Сочинение русский народный танец

Обновлено: 02.07.2024

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие "танец"? Может быть, это просто набор движений или нечто большее? "

Украинская народная одежда – яркое и самобытное явление в истории ее народа. Оно развивалось и совершенствовалось в течение столетий. История украинской одежды связана с традициями Киевской Руси. Коллекционируя рисунки украинской одежды, мы приходили к выводу, что с она тесно связана с развитием ткачества и разнообразных ремесел. Так, костюм украинской крестьянки во времена Древней Руси состоял из вышитой рубашки, юбки, которая представляла собой два несшитых полотнища клетчатой или орнаментированной ткани. На голове у девушки был венец, а у замужней женщины убор из дорогой ткани, на который набрасывался лоскут ткани в виде полотенца. На ноги наши прабабушки и прадедушки одевали плетеные или кожаные лапти.

К мужской одежде принадлежали рубашки до колен. Они одевались навыпуск, подпоясывались вязанным: поясом, на котором крепились огниво, гребень. На голове была шапка, обувью служили лапти или кожаные лапти. В прохладные поры года мужчины носили кожухи.

У горожан была немного другая одежда. Женщины носили длинную рубашку и несшитые обвертки. На голове у девушек, крестьянок, был венец, а у женщин – очипок. Городские жители имели много украшений – подвески, сережки, ожерелья, браслеты.

Одежда богатых людей выполнялась из дорогих тканей. У женщин были накидки типа плащей, цветные сапоги, а голову обвивала рушникоподобная одежда, под которой носили шапки, украшенные драгоценными камнями, вышивкой. Головной убор женщины, как и много других элементов наряда, имел ритуальное значение.

Со временем костюм изменялся. В ХУІІ-ХІХ ст. одежда стала своеобразной пометкой, за которой определялась принадлежность человека к бедным или богатым. В семьях обеспеченных для пошива костюмов использовались драгоценные ткани. Зажиточные казаки носили рубашки из тонкого полотна. Такие рубашки были вышиты золотом или серебром. В начале XX столетия в народной одежде воспроизводились определенные элементы культуры Европы. Вследствие распространения достижений профессиональной моды в современной одежде большинства народов мира ощущаются определенные стандарты и эталоны. Однако имеет место и самодеятельная мода, представители которой стимулируют поиск так называемых индивидуализированных костюмов.

Несмотря на то, что многие парни считают это занятие презренным, я очень люблю танцевать. В танце я вижу лучший отдых для себя. Двигаясь под музыку, я забываю обо всех насущных проблемах и получаю возможность дышать полной грудью, как птица, мерно парящая в небесах.

В этом сочинении я бы хотел сегодня рассказать об истории русского народного танца. Я сам занимаюсь такими танцами: калинка, кадриль, хороводы "Рябинушка", "Земля моя" - всё мне до дикости знакомо. Все дроби, положение рук, плавность ног. Я хорош в этом, как рыба в воде.

Русский танец - проявление чувств и жизненной энергии русского народа. В Древней Руси люди любили веселиться: выходили гулять, начинали плясать - это и стало началом русского народного танца. Данный танец разделяется на две категории: пляска и хоровод. Наверное, вы знаете, что пляска - быстрый танец, символизирующий веселье. Хоровод - медленный танец, означающий гармонию. Танцы обычно были на праздниках, таких как Масленица, Рождество и даже свадьбы.

Затем танец появляется в Российской Империи, но в деревне танец приобретает манеру, черты людей, которые его исполняют, харизму.

Профессионально русским танцем начинают заниматься только в двадцатом веке. У него развиваются различные виды и жанры. Люди открывают не только любительские коллективы, но и профессиональные заведения для обучения желающих.

Основная обувь для девушек в данных танцах - туфли и сапоги разных цветов, подходящих под костюм. Для парней в основном сапоги, тоже разных цветов.

Ни один праздник в России не обходится без русского народного танца! Педагоги русского народного танца являются универсалами, так как изучают дополнительно ещё и классический танец.

Почти в каждом русском танце присутствуют кокошники. Они бывают разных размеров, цветов, всегда расшиты по-разному. Макияж для артистов издавна был ярким: у девушек нарисованные ресницы, а у парней румяна на щеках. Для исполнения различных дробей всегда было необходимо иметь блестящий слух. Без него просто невозможно преуспеть в этой сфере.

Отражение традиций и характера народа в русской пляске. Сущность и значение танца в жизни русского человека. Определение и описание знаний о пляске как жанре народного танца. Особенности перепляса и сухопляса, прабабушка - лучшая плясунья в деревне.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.01.2017
Размер файла 5,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальная бюджетная образовательная организация

Детская школа искусств г. Лузы Кировской области

Отражение традиций и характера народа в зеркале русской пляски

Работу выполнила обучающаяся

Руководитель Прокопьева Н. В.,

1. Основная часть. Отражение традиций и характера народа в русской пляске

1.1 Русская пляска

1.4 Прабабушка - лучшая плясунья в деревне

Список используемых источников

Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Что такое народный танец? Это пластический портрет народа, немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и неповторимость форм, глубина и свежесть чувств. Другими словами, это эмоциональная, поэтическая летопись душевных волнений. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней. русская пляска народный танец

Ни одно игрище, ни один народный праздник не обходились и не обходятся без плясок, неотъемлемой частью которых они являются. Об этом свидетельствуют летописцы, путешественники, приезжавшие в Россию, исследователи музыкального театра, русские писатели, которые часто вводили в свои произведения описания русской пляски. Пляска - зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество, и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье - целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям.

Я безумно люблю свою Родину. Конечно, с помощью народного танца мы можем представить Россию, нашу многонациональную страну. В современной России особенную остроту приобретает необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма, поэтому данная тема чрезвычайно актуальна.

Цель работы: отобразить традиции народа в русской пляске

- обогатить знания о пляске как жанре народного танца;

- узнать, какое значение имеет танец в жизни русского человека;

- систематизировать все полученные данные, сделать выводы.

Гипотеза: пляска - это не просто набор движений, в ней отражаются удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства русского народа.

Объект исследования:

хореографическая культура русского народа

Предмет исследования:

Методы исследования:

- сбор информации из книг, журналов и Интернета;

- общение с людьми, занимающимися народными танцами;

- посещение концертов, наблюдение за танцующими;

- анализ собранной информации.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ценность народных традиций велика, так как включает в себя самобытность, уникальность социального опыта русского народа.

Практическая значимость работы заключается в возможном ее использовании для повышения популярности народного танца у современного поколения, его массовости, а также для изучения учащимися понятия и природы народной пляски, её истоков и видов.

1. Основная часть. Отражение традиций и характера народа в русской пляске

1.1 Русская пляска

Пляска - наиболее распространенный и любимый жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией.

Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

Существует много видов русской пляски. Наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

Очень интересен перепляс. Перепляс - это соревнование в ловкости, изобретения движений. В основе перепляса лежит индивидуальное творчество плясунов - постоянное сочинение новых движений. Плясуны соревновались в основном по количеству движений. Кто больше исполнит различных движений, тот и побеждал.

Принять участие в переплясе неподготовленный человек не мог, для того чтобы переплясать своего соперника, надо было знать много разнообразных движений, много тренироваться.

Старинный русский перепляс имел свои правила. Парни выходили в круг, вставали на некотором расстоянии друг от друга и плясали только по одному, по очереди. Начинавший перепляс исполнял движения и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника. Второй плясун принимал вызов. Он обязан был повторить движение соперника, а затем выдавал свои движения и становился на место и вновь вызывал в круг соперника. Плясуны исполняли не только заранее подготовленные движения, но и импровизировали в момент пляски.

Зрители строго следили за исполнителями и не давали повторять одни и те же движения.

Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие - при исполнении не улыбаться. Плясуны, исполняя различные движения, должны были сохранять серьезные лица, а зрители старались рассмешить их.

Со временем в переплясе появились новые правила, движения, показанные соперником, не повторялись и оба плясуна пляшут одновременно.

Исследовательская работа

Любите ли вы танцевать, так как это люблю я? Я очень люблю танцевать, особенно со своими друзьями!

В танце, как в жизни, идет бег по кругу:
И сила, и слабость бегут друг за другом.
В танце: плие, прыжок и вращение.
И в жизни для взлета нужно падение.
Есть танец сольный, он сложен порой.
Одиночество в жизни всему виной.
А есть задорная пляска групповая –
С друзьями мечта осуществится любая!
Танец – есть чувств и эмоций палитра –
Показать можно все, что на сердце сокрыто!
Танец – есть тела особый язык –
Расскажет о том, к чему каждый привык!
О танце можно рассуждать бесконечно,
Но танец – есть жизнь, и так будет вечно!

Я провела небольшой социологический опрос среди учеников начальной школы. Им были заданы вопросы:

1. Любители вы танцевать?

2. Какие танцы вы любите танцевать?

3. Какие танцы вы знаете?

4. Какие русские танцы вы знаете?

5. Когда появился русский танец?

Цель исследования : изучить развитие русского народного танца и как танец влияет на организм человека.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с литературой о русском народном танце.

2. Ознакомиться с зарождением и развитием народного танца.

3. Рассмотреть народные танцы в советское время.

4. Определить развитие народных танцев в современное время.

Гипотеза исследования : жизнь человека неразрывно связана с танцем.

Объект исследования : история развития народных танцев в России.

Предмет исследовани я: особенности и этапы процесса развития народных танцев в России.

I. Основная часть.

1. 1. Что такое танец?

Танец – (польское taniec от немецкого Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца. На этой основе сформировался сценический танец. Профессиональный танец, достигнув высокого развития, стал основой европейского классического танца, танцевальных систем стран Азии и Африки. В СССР широкое распространение получили профессиональные и самодеятельные ансамбли народных танцев. (Советский энциклопедический словарь.)

Народный танец – танец определённого народа, определённой национальности. Народный танец возник на основе движений и жестов человека, которые он совершал в процессе трудовой деятельности. Народный танец весьма индивидуален, как и любой народ. Он имеет собственную индивидуальную хореографию, пластику и манеру исполнения. Народными танцами являются чардаш, полька, гопак, хоровод, лезгинка, гусачок, русская пляска и многие другие.

Русские народные танцы – это вид русского традиционного искусства, имеющий многовековую историю и включающий в себя множество техник.

1.2. Возникновение народного танца в Древней Руси.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/27/s_5ae33cd942fa2/890637_6.jpg

Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

1.3. Зарождение и развитие народного танца в царской России.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/27/s_5ae33cd942fa2/890637_7.jpg

К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. Что же представляет собой этот вид хореографии? Какие у него отличительные черты и преимущества? В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Эх, широка матушка Россия и широк русский народный танец, ведь в его основе лежат и кадриль, и хоровод, и пляска.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/27/s_5ae33cd942fa2/890637_13.jpg

Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, а мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского. Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России. Ведь очень часто они сопровождались песнями с текстами о героях, царях и добрых деяниях их родины.

Историками принято считать, что различные трюки и прыжки, исполняемые танцорами в русских народных танцах, были выдуманы народом для того, чтобы согреться, ведь в основном все важные праздники отмечались зимой или осенью, когда заканчивались все земельные работы. Вот так и становилось тепло и душе и телу!

В древности большой популярностью пользовались танцы на плотах. Их исполняли ночью: по реке пускали венки с зажженными свечами, различные поделки из цветов и соломы, обычно такой своеобразный танец исполнялся в ночь на Ивана Купала (русский праздник). Этот вид танца также является своего рода ритуальным, так как именно в эту ночь девушки искали себе жениха. Они пускали на воду венки, плетенные своими руками, и кто из мужчин выловит венок и считался ее женихом.

1.4. Развитие народных танцев в советское время.

В начале ХХ века в стране произошли революции, бушевала Гражданская война. Народу было не до танцев. Но после того как закончилась Гражданская война, Советы выделили средства для организации ансамбля народного танца.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/27/s_5ae33cd942fa2/890637_19.jpg

В 1937 году появился первый в России профессиональный ансамбль народного танца под управлением Игоря Моисеева - лучший в мире академический ансамбль, исполняющий народные танцы. Моисеев подложил фундамент классического танца на импровизацию и удаль фольклора.

Идея удалась, Запад "клюнул", ансамбль пользуется бешеным успехом. Постановки, трюки и идеи коллектива используют чуть ли не все хореографы мира, кроме самых необразованных и ленивых.


1.5. Виды народных танцев в современное время.

В нынешнее время русские танцы первоначального вида не практикуют на народных праздниках, теперь они стали сценической изюминкой и отличным способом зажечь зал.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/27/s_5ae33cd942fa2/890637_20.jpg

Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Русская пляска:

Русская пляска - вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/27/s_5ae33cd942fa2/890637_24.jpg

Х ороводы

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки в домах, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все народные предания говорят о былом, как о настоящем времени. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников.

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы - вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.

Пляски-импровизации:

Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Плескач", "Вензеля", "Казачий пляс", "Городецкие ворота", "Балалайки", "Чеботуха", "Сибирская потеха", "Полянка", "Журавель", "Гусачок", "Тимоня", "Валенки", "Болтушки", "Во саду ли", "Круговая-плясовая", "Матрёшки", "Северные заковырки", "Трепак" и другие.

Пляскам-импровизациям парни и девушки "учатся" с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие - отсюда большое разнообразие самобытных русс ких переплясов.

Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.

Игровые танцы.
Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы ("метелица", "пурга"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь).

Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.

Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, остается набор движений, в лучшем случае иллюстрация события. Для народного танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Но это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

А почему мы любим танцевать почти с рождения?
Да танцы выражают всегда чувства нашей жизни,
Они мечтаний отголосок и желаний тайных воплощение.
И что словами мы озвучивать не в силах,
Расскажут страстные и виртуозные движения.

И танец выбираем по душе, по настроению,
Порою просто отказаться не реально, невозможно,
Когда по сердцу музыка, на радость, в утешение,
Мы своим танцем воплощаем красоту, очарование мелодии.
Искусство танец и к прекрасному стремление.

II Практическая часть

Эх, русский танец – загляденье!
Взорвется вширь и в высоту,
Он всем покажет, без сомненья,
Души Российской широту.

Выручал не раз он нас-
Быстрый русский перепляс.
Говорят не зря в народе:
Перепляс и нынче в моде!
Весело, задорно, ловко
Пляшут все без остановки!

Работая над проектом, я очень многое узнала про народный танец, про то, как он появился, как развивался в разные временные периоды. Мне интересно было самостоятельно подбирать танцевальные движения, танцевать.

IV. Заключение.

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни. Танцевать любят все – и взрослые, и дети. Настоящий танец – это праздник для души и тела. Танец позволяет раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой. Танцы – это отличный способ укрепить своё здоровье.

V. Использованная литература, источники.

1.Советский энциклопедический словарь.

9. открытыйурок . рфстатьи /666777/

Танец - это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл никого не оставляют равнодушным и вовлекают в свое действие всех желающих приобщиться к многогранному миру искусства.

Русский народный танец

Русский танец – национальные традиции

Ни для кого не секрет, что русский народный танец является прародителем всех направлений отечественного танцевального искусства, которое формировалось в течение многих лет на его основе. Постоянно меняющаяся мода и стремительное течение времени никак не смогли воздействовать на него и тем более повлиять на полное исчезновение с русской земли. Этот вид творчества гордо несёт в себе всю историю нашего народа. Каждое поколение как святыню сохраняет память о своих далеких предках и трепетно бережёт всё то, что отображает их жизнь.

Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой. Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них.

Что такое русский танец?

Являясь ярким и красочным творением, русский народный танец отражает эмоциональное, художественное и характерное представление о его многовековой истории. Он воплощает в себе всю творческую фантазию народа, глубину его мысли и чувства. Этот вид искусства несет в себе конкретную идею, которая очень точно отражается в постановках. В них присутствуют: драматургическая завязка, сюжет, замысловатые художественные образы, рождающиеся благодаря многообразию пластических движений и задуманных рисунков. Исполнительский образ воспринимается нами путем ассоциаций.

Русский народный танец

Танцевальная лексика

Содержание танцевальной лексики плотно связано с характером и ритмом мелодии. Она является самым ярко выраженным средством в танцевальном номере. Ее составляющие инструменты: пластические жесты, мимика, мизансцены, движения рук и ног, головы и корпуса. Русский народный танец отражает лексику в концентрированной форме и прямой совокупности с национальным колоритом. Она помогает определить, к какому месту жительства относится постановка.

Виды народной лексики

Русский народный танец объединяет в себе четыре вида танцевальной лексики:

  • Образная. С ее помощью создается эмоционально-подражательная ассоциация с предложенным образом. Например: ель, заяц, олень, птица и так далее.
  • Естественная. Само действие подсказывает развивающуюся в танце пластику.
  • Традиционная. Техника, наработанная за долгое время и находящаяся в постоянном процессе развития. Современные постановочные работы стилизованных танцев отличаются от старинных своей выразительностью, техникой исполнения и многообразием танцевальных движений.
  • Интонация. Это пример ярко выраженного сочетания характера эмоционального состояния с ритмом произведения. К примеру, одинаковое движение, которое исполняется в различных ритмах, отражает абсолютно разное настроение исполнителя: быстрый темп выражает радость, медленный – подчеркивает нотку грусти и мечтательности.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства. Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка – русский народный танец

русский народный танец

Хоровод как один из основных русских танцев

Русский народный танец

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Русский народный танец

Русский народный танец

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр. Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты. В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

русские народные танцы

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

русские народные танцы

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным. Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

Читайте также: