Сочинение егэ и опять вечер лес небо над головой

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ В ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО ТЕКСТУ К. Г. ПАУСТОВСКОГО

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. (2) В сумерки луга похожи на море. (3) Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. (4) Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, а высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

(5)В лугах тянется на много километров старое русло Оки. (6) Его зовут Прорвой. (7) Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. (8) Берега заросли столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

(9) Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. (10) Цвет её меняется от времени дня. (11) Утром это голубой туман, днём — белёсая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. (12) Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

(13) По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. (14) Он густ, прохладен и целителен.

(15) Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по много суток. (16) Чтобы получить отдалённое представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один день там. (17) На Прорву я приезжаю на лодке. (18) Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, сапёрная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности.

(19) На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. (20) 0дно из них — это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами. (21) Там я разбиваю палатку.

(22) Палатка устроена. (23) В ней тепло и сухо. (24) Фонарь висит на крючке. (25) Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго; на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнёт кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнёт разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдёт над просторами вечерней земли.

(32) С каждым часом ночь холодеет, к рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом, и трава седеет от первого утренника.

(33) Пора вставать. (34) На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звёзды. (35) Восходит солнце. (36) Иней тает. (37) Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

(38) Я кипячу крепкий чай в жестяном закопчённом чайнике; всё утро я ловлю рыбу.

РАБОТА ПО ТЕКСТУ

- От какого лица ведется повествование в тексте? (от первого лица)

- Какова тема текста? (тема текста – природа, ее красота)

- С чего начинается текст? (с описания заливных лугов между лесами и Окой)

- Как описывает рассказчик эти луга, с чем и почему их сравнивает? (с морем – такие же огромные просторы, солнце садится в травы, дуют ветры, небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей)

- О какой еще реке идет речь в тексте? (о Прорве – старом русле Оки, заглохшей, глубокой и неподвижной реке с крутыми берегами, заросшими столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой – предложения 7-8)

- Как рассказчик описывает Прорву? Какие краски, запахи и звуки мы различаем, читая его описание? (цвет легкой дымки над рекой меняется от времени дня, утром она голубая, днем – белесая, в сумерки – прозрачная, как ключевая вода; слышно шуршание листвы осокорей, слышно, как в омутах гулко бьют щуки, воздух пахнет ивовой корой, свежестью травы, осокой)

- Что рассказчик делает на Прорве? (проводит время в своих любимых, всегда очень глухих местах, разбивает палатку, читает, рыбачит, размышляет)

- Чем завершается текст? (цитатой Аксакова)

- Какова основная мысль приведенного высказывания Аксакова? (наедине с природой человек обретает покой и гармонию)

- Таким образом, над какой проблемой размышляет автор текста? (роль природы в жизни человека, ее влияние на людей)

- Какова его позиция по этим вопросам? (природа располагает к философским размышлениям, дарит покой и гармонию)

- Разделяете ли вы мнение автора? В чем?

- В каких еще произведениях литературы говорится о подобном влиянии природы на человека? (философская лирика Тютчева, Пушкина, творчество Пришвина, Паустовского, Солоухина, Пескова)

- Сформулируйте вывод из ваших размышлений.

- А теперь попробуем написать сочинение – рассуждение по данному тексту в формате ЕГЭ.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

Современный человек мало времени проводит наедине с природой. Многочисленные дела, заботы, работа – вся эта повседневная суета не располагает к тому, чтобы остановиться, задуматься о чем-то действительно важном, восхититься красотой и разнообразием окружающего мира. О том, какую роль играет природа в жизни людей, напоминает в своем тексте К. Г. Паустовский.

Завершает свой текст автор словами Аксакова, прочитав которые понимаешь, что чуткому и внимательному человеку природа дарит ощущение гармонии с собой и окружающим миром.

Я согласен с точкой зрения К. Г. Паустовского. Все мы дети природы, поэтому, оказавшись на ее лоне, действительно можем почувствовать умиротворение, восстановить утраченное, забытое душевное спокойствие, ощутить себя частью мироздания.

Таким образом, значение природы в жизни человека, ее благотворное влияние на него невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник вдохновения, радости и надежды.

И опять - вечер, лес, небо над головой. Мальчики и девочки у
лесного огня, притихшие, задумавшиеся. Любил Саня эти часы в лесу, у
огня, с разговорами.
- Да если б не космос, то жить-то совсем бы скучно было! - вздохнул
Васильев, гладя кота. - У нас тут все давным-давно открыто, никаких
интересных тайн не осталось. И смотреть-то не на что!
- Ой уж! - не согласился кто-то. - Ты в Африке был хотя бы?
- Да ее по телеку сто раз казали!
- Нет. Вот бы самим бы там побывать. Попутешествовать.
Саня слушал, смотрел в огонь. Легкое, порывистое пламя металось над
прогорающими ветками, превращалось в искры, и они уносились вверх, где
начинался ветер, и под ним забормотали живые, темные лапы сосен, вверх,
вверх, вверх неслись искры, туда, где загадочно и пугающе молчало небо,
все в гроздьях звезд.
- Да здесь-то, конечно, все привычно. -вздохнул Васильев.
Во тьме вдруг тонко и страшно крикнула ночная птица, и все
вздрогнули, затихли.
- Какая это птица? - спросил вдруг Саня. - Кто знает?
Не знал никто.
- А это какое дерево?
- Сосна.
- А вон то?
Опять никто не знал.
Саня выдернул из темноты сухой стебель мятлика:
- Как называется?
- Ну, Сан Сенич, ну откуда мы знаем? - удивился Васильев.
- Самое время в Африку ехать! - покачал головой Саня. -
Чужестранцы.
Ах, дальние страны, уж больно вы далеко.
А ведь как манили в детстве, какие сладкие сны дарили, какие
бессонницы. Что рядом с ними были серые поля, начинавшиеся сразу за
городом, и леса по краям разъезженной грязной дороги. Семнадцать Сане
было, что ли, когда Аристотель грохнул кулаком по столу и сказал:
"Поехали. " Нет, шестнадцать. Сентябрь, десятый класс, какой-то смутно
помнящийся разговор о Трансваале (Саня как раз начитался о героических
бурах и бредил Южной Африкой: Калахари, Драконовы горы, мыс Доброй
Надежды). Что-то он сказал такое - ну, глупость несусветную, вроде: вот
бы где родиться и жить, а Аристотель рассвирепел: "Поехали. Я тебе
покажу!" - "Куда поехали, зачем поехали? - всполошилась Елена
Николаевна. - Матвей, ты с ума сошел, у него десятый класс. " Однако
поехали: как-то расписание у Аристотеля удачно подошло, а Сане, хоть и без
особой радости, позволено было прогулять понедельник. На Аристотелеву
родину поехали, в деревню. Полтора часа самолетом до Москвы, потом - три
часа скорым, да еще пять местным, стареньким, грязным поездом. На
рассвете были "дома" - в полузаброшенной деревне, где Аристотеля не
помнила ни одна живая душа и сам он лишь с трудом нашел место, где стоял
когда-то их дом. Тоскливо отчего-то стало юному Сане, и смотреть было не
на что - темные избы да поле какое-то. А Аристотель, все злой, все
взбудораженный, тащил его на автобус, и опять ехали, ехали куда-то. Саня
в автобусе уснул, и такого, сонного, усталого, десять раз пожалевшего о
том, что поехал, вытащил его Аристотель из автобуса и сказал:
- Смотри.
И опять они стояли на раздолбленной, пыльной дороге, опять поле
какое-то поднималось вверх, к горизонту, пер откуда-то речной ветер - и
смотреть было совершенно не на что опять же.
- Русские стояли там, - шепотом сказал Аристотель. - Неприятель -
вон. Смотри внимательно. Дон стал красным от крови.
Но тихо было кругом, поднималось из-за бугра солнце, и все поле да
поле. Куликово поле - ни одного кулика, тишина. И Саня, отважный
путешественник, избороздивший все моря и океаны, водивший свои корабли
через "ревущие" сороковые, вдруг испугался. Так велик, так пустынен и тих
был этот открытый простор, так распахнут, и не спрятаться от него никуда -
земля под ногами, небо над головой, а меж ними - даль да ветер.
И снова Саня сидел над картами - неведомая страна, родная,
неоткрытая, открывалась ему, завораживая странными именами: Нерль, Ловать,
Олы

Проблема в том, как мало мы знаем о своей Родине. Нас манят чужие, далекие страны, полные неизведанных красот и древних тайн, о которых мы читаем в книгах и мечтаем потом увидеть их своими глазами, мечтаем путешествовать, жаждим приключений. А всё это - оно рядом.

Автор считает, что чтобы изучить что-то новое, достаточно начать изучать собственную историю. Действительно, несмотря на то, что казалось бы, все уголки нашей планеты изучены, это не означает, что нам нечего изучать. Окружающий нас мир по-прежнему полон тайн и загадок, он подобен космосу, ведь мы ничего не знаем о какой-нибудь комете точно так же, как не знаем о каком-нибудь дереве за окном, разница состоит в том, что узнать о растущем около нас дереве намного проще, чем о далекой галактике.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне По Ф. Сологубу.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В чем заключается долг перед Родиной?Именно над этим вопросом задумывается Ф. Сологуб в своем произведении?

Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на то, как отреагировали Бубенчиков и Козовалов на слух, что призыв на военную службу будет раньше обычного, и отсрочки студентам не предвидится.Молодые люди не хотели воевать."Бубенчиков слишком любил свою молодую и. ценную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным." Поэтому юноши подумывали об отъезде из России в другие страны, чтобы избежать войны.Их поступки и мысли говорят нам о том, что ничего не связывает их с Родиной ,и они не готовы встать на защиту Отечества.

Полной противоположностью молодым людям является Пауль Сепп.Родиной этого юноши была Эстония, но молодой человек встал в ряды солдат, идущих на защиту России.Пауль изменился как внешне так и внутренне"походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд."Юноша понимал, что он обязан встать на защиту страны, которая связывает его с самым дорогим человеком, а именно с Лизой.Слова и поступки Пауля дают нам понять, что он готов отдать свою жизнь, но защитить страну, подарившая ему человека, который готов идти за ним даже на смертный бой.

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу.Долг перед Родиной заключается в том, что человек должен в трудные для страны минуты встать на ее защиту.

Я полностью согласна с мнением Ф Сологуба.Стоит обратиться к событиям истории нашей страны.Когда 22 июня 1941 без предупреждения немецкие войска пересекли границу Советского Союза,тысячи людей добровольно отправились военкомат.Туда шли как студенты, так и старики.Все понимали, что их Родина в опасности, что если они не встанут на ее защиту, то никто не встанет.В каждый дом провожал уходивших на фронт солдат, которые обещали защитить Родину и свою семью, выгнать немецких фашистов назад в Германию и обязательно вернуться.

Таким образом, каждый из нас должен любить свою Родину, защищать ее, чтобы никто не посмел осквернить ее просторы.

5 готовых индивидуальных сочинений для варианта №6 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов, проблема отношения человека к природе по тексту по Васильеву Б. Л.

Готовое сочинение №1

Как люди должны относиться к природе? Можно ли допускать неоправданную жестокость по отношению к живым существам? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского писателя Бориса Васильева.

Авторская позиция заключается в следующем: нельзя проявлять неоправданную жестокость по отношению к природе, нужно проявлять сострадание по отношению к живым существам. Человек не царь природы, а её часть.

Мне близка позиция автора. Действительно, нельзя потребительски относиться к природе, разрушать её среду, уничтожать живые существа. Необходимо беречь природу.

В заключение подчеркну, что губительное отношение к природе неприемлемо, нужно беречь всё, что нас окружает.

Готовое сочинение №2

Именно проблеме отношения человека к природе посвящён текст, который я прочитал. Здесь говорится о туристах, которых поманила к себе лесная тишина и красота. Но они пришли не как гости, а как завоеватели. И когда им не понравилось соседство с огромным муравейником, просто сожгли его, не обращая внимания на то, что это дом миллионов муравьёв, уничтожив и всех этих насекомых. С ужасным реализмом и болью описывает автор в предложениях 66-67 гибель изумительного чуда природы — громадного муравейника — и несчастных существ, пытающихся защитить свой дом от безжалостного огня. И контрастом к этим мучительным словам автор приводит высказывания туристов в предложениях с 68 по 71: восхищенные своей сообразительностью, приезжие видят в случившемся не трагедию, которую они устроили собственными руками, а фейерверк, победу, торжество человеческого разума. Таким образом автор подчеркивает разницу в отношении людей к природе: одни люди относятся к ней с вниманием, любовью, восхищаясь каждой мелочью, которая их окружает; другие же видят в ней всего лишь источник своего удовольствия и, если что-то мешает им наслаждаться жизнью, просто уничтожают, не задумываясь ни о последствиях, ни об обыкновенный справедливости.

Автора возмущает такое отношение к природе. Он уверен, что достоинство человека не в том, чтобы уничтожать, а в том, чтобы внимательно и хозяйственно беречь то, что ему, как разумному существу, доверено.

Я думаю, если человек в ближайшем будущем не научится бережно относиться к природе, мы все останемся на пустой планете, с болью вспоминая о той красоте, которой лишились по собственному неразумию.

Готовое сочинение №3

Является ли человек царем природы? Имеет ли он право распоряжаться жизнями других живых существ? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский писатель Б.Л. Васильев.

Раскрывает проблему бережного отношения к миру природы автор, противопоставляя поступки туристов мыслям лесника Егора Полушкина и его сына Кольки.

Автор текста находится на стороне Егора Полушкина и его сына Кольки. Увидев муравейник, лесник сразу же предложил туристам отнести вещи на другое место, чтобы не потревожить муравьев. Когда у него попросили бензин, герой даже не мог подумать о том, что туристы хотят убить всех этих муравьев. И Егор, и Колька не могли равнодушно отнестись к тому, что туристы подожгли живых муравьев. Б.Л. Васильев демонстрирует, что отцу и сыну не свойственна жестокость по отношению к животному природы.

В тексте ярко выражена авторская позиция: человек не является царем природы, поэтому он не имеет права распоряжаться жизнями живых существ, каждый человек должен бережно относиться к миру природы.

С автором текста невозможно не согласиться. Ни один являющийся частью природы человек не имеет права убивать таких же живых существ, как и он сам. Каждый человек должен беречь природу и заботиться о ней. Такая точка зрения находит отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.

Подводя итоги ко всему сказанному, можно отметить, что человек должен бережно и заботливо относиться к животному и растительному миру, поскольку жизнь человека, который вовсе не является царем природы, зависит от природы.

Готовое сочинение №4

Как люди относятся к природе-вот вопрос, который ставит в тексте Б. Л.Васильев.

Таким образом, люди по-разному относятся к природе: кто-то считает, что он вправе губить ее, а кто-то хочет ,чтобы она жила вечно.

Готовое сочинение №5

Человек – это часть природы, а не её царь, поэтому мы не имеем права уничтожать живых существ ради собственной прихоти. Писатель Б.Л. Васильев поднимает в тексте проблему отношения людей к природному миру.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: люди должны заботиться обо всех живых существах и брать ответственность за свои поступки, которые могут нанести невосполнимый урон миру природы.

В заключение хочется сказать, что все люди на земле должны бережно относиться к нашему общему дому, потому что без природы не было бы и самого человека.

Сам текст из 6 варианта по которому писались сочинения начинается так:

Читайте также: