Сочинение романтическое и реалистическое в произведении

Обновлено: 13.05.2024

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Роман Лермонтова “Герой нашего времени” состоит из пяти повестей, каждая из которых рассказывает о какой-то необыкновенной истории в жизни главного героя. Раскрывая образ Печорина, Лермонтов показывает своего героя в самых различных ситуациях. Так, в повести “Бэла” мы узнаем о жизни Печорина на Кавказе, о быте и нравах горцев. В повести “Княжна Мери” герой изображен в окружении людей своего круга – дворянской аристократии.

Повесть “Тамань” – история взаимоотношений Печорина с “честными контрабандистами”.

В этой повести сложно переплетаются романтические и реалистические элементы повествования.
Так, уже сама тематика повести напоминает нам об известной романтической ситуации – герой из мира культуры, цивилизации сталкивается с персонажами из мира природы. Однако “мир природы” здесь относителен – Печорин изображен “в компании честных контрабандистов”, в скверном приморском городке. Едва намеченный здесь мотив любви героя и “дикарки” чуть ли не пародиен: красавица-ундина “очаровывает” Печорина с единственной целью – устранить ненужного свидетеля противозаконных предприятий.

в этом смысле “Тамань” противопоставлена “Бэле”. Как замечает Б. М. Эйхенбаум, в “Тамани” снимается “налет наивного руссоизма”, присутствующий в первой повести, составляющей роман.
Однако в повести много романтических пейзажей. Тамань – маленький южный городок. Жилище Печорина стоит на самом берегу моря.

Соответственно возникает романтический, даже близкий к сентиментальному, пейзаж: обрывистый берег, темно-синие волны, пена валунов, молчаливая луна, постепенно одевающаяся тучами, мгла тумана.
Романтическую атмосферу в “Тамани” создают и персонажи: слепой мальчик, зловещая старуха, бесстрашный Янко, красавица-ундина. Как отмечал Белинский, “повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна эта девушка: это какая-то дикая, сверкающая красота, обольстительная, как сирена, неуловимая, как ундина, страшная, как русалка, быстрая, как прелестная тень или волна, гибкая, как тростник”.
При всем том, портрет “ундины” психологичен – в нем ощутима связь с характером героини. Так, несмотря на магическую, таинственную красоту, в ее косвенных взглядах – “что-то дикое и подозрительное”, в ее улыбке – “что-то неопределенное”. В этой неопределенной улыбке читается хитрость и коварство, в диком, подозрительном взгляде – решимость и настороженность.

Уже в обрисовке характеров здесь мы встречаем реалистические нотки.
Наконец, сам Печорин выступает в повести как романтический герой, рассматривающий жизнь “под особым углом зрения”, видящий необыкновенное, романтическое даже там, где его быть не может. Именно поэтому ундине удается обмануть Печорина, поэтому жизнь его подвергается опасности.
Замечателен в повести и образ слепого мальчика. Слепой мальчик, с которым судьба сталкивает Печорина, – символ нравственной слепоты героя. Вспомним рассуждение Печорина о слепых, глухих, безногих, горбатых. “Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство”, – размышляет он.

Точно так же многих чувств лишен и сам герой. На протяжении всего повествования Печорин лишь анализирует свои поступки, но ни разу не сожалеет о происшедшем, ни разу не раскаивается в содеянном. Никогда он не испытывает чувства стыда, жалости.

Характерно, что в финале повести слепой мальчик обокрал Печорина. Именно так герой обкрадывает себя самого, когда, минуя живое течение жизни, он пытается вознестись над людьми и обстоятельствами.
В повести “Тамань” много и реалистических элементов; Так, несмотря на романтические пейзажи, вполне реалистично само место действия – скверный уездный городишко, с грязными переулками, казарменным домом при въезде; старая лачужка, где поселился Печорин. Достаточно прозаична и кульминация сюжетного действия: романтическое свидание обернулось попыткой избавиться от ненужного свидетеля.
Наконец, в “Тамани” “в зачаточном состоянии” присутствует все тот же самоанализ героя. В финале повести Печорину становится грустно. Он сознает, что разрушил жизнь “честных контрабандистов”. “Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!” – с грустью размышляет Печорин.
Таким образом, реалистические и романтические элементы тесно переплетаются в сюжете повести, в обрисовке образов, в описании обстановки и места действия.

Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького

Автор: Горький М.

На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни. Это своеобразие было настолько ярким и значительным, что во второй половине XIX века русская реалистическая литература заняла ведущее место среди европейских литератур. Об этом с гордостью говорил и М. Горький: "В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный: я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла в жизни с такою силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта".

Именно традиции реализма избрал для своего творчества М. Горький, чтобы с наибольшей полнотой выразить интересы и устремления народа. Однако, внимательно наблюдая пробуждение народного самосознания, отражая становление русского пролетариата, писатель чувствовал, что его стесняют рамки одного течения. Можно сказать, что освободительное движение явилось причиной обращения Горького к традициям романтизма.

Это необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в нескольких произведениях Горького ("Песня о Соколе", "Макар Чудра", "Челкаш"), особенно ярко оно раскрывается в раннем рассказе писателя "Старуха Изергиль".

Рассказ состоит из трёх частей. Первая заключает в себе легенду о гордом Ларре, который считает себя первым на земле и не видит ничего, кроме себя. В попытке презреть священные законы человеческой любви Ларра совершает преступление, и народ отвергает его, обрекая на вечное одиночество. Слишком поздно понял Ларра свою ошибку: одинокий человек не может быть счастлив, ведь даже законы Вечности отвернулись от него: "Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему". Руководствуясь идеей "если я только за себя, то зачем я?", Горький обрекает Ларру на вечную жизнь, постоянное презрение людей.

По принципу контраста заключительная часть рассказа - тоже легенда, но повествует она о подвиге великодушного Данко, бесконечно любящего свой народ и отдавшего свое сердце, чтобы просветить темное человеческое сознание, указать верный путь из того болота, в котором они оказались. Здесь Данко возвышается над головами своих соплеменников, жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Но герой умер, любя своих соплеменников, и его сердце указало им дорогу истины.

Центральная, связующая эти две легенды часть рассказа очень реалистична, она как бы смыкает собой психологию реального человека с богатым прошлым и душу легенды. Отрываясь от сказки, читатель находит дальше тесное переплетение с сегодняшним миром. Биография Изергиль, ее любовные истории в молодости пронизаны отголосками времени. Вся ее жизнь - это вечные поиски, погоня за неясным идеалом. У старухи не ни дома, ни семьи, ни детей. Однако для Горького в этом образе ценна активная неудовлетворенность настоящим, неукротимость поиска. Да, в реальной жизни Изергиль не нашла того, сто искала, но прошлое осталось в ее памяти как призыв, мечта, сказка. И недаром в старости Изергиль так привязалась к людям, полюбила их - именно это дает ей счастье.

Так и все ранние произведения Горького, в которых реализм и романтизм тесно связаны, несут будущим поколениям любовь к своему народу, к своей истории, а также помогают развивать в себе такие качества, как доброта, сострадание, способность идти на жертвы ради достижения высшей цели, во имя других людей.

В этой статье мы с вами рассмотрим черты романтизма и реализма в художественных произведениях. Это нужно для того, чтобы облегчить определение стиля, в каком писал автор.

Существует несколько литературных стилей, например, романтизм или реализм, или же акмеизм. Остановимся подробнее на двух первых стилях.

Итак, романтизм. Стал популярным еще в начале 19 века, в этом стиле творили такие поэты, как Пушкин и Жуковский, Лермонтов.

В этом стиле главный герой является человеком-романтиком, по обыкновению своему он имеет бунтарский дух и идет против всего общества.

Он находится в конфликтах с обеими сторонами, как с внешней, так и с внутренней, и поэтому он всегда испытывает недовольство окружающим миром. Он жаждет исполнения своей мечты, которому не суждено произойти, и по этой причине он живет в двух мирах – в реальном и в мире грез. Такое существование продиктовано, в первую очередь тем, что герой жалеет и тоскует по придуманному им самим идеалу, и из-за этого борется с реальностью.

Это воздействует на то, как человек, читающий произведение, погружается в его атмосферу, словно становясь рядом с лирическим героем.

Так же в романтизме важную роль играет психология, а точнее, явление психологического параллелизма в ней, поскольку при этом происходит сопоставление всего окружающего, в том числе и внутреннего состояния самого главного героя.

Помимо этого, характерной чертой романтизма является то, что герой всегда ратует за свободу и идеал, из-за чего никогда не получает желаемого.

Реализм же является противоположным романтизму стилем, так как в нем все события и происходящее в произведении показано как объективная демонстрация, через восприятие персонажей, которых вплели в сюжет. То есть, в литературе показывают мир реальный, а не вымышленный.

В России расцвет реализма пришелся на 19-20 век, и в этом стиле создавали творения такие гении письма, как Достоевский и Толстой.

Суть реализма как стиля такова: главный герой является типичным, и находится он в типичных же обстоятельствах. То есть, все обыденно и привычно, как это бывает в жизни, и ничего не искажено.

Обычно писатели, писавшие в таком стиле, стремились заострить внимание читателя на проблемах социума государства. По этой причине в произведениях этого стиля обычно показываются человеческие пороки и идеалы, их неравенство и преобладание чего-то одного, а также тема свободы.

Обычно главными героями выступают люди либо новые, либо маленькие, либо лишние. Именно реализм характерен такими типами главных героев.

Читайте также: