Сочинение с качественными прилагательными

Обновлено: 02.07.2024

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та, кото­рый не соот­но­сит­ся с дру­ги­ми пред­ме­та­ми. Приведем при­ме­ры каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных в соот­вет­ствии с их лек­си­че­ским значением.

В соот­вет­ствии с лексико-грамматическим зна­че­ни­ем при­ла­га­тель­ные делят­ся на три разряда:

  1. каче­ствен­ные (весе­лый, доб­рый); (настен­ный, про­шло­год­ний); (орли­ный, пав­ли­ний).

Что такое качественные прилагательные?

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют такой при­знак пред­ме­та, кото­рый может про­яв­лять­ся в боль­шей или мень­шей степени.

К при­ме­ру, это сме­лый чело­век, он может быть и сме­лее. Это длин­ная доро­га, а быва­ет и длин­нее.

Качественные при­ла­га­тель­ные обла­да­ют рядом грам­ма­ти­че­ских и лек­си­че­ских при­зна­ков, по кото­рым их мож­но узнать сре­ди дру­гих слов этой части речи. Перечислим их.

1. Большинство каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных име­ют сте­пе­ни сравнения:

  • срав­ни­тель­ную сте­пень (тём­ный — тем­нее, более/менее тём­ный);
  • пре­вос­ход­ную сте­пень (тем­ней­ший, самый тём­ный, тем­нее всех).

2. У мно­гих каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных ука­жем пол­ную и крат­кую фор­му , чем они кар­ди­наль­но отли­ча­ют­ся от при­ла­га­тель­ных дру­гих раз­ря­дов, например:

  • скром­ный чело­век — чело­век скромен;
  • тес­ная одеж­да — одеж­да тесна;
  • муд­рое поже­ла­ние — поже­ла­ние мудро;
  • весе­лые дети — дети веселы.

Краткие фор­мы изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, но не име­ют падеж­ных форм.

3. Укажем ещё один важ­ный отли­чи­тель­ный при­знак каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных. Они могут соче­тать­ся с наре­чи­я­ми меры и сте­пе­ни:

  • очень доб­рая бабушка;
  • совер­шен­но незна­ко­мый человек;
  • абсо­лют­но чужой город;
  • весь­ма без­злоб­ный ответ;
  • почти лег­кий рюкзак;
  • слиш­ком горя­чий спор.

В-четвертых, каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют одно­ко­рен­ные наре­чия с суф­фик­са­ми , :

  • тихий звук — тих о звучит;
  • бле­стя­щий ответ — бле­стящ е ответил.

5. Ко мно­гим каче­ствен­ным при­ла­га­тель­ным мож­но подо­брать сино­ни­мы и анто­ни­мы , напри­мер:

  • муд­рый — умный, сообразительный;
  • муд­рый — глупый.

Слова это­го раз­ря­да сами могут обра­зо­вать анто­ни­мы с помо­щью при­став­ки не-:

  • лег­кий → нелег­кий (тяже­лый) труд;
  • весе­лый → неве­сё­лый (груст­ный) голос.

Антонимы с при­став­кой не- мож­но заме­нить сино­ни­ма­ми без неё.

В-шестых, с помо­щью суф­фик­сов каче­ствен­ные име­на при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют сло­ва со зна­че­ни­ем субъ­ек­тив­ной оценки:

  • глу­пый — глупенький;
  • боль­шой — большущий;
  • широ­кий — широченный;
  • злой — злющий.

7. Отметим так­же такую спо­соб­ность каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, как обра­зо­ва­ние слож­ных слов путем повтора:

От боль­шин­ства каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных обра­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные с отвле­чен­ным значением:

  • широ­кий — ширина;
  • доб­рый — доброта;
  • глу­пый — глупость;
  • синий — синева.

Качественные прилагательные

Примеры качественных прилагательных

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют опре­де­лен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. В свя­зи с этим их мож­но рас­пре­де­лить по смыс­ло­вым группам.

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют при­знак предмета

  • пун­цо­вый цветок;
  • мали­но­вый бархат;
  • синий васи­лёк;
  • лило­вая накидка;
  • сизое облач­ко;
  • крас­ные флаги;
  • лазур­ное море;
  • свет­лая кожа;
  • чер­ное небо;
  • блед­ный рисунок;
  • тре­уголь­ная полка;
  • круг­лый стол;
  • оваль­ное зеркало;
  • квад­рат­ное окно;
  • пря­мой путь;
  • изви­ли­стая тропа;

4. по физи­че­ским характеристикам:

5. по воз­рас­ту и физио­ло­ги­че­ским особенностям:

  • моло­дой тополь;
  • ста­рый дом;
  • древ­ние развалины;
  • дрях­лая старушка;
  • пожи­лой человек;
  • креп­кий старик;
  • малень­кий ребенок;
  • юный худож­ник;
  • сле­пой музыкант;
  • хро­мая лошадь;
  • лысый муж­чи­на;

6. по внут­рен­ним харак­те­ри­сти­кам чело­ве­ка или животного:

  • доб­рая тетушка;
  • злая соба­ка;
  • сер­ди­тый гражданин;
  • жесто­кий подросток;
  • вер­ный пёс;
  • милая дев­чуш­ка;
  • умный пяти­класс­ник;
  • глу­пый ребенок;
  • чест­ный человек;
  • стро­гий инспектор;
  • скром­ная девушка;
  • хит­рый сосед.

Качественные при­ла­га­тель­ные могут раз­вить допол­ни­тель­ное отно­си­тель­ное зна­че­ние. Так обра­зу­ют­ся слова-термины, например:

  • звон­кий голос — звон­кий согласный;
  • глу­хой стук — глу­хой согласный;
  • тяжё­лая ноша — тяжё­лая промышленность;
  • лег­кая сум­ка — лег­кая атлетика.

Видеоурок

Сочинение про осень с притяжательными качественными и относительными прилагательными.


Вот наступилазолотая осень.

Самая красивая и живописная пора года.

Осеньлюбит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом.

Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз, все в золоте.

На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут тут же звенеть.


Вот и наступила золотая осень!

Идешь по каменной дороге, рядом дерево, а с него сыпятся желтые, красные, оранжевые листики.

Я эти листики собираю и уношу домой, затем кладу их в книгу и засушиваю.

Однажды я ходил по лесу и увидел барсучью нору.

Я долго осматривал ее, она вся была усыпана разноцветными листьями.

Когда я уже собрался домой, вижу подбегает к этой норке сам хозяин - барсук.

Он посмотрел на свою норку и начал раскапывать её от листьев, я решил помочь ему и тоже начал сгребать красивые осенние листья с норки.

Эта осень запомнилась мне на всю жизнь, ведь я помог барсуку!


Привидите примеры качественных относительных и притяжательных прилагательных?

Привидите примеры качественных относительных и притяжательных прилагательных.


Какой признак слова осенний прилагательное , качественное или нет, относительное или притяжательное?

Какой признак слова осенний прилагательное , качественное или нет, относительное или притяжательное!


10 примеров качественных , относительных , притяжательных прилагательных?

10 примеров качественных , относительных , притяжательных прилагательных.


Приведите пример качественных , относительных и притяжательных прилагательных?

Приведите пример качественных , относительных и притяжательных прилагательных.


Прилагательное песчаный какое качественное относительное или притяжательное?

Прилагательное песчаный какое качественное относительное или притяжательное.


Что такое качественное , относительное и притяжательное прилагательное?

Что такое качественное , относительное и притяжательное прилагательное.


Чем отличается относительное прилагательное от качественного и притяжательного?

Чем отличается относительное прилагательное от качественного и притяжательного?


Чем отличается качественное прилагательное от относительного и притяжательного?

Чем отличается качественное прилагательное от относительного и притяжательного?


Найти : качественные , относительные и притяжательные прилагательные?

Найти : качественные , относительные и притяжательные прилагательные.


Новогодних ?

Качественное , относительное или притяжательное прилагательное?


Наверное ты имел это ввиду корни "кас" ; "кос" и т. Д.


Бархан издает причудливые звуки, напоминающие крики сказочных животных. Вы навсегда влюбитесь в пустыню, чарующую сухим дождем. Я продолжаю наблюдать за людьми, каждый разпоражающими силой воли и смелостью. Для "пения" песков нужны особые условия.


За》Хотел по》строить по》звал от》кусил под》двинул с》ъел за》шли.


Я перечитал( - а) много интересных книг. Все они мне очень нравятся. Одни о крепкой дружбе, другие о хороших весенних деньках, есть книги о предательстве, лжи, а есть такие книги где автор тебе, что - то советует или желает. Одни большие, а другие..


На рождество в Австралии очень жарко. Живые ёлки долго не выдерживают - желтеют на второй день. Перед самым Рождеством Санта ходит по улицам, чтобы принять от детей заказы на подарки.


На рождество в Австралии очень жарко. Живые ёлки долго не выдерживают - желтеют на второй день. Перед самым рождеством Санта ходит по улицам, чтобы принять от детей заказы на подарки.


Первую букву в слове одеяло нельзя проверить, так - как это словарное слово и его нужно просто запомнить.


Мешало, лошаденке, живостью, изнеженность.


Сентябрь - подлежащее, наступил - сказуемое, дети - подлежащее, пошли - сказуемое, в школу - обстоятельство.


1 предложение : подлеж. : ребята, сказ. : готовились. 2 предложение : сказ. : репетировали, распевали, примеряли.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Прилагательное — это определение

В силу того что при­ла­га­тель­ное как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, чаще все­го его син­так­си­че­ская роль — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния опре­де­ле­ние.

Определением могут быть при­ла­га­тель­ные всех раз­ря­дов по зна­че­нию и сле­ду­ю­щие грам­ма­ти­че­ские фор­мы каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

1. пол­ная фор­ма каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го и отно­си­тель­ное или при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное

После жар­ко­го дня насту­пил про­хлад­ный авгу­стов­ский вечер.

Сибирская тай­га зани­ма­ет обшир­ную тер­ри­то­рию.

2. каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное в состав­ной фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

Более плодо­род­ная зем­ля при­нес­ла хоро­ший уро­жай зер­но­вых.

3. при­ла­га­тель­ное в фор­ме пре­вос­ход­ной сте­пе­ни

В пти­чьем цар­стве соло­вья счи­та­ют самым голо­си­стым пев­цом.

Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.

1. Первое доказательство (аргумент).

4. Второе доказательство (аргумент)

Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.

2. АНАЛИЗ текста.

Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.

(1) …По своей величине,
огромнойсиле,необычайнойкрасоте ивеличавойосанке давно назван царём всейводянойиливодоплавающейптицы.
(2)
Белый, как снег, сблестящими,прозрачныминебольшимиглазами, счёрнымносом ичёрнымилапами, сдлинною,гибкоюикрасивоюшеею, он невыразимопрекрасен, когда спокойно плывёт междузелёныхкамышей потёмно-синей гладкойповерхности воды.
(
По С. Аксакову
)

(О лебеде.)

Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?

К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их

3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ

Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:

О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:

Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?

Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?

Прилагательные

1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;

2) заключают в себе авторскую оценку.

4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала

(1)…, …
день. (2)лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенноосень.
(3)Удивительно
тишина.
(4)Сижу над
прудком в парке. (5)дно засыпанолистьями. (6)И они блестят в воде, какблёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себясмельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи


1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)



2. Меч (двуручный) – холодное с обоюдоострым прямым клинком. Меч (какой?) – длинный, двуручный, прямой (м.р.,ед.ч.) 3. Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившим в старину оружием, а у казаков символом власти. Булава (какая?) – короткая, прямая, деревянная, украшенная (ж.р.,ед.ч.)



4. Ружье (с ударно-кремневым замком) – ручное огнестрельное и пневматическое оружие с длинным стволом Ружье (какое?) – длинное, тяжелое, огнестрельное (ср.р.,ед.ч.)



5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные



6. Алам – знак пушкарей Алам (какой?) – металлический, круглый –Для чего народ хранит эти удивительные вещи старины? (Народ хранит эти экспонаты для того, чтобы знать и помнить как жили наши деды, прадеды, поколения, как вели хозяйство, защищали русскую землю и дарили мир на Земле) – Для чего народ хранит столько столетий эти удивительные вещи? (Эти вещи старины рассказали нам о многом: историю вещей и людей, хранивших их, рассказали нам о подвигах рыцарей и солдат, о могуществе, силе и власти.)
Третья станция Героическая –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. 1. Русскую заповедь знай: в бою …(не зевай). 2. Плохому бойцу и погоны ….(не к лицу) 3. Славна богатырями земля ….(русская) – Как вы понимаете слова заповедь? (Правило, положение, предписание. В старину заповедь могла быть религиозно-нравственного предписания) Задание Выпишите словосочетания сущ.+прил или прил.+сущ .Покажите графически от какого слова к какому ставится вопрос.Укажите род и число какую? Русскую заповедь (прил.+сущ) (ж.р.,ед.ч.) какому? Плохому бойцу (прил.+сущ.) (м.р., ед.ч) какая? Земля русская (сущ.+ прил.) (сущ.+прил.) –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. Без коня ……….(и трава не растет). (пословица) Враг боек,……… (да наш народ стоек). (пословица) Где нет борьбы,……. (там нет победы). (поговорка) Кто с мечом к нам придет…(от меча и погибнет). (поговорка) Человек без Родины – ……(что птица без гнезда). (пословица) Задание. Четвертая станция Невская – О чем нам может рассказать станция с красивым названием Невская? (Мы знаем о том, что есть такая река Нева в городе мостов и фонтанов в Санкт-Петербурге). – Кто дал такое название этому городу и какое ? (Петр I Петербург) – Кто начал строительство этого города? (Петр I) В 18 начале 19 веках императором Российской державы Петром I было построено сильнейшее государство в мире с сильнейшей морской державой. Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Но гораздо раньше в 13 веке в 1242 году на реке Неве произошло Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими завоевателями рыцарей под предводительством Александра Ярославича, прозванного Невским.



Задание. Прочитайте отрывок из исторического текста. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. Спишите. Найдите словосочетания прил.+сущ. и сущ.+ прил. Первое предложение разберите. В первом предложении найдите основу предложения и разберите по частям речи. Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли (к)славному Новг..р..ду. М..л…дой князь Александр Ярославич Невский призвал всех мирных жителей з..щ..тить р..дную землю. Европейские рыцари – знатные воины, которые сражались в тяжелых железных доспехах. кто? что сделали? что Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли сделали? (к)славному Новг..р..ду. Орфограммы в словах Европейские – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Европа) Захватили – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. (хватка, захват); приставка – за- Русских – удвоен. Согласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса. Городов – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город), безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением (словарное слово город), проверяемый парный звонкий согл. в конце слова (нет городов, городовой). Новгороду – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город, новгородцы.) Молодой – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (молод, молоденький.) Александр Ярославич – заглавная буква в именах собственных. Прозванный – безударный гласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.; удвоенный согласный -нн на стыке двух морфем. В народе – пробел, предлог со словом пишется раздельно; сл.слово. В память – пробел, предлог со словом пишется раздельно; смягчающий ь- знак. Об одержанной – пробел, предлог со словом пишется раздельно. Победе – приставка по- . В битве – пробел, предлог со словом пишется раздельно На реке – пробел, предлог со словом пишется раздельно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (реки, речка, реченька). Неве – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Невский) Защитить – приставка за- со словом пишется слитно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (защита, щит). Родную – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Родина, родненький). Определение рода и числа имен существительных IV. Физминутка Пятая станция Отдыхай-ка Задание. – Если я произнесу существительное мужского рода надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. (Например, богатырь, земля, мир, тишина, мастерство, граница, рубеж, Отечество, лошадь, солдат, торжество, победа) Шестая станция Богатырская Викторина (карточки слов: богатыри, поле, лошади) На картине Васнецова В трудный путь разгон беря, Вместе в даль глядят сурово Три былых богатыря. Задание 1 Станция Богатырская предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова и провести небольшую викторину по событиям картины – Как называется картина, написанная известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым? (Богатыри)



– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!


V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Качественные имена прилагательные (обобщение).

Р/р Сочинение-описание (миниатюра) с использованием качественных имён прилагательных

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного .

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (текст – в план, схему, ключевые слова); пользоваться разными

видами чтения (ознакомительным, изучающим, выборочным), владеть разными видами аудирования.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, оказывать необходимую помощь

и осуществлять взаимный контроль, строить рассуждение, создавать тексты-описания.

6ЛР: распознавать качественные прилагательные по их признакам (наличие форм сравнения, краткой формы, антонимов), подбирать

3ЛР: уместно употреблять качественные прилагательные в тексте, использовать качественные прилагательные в собственной речи.

Этапы урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая (орфоэпическая) разминка.

На слайде представлены слова.

Учащиеся просматривают их, затем читают вслух, выделяя голосом ударный слог (сначала по цепочке, затем все вместе хором).

Красивее, грушевый, сливовый, каталог, столяр, августовский, прибыл, прибыла, звонит, звонишь, намерение, партер, туфля, обоим, обеих, скольких, языковое чутьё, языковая колбаса, добыча, кухонный, балуешь, избалованный.

Познавательные УУД

1. Владеть навыками чтения и аудирования.

2. Осуществлять учебную познавательную рефлексию.

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего

1. Блиц-опрос

– Закончите предложения (запишите только последние слова фраз):

1) В русском языке существуют формы сравнения прилагательных: … .

2) По составу формы сравнения бывают … .

3) Простые формы сравнения прилагательных образуются с помощью …, а сложные с помощью … .

4) Суффиксы простой сравнительной формы прилагательного …, а

простой превосходной … .

5) Эти суффиксы называются …, так как … .

6) В предложении формы сравнительной степени прилагательных

являются …, а превосходной – … .

Самопроверка – сравнение с ответами на слайде (проецируются с помощью компьютера):

1) сравнительная и превосходная;

2) простые и составные;

3) суффиксов, слов ( более, самый, наиболее );

4) -ее (-ей), е; -ейш- (-айш-) ;

5) формообразующими; не образуют новые слова, а образуют формы слова;

6) сказуемыми; определениями.

Повторное чтение предложений с записанными концовками.

2. – Покажите на схеме, какими признаками обладают прилагательные в простой и составной сравнительной форме.

– Составьте обобщающую таблицу

3. – Найдите ошибку в образовании формы

а) более выше ;

б) новейший ;

в) самый мельчайший ;

д ) наиболее быстрый.

Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, детального).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, таблица), соотносить информацию, представленную в разных формах.

IV. Формулирование темы урока.

На доске представлена схема:

hello_html_6f8abddc.jpg

– Что нового вы узнали из схемы? (У прилагательных есть три разряда.)

– Какие вопросы у вас возникают?

– Прочитайте название темы урока в учебнике и сформулируйте цель урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

V. Обобщение и систематизация изученного.

1. Упр. 316 – наблюдение над особенностями имён прилагательных, найденных в тексте.

Ученики работают самостоятельно в группах.

2. Упр. 317 – извлечение новой информации из текста в рамке, её

переработка и преобразование.

Методическая рекомендация . В процессе работы над текстом важно научиться не только вычитывать новую информацию, но и развивать механизм речи – механизм эквивалентных замен. Глубокое осмысление текста определения и его запоминание происходит за счёт того, что учащиеся говорят о том же, по-другому строя формулировку, а не просто заучивают данную в учебнике. Рекомендуем регулярно предлагать ученикам подобные задания.

– Какие ещё признаки качественных прилагательных вы выявили?

– Пронумеруйте и запишите все признаки качественных прилагательных (составьте план-схему). Начинайте так: 1) есть … .

– Сформулируйте ответ на вопрос, что такое качественные прилагательные, используя данное в задании начало. Подберите свои примеры.

– Ответьте на вопрос после текста в рамке.

Методическая рекомендация . Ученикам следует сказать, что не обязательно три признака могут быть одновременно у качественных прилагательных. Достаточно, чтобы был хотя бы один из признаков – сравнительная/превосходная форма или краткая форма.

3. Коллективное составление таблицы

признак, возможный в разной степени

1) сравнительная и превосходная форма

2) краткая форма

Познавательные УУД

1 . Извлекать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую.

2 . Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Владеть разными видами монолога и диалога.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Упр. 318 – развивается умение определять качественные имена прилагательные по их отличительным признакам.

Самостоятельное составление алгоритма рассуждения (с опорой на план-схему). Ученики работают в парах: выписывают качественные прилагательные, которые имеют формы сравнения, краткие формы, антонимы ( странная, чистым, высокий, худощавый, длинными ).

Упр. 319 – развивается умение творчески перерабатывать текст, употреблять в нём подходящие по смыслу имена прилагательные.

Выполняется в группах письменно. Каждая группа представляет

свой вариант текста.

Упр. 320 (сочинение-миниатюра) – развивается умение создавать собственный текст по заданной ситуации с использованием качественных имён прилагательных.

Сначала текст составляется устно (можно начать с составления плана), затем оформляется письменно.

Познавательные УУД

1 . Владеть различными видами чтения (изучающее, детальное), опираясь на механизмы и приёмы технологии продуктивного чтения.

2 . Анализировать, сравнивать, группировать.

Личностные результаты

Проявлять интерес к русскому письму, к созданию собственных речевых произведений.

VII. Итог урока.

– Запишите ключевые слова урока. Дайте к ним комментарий.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке: всё ли усвоено, какие трудности встретились, что особенно заинтересовало?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение (на основе алгоритма самооценки).

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Читайте также: