Сочинение с причастиями по картине

Обновлено: 05.07.2024

На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу. Она зазывает выглянуть в окно. Занавесок на окне нет, ничто не закрывает красивый пейзаж за окном.

А там, возле дома, на среднем плане картины раскинулось золотое море. Это огромное поле из спелых колосьев пшеницы. Они ждут, когда начнется жатва. Это значит, что лето подходит к концу и осень уже не за горами. Над полем кружатся небольшие птицы, они хотят поживиться спелыми зернами до того, как их уберут. Перед полем видны немногочисленные розоватые цветы.

На заднем плане нарисован ряд деревьев, лес или роща. Листва деревьев густая, темно-зеленая, она хранит прохладу. Осень еще не коснулась ее своими желтыми и оранжевыми красками. Над деревьями виден край бледного голубого неба, по которому не спеша плывут белые облака.

Передний план картины более темный, он описывает внутреннюю часть дома. Возле открытого окна стоит стол. Он простой, деревянный, сбитый из грубых досок. На нем нет ни скатерти, ни посуды. Стена под окном также выполнена их обычных бревен, она ничем не оббита, не покрашена. Дом простой, без каких-либо украшений и изысков. В нем нет ни красивой посуды, ни дорогих ваз. Поэтому букет васильков - главный элемент картины стоит в простой белой эмалированной кастрюле.

Букет из синих цветов огромный. Он смотрит сквозь распахнутое окно прямо на поле, с которого его принесли, и прощается с ним. Рядом с васильками, справа стоит небольшой глиняный горшочек с красными цветами. Скорее всего это маки с того же пшеничного поля. Кто-то нарвал их и принес в дом, зная, что скоро начнется жатва. Эти последние цветы символизируют уходящее лето. Жиденький букет из нескольких маков еще больше подчеркивает значимость васильков на картине, то, насколько букет из них большой и густой.

Картина выполнена крупными мазками, поэтому все изображено на ней не четко, как будто в дымке. В ней преобладают теплые тона. Коричневый цвет стола и стены мягко перетекает в интенсивный желтый цвет поля. Он хорошо оттеняет насыщенный синий цвет васильков. Последние васильки - тихие и немного задумчивые. Они знают, что их пора прошла.

Вариант 2

Гаврилов А.Н. - талантливый создатель картин разных жанров. Среди работ, посвященных изображению природных явлений, особое внимание заслуживает картина "Последние васильки". Она вызывает ассоциации с осенним периодом, который еще не наступил, но появились первые признаки приближения этого времени года.

На переднем плане полотна ярким пятном выделяется охапка цветов нежно-голубого цвета. Букет состоит из васильков, стебли которых почти не соприкасаются друг с другом, будто их рвали второпях, вместе с травами, растущими рядом. Однако даже эта небрежность, отсутствие четких границ в изображении каждого соцветия в отдельности, создает ощущение необыкновенной радости. Хотя букет полевых цветов помещен в обычную металлическую кастрюлю белого цвета, он не требует дополнительного украшения, так как представляет собой частичку настоящей природной красоты.

Раскинувшись в разные стороны, васильки своей пышной формой делают незаметной даже обыкновенную столешницу из дерева. Справа от них расположена вазочка с красными цветами, отдельная часть которых попадает в тень. Именно поэтому сложно предположить их название. Несмотря на высокую степень насыщенности цветовой гаммы красных растений, свежесть и приветливость васильков привлекает внимание в первую очередь.

На заднем плане изображено окно, половина которого открыта. Вид в поле, где раскинулась высокая золотистая рожь, пока еще говорит о знойном лете. Однако, судя по ее созревшим колоскам, время урожая пришло. Сплошным зеленым штрихом изображен вдали густой лес. Над нивой и деревьями перелетает с места на место стая темных птиц, будто принизывая горячий воздух своими криками. Создается ощущение, что теплый воздушный поток врывается в открытую створку, перемешиваясь с тонким ароматом васильков, и застывает в безветренной атмосфере.

Трогательная красота последних полевых созданий кажется вечной. Они будто вырваны из другого мира, для того, чтобы еще какое-то время порадовать своим роскошным небесным цветом и заманчивым ароматом.

Хотя на картине "Последние васильки" отсутствует буйство красок, а элементы интерьера сдержанны, букет собрал в себя все оставшиеся цвета, ароматы лета. Голубые растения на картине Гаврилова - последний привет

Для 6 класса с причастиями и причастными оборотами

Описание настроения картины Гаврилов - Последние васильки

Популярные сегодня темы

Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения

Мария Владимировна Вишняк – один из выдающихся художников современности. В своих картинах она продолжила традиции классической живописи. Ее полотна пленяют зрителей очарованием и простой тех предметов, которые она использует для их создания

Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.

Игорь Грабарь Эммануилович – живописец, просветитель и теоретик искусства, появившийся на свет в марте, в конце семидесятых готов прошлого века. Он появился на свет в Венгрии. Его отец - Эммануил Грабарь

Нужно с в сочинение использовать причастия: спешить, приближаться, надвигаться, усиливаться, дрожать, прильнуть, сверкать, вспыхивать, покрыть, закрыть, гнать, прижаться, сгибаться, хлынуть, перемениться, налететь, расстилаться, обнять, выбираться (из сил) и др.

На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.

Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.

А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.

Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

Такое впечатление произвела на меня картина К. Е. Маковского. И мне кажется, его творчество по праву занимает достойное место в ряду великих русских мастеров художественного искусства.

А вдалеке виднеются лазоревые, почти невесомые водные просторы. Сливаясь с линией горизонта, они переливаются в поразительно красивый небосвод, воплощающий свободу и вдохновения. Солнце окрасило небо в розовые, желтые и ярко-голубые цвета. Эта бездонная прозрачная чистота завораживает. Легкие и пушистые облака, подсвеченные яркими лучами солнца, сияют поразительной белизной. Они напоминают клубы дыма, застывшие над водой. Создается впечатление, что картина освещена изнутри искусственным светом.

Автор, как талантливый колорист, разделяет пространство с помощью светлых и темных полутонов одной цветовой гаммы. Заставляя задуматься над тем, где она – тонкая грань между землей и небом? Песчаный берег усеян небольшими прибрежными камнями. Сухой светло-коричневый и темный от морской влаги песок не похож на привычные золотые пески пляжей. Эта художественная деталь навевает воспоминание о дикой природе, не тронутой цивилизацией.

Вдали, почти на горизонте, мы видим два корабля. Натянутые ветром паруса похожи на белоснежные облака. Как будто паря в небесах, они идут по одному курсу. Парусники напоминают людей, стремящихся навстречу своей мечте. В народе они символизируют беспрепятственное движение вперед, к успеху.

Эта картина вызывает у меня восхищение. Это не просто пейзаж. Это воодушевляющая радость, пропитанная неукротимой, но ласковой стихией. В нем – могущество ветра, смешанное с солоноватым привкусом бриза. Возможно, именно это чувство наполняет путешественника, бороздящего морские просторы. Хочется устремиться вдаль, и, позабыв о реальности, окунутся в мир мечтаний о далеких странах.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Сведения о картине
2. Сжатый сюжет
3. Описание планов
4. Детали полотна
5. Оттенки
6. Мои ощущения от пейзажа мастера

Солнечный день на побережье. Вода чиста и спокойна. Легкий ветерок подталкивает парусные лодки вдалеке. Чудесная погода.

Автор разместил мольберт на берегу моря, у самой кромки воды. Это не пляж, а простое побережье, состоящее из песка, выброшенных прибоем водорослей и камней. Светло-зеленые растения, яркая окрашенный каменистый берег, будто наблюдают за плывущими парусниками. На краю песчаной ямы, во время прилива, образовалась лужица, в которую, как в западню, часто попадают легкомысленные мальки.

Вода на море не спокойна. Мы видим маленькие волны. На горизонте — три небольшие яхты. Люди, плывущие на них в полной мере, наслаждаются прекрасными видами на побережье, и сверкающую в лучах солнца, воду. Белые паруса лодок с легкостью наполняет воздухом свежий морской бриз. Небо переливается светлыми красками.

Посмотрев вдаль, можно увидеть большой белый блик на воде от солнца. Поднимаясь в небо, цвет лучей меняется от светло-желтого к нежно-голубому. На небосклоне еле заметны перистые облака. Они дополняют картину своей легкостью и едва ощутимой изысканностью.

Это полотно дарит чувства покоя и светлой радости. Как же хочется оказаться сейчас на этом месте и пробежаться по кромке моря наперегонки с друзьями! Как весело было б нам плескаться в чистой соленой воде! Я благодарна гениальному пейзажисту — Николаю Никаноровичу Дубовскому за эти ощущения!

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

Глубоко лирична и психологична его картина "Морской пейзаж". Художник создал её в поздний период творчества, будучи уже зрелым мастером. Полотно датировано 1916 годом. Оно стало настоящим бриллиантом в его пейзажах настроения. И хотя живописец запечатлел определённый пейзаж, он всё же напоминает собирательный образ сотворённого природой чуда красоты. Зрители даже отмечали, что этот пейзаж наделён некой тайной, способной переносить из реального мира в мечтательный сон, сладкий мираж.

Сюжет картины на удивление лаконичен и прост: морской берег с валунами, серебристые волны, два парусника. Удивительно переданы мастером свет и воздушное пространство. Именно с помощью изображения воздуха и рассеянных повсюду солнечных лучей передаёт он дыхание реальности на грани перехода в мираж.

На переднем плане мы видим совсем узкую полоску берега. Мхи и водоросли между камней, редкая зелень на берегу – всё это напоминает огромный изумруд. У кромки вода темна и покрыта полосками ряби. Дальше она выглядит словно расплавленный жемчуг. Свечение воды в солнечном свете передано восхитительно. Само солнце лишь угадывается. Оно будто где-то за спиной зрителя. Такой приём вовлекает в сюжет, невольно переносит на морской берег.

На заднем плане два парусника в заливе как заснувшие на волнах белокрылые птицы. Они придают пейзажу особую романтичность. Автор сумел передать одновременно и движение, и неподвижность. Плывут полупрозрачные облака, шумят волны, но происходящее словно погружено в глубокий сон. Молочного цвета полоса на линии горизонта напоминает полоску отдалённого берега. Неба в картине очень много. Оно сливается с морской гладью, живёт в едином пространстве с ним. И над всем эти властвует полуденное солнце.

В полотне присутствуют принципы символизма и романтизма. Парусники и морской простор символизируют свободу. Лёгкие яхты под белыми парусами – это романтический символ, некий светлый, манящий идеал. К нему стремится душа от обыденности существования.

Чистый и светлый колорит картины призван передать волшебную атмосферу спокойствия. Эффект свечения морской глади придёт полотну таинственность и очарование. Всё пронизано солнечным светом. Даже кажется, что волны и парусники подсвечены изнутри.

Автор создавал эту работу в непростое, предреволюционное время. Думается, что он умышленно изображал прекрасный пейзаж, существующий как бы вне времени и пространства. Многие даже пытались назвать его миражом, желаемым обманом зрения. Возможно, что умиротворение и волшебная красота были тем. В чём так отчаянно нуждалась душа многих людей в то время, в том числе и самого художника.

Меня восхитило в картине Дубовского единство света и воздуха. Мастер удивительно чувствует и передаёт многомерность пространства. Картина позволяет забыть прозу реальности и очутиться в особом мире. В мире мечты, иллюзии, сказки.

Примеры сочинений по картине

Пример сочинения "Портрет сына Ольги Белоковской"

Ольга Вячеславовна Белоковская (родилась в 1963 году) - современная российская художница. В настоящее время живет и работает в Москве. Среди ее работ немало портретов, пейзажей, натюрмортов и жанровых композиций. На картине Портрет сына можно увидеть сына художницы в домашней обстановке.

На картине Портрет сына художницы О.В.Белоковской мы видим молодого парня, увлечённо читающего книгу. Он сидит на кровати, пожав под себя ноги. На вид молодому человеку лет четырнадцать или пятнадцать. У него каштановые волосы, тёмные брови и ресницы. Лицо юноши довольно симпатичное с большими глазами, прямым носом и слегка заострённым подбородком. На подбородке можно разглядеть пробивающуюся щетину.

По его серьезному виду парня видно, что книга для него интересна и познавательна. Она полностью завладела его вниманием, что он даже не видит кота, пристроившегося на спинке кровати. Серый пушистый кот с белой мордочкой терпеливо ждет, когда его хозяин закончит читать и обратит на него своё внимание. Видно, что мальчик и его питомец любят друг друга.

Главный герой тепло одет. На нём тёплый свитер красного цвета, серые штаны и вязаные серые носки. Наверное, на дворе зима, а в комнате прохладно. Сама комната довольно уютная. Массивная деревянная кровать застелена светлым полосатым покрывалом. В комнате бежевые обои с рисунком, похожим на паркетный пол.

Чувствуется, что в комнате тихо и спокойно. Хозяевам квартиры нравится их обстановка. Каждый занимается любимым делом: подросток читает, а его мама создаёт с помощью кисти и красок портрет сына. Атмосферу уюта подчёркивает мирно дремлющий кот, ставший также персонажем на художественном полотне.


Пример сочинения-описания картины

Он одет в очень тёплую, домашнюю одежду: красный свитер, сероватые штаны и вязаные носки. Голова мальчика немного наклонена в бок, а глаза опущены вниз, взгляд которых, так заворожительно смотрят в книгу. Было бы интересно предположить о чём же эта книга. Может быть, в ней описывается столь загадочное и чудесное путешествие? Серый кот очень удобно и комфортно расположился на перилке, завернувшись и поджав хвостик.

Спокойный, умиротворённый и уютный образ помогает воссоздать нежная, немного холодноватого цвета палитра красок. Голубоватые тени очень мягко ложатся на силуэты главных героев. Кровать, на которой сидит ребёнок более светлого, тёплого оттенка. Всё это навеивает мысль о двух противоположностях: будто на улице за окном вьюжит пылкая метель, завывает ветер и колышутся стройные, грациозные деревья, окутанные лёгкой дымкой. А в доме совершенно наоборот: немножко устрашающая, но в то же время сдержанная и спокойная тишина поглощает все звуки; главные герои находятся в гармонии с ней.

Именно поэтому от картины веет покоем, теплотой и уютом. Мне очень понравилась картина О.В. Белоковской. Художник смог передать все прелести и тонкости замысла. Она такая лёгкая, непринуждённая, чарующая, вызывающая только положительные эмоции. Всё полотно пронизано нотками необыкновенно волшебного настроения, от которого становится тепло и уютно самому.

Пример описания картины "Портрет сына"

Приятная картина, так и хочется её рассмотреть. От неё ощущение спокойствия! Почему? Да просто тут нарисована кровать, на ней устроился кот, а ещё молодой человек тут читает книгу, поджав ноги. Вполне тихо мирно всё, лаконично.

Но всё-таки картина эта не совсем навевает сон, ведь молодой человек не спит, а читает. Сразу просыпается любопытство – что за книга? Текста на страницах не видно, формат листов немного странный для книги. Может быть, это альбом для рисования (но не детский), парень смотрит на рисунок, который мы не видим, а страница ближе к нам ещё белая. И ещё на герое красный свитер, который на картине таким ярким пятном. Кроме того, парень не лежит, даже не облокотился о спинку кровати, а сидит, чуть опершись на руку.

На картине больше вертикальных линей: столбики на кровати, светлые полоски на обоях, более темные полосы на покрывале. Думаю, что это всё-таки покрывало в тон обоям, а не простыня, так как внизу виден его край, а из-под него красно-белые полоски простыни.

Почему портрет сына, а его почти не разберешь? Наверное, он сам не очень хотел выставлять себя. Свет падает на его руку. Вроде он и в центре, но его и не видно.

Очень мило изображен кот. Он большой, пушистый, серый, а морда белая. Кот удобно устроился на деревянной спинке кровати, которая достаточно широка для него. Он улегся, поджал лапы, обнял себя хвостом. Тоже не жарко ему! К хозяину не подходит – у каждого личное пространство.

Приятная картина, было интересно вникнуть в детали. От неё точно веет уютом. Тоже захотелось так устроиться…

Пример короткого сочинения

Картина художницы Белоковской изображает. почти наше время. Почти, потому что сегодняшний мальчик, скорее всего сидел бы не на кровати с книжкой, а за компьютером.

Художница запечатлела на своей картине те годы, когда книга была самым ценным, самым главным нашим богатством. Недаром мальчик, читающий с таким увлечением и вниманием, стал центром, главной темой картины.

Притулившийся к стене кот, массивная деревянная кровать - все это антураж, обстановка, почти не имеющая отношения к тому, где в настоящий момент находятся мысли ребенка. Воображение переносит мальчика в далекие и неизвестные страны, туда, где приключения и открытия - обычное дело.

Пройдет много лет, и завтрашние дети, взглянув на эту картину, возможно, тоже вспомнят, что книги бывают не только в компьютере, пойдут в библиотеку и бережно возьмут с полки запылившийся томик любимого автора.

Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что узнали о причастиях:

- на какие вопросы отвечают?

- какие свойства прилагательного и глагола включают?

- при помощи каких суффиксов образуются?

- когда пишется н-нн?

Параллельно, повторяя все о причастии, мы с вами будем готовиться к сочинению по картине К.Н.Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

2. Инсценировка. “Митрофан и Правдин”.

- Какие ошибки допустил Митрофан?

- Какие формы глагола употребил Митрофан, сам того не зная?

- Почему не знал причастия?

Ребята, Митрофан не знал причастия, а мы с вами уже изучили эту тему. Давайте проверим свои знания?

3. Работа с текстом.

На картине К.Маковского изображена приближающаяся гроза (надвигающаяся)

На пожелтевшем небе большая серая туча. Налетевший ветер клонит к земле траву, цветы, слепую рожь видневшуюся (желтевшуюся) вдали, расстилающуюся золотым ковром.

А) Прочитать и озаглавить текст

Б) вставить пропущенные буквы

В) подчеркнуть причастия, причастные обороты

Г) объяснить, от какого глагола они образованы?

Приближающаяся гроза – приближаться

Потемневшее небо - темнеть

Налетевший ветер – лететь

Рожь, видневшуюся вдали – видеть (искл, 2 спр.)

Рожь, расстилающуюся золотым ковром – стелить – искл. 2 спр.

4. Интервью с читателями.

Слово учителя: Т.к. сегодня у нас урок-повторение, я пригласила к нам корреспондентов нашей газеты “Веселая переменка”, Алину и Женю, для того, чтобы они помогли мне.

1. Работа с 1 группой.

Устно: - Что называется причастием?

- чем отличается действительное причастие от страдательного?

- какая разница между полными и страдательными причастиями?

Письменно: образовать от данных глаголов причастия, указать, какие действительные какие страдательные?

Подвязать (пояс) –

Растрепать (волосы) –

Обнять (за шею) –

Убегать (от грозы) –

Сверкать (молния) –

2. Работа с 2 группой:

- Какие причастия от каких глаголов образуются с помощью суффиксов:

- Когда в страдательных причастиях –енн? –анн?-янн?

Письменно: от глаголов какого спряжения образованы данные причастия?

Приближающаяся гроза (приближаться) –

На потемневшем небе –

Рожь, видневшуюся вдали –

Налетевший ветер –

Мостик, прогнувшийся под тяжестью –

Рожь, расстилающуюся золотым ковром –

5. Слово учителя.

Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой и выразительной!

М. Ломоносов писал: “Они служат к сокращению человеческих слов, заключая в себе имени и глагола силу”.

Вернемся к нашему тексту на доске. Попробуем прочитать его без причастий:

1. Есть разница между предложениями?

2. Какая? (предложения теряют свою живописность, яркость, художественную окраску)

3. Попробуем подобрать синонимы!

4. Ребята, - а какие же признаки, т.е. как писал Ломоносов, имени и глагола силу включают в себя причастия

А) отвечают на один и тот же вопрос

Б) склоняются по падежам

1. Имеют с.в. и нс.в.

Г) бывают полные и кратные

Д) сказуемые, прилагательные

Отличие от прилагательных:

А) образуются от существительных, а причастия от глаголов

Б) имеют постоянный признак, а причастия временный

В) прилагательные можно заменить синонимами, а причастия союзом который и глаголом в неопределенной формы

6. Слово учителя:

Очень метко о причастиях сказал К.Даль, автор известного словаря:

“Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим “внешним видом” оно действительно напоминает прилагательное:

А) отвечает на вопрос какой?

Б) согласовывается в роде, числе, падеже.

Совмещение в одном слове признаков 2 частей речи естественно делают эти слова более богатыми, а поэтому более экономными, на что обратил внимание М. Ломоносов.

Это свойство причастий широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе.

Картины природы, портретные характеристики внутренние переживания героев очень часто придают через причастия.

7. Работа с картиной К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

А) Слово учителя:

Сегодня мы с вами подготовимся к сочинению по картине К.Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

Но, чтобы понять творение художника, нужно ведь знать о нем самом.

В) Слово учителя:

Специально для вас я приготовила вопросы, направленные на раскрытие содержания картины, чтение, творческое осмысливание картины.

- Какое явление природы изобразил художник? Как он это сумел показать? Какими тонами?

Рассматривая произведения ИЗО надо прежде всего представить себе, какая мысль заложена в нем, какие чувства хотел передать художник зрителям?

Каждый художник выбирает себе то, что близко. Но выразить свои чувства, свое отношение к изображаемому художник может только владея мастерством, художественными средствами ИЗО – композицией, рисунком, цветом, пластикой, светотенью.

- Что наиболее характерно для лета?

Зеленые краски лугов, солнечное освещение, пестрота цветущих лугов.

- Кого мы видим на картинке? На переднем плане?

Перед нами испуганные крестьянские ребятишки, убегающие от грозы.

- Что можно сказать о девочке?

У девочки, в подвязанном у пояса переднике, много грибов. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка, крепко обнявший шею сестры ручонками.

- Что можно сказать о мальчике?

Он боится оторваться от нее. У него испуганные глаза..

- Как художник изображает местность, где находятся дети? Что видим на заднем плане?

Девочка перебегает болото, поросшее камышом, по мостику, слегка прогнувшемся под тяжестью.

Кругом поле, спелая рожь, расстилающаяся золотым ковром. Вдали виднеется лес, куда ходили ребятишки.

Небо заволокло тучами, приближается гроза.

Как это передает автор?

-Доберутся ли дети домой?

- Чем можно объяснить светлые краски на горизонте?

- А теперь посмотрим, какие словосочетания употребили мы? Читаем словосочетания.

На доске записаны словосочетания, которые были у вас в задании, но т.к. вы работали группами, не все словосочетания записаны. Выпишите те, которых нет. Они помогут вам при описании картины.

  • Приближающаяся гроза
  • Надвигающаяся гроза
  • На потемневшем небе
  • Усиливающийся, налетевший, набежавший ветер
  • Рожь, расстилающуюся золотым ковром
  • Испуганные ребятишки
  • Убегающие от грозы
  • Девочка в подвязанном переднике
  • Подвязанном у пояса
  • Растрепанные волосы
  • Братишка, крепко обнявший шею сестры
  • Замирающая от страха девочка
  • Сверкающая молния
  • Мостик, прогнувшийся под тяжестью детей

9. А) Слово учителя.

Итак, план к сочинению у нас есть, слова и словосочетания, которые нам помогут раскрыть образы детей, надвигающуюся грозу, у нас записаны.

Д/З: вы в черновиках опишите эту картину, т.е. подготовьтесь к сочинению-описанию.

Раз мы уже заговорили о д/з, пожалуйста, корреспонденты, вам слово!

- Вы должны были проверить д/з у ребят и выделить наиболее интересные сказки, которые они дома сочинили.

- Какие сказки вы выбрали?

Б) Выступление корреспондентов: чтение сказки (д/з).

10. Слово учителя.

- Раз мы уже начали говорить о роли причастий в нашей речи, жизни, для чего они нужны, вспомним, где они чаще всего употребляются?

- В пословицах, поговорках, фразеологических оборотах.

- Слова А.С.Пушкина: “Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: карета, которая скачет по мосту, слуга, который метет комнату, заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

Читайте также: