Сочинение по тексту глушко на перроне было холодно

Обновлено: 16.05.2024

Мария Глушко. Мадонна с пайковым хлебом

Поезд шел медленно, не шел, а тащился, часто останавливался на разъездах, пропускал встречные эшелоны; иногда его загоняли в тупик, они подолгу стояли там, особенно ночами, и Нина просыпалась от спертого, застоявшегося воздуха, ее тошнило от запаха немытых тел, махорочного дыма, горелого угля, мочи из уборной и едкой мази, которой соседка-попутчица смазывала болячки своему ребенку. Под потолком вагона горела синяя лампочка, но она ничего не освещала, а как бы наоборот, сгущала темноту, и только привыкнув, глаза начинали различать скопление, тел на полу в проходе, ноги, высунувшиеся из-под полки, женщину напротив, скорчившуюся в ногах детей, руку и край шинели, свисавшие сверху — там спали молоденькие курсанты в новых, необмятых шинелях…

У Нины затекли ноги, к ним привалился спящий худой старик, но она не смела повернуться, переменить позу, боялась потревожить старого человека. Ей было совестно, что она одна может почти нормально лежать на своей полке, в то время как даже наверху спали по двое, и она, стараясь занимать меньше места, поджимала ноги, а днем сидела в углу у окна, чтобы кто-нибудь другой мог прилечь и отдохнуть.

Нина смотрела на эту человеческую массу — там было много детей — и думала: как же они там, на морозе? Уже ноябрь, ночами сеется снежная крупка, а многие, наверно, уже не первую ночь так… Это стало обычной картиной: вокзалы переполнены, туда не пускают, люди валяются на привокзальных площадях и платформах, но она никак не могла привыкнуть к этому зрелищу — да что же это, неужели ничего нельзя сделать?

Она старалась расслабиться, обмануть боль, но легче не становилось, и она с ужасом подумала, что, может быть, в консультации ошиблись и ей время рожать? Ее снимут с поезда, она родит на каком-нибудь полустанке и куда денется потом с ребенком. Она представила, что вот так, же будет валяться на платформе — без карточек, без продуктов, с деньгами, на которые ничего не купишь, — и где-то пеленать ребенка, стирать пеленки… А в Ташкенте ее будет ждать мачеха и не дождется, и отец, и муж не будут знать, где она… Она заплакала, уткнувшись в меховую шапочку, от которой все еще слабо пахло довоенными духами, плакала долго, никак не могла успокоиться, а живот болел все сильнее, что-то перекатывалось в нем. Да нет, врачи не могли ошибиться, рожать ей в декабре, просто она, пробираясь ночью в туалет, упала, переполошила всех, и ее попутчики уже на всякий случай справлялись, нет ли в вагоне врача.

Поезд наконец тронулся, пошел, набирая скорость, в вагоне посвежело, из-под шторы просачивалась струя воздуха, пахнувшего дымом, Нина ловила ее ртом, чувствуя, как холодеют губы. Она старалась не думать о плохом и тревожном, лучше вспомнить что-нибудь веселое, хорошее из довоенной жизни, которая стала теперь невозможно далекой. И сейчас, из войны, все в той жизни казалось хорошим — даже то, как она завалила сопромат, а тогда — подумать только! — для нее это было настоящим горем, она даже ревела, а Виктор поддразнивал ее и даже стихи по этому случаю сочинил что-то вроде этого:

Галка Вересова погибла в сентябрьскую бомбежку, когда завалило бомбоубежище Лефортовского студгородка.

Живот, наконец, отпустило, и Нина уснула под перестук колес, ей снилось, что они с Марусей Крашенинниковой принесли в аудиторию корзину красных крупных яблок, раздавали всем по одному и почему-то смеялись…

Во сне она забывала про войну, ей все еще снилась мирная жизнь.

Проснулась уже утром, поезд опять стоял — где- то недалеко от Пензы, — в окно с поднятой шторой било солнце, за окном тянулись пустые поля, все в белых гребнях изморози, по ним разгуливали большие птицы, в небе застыли белые комочки облаков; женщина в пуховом платке и ватнике шла по тропинке, несла на плече вязанку хвороста, следом бежала девочка в маленьких черных валенках и красных рукавичках — просто не верилось в это утро, что есть война.

Соседка, молодая красивая татарка, кормила детей: девочку лет десяти и трехлетнего мальчика с болячками за ушами и на голове. Рядом сидели две женщины — сестры — ночью они спали на полу — и, расстелив на коленях чистую холстинку, ели сало с хлебом и чесноком. В ногах у Нины пристроился незнакомый военный — может, сел ночью или перешел из другого купе. Он читал газету.

— Как вы себя чувствуете? — спросила соседка. У нее был гибкий певучий голос. — Вы ночью стонали.

— Спасибо, уже хорошо.

Ехали вместе пятые сутки и многое знали друг о друге. Например, эта красивая женщина — ее звали Халима — пробирается с детьми в Челкар. У нее погиб муж на западной границе, она хотела сперва вернуться в Казань, на родину, но потом раздумала: в Казани у нее — никого, а в Челкаре — родные мужа. Сейчас легче тем, кто в куче, добавила она. А сестры — молодые учительницы из Полтавы, их поезд разбомбило, и все вещи погибли, успели выскочить, прихватив документы и узелок с едой. Долго шли пешком, подсаживаясь в случайные поезда, оказались в Москве, узнали, что наркомат просвещения выехал в Куйбышев, теперь едут туда.

— И чого мы там нэ бачилы, у том Куйбышеве? Хто нас там ждэ?

Кончались продукты, ей хотелось хоть чего-нибудь купить, но на станции ничего не продавали. Она решилась добраться до вокзала. Вокзал был забит людьми, сидели на чемоданах, узлах и просто на полу, разложив снедь, завтракали.

Смелость

Это было утром. Командир батальона Кошелев позвал к себе Семена Школенко и объяснил, как всегда без долгих слов:

Он вернулся к себе в окоп, проверил автомат, повесил на пояс три диска, приготовил пять гранат, две простые и три противотанковые, положил их в сумку, потом огляделся и, подумав, взял припасенную в солдатском мешке медную проволочку и спрятал ее в карман.

Память

Трусость

За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. Вначале его определили к Богачёву во взвод управления катушечным телефонистом. За Днестром, под Яссами, Богачёв всего один раз взял его с собой на передовой наблюдательный пункт, где все простреливалось из пулемётов и где не то что днём, но и ночью-то головы не поднять. Тут Долговушин по глупости постирал с себя все и остался в одной шинели, а под ней — в чем мать родила. Так он и сидел у телефона, запахнувшись, а напарник и бегал и ползал с катушкой по линии, пока его не ранило. На следующий день Богачёв выгнал Долговушина, к себе во взвод он подбирал людей, на которых мог положиться в бою, как на себя. И Долговушин попал к огневикам. Безропотный, молчаливо-старательный, все бы хорошо, только уж больно бестолков оказался.

Надежда

Обычно он появлялся тут на закате солнца, когда спадала дневная жара и от реки по ее овражистым, поросшим мелколесьем берегам начинало густо тянуть прохладой. К вечеру почти совсем стихал ветер, исчезала крупная рябь на воде, наступало самое время ночной рыбалки. Приехавшие на автобусе городские рыбаки торопливо растыкали на каменистых отмелях коротенькие удилища своих донок и, тут же расстелив какую-нибудь одежонку, непритязательно устраивались на недолгую июльскую ночь.

Детство

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.

Роль художественной литературы в нравственном становлении личности

Милосердие

Сила духа

В августе 1941 года Гитлер пригласил фашистского диктатора Муссолини в Брестскую крепость полюбоваться триумфом немецкого оружия. Два вождя гуляли по дымящимся развалинам в сопровожде­нии ликующей свиты.

Дружба

Как изменились ценностные ориентации дружбы в современную эпоху? Мы часто слышим, что массовое общество разрушило или по­дорвало основы человеческого общения, сделало его стандартным, ме­нее человечным. Некоторые социологи считают, что в современном об­ществе, где конкретный человек теряет свою индивидуальность, растворяясь в массе, глубокая и длительная дружба невозможна.

Нравственный выбор

Некоторые книжки советуют человеку, если он заблудился в лесу, ориентироваться по веткам на деревьях, по мху, по конфигурации муравейника, по тому, где находится отверстие в норе грызунов. Из­древле путь людям подсказывали солнце и звёзды, они никогда не об­манывали ни охотников, ни мореплавателей, ни путешественников. А когда густая пелена туч затягивает небо и небесные светила стано­вятся невидимыми, вот тогда уж делать нечего: приходится исследовать мох или считать ветки на разных сторонах берёзы.

Отношение к животным

(1)Поначалу мы узнали, что вокруг громадного корпуса дома отдыха, по необъятной и почти девственной территории, как-то ненадёжно и неуверенно отобранной у леса, реки и поля, бродит призрак лошади. (2)Он естественно вписался в пейзаж, дружественный подлунному буйству теней и миганию потусторонних огоньков.

Задание 19. Вариант 1

1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К ним (часам) все так при­вык­ли (1) что (2) если бы они про­па­ли (3) как-нибудь чудом со стены (4) груст­но было бы, слов­но умер род­ной голос и ничем пу­сто­го места не заткнешь. (Булгаков)

Задание 19. Вариант 3

1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Андрей под­хва­тил рюк­зак (1) и (2) когда по­ка­зал­ся ло­ко­мо­тив по­ез­да (3) и пёстрая толпа пас­са­жи­ров при­ш­ла в дви­же­ние (4) на­пра­вил­ся к перрону.

2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Задание 19. Вариант 2

1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кони очень уста­ли (1) и (2) когда с них сняли вьюки (3) они легли на хо­лод­ную землю (4) ко­то­рую уже успел по­крыть лёгкий снежок.

Отношение к жизни

1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

Вариант 110. Нравственный выбор

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В детстве я мечтал быть скульптором. (2)Это устраивало всех: я тихо сидел у стола и лепил из пластилина. (3)Я лепил лошадей со всадниками и без, экипажи с людьми, кошек вместе с подоконниками, домики для жуков и кузнечиков и самолёты с сидящими внутри лётчиками в шлемах и комбинезонах. (4)Всё это было очень маленьким, миниатюрным.

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Автор текста М.В.Глушко ставит проблему хрупкости человеческой души.
В качестве примера автор рассматривает поведение Евгении Ивановны после известия о сыне и муже. Она сидела неподвижно и повторяла: "Вот беда-то. ". Это показывает как горе повлияло на женщину, оно сломило её дух.
Так же М.В.Глушко рассматривает поведение женщины после того, как Ипполитовна попыталась успокоить её. "Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе." Это доказывает, что человеческая душа хрупка и при сильном горе пытается ухватиться даже за самую неправдоподобную ложь.
Оба примера дополняют друг друга, дают ясно понять, что душа человека может сломиться, если её не подпитывать святой ложью.
Автор подводит читателя к выводу о том, что в жизни нельзя без утешителей, иначе душа может просто не выдержать страшную правду.
Я полностью разделяю позицию автора. Нельзя не вспомнить героя известного произведения "Судьба человека". Главный герой потерял смысл жизни после смерти семьи. Его душа нашла утешение в сироте, о котором он стал заботиться.
В заключении мне хотелось бы сказать, что сильное горе может сломить человческую душу. Она ранима и поэтому правду нужно впускать постепенно, прикрывая её необходимой ложью.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, вместо пояснения написана позиция автора. Взаимосвязь между примерами определена неверно, анализ связи подменен позицией автора.

В качестве примера автор рассматривает поведение Евгении Ивановны после известия о сыне и муже. Она сидела неподвижно и повторяла: "Вот беда-то. ".

Нужно в этой иллюстрации сделать акцент не на словах, ведь Евгения Ивановна и раньше так часто говорила, а на отсутствующем взгляде

Оба примера дополняют друг друга, дают ясно понять, что душа человека может сломиться, если её не подпитывать святой ложью.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, но не сформулирован тезис.

Я полностью разделяю позицию автора. Нельзя не вспомнить героя известного произведения "Судьба человека". Главный герой потерял смысл жизни после смерти семьи. Его душа нашла утешение в сироте, о котором он стал заботиться.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Автор текста М.В.Глушко ставит проблему хрупкости человеческой души.
Так же М.В.Глушко рассматривает поведение женщины после того, как Ипполитовна попыталась успокоить её.
Это доказывает, что человеческая душа хрупка и при сильном горе пытается ухватиться даже за самую неправдоподобную ложь.
Оба примера дополняют друг друга, дают ясно понять, что душа человека может сломиться, если её не подпитывать святой ложью.
Автор подводит читателя к выводу о том, что в жизни нельзя без утешителей, иначе душа может просто не выдержать страшную правду.

Комментарий ко 2 илл-ии, анализ связи и позиция автора совпадают, а так быть точно не должно, плюс потом опять это же написано в заключении (4-й раз)

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл .

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Так же М.В.Глушко рассматривает поведение женщины после того, как Ипполитовна попыталась успокоить её.
В заключении мне хотелось бы сказать, что сильное горе может сломить человческую душу

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Это показывает ЗПТ как горе повлияло на женщину, оно сломило её дух.
"Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое го ре."
Она ранима ЗПТ и поэтому правду нужно впускать постепенно, прикрывая её необходимой ложью.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

"Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе."

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Это доказывает, что человеческая душа хрупка и при сильном горе пытается ухватиться даже за самую неправдоподобную ложь .
Оба примера дополняют друг друга, дают ясно понять, что душа человека может сломиться, если её не подпитывать святой ложью .
Автор подводит читателя к выводу о том, что в жизни нельзя без утешителей, иначе душа может просто не выдержать страшную правду.
Нельзя не вспомнить героя известного произведения "Судьба человека". Главный герой потерял смысл жизни после смерти семьи. Его душа нашла утешение в сироте, о котором он стал заботиться.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи иллюстраций и над пояснениями к ним в комментарии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно ли в повседневной жизни сохранить праздник в душе? Возможно ли не утонуть в серости однообразных будней?

Исходный текст

(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом – слякотный перрон… (3)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река…

(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.

(8)Снова – метро, его подземелья… (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили.

(10)Так и текла моя московская жизнь: за днём – день, за неделей – другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу.

(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью…

(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили. (17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)Зима, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит…

(23)– Подарки пора покупать, – сказала одна из них. (24)– А чего дарить? (25)И всё дорого.

(26)– Ты ещё подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка.

(27)– Когда же ты успеешь?!

(29)– Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там – войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! – голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.

(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.

(37)– А папе… (38)У нас такой папа хороший, работящий… (39)И я ему подарю… (40)А дедушке… (41)А бабушке.

(42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок…

(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей – малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда.

(48)Так что шагай, человече…

(По Б.П. Екимову)*

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – русский прозаик и публицист.

Читайте также: