Сочинение рассуждение волшебное слово осеева

Обновлено: 12.05.2024

Автор: Осеева, Валентина Александровна

Число страниц: 4

Главные герои: Павлик, Лена, старший брат, бабушка, старичок с зонтиком.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Павлик — невоспитанный и грубый мальчик.

Считал, что все должны ему давать что-либо просто так.

Научился вежливо общаться с людьми.

Старик — мудрый и сдержанный мужчина.

Научил мальчика этикету и вежливости.

Лена — младшая сестра. Добрая, но не любит грубиянов.

Старший брат — спокойный, умелый, любит кататься на лодке.

Бабушка — хорошо готовит. Добрая и отзывчивая.

В парке на скамейке сидел маленький старичок.

Мимо проходил сердитый Павлик и решил присесть.

Он что-то буркнул старичку, и тот спросил, что с мальчиком случилось.

Павлик был зол на всех на свете: сестра не дала ему краску, бабушка не угостила морковкой, старший брат не взял кататься на лодке.

Старичок сказал Павлику слово, которое назвал волшебным.

Мальчик стал проверять это слово и попросил у Лены краски.

Бабушка дала пирожков, а брат согласился взять кататься на лодке.

Павлик был счастлив и хотел отблагодарить старичка.

Но того на скамейке уже не было.

План рассказа:

  1. Павлик и старичок.
  2. Злость мальчика.
  3. Совет старичка.
  4. Краски Лены.
  5. Пирожок бабушки.
  6. Лодка брата.
  7. Старичок пропал.

Детский рисунок-иллюстрация

Главная мысль рассказа в том, что вежливое слово способно открыть любые двери и сердца.

Основная идея рассказа в том, что люди должны вежливо общаться между собой.

Чему учит рассказ

Рассказ учит нас быть вежливыми.

Учит проявлять уважение к другим людям.

Учит не грубить и не обижаться.

Прочитав этот рассказ, я подумала, что быть вежливым очень хорошо.

И для себя и для окружающих.

Вот мальчик Павлик был грубым и невоспитанным.

И никто не хотел ему что-либо давать.

А когда он стал использовать вежливые слова, все начали относиться к нему лучше.

Это прекрасный, поучительный рассказ.

Автору удалось показать, что вежливость в обращении может принести много приятного.

Он стал добрым, улыбчивым, искренним.

И его родные точно так же стали относиться к нему.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, достаточно ли вежливо мы себя ведём с родными и другими людьми.

Не обижаем ли кого своей грубостью.

Быть вежливым легко и приятно.

Пословицы:

  • Добрый привет и кошке люб.
  • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
  • Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
  • В просьбе поклон не в потерю.
  • Доброе слово путь к сердцу откроет.

Словарь неизвестных слов:

  • Засопеть — громко дышать носом.
  • Пробормотать — тихо сказать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки.

— Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Каждый человек, начиная с раннего возраста, знает о том, что существуют так называемые волшебные слова, благодаря которым мы становимся вежливыми и можем получить желаемое. Я считаю, что очень важно не забывать о них и как можно чаще использовать в повседневной речи. Каждое из них, действительно, обладает магическим действием и делает нас и окружающих чуточку добрее.

Я написала лишь о малой части волшебных слов. На самом деле их на много больше и каждому человеку нужно воспитывать в себе привычку, чтобы говорить эти слова в нужное время и в нужном месте.

Сюжет

В парке на скамейке сидел маленький старичок и зонтиком чертил узоры на песке. К нему подсел Павлик и грубо потребовал, чтобы старичок подвинулся. У Павлика было красное, злое лицо, и старичок поинтересовался, что с ним случилось.

Павлик не выдержал и поделился с незнакомцем своими бедами: сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка тряпкой прогнала его из кухни, а старший брат наотрез отказался взять его с собой кататься на лодке. Павлик замолчал и подозрительно посмотрел на старичка, который его внимательно слушал. Тот, в свою очередь, сказал, что знает волшебное слово, которое обязательно поможет мальчику улучшить его жизнь. Говорить его нужно тихим голосом, глядя человеку прямо в глаза. Он наклонился к уху Павлика и что-то тихонько прошептал.

Мальчик вспомнил старичка, раскрывшего ему тайну волшебного слова . Он бросился в парк, чтобы поблагодарить его, но старичка уже нигде не было видно.

Вариант 2

Русский язык богат волшебными словами. Каждое из них несет определенный смысл и несет настоящее волшебство. Этим словам каждого из нас учат с самого детства и объясняют, почему так важно не забывать их использовать в разговорной речи.

Это простой пример, который показывает, как со стороны смотрится общение двух людей, один из которых вежливый, а второй не очень. Так значит, волшебные слова нужны для того, чтобы показать свой уровень культуры и чувства уважения к собеседнику.

Не забывайте про волшебные слова, они делают человека вежливым, воспитанным и приятным в общении. Цените и уважайте друг друга, ведь залог счастливой и полноценной жизни, это крепкие человеческие связи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цыбульская Мария, 2 ПНК-9


1. Рассказ написан в 1944г

2. Произведения представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской читательской аудитории.

4. В этом произведении Осеева затрагивает проблему воспитания и порядочности, наличие или отсутствие умения использовать вежливые слова. Идея состоит в том, чтобы показать читателям, что вежливые слова играют важную роль в жизни любого человека. А также, к каким негативным последствиям может привести отсутствие их в речи

5. Сюжетная линия рассказа разворачивается в момент встречи главного героя Павлика со старичком, сидевшим на скамейке в парке.

Старичок замечает расстроенного мальчишку и интересуется причиной его плохого настроения. Павлик решает поделиться своим горем и рассказывает незнакомцу о плохих отношениях в семье, выражающихся в неисполнении родственниками его просьб.

Оказывается, Ленка, являющаяся Павлику сестрой, добрая и отзывчивая девочка, не желает делится с мальчиком своими красками для рисования. Бабушка, постоянно что-то готовящая вкусненькое на кухне, все отказывает Павлику, просящему кусочек сладостей, прогоняя его из помещения, а старший брат, увлекающийся катанием на лодке, не разрешает мальчику сопровождать его на речных прогулках.

Старичок внимательно слушает жалобы Павлика, а затем советует мальчику в его просьбах использовать волшебное слово, которое, с точки зрения незнакомца, может решить все его мальчишеские проблемы. Волшебное слово старичок произносит Павлику прямо в ухо, предупреждая, чтобы мальчик применял его исключительно тихим и спокойным голосом, прямо смотря в глаза собеседника.

Тоже самое происходит и со старшим братом, который поначалу сомневается в искренности слов Павлика, но под давлением сестры и бабушки соглашается взять брата с собой на прогулку на лодке по реке.

Воодушевленный собственными победами Павлик бежит в парк, к скамейке, где встретился со стариком, с целью проявления благодарности к мужчине, однако скамья оказывается пустой.

7 .Рассмотрев композицию данного произведения, охарактеризуем главного героя – Павлика.

Действия в произведении происходят в двух местах: в сквере и в доме. Художественное пространство в нем конкретное и сжатое, а художественное время хронологических событий не имеет, с историческим временем не связано, оно непрерывное, замкнутое и длительное. Я считаю, что общественная проблема, которая привела автора к созданию данного образа, состоит в том, что дети зачастую неуважительно относятся к старшим, не знают правил вежливости, ведут себя в обществе некультурно.

На протяжении всего произведения, мы наблюдаем за тем, как меняется поведение главного героя, благодаря поучению Старика. И лишь в конце рассказа это изменение в поведении становится явным. Благодаря этому, мы можем сравнить поведение мальчика в начале произведения и его поведение в конце.

« – С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что?

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

– Ещё бы! Я скоро совсем убегу из дому.

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Текст адаптирован для учеников начальных классов, поэтому легко воспринимается детьми. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в рассказе, а использование в тексте эпитетов и метафор воздействует на воображение читателей.

Информация о произведении

Рассматриваемый рассказ — один из самых известных в творчестве советской писательницы Валентины Осеевой. Как и другие краткие произведения, он взят из жизни и дополнен сказочными элементами. В вымышленных героях многие поколения юных читателей нередко узнавали себя, что позволяло им меняться к лучшему и находить ответы на волнующие вопросы.

Счастливый мальчик осознал, насколько сильна магия всего лишь одного вовремя сказанного слова. Он поспешил поделиться своей радостью со старичком, захотел поблагодарить его за совет. Однако, вернувшись в парк, увидел только пустую скамейку и начерченные дедушкой зонтиком на песке непонятные знаки.

Суть и план пересказа

Знакомство с текстом произведения занимает у младших школьников не более 20 минут. Однако в читательский дневник следует записать суть, которая может уместиться в нескольких емких предложениях.

На скамейке в парке встретились Павлик и старичок. Видя, что ребенок расстроен, дедушка спросил о причине. Мальчик решил поделиться своими проблемами. Он рассказал о непонимании в семье: сестрица не хочет делиться с ним красками, бабушка не угощает лакомствами, а старший брат отказывается покатать на лодке.

Ученик заполняет читательский дневник

При заполнении читательского дневника потребуется написать план пересказа. Он поможет быстро вспомнить содержание и успешно ответить на уроке. Поскольку произведение короткое, план включает всего несколько пунктов:

  1. Встреча Павлика и дедушки в парке.
  2. Откровения мальчика.
  3. Совет старичка.
  4. Магия волшебного слова.
  5. Поблагодарить советчика не удалось.

Магия вежливости

В коротком рассказе писательница показала, как всего одно сказанное слово меняет отношение окружающих. Злой и невежественный Павлик отталкивал своей грубостью бабушку, сестру и брата. Став добрее и научившись говорить вежливо, он заслужит расположение и доверие близких людей. Если мальчик будет постоянно произносить это слово, со временем он изменится в лучшую сторону, станет чутким и заботливым.

Семья за столом

Вежливые слова располагают к себе, делают общение доверительным и приятным. Дедушка не зря потратил свои душевные силы. Он помог мальчику понять простые вещи, к которым его не приучили родители. Вежливость — великая вещь. Сказанное негромко правильное слово важнее крика и грубости.

Разбор рассказа

Запись в читательский дневник

Смысловое значение произведения заключается в проявлении вежливости, чуткости, заботы и внимания по отношению к людям. Знакомство с текстом позволяет задуматься о своем поведении, измениться к лучшему.

Отзывы читателей

Лидия, 43 года, г. Каменск-Уральский

Олег, 15 лет, г. Ярославль

Читайте также: