Сочинение с ошибками 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

1) проанализировать работы учащихся;
2) познакомить учащихся с допущенными ошибками;
3) продолжить работу по отработке умения видеть и редактировать речевые ошибки и недочеты.

– репродукция картины О.Д.Яновской “Ждут”,
– примеры из сочинений учащихся в записи на карточках,
– словарь синонимов, толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день! Рада вас приветствовать на уроке русского языка. Займите свои рабочие места, приготовьтесь к уроку и настройтесь на рабочую волну: редактирование своих творческих работ.

2. Ознакомление с темой, целями и задачами урока:

– На прошлом уроке мы писали сочинение по картине О.Д.Яновской “Ждут”.

В целом класс с работой написания текста сочинения справился, ребята получили неплохие оценки. (Анализ работ учащихся)

Сочинения получились интересные. Вы сумели собрать материал по картине, раскрыли тему, есть находки в изложении содержания и в языке сочинений. Но все-таки необходима работа над речевыми и орфографическими ошибками..

Сегодня мы будем работать над следующими видами ошибок (записаны на доске):

– употребление слов без учета их стилистической окраски,

– лексическая несочетаемость слов,

– необоснованные повторы слов.

3. Работа над изучением новой темы урока.

Перед вами текст сочинения одного из учащихся класса. Прочитайте текст и найдите в нем виды ошибок, которые написаны на доске.

(Дети самостоятельно ищут ошибки, потом приводят примеры).

– Работа над примерами лексической несочетаемости.

– Какой пример лексической несочетаемости вы нашли? Прочитайте. Объясните, в чем несочетаемость слов?

Взгляд одной из девочек напряженный, даже чуть нетерпеливый, мечтательный.

– Как вы понимаете значение слова “напряженный”? (Ответы учащихся)

– Откройте толковый словарь и найдите лексическое значение слова.

(Напряженный -1. Неослабевающий, требующий сосредоточения сил, внимания. 2. Происходящий с усилием, принужденный, неестественный. 3. Неспокойный, готовый разразиться чем-нибудь неприятным.)

– Какие ассоциации вызывает слово “мечтательный”? (ответы учащихся)

Работа со словарем.

(Мечтательный – склонный мечтать, присущий мечтателю).

– Посмотрите теперь свои работы. У кого есть подобная ошибка? Прочитайте ваше предложение с ошибкой. (Чтение предложений из сочинений учащихся)

– Исправьте ошибку. Запишите исправленный вариант в тетради. (Идет устная проверка предложений).

– Работа по карточкам. Правка текста (карточки заранее приготовлены учителем с выписанными ошибками из ученических работ)

Карточка

– Прочитайте данные предложения. Подумайте, какая ошибка допущена. (Повторение выражения “черная точка”, слова “отец”).

– Что нужно сделать, чтобы устранить эту ошибку? (Найти синоним).

– Возьмите карандаши и сделайте синонимическую правку в этих предложениях.

– Проверим работы. (Но вот мелькнула еле различимая черная точка. Девочки оживились, пытаясь различить в ней черты рыбацких лодок).

– Приведите примеры повторов, допущенных в ваших работах.

4. Самостоятельная работа.

– Послушайте отрывок из сочинения (записан на доске), найдите повторы, отредактируйте текст.

Девочка в ожидании смотрит вдаль. Она держит одной рукой заплетенные в косу волосы, а другой обхватила за пояс младшую девочку. Эта девочка в платьице. Она согнула ноги, положила руку на колено старшей девочки. . Лицо девочки..

5. Тавтология.

– В начале урока мы нашли в сочинении Биткиной Н, пример тавтологии (употреблении рядом или близко однокоренных слов).

– Никогда не сдруживаются люди друг с другом.

– Выделите общий корень в словах. (-Друж-, -друг-).

– Приведите примеры такого недочета из ваших работ.

(Дети с надеждой оглядыются в синюю даль. Взгляд одной из девочек…)

– В предложении есть еще одна ошибка.

– Можно ли так сказать с д р у ж и в а ю т с я? (Это просторечное слово).

– Какое есть слово с таким значением? (Подружились).

– Но оно также не подходит по форме.

– Найдите синоним (Сближаются – книжное выражение)

6. Работа со словарём синонимов.

– Следующий вид ошибки – использование слова без учета его стилистической окраски:

…А между тем … приближались обтрёпанные бурей паруса…

– Как вы думаете, чем нужно пользоваться, чтобы понять причину этой ошибки?

Такое домашнее задание было дано Ермаковой Е.

– Какое же слово, Катя, здесь уместнее?

(Потрёпанные – разговорное, о б т р ё п а н н ы е – разговорная, но более грубая форма).

– Подобная ошибка встретилась еще в одном из сочинений.

Слева на картине изображены иссохшие от жары кустики.

– Каким словом лучше заменить? (Высохшие)

– Почему лучше? Выясните это дома, поработав со словарем.

7. Итог урока

– Ребята, в какой профессии встречается данная работа, связанная с правкой и редактированием текста? (Корректор, редактор)

– А кто из родителей работает на этой должности? Какая обстановка на рабочем месте?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.

Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.

Например: Происходит это потому, что…; Все началось с того, что…; Причина кроется в том, что… ; Я думаю, …; Наверное, …; Я считаю, …; Может быть, …; По моему мнению, … ., и так далее.

В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.

Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.

После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.

Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.

Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.

Например: Происходит это потому, что…; Все началось с того, что…; Причина кроется в том, что… ; Я думаю, …; Наверное, …; Я считаю, …; Может быть, …; По моему мнению, … ., и так далее.

В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.

Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.

После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.

Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.

Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.

Например: Происходит это потому, что…; Все началось с того, что…; Причина кроется в том, что… ; Я думаю, …; Наверное, …; Я считаю, …; Может быть, …; По моему мнению, … ., и так далее.

В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.

Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.

После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.

Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.

Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.

Например: Происходит это потому, что…; Все началось с того, что…; Причина кроется в том, что… ; Я думаю, …; Наверное, …; Я считаю, …; Может быть, …; По моему мнению, … ., и так далее.

В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.

Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.

После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.

Например: Я люблю бегать по утрам. Я всегда хотел научиться чинить автомобили. Кошки мне нравятся больше остальных животных., и так далее.

Далее нужно доказать свою мысль, порассуждать над причинами доказываемого факта. Это наиболее объемная часть сочинения.

Например: Происходит это потому, что…; Все началось с того, что…; Причина кроется в том, что… ; Я думаю, …; Наверное, …; Я считаю, …; Может быть, …; По моему мнению, … ., и так далее.

В заключительной части необходимо сделать вывод, подвести итог своего рассуждения.

Например: Вот почему …; Именно поэтому…; Очень важно …, и так далее.

После того, как сочинение написано, стоит еще раз проверить его.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 877 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.02.2017 30979
  • DOCX 14.2 кбайт
  • 432 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шаланова Ольга Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основными видами работ, развивающими речь учащихся, являются сочи-нения и изложения. «Это комплексные работы, с помощью которых проверя -ются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

1) коммуникативные умения, т.е. умения раскрывать тему высказывания, передавать основную мысль, излагать материал последовательно и связно, находить для нее соответственную композиционную и языковую форму;

Естественно, в сочинениях и изложениях учащихся встречаются отклоне- ния от норм литературного языка. Ошибки, их характер и число – это и пока-затель уровня речевого развития школьника, и средство педагогической диаг-ностики, позволяющей ликвидировать эти ошибки. Чтобы успешно вести ра-боту над ними, нужно определиться с классификацией и условным обозначе-нием ошибок, что было сделано, опираясь на методические рекомендации пособий по развитию речи.

После работы с таблицей дети читают предложения с аналогичными ошибками из собственных изложений и коллективно мы их редактируем.

Ниже приводится содержание адаптированной таблицы и примеры к ней.

Условные обозначения недочетов в сочинениях и изложениях

1. П – неоправданное повторение слов

1. Люда была веселая девочка с веселыми глазами. (Люда была веселая девочка с карими глазами).

2. Л – неправильное употребление слов

2. Деревня заимела красочный вид. (Деревня приобрела красочный вид).

3. Г – грамматическая ошибка

3. Хорошо потрудилась Люся и Люда. (Хорошо потрудились Люся и Люда).

4. П_П – нарушена последовательность в изложении мыслей

4. Ты сделала для меня и для людей радость.

Они такие были хорошие, как в сказке. (Вы-растив цветы у колодца, ты принесла людям радость. Ведь эти цветы сказочно красивы.)

5. Ф – фактическая ошибка

5. Возле колонки распустились наши цветы.

(Около колодца распустились наши цветы).

6. [ ] – лишнее слово или часть сочинения, изложения

6. Однажды пришла ко мне Люся с рассадой

цветов и предложила мне Люся рассаду цветов посадить . (Однажды пришла ко мне Люся с рассадой цветов и предложила ее посадить).

7. V – пропуск слова или части предложения

7. Но я шла и сомневалась. (Но я шла и сомневалась в успехе дела).

8. Z – не выделен абзац

Таким образом, работа над всеми ошибками, в том числе и над речевыми, грамматическими ведется не от случая к случаю, а систематически.

Условные обозначения недочетов

Несоответствие основной мысли

Неудачное слово, выражение

Неправильное употребление местоимений

Неудачный порядок слов

Неудачно построенное предложение

Современные требования к изучению русского языка нацеливают учителя уделять большое внимание работе по развитию речи. Методика, изложенная в докладе, способствует достижению этой цели.

Доклад содержит методические рекомендации для работы над речевыми ошибками. Автор показывает этапы работы над этими ошибками при помо-щи усложнения таблиц с условным обозначением недочетов в сочинениях и изложениях учащихся 5 -х – 6 -х классов. Эта методика позволяет формиро-вать коммуникативную компетенцию учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции".


Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, .


"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод.


Работа над текстом на уроках русского (родного) языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только .


"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми.


Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпу фильмы онлайн скника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

Логические ошибки

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Примеры логических ошибок в разных частях текста

Речевые ошибки

Грамматические ошибки

Орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки

Читайте также: