Сочинение рассуждение презентация 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи для обучающихся 5 классаРазработка учителя русского языка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок развития речи для обучающихся 5 классаРазработка учителя русского языка.

Тип урока: развитие речи. Формируемые УУД: Личностные: адекватная самооценка.

Тип урока: развитие речи.

Цели урока: 1. Повторить изученный в начальной школе материал по теме: «Типы.

Цели урока: 1. Повторить изученный в начальной школе материал по теме: «Типы речи«
2. Научить строить рассуждение с выводом.
3. Показать значимость русского языка в современной жизни.
Опережающее задание:
-Вспомнить типы речи.
-Подобрать примеры 1 в.-описания
2 в-повествования
3 в-рассуждания
4 в-два высказывания или три пословицы о русском языке

Повествовавние Описание РассуждениеПовторим Какие типы речи мы знаем?

Повествовавние
Описание
Рассуждение
Повторим
Какие типы речи мы знаем?


Задания по вариантам. -Определите, к какому типу речи относится ваш текст. -В.

Задания по вариантам.
-Определите, к какому типу речи относится ваш текст.
-Вспомните, что характерно для текста-повествования, текста- описания и текста-рассуждения.
-Докажите свою точку зрения, выделив основные части текста и проанализировав их.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки- это язык.
-Это повествование, так как здесь даётся информация о том , что вся жизнь человека связана с языком. Глаголы указывают на последовательность событий.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.Нет таких звуков,для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский.
-Это описание, так как здесь нет событий.

Для чего надо ходить в школу? И зачем придумали, чтобы дети ходили в школу? М.

Для чего надо ходить в школу?
И зачем придумали, чтобы дети ходили в школу? Мало этого, нас ещё и уроки заставляют делать. Кому это надо?
Может, нашим родителям? Но ведь они и так всё знают, значит им это не нужно.
А что будет, если дети не будут учиться? Они, конечно, вырастут и станут взрослыми, но будут неграмотными. Значит, они не смогут найти хорошую работу, не будут хорошо зарабатывать. Они ведь даже книжки не смогут почитать своим детям! А как они считать будут?
- Этот текст похож на рассуждение, так как поставлен вопрос, есть доказательство, только нет законченности.

Что такое сочинение?СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мысле.

Что такое сочинение?
СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ:

-Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.

-Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.

-Слова должны быть употреблены в правильном значении.

-Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.

Сочинение – это изложение своих мыслей, знаний на заданную тему в письменной.

Сочинение – это изложение своих мыслей, знаний на заданную тему в письменной форме.
Изложение учит правильно передавать своими словами чужие мысли, а сочинение – правильно излагать свои собственные.

Можно использовать эпиграф.Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною зн.

Можно использовать эпиграф.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком. (С. Данилов)
-О чём говорит поэт? Какая мысль здесь главная?

Как избежать ошибки в сочинении?-Не перегружайте сочинение подробностями, без.

Как избежать ошибки в сочинении?
-Не перегружайте сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись.
-Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.
-Следи за правильным употреблением слов.
-Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.
-Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.
-Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав соседнего предложения.
-Учись заменять слова синонимами.
-Не повторяй одну и ту же мысль разными словами.
-Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов.
-Старайся не употреблять слов – паразитов.
-Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).
-Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.

Учимся писать сочинение-рассуждение Наши задачи: 1 Написать сочинен.

Учимся писать сочинение-рассуждение
Наши задачи:
1 Написать сочинение на тему « Для чего нужно изучать русский язык?
2 Для этого:
-Выдвинуть тезис
-Доказать свою мысль
-Подвести итог

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ Сочинение-рассуждение-это текст, в котором дается объяс.

Сочинение-рассуждение-это текст, в котором дается объяснение какому-либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете.
Объясняется:
Что это?
Почему это есть?
Почему это произошло, случилось?
Почему так?

Используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак .

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ План: 1.Высказывается какая-то мысль. (тезис) 2.Прив.

1.Высказывается какая-то мысль.
(тезис)

2.Приводятся доказательства этой мысли.
(аргумент)

3.Итог, то есть вывод из доказательства.
(вывод)

Сочинение-РассуждениеЭто текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо явл.

Сочинение – рассуждение.Для чего нужно изучать русский язык?

Сочинение – рассуждение.
Для чего нужно изучать
русский язык?

Как начать сочинение?-Подумать о роли русского языка в нашей жизни. -Поразмыш.

Как начать сочинение?
-Подумать о роли русского языка в нашей жизни.
-Поразмышлять , для чего в школьную программу ввели изучение русского языка
-Пофантазировать, что было бы, если бы русский язык перестали изучать
Выбирайте!

Клише для вступленияВсем известно, что … В наше время без… Если бы вдруг в од.

Клише для доказательстваЯ считаю,… По-моему,… Во-первых,…. Во-вторых,….

Клише для доказательства
Я считаю,…
По-моему,…
Во-первых,….
Во-вторых,….
Может быть,…

Как построить заключение1. Прочитать текст. 2. Найти в нём основную мысл.

Как построить заключение
1. Прочитать текст.
2. Найти в нём основную мысль, аргументы. Которые приводит автор для доказательства своего утверждения.
3. Сделать вывод.
Например:
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка являются не праздным занятием, от нечего делать, но насущной необходимостью:. А И.Куприн утверждал, что русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Сочинение-Рассуждение на тему: Для чего нужны уроки русского языка Человек.

Сочинение-Рассуждение на тему: Для чего нужны уроки русского языка
Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. К. Паустовский.
Дикарём мы считаем человека, живущего по примитивным законам. А при чём
тут знание русского языка?
Я считаю, что знать язык-это не только общаться на нём с друзья. Я не раз замечал, что речь людей дома, на работе, в общественных местах сильно отличается. Книги для детей и учебники , газеты и объявления –тоже написаны русским языком, но по-разному.
Поэтому надо знать, где и как говорить или писать, чтобы не быть похожим на дикаря.

Образец сочиненияВ школе мы изучаем много разных предметов: математику -что.

Образец сочинения
В школе мы изучаем много разных предметов:
математику -чтобы уметь считать, географию- чтобы знать все части света ,иностранный язык- чтобы понимать иностранцев… А вот для чего мы учим русский язык? Ведь мы и так говорим по-русски!
Я думаю, что эти уроки очень нужны.
Во-первых, мы учимся правильно писать слова.
Во-вторых, учимся выражать свои мысли.
В-третьих, учимся рассуждать. Всё это мы должны делать грамотно.
Значит, уроки русского языка в школе очень нужны.

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Зима – лучшее время года. В году четыре.

Зима – лучшее время года.

В году четыре времени года, они хороши по-своему, но мне больше нравится зима.

Хотя зимой и холодно, но развлечений не меньше, чем летом. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Если не хочешь на лыжах, можно взять ледянки и кататься с горки. Когда погода теплая, снег липкий, можно играть в снежки и лепить снеговиков. А как красиво в лесу зимой! Ветки деревьев покрыты инеем, все блестит и сверкает на солнце.

Вот какое хорошее время года, да и день рождения у меня зимой , и Новый год.

ПОЧЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ Наступила холодная зима. Пушистый снег, с.

ПОЧЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Наступила холодная зима. Пушистый снег, словно периной, укутал землю, крыши домов, кусты и деревья. Трудно добывать пищу птицам.
Поэтому они перекочёвывают в ближайшие города и селения. Поэтому зимой многие птицы жмутся к человеческому жилью.
Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом.
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, крошками белого хлеба. А дятлы и синицы с удовольствием полакомятся несолёным салом и мясом.
Птицы наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского хозяйства. Берегите птиц!

-Справился ли с работой ученик? -Соответствует ли тема заглавию? -Нет, учени.

-Справился ли с работой ученик?
-Соответствует ли тема заглавию?
-Нет, ученик рассуждает о людях - дикарях, а доказывает, что нужно изучать русский язык.
-Можно ли условно назвать этот текст рассуждением?
-Если следовать схеме, то да. Здесь присутствуют и вступление, и доказательство, и вывод. Только вступление для этой темы не подходит.


№ слайда 1

Опережающее задание: Опережающее задание: -Вспомнить типы речи. -Подобрать приме

№ слайда 2

Опережающее задание: Опережающее задание: -Вспомнить типы речи. -Подобрать примеры 1 в.-описания 2 в-повествования 3 в-рассуждания 4 в-два высказывания или три пословицы о русском языке

-Ребята, на каком языке мы с вами говорим и думаем? -Ребята, на каком языке мы с

№ слайда 3

Мы не случайно говорим и пишем сегодня о русском языке. Дело в том, что нам надо

№ слайда 4


№ слайда 5

Задания по вариантам. Задания по вариантам. -Определите, к какому типу речи отно

№ слайда 6

Задания по вариантам. Задания по вариантам. -Определите, к какому типу речи относится ваш текст. -Вспомните, что характерно для текста-повествования, текста- описания и текста-рассуждения. -Докажите свою точку зрения, выделив основные части текста и проанализировав их.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно св

№ слайда 7

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки- это язык. -Это повествование, так как здесь даётся информация о том , что вся жизнь человека связана с языком. Глаголы указывают на последовательность событий.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя был

№ слайда 8

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.Нет таких звуков,для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.Нет таких звуков,для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский. -Это описание, так как здесь нет событий.


№ слайда 9

Наши задачи: Наши задачи: 1 Написать сочинение на тему « Для чего нужно изучать

№ слайда 10

Наши задачи: Наши задачи: 1 Написать сочинение на тему « Для чего нужно изучать русский язык? 2 Для этого: -Выдвинуть тезис -Доказать свою мысль -Подвести итог


№ слайда 11


№ слайда 12


№ слайда 13


№ слайда 14


№ слайда 15

-Подумать о роли русского языка в нашей жизни. -Подумать о роли русского языка в

№ слайда 16

-Подумать о роли русского языка в нашей жизни. -Подумать о роли русского языка в нашей жизни. -Поразмышлять , для чего в школьную программу ввели изучение русского языка -Пофантазировать, что было бы, если бы русский язык перестали изучать Выбирайте!

Всем известно, что … Всем известно, что … В наше время без… Если бы вдруг в один

№ слайда 17

Я считаю,… Я считаю,… По-моему,… Во-первых,…. Во-вторых,…. Может быть,…

№ слайда 18

Я считаю,… Я считаю,… По-моему,… Во-первых,…. Во-вторых,…. Может быть,…


№ слайда 19

Итак,… Итак,… Значит ,уроки… Из сказанного выше следует, что…

№ слайда 20

Итак,… Итак,… Значит ,уроки… Из сказанного выше следует, что…


№ слайда 21

-Справился ли с работой ученик? -Справился ли с работой ученик? -Соответствует л

№ слайда 22

-Справился ли с работой ученик? -Справился ли с работой ученик? -Соответствует ли тема заглавию? -Нет, ученик рассуждает о людях - дикарях, а доказывает, что нужно изучать русский язык. -Можно ли условно назвать этот текст рассуждением? -Если следовать схеме, то да. Здесь присутствуют и вступление, и доказательство, и вывод. Только вступление для этой темы не подходит.


№ слайда 23


Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.


Основной вопрос – почему? Чаще всего в рассуждении используются наречия.


Определите, к какому типу нужно отнести данный текст 1. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.


Определите, к какому типу нужно отнести данный текст 2. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.


Определите, к какому типу нужно отнести данный текст 3. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. “Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.



Схема текста-рассуждения Тезис Доказательства Вывод


Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать. Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. Вывод – это то, что следует из сказанного выше.


Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте? Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег… В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу… В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее. Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.


Работа по учебнику С. 14 Упр. 398 Упр. 399


Слова-помощники Тезис: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает… Доказательства: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, к примеру, чтобы убедиться… Вывод: таким образом, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…


По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные элементы рассуждения и используя слова-помощники. Мы с моей подругой Машей очень любим читать. – Друзья всегда помогают друг другу. – Собака – друг человека.


“Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”. Все классы должны быть дружными. А наш класс недружный. Попробую вам доказать. Во-первых, наш класс недружный потому, что на каждой перемене спорят, обзываются и даже дерутся. Во-вторых, не в полном составе участвует в трудовых делах, многие не являются без уважительных причин. В-третьих, ребята плохо выполняют свои поручения. А самое главное, наш класс не всегда здоровается с учителями и директором. Значит, наш класс недружный.


“Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”. Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?


Доказательства в рассуждении из книг из жизни


Вывод по уроку. Мы познакомились с новым для нас типом текста – рассуждением. Какова основная задача текста рассуждения? Назовите структурные элементы рассуждения? Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовать при изучении темы "Типы речи", а также при подготовке к сочинению - рассуждению.

ТЕМА: СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ

ТЕМА: СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ

Цели и задачи: Познакомить со строением текста типа рассуждения. Обучающие задачи: продолжать формирование умения определять тип речи; дать понятие тезиса, аргумента, вывода в тексте, рассуждения; сформировать умение находить в рассуждении эти структурные части; сформировать умение выделять в повествовании элементы рассуждения; Развивающие задачи: развивать мышление и речь; Воспитывающие задачи: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитание культуры общения.

Цели и задачи:

  • Познакомить со строением текста типа рассуждения.

Обучающие задачи:

  • продолжать формирование умения определять тип речи;
  • дать понятие тезиса, аргумента, вывода в тексте, рассуждения;
  • сформировать умение находить в рассуждении эти структурные части;
  • сформировать умение выделять в повествовании элементы рассуждения;

Развивающие задачи:

Воспитывающие задачи:

повествование

Способы различения типов речи. одно фото нет фото несколько фото рассуждение повествование описание

Способы различения типов речи.

рассуждение

повествование

Рассуждения в школьной жизни?

Текст-рассуждение. Моя собака - настоящий друг. Когда мы гуляем, она весело играет со мной. А если рядом опасность, она всегда готова защитить меня. Так уже было несколько раз. Я очень люблю свою собаку.

Текст-рассуждение.

Моя собака - настоящий друг. Когда мы гуляем, она весело играет со мной. А если рядом опасность, она всегда готова защитить меня. Так уже было несколько раз. Я очень люблю свою собаку.

Рассуждение почему? Что из этого следует? Вывод Обоснование: аргументы, примеры Тезис потому что поэтому

Что из этого

Обоснование:

аргументы, примеры

Какая часть текста отсутствует? Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерицей на все руки.

Какая часть текста отсутствует?

Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями.

Словом, была мастерицей на все руки.

Найдите тезис, аргумент, примеры, вывод. Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры- самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

Найдите тезис, аргумент, примеры, вывод.

Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры- самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

Найдите рассуждения, обозначьте части рассуждения.

Пошел Иван-царевич дальше.

Вдруг бежит ему навстречу косой заяц.

Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

Читайте также: