Сочинение рассуждение примеры 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Сочинение 9.1

(118 слов) Г.Г. Граник в своем высказывании отметила функциональность знаков препинания, по которым мы можем сделать важные выводы о содержании текста.

Так, в тексте Л. Пантелеева крики передаются посредством восклицательных знаков, например, в предложениях 2, 8, 11. Даже не видя уточнений автора, мы можем понять, что герои повысили голос и говорят с особенным чувством.

Не менее важна роль многоточия в формировании диалогов. В предложениях 13 и 14 паузы Матвея подчеркиваются многоточиями. Ребенок неразговорчив, предельно собран, поэтому не стремится поддержать диалог и прерывает речь молчанием. Это состояние можно объяснить недавней потерей отца и сконцентрированностью ребенка на том, что погибший гребец считал важным делом.

Таким образом, знаки препинания действительно говорят вместо слов и характеризуют личность говорящего героя, выдавая читателю его эмоции.

Сочинение 9.2

(157 слов) В заключительных строках приведенного текста рассказчик недоумевает, как ребенок смог взять себя в руки и пойти на работу, ставшую причиной гибели его отца? Как удавалось ему сохранять самообладание? Эти вопросы ставят его в тупик, поэтому он заключает размышления парадоксальным наблюдением — замечанием об улыбке мальчика.

Однако рассказ командира батареи о смерти отца Матвея (предложения 42-51) разуверил рассказчика в первоначальной версии. Он понял, что ребенок уже знаком со смертью и осознает опасность, таящуюся в осколках. Теперь его удивляла не наивность мальчика, а его храбрость, что подчеркивается восторженным обращением к читателю в предложении 60.

Таким образом, автор сопоставил норму (то, что должно было происходить с мальчиком, потерявшим отца) и незаурядный случай (то, как герой реагировал на осколки, унесшие дорогую ему жизнь).

Сочинение 9.3

(136 слов) Смелость — это проявление силы духа, когда человек побеждает свой страх и идет наперекор сомнениям.

Именно такой пример изобразил Л. Пантелеев в приведенном отрывке из художественного произведения. Матвей не бросил весла даже тогда, когда лодку накрыл осколочный дождь (предложения 29-30). А ведь меньше месяца назад под ним погиб его отец! Но даже этот факт не пугал мальчика, он привык к угрозе и не терял мужества, даже находясь под смертоносным градом.

Таким образом, смелость — это проявление исключительной внутренней силы, способной свернуть горы.

Сочинение 15.3 на тему: Что такое материнская любовь (по тексту Яковлева)

Автор: Самый Зелёный · Published 13.01.2019

Сочинение 9.3: Какая бывает сила? (по тексту К.Г. Паустовского)

Автор: Самый Зелёный · Published 11.01.2020

Сочинение 9.3: Какие открытия помогают нам сделать книги? (по тексту С.Т. Аксакова)

Автор: Самый Зелёный · Published 20.01.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Большинство учеников, сдающих ОГЭ по русскому, боятся писать последнее задание. И не просто так, ведь для того, чтобы научиться писать его, недостаточно просто выучить теорию. Конечно, нельзя и найти универсальный шаблон, но есть возможный способ — много практиковаться и читать примеры хороших сочинений. В этой статье мы приведем пример сочинения по русскому ОГЭ для каждого задания, чтобы вы взяли оттуда самое лучшее.

пример и темы сочинения по русскому ОГЭ

Критерии оценивания

Перед тем, как приводить примеры, давайте ознакомимся с критериями оценивания, чтобы сравнивать пример сочинения по русскому ОГЭ по ним и считать баллы, которое вы бы получили, если бы оно было у вас. Чтобы получить максимум за сочинение 9.1, необходимо:

  • Наличие обоснованного ответа (максимум 2 балла);
  • Наличие примеров-аргументов (максимум 3 балла);
  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения (максимум 2 балла);
  • Композиционная стройность работы (максимум 2 балла).

Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно получить по четырем критериям — 9. По всем остальным темам такой же предел, но сами критерии немного отличаются. Вот критерии по теме 9.2:

  • Понимание смысла фрагмента (максимум 2 балла);
  • Наличие примеров-аргументов (максимум 3 балла);
  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения (максимум 2 балла);
  • Композиционная стройность работы (максимум 2 балла).

Также приводим критерии оценивания сочинения 9.3:

  • Толкование значения слова (максимум 2 балла);
  • Наличие примеров-аргументов (максимум 3 балла);
  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения (максимум 2 балла);
  • Композиционная стройность работы (максимум 2 балла).

Теперь, когда мы знакомы с оцениванием работ, можно читать пример сочинения ОГЭ по русскому.

ОГЭ по русскому сочинение 9.3 качественные примеры

Текст

В ОГЭ по русскому у учеников есть выбор, на какую тему писать рассуждение, но текст всегда прилагается один. Приводим и мы:

После прочтения ученикам нужно выбрать, по какой теме писать рассуждение. Чтобы погрузить вас в атмосферу настоящего экзамена, приводим ровно столько же тем, а потом приведем пример сочинения по русскому ОГЭ по каждой теме.

Советуем прямо сейчас, перед чтением готового текста подумать, как бы вы ответили на каждый из этих вопросов.

Текст 9.1

Текст 9.2

Текст 9.3

Как видите, прочитав любой пример сочинения по русскому ОГЭ, чтобы написать хорошую работу, не нужно быть гением. Достаточно уметь пользоваться текстом, приводить интересные аргументы и лаконично выстраивать весь текст. Вы можете попрактиковаться и написать сочинения по этим же темам, чтобы сравнить их вместе с преподавателями. Так вы сможете найти свои слабые стороны относительно этих примеров и улучшить их. Главное, помнить, что начинать надо с малого! Даже если сейчас результат не сильно устраивает вас, скорее всего это изменится через время, если вы будете уделять этому хотя бы несколько часов в день.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересно употребление неполных предложений в надписи на ошейнике. С одной стороны, это имеет практическое объяснение: на ошейнике мало места для подробных объяснений. С другой – надпись получилась очень энергичной и взволнованной. Неполные предложения украшают нашу речь.

Даша сумела накормить Бима, хотя он от тоски не мог ничего есть: просто засунула пищу ему в рот. Можно не сомневаться, что это добрый и душевный человек. Не зря соседка Ивана Ивановича сразу отнеслась к ней с симпатией и уважением.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Мне кажется, добро – это все самое хорошее, что только есть в человеческой душе: доброта, сострадание, готовность помочь, неспособность пройти мимо того, кто нуждается в твоей помощи, даже если это просто животное.

В отрывке из повести Гавриила Троепольского говорится о девушке Даше, которая не смогла пройти мимо несчастной собаки. Она привела Бима домой, покормила его, заказала для него ошейник с гравировкой, чтобы и другие люди отнеслись к Биму с жалостью и вниманием. Даша – по-настоящему добрый человек, который наверняка не бросит никого в беде.

В своей жизни я встречал много таких людей, поэтому я не верю, что в наше время люди стали черствыми и равнодушными. Я не раз видел, как много прохожих сбегается, чтобы помочь упавшему человеку, наблюдал однажды, как мужчина помогал незнакомой старушке снять с дерева кошку. В подъезде, где я живу, все жильцы подкармливают бездомного кота, сделали ему теплый домик на лестничной площадке, принесли одеяльце, чтобы животное не замерзло. Если бы мы могли, мы бы наверняка взяли этого котика домой, но у меня уже есть домашние питомцы.

Я уверен, что добрых людей все же больше, чем злых.

Использование разговорных слов в произведении художественного стиля придаёт ему выразительности.

Затем случился пожар. И деду пришла бы неминуемая смерть (ураган гнал огонь со скоростью тридцать километров в час), если бы он не побежал за зайцем, которые и вывел его из огня. Дед подобрал зайца и уговорил врача вылечить зверюшку. Герой испытывал к зайцу горячую благодарность, но кроме того ещё и чувствовал свою вину, что он чуть не погубил зверька.

Рассказчик понял, что дед раскаивается в намерении застрелить животное. Ведь, окажись выстрел удачным, дед тоже погиб бы в огне.

Когда человек творит добро, он делает весь мир лучше и чище.

А в предложении 13 первая и вторая часть также связаны союзом и, третья же присоединена союзом а, это создаёт особые отношения между частями. Третья часть противопоставлена второй, и обе они описывают то, что произошло вследствие событий из первой части.

Человечность — это свойство людей, которое позволяет относиться к окружающим с уважением и милосердием.

В рассказе Пермяка человечность проявил мальчик Вова. Он возил в школу свою одноклассницу Аню на саночках, потому что она сильно поранилась и долго не могла ходить. Вове было безразлично, что некоторые глупые школьники над ним смеялись. Вскоре и эти ребята поняли, что ничего смешного в поступке мальчика нет. И тоже стали помогать. От Вовы требовалось не только дружеское отношение к Ане, но и пренебрежение к мнениям некоторых ребят.

Мы часто используем в речи различные перечисления. Например, сообщая, какие завтра уроки или что купить в магазине. Но в художественном тексте однородные члены выполняют совершенно особую роль: они могут сделать повествование выразительнее, а описание более подробным.

Например, в предложении 5 автор сообщает об изменениях, которые произошли с полыньёй. В обеих частях сложного предложения он использует однородные сказуемые, что даёт нам возможность ясно представить себе, как проходил процесс появления льда. Кроме того, в первой части используется также однородные обстоятельства, чтобы нам легче было представить, как именно происходит замерзание.

Многочисленные однородные сказуемые, которые Виктор Астафьев использует в предложении 38, позволяют нам понять душевное состояние мальчика, которому очень страшно, но он не может бросить птиц без помощи. Таким образом, однородные члены образно рисуют картину происходящего.


Я понимаю эти слова как описание эмоционального состояния мальчика. Ему было очень страшно ползти одному по тесине. Мальчик понимал, что лёд ещё очень тонкий, он в любую минуту мог треснуть, тогда вместе с доской мальчик провалился бы в ледяную воду и неминуемо погиб бы, как перед этим гусёнок. Поэтому рассказчик очень надеялся, что ему удастся подманить гусей и дать им понять, что нужно влезть на тесину и пройти по ней до более прочного льда. Мальчику было страшно, он даже плакал (об этом говорится в предложении 38), но ребята осознавали, что если не выманить гусей из полыньи, то птицы погибнут все до единой. Поэтому, когда гусыня наконец вылезла на тесину и вывела за собой остальных гусей, мальчик чувствовал восторг и облегчение, ведь все закончилось хорошо: он жив, а гуси спасены. Мальчик хвалил гусыню (предложения 46 и 47), а потом схватил её на руки.

Мальчик был счастлив, что он сумел помочь попавшим в беду птицам.


Человечность - это такое качество характера; человечные люди стремятся проявлять милосердие, доброту, помогать всем, кто оказался в беде. В тексте Виктора Астафьева человечность проявили мальчики. Когда у них на глазах погиб гусёнок, они поняли, что птиц необходимо спасти, и стали придумывать способ, как это сделать. Им это удалось: самый младший из них пополз по льду полыньи, чтобы помочь гусям выбраться. Это был самоотверженный поступок, ведь лёд мог не выдержать и тогда бы мальчик погиб. Однако бросить беспомощных птиц ребята не могли.

Многие люди стремятся помочь животным, попавшим в беду. Например, неравнодушные мужчины и женщины организуют приюты для бездомных животных. Они стараются помочь кошкам и собакам, которых безответственные бывшие хозяева выбросили на улицу. Я читал о таких приютах в интернете; туда можно приносить корм для животных, можно перечислять деньги, и многие люди так и делают.

Проявить человечность всегда возможно, потому что вокруг много тех, кто нуждается в помощи.

Пунктуацию не зря называют нотами языка. Они показывают нам, с какой интонацией нужно произносить ту или иную фразу. Иногда они и в самом деле говорят то, что иначе выразить было бы трудно.

Например, в тексте Крапивина использовано много необычных знаков препинания. Они передают эмоциональную окраску хода мысли рассказчика. Например, в предложении 25 на конце стоят сразу вопросительный и восклицательный знаки. Таки образом автор даёт понять, что мысль о палатке потрясла мальчиков.

Очень выразительны также многочисленные многоточия. Например, в предложениях 49 и 50 многоточия показывают на неуверенность Деда. С одной стороны, он понимал, что необходимо попытаться помочь попавшим в беду людям, ну а с другой - он не имел права выходить с подростками в плаванье в плохую погоду

Пунктуация даёт нам более внятное представление о замысле автора.

Ребята и их руководитель беспокоились за семью с детишками, которую они видели на противоположном берегу. В лесу начался пожар, и огонь мог дойти до того места, где стояла палатка. Конечно, была значительная вероятность, что этих людей выручат спасатели (об этом говорится в предложениях 34). Ребята знали, что сами выбраться эти люди не могут, за ними должны были приехать только на следующий день.

В то же время подростки осознавали, что спасатели могут просто не знать об этой семье. Они считали, что, несмотря на опасность, должны попытаться помочь этим людям. Им было страшно, но они так понимали свой долг (предложения 46,47,52).

Автор хочет сказать, что надо стремиться помочь попавшим в беду даже в том случае, если тебе очень страшно и если ты надеешься, что поможет кто-то другой.

Человечность – это способность думать не только о себе, заботиться об окружающих, рисковать жизнью ради спасения каких-то людей, иногда вовсе тебе не знакомых, или даже животных.

Человечность – это то, что помогает совершать самоотверженные и даже героические поступки.

Наверное, тире — самый функциональный знак препинания. По экспрессивности и выразительности с ним может сравниться разве что многоточие. Однако при этом многоточие не выполняет столько структурных и смысловых функций.

Например, в этом тексте из повести Г. Троепольского тире встречается несколько раз. В предложениях 10, 12 и т.д. тире используется для оформления диалога, а в предложении 40 стоит на месте сказуемого в неполном предложении.

Важную смысловую функцию выполняет тире в предложениях 46 и 48. В первом из них оно указывает на неожиданность действия: Бим как бы случайно проглотил кусочек колбасы. В 48 предложении тире используется в сложном бессоюзном предложении на месте союза для выражения отношений частей сложного.

Использование такого знака препинания, как тире, придает художественному тексту особую выразительность.

Последнее предложение текста показывает, до какой степени Бим истосковался по общению с людьми, как он нуждался в жалости и внимании.

Всё это он нашёл у мальчиков, особенно у Толика: он больше других старался помочь собаке. Именно Толик прочитал написанное на табличке, прикрепленной к ошейнику Бима, отправил друзей за едой и придумал, как заставить собаку поесть. Это говорит о Толике как о неравнодушном и добром человеке.

Но мальчик понимал, что любое существо, будь то зверь или человек, нуждается не только в пище, но и в добром отношении. Поэтому он разговаривает с Бимом (предложение 36-37), жалеет его и заслуживает у собаки уважение, о чём и говорится в предложенном отрывке.

Собаку невозможно обмануть: Бим сразу почувствовал доброту Толика и его стремление помочь.

Человечность — это доброта, внимание к ближнему, порядочность, неравнодушное отношение ко всем, кто нуждается в помощи.

Человечность делает нас лучше; благодаря ей мы можем помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного французского писателя Проспера Мериме: "Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков"

Стремясь выразить свой мысль, автор подбирает такие слова и выражения, которые делают ее наиболее понятной. Русский язык дает огромный простор для словесного творчества. Множество синонимов, различающихся оттенками, позволяет писателю создать у нас полную картину изображаемого.

Интересно автор использует однокоренные слова, придавая каждому из них дополнительные оттенки значения. Например, в предложении 14 он сталкивает глагол "заторопился" в значении "поспешил, спешно пошел" и глагол "заторопил", то есть заставил двигаться быстрее. В результате они становятся почти контекстными антонимами

Таким образом, оттенки значения слов помогают нам понять авторский замысел.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: "Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелегкого и удачного дня".

В. Распутин - это писатель-сибиряк. Кому же еще, как не ему, знать тайгу, понимать ее силу и мощь. Она и помощница людей, если они живут по ее законам, и соперница тем, кто не хочет трудиться и бороться.

Я вижу смысл указанного предложения и текста в целом в том, что дядя Митяй и Санька – люди с твердой волей и упорством. Как бы ни было тяжело, они выполняют свое дело. Санька с трудом удерживается от поедания ягод, позволяя себе съесть лишь несколько ягод. Об этом говорится в предложениях 12 и 13.

И дядя Митяй, и Санька, не испугавшись дождя, продолжали свою ставшую уже вовсе трудной работу до темноты. Они даже заготовку дров отложили на поздний вечер, чтобы не потерять ни минутки из светлой поры, годной для сбора ягод. Это характеризует их обоих как людей, привыкших не жалеть себя, трудиться от души и на совесть.

Поэтому и был для них так вкусен обычный чай: после тяжелого трудового дня любая, даже самая простая пища кажется вкусной.

Душевные силы – это то, что позволяет человеку проявлять упорство и целеустремленность в любой, даже трудной, ситуации.

Упорство в работе – верный признак душевной силы человека. Я не раз видел, как мой дед чинит часы. В молодости ему была эта работа легка и привычна. Но теперь у него болят от артрита пальцы, дедушка часто не может удержать инструмент, и какая-нибудь пружинка соскальзывает, и все надо начинать сначала. Но дедушка никогда не сердится и не ругается. А если я в этот момент вскрикиваю, дедушка меня мягко утешает. И мы все начинаем с самого начала, и так все время, пока часы не будут починены. Вот что значат упорство и душевные силы моего дедушки!

Если мы будем рассматривать отрывок из произведения В. Распутина, приведенный в этом варианте, мы убедимся, что выдающийся прозаик и в самом деле мастерски использует изобразительные средства языка для того, чтобы заставить нас ощутить все то, что чувствовал Санька.

Мы испытываем страх, когда поблизости с Санькой бродит медведь. Представить себе эмоциональное состояние мальчика нам помогают повторы слов, односоставные и неполные предложения, восклицания. Мы это видим в предложениях с 11 по 20.

Эти слова В. Распутина дают нам понять радость мальчика, который впервые отправился в тайгу, как взрослый. Накануне он много работал, поэтому ночью заснул быстро, но просыпался от страха, когда поблизости бродил медведь, а вокруг шумел дождь.

Я думаю, что утро и в самом деле было прекрасное, солнечное и благоухающее, но Саньке оно показалось бы превосходным в любом случае, потому что радость жила не в тайге, а в его сердце. Мальчик был счастлив оттого, что он ощущал единение с природой.

Душевные силы – это радость и энергия в душе человека, то, что помогает ему быть бодрым и счастливым.

Нередко мы встречаем людей, которые вечно всем недовольны: погода слишком жаркая или слишком холодная, солнце слишком яркое или, наоборот, тусклое, еда пересоленая или недосоленная, одежда и обувь неудобные, на празднике скучно, а подарок неинтересный. Эти несчастные люди обречены на то, чтобы все время жаловаться и огорчаться. Хотя кто же их на это обрек? Они сами выбрали себе такую долю.

Совсем иначе ведет себя герой текста Саня. Он провел ночь в тайге, вокруг ходили медведи; пришло утро – надо вставать и приниматься за дела. Но он чувствует себя счастливым. Саню радуют солнце, небо, деревья вокруг. Ему все кажется прекрасным, наполненным светом и теплом. Это потому, что в мальчике очень много душевных сил, воли к жизни и счастью. Он хочет радоваться – и радуется новому дню и всему, что Саню окружает. Я думаю, что радость и есть та самая душевная сила, которая помогает жить и быть счастливым.

Действительно, без сказуемого предложение существовать не может, ведь даже в назывных односоставных предложениях оно как бы предполагается: оно означает, что действие происходит в реальности в настоящем времени. Именно в сказуемом заключена информация о реальности или нереальности того, о чем говорится в предложении, и о времени, в котором это происходит.

Сказуемое передает основную информацию о подлежащем; без него в высказывании не было бы динамики и красоты.

В тексте М. Горького мы встречаем сказуемые, выраженные глаголами разного времени и наклонения, а также прилагательными, существительными и так далее.

Например, в предложении 4 сказуемое выражено глаголом прошедшего времени, так как в этом высказывании содержится воспоминание рассказчика. О прошлом речь идет и в предложении 6, но автор выбрал глагол настоящего времени, чтобы мы могли зримо представить себе то, что описывает автор. В предложении 20 мы встречаем сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении, оно берет на себя отчасти и функции подлежащего, так как по форме глагола мы понимаем, что бабушка обращается к тому, кто находится перед ней (к волку). Мы можем сделать вывод, что бабушка видела в волке в какой-то степени разумное существо, достойное того, чтобы с ним разговаривали.

Все оттенки значений писатель может передать с помощью динамичного и выразительного сказуемого.

Бабушка рассказчика чувствовала себя в лесу как дома, потому что любила растения и животных.

Бабушка знает, где какие растут грибы и травы, для чего какое растение можно использовать, как его надо собирать, чтобы сохранить его целебные свойства. Женщина не боится в лесу никакого животного, даже волка, который к ней подошел. Бабушка говорит с ним спокойно и ласково, потому что знает: в это время года волк едва ли нападет.

Бабушка и рассказчика, своего внука, научила быть столь же внимательным к природе. Он вспоминает, как она устраивала ему своеобразный экзамен, расспрашивая, где искать какие-нибудь грибы, как их различать и тому подобное.

Героиня произведения Горького кажется ему хозяйкой леса, потому что она там все знает и ничего не боится, а главное - потому что она любит лес всей душой.

Мне кажется, душевными силами можно назвать все то, что помогает человеку быть хорошим, ведь часто для добра требуются серьезные усилия. И самый душевно сильный человек тот, который и вовсе не замечает этих усилий.

Например, бабушка рассказчика из отрывка, который приведен в варианте, любила лес и была для него как хозяйка. Она была ласкова даже с лягушками и растениями, любила их и знала. Бабушка не побоялась даже волка, потому что чувствовала над ним нравственное превосходство, к тому же, знала, что летом волки обычно неопасны для людей. Женщина сумела и внуку привить любовь к природе. Ее главная душевная сила – это доброта и любовь ко всему живому.

Мне кажется, такой же силой обладал и великий русский поэт Сергей Есенин. Он тоже очень любил природу и посвятил много проникновенных строк животным и растениям. О лишившейся щенков собаке или опавшем клене поэт пишет так, что хочется плакать, так, словно это не животное и не дерево, а несчастные люди.

Доброта и умение понимать природу – это, безусловно, очень могущественные душевные силы, они помогают творить добро и делают человека чище.

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Читайте также: