Сочинение роль судьбы в повести пушкина метель
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок литературы в 6 классе
Учитель Дерусова Е.П.
Тип урока: формирования умений и навыков.
Развивающая – учить самостоятельно работать с текстом; мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальные решения выхода из экстремальной ситуации.
Обучающая – формировать навыки выразительного чтения; учиться анализировать художественное произведение; давать характеристику главным героям повести.
Воспитывающая - воспитывать любовь к творчеству Пушкина, любовь к родному слову; на примерах из текста давать оценку нравственным поступкам главных героев.
Планируемые результаты.
Личностные : умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
– проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– добиваться осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
Предметные: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к
ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать
в диалог с другими читателями.
Межпредметные связи : русский язык, ИЗО, музыка.
Проверка домашнего задания – в ходе урока.
(Приветствие). Запись в тетради числа.
Постановка целей и задач урока.
Сегодня мы проследим, как природная стихия вмешивается в жизнь главных героев и круто её меняет.
Словарная работа . (Теория литературы).
Эпиграф - небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).
Ирония – скрытая усмешка.
Назовите лексическое значение и подберите слова-ассоциации. Какой вы видите метель?
-А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.
Работа с эпиграфом.
- Мы уже знаем, что называется эпиграфом и какова его задача.
- Выделить главные слова, предваряющие произведение.
(метелица, черный ворон, вещий стон, Божий храм, вдруг )
- Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? ( Печальное предзнаменование).
- На что нас нацеливает эпиграф?
Вывод: вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.
Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению.
2. Постановка проблемного вопроса.
(В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель — та сила, которая меняет жизнь героев).
-То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.
6. Работа с текстом
Работа над характеристикой героини.
-Обратимся к образу главной героини повести Марьи Гавриловны. Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Мысленно походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? (чтение отрывка).
- А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна (чтение эпизода).
(Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери… )
- Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?
Анализ эпизодов текста
- Найдите в тексте строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? ( Иронически).
-Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения.
- Есть ли ирония в тексте?
(“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?
Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.)
- Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? ( Иронически).
- А почему автор над ними насмехается? (Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).
- Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев ?
(Когда они попадают в метель).
7. Исследовательская работа. Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Вывод: А. С. Пушкин в своих произведениях в описании пейзажа отдавал предпочтение глаголам, проследите, как при помощи глаголов нагнетается обстановка?)
Он ничего не взвидел, дорогу занесло, небо слилось с землею…
8. Метель в восприятии Маши и Владимира
Звучит музыка Свиридова и чтение отрывка со слов: «Но едва Владимир выехал за околицу . он поехал на удачу.
- Какие чувства сближают музыку и слово ?
- Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).
Вывод : и через музыку, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира.
9. Сны в повести.
- Каковы функциональные особенности снов? (Их роль )
(Играют роль пророчества , предвещают).
Итак, все предвещает беду. Но, несмотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь — Божий храм.
Учитель: Пушкин искренне верил, что брак на небесах по божеским законам нравственно выше, чем гражданский. И неспроста интрига повести заключается в том, что никто не знал о браке главных героев. Пушкину важен путь осознания справедливости решения метели через страдания главных героев
10. Работа в группах
Преступление нравственное - люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба - в виде метели.
2 группа. Как наказана Маша? ( Наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).
3 группа. Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил. Восстановите цепочку испытаний. (Бурмин женится на незнакомке - раскаивается - честно признается Маше).
4 группа. Раскаялись ли Маша и Бурмин в своих поступках?
--Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются , а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения. (По линии Маша — Бурмин).
(Наказание и прощение — справедливое возмездие).
Всему классу . Как судьба наказывает Владимира? (Умирает)
- Какова сила, роль стихии в судьбе человека?
Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Судьба помиловала их.
- А что же наша Марья Гавриловна? Как она встречает перемены в жизни общества? Какие перемены произошли в ее душе?
10. Итог урока.
- Возможно ли счастье главных героев?
Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так?
Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного, что могло произойти после объяснений?
--Важны ли для Пушкина эти сомнения?
(Нет. Если люди по-настоящему любят друг друга, то они переживут все испытания)
-- При помощи каких средств удалось режиссеру В. Басову передать авторское отношение к героям?
(Иконы. Осуждающий, грозный взгляд ликов. Музыка. Тревожная, печальная.)
Ужасная, судьбоносная
Пугает, путает, гонит
Сильнейшая стихия природы
Сильная, снежная
Воспитывающая, завораживающая, разрушающая
Метет, меняет, пугает
Не останавливая, не щадя , не жалея, не думая, не уставая.
метель – это стихия, сыгравшая огромную роль в судьбах героев повести.
12. Домашнее задание
11 Оценки за урок
- Урок окончен. Всем спасибо.
Словами какой части речи насыщен текст. Зачем это понадобилось автору?
(Глаголы, которые передают действие Владимира во время метели и
действия метели. Это нужно для динамичности, стремительности
повествования; держит читателя в напряжении — через глаголы показана
борьба Владимира и метели).
- Действительно, показана активная борьба, сопротивление, поэтому
неслучайно самое частое слово-характеристика, которое использует Пушкин
активном сопротивлении, но и в болезненном отсчете времени: «в одну
- Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени? (Герой
торопится, не успевает, следовательно, переживает, беспокоится. Так
передается чувство волнения и тревоги читателю — усиливается
беспокойство).
- Какое состояние испытывает Владимир во время метели? Меняется ли
оно? (Сильное беспокойство: успокоился, с ужасом увидел, . отчаяние слезы
брызнули из глаз остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти)
вам послушать и сравнить выражение состояния Владимира словами
Пушкина и музыкой Свиридова и ответить на вопрос: Какие чувства
сближают их? (Звучит музыка Свиридова и чтение отрывка со слов: «Но
едва Владимир выехал за околицу . он поехал на удачу).
- Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение
Владимира? (слайд №8)
повторяется мотив
действия тоже
повторяются
музыка то усиливается, то прерывается легкой,
спокойной мелодией
переживания
усиливаются, то
успокаиваются
музыка становится более насыщенной, грозной
Владимир впадает
в отчаяние (как
приговорённый к
Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана как реальная
сила, мешающая осуществлению планов Владимира.
- Итак, все предвещает беду. Но, несмотря на вещие сны, на жалость к
родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь —
она преступила? (Нравственный, православный, христианский,
повелевающий чтить волю родителей) (слайд №9)
! Преступление нравственное - люди судить не могут, поэтому в рол
Метель выполняет функцию судьбы в жизни героев: она не дает Марье Гавриловне и Владимиру заключить брак, которые не одобряют родители последней. Вместо этого, она сводит Марью Гавриловну с полковником Бурминым, которые случайно обвенчались будучи незнакомыми, по ошибке. Однако в будущем, когда они снова встретятся, познакомятся и тепло и искренне полюбят друг друга, каждый узнает в своем любимом того, с кем был обвенчан вьюжной снежной ночью много лет назад.
О главных героях
Центральными персонажами повести являются:
- Марья Гавриловна, дочь богатого помещика из села Ненарадова;
- молодой полковник Бурмин, случайным образом обвенчавшийся с Марьей Гавриловной;
- бедный прапорщик Владимир Николаевич, в которого была влюблена Марья.
Какую роль сыграла метель в жизни героев
Марья Гавриловна была взаимно влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира, но поскольку юноша был беден, родители Марьи были против их брака. Тогда Владимир предложил Марье Гавриловне сбежать и тайно обвенчаться в церкви в соседнем селе Жадрино. Девушка согласилась, и в назначенное время отправилась в церковь. Владимир отправился тоже, но по пути началась сильная метель, юноша заблудился, сбился с пути, всю ночь искал дорогу; приехал в назначенную церковь он только утром, когда уже никого не было, и двери были закрыты. Так Марья и Владимир разминулись из-за метели.
Девушка вернулась домой; вскоре она узнала, что Владимир отправился на Отечественную войну (это был 1812год), и там был убит. Затем умер и ее отец, и девушке вместе с матушкой пришлось переехать из имения в другую губернию.
Несколько лет Марья Гавриловна отвергала своих поклонников из-за любви к умершему Владимиру, но однажды в их губернию приехал раненый полковник Бурмин. Между ними вспыхнуло светлое чувство, но молодой человек никак не решался признаться девушке в любви. Наконец, он рассказал ей о своей тайне.
В конце повести Марья говорит Бурмину, что той неизвестной девушкой была она. И теперь они могут быть вместе.
Роль метели в повести Пушкина поистине является судьбоносной. Она изменила жизнь и судьбу всех трех главных героев. Метель сводит незнакомых людей, ведь им суждено быть вместе. А Марью и Владимира она разводит, а значит, они друг другу не суждены.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Марья Гавриловна – главная героиня повести, следуя духу авантюризма, решает тайно обвенчаться со своим избранником, против брака с которым выступают ее родители. Она молода, красива, на ее руку и сердце множество претендентов, но, как мы знаем, девушки больше доверяют голосу сердца, а не разума, действуя зачастую недальновидно.
Бедный армейский прапорщик Владимир, который проводил отпуск рядом с ее усадьбой, разбудил прекрасные чувства в милой девичьей головке, и "пришла пора, она влюбилась". План был продуман молодыми до мелочей. Кучер, сани, венчание в соседнем селе Жадрино, где ее должен был ждать жених, священник и свидетели.
Молодым людям кажется, что все в их руках, еще чуть-чуть и они будут вместе несмотря ни на что. Но на их пути встает…метель! Метель, туман – эти образы часто используются в художественной литературе как знак чего-то неизведанного, чего-то со скрытым от нас смыслом.
Судьба наших героев после той ночи поворачивается на 180 градусов. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Владимир погибает в боях Отечественной войны 1812 года, а в соседнем с поместьем Марьи Гавриловны появляется раненый гусарский полковник Бурмин - если это не заранее прописанный кем-то свыше сценарий, судьба, что же это тогда? Их объяснение в саду расставило все точки над i. Молодой военный вспоминает ночь, которая изменила его жизнь, венчание "в шутку" и глаза девушки, увидевшей лицо не своего избранника, полные ужаса. Это событие мучило его несколько лет, не давало жить полноценной жизнью, влюбляться и заводить семью - все-таки обязательства перед Богом, пред лицом которого он поклялся в верности неизвестной девушке. Но один вечер опять все меняет, на этот раз все как в сказке - "и жили они долго и счастливо".
Метель кружит, и одна ночь меняет в жизнях героев все, чтобы, когда настоящая любовь придет, ничто не могло ей помешать. Метель правит балом в этом произведении, это был замысел великого писателя – показать, что зачастую мы не знаем, что для нас лучше, а что хуже, кому-то свыше это виднее!
В повести "Метель" роковая случайность — метель, закружившая героев и "подменившая" женихов.
Марья Гавриловна Р. , героиня "Метели", описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с "почтовым ящиком" в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку.. .
В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной.
Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж, так как по закону у нее есть муж, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат.. .неизвестно на ком.
А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу.
Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
"Метель"
главные герои:
Марья Гавриловна
Владимир
офицер Бурмин
В рассказе А. С. Пушкина Повести Белкина "Метель" рассказывается о молодой помещичьей дочери Марье Гавриловне, которая была влюблена в армейского прапорщика Владимира. Они решили тайно венчаться, потому, что родители воспротивились их браку. Когда Марья Гавриловна, встретив кучера, присланного Владимиром, приехала в церковь Владимира еще не было. На улице была метель и он сбился с пути, попав в соседнюю деревню лишь к утру. А тем временем с Марьей венчался другой молодой гусар, попавший в церковь случайно. После этого Марья Гавриловна тяжело заболела. Родители даже согласились отдать ее за Владимира, но Владимир даже видеть ее отказался и вскоре уехал в армию. Любящий человек никогда бы не позволил своей возлюбленной уйти в ночь и в метель ради своего счастья. Через некоторое время, Марья Гавриловна, оправившись от горя познакомилась с Бурминым, гусаром, который приехал в отпуск и жил в поместье недалеко от нее. Они полюбили друг друга. В конце она узнала, что Бурмин и был тем самым гусаром, с которым они венчались в ту ночь. Невероятное везение то, что венчание оказалось в последствии счастливым, по любви.
Метель - это символ судьбы, непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.
А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.
Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
В повести "Метель" автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.
Герои "Метели" — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже "жизнь за него отдать", батюшка согласился венчать. И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на "собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу чело-река соединены узами брака, но не могут надеяться на Любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти 1фуг друга.
Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.
Читайте также: