Сочинение русь в поэме мертвые души сочинение

Обновлено: 05.07.2024

На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века. В памяти сразу всплывает и другое величайшее произведение русской литературы - "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, являющееся, по выражению Белинского, "энциклопедией русской жизни".

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Как похожи они на помещиков из романа "Евгений Онегин"!

Вот Манилов. Обходительный, с приятными чертами лица, "но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару", мечтательный. Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он, как и предсказал Пушкин, вот в такого Манилова?

Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат.

Коробочка, хозяйственная и суетливая, напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая "солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы".

Кутилу Ноздрева вполне можно представить в буяновском "картузе с козырьком", а "превосходного хозяина" Плюшкина сопоставить с "владельцем нищих мужиков" Гвоздиным.

Подробно, безжалостно описывает Гоголь чиновников города Н., имеющих много общего и с чиновниками в "Ревизоре". Пушкин в своем романе дает портрет подобного чиновника, отставного советника Флянова, одним штрихом: "Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут".

Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?"

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли", взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".


Пример сочинения 2

В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду"-I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" -II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость -это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,- "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности. К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, .Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?" Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть!

Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".


Пример сочинения 3

Русь будущего, которую писатель только угадывает, где будет место развернуться таланту живого русского народа, высокая мечта постоянно сталкивается на страницах поэмы с этой страшной реальностью. Но Гоголь не расстается с верой в лучшее будущее страны. В образах крестьян — каретника Михеева, плотника Степана Пробки, кирпичника Милушкина и других, стоящих за спинами своих хозяев, писатель угадывает и силу, и хватку, и талант.

И хотя нет ответа, куда же мчится Русь, ее необъятный простор пророчит и беспредельную мысль, и богатыря, сумеющего разрушить крепостнический мир, построить мир лучший.

Во-первых, оно говорит о тех крестьянских душах, которые скупал Чичиков для совершения своей аферы. В те времена, с крестьянами обходились очень жестоко. Помещики могли не только продавать их мертвые души, а еще при жизни проигрывать их в карты или казино, обменивать или дарить, словно вещи или предметы.

Во-вторых, к мертвым душам можно отнести всех тех помещиков и чиновников, которые представлены нам на страницах поэмы. Их внутренний мир пуст, их душа черства, а существование бессмысленно. Поэтому, можно смело заявить, что такие люди, тело которых еще живо, уже давно умерли.

В своей поэме, Н.В. Гоголь полностью отказывается от любовного сюжета. Он пытается показать весь тот ужас и грязь жизни России того времени. И чувства любви здесь совсем не уместны. В обществе царит денежная увлеченность и зависимость, которая полностью поглощает все остальные качества человека.

Если обратить внимание на персону главного героя, то можно сказать, что Павел Иванович достаточно умный и смышленый человек. Но, все его положительные качества поглотились огромным желанием накопить побольше денег. А про образы помещиков вообще говорить нечего. Одни витают в облаках и своих мечтах, другие тупеют на глазах от своей жадности, третьи сплетничают и скандалят. И всех их объединяет одна цель – накопить богатство и спрятать его под подушкой.

Последовательное знакомство читателя с помещиками поэмы не случайно. Н.В. Гоголь выстраивает цепочку, по которой мы передвигаемся все дальше и дальше, в дебри помещичьей жизни. Мечтательный Манилов, затем глупая Коробочка, после нее наглый Ноздрев. Далее образ Собакевича, который похож на медведя, и в конце – потерянный Плюшкин, который и вовсе перестал быть подобен человеку. Дополняют персоны помещиков и чиновники, которые безнаказанно творили все, что им пожелалось – бездельничали, брали взятки, нарушали законы.

Параллельно с управительской Россией, Н.В. Гоголь дает характеристику и народной Руси. Простолюдивые крестьяне, в образах дяди Митяя и дяди Миняя, Селифана и Петруши, совершенно безразличны к своим жизням и судьбам. Одни любят выпить, другие преданно услуживают хозяевам. И такая судьба была у большинства населения России того времени. Были среди них единицы, мастера своего дела. Это каретник Михеев, сапожник Максим Телятников. Но, таких людей было очень мало. Поэтому, Н.В. Гоголь очень тужит по настоящей русской душе и верит, что она все-таки возродится в народе и возьмет вверх над жадностью и властью денег.

Сквозь все повествование проходит мысль, что Россия – великая держава, которой уготовано великое будущее, которая имела богатое культурное наследие. А небольшие проблемы в виде коррупции и разгула бюрократии останутся в прошлом.

Интересно, почему Гоголь сжег второй том и не реализовал третий. Возможно, в них он пытался ответить на вопросы, поставленные в первой части; пытался более жестко обличить власть предержащих и дописать великолепный образ любимой Родины.

Вариант 2

Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам. Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает прослеживаться в культуре. К примеру, популярное кино Бумер тоже представляет собой этот образ, только тут не тройка, а автомобиль, который тоже едет в неизвестность по российским просторам и фактически устремляется в бесконечность.

Удивительным образом этот образ (тройки, которая мчится по просторам) контрастирует с образом той России, которую описывает автор фактически. Перед читателем возникает беспробудно тупой народ, иногда тупой до ужаса, вороватые чиновники и погрязшие в грехах помещики.

Образ Руси в этом смысле невероятно точен и, по сути, не меняется веками, остается прежним. Здесь в основе лежит какое-то странное сакральное начало, которое будто бы все ощущают и которое движет страну к невыразимому простору, но на деле мы видим только упадок нравов и эксплуатацию людей, буквально процесс перемалывания носителей этого самого чудесного начала в ресурс для власть имущих. Ответом становится только фигура Чичикова, которая тоже характерна для Руси и является своеобразным символом страны, также как Остап Бендер и подобные герои, тонко чувствующие эти вечные реалии и умеющие виртуозно перебирать по этим струнам социального устройства.

Резюмируя, следует называть гоголевский образ Руси парадоксальным. Он сочетает в себе надежду и безнадежность, трагедию и возвышение духа.

Образ Руси в поэме Мёртвые души

Несколько интересных сочинений

В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку

Федя - это обычный крестьянский мальчик, принадлежавший однако к семье зажиточных крестьян. Его поведение - всегда важное и заносчивое выдавало в нём не поддельную гордость

Героем А.Чехова чаще всего бывает рядовой человек. Под бесстрастным изложением различаются и симпатия автора к трудящемуся человеку, и отвращение к сытости, предательству, эгоизму.

Когда я еще была в садике, мне очень хотелось в школу. Школьники казались мне такими взрослыми, умными и счастливыми. Когда пришло время и мне стать ученицей, я поняла что заслуга в этом принадлежит учителям.

Вот и выпал первый снег. Что-то поздно в этом году. Но так даже лучше. Земля успела замерзнуть, весной раньше просохнет. Огород можно будет пораньше посадить. Скоро много будет снега

Автор ни в коем случае не пытался идеализировать русский народ, а вывел в произведении как сильные, так и слабые стороны простого крестьянина. Правда, показал он его слегка в ироничном плане. Гоголь с юмором описывает их. Так, Петрушка очень сильно любит проводить время за чтением.. Однако ему больше нравится не сам смысл книги, а само действие. Второй из чичиковской прислуги – Селифан очень любит думать о жизни, и говорить об этом. Но, к сожалению, единственными его слушателями являются лошадки, за которыми он ухаживает. При этом Селифан всегда пьян и в этом состоянии порой совершает довольно-таки неординарные поступки. Служанка Коробочки Палашка до такой степени невежественная, что не может даже отличить право от лева. Крестяне помещика Манилова постоянно пьют. Они очень ленивые, работают плохо и при каждом удобном случае стараются обмануть своего хозяина. Николай Васильевич Гоголь с большой горечью описывает эти уродливые стороны характера русского крестьянина.

Но у этого же русского народа есть и множество положительных качеств, которые собственно и формируют характер простого русского человека. Так, каретник Михеев очень искусный мастер. Его брички на рессорах – это настоящее произведение искусства. Вечно пьяный сапожник Максим Телятников делает чудесные сапоги. Кирпичник Милушкин может сложить изумительную печь в абсолютно любом месте. Степан Пробка – настоящий богатырь. Да и вообще, на протяжении всего произведения автор представляет своему читателю русского человека, как необычайно трудолюбивого, деловитого, умеющего не просто работать, а творить. Ведь не зря Собакевич, торгуясь с Чичиковым, хвалит своих крестьян и требует за них более высокую оплату. А так же, Гоголь в своём произведении показал, насколько свойственно представителю русского народа чувство свободы.

И в заключение хочется отметить, что русским крестьянам были свойственны настоящие человеческие души и именно они являются нравственным началом российского общества в целом. Только от этих простых русских мужиков и зависит будущее России.

2 вариант

В данной великолепной поэме Николая Гоголя показаны основные моменты, касающиеся крестьянской жизни, олицетворенной как совокупность моментов, устранив которые, можно будет сделать Россию великой и прекрасной страной, полной новых устремлений и целей. Жизнь простых людей является одной из самых значимых частей данного произведения, так как при помощи нее автор раскрывает все детали и особенности жизни того времени. Поэтому так важно понимать всю глубину раскрываемой темы, которая выражается в отношении автора к народу, жизнь которого в будущем он видит перспективной и осмысленной.

Ироничное настроение автора к деталям произведения и простым людям, которые в нем изображены, показывает то, что автор способен к глубокому анализу основных пороков и деталей в характерах своих персонажей. Так, например, будучи слугами Чичикова, Петруша с Селифаном, обладают множеством таких ироничных качеств. Например, процесс чтения доставляет Петруше удовольствия несмотря на то, что смысл он улавливает не всегда. А Селифан читает книги своим единственным, но преданным слушателям – лошадям. Также, автор показывает, что крестьяне, которые принадлежат к определенному помещику, выражают его черты характера, и наделены его особенностями. Например, крестьяне помещика Манилова обладают такими пороками, как жадность, скверность характера, желание в любом удобном случае идти на обман и жульничество.

Гоголь не хотел видеть обычных людей такими, какими он их показал в произведении, однако он не мог этого не сделать, ведь реальность его времени была таковой. И хотя, на их плечи был возложен тяжкий труд и служба помещикам, будущее развитие своей страны он видел именно в крестьянских изменениях. Причем эти изменения должны были быть глобальными и протекать на территории всей страны. Автор видел в них трудолюбивых, талантливых и терпеливых людей, которые не всегда могли реализовывать свои возможности. Он показывал то, что крестьяне трудились каждый день не покладая рук для того, чтобы прокормить себя и свою семью, в отличие от помещиков, которые пользовались готовыми благами и зачастую бездушно относились к простому народу. Писатель наделял крестьян разнообразными качествами, например, в одном и том же человеке могли сочетаться щедрость, трудолюбие, талант, но при этом он мог быть пьющим и не всегда ответственным. Таким образом, произведение получилось невероятно реалистичным и философским.

Читайте также: