Дикой и кабаниха в пьесе гроза сочинение

Обновлено: 03.07.2024

В заключительной части статьи "Луч света в темном царстве" критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, "Гроза" есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее". Это "что-то", по мнению критика, "фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства", и "характер Катерины, рисующийся на этом фоне", от которого веет "новой жизнью", открывшейся "в самой ее гибели".

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего " внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически". Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: "Да ведь и у нас то же самое". Но разницу сама героиня определила так: "Да здесь все как будто из-под неволи!" Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее "созидающий, любящий, идеальный", поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в "золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. "

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. "В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце". В душе она строила свой идеальный мир, "посвященный добру и наслаждению", но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый "период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец", закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают "нечистые, развратные замыслы". Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, "что сохранилось от ее воспоминаний". Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: "ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле". По мнению Добролюбова, все это должно было "заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. ". Но "Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы".

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: ". дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. "

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать "беспрекословной угодницей" свекрови и "кроткою рабою" своего мужа. "Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи ". Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, "законно и свято", "при свете белого дня", "перед народом", то и жизнь для нее не имеет смысла.

"Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то "Гроза" и производит на нас впечатление освежающее. "

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье "Мотивы русской драмы" оспорил такую трактовку образа Катерины. "Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. " "Светлым явлением. ", продолжает критик, должно считать ". только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. " И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: "Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством" которое является совершенно неожиданным для нее самой".

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины" каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье "Мотивы русской драмы" он резко критикует "темное царство", выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения", которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: "Что домой, что в могилу — все равно!", прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: "человеческое достоинство", не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В "темном царстве" российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл "самое решительное" произведение Островского "глотком свежего воздуха" и утверждал, что в нем "есть что-то освежающее и ободряющее".

Дикой и Кабаниха, основные черты самодурства - примеры сочинений по

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представля­ет собой некую патриархальную идиллию.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе явля­ется купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дико­го — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характе­ра.

Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наслед­ство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит пле­мянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домо­строя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родите­лей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их.

«Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может.

Все это привело Тихона к определенной эмоциональной бесчувствен­ности: он часто не понимает состояния Катерины.

Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и соб­ственного мнения, и собственных чувств.

Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилиз­мом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако, вероят­но, она не осознает степень своей причастности к этому.

В геро­ине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, од­нако ее ложь —это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Пример сочинения 2

Всех героев пьесы Островского "Гроза" можно разделить на представителей "темного царства " и остальных героев.
Деление условное. Но смысл здесь в том, что есть общие черты, присущие всем героям,олицетворяющим это "царство".

К нему отнесём Кабаниху, Дикого, Феклушу и других странниц.
И главная их черта - невежество и дикость нравов.

Кабаниха Марфа Игнатьевна - купчиха, мать Тихона и Варвары,свекровь Катерины. Старается вести себя благообразно, в церковь ходит , "а домашних совсем заела" - говорит о ней Кулигин. Недаром автор дал ей говорящую, звероподобную фамилию.
Она - главная в доме. Является хранительницей старых устоев, где жена "да убоится мужа своего". По таким законам Домостроя она и действует.

Сын её боится, дочь обманывает и хитрит, научившись этому у матери, которую считают ханжой Кабаниха прикидывается слабой и немощной:"Мать стара ,мать глупа ". Требует заботы и внимания, но на самом деле всех в доме держит в ежовых рукавицах. Добра она к страннице Феклуше , которая, находившись по свету, рассказывает всякие ереси о "людях с песьими головами ", об огненной земле и т.д.

Кабаниха верит байкам, потому что необразованна и невежественна. Она очень боится потрясений, которые сметут установленный порядок жизни, где ей комфортно и спокойно. Но времена меняются. Вот она чувствует, что Катерина - вроде и смиренно себя ведёт, но горда и самолюбива. Как бы чего не случилось ?
Кабанихе трудно перенести самоубийство Катерины, даже собственный безответный сын обвиняет её. Но она справится. Новые времена ещё не наступили.

Другим представителем "Тёмного царства" является купец Савёл Прокофьевич Дикой.
Фамилия тоже говорящая. Дикий нрав его всем известен и дома,и в городе. Жена каждое утро просит домашних "Голубчики ,не рассердите ". Ведь Дикой ведёт себя как разъярённый зверь,никого не щадит.

Он скуп до дикости. За работу не хочет платит, а если и платит, то обманывая. Рабочим говорит, чтобы ушли, не просили денег, не злили его. Его философия до бесстыдства проста "Не доплачу я вам по копеечке, а у меня рублик накопится. Я свечку поставлю и грехи отмолю .Бог меня и простит ".

Его племянник Борис работает на Дикого бесплатно, надеясь, что тот отдаст ему наследство, которым по завещанию отца Бориса распоряжается Дикой. Он должен отдать наследство,если Борис будет себя хорошо вести. Но мы понимаем .что юноша никогда не угодит злому дяде и наследства не увидит. Дикой только "молодец на овец, а на молодца он и сам овца".

Он побаивается своего молодого и смелого приказчика Кудряша, потому что тот даёт ему отпор. А более всего он уважает свою куму Кабаниху. Кабаниха не кричит и не зверствует открыто, но купец знает, что пощады от неё не будет. Вот и не задирает её.

Кабаниха видит его насквозь. Дикой - невежественен. Когда Кулигин просит его дать денег на сооружение громоотвода, чтобы гроза не спалила город, Дикой отвечает, что колами да рожнами от грозы не спасёшься. Она "нам в наказание насылается". Таков ещё один представитель "тёмного царства", душащего всё светлое и передовое.

Этих героев можно с полным правом назвать самодурами русской жизни, потому что в своем поведении они руководствуются не только личной выгодой, но и своими мракобесными представлениями о жизни и её устройстве. Они живут по своим невежественным законам, которые безумны и бесчеловечны.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Дикой и кабаниха основные черты самодурства

Гроза

Представители темного царства

В город не могут проникнуть новые технологии и знания. Так происходит, потому что горожане очень темны и со страхом и недоверием относятся ко всему новому и боятся, даже чтобы здесь что-то основали новое или построили. Большинство жителей города, так же как Дикой и Кабаниха, негативно относятся к переменам и это их объединяет.

Устаревшее мышление персонажей

Марфа Игнатьевна всячески настаивает на соблюдении старых традиций. Женщина требует, чтобы люди делали элементарные вещи, к примеру, здоровались, выражали свои эмоции и общались, также как это было во времена ее молодости. Но при этом ее совершенно не беспокоят проблемы людей и соответствие этих действий реальному миру. К примеру, Кабанихе нет дела до пристрастия к спиртному сына, главное, чтобы он слушался ее во всем.

Дикой и кабаниха

Марфа Кабанова считает, что планета держится на тех, кто соблюдает старые законы и убеждает в этом Дикого. Из их диалога становится заметна определенная иерархия в их отношениях. Савел сам осознает, что у Кабанихи очень сильный характер и острый ум, прекрасно видит ее лидерские качества. Он понимает, что неспособен на такие манипуляции, которым каждый день поддает женщина свою семью.

Сравнивая персонажей, невозможно не отметить, что самодурство Дикого больше направлено на внешний мир, в то время как от деспотизма Кабанихи страдают только ее родственники, на людях же она получила репутацию хорошей матери и хозяйки.

Марфа и Савел почему-то абсолютно не переживают, на какие темы ведутся разговоры вокруг их особ и в какие сплетни верят люди. Ведь абсолютно уверены, что они правы и все делают верно. Ни одного из них не волнуют чувства близких и они не беспокоятся об их счастье. Для них, особенно для Кабанихи, отношения строятся исключительно на страхе и угнетении.

Характеристика купца

В Калинове самым богатым человеком являлся Савел Прокофьевич Дикой, который был купцом. По характеру это властный и суровый мужчина, привыкший, чтобы все вокруг него беспрекословно слушались и готовы были сделать все, что он пожелает. Савел прекрасно ощущает свою силу и власть над другими горожанами и пользуется этим. Ему ничего не стоит выругать, обокрасть или вытолкать откуда угодно бедняка.

Дикой и кабаниха характеристика

В городе ходят легенды о жестоком нраве купца. Среди жителей никто, помимо Кудряша, не способен постоят за себя, и Дикой всячески этим пользуется. Он повышает свою самооценку и утверждается в глазах других за счет издевок и унижения людей, а чувство вседозволенности только увеличивает жестокость. Удивительно, что Дикой всю свою злобу выливает исключительно на слабохарактерных горожанах или на близких. К примеру, однажды гусар обругал Дикого, но тот ничего не сказал в свою защиту. Зато вскоре он отыгрался на членах своей семьи, так что они 2 недели ходили по струнке перед хозяином.

Савел Прокопьевич — темный и безграмотный человек. Это особенно проявляется в определенных сценах:

Характеристика дикого и кабанихи

  1. Когда Кулигин попытался объяснить купцу, что из себя представляет гроза, тот лишь воскликнул в недоумении: о каком таком электричестве ему тут рассказывают. Он обозвал механика-самоучку разбойником, который не понимает, что гроза посылается людям в наказание, чтобы они могли почувствовать, где провинились перед высшими силами.
  2. У Дикого Кулигин также просил денег на возведение в городе солнечных часов и громоотвода, что были так нужны Калинову. Но купец был настолько безграмотен, что не только отказался спонсировать строения, но и пригрозил сдать в тюрьму за вольнодумие. Он угрожал пожаловаться городничему.

Несмотря на религиозность героя и его страх прогневать Бога, он не стеснялся издеваться над бедными людьми. Он настолько жаждал денег, что пренебрег завещанием собственной матери и не отдал часть ее наследства своему племяннику Борису. Дикий — эгоист по своей натуре.

Марфа Кабанова

Женщина строго следует устоям домостроевской старины и старается навязать их своим детям. Ведь они, по ее мнению, живут уже по иным, совершенно ей непонятным и в то же время неправильным порядкам. Кабаниха не в силах представить, как будет жить молодежь, когда представители ее поколения умрут. Она считает себя, своих ровесников и представителей старшего поколения всезнающими и очень мудрыми, а потому не понимает, на ком будет стоять этот белый свет без них. Марфа Игнатьевка, как и Дикой, темна и невежественна. Когда странница Феклуша рассказывает ей о новых удивительных машинах, Кабаниха критикует ее слова и то, что она описывает и считает транспорт чем-то опасным.

Характеристика дикого и кабанихи

Женщина также очень злая по своей натуре и склонна к деспотизму. Она требует беспрекословного повиновения и преклонения перед своей личностью и тем самым не дает Тихону и Катерине насладиться спокойной супружеской жизнью и самостоятельно принимать решения. Марфа Игнатьевна сразу же настолько невзлюбила невестку за ее свободолюбие и гордость, что даже была рада, когда та в конце пьесы умерла.

Сравнение героев

Кабаниху и Дикого сильнее всего сближает чувство вседозволенности и сильная уверенность, что все должно быть именно так, как они считают нужным.

Дикой и кабаниха представители темного царства в драме гроза

Между Савел Прокофьевичем и Марфой Игнатьевной, несмотря на большое сходство, есть и ряд различий:

  • прежде всего Кабаниха умнее Дикого;
  • Марфа Игнатьевна более сдержана и внешне кажется бесстрастной и суровой;
  • женщина мила с окружающими хоть и терроризирует своих близких, а Дикой требует повиновения от всех вокруг.


Представители темного царства

В город не могут проникнуть новые технологии и знания. Так происходит, потому что горожане очень темны и со страхом и недоверием относятся ко всему новому и боятся, даже чтобы здесь что-то основали новое или построили. Большинство жителей города, так же как Дикой и Кабаниха, негативно относятся к переменам и это их объединяет.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Первая зелень Остроухова
    На картине, мы видим обычный пейзаж, присущий для любой деревни или пригорода. Природа, запечатленная художником, не отличается особыми красками, она слегка тусклая и невзрачная.
  • Толстой Л. Н.
  • Сочинение Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина
    Денис Иванович касается периодов жизни, которые способствуют развитию и становлению детей. Недоросль Митрофанушка оказался в необыкновенном положении.
  • Сочинение про Общественное мнение
    Подобно еде, воде, воздуху и различным факторам, которые влияют на состояние человеческого организма, существуют источник, которые формируют общественное мнение. Один из самых популярных способов воздействовать
  • Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина
    Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения

Устаревшее мышление персонажей

Марфа Игнатьевна всячески настаивает на соблюдении старых традиций. Женщина требует, чтобы люди делали элементарные вещи, к примеру, здоровались, выражали свои эмоции и общались, также как это было во времена ее молодости. Но при этом ее совершенно не беспокоят проблемы людей и соответствие этих действий реальному миру. К примеру, Кабанихе нет дела до пристрастия к спиртному сына, главное, чтобы он слушался ее во всем.

Марфа Кабанова считает, что планета держится на тех, кто соблюдает старые законы и убеждает в этом Дикого. Из их диалога становится заметна определенная иерархия в их отношениях. Савел сам осознает, что у Кабанихи очень сильный характер и острый ум, прекрасно видит ее лидерские качества. Он понимает, что неспособен на такие манипуляции, которым каждый день поддает женщина свою семью.

Сравнивая персонажей, невозможно не отметить, что самодурство Дикого больше направлено на внешний мир, в то время как от деспотизма Кабанихи страдают только ее родственники, на людях же она получила репутацию хорошей матери и хозяйки.

Марфа и Савел почему-то абсолютно не переживают, на какие темы ведутся разговоры вокруг их особ и в какие сплетни верят люди. Ведь абсолютно уверены, что они правы и все делают верно. Ни одного из них не волнуют чувства близких и они не беспокоятся об их счастье. Для них, особенно для Кабанихи, отношения строятся исключительно на страхе и угнетении.

Образ и характеристика

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина

, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна.

Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги.

Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

Характеристика купца

В Калинове самым богатым человеком являлся Савел Прокофьевич Дикой, который был купцом. По характеру это властный и суровый мужчина, привыкший, чтобы все вокруг него беспрекословно слушались и готовы были сделать все, что он пожелает. Савел прекрасно ощущает свою силу и власть над другими горожанами и пользуется этим. Ему ничего не стоит выругать, обокрасть или вытолкать откуда угодно бедняка.

В городе ходят легенды о жестоком нраве купца. Среди жителей никто, помимо Кудряша, не способен постоят за себя, и Дикой всячески этим пользуется. Он повышает свою самооценку и утверждается в глазах других за счет издевок и унижения людей, а чувство вседозволенности только увеличивает жестокость. Удивительно, что Дикой всю свою злобу выливает исключительно на слабохарактерных горожанах или на близких. К примеру, однажды гусар обругал Дикого, но тот ничего не сказал в свою защиту. Зато вскоре он отыгрался на членах своей семьи, так что они 2 недели ходили по струнке перед хозяином.

Савел Прокопьевич — темный и безграмотный человек. Это особенно проявляется в определенных сценах:

  1. Когда Кулигин попытался объяснить купцу, что из себя представляет гроза, тот лишь воскликнул в недоумении: о каком таком электричестве ему тут рассказывают. Он обозвал механика-самоучку разбойником, который не понимает, что гроза посылается людям в наказание, чтобы они могли почувствовать, где провинились перед высшими силами.
  2. У Дикого Кулигин также просил денег на возведение в городе солнечных часов и громоотвода, что были так нужны Калинову. Но купец был настолько безграмотен, что не только отказался спонсировать строения, но и пригрозил сдать в тюрьму за вольнодумие. Он угрожал пожаловаться городничему.

Несмотря на религиозность героя и его страх прогневать Бога, он не стеснялся издеваться над бедными людьми. Он настолько жаждал денег, что пренебрег завещанием собственной матери и не отдал часть ее наследства своему племяннику Борису. Дикий — эгоист по своей натуре.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушиться, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Тест по произведению

В пьесе этих героев редко называют по имени отчеству, их больше зовут и . Общее в этих персонажей то, что они оба жестокие и бессердечные люди, а объединяет их любовь к деньгам. Отношения людей, по их мировоззрению, держатся только на богатстве. Они, как хотят, издеваются над своими домашними, заставляя их жить в постоянном страхе.

Дикой поставил себя выше всех окружающих, а они его боятся и даже не пытаются противиться этому. Он проявляет вседозволенность, потому что в Калинине нет никого, кто мог бы ему противостоять. Дикой убежден в своей безнаказанности и считает себя хозяином жизни.

Кабаниха прикрывает неуважительное поведение маской добродетели. Она человек сильный и властный, ее мало интересуют эмоции и чувства. Как человек старой формации Кабанова интересуется земными делами и интересами. Ее требования заключаются в беспрекословном выполнении порядка и чина.

Дикого, так же как и Кабанову, можно считать представителями некоторой части купеческого сословия, которые вели себя неподобающим образом. Таких людей нельзя назвать благочестивыми. Но нельзя сказать, что русское купечество XIX века было прототипом Кабанихи и Дикого. В этой же драме Островский показывает, что отец Бориса был братом Дикого, но воспитываясь в одной и той же семье, отличался от купца Дикого. Женат отец Бориса был на девушке дворянского происхождения, и у него была совсем другая жизнь, чем у его деспотичного брата.

Кабанова тоже показана как типичный представитель купечества. Будучи главой семейства, матерью Тихона, Варвары и свекровью Катерины, она постоянно своим поведением изводит своих самих близких людей. Может она по-своему и любила своих детей, но разве нормальная мать может так себя вести? Наверное, нет. В драме есть описание рассказа Катерины о детстве. Родители Катерины тоже были из купеческого сословия, но мать Катерины была чуткой, доброй и отзывчивой женщиной. Она очень любила и заботилась о своей дочери.

Марфа Кабанова

Женщина строго следует устоям домостроевской старины и старается навязать их своим детям. Ведь они, по ее мнению, живут уже по иным, совершенно ей непонятным и в то же время неправильным порядкам. Кабаниха не в силах представить, как будет жить молодежь, когда представители ее поколения умрут. Она считает себя, своих ровесников и представителей старшего поколения всезнающими и очень мудрыми, а потому не понимает, на ком будет стоять этот белый свет без них. Марфа Игнатьевка, как и Дикой, темна и невежественна. Когда странница Феклуша рассказывает ей о новых удивительных машинах, Кабаниха критикует ее слова и то, что она описывает и считает транспорт чем-то опасным.

Женщина также очень злая по своей натуре и склонна к деспотизму. Она требует беспрекословного повиновения и преклонения перед своей личностью и тем самым не дает Тихону и Катерине насладиться спокойной супружеской жизнью и самостоятельно принимать решения. Марфа Игнатьевна сразу же настолько невзлюбила невестку за ее свободолюбие и гордость, что даже была рада, когда та в конце пьесы умерла.

Популярные сочинения

Сравнение героев

Кабаниху и Дикого сильнее всего сближает чувство вседозволенности и сильная уверенность, что все должно быть именно так, как они считают нужным.

Между Савел Прокофьевичем и Марфой Игнатьевной, несмотря на большое сходство, есть и ряд различий:

  • прежде всего Кабаниха умнее Дикого;
  • Марфа Игнатьевна более сдержана и внешне кажется бесстрастной и суровой;
  • женщина мила с окружающими хоть и терроризирует своих близких, а Дикой требует повиновения от всех вокруг.

Сочинение 2

Купеческий дом

Семья Кабановых: вдовствующая мать Марфа Игнатьевна, дочь Варвара, сын Тихон и его жена Катерина живут в большом богатом доме за глухим высоким забором. Уклад жизни в этом семействе вполне типичен для состоятельного купечества того времени. Патриархальные порядки, царящие в нём, как и во всём городе, определяют взаимоотношения его обитателей.

Эти люди ведут размеренную и спокойную жизнь. Им нет нужды заботиться о хлебе насущном, работать, чего-то добиваться. Богатство позволяет бездельничать и ни о чём не беспокоиться. Они не стремятся к образованию, не читают книг, газет, не интересуются ничем новым. Всё это им не нужно. Большую часть времени проводят дома, изредка выходя на прогулки.

Однако жизнь этого семейства нельзя назвать счастливой. Деспотизм, жестокость и самодурство матери, которая держит всех своих домашних в железных рукавицах, не позволяет никому из них и шагу ступить без её воли. Именно такой домостроевский порядок она считает единственно верным, и противится всему, что даже в малейшей степени не согласуется с ним.

Сын и дочь

Воспитанные в богатой купеческой семье Тихон и Варвара с рождения привыкли безропотно подчиняться своей властной матери, и никогда ни в чём даже не пытаются ей возражать. Кабаниха не позволяла им иметь собственного мнения, и требовала полного повиновения во всём. Её муж давно умер, ничто не мешало ей самодурствовать. И дети выросли покорными. Все их поступки должны быть одобрены родительницей. Однако оба они:

  • не разделяют домостроевских взглядов матери;
  • страдают от её деспотизма;
  • мечтают вырваться на волю.

Варвара, дочь Кабанихи тоже подчиняется матери. Однако эта девица не так слаба и безвольна, как её брат, и характеры у них разные. Выросшая в деспотичной обстановке, она научилась ловко обманывать и хитрить, чтобы добиться того, что ей хочется. Без этого в их доме жить невозможно, что она и объясняет Катерине. Никаких угрызений совести не чувствует. И сама умело лжёт, чтобы встречаться со своим возлюбленным, а затем и вовсе сбегает с ним из дома. Лицемерие и ханжество давно вошли у неё в привычку. Хотя вряд ли можно строго судить её за это.

Глава семейства

Несложно ответить на вопрос, к какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха. Её образ традиционно считается одним из самых отрицательных женских персонажей в классической русской литературе. Эта пожилая купчиха упрямая и вздорная. Отличительные черты её характера — самодурство, суеверие, жестокость.

Представления этой бездушной женщины о жизни определяются приверженностью к старым порядкам, что проявляется в каждом её поступке и суждении. Она совершенно необразованна, но считает себя умным человеком. Ей чужды даже сами понятия о доброте и справедливости. Никто не слышал от неё никогда ласкового слова.

Сильная, властная и крайне упрямая, она не позволяет им даже задуматься о правильности своего мнения и принятых ею решений, считая, что лишь она может одобрять или не одобрять действия и поступки. И не видит ничего плохого в том, что превратила собственного сына в настоящего труса, мягкотелого, безвольного слабака, полностью лишённого мужского достоинства. Он так боится её, что даже после женитьбы не смеет возразить ей ни в чём.

Сердечная привязанность

Любит ли она своих детей? Ответить достаточно сложно. В силу ужасного характера эта жестокая мамаша постоянно пилит их, обвиняя в том, что они не желают во всём жить по привычным ей старым правилам. По её словам, строгости она заводит именно от любви к ним, так как желает им добра. Дочери она даже позволяет изредка прогуливаться и видеться с молодёжью.

Но нелегко представить, чтобы в сердце этой злобной ведьмы есть такое светлое чувство, как любовь к своим детям. С трудом можно предположить, что это жестокое существо любит хоть кого-нибудь. Что же касается невестки Катерины, то её она и вовсе готова сжить со свету, и это у неё успешно получается.

Кабаниха считает себя глубоко религиозной. Однако вера её не подлинная, идущая от сердца. Для неё главное — соблюдение всех обрядов, внешней атрибутики. Важно выглядеть таковой в глазах окружающих, а искренние душевные порывы для неё — дело десятое.

Читайте также: