Сочинение ритмического сопровождения и запись несложных партитур к песенным миниатюрам

Обновлено: 04.07.2024

Если исходить из того, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура – это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры.

Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты – все это вместе и есть их музыкальная культура.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Младший школьный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Программа формирования музыкальной культуры младших школьников направлена на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства.

Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно значимого для ребенка жизненного смысла.

- нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

- знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

- музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

На уроках музыки учитель знакомит ребят с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся.

Одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей является разнообразная музыкальная деятельность на уроках музыки. Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующей осознанному, выразительному исполнению песен, чтению ритмических партитур. Чувство ритма здесь выступает как одно из условий формирования музыкальной культуры. С помощью игры на музыкальных инструментах чувство ритма можно развить. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Функции ритма в эстетическом воспитании определяются выразительностью, эмоциональностью, творческими возможностями в создании художественного образа. Ритм связан с музыкальным и поэтическим искусством как основной способ воспитания творческой деятельности. Музыкальные ритмы влияют на психическую сферу человека, вызывая желание сопровождать музыку телодвижениями.

Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. При помощи ритма происходит отражение школьниками духовного мира в двигательных действиях, выразительности чувств и эмоций, ярко проявляется индивидуальная духовность учащегося в процессе эстетического воспитания.

Работа по развитию чувства ритма в начальных классах

2.1. Игра на детских шумовых инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления школьников, развивает их музыкальные способности.

Ее назначение на уроке – развивать интерес младших школьников к исполнительской деятельности, обогащать их художественный опыт и способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей учащихся. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Л. Виноградов отмечает, что в элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а учения, деятельностью самого ученика. Внимание учителя направляется не столько на то, как учить ребенка, сколько на то, как ребенок учится. Ребенок, прежде всего, осваивает способы коллективного музицирования, когда знания одного мгновенно становятся достижением всех, и когда действие каждого ребенка находится в композиционной связи с действиями других детей. Это обеспечивает им взаимообмен средствами музыкального общения, требует от каждого постоянного контроля за собственными действиями и действиями всех участников ансамбля [6].

Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях;

способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

воспитать интерес к игре в оркестре;

активизировать развитие музыкальных способностей (в частности, чувство ритма);

способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

В результате занятий школьники должны:

знать названия инструментов;

уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность;

овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте;

понимать выразительные особенности звукоизвлечения;

осознавать выразительность музыкальных средств и овладеть способами их передачи в инструментальном исполнении;

овладеть навыками ансамблевого исполнения;

уметь ориентироваться в записи несложных ритмических партитур к песенным и инструментальным миниатюрам;

Коллективное музицирование требует от ученика воли, собранности, внимания, умения оценивать свои действия и действия других, соотносить свои действия с другими. И благодаря этим коллективным действиям достигать цели, всегда успешно справляться с заданной работой [6].

Инструменты для детского элементарного музицирования должны быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук [19, 24 ]. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (бубны, маракасы, барабан, палочки и т. п.), так и звуковысотные (треугольники, колокольчики, металлофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом.

Ритмические представления учащихся развиваются при выполнении разнообразных творческих заданий в работе над песней или музыкальным сопровождением к небольшому произведению: сочинение ритмического со­провождения, вступления, выбор соответствующих инструментов, звучание которых наиболее подходит для передачи своеобразия произведения, обоснование своего выбора и замысла. Задания такого рода могут выполняться с помощью ритмических инструментов, а также с привлечением звуковысотных.

2.2. Введение детских шумовых инструментов в урок музыки

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально-слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Существует мнение, что использование инструментов, и особенно заданий по музицированию, вносит в урок неорганизованность, отвлекает учащихся. Поэтому, вводить инструменты нужно уже с первого года обучения.

Цель введения детских шумовых инструментов – активизировать музыкальные способности учащихся, обогатить их музыкальный опыт. Собственное участие в исполнении музыки, ярко высвечивая эмоциональное содержание ритма, с одной стороны, предоставляет двигательно-моторную опору, прокладывает кратчайшие пути в направлении развития и совершенствования музыкально-ритмического чувства.

В ритмическом сопровождении закрепляются и осваиваются такие понятия как метрические доли, фразы, слабые и сильные доли и т.д. Целесообразно первоначально в ритмические партитуры включать хлопки в ладоши, удар ноги о пол, удар руки по столу.

Педагог начинает с простых хлопков четвертями; затем постепенно вводятся более дробные ритмические фигуры, которые разучиваются в чередовании хлопков и притопов. Ритмические сопровождения, можно выполнить либо отдельно, либо в различных комбинациях. Усложнение ритмических сопровождений нужно проводить постепенно за счет соединения одновременно различных сопровождающих ритмов и делать это в зависимости от возраста учащихся.

Все эти ритмы выполняются в хлопках или притопах вместе с произнесением текста. Распределение заданий между учащимися следует менять, чтобы все дети освоили все ритмические варианты.

После того как различные ритмические фигуры освоены в речевых упражнениях, хлопках, притопах, шлепках и щелчках, можно начать перенос этих ритмов на различные ударно-шумовые инструменты. Знакомые уже слова помогают ученикам понять, какую из выученных ритмических фигур надо воспроизвести.

Конечно, потребуется некоторое время, прежде чем ребята научатся брать инструмент и класть его на парту бесшумно, выполнять задание ритмично, негромко. Интерес детей к музицированию позволяет постепенно установить необходимую дисциплину, особенно если учитель пользуется инструментами на уроке систематически.

Рекомендуется использовать инструменты на занятиях эпизодически, раздавая их небольшой группе ребят и на короткое время. За игрой этих групп следит весь класс и словесно оценивает качество исполнения.

Лишь после успешного выполнения заданий группами учащихся следует переходить к эпизодическому включению в музицирование всех ребят. Это лучше делать в конце урока, распределяя инструменты по рядам: один ряд играет на деревянных, другой – на металлических, третий – на шуршащих.

Успех работы зависит во многом от того, как педагог знакомит ребят с инструментами, какие пред­лагает первые задания. Чрезвычайно важно, чтобы они строились на основе уже имеющегося у детей музыкального опыта. Иначе первоклассники воспримут инструменты как предмет развлечения.

Вводя инструменты в урок, надо преду­предить учащихся, что пользоваться ими надо осторожно, держать свободно, иначе инструменты будут издавать неприятный, резкий звук. Чтобы они звучали мягко, красиво, надо знать, как извлекается звук. Инструменты помогут ярче передать характер того или иного произведения. Например, на треугольнике хорошо сопровождать пение колыбельной песни, так как он издает мягкий, нежный звук, а на палочках аккомпанировать энергичной песне.

Всем учащимся на первом же уроке необходимо попробовать свои силы в новом виде деятельности. Чтобы их интерес не снижался, задания варьируются.

Сначала разучиваются песни, а затем несложные ритмические партитуры к ним. Произведения подбираются сходные по ладовым, ритмическим оборотам, строению партитуры, чтобы учащиеся могли сравнить два в чем-то близких и вместе с тем различных по настроению образца. На таких примерах дети ярче ощущают, что сочетание одних и тех же ступеней лада (или ритмических длительностей) может создать различные музыкальные образы и характер музыки зависит от используемых композитором выразительных средств: ритма, темпа, динамики, способа звуковедения и т. д.

2.3. Развитие чувства ритма

при игре на детских шумовых инструментах

Одна из основных музыкальных задач преподавателей музыки – развитие ритмических способностей ребенка.

Преподаватель музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу. Во время занятий по развитию у детей чувства ритма нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.

В некоторых песнях и инструментальных пьесах моторного игрового характера ритм воспринимается ребенком ярче, чем мелодия или гармония. Музыка такого характера дает возможность ребенку двигаться самым разным образом – танцевать, прыгать и т.д. Для сознания нового ритмического материала огромную роль играет движение ребенка. Самое простое – дать возможность ученику осознать регулярность шагов и ощутить связь этой регулярности с музыкой.

Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5-10 минут, так как ударные инструменты являются сильным слуховым раздражителем и у детей от шума и напряжения притупляется внимание. На следующих уроках песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.

Уж как шла ли-са по трав-ке, на-шла аз-бу-ку в ка-нав-ке

Вводим понятие об основных ритмических величинах: о четверти и восьмой. Постепенно связываем ощущение этих длительностей с их названием и изображением, т.е. с нотами.

Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Поэтому следующая задача – дать понятие четверти в ее соотношении с другими длительностями.

Мы спо - кой - ны - е ре - бя - та

Мы ре-бя-та не-по се-ды мы на мес-те не си-дим ку- (да-нибудь . )

Происходит усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц – | и |¯| или |¯| и | .

Благодаря этому дети будут легко воспринимать и сознательно воспроизводить соотношения длительностей, играя ритмические вступления и сопровождения.

Усвоение ритмических фигур целесообразно начинать, используя:

а) инструментальное сопровождение к приветствию учителя и детей, причем такие диалоги могут быть различными по своему выразительно-смысловому содержанию:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ открытый урок муз грамота.docx

Интегрированный урок музыкальной грамоты и детского оркестра

Разработчики:

Преподаватель музыкальной грамоты: Досмухамбетова В. М.

Преподаватель детского оркестра: Белецкая О.В.

обучающие:

учить различать короткие и длинные звуки;

учить различать длительности нот восьмая и четверть;

учить исполнять мелодию на детских музыкальных инструментах используя ритмическую партитуру;

развивающие:

развивать чувство ритма;

развивать умения самостоятельно исполнять упражнения;

воспитывающие:

прививать любовь к музыке;

воспитывать умение создавать хорошее настроение.

-реализация творческих способностей учащихся;

-развитие музыкальной грамотности, оригинальности мышления и воображения учащихся;

Участники: учащиеся группы эстетического воспитания

Оборудование, наглядный материал: интерактивное оборудование; Фортепиано; детские музыкальные инструменты (маракасы, метталофон, треугольник); электронная презентация Power Point .

Ход занятия:

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, девочки и мальчики! С самого утра у меня хорошее настроение, потому что я очень ждала нашей встречи. Своим хорошим настроением я хочу поделиться с вами.

Приветствие: Давайте дружно скажем:

-Здравствуй, солнце золотое! (руки в форме солнца)

-Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

-Здравствуйте, мои друзья! (беремся за руки)

-Очень рад вас видеть я! (раскачиваем руками)

2. Знакомство с темой урока:

Учитель: Ребята! Сегодня я расскажу вам историю о веселом гноме который научился играть на музыкальных инструментах … А как он научился мы с вами сейчас узнаем… Внимание на экран… история начинается!

Ребята , а вы знаете? (ответы детей).

Учитель: давайте и мы разберемся зачем нам нужны большие и маленькие колокольчики.(Слайд 6)

Учитель: Большой колокольчик это длинный звук Он звучит Дон…давйте повторим звук Дон

(Слайд 7) А маленькие колокольчики поют ди-ли… давайте повторим ди-ли…ди-ли…

(Слайд 8) А теперь давайте соединим большой колокольчик Дон и маленькие ди-ли… У нас получится… Дон- ди-ли…Дон-ди-ли..

Учитель: (Слайд 9)Гном был очень рад, что он теперь знал о коротких и длинных звуках…. И попросил фею скорее научить его играть на музыкальных инструментах… Но фея, сказала, что сначала надо сделать гимнастику для пальчиков…. Тогда Гном предложил гимнастику, которую они делают со своими братьями…

Учитель: ребята, давайте и мы тоже сделаем такую гимнастику

3 Разминка (Слайд 10)

Жили-были в домиках,

Маленькие гномики (сжимают и разжимают кулаки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (загибают пальцы, начиная с большого пальца)

1-2-3-4-5 – стали гномики играть (стучат пальцами по столу, имитируя игру на фортепиано)

4. Практическая работа

(Слайд 11)

Учитель: Ребята посмотрите на экран… перед вами музыкальная запись, которая называется Ритмическая партитура… Что вы видите на экране?

Учитель: А еще на этой картинке написаны длительности нот…на прошлом уроке мы с вами познакомились с длительностями четверть и восьмая.

Как называется эта длительность? (восьмая)… а это короткий или длинный звук?(ответы)

А как называется эта длительность? (четверть) А это короткий или длинный звук? (ответы)

Учитель: Еще вы наверно заметили, что каждая группа колокольчиков отделена между собой черточкой…эта черточка называется тактовая черта . Каждая группа колокольчиков находится в домике… этот домик называется Такт

Учитель: А теперь давайте прохлопаем это ритмический рисунок… сначала прохлопаем запись колокольчиками, а затем нотами длительностями.

Учитель: А теперь давайте прохлопаем эту мелодию с повторением…

Учитель: Молодцы ребята! А теперь более трудное задание. Теперь попробуем прочитать ритмическую партитуру, уже без помощи колокольчиков…

Учитель: Ну а теперь пришло время учиться эту партитуру играть на музыкальных инструментах… для этого мы с вами разделимся на группы… Одна группа будет исполнять мелодию на маракасах, а другая на металлофонах….

Учитель: А теперь давайте еще усложним задание и к нашей игре на инструментах добавим текст.

Встанем в круг ,

Встанем в круг.

Будем веселиться.

Песни петь , танцевать

Весело кружиться!

5. Исполнение музыкального произведения

6. Рефлексия(слайды 16-20)

Учитель: Вот такая история Гномика Токи… Мы вместе с Гномом научились играть мелодию с помощью ритмической партитуры. На этом наше занятие подошло к концу . Спасибо всем за внимание. До свидания!

Результаты работы на уроке во многом зависят от ин­струментария. Поэтому необходимо учитывать ряд требо­ваний к составу оркестра, качеству звучания отдельных инструментов, технике звукоизвлечения. В работе с уча­щимися начальной школы могут быть использованы, есте­ственно, лишь самые простые инструменты. Это музыкаль­ные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольни­ки, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, кси­лофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, т. е. быть изящно оформленными, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач. При игре на любом инструменте необходимо следить за свободным положением тела, шеи, головы.

Немелодические инструменты: клавес (деревянные палочки), блоки (коробочки), бруски, тамбурин (бубен), барабан, маракасы, треугольники, напалечные парные тарелочки, подвесная тарелка, парные ручные тарелки, грибок.

Клавес (деревянные палочки) – две палочки из хорошо звучащего дерева (палисандр). Ими ударяют друг о друга. Лучше держать палочки так, чтобы концы оставались свободными (указательным и большим пальцами). Можно также положить одну палочку в левую ладонь, согнутую в форме тарелки, и стучать по ней другой.

Блоки – полая деревянная коробочка с щелью на од­ной из узких сторон. На блоке играют деревянными па­лочками, но не концами, а серединой. Во время игры блок кладется на прямую ладонь левой руки плоской стороной (поверхность, по которой играют, слегка выгнута). В за­висимости от места удара (ближе к щели или по противо­положной стороне) блок дает звуки разной окраски. По­очередные удары по этим точкам напоминают цоканье ко­пыт. Можно ударять поочередно по центрам двух блоков (большого и маленького), в этом случае их кладут рядом на ладонь левой руки. Разница в звучании блоков воспри­нимается как квинта.

Бруски – два деревянных бруска, ими легко ударяют друг о друга перед собой на уровне шеи, при этом кисти рук не должны быть зажатыми.

Тамбурин (бубен) – деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами сво­бодно прикреплены тонкие металлические тарелочки. Во время ударов по коже ладонью или пальцами они звучат как сопровождение. На бубне играют, сотрясая его в воз­духе, ударяя о колено (последний способ дает громкое созвучие кожи и колокольчиков).

Барабан издает звуки высокого регистра неопределен­ной высоты. Он представляет собой металлический ци­линдр, затянутый с обеих сторон кожей. Если барабан не имеет подставки, его нужно установить на высоте колен с наклоном в сторону играющего. Звуки извлекаются ко­лотушками или двумя деревянными палочками. Дети их могут держать обычным способом. Место удара – центр.

Маракасы – два пластмассовых шара, в которых пере­катываются камешки. Пользоваться ими следует осторож­но, так как их звук утомителен, он извлекается встряхи­ванием кисти или ее мягким, плавным движением из сто­роны в сторону на уровне чуть ниже груди.

Напалечные тарелочки надевают на большой и сред­ний пальцы и стучат ими один о другой; их можно дер­жать за шнурки (в каждой руке по одной) и ударять при сближении кистей рук, движущихся ритмично в противо­положных направлениях вертикально от подбородка до груди (одна идет вверх, а другая вниз). Важно, чтобы соприкосновение тарелочек всегда было коротким, легким.

Подвесная тарелка прикрепляется к барабану или держится левой рукой на весу; играть можно двумя деревянными палочками одновременно (тремоло), колотушкой и щеточкой. Звук резкий, звенящий, меняется в зависимости от предмета, которым он извлекается.

Грибок – маленькая металлическая шапка, закреплен­ная на деревянной ножке. Держится левой рукой чуть вы­ше груди. Звук прозрачный, нежный, возникает при лег­ком, мягком ударе по краю шапки металлической палоч­кой.

Мелодические инструменты: металлофон и ксилофон альтовые Q-С2) металлофон и ксилофон сопра­новые Сг-Сз (ноты пишутся на октаву ниже). Колоколь­чики альтовые Сг-Сз (ноты пишутся на октаву ниже).

Целесообразно с первых занятий одновременно исполь­зовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковысотные. Усвоение навыков игры на звуковысотных инстру­ментах идет параллельно с ладовым развитием. Постепен­но усваивая лад через его характерные интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто ин­тонировать, импровизировать голосом на ступенях, обра­зующих конкретную ладовую ячейку, но и музицировать на них. Для этого необходимы звуковысотные инструмен­ты со съемными пластинками. Давая учащимся творчес­кие задания, педагог оставляет на инструменте только те пластинки, которые соответствуют осваиваемым ступеням лада.

Ладовые и ритмические представления учащихся раз­виваются при выполнении разнообразных творческих за­даний в работе над песней: сочинение ритмического со­провождения, вступления, выбор соответствующих инстру­ментов, звучание которых наиболее подходит для переда­чи своеобразия произведения, обоснование своего выбора и замысла. Задания такого рода могут выполняться с по­мощью ритмических инструментов, а также с привлече­нием звуковысотных.

Разучивать партитуру следует, используя различные приемы: с помощью нотной, ритмической записи; по руч­ным знакам-символам, заимствованным из системы отно­сительной сольмизации; по слуху или, наконец, зрительно запоминая игру исполнителя. Ускорить процесс запоминания партий ударных инструментов помогает устный анализ общих и различных моментов ритмического рисунка каждой партии. Например, важно разобраться, дублирует ли конкретная партия ритмическое движение мелодии или построена на самостоятельной (возможно остинатной) ритмической фигуре, передает ли инструмент пульсацию всех долей или подчеркивает только сильную. Благодаря такому анализу ученики быстрее запоминают партитуру, а в процессе игры на инструментах и закрепляют важные музыкальные представления. Заметим, что, полученные вне инструментальной практики, такие представления ос­ваиваются труднее.

Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприя­тие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использо­вании в соответствии с художественным образом конкрет­ного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам. Таким образом (в игре партитур, предложенных учителем или составленных детьми самостоятельно) школь­ники приобретают элементарные знания о строении музы­кальной формы, принципах развития музыки.

Разнообразие музыкальных инструментов (шумовые, ударные, звуковысотные), создает условие для развития чувства ритма. Необходимо подчеркнуть, что, обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать уча­щимся художественно-поисковые задания и активно фор­мировать у всех музыкально-творческое мышление [15, с.124].

2.2. Способы музицирования на детских музыкальных инструментах, развивающие чувство ритма у младших школьников.

Чувство ритма особенно трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизи­руются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения.

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально -- слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Сложное инструментальное сопровождение необходимо ; всегда приспосабливать к возможностям детей. Партитуры можно упрощать или, наоборот, усложнять, а также предлагать их в качестве примера для составления ритмического сопровождения к другим произведениям. Кроме того, они могут служить в качестве образца в творческих за­даниях.

Для активизации и последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются неболь­шие и несложные по форме произведения, освоенные уча­щимися в пении, игре на звуковысотных инструментах или в процессе слушания. Развитие чувства ритма идет парал­лельно в нескольких направлениях. Одно дает детям пони­мание соотношения различных длительностей. Другое – обеспечивает усвоение разных ритмических фигур и через их запоминание – развитие внутреннего ритмического слу­ха. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях благодаря воспроизведению их пульсации. Четвер­тое способствует формированию представления об эмоцио­нальной сущности ритма через инструментальное сопро­вождение. Представления ребят об эмоциональной сущности ритма усиливаются через окраску звучания инструмен­тов, для которых написана та или иная партия, каждая должна ярко передавать особенности художественного об­раза, например тиканье часов или стук дождевых капель. Для определения выразительности, изобразительности рит­мического сопровождения необходим и анализ произведе­ний (выявление его характера и средств музыкальной вы­разительности).

Похожие страницы:

Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки

. этом возрасте достигает музыкальный слух, чувство ритма. Ученики проявляют стремление к самоутверждению, . по развитию мышления младших школьников на уроках музыки 3.1 Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе .

Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного

. креативного воображения на уроках изобразительного искусства 3. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства .

Развитие музыкальной памяти учащихся на уроке музыки в начальной школе

. развития памяти младших школьников на уроке музыки. 3 Объект исследования – процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки. Предмет исследования – развитие . на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, .

Специфика вокального воспитания младших школьников на уроке музыки

. на уроках музыки средствами вокального искусства. Предмет исследования: формирование теоретических основ вокального воспитания младших школьников . развитие вокальных навыков пения на уроках музыки . развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и .

Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения

. младших школьников. Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках чтения. Предмет исследования – особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках . стихотворение, рифма, ритм, устное народное . «развития ума, воли и чувств .



Исполнение подобных ритмических партитур может сочетаться с игрой на элементарных музыкальных инструментах и пением.

Рис. 56. Ритмическая партитура


Рис. 57. Л. Дакен. Кукушка



Для того чтобы начать играть на синтезаторе, достаточно выбрать один из девяти инструментов доступных в проекте (который будет подсвечен зеленой кнопкой). Воспроизведение возможно не только нажатием клавиш, но и с клавиатуры компьютера (см. схему), для чего необходимо отключить опцию CAPS LOCK.


Рис. 60. Схема управления синтезатором с клавиатуры компьютера

Музицирование может быть организовано под аккомпанемент ударных инструментов. Выбор одного из 6 шаблонов (лупов) осуществляется с помощью кнопок, расположенных непосредственно над клавишами. В программе предусмотрен также режим воспроизведения аккордов (ChordMode).

В бесплатной версии программы (которую можно загрузить с сайта, по ссылке Get the Game) будут блокированы некоторые возможности, для получения доступа к которым, необходимо приобрести дополнительный пакет Synthesia Learning Pack.


Рис. 61. Главная страница разработчика программы Synthesia

Читайте также: