Сочинение на тему последняя любовь тютчев

Обновлено: 07.07.2024

Все лирические произведения Ф.И. Тютчева, их около трехсот, легко собрать в одной книге, но, по мнению Афанасия Фета, этот один сборник по содержанию и уровню мастерства может превзойти несколько томов творений иных литераторов.

История написания произведения

Брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся в 1826 году. Автор был уверен в этой женщине, в ее чувствах; к ней он испытывал восхищение и признательность. У супругов родились 3 прекрасных дочери.

Через 7 лет, в 1833 году, у поэта начались отношения с замужней дамой Эрнестиной Дернберг. Жена догадывалась об этом, но держалась достойно и сдержанно. Скандал из-за этого случился только раз, без участия Федора Ивановича, между самими женщинами. Это привело к тому, что Элеонора Федоровна вскоре ушла из жизни. Тютчев очень горевал, тосковал и мучился, переживая ее смерть. Он даже стал седым. Однако уже некоторое время спустя Тютчев и Дернберг вступили в брак и были обвенчаны. В этом семейном союзе родились 3 детей: дочь и 2 сына.

Следующий серьезный роман поэта начинается в 1850 году, когда он знакомится с подругой старшей дочери Еленой Денисьевой, и продолжается около 14 лет. Заканчиваются эти отношения, когда Елена Александровна умирает. Девушки учились в одном классе, и жена Тютчева не обращала внимание на интерес мужа к подруге их дочери. Она уже смирилась с кратковременными увлечениями супруга другими женщинами. Но через год Елена уже родила поэту ребенка.

Данное стихотворение относится к третьему периоду творчества поэта. От других стихов цикла его отличает мрачное, упадническое настроение. Произведение полно трагичности, отчаяния, сожаления и безысходности. Потому что Тютчев уже был пожилым человеком, а его любимая – молодая и красивая женщина.

Жанр, размер, направленность

Стихотворение написано в жанре элегии. Оно полно драматичных ноток, раскрывает душевное состояние автора, его терзание и сожаление.

Творческое направление автора – романтизм, и рассматриваемое произведение только лишь доказывает это. В стихотворении большое внимание отводится чувствам, эмоциям лирического героя, делается особый акцент на раскрытие его внутреннего мира.

Как и во всех романтических творениях чувства здесь важнее рассудка и разума. Кроме того, все творчество поэта Федора Тютчева в литературных кругах относят к искусству чистому – лирике, имеющей направленность на любование красотой пейзажей, на упоение чувствами, на созерцание прекрасного в окружающем мире.

Во внешности героя в произведении не говорится ничего, но читателям близок и понятен его внутренний мир, вся гамма чувств раскрывается перед ними. В этом прослеживается романтическая направленность стиха.

Написано произведение в четырехстопном ямбе с пиррихиями. Имеет перекрестную рифмовку и чередующиеся мужскую и женскую рифмы.

Композиция

Во второй части стиха рассказывается о том, что жизнь героя – это небо, охваченное тенью, это тяжелый, утомляющий прошедший день, вечером ставший прекрасным от озарения любовью. Здесь Тютчев также использует прием повторение.

Третья часть – это утверждение автора о том, что, несмотря на то, что человек на протяжении жизни меняется, его душа остается такой же молодой, способной любить и надеяться.

Образы и символы

Образ любви в произведении Тютчев ассоциирует со светом, зарей. Свет – это, правда, истина, и он побеждает тьму. Человеку, как свет миру, нужна и необходима в любом возрасте любовь.

В стихотворении также присутствует образ зари. А она символизирует Христово пришествие, то есть, значит, свет вытеснит, победит тьму и будет сиять вечно, как и чувство любви на склоне жизни, которое усиливается и разрастается, наполняя жизнь смыслом и озаряя ее.

В произведении есть упоминание о западе. Запад – это символ среднего возраста, в этом возрасте находился Тютчев, когда у него был роман с Еленой Денисьевой. Отсюда можно утверждать, что герой стихотворения и поэт являются одним лицом, то есть Тютчев имеет в виду себя.

Темы, проблемы, настроение

Основной темой лирического произведения является тема любви. Это стихотворение так же, как и другие его шедевры любовной лирики, проникнуто открытостью, эмоциональностью, чувственностью.

Можно утверждать, что проблематика стихотворения заключена в переплетениях самых разных чувств и понятий, таких как любовь, нежность, отчаяние, бессилие перед обстоятельствами, страх, волнение. Поэт использует прием противопоставления, контраста: так юность противостоит старости, а закат дней контрастирует с ярким светом зари.

Стихотворение проникнуто благодарностью, надеждой, радостью, страхом, а также мудростью романтического героя.

Основная идея

Художественно-выразительные средства

В своем произведении Федор Иванович Тютчев использует различные изобразительно-выразительные средства, которые делают его стиль и мастерство уникальными, высокопрофессиональными, глубоко и тонко передающими его чувства и эмоции. Это следующие средства и приемы:

Все эти художественно-выразительные особенности помогают автору раскрыть свою душу перед читателем, показать всю глубину и остроту его чувств, передать его настроение.

Мое любимое произведение, было написано Тютчевым Федором Ивановичем, известным поэтом, одним из самых выдающихся представителей филосовской лирики. Родился 23 ноября 1803 года. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С. Е. Раич.

Пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе. Тютчев поступил в Московский университет, то есть стал ездить на лекции с воспитателем, а профессора сделались обычными

Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев в 1822 году был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу. За границей прожил, с небольшими перерывами, двадцать два года.

В петербургском обществе он имел большой успех: его образование, уменье быть одновременно блестящим и глубоким, способность дать теоретическое обоснование принятым воззрениям создали ему выдающееся положение.

Мое любимое произведение литературы второй половины 19 века это – “Последняя любовь” стихотворение Тютчева Ф. И. :

автор данного стихотворения, описывает любовь. Он говорит, что чем старше становится человек, тем сильнее он любит жизнь (“О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней..”). Тютчев сравнивает любовь к жизни, с солнечным светом. Он как бы говорит, что пол жизни прошло, но все равно, лучшее впереди, где свет – там жизнь! (“…Полнеба охватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье…”).

Так же, он просит жизнь остаться, чотбы она не уходила, ведь жизнь – это самое прекрасное, что есть у людей! (“…Помедли… Очарованье…”). И не важно, что со временем, человек стареет, он становится менее активным, его потребности снижаются, внутри человек остается тем же! (“…Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность…”).

Тютчев говорит, что жизнь это блаженство, что каждый вздох, это удовольствие. Но в то же время и безнадежность, в том плане, что не вернуть минувшие прекрасные годы… (“…О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность.”).

Федор Иванович, сравнивает жизнь, с любимой женщиной, на которую никак не можешь насмотреться, которую ты не просто любишь ты ее благословишь и благодаришь, что она рядом с тобой.

В 21 веке, это и другие произведения Тютчева, остаются актуальными, так как, он описывал жизнь и природу в своем творчестве то естественное и прекрасное, с чем знаком каждый человек. Я думаю, что человек должен относиться к жизни так, как описано в этом стихотворении, он должен беречь ее и восхищаться подарками судьбы, а не воспринимать это как должное, и думая, что так будет всегда, НЕТ, вечно так не будет. Ведь, если не следить за здоровьем, как сейчас поступает большинство людей и особенно молодежи, это приведет к плачевным последствиям.


Ноя 24, 2020 | 0 комментариев

Последняя любовь анализ

Небольшое по объему стихотворение под названием Последняя любовь Тютчев написал в поздний творческий период. Его можно назвать автобиографическим. Ведь в данном стихотворении автор отображает собственные переживания. Разобраться во всех его особенностях поможет анализ стиха Последняя любовь Тютчева.

Последняя любовь Тютчев анализ

Краткий анализ стихотворения выглядит следующим образом:

✔️ создан в период с 1852 до 1854 года;

✔️ в произведении поднимается столь важная тема, как любовь в самом глубоком и ее представлении. Пережить столь сильное чувство удастся лишь зрелым людям;

✔️ данное произведение состоит из трех частей, несущих разный смысл;

✔️ стих относится к такому жанру, как элегия.

Какова идея стихотворения Последняя любовь Тютчева и основные его особенности следует рассмотреть более подробно.

Последняя любовь Тютчев анализ

История создания

Отдельного внимания заслуживает история создания Последняя любовь Тютчева. В период его написания автор уже состоялся, как поэт, был зрелым мужчиной. Он искренне полюбил Елену Денисьеву, совсем юную по сравнению с ним девушку. Ему в тот период уже исполнилось 47 лет. Его же возлюбленной было всего 24.

Отношения начали развиваться очень стремительно, но пару все осуждали. Обусловлено это прежде всего тем, что у Тютчева тогда уже была семья. Роман с юной особой воспринимался, как что-то ненормальное. При этом чувства девушки к поэту оказались невероятно сильными и она смогла принести в жертву свое положение в социуме, лишь бы быть рядом с милым сердцу человеком.

Данные отношения длились на протяжении четырнадцати лет. Роман закончился лишь тогда, когда Елена скончалась. Она родила Тютчеву вне брака троих детишек, постоянно мучилась по причине того, что находилась в обществе в оскорбительном положении. Ее жизнь оборвалась из-за чахотки. Оставшуюся жизнь поэт испытывал чувство вины перед Еленой. Исходя из этого становится понятно, кому посвящено Последняя любовь Тютчева.

Поэт написал немало произведений, посвященных своей любимой. Все они были объединены в один цикл, который известен под названием Денисьевский. В него вошло и стихотворение Тютчева, которое называется Последняя любовь.

Тема и композиция

Тема Последней любви Тютчева понятна – это любовь. Этим нежным, искренним чувством пронизана каждая из строчек данного произведения. Правда, в данном случае речь идет не о юношеской страсти и переживаниях, характерных для молодых людей, а о зрелых чувствах.

Лирический герой в данном случае проявляет нежные чувства. В основе его любви лежит желание проявлять заботу и внимание, оберегать свою любимую. Правда, это далеко не дружба, которой присуща не романтика, а самая что ни на есть настоящая любовь, испытываемая мужчиной по отношении к женщине.

Эти чувства автор преподносит как небесный дар. Правда, они обречены и во всем стихотворении прослеживается безнадежность и некая тоска. Герой бережет любовь, понимая, что подобные взаимные чувства больше не смогут повториться.

Стих по количеству строф условно разделяется на три части. В каждой из них мысль является законченной. Например, в первой автор размышляет об испытываемой любви. Он сравнивает ее с зарей, которая освещает путь по жизни. Во второй герой является отрешенным, говорит о грядущей старости, которой избежать не удастся. Ему хочется, чтобы время хоть не на долго остановилось. Таким образом он сможет еще хоть немного насладиться данными чувствами.

В последней строфе отражается основная мысль Тютчева Последняя любовь. Поэт говорит о том, что какими ни были бы преграды, поставленные временем, у человека есть возможность искренне любить даже в зрелом возрасте.

Жанр и средства выразительности

Данное произведения автор написал в жанре элегия. Это своеобразная песня, обладающая грустным содержанием. Средства выразительности Тютчев в произведении Последняя любовь использует разные. Например, возвышенную интонацию ему удается сделать за счет частого применения буквы О. С помощью постоянных повторов, произведение становится музыкальным и лирическим.

Также в стихотворении отмечается множество эпитетов. Благодаря им произведение приобретает образность и максимальную выразительность.

Основная идея стихотворения

Идея стихотворения Последняя любовь Тютчева заключается в том, что искреннюю любовь люди могут испытать в любом возрасте. Чем же позже при этом проявятся данные чувства, тем более тяжело окажется воспринять разницу между разочарованием и наслаждением.

Последняя любовь послушать стихотворение

История создания

В 1826 году Федор Тютчев женился на Элеоноре Петерсон – женщине, которой автор восхищался, которой был очень признателен, благодарен, уверен в ней, уверен в её любви. В этом браке родились три замечательные дочери.

В 1833 году у Федора Ивановича начался роман с замужней на то время Эрнестиной Дернберг. Элеонора Федоровна догадывалась о измене мужа, но вела себя достойно. Скандал по этому поводу был лишь однажды, без присутствия самого Тютчева, впоследствии чего первая жена поэта довольно быстро ушла из жизни. Смерть жены Федор Иванович мучительно переживал, тосковал по ней, поседел за одну ночь… Но через несколько месяцев Федор Тютчев и Эрнестина Дернберг обвенчались. В этом браке родились ещё два сына и дочь.

В 1850 году Фёдор Иванович Тютчев познакомился с Еленой Александровной Денисьевой, которая училась в одном классе с его старшими детьми. Эрнестина Фёдоровна замечала знаки внимания своего мужа к подружке дочери, но не придавала большого значения им, так как привыкла к мимолетным романам Федора Ивановича. Но уже в 1851 году Елена Александровна родила от поэта первого ребенка. Их роман продолжался 14 лет, до смерти Елены Денисьевой.

Третий период творчества Тютчева, к коему относится разбираемое стихотворение, отличается трагическими, упадническими, мрачными нотами, безысходными настроениями. Он уже стар, а его муза молода и прекрасна.

Жанр, направление, размер

Композиция

В 1-й части автор восклицает, говорит будто на выдохе, после долгих раздумий и метаний.

Повторение слов или строк в лирических произведениях обычно заостряет внимание читателя на особо важном, на основном. В данном случае поэт воспользовался повторением, чтобы рассказать читателю о своей радости видеть этот удивительный свет, о нежелании его терять из виду.

Также автор прибегает к повторению.

В 3-й части поэт пишет о том, что, возможно внешне человек с возрастом и меняется, но сердце, душа его всегда молоды, полны любви и надежды!

Последние две строки – это отчаянный вывод из всего рассуждения поэта!

Образы и символы

Далее поэт прямым текстом сравнивает последнюю любовь с зарей.

Заря – это символ пришествия Христа. То есть тьмы уже не будет, есть негасимый свет! Поэт заменил закат словосочетанием заря вечерняя, что объясняет отношение лирического героя к одолевшему его чувству, лирический герой воспринимает его как что-то разрастающееся, увеличивающееся и усиливающееся.

Далее поэт пишет:

Скорее всего, здесь автор ничего не завуалировал, а образно обрисовал происходящие события, представив свою жизнь небом, в которой не было место радости, но вдруг появился свет, подаривший радость жизни лирическому герою.

Очень интересно так же то, что одно из символических значений запада – это средний возраст, то есть как раз тот возраст, в котором прибывал поэт на момент написания произведения. Этот факт ещё раз доказывает, что лирический герой является автопортретом поэта.

Темы, проблемы, настроение

В этом и заключается проблематика произведения, в сплетённости любви, нежности и отчаянья, странного чувства собственного несоответствия обстоятельствам, тревоги, страха. Старость контрастирует с юностью, закат дней сталкивается с ярким светом зари.

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Автор: Самый Зелёный · Published 29.06.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 12.10.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 17.04.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Последняя любовь.

История создания – Стихотворение написано в 1852–1854 годах и посвящено Елене Денисьевой.

Тема стихотворения – Сильное и глубокое чувство любви, которое возможно лишь в зрелом возрасте.

Композиция – Стихотворение условно разделено на три части, в каждой из которой автор заключил определённый смысл.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмы.

История создания

Будучи уже состоявшимся поэтом и зрелым мужчиной, Федор Иванович страстно полюбил молодую воспитанницу Института благородных девиц Елену Денисьеву. На тот момент Тютчеву было 47 лет, а его избраннице – 24 года, однако столь внушительная разница в возрасте не стала помехой для искренних чувств.

Роман между Фёдором Ивановичем и Еленой развивался весьма стремительно, став предметом пересудов и осуждений в обществе. Дело в том, что на тот момент известный поэт имел семью, и его связь с девушкой была аморальной. Чувства Денисьевой были настолько сильны, что она пожертвовала своим положением в обществе.

Порочная связь Тютчева продолжалась в течение 14 лет, вплоть до роковой гибели Елены, родившей поэту трёх внебрачных детей. Всё это время молодая женщина страдала от своего оскорбительного положения и умерла от скоротечной чахотки. Оставшиеся дни Фёдор Иванович прожил с чувством вины перед своей возлюбленной.

Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.

В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но всё же это не дружеские отношения, лишённые романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине.

Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадёжность. Он суеверно бережёт его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части, по числу строф, каждая из которых заключает в себе законченную мысль.

Во второй строфе чувствуется отрешённость героя, стоящего на пороге неизбежной старости. Он просит у времени небольшую отсрочку, чтобы успеть насладиться очарованием чувства.

В заключительной третьей строфе отображена главная мысль произведения – несмотря на все преграды, которые ставит время, человек способен искренне и беззаветно любить в любом возрасте.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмы.

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения : на первом плане эмоции лирического героя, его чувства, переживания.

Средства выразительности

Читайте также: