Сочинение рассуждение услышь суд глупца

Обновлено: 07.07.2024

Раз же всё здесь состоит из физики и лирики,

что разум из души и сердца,-

то и сберегают ведь всё физики и лирики,

как крайние сей жизни средства,-

исконна мука мысли, души недуг,

искать в созвучьях смысла, в сосмысльях звук.

Этот постулат ясно выражен многими великими поэтами. Но, может быть, наиболее ярко, как в поэзии, так и в прозе, синтез физики и лирики выразил Б. Пастернак, одновременно одухотворяя физическое и офизичивая духовное.

Красота этих сумерек в любой час дня, если на какую красоту и походит, то только на красоту земли в истинной поэзии, на красоту связного, рассыпного, мельчайшего в своих вероятьях, невероятного в своей огромной печали пространства. Всё это тысячу раз видено и предчувствовано в жизни, всё это до удивительности пережито и прирожденно.

И отсюда следует, по его словам, что:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только, до конца.

Там, где бетоном да сталью, даль лишь обрамлена,

и где деревья бросают, на асфальт семена,-

пускай безумству и страсти, в жертву жизнь отдана,

она не мысли угодливой всходы,-

ее не колеблют ни боги, ни годы,

Поэзия - зов к единенью, природы!

Бренный мир, родившись от вечного Слова, стремится стать им снова. Красота мира стремится воплотиться в красоту Разума. Именно поэтому так важно понимать поэтические начала человеческого как перевоплощение природных начал.

Чуткое качанье веток, плавное волненье волн,

в бликах ласкового света, в негах пленительных лон,-

мир рождает поэтов, потому что Поэзией полн,

был, наверно, Поэтом, создан когда-то он,-

и с тех пор, что ни родится, от громов до немоты,

всё влачится покориться, власти вечной красоты.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал её и на этот раз.

Всё это можно - и должно переносить; а кто в силах - пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

—Удались! Ступай вон! - кричат ему честные молодые голоса. — Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище - ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться - и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им - и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…

Иван Тургенев
Февраль, 1878

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Обращение И. С. Тургенева к читателям цикла Senilia :

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз.

Всё это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

– Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. – Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище – ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал её и на этот раз.

Все это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё, что мог; работал усиленно, любовно, честно. И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

– Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. – Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище – ты нас не знаешь и не понимаешь. Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь. Но перенести можно и это.

II. Интерпретация поэтического текста (восприятие, оценка, истолкование)

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живёт,

Не всё, что здесь цвело, увянет,

Не всё, что было здесь, пройдёт!

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца всё претерпел.

III. История и теория литературы, культура

1. По портретной характеристике определите героя (героиню), автора и название произведения.

2. Соотнесите имена поэтов с приведёнными ниже строками произведений.

А) А. С. Пушкин Б) М. Ю. Лермонтов В) Н. А. Некрасов Г) А. А. Фет

1) В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

2) В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

3) На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

4) Измлада он жизни умел не жалеть,

Не знал за собой укоризны

И детям внушал, что честней умереть,

Чем видеть бесславье отчизны…

3. О какой стилистической фигуре идет речь?

Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении компонента (звука, слога, словосочетания, фразы и т. д.) в начале и в конце какого-либо отрезка речи – это

Или __________________________. Например:

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

5. Назовите балеты на сюжеты А. П. Чехова.

И.С.Тургенев. Избранное. Классическая библиотека "Современника". Москва: Современник, 1979.

Другие стихи Ивана Тургенева

Я шел по широкому полю, один. И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною. Кто-то шел по моему следу.

Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти! С губ сорвался последний вдохновенный звук - глаза не блестят и не сверкают - они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки! .

Среди людей, мне близких. и чужих, Скитаюсь я - без цели, без желанья. Мне иногда смешны забавы их. Мне самому смешней мои страданья.

Ты заплакал о моем горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне. Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его - во мне.

Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Лирика Тургенева очень разнообразна. Он всегда поднимал в своих произведениях проблемы, которые волнуют людей и по сей день. Он писал о любви, предательстве, чувствах, родине и долге перед ней.

Родине он уделял особое внимание, потому что считал ее главной составляющей жизни любого человека. Он не мог себе приставить, что можно жить в дали от своей отчизны и даже не вспоминать о ней, не поддаваться мукам и терзаниям.

Своим стихотворением Тургенев хотел заставить читателя думать, размышлять о правильности своей жизни. Ведь мы, как и все остальные люди постоянно находимся перед выбором, который может изменить всю нашу жизнь. Главная героиня стихотворения так же находиться на пороге, один шаг и отделяет ее от правильного пути, но выбирать его она не торопиться.

Мужчина спрашивает ее о том, готова ли она отдать свою жизнь на растерзание, тем самым спасти свой народ. Он предупреждает ее о пытках, которые возможно выпадут на ее волю, о тюрьме, которая будет ждать ее в будущем и смерти, которая придет за ней очень рано.

Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.

Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильны. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.

Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Он призывает людей еще раз подумать, ведь после того, как они перейдут эту чету, этот порог, назад пути не будет. Они не должны слепо верить во все, что говорят им другие.

И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва скорее всего окажется лишней, ничего не значащей.


В том и заключается гениальность Тургенева — мыслителя, Тургенева — художника, который в нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.

— Как вы думаете, актуально ли это произведение для нашего времени? IX. Рефлексия.

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— Помог он вам что-то понять?

— Интересно ли вам было на уроке?

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении "Довольный человек"

  • повторить знания учащихся об особенностях художественной литературы как искусства слова;
  • продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева – мыслителя, художника;
  • дать представление о мировоззрении, гражданской поэзии, взглядах писателя;
  • раскрыть особенности жанра “стихотворение в прозе”, авторские критерии нравственности стихотворений в прозе;
  • развивать умение анализировать текст, делать выводы, обобщения, логически и последовательно излагать свои мысли;
  • учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач;
  • воспитывать интерес к литературе как искусству слова;
  • формировать нравственные устои личности.

Тип урока. Комбинированный.

  1. Б.Щербаков. Портрет И.С.Тургенева.
  2. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.
  3. Презентация.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя с элементами беседы.

  1. Учитель читает стихотворение “Страна Литературия”.

Вновь не во сне, а на яву
Без страха и без робости
Мы с вами бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Что есть страна
Л И Т Е Р А Т У Р И Я.

– А чем необычна эта страна?

– Что такое литература? (слайд 1)

1) вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова;

2) совокупность художественных произведений: проза, поэзия, драма.

– Как вы понимаете первое значение слова “литература”?

– Богатство литературы составляют художественные произведения. Чем они отличаются друг от друга?

– Определите жанр произведения, прозвучавшего в начале урока, и докажите свою точку зрения.

Составление таблицы. (Слайд 2)

  1. Небольшое, чаще всего лирическое, произведение, созданное по законам стихотворной речи:

– речь ритмически упорядоченная;
– присущи рифма, метр (размер)

  1. Задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или иными жизненными впечатлениями.
  1. Небольшое прозаическое произведение лирического

Реальный повод создания данного стихотворения неизвестен, неясным остается также лицо, которое он имел в виду, создавая эту сатирическую характеристику.

В том и заключается гениальность Тургенева – мыслителя, Тургенева – художника, который в нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.

– Что вы узнали сегодня на уроке?

– Помог он вам что-то понять?

– Интересно ли вам было на уроке?

Пусть ваш жизненный путь освещает солнышко только с красными лучами, указывая правильную дорогу, и пусть на ней встречаются только добрые люди, готовые прийти вам на помощь, поддержать в трудную минуту, вселить веру.

И помните:
Если сердце твоё
Не горит, а коптит
Чёрным дымом раздоров
И мелких обид,
Если прожил ты жизнь,
Никого не любя,
Добрым словом никто
Не помянет тебя.
А когда целиною
Ты первым пройдёшь
И по следу густая поднимется рожь,
Когда первую вешку поставишь в пути,
Чтоб могли за тобою
Другие пойти,
Коли в пору распутицы,
Трудных дорог
Ты от чистого сердца другому помог,
Вспоминать о тебе будут тысячу лет.

X. Домашнее задание.


Сочинения по теме

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал её и на этот раз.

Всё это можно - и должно переносить; а кто в силах - пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

—Удались! Ступай вон! - кричат ему честные молодые голоса. — Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище - ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться - и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им - и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…

Иван Тургенев
Февраль, 1878

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Обращение И. С. Тургенева к читателям цикла Senilia :

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

I. Комплексный анализ художественного произведения

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал её и на этот раз.

Все это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё, что мог; работал усиленно, любовно, честно. И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

– Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. – Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище – ты нас не знаешь и не понимаешь. Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь. Но перенести можно и это.

II. Интерпретация поэтического текста (восприятие, оценка, истолкование)

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живёт,

Не всё, что здесь цвело, увянет,

Не всё, что было здесь, пройдёт!

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца всё претерпел.

III. История и теория литературы, культура

1. По портретной характеристике определите героя (героиню), автора и название произведения.

2. Соотнесите имена поэтов с приведёнными ниже строками произведений.

А) А. С. Пушкин Б) М. Ю. Лермонтов В) Н. А. Некрасов Г) А. А. Фет

1) В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

2) В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

3) На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

4) Измлада он жизни умел не жалеть,

Не знал за собой укоризны

И детям внушал, что честней умереть,

Чем видеть бесславье отчизны…

Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении компонента (звука, слога, словосочетания, фразы и т. д.) в начале и в конце какого-либо отрезка речи – это

Или __________________________. Например:

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

5. Назовите балеты на сюжеты А. П. Чехова.

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз.

Всё это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

– Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. – Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище – ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…

Февраль, 1878

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стихотворения в прозе (сборник) (И. С. Тургенев, 1877-1882) предоставлен нашим книжным партнёром -

Цель: познакомить учащихся с особенностями лирических миниатюр И.С.Тургенева: жанровыми, художественными, композиционными; выявить художественные средства, способствующие созданию цикла лирических миниатюр.

Вы написали себе панегирик,

Иван Сергеевич этими стихотворениями

и очень ошиблись, думая, что в них нет

ничего личного, субъективного. Личность

в них и играет первую и самую блестящую

роль; личное-то и составляет их и прелесть.

Из письма П.В.Анненкова

к И.С.Тургеневу от 2 октября

11. Работа над анализом текстов стихотворений .

1. Словарная работа. Опережающее задание для учащихся воспроизводящего уровня: выписать из словаря определения.

Панегирик – (гр. Logos paneqyrikos- праздничная, торжественная речь)- а/ у древних греков и римлян – патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа; позднее – похвальное слово оратора в честь кого-либо, чего-либо;

б/ восторженная и неумеренная похвала.

Оксюморон – (остроумно-глупое) – стилистический оборот речи, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство (живой труп, убогая роскошь).

2. Работа с классом.

Вывод: основная проблематика цикла – философская (жизнь и смерть, одиночество человека, особенно обостряющееся в старости, кажущаяся ничтожность человеческого существования во времени и пространстве по сравнению с вечностью природы), особенная роль искусства в жизни человека, позволяющая прикоснуться к вечности.

Эпиграф урока подсказывает ответ о художественно-родовой природе текстов – они представляют собой именно стихотворения, т.е. лирические, субъективны тексты, передающие настроения и миросозерцание художника.

  • Почему закономерно обращение писателя к такому типу творчества?
  • Определение родовой природы всего цикла не снимает проблемы жанра каждого отдельного стихотворения. Подберите к тем из их, которые сейчас прозвучат, подходящее определение жанра из перечисленных на доске ( задание для учащихся творческого уровня ):

- некролог («Памяти Ю.П.Вревской);

Вывод: главные темы – народ, личность, настоящее и будущее России, смена поколений, миг и вечность. Все стихотворения, помимо узкого жанра, имеют общую жанровую форму лиро-эпической миниатюры.

Миниатюра – небольшое по объему произведение, философское по тематике, лирическое по родовой характеристике.

- Создатель жанра, родоначальник – Шарль Бодлер во Франции. В России родоначальник – И.С.Тургенев (хотя многочисленные лирические отступления встречаются у А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя). После И.С.Тургенева к найденной форме обращались Я.Полонский, А.Чернышевский (сын Н.Г.Чернышевского), В.Гаршин, В.Короленко; расцвет жанра приходится на серебряный век русской поэзии (К.Бальмонт, И.Бунин, И.Анненский).

IY . Практическое задание для учащихся творческого уровня.

Вывод: общий прием – символ.

Читайте также: