикам, выполнял трудные задания, ежедневно рисковал жизнью, Семен Гукан - председатель горсовета , чиновник, карьерист, человек, который в романе олицетворяет систему чиновничьей вседозволенности того времени. Это еще и молодое поколение - Тарас Гончаров и его бригада, Маша, Нина, Славик иирына Шиковичи. Образы главных героев показаны в работе, в борьбе, во время отдыха, в семейном быту, в счастье и горе. Каждый по-своему привлекателен и обаятелен.

Совсем другое правда в Гукана, который во время войны скрывался в доме доктора Савича и был спасен. Оккупанты раскрыли связи Савича с подпольщиками и расстреляли его, объявив всем, что это сделали партизаны, за то, что Савич как бы помогал фашистам.Было даже организовано пышные похороны.Один Гукан знал правду, но он молчит, опасаясь за собственную жизнь. Благодаря высокой должности он сумел утвердить собственное мнение на организацию подполья, где доктор Савич выступал как предатель, а Гукан - как организатор и руководитель городского подполья. Благодаря журналистскому таланту Шиковича воспоминания Гукана были напечатаны отдельной книгой.

Но через некоторое время Кирилл Шикович начинает сомневаться в правильности тех выводов, которые легли в основу книги.Журналист делится своими сомнениями с доктором Ярошей - бывшим подпольщикам, который не согласился с выводами книги. Он поддерживает желание Шиковича узнать правду, не верит в измену Савича, который вместе со своей дочерью спас его от неминуемой смерти. Антон Ярош хорошо понимает, что предатели не стали бы рисковать своей собственной жизнью, а сразу бы выдали его фашистом.

Первым лучиком правды можно считать статью Шиковича в областной газете. Через воспоминания бывшей медсестры гаворьшда правда о войне, правда о доктора Савича. Так начала утверждаться мысль, что многое о прошлом и войну было сфальсифицировано.Но сказать правду о тех голоса для некоторых чиновников означало бы перечеркнуть всю свою служебную карьеру и признать адказыасць за лес тех людей, которые стали жертвами. Одной из них является Зося Савич.После расстрела отца она была арестована фашистами, прошла через пытки и попала в концлагерь. Но на этом страдания ее не закончились: уже после войны по доносу Гукана она была выслана в Сибирь как дочь предателя.

После войны ей жилось очень трудно.Страдания подорвали здоровье. 3 пороком сердца она попадает к доктору Яроша - теперь он будет спасать ее жизнь. От результата операции, которую делает хирург Ярош, зависит будущее Зоси: или жить ей счастливо, или снова страдать. Больное сердце мужественной женщины как бы олицетворяет больное общество.

Сцена хирургической операции, которую проводил доктор Ярош, является одной из центральных в романе, приобретая символическое значение. Она символизирует процесс переосмысления жизни. Само время, как скальпель хирурга, неизбежно отсечет все плохое, чтобы вылечить больное общество.Это сердца всех людей на ладони времени-хирурга.

Сердце на ладони - это символ доверия к человеку, это символ общества, лишенного страха и подозрительности, это символ искренности и открытости, сочувствия и доброты.

У колодца сидели на лавочке женщины. Их занимали не голуби, а голубятники.

— Смешно. Как ребенок. Целый день может гонять голубей, — с укором, но в то же время любуясь мужем, сказала Галина Адамовна.

— А мне нравятся люди, способные так увлекаться, — откликнулась Валентина Андреевна, не сводя глаз с Яроша.

— О, я приревную, Валя!

Сказала шутя и тут же почувствовала, как тревожно сжалось сердце. Покраснела.

Валентина Андреевна заметила краску на ее щеках и отвернулась: она хорошо знала свою подругу, ее подозрительность.

— Было бы к кому, Галя. Я уже старая баба. Видишь, как расплылась? Это я бы должна ревновать. Мой Кирилл каждый день ставит мне тебя в пример. Смотри, говорит, как Галина умеет следить за собой: стройная, точно в двадцать лет,

— Полные всегда завидуют худым, — засмеялась Галина Адамовна, довольная похвалой.

С веранды на другой половине дома вышла дочка Шиковичей Ира, одетая по-праздничному — яркая широкая юбка, белая блузка, белые босоножки. Этот легкий наряд подходил и к её тонкой фигурке, и к веселому летнему утру.

Ира поправила очки и тоже стала вглядываться в небо. Голубиной стаи она не увидела и, презрительно сморщив нос, сказала:

— Они давно уже в городе, ваши голуби.

— Не каркай! — бросил с крыши Виктор.

Это был первый гон привезенных из города на дачу голубей, и отец с сыном волновались — вернутся ли они?

Но как ни был занят Антон Кузьмич голубями, он не пропустил мимо ушей слов сына.

Валентина Андреевна заступилась за мальчика:

Девушка с иронической улыбкой посмотрела на мать и повернула по тропинке к ручью, протекавшему недалеко от дачи. Издали позвала:

Галина Адамовна сказала:

— Наташка, тебя зовут.

Девочка не отзывалась,

— Сходи с Ирой на луг, нарвите щавеля.

— О боже! — вздохнула Наташа. — Что за жизнь на этой проклятой даче! Странички не дадут прочитать человеку.

— Наталка! — крикнул Ярош. — Не ворчи, свекруха. Катись колобком на луг. Тебя голуби боятся.

— Житья нет от ваших голубей. — Наташа перекинула ноги через подоконник и скрылась в комнате.

Виктор между тем объявил: — Летят!

— Где? Где? — затопал по крыше Ярош — «даже дом весь задрожал, выхватил у сына бинокль, радостно крикнул: — Ага, летят! Возвращаются. А что я вам говорил? Маловеры! — упрекал он неведомо кого, потому что никто не высказывал сомнений, если не считать Ириной реплики.

Стая голубей пронеслась над соснами, низко облетела вокруг дома, устремилась было к чердаку, где находилась голубятня, и, спугнутая свистом Яроша, снова взмыла вверх.

Галина Адамовна потянулась, закинув за голову руки.

— А хорошо тут. Я давно так не отдыхала,

— Хорошо, когда гостей нет. Каждый день гости. Надоело. Кирилл без конца кого-нибудь приглашает. Ему скучно без гостей. А мне — стряпай да тарелки мой. Антон! — окликнула Валентина Андреевна Яроша, — Рыбу ловить пойдем?

У Галины опять загорелись щеки. Она боялась этих походов с удочками к реке, в густые заросли кустов, хотя ее мужу и Валентине никогда не приходилось оставаться там вдвоем, с ними шли Витя, либо Наташа, либо Ира, а чаще все трое. Сама она нарочно не ходила, чтоб не подумали, что не доверяет или следит. Нет, ей очень хотелось быть такой, как муж — он во всем верит ей, или как Шикович, равнодушный к тому, куда и с кем ходит его жена, как Валентина… Хочется… Но она не может. Она терзается. И, возможно, не столько от самой ревности, сколько от стыда за нее, за себя, за то, что она не умеет, как другие… Да, если б он не был так хорош, ее Антон. В тысячный раз она залюбовалась его богатырской фигурой, устремленной в небо вслед голубиной стае, его сильными голыми руками, мужественным лицом, каштановыми волосами… Она не знает волос красивее. Дураки те, кто говорит, что доктор Ярош рыжеват… Если б они пригляделись, если б могли погладить эти мягкие волосы, услышать, как они пахнут, прижать эту умную голову к груди… Вот так… Она мысленно обняла мужа. И тут же почувствовала жгучую боль, подумав, что другая, чужая женщина могла обнимать его. Закружилась голова. Как сквозь сон, долетели до нее слова подруги:

— Нет. Ничего. — Галина Адамовна бодро вскочила и засмеялась. Но смех ее звучал неестественно. Ярош оторвался от голубей, посмотрел вниз на жену.

— Галка! Что случилось?

— Ничего. Вон кто подбирается к вашим голубям. — Она показала в небо над лугом.

Там, в вышине, медленно кружил коршун.

— Витя! Наказать агрессора. Сбить, как Пауэрса.,

Отец и сын с равной прытью спрыгнули вниз. Виктор забежал в комнату и выскочил оттуда е ружьем. Мальчику только недавно разрешили пользоваться им, и он рад был каждому случаю блеснуть своими охотничьими талантами… Согнувшись, едва не касаясь носом земли, он забавными прыжками мчался к ручью.

Галина Адамовна крикнула;

— Витя, осторожно! Там где-то Ира…

Ярош следил глазами за сыном и беззвучно смеялся.

Голуби упали вниз. То ли почуяли опасность, то ли увидели, что хозяева наконец ушли и ничто не мешает им вернуться в голубятню. Но не залетели сразу на чердак, а всей стаей, шумно хлопая крыльями, расселись на перилах балкона по другую сторону дома.

Из окна мансарды высунулась лобастая голова с залысинами, которые глубоко врезались в поросль длинных, слегка курчавых и сильно всклокоченных светлых волос.

— Что тут за базар? — хмуро проворчал Шикович, блеснув золотым зубом. — Не даете человеку поработать спокойно..

— Ты, Кирилл, совсем как Наташка, — засмеялась Валентина Андреевна. — Все утро ходили на цыпочках. Не можем же мы так весь день.

— Сегодня воскресенье, Кирилл Васильевич. Надо отдыхать, — сказала Галина Адамовна.

Ярош хитро прищурился.

— Что-то глаза у тебя заспанные. Неужто от работы?

Голова Шиковича скрылась. Ярош и женщины рассмеялись. Через минуту Шикович появился на балконе в зелено-коричневой полосатой пижаме. Пугнул голубей:

— Бедное человечество! Сколько оно потеряет, если не прочтет твоей статьи. Мир перевернется?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит интересный материал по трем разделам "Сердце врача","Сердце учителя" Сердце матери". Мы постарались заглянуть в святая святых человека и ответить на вопрос" Что же такое сердце? Каким оно должно быть?". Чтобы ответить на них мы изучали сердце врача, учителя, прикоснулись к самому великому, к материнскому сердцу. Потому что врач и учитель-две важнейшие профессии, который призваны принять человека в мир, сохранить и развить его, а мама одаривает теплом, заботой и любовью.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок-размышление

Литература. Развитие речи. 7 класс

Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их!

- Молодцы, садитесь, пожалуйста! Итак, начнем наш урок! Надеюсь, что он подарит нам радость общения и наполнит всех светлыми и добрыми чувствами.

(Звучит музыка)

- У: Ребята, скажите, что вы уловили в этой музыке? (биение сердца)

2. Постановка проблемы, целей и задач урока:

- У: Да, это биение сердца. И сегодня мы будем говорить о нем, о человеческом сердце.

- У: Как вы думаете, для чего нам важно понимать: какое оно-сердце?

( чтобы не обижать людей, не причинять боли, не совершать поступков, за которые было бы стыдно, чтобы понимать других, правильно строить отношения с людьми, чтобы развивать себя, самому стать более чутким и внимательным).

Спасибо! Вы молодцы!

- У: Чтобы найти ответы, мы исследуем сердце врача, учителя, прикоснемся к самому великому, к материнскому сердцу!

Потому что врач и учитель – это две важнейшие профессии, которые призваны принять человека в мир, сохранить и развить его, а мама одаривает теплом и любовью.

3. Определение темы урока (формулируется в виде проблемного вопроса):

- У: Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока. А также в течение урока записывайте то, что покажется вам важным и интересным.

4. Актуализация знаний, углубление изученного:

- У: Что же такое сердце? Обратимся к фрагменту словарной статьи из Толкового словаря С.И. Ожегова, выясним значение слова.

(читаем словарную статью)

СЕРДЦЕ 1 [рц], а, мн. дца, дец, дцам, ср.

1. Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка (у человека в левой стороне грудной полости). Сердце бьётся. Порок сердца.

2. перен. Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений.

Доброе, чуткое, отзывчивое сердце. Чёрствое сердце. Золотое сердце у кого-нибудь (об очень добром человеке). У него нет сердца (о злом, чёрством человеке). Отдать своё сердце кому-нибудь (полюбить). Сердце сердцу весть подаёт (о любящих, вспоминающих, думающих друг о друге; ( разг.).

3. перен. Важнейшее место чего-нибудь, средоточие. Москва - сердце нашей Родины.

(спрашиваю, как они понимают пословицу и крылатые фразы из словаря).

- Наверное, не случайно сердце сравнивается с сокровищем, которое может быть добрым, а может быть злым. Если оно доброе, то плод – наши слова, мысли поступки – будут добрыми и - наоборот.

I-ый блок

1-ая группа (выступление детей)

- У: Продолжим наш разговор (выступает следующий представитель группы).

«Каждый операционный день – это две-три операции. Операция продолжается пять-шесть часов… Порой приходится трудно, не все получается сразу, и тогда в душу проникает… «противный холодок: снимем ли Гену Жиганова с операционного стола живым? А когда наконец-то всё удается - гора с плеч! И сил словно прибавилось! Но все всё равно в напряженном внимании. Каков будет результат нашей работы? А вдруг неудовлетворительный?

Ложась спать, бессонно думал о прошедшем дне, о мальчике, Гене Жиганове, о том, что, если все будет хорошо, он уедет в наши сибирские края. Станет бегать по той земле, по которой когда-то бегал я сам. И впереди ждет его большая, огромная жизнь, невозможно даже представить, как сложится она у него, какую пользу, в конце, концов, принесет людям. Светлых тебе дней, Гена Жиганов!

Высокое благородство, честность, правдивость, бескорыстие. Гуманность, бережное отношение к больному, душевная красота – неотъемлемые качества русских хирургов. Хирург стоит в центре при решении наиважнейшего вопроса: жить или умереть?!

Сейчас, задним числом, пишу об этом спокойно. А в те дни, когда завершалась подготовка к небывалой операции, ходил сам не свой. Это надо видеть! Холодное, неподвижное сердце готово к операции… Оно не бьется! Разве это не смерть?! Оно, всегда горячее, сейчас охвачено холодом. Со сложным чувством прикасаюсь к застывшему сердцу ребенка. Сам ни жив ни мертв… Возвратим ли остановленную нами же его жизнь?

- У: Какие мысли возникли у вас после услышанного? (ответы детей)

- У: Как вы думаете, какие чувства переживает сердце самого хирурга? (ответы детей)

- У: От чего, по-вашему, зависит состояние нашего сердца? (ответы детей)

- У: Какие еще произведения рассказывают об удивительном сердце врача?

- У: Что особенно взволновало в этом рассказе?

- У: Ребята, а кто-нибудь из вас хочет стать врачом? Почему?

- У: Так какое же оно сердце врача?

( Сердце врача должно быть сострадательным, человеколюбивым, решительным и смелым. В нем должна жить вера в победу над болезнью и бережное отношение к нуждающимся в помощи).

- У: А мне, ребята, хочется напомнить вам еще об одном чудесном докторе, причисленном к лику святых за свое бескорыстное служение людям. Это святитель Лука Войно-Ясенецкий. Наверняка, это имя вам знакомо? (если дети знают о нем, то могут рассказать самостоятельно).

II-ой блок

- У: Если врач отвечает за здоровье физическое, то учитель несет ответственность за здоровье духовное. А каким сердцем нужно обладать ему самому? Своими наблюдениями поделятся исследователи в этой области. Будьте внимательны!

2-ая группа (выступают ученики)

-Д: Ребята, что общего вы отметили в ответах учителей?

(учительское сердце большое, ранимое, открытое для всех учеников)

- У: Давайте обратимся к литературе. Какие произведения об учителе заинтересовали вас?

Наша любимая учительница Анна Николаевна была сухонькой невысокой старушкой с пуховым платочком на плечах. Платья у Анны Николаевны все были одинаково темного цвета – черного, коричневого – и застегивались у горла, от которого расходились клинышки всегда белого воротничка…

Как же учила нас Анна Николаевна? Для детей она была внимательным доктором: «выясняла твое нездоровье в арифметике. Или в правилах русского языка. Она не запускала наши болезни…и лечила их, пока они незначительны.

Помню, таблицу мы одолели с весельем и даже с некоторым озорством… Еще помню трудный, но прекрасный предмет – чистописание. В войну школьные тетрадки были большой ценностью. Тетрадки меняли на хлеб и прочие продукты, а потому очень часто писал детский люд в тетрадках, сделанных из газет и сшиваемых обыкновенными нитками. Неизвестно, какими путями, но Анна Николаевна доставала, а потом раздавала каждому из нас настоящую, белую, линованную в косую клетку тетрадь…

А когда учительница получила орден Ленина, она сказала своим ученикам: «Знаете ли вы, что за ордена и медали государство платит деньги. Я хочу, чтобы вы знали, что я не считаю вправе тратить эти деньги на себя… Будем на них покупать витамины.

Учительница наша с замечательным упорством тратила десять минут каждого урока на раздачу витаминок, а потом мы учились.

А кода закончились деньги, Анна Николаевна придумала другое лекарство от цинги для своих учеников – горький напиток из хвои. Так вот и чередовались до теплых солнечных апрельских дней…сладкие витаминки из аптечной коробки и сосновое горькое пойло… Цинга нас обошла….

А в последнюю встречу я спросил ее, помнит ли Анна Николаевна, как покупала нам витамин С в аптеке на деньги от ордена Ленина. Она не помнила.

Крёсна. Крёстная мать. Крёстная мать не та, что родила, а та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела, как понимала, как считала нужным, берегла…

- Д : Вот такие замечательные воспоминания!

- У: Правда, очень трогательные воспоминания. Ну, а эти строи, думаю, вы узнаете сразу. Из какого они произведения?

Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, — она потрепала меня по голове и ушла.

И больше я ее никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

(Никто из учителей не помнит того, что они делали для учеников. Делали это бескорыстн). (Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.)

- У: Какие же сокровища хранит учительское сердце?

(Учительское сердце наполнено заботой об учениках, переживаниями об уроках, оно неравнодушное, беспокойное, мудрое и чуткое, требовательное. Учительское сердце должно быть зорким и умным, чтобы видеть и понимать, что происходит с его учениками, как помочь им в трудной жизненной ситуации).

III-ий блок

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг сберечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

- У: Красивые стихи! Ребята, а что вы скажете о своих мамах. Какие они у вас?

- Д: (Дети говорят о своих мамах).

- У: Молодцы! А теперь давайте дадим слово ребятам, которые хотят поделиться с вами своими находками.

3-ая группа (выступают ученики) - Д: О сердце матери можно сказать великое множество красивых слов. Но постигать их смысл по-настоящему мы начинаем только в особые минуты жизни. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях писатель – фронтовик Юрий Яковлевич Яковлев (читает под музыку).

«Я очнулся в телеге, на сене. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Все, что было во мне живого, хотело пить. Это была жажда горящего дома. Я сгорал от жажды.

И вдруг я подумал, что единственный человек, который может спасти меня, - мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо – рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал её звать.

Телега грохотала, заглушая мой голос. Жажда запечатала губы. Я из последних сил шептал незабываемое слово – мамочка. Я звал её. Уповал на неё, как на бога, богоматерь, человекоматерь, мать. Я знал, что она откликнется и придет. И она появилась. И сразу смолк грохот, и холодная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного кувшина, отводила от меня смерть. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
- Сынок! Сынок, родненький…

Я не мог открыть глаза. Но я видел мать. Я узнал её руку, её голос. Я ожил от её милосердия. Губы разжались, и я прошептал:
- Мама, мамочка…

- У: Скажите, ребята, а вам известны подобные примеры? В наши дни они есть?

- У: Конечно, все любят своих мам! Но вот парадокс! Спросите себя : кого мы обижаем чаще всего ? И ответ будет печальным… Их, наших матерей!

- У: Почему же так? (ответы детей)

- У: Когда вы повзрослеете, будете вспоминать эти минуты с огромным сожалением, послушайте: (читает ученик) .

- Д: Письмо Василия Александровича Сухомлинского своему сыну.

Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог и писатель.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспоминаю, как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…Как сейчас, помню вечер ранней осени, на горизонте собираются тучи, гремит гром, я собираюсь ехать в Полтаву, в институт. Взял маленький свой чемоданчик и пошёл на станцию. Мамы в это время не было на хате – что-то делала в огороде. Увидела, что я иду на станцию, стала, как изваяние, как живое воплощение материнской горечи. Слышу, говорит мама: “Оденься, ведь дождь собирается…” Я иду в одной сорочке, мне море по колено, а до станции километров семь… Не вернулся я, какое-то мелкое чувство себялюбия раздражало тогда моё сердце, какую-то мелкую обиду носил я в душе… Иду и всё время как будто слышу голос матери: “Оденься, ведь дождь собирается…” Сколько горечи вложила она в эти слова… Как много хотела она сказать: почему же ты не попрощался, сын, почему не обнял, не поцеловал меня; чем ты обижен; нельзя таить в сердце обиду на родную мать…

Прошло больше тридцати лет с той поры, маме больше семидесяти лет, живёт она так счастливо, как может быть счастливым пожилой человек, - и до сих пор у меня звучат эти слова: “Оденься, ведь дождь собирается…” И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвигаются те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспоминается, тем глубже переживаю угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувствую себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувствую себя ребёнком.

Женщина – мать – первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Женщина-мать – творец всего прекрасного на земле, потому что она - творец всего прекрасного на земле, потому что она – творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим человеком”.

- У: Скажите, а умеете ли вы просить у мамы прощения за свои поступки? За что бы вы извинились перед ней? (ответы детей).

- У: Очень хорошо, что вы умеете признавать свои ошибки. Это уже дорогого стоит. Придя домой, не забудьте повторить все сказанное сейчас своим мамам и больше постарайтесь не совершать поступков, за которые вам потом было бы стыдно.

А сердце матери – оно одно
С тобою вместе плачет и рыдает,
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают;…
А сердце матери хранит от всех скорбей,
Всегда с тобой идёт и неделимо,
Смотри его небрежно не разбей,
Оно навек одно, неповторимо;
А сердце матери – честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи,
С его любовью ждёт во всём успех,
Спеши утешить, когда мама плачет;
Но ты порой пройдёшь и с холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни: сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь!
1989 г., Россия
!

­- У: Да, как сказала поэт:

Чтоб жизнь не жгла нас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек, нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать … Ф. Алиева

(сердце, открытое людям)

- У: А кому из литературных героев можно адресовать эти слова? Кто их заслуживает?

(Данко из легенды, который своим сердце осветил путь людям, вывел их из страшного леса, спас от гибели).

- У: Наверное, это самое важное – иметь в себе сердце, живое, пламенное, любящее людей, наполненное вот такими замечательными качествами. Главное быть человеком. С этого начинается и врач, и учитель, и поэт…

8. Домашнее задание

- У: Запомните это! А дома постарайтесь изложить свои мысли в небольшом сочинении по теме урока.

Читайте также: