Сочинение с описательным оборотом

Обновлено: 02.07.2024

Данный урок является логическим продолжением темы "Текст" в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков учащихся работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока - творческая работа.

ВложениеРазмер
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Описательный оборот" 34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель высшей категории Иванова Любовь Валерьевна ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга

Дата проведения 27 ноября 2012 года

Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

  1. Образовательные :
  • повторить и обобщить знания о признаках текста;
  • обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
  • познакомить учащихся с описательным оборотом;
  1. Развивающие :
  • формировать навык создания текстов с использованием
  • описательного оборота;
  • продолжить формирование навыков и умений структурировать
  • материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы;
  • обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;
  • развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах.
  • воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;
  • способствовать выявлению личностных качеств учащихся;
  • совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

Тип урока: комбинированный урок

Используемые технологии обучения : технология исследовательского

обучения, технология обучения на основе схемных моделей, тестирование

с применением ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Учебник: Е.И. Никитина Русский язык. Русская речь. М: Дрофа,2009.

Эпиграф урока (на доске)

Речь - удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Речь – это язык в действии.

Текст (от лат. textus — ткань, сплетение) — в лингвистике понимается

как продукт речевой деятельности.

Основные признаки целого текста:

  • заглавие;
  • тема;
  • идея;
  • делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  • связность;
  • композиционная завершенность;
  • стилевое единство.

Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная.

Средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические.

Лексические средства связи предложений в тексте:

  • лексический повтор;
  • синонимическая замена;
  • использование антонимов;
  • родовидовые слова;
  • употребление слов одной тематической группы.
  • описательный оборот.

Описательный оборот – это описательное выражение, которое употребляется вместо того или иного слова.

Описа́тельный -ая, -ое.

  1. Содержащий в себе общее описание чего-л. О. оборот речи (в котором предмет или явление называют не прямо, а несколькими словами, указывающими на какие-л. признаки, например: дневное свети́ло - о солнце).
  1. Организационный этап и вступительное слово учителя.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

На доске слайд 1: титульный

  • Взаимные приветствия учащихся и учителя.
  • Проверка подготовленности учащихся к уроку, порядка на парте и правильности посадки.
  • Подготовка тетрадей к работе.

На доске 2 слайд : эпиграф к уроку.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно

иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и подумайте, о чем размышлял немецкий философ 19 века Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

  • Речь – это богатство каждого человека, так как это общение посредством языка, но чтобы пользоваться ею, надо развивать мышление.

Сегодня на уроке мы продолжим развивать наши мыслительные способности, совершенствовать речь. Что такое речь?

Дидактическая задача: установить степень знания теоретического материала, устранить обнаруженные пробелы, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

На дом было задано: повторить признаки текста, а также способы связи предложений в тексте, используя упр.1 задание 1 учебника и опорную запись на странице 9. Так как урок проводится после выходного дня, письменного задания не было.

Вспомните, что было задано на дом.

На доске 3 слайд: Признаки целого текста

Поработайте в группах из 4 человек. Вам даны карточки, запишите в них фамилии участников группы, приготовьтесь их сдать по окончании урока для оценки работы на уроке. Обратитесь к 1 заданию: дан перечень признаков текста. Установите, все ли признаки текста указаны. Если какого-то признака не хватает, впишите в карточку. Время на работу 1 мин.

7 групп – 7 карточек:

заглавие; [тема] ; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

заглавие; тема; [идея] ; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

[заглавие] ; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; [стилевое единство] .

заглавие; тема; идея; [делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец] ; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; [композиционная завершенность] ; стилевое единство.

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; [связность] ; композиционная завершенность; стилевое единство.

* Красным цветом отмечены пропущенные признаки.

По мере проверки выполнения домашнего задания на доске выплывают признаки текста в следующем порядке:

  1. тема;
  2. идея;
  3. заглавие;
  4. стилевое единство;
  5. делимость:1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  6. композиционная завершенность;
  7. связность.

В ваших карточках дан текст-миниатюра (задание 2). Прочитайте его, докажите, что это текст.

На доске 4 слайд: текст-миниатюра

(1)Я бродил подолгу и видел много примет осени.(2) По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. (3)Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. (4)Я разбивал лед, доставал замерзшие листья и приносил их домой. ( По К. Паустовскому)

Тема: приметы осенью.

Идея: у осени много удивительных примет.

Стиль: художественный (наличие средств художественной выразительности: сравнение как в полом хрустальном шаре , эпитеты под стеклянной коркой, багровый или лимонный лист, метафора коркой льда; образность).

Делимость: начало – 1 предложение; основная часть – 2,3 предложения, конец – 4 предложение.

Композиционная завершенность: полное раскрытие авторского замысла (автор показывает удивительное в природе осенью) и проявляется в строении текста: есть зачин, основная часть и концовка.

Связность: все элементы текста связаны между собой.

Дидактическая задача: проверить объем и качество усвоения ранее изученного материала различными методами

Используя данный текст, решите тесты.

На доске слайд 6. Какие способы связи предложений имеет текст?

В) параллельный и цепной.

На доске слайд 7. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?

А) слова одной тематической группы (ключевые слова);

Б) глаголы одного вида;

В) повтор одного и того же слова;

На какие 2 группы можно разделить средства связи предложений в тексте, представленные в тесте?

На доске слайд 8. Средства связи предложений в тексте.

Выпишите из текста средства связи в два столбика: морфологические, лексические.

При проверке – названия средств связи выплывают.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.

Давайте вспомним, проанализировав мини-тексты (задание 3), данные в карточках, недостающие допишем ( выплывают на доске по мере работы).

Работа в группах.

Лесная тропинка привела нас к обрыву . Под кручей шумела река.

В конце осени в лесу замирает жизнь птиц . Над берёзовыми опушками уже не встретишь резвящихся ласточек , по просекам не услышишь свиста рябчиков , высоко в небе летят последние косяки гусей .

Ответ: родовидовые слова

Дни и ночи напролет моросит мелкий дождь . От дождя никуда не скрыться.

Ответ: лексический повтор

Поздняя осень настраивает на долгие размышления. Ранняя весна приносит радость.

Мы в предзимнем лесу . Деревья давно сбросили разноцветное убранство. Листья успели почернеть, трава - пожухнуть . Лужи покрылись тонким ледком.

Ответ: слова одной тематической группы.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.

Ответ: местоимение; это не лексическое, а морфологическое средство связи.

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Ответ: словосочетание? Оборот речи?

Это описательное сочетание (выражение, оборот речи). Оно употребляется вместо того или иного слова и содержит элемент характеристики или подчёркивает какую-либо сторону, качество, признак описываемого предмета. Называется описательным оборотом.

На доске слайд 9. Описательный оборот.

Дидактическая задача: дать учащимся представление об описательном обороте, познакомить с его видами, научить распознавать в тексте; показать практическую значимость изучаемой темы.

Сравните тексты (появляются на доске ) :

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Ель не боится скорых морозов.

Прочитайте теоретический материал параграфа 5 учебника стр. 39, 40 и ответьте на вопрос: как вы думаете, для чего необходимо знать описательный оборот и научиться употреблять его при создании текстов?

  • Они не только связывают предложения в тексте, но и украшают его, помогают избежать лексических повторов - наиболее распространённой речевой ошибки. (Вывод появляется на доске .)

Понаблюдаем, какие бывают описательные обороты. Выполним задание упражнения № 47.

Задание: рассмотрите на вклейке рисунки. Как вы думаете, почему под каждым из них не одна подпись, а две и более?

  • Вывод: описательные обороты могут быть с прямым и переносным значением (метафора). Они могут являться описательными толкованиями лексического значения слова, могут быть устойчивыми сочетаниями. (Запись вывода в тетрадь). На доске 10 слайд: вывод.
  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача: установить, усвоены или нет учащимися содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Выполните упражнение №49: в тетрадь запишите только текст, где сцепляющий оборот имеет только переносное значение.

Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Придумайте свои описательные обороты для связи предложений в данном тексте.

  • Варианты: широкая стальная лента, многокилометровая полоса, новая дорога, кратчайший путь, современная магистраль.

Дидактическая задача: закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Часто музыка помогает мысленно представить те или иные образы.

На доске 13 слайд-заставка. Слоны на арене цирка.

  • Варианты: могучие артисты, веселые циркачи, африканские гости, милые толстяки.

Выполним упражнение №51 . Задание: прочитайте начало

сочинения ученика. Найдите описательные обороты, которые помогли

ему избежать повторения слова слоны.

  • Огромные умные животные. Четвероногие артисты. Зверь-великан.

Допишите концовку сочинения. Используйте описательные обороты для

Чтение и обсуждение нескольких работ учащихся.

Второй веселый гигант уселся и в такт музыке размахивает хоботом. Третий африканский танцор топает ногами.

Забавное зрелище получилось!

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

Дидактическая задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

  • Дети пробуют отгадать. Учитель называет пьесу.

На доске 16 слайд-заставка . Львы.

Попробуйте дома написать сочинение о том, что вы мысленно видите (или какое настроение испытываете), слушая эту пьесу. Используйте в сочинении 2-3 описательных оборота.

На доске 17 слайд : домашнее задание

Это задание упражнения № 52, которое и будет вашим домашним заданием. За сочинение все ребята получат оценки.

  • Для какой цели вы будете использовать описательные обороты?

(Для связи предложений в тексте.)

  • К какой группе средств связи принадлежит описательный оборот?

( Это лексическое средство связи.)

Описательный оборот делает нашу речь более _______________________. (Выразительной, красочной, интересной.)

Оценка работы учащихся на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР.

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты.

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности.


Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.



Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний).

Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Напишите пожалуйста сочинение на свободную тему с описательными оборотами .


Рано утром выйдешь на улицу, в лицо ударяет такая свежесть.

Это потому, что у осенних ночей сильнее прохлада и воздух пахнет приближающимися заморозками.

Осенью можно почувствовать много разных запахов : запах осенних грибов, вянущих и отдающих нам последний аромат цветов, запах золотого леса.

Многие люди думают, что понюхать можно только духи, вкуснопахнущий ластик, цветы.

Однажды когда я выходила из дома заметила как мой сосед выходя на улицу глубако вздохказал и сказал "осень" Осень имеет свой неповторимый запах.

Я очень люблю осень и надеюсь что вы ее тоже полюбите!


Описательный оборот к слову дом?

Описательный оборот к слову дом.


Напишите сочинение на тему "Свободное вермя"?

Напишите сочинение на тему "Свободное вермя".


Напишите пожалуйста сочинение на тему "как я провел выходные" с причастными оборотами?

Напишите пожалуйста сочинение на тему "как я провел выходные" с причастными оборотами.


Напишите пожалуйста сочинение на тему "Случай из моей жизни" с деепричастным оборотом?

Напишите пожалуйста сочинение на тему "Случай из моей жизни" с деепричастным оборотом.


Напишите пожалуйста пример Описательного Оборота?

Напишите пожалуйста пример Описательного Оборота.


Напишите пожалуйста сочинение на тему "Случай из моей жизни" с деепричастным оборотом?

Напишите пожалуйста сочинение на тему "Случай из моей жизни" с деепричастным оборотом.


Напишите краткое описательное сочинение про тюльпан пожалуйста?

Напишите краткое описательное сочинение про тюльпан пожалуйста!


Описательные обороты к слову ЗИМА?

Описательные обороты к слову ЗИМА.


Описательный оборот словам : тайник, тайна, табун?

Описательный оборот словам : тайник, тайна, табун!


Напиши пожалуйста сочинение на свободную тему?

Напиши пожалуйста сочинение на свободную тему.


Паузой - Творительный падеж 1 скл, перерыва - родительный падеж 2 скл , промежутками - творительный падеж 2скл. Только какое выделеное слово.


Существуют специальные конструкции, по которым можно понять утвердительное значение частицы не : едва ли не…, чуть ли не…, разве не…, не далее как…, не позже чем…, не раньше чем. А также в риторических восклицаниях и вопросах с конструкциями : как н..


Красивый жёлтый лист пополняет меня радостью. Мне очень нравится жёлтый цвет листка. Когда наступает время этот лист отпадает с дерева. Что то типо этого выберешь и подредактируешь.


Осень. , . Ох уж эта пора, как она волшебна. Миллионы листькев по всей планете меняют свой звет с насыщенного зеленого на золотисто - багровый цвет.


Киви окАзалась удивительной птицей. Однако киви она не пЫталась.


Киви оказалась удивительной птицей.


Напиши , дело было так, как то раз я ходил на рыбалку и вот однажды неожидано удочка начала дергаться и тут была рыба, большая и вот я вытащтл ее. Ну вроде так.


Управление. Гордился (чем? ) трудом. Т. е. Глагол "гордился" требует от сущ. Определённого падежа.


1) Захватывающий спектакль, древнерусское творчество, заветная мечта, занимательная работа, русский язык, непоколебимое слово, талантливый актёр, перспективный режиссёр, внимательный зритель 2) Решать уравнения, играть в футбол, надеть платье, одеть ..


1) Кукольный спектакль, искусное творчество, сладкая мечта, высокооплачиваемая работа, общий язык, первое слово, известный актёр, строгий режиссёр, шумный зритель. 2) Решать проблему, играть с малышом, надеть брюки, одеть сестру, идти в школу, работ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности.

Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.

Описать - значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.

Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.

Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.

2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.

3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)

5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Текст. Средства связи предложений в тексте.

Дата: 15.11.2017

Класс: 6-а, 6-в

Тип урока: открытия новых знаний

Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо

технология уровневой дифференциации материала

Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.

УМК : Русский язык. Русская речь. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа, 2010.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации;использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).

УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).

Форма работы: индивидуальная, групповая

1.Оргмомент Психоэмоциональный настрой

Настроить детей на работу, снять эмоциональное напряжение в начале урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте, определять средства связи предложений в тексте, говорить об описательном обороте, слушать музыкально произведение, развивая свое воображение, писать сочинение-миниатюру. И я желаю вам удачной работы (изображение смайлика-солнышка). Солнышко улыбается нам, улыбнёмся и мы.

Слушают учителя, настраиваются на работу, поворачиваются друг к другу, улыбаются друг другу.

2. Введение в тему занятия

Подвести уч-ся к теме урока

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Как вы его понимаете?

Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)

Читают эпиграф и объясняют его смысл.

3. Актуализация темы, целеполагание

Актуализировать тему, поставить цель урока и настроить детей на серьезный разговор.

Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв несколько предложений, может потерять смысл.

Слушают учителя, применившего ассоциативный прием, прием сравнения.

Учитель показывает кусочек ткани.

4. Беседа по теме урока

Повторить ранее изученный материал, сделать вывод о признаках текста.

Давайте вспомним признаки текста. Чем текст отличается от просто предложений или просто слов?

Правильно. Да, в тексте предложения связываются цепной и параллельной связью.

А кто скажет, как могут связываться между собой предложения в тексте?

При цепной связи сцепляюшими словами могут быть разные слова. Посмотрите на слайд.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

5. Наблюдение

(проблемная ситуация)

Средства связи.

Развивать навыки сравнения, методом ассоциаций подвести к выводу о роли средств связи в тексте, о роли описательного оборота.

Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза.

А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему?

Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.

Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.

Ученики размышляют, сравнивают 2 предмета, делают метафорический вывод о роли описаний, эпитетов в тексте.

Кусочек черной ткани

Кусочек цветной ткани

6. Описатель-ный оборот.

Через метод сравнения подвести к выводу о роли описательного оборота.

Ребята, чем отличаются эти тексты?

Сделайте вывод: из каких слов может составляться описательный оборот? (из эпитетов)

А что такое эпитет?

Приведите свои примеры описательного оборота радуги.

Ученики наглядно видят преображение текста с описат-м оборотом, находят его.

Потом приводят свои описат-ные обороты к иллюстрациям на слайде.

7. Работа с учебником.

Развивать навыки определения описательных оборотов с прямым и переносным значением.

Обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 39 и прочтите определение описательного оборота.

Ученики выполняют упр. 49, находят опис. обороты с прямым и переносным значением.

Ученики подбирают описат-ные обороты.

Работа с учебником

8. Психоэмоциональная пауза (снятие напряжения)

Снять психоэмоциональное напряжение

Мы с вами находили описательные обороты в тексте, определяли прямые они или переносного значения,

Ученики отдыхают, откинувшись на спинку стула.

Развивать воображение уч-ся, устную речь

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

С каким животным она ассоциируется?

Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.

10.Просмотр слайда-видеопрезентации под музыку К.Сен-Санса

Через зрительный канал – воздействовать на эмоциональную сферу детей, развивая чувство прекрасного

Какие эмоции у вас вызвала лебедь?

Какие описательные обороты вы можете подобрать?

Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.

Показ видеопрезен-тации

11. Написание мини-сочинения

Развивать навык использования опис.оборота в тексте, развивать письменную речь.

Напишите небольшое мини-сочинение из 4-5 предложений

Кто хочет прочесть сочинение?

Ученики пишут мини-сочинение

2-3 уч. зачитывают мини-сочинение свое

12. Эмоц. оценка деятельности

Формировать и развивать навыки оценки собств-ой деятельности и деят-сти других, эмоц. состояния

Читайте также: