Сочинение разное восприятие несвободы по произведениям солженицына и шаламова екимова

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный урок.

Формы урока: беседа с элементами ролевой игры и использованием индивидуальных опережающих заданий.

Методы: эвристический (частично – поисковый), метод творческого чтения, фронтальный опрос.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать художественный текст и понимать авторскую позицию; совершенствовать навыки умения давать нравственную оценку прочитанному; развивать интерес к истории Родины через изучение художественного произведения.

Воспитывающая – воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.

Оборудование и материалы:

Портрет (ксерокопия) В. Шаламова;

Биография Варлама Шаламова (1907-1982)

Варлам Шаламов родился 18 июня 1907 года в Вологде, в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны. Дед и прадед писателя тоже были священниками.

Вот с этим багажом он окунулся в бурные воды 20 века. Мир Добра разрушился очень легко. Революция. Семья оказалась нищей, погиб брат, ослеп отец.

Столкновение личности с тоталитарным государством – вот суть трагической судьбы и жизни Варлама Шаламова.

В 1923 г. блестяще окончив школу, он не получил направления в Московский университет от РОНО, как сын священника.

В 1926 г. был, наконец, объявлен свободный конкурс для поступления в МГУ, и Шаламов поступил на 1 курс факультета советского права.

В 1951 г. срок кончился, но на материк, на Большую землю, заключённых не пускали. Выехать с Колымы он не мог, работал там фельдшером.

Вот так умереть, как Коперник, от счастья,

Не раньше, не позже – теперь,

Когда даже смерть перестала стучаться

В мою одинокую дверь.

Когда на пороге – заветная книга,

Бессмертья загробная весть,

Теперь - уходить! Промедленья ни мига!

Вот высшая участь и честь!

Вступительное слово учителя.

Шаламов, как никто другой, сумел рассказать миру обо всех ужасах лагеря, дав исчерпывающий анализ не только лагерного бытия тех лет, но и широчайший обобщенный анализ времени, - писала Ирина Павловна Сиротинская (она является исследователем его архивов и творчества).

145 рассказов составляют 6 сборников:

Почему Шаламов обращается к рассказам?

Как вы думаете, почему Шаламов так категорично отказывается от вымысла в художественной литературе?

Ответ учащихся:

(Вымысел, приблизительность могут стать кощунством при обращении к лагерной теме. Только человек, прошедший весь ужас Колымы, способен достоверно рассказать нам, читателям, обо всём, что довелось пережить тем, кто прошёл через все унижения).

Самым, пожалуй, страшным, беспощадным был холод. Мороз свыше 55 градусов, который определяли по плевку, стынущему на лету. Первое обморожение: пальцы, руки, нос, всё, что прихватит малейшим движением воздуха. В горах Колымы нет места, где не дули бы ветры.

Голод – вторая сила, разрушающая меня в короткий срок.

Третья сила – отсутствие силы. Нам не дают спать, рабочий день 14 часов. Плюс два часа на завтрак, два часа на обед и два часа на ужин. Сколько же осталось для сна – четыре часа. Я сплю где придётся, где остановлюсь, тут и засыпаю.

Побои – четвёртая сила. Бьют все: конвой, нарядчик, бригадир, блатарь, командир роты, и даже парикмахер считает должным отвесить оплеуху.

Что тут выбросить из памяти?

Каковы реалии этого мира?

Чтобы окунуться в этот мир, давайте посмотрим, какие порядки царят на Колыме, каковы взаимоотношения между людьми?

Инсценировка.

Беседа с учащимися.

Каковы ваши впечатления от увиденного?

Колымский лагерь принципиально отличается от тюрьмы. Это место, где отменяются все прежние человеческие законы, нормы, привычки. Труднее всех было в этих условиях интеллигенции (в нашем случае – это Гаркунов). Его речь принципиально отличается от жаргона блатных, он пытается даже в такой ситуации разговаривать с ними на “ВЫ”.

Как бы вы себя повели на месте Гаркунова?

Очень трудно предсказать поведение человека в такой ситуации. Но на Колыме, как мне кажется, действуют свои законы выживания: ведь Наумову смог дать отпор человек, от лица которого и ведётся весь рассказ. Он ему прямо заявляет: “Не выйдет, Наум, ты меня знаешь”. А Гаркунов, видимо, производил впечатление человека доброго, которого можно сломать, поэтому и убивают его из-за шерстяного свитра.

Как вам кажется, в чём состоит главный парадокс этого рассказа?

Особое впечатление на меня произвела фраза Наумова “Не могли, что ли без этого?” Причём возмущение вызвано не убийством человека, а ущербом, нанесённым выигранной им вещи.

Какой вывод можно сделать, проанализировав эту ситуацию?

Реалии мира, в котором живут герои “Колымских рассказов” – это смерть. Там люди без прошлого, без биографии, без воспоминаний. Там человек думает только о себе, о том, чтобы выжить.

Крнечно, не зря почти каждый рассказ В. Шаламова заканчивается фразой – пощёчиной: “Теперь надо было искать другого партнёра для пилки дров”.

Итог учителя:

Сам Шаламов говорил: “Дружбы в холоде и голоде не бывает”, наверное, поэтому в его рассказах каждый за себя.

Надо отметить, что нигде в своих рассказах Шаламов никого не судит, не поучает, не осуждает. Но он – единственный в своих рассказах несломленный, выстоявший.

Анализ рассказа “ЯГОДЫ” (сборник “Колымские рассказы”)

Мы уже говорили с вами, что во главу угла Шаламов ставит не просто документ, а “документ авторской души” и профессионализм. Следующий рассказ “ЯГОДЫ” – это документальный пересказ того, что происходило на лесоповале.

Дома вы читали этот рассказ, а я предлагаю посмотреть отрывок их х\ф “Последний бой майора Пугачёва” (режиссёр В. Фатьянов).

Беседа с учащимися.

В творчестве Шаламова существенную роль играет деталь – символ, поэтому точно нарисованные подробности имеют символическое значение.

Просмотрите текст (вы его должны были прочитать к уроку) и подумайте, какие детали в рассказе обладают символическим значением?

Бревно -------------- палка дров

Удар сапогом ------------ ощущение тепла

Запугивания Серошапки ---------избавление

Ягоды (брусника, голубика, черника) -----------смерть

ЖИЗНЬ ___смерть Рыбакова(баночка с ягодами)_______жизнь для рассказчика

ВЫВОДЫ: Ягоды – вроде бы символ жизни, безвозмездных даров природы, не разбиравшихся, кто к ним прикасается: хозяева жизни, блатные, друзья или враги народа… Но на Колыме и эти дары природы несут смерть.

Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” и “Архипелаг ГУЛАГ”, “Колымские рассказы” В. Шаламова, “Верный Руслан” Г. Владимова, “Зона” С. Довлатова и другие.

В своей знаменитой повести “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицын описал только один

день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.

Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря

Иван Денисович давно избавился от иллюзий, он не ощущает себя советским человеком. Начальство лагеря, охранники – это враги, нелюди, с которыми у Шухова нет ничего общего. Шухов, носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии.

В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.

Заключенный Щ-854 – Шухов – представлен автором как герой другой жизни. Он жил, пошел на войну, честно воевал, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к “своим”. “В контрразведке били Шухова много.

И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал”.

По документам он сидит за измену родине. За то, что выполнял задание фашистов. А какое задание, ни Шухов, ни следователь придумать не смогли.

По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать.

В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, не привык халтурить, не понимает, как можно не работать. В жизни он руководствуется здравым смыслом, в основе которого крестьянская психология.

Он “укрепляется” в лагере, не роняя себя.

Солженицын описывает других заключенных, которые не сломались в лагере. Старик Ю-81 сидит по тюрьмам и лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х-123, – яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда.

Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей “накипь злую”.

Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском.

Солженицын последовательно изображает, как терпеливость и жизнестойкость помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря. Повесть “Один день Ивана Денисовича” была опубликована во времена “хрущевской оттепели” в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России.

В созданной В. Шаламовым книге “Колымских рассказов” раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Проза писателя потрясает. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике.

В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором.

Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Стихи и прозу начал писать еще в юные годы. Учился в Московском университете.

Впервые Шаламова арестовали в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В. Ленина. Три года писатель провел в лагерях на Урале. В 1937 году он был снова арестован и отправлен на Колыму.

Был реабилитирован после ХХ съезда КПСС. Двадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках!

Шаламов не умер в лагере, чтобы создать впечатляющий по силе психологического воздействия своеобразный колымский эпос, рассказать беспощадную правду о жизни – “не жизни” – “антижизни” людей в лагерях. Основная тема рассказов: человек в нечеловеческих условиях. Автор воссоздает атмосферу безысходности, морального и физического тупика, в котором на долгие годы оказываются люди, состояние которых приближается к состоянию “зачеловеческому”. “Ад на земле” может в любой момент поглотить человека. Лагерь отнимает у людей все: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности.

Здесь они больше не нужны. Шаламов пишет: “Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута.

Там много такого, что человек не должен знать, а если видел – лучше ему умереть”.

Тон повествователя спокоен, автор знает все о лагерях, все помнит, лишен малейших иллюзий. Шаламов утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. То, о чем рассказывает автор, кажется вообще невозможным, но мы слышим объективный голос свидетеля.

Он повествует о быте лагерников, об их рабском труде, борьбе за пайку хлеба, болезнях, смертях, расстрелах. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного разоблачительства, уже нет сил возмущаться, чувства умерли. Читатель содрогается от осознания того, насколько “далеко” ушло человечество в “науке” придумывания пыток и мучений себе подобных.

Писателям XIX века и не снились ужасы Освенцима, Майданека и Колымы.

Вот слова автора, сказанные от своего имени: “Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить…

Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать…

Он приучился ненавидеть людей”.

В пронзительном и страшном рассказе “Васька Денисов, похититель свиней” рассказывается, до какого состояния может довести человека голод. Васька жертвует жизнью ради еды.

Страх, разъедающий личность, описан в рассказе “Тифозный карантин”. Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль “чесальщика пяток” у вора Сенечки.

После этого герою не хочется жить.

Лагерь, по мнению Шаламова, – это хорошо организованная государственная преступность. Все социальные и моральные категории умышленно заменены на противоположные. Добро и зло для лагеря – наивные понятия. Но все же были и такие, кто сохранил в себе душу и человечность, безвинные люди, доведенные до скотского состояния.

Шаламов пишет о людях “не бывших, не умевших и не ставших героями”. В слове “героизм” есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка, а каким словом определить многолетнюю пытку людей в лагерях, еще не придумали.

Творчество Шаламова стало не только документальным свидетельством огромной силы, но и фактом философского осмысления целой эпохи, общего лагеря: тоталитарной системы.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Лагерная тема в произведениях Солженицына и Шаламова.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


"Лагерная" тема в произведениях Шаламова и Солженицына представлена по-разному. У первого она основана на том, что жизнь человека ничего не стоит, а у второго на моральном унижении человека. Но у обоих авторов в произведениях описаны дни лагерной жизни, и у каждого из них отбывают свой срок люди, которые прошли страшную войну, и все они не простые рядовые, а имеющие высокие звания.

Многим, таким, как Иван Денисович (А. И. Солженицын) даже не могли придумать дело, за которое они наказаны. А Алешка бабтист вообще сидит за веру, но он все равно не изменится. В "лагере" не все люди добры, есть такие, которые могут облизывать тарелки и подбирать окурки. Больше всего Солженицын показывает моральное унижение людей, это когда все уже легли спать, их приходили обыскивать. Это не существенно важно, важно потревожить сон заключенных.

В произведениях В. Т. Шаламова жизнь людей ничего не стоит. Например, в рассказе "Ягоды" человек был убит тоько за то, что сделал шаг за вешки. Люди могут спокойно пойти и раскопать труп человека, забрать его белье и обменять на табак, никому даже не интересно, что это за человек. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В рассказе "На представку" в ходе игры в карты был убит человек, и никто не переживает из-за этого, только у Горкунова теперь новая забота появилась: нужно искать нового партнера по пилке дров. Больше всего показывает бесценность человеческой жизни то, что на кон ставится всякое "барахло", а на равне с этим и человеческая жизнь.

Несмотря на единство темы, разные жанры требуют различного подхода к ее осмыслению, ставят иные условия подбора материала, предоставляют специфические возможности для выражения авторского взгляда.

Драматизм лагерной темы проявляется в попытке обретения свободы. Противостояние жизни и смерти, верности и предательства, силы и слабости, ненависти и любви идеально подходят для драматического воплощения.

Интересно, что закрытые помещения, такие как больница, столовая и т.д. несут в себе некое символическое значение. Замкнутые пространства ограничивают свободу людей, заключают их в своих стенах. В рассказе Солженицына опасность представляют также и открытые пространства, их герои произведения стараются избегать, двигаясь как можно быстрее от одного помещения к другому. Открытые участки ограничены зоной, а сверху на заключенных беспрерывно падает слепящий свет прожекторов.

Несмотря на тяжелые лагерные условия, здесь все же сохраняются настоящие живые люди подобно Тюрину, Ивану Денисовичу, Клевшину и другим. Ни при каких обстоятельствах они не теряют своего достоинства, не унижаются перед другими, не вымаливают снисходительного к себе отношения. По убеждению автора, лагерь есть сущее зло, обитель насилия и страдания. Однако пережитые трудности и сочувствие способствовали нравственному восхождению. Можно заключить в плен тело человека, но нельзя упрятать в темницу его душу. И даже получив формальную свободу, падшая, загубленная душа уже никогда не сможет ее обрести. Внутренний мир героя, его жизненные и нравственные устои останутся неизменными.

2 вариант

Многие произведения (рассказы, документальные очерки, романы) писателя затрагивают тему жизни в лагерях и представляют собой определенную энциклопедию лагерного существования.

В произведениях автор достигает эффектности, выражающейся в жизненном убеждении и психологической реальной действительности, при этом сюжетное повествование содержит приметы невыдуманной достоверности.

В рассказах читательской аудитории представляется большое количество героев в лице настоящих, встреченных в жизни, людей. Например, бригадира Тюрина, кавторанга Буйновского в произведении об Иване Денисовиче. Однако главный персонаж рассказа в лице Шухова является собирательным образом военнослужащего артиллерийской батареи, в которой командиром был лично писатель, впоследствии заключенный в лагерь.

Раскрывая лагерную тематику, писатель использует высокую степень достоверности и детальности, описывая ужасающие будни тяжелой жизни в лагерях в виде голода, холода, лишающих людей рассудка, гнойных язв на конечностях, жестокого беспредела представителей уголовного мира. При этом писатель особую роль отводит глухому замкнутому пространству в качестве больницы, вахты, столовой, являющихся с авторской точки зрения символичными. Например, в указанном выше рассказе лагерники опасаются и открытых участков в лагере, которые также являются ограниченными зоной, бараками, строительными площадками, а также слепящими беспрерывно прожекторами.

Отличительной особенностью изображения лагерной жизни в произведениях писателя является сохранение автором на зонах живых людей, характеризующих своим внутренним достоинством и отрицающих унижения ради сигарет, хлебной пайки.

Лагеря с авторской точки зрения являются огромным злом, насилием над личностью, однако проявление в них сострадания и ощущение страданий обуславливает нравственное очищение человека с уверенностью невозможности пленения человеческой души и лишения ее свободы. При этом писатель подчеркивает, что формально освободив заключенного, невозможно изменение его внутреннего мира и системы личностных ценностей. По мнению писателя, в лагерях сохраняется настоящая человеческая жизнь, а за их заборами происходят события, непонятные заключенным.

Главная цель лагерного существования для всех его узников заключается в выживании, именно это содержание пронизывает все произведения писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Лагерная тема в творчестве Солженицына

Популярные сегодня темы

Лето – самое удивительное время. Почти каждый год мы семьей уезжаем на отдых в разные удивительные места. Но иногда родители очень заняты и меня отправляют к бабушке в деревню. Но я всегда радуюсь этому.

Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев

С самого маленького возраста до самого большого мы ведем постоянный внутренний монолог. Обычно он строится из анализа происходящих событий, построения предложений, вспоминания слов и другой информации

Это такая светлая, летняя, приятная картина! Мне она нравится очень. Сразу чувствуешь себя где-то в лете и на даче. Художница передала как раз то прекрасное состояние, когда от жары отдыхаешь вот в подобной комнатке – в прохладе.

Читайте также: