Сочинение рассуждение по тексту лихачева за что отвечает человек

Обновлено: 07.07.2024

Правдив ли миф о естественном человеке? В чем выражается культура природы? Как должны строиться отношения человека и природы?

Эти вопросы и затрагивает Д. Лихачев в своих размышлениях.
В данном тексте автор обращается к проблемам отношения человека и природы, антропогенного воздействия. Эти вопросы очень актуальны для нашего времени, потому что касаются каждого человека.
Дмитрий Сергеевич считает, что мозг у людей, независимо от расы и национальной принадлежности, способен к прогрессивному развитию, и все мы должны стремиться быть

интеллектуально образованными.
Я полностью согласна с его мнением, потому что, на мой взгляд, когда умен каждый человек, общество становится более прогрессивным. Но если быть интеллектуалом – вредно, то о какой цивилизованности может идти речь? Если бы люди не развивались, то человечество остановилось бы где-то на начальных этапах развития, и современное общество ничем бы не отличалось от первобытного.
Лихачев утверждает, что человек не может существовать без природы, и с этим невозможно не согласиться. Она стала непредсказуемой благодаря антропогенному воздействию. Например, жара, которая стояла

в течение всего лета, ставшая причиной катастрофичных пожаров, тоже является результатом деятельности человека.

Исходя из этого, я считаю, что люди должны бережней относиться к природе.
Подтверждение тому можно найти и в произведении В. Астафьева “Царь-рыба”. В нем говорится, что природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе.

Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
Я надеюсь, что каждый человек осознает, что нельзя относиться к природе исключительно потребительски.


В ходе урока учащиеся учатся работать с текстом: выявляют проблему, комментируют авторскую позицию, учатся подбирать аргументы.

Описание разработки

Цель:

- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.

Задачи:

- обратить внимание на речевое оформление сочинения,

- помочь одиннадцатиклассникам понять принцип пошагового анализа текста,

- отработать методику работы с текстом.

Оборудование: раздаточные карточки с текстом Д. Лихачёва, слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом и содержащая дополнительную информацию

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение.

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

  1. Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.
  2. Прокомментируйте проблему.
  3. Сформулируйте позицию автора.
  4. Формулируем собственную позицию и приводим аргументы ( не менее 2-х)
  5. Заключение.

Знакомство с текстом.

« За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за свои поступки.

Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

Работа над текстом Д. Лихачёва

( Об ответственности человека за всё на планете).

  1. Зачем автор создал этот текст? Что именно хотел он сказать?

Читаем текст ещё раз и выписываем из текста или формулируем основные положения сами, помня о том, что мысль текста разворачивается от абзаца к абзацу.

А также параллельно освещаем, где необходимо, вопросы: через что автор доводит до читателя свои мысли, каким образом он это делает, с помощью чего.

Учащиеся работают самостоятельно. Один работает у доски.

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих.

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много).

Поступки человека должны быть разумны и человечны.

В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй.

Работаем над вступлением.

Д.Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.

Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он затрагивает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чём заостряет внимание?

Напоминаем учащимся основное отличие пересказа от комментария.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Составляем таблицу. – смотрите документ

Определяем позицию автора.

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Учащимся предлагаются различные способы формулировки авторской позиции:

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Примерная формулировка авторской позиции:

Далее мы должны заявить о своей позиции и привести аргументы (не менее 2-х), подтверждающие эту позицию.

Повторение типов аргументов.

Учащимся предлагается ряд аргументов. Какие из них можно использовать?

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что последствия нашей цивилизации напоминают не что иное, как поле битвы, на котором лежит раненая природа с изуродованной землёй, с горами мусора и отходов, с тысячами гектаров мёртвых и заражённых пространств…Причина неуважительного отношения людей лежит в нашей нравственной неразвитости.

Любовь к Отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах.(А.Н. Толстой).

Что человек сделал, то у него и есть. (В. Каппони, психолог).

Человек паче всех есть существо соучаствующее. (А. Н. Радищев).

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то – Земли не будет и каждого из нас. /Михаил Дудин/

Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни.(Норберт Винер).

Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя (Норберт Винер).

Птицы, рыбы и звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте люди.

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

И земля без зверей –

Не земля! (Р. Рождественский).

Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству. (Л.Лесков).

Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. (Ж.Кусто).

22 апреля 1994 года был объявлен Всемирный день защиты Земли, а 7 – 8 сентября 2000 года была принята Декларация прав Земли.

Человек должен украшать землю. (М. Шолохов).

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. ( К.Г. Паустовский).

Чтобы навредить – и одной руки много, чтобы добро творить – и двух мало. (Пословица).

Какие художественные произведения могут аргументировать вашу позицию?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие у учащихся умений и навыков написания сочинения-рассуждения в формате Единого государственного экзамена по русскому языку ВАжно для 11-классников выявлять и формулировать проблему текста. В образовательных целях необходимо выявлять и формулировать позицию автора, собственную позицию, правильно подбирать пример из отечественной художественной литературы, из публицистики, из жизни. В воспитательных целях необходимо формировать у учащихся сознательного отношения к учебному труду, воспитывать любовь и уважение к изучению русского языка и культуре общения.

Урок русского языка в 11 классе.

- подготовка учащихся к выполнению части 2 в ЕГЭ.

- обратить внимание на речевое оформление сочинения,

- помочь одиннадцатиклассникам понять принцип пошагового анализа текста,

- отработать методику работы с текстом.

Организационный момент.

Повторение.

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.

Сформулируйте позицию автора.

Формулируем собственную позицию и приводим аргументы (не менее 2-х)

Знакомство с текстом.

« За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за свои поступки.

Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

4. Работа над текстом Д. Лихачёва

Работаем над вступлением.

Д.Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.

Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он затрагивает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования

Проблема может быть сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная и т.д.

Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить.

Проблема возникает, встаёт перед автором и читателем, представляет интерес, ждёт решения, заслуживает внимания

( Об ответственности человека за всё на планете).

Зачем автор создал этот текст? Что именно хотел он сказать?

Читаем текст ещё раз и выписываем из текста или формулируем основные положения сами, помня о том, что мысль текста разворачивается от абзаца к абзацу.

А также параллельно освещаем, где необходимо, вопросы: через что автор доводит до читателя свои мысли, каким образом он это делает, с помощью чего.

Учащиеся работают самостоятельно. Один работает у доски.

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих.

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много).

Поступки человека должны быть разумны и человечны.

Формулируем проблему.

В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй.

Комментируем проблему.

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чём заостряет внимание?

Напоминаем учащимся основное отличие пересказа от комментария.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и читателю становится понятно, как много зависит от её слаженной работы.

Определяем позицию автора.

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Учащимся предлагаются различные способы формулировки авторской позиции:

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Примерная формулировка авторской позиции:

Далее мы должны заявить о своей позиции и привести аргументы (не менее 2-х), подтверждающие эту позицию.

Учащимся предлагается ряд аргументов. Какие из них можно использовать?

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что последствия нашей цивилизации напоминают не что иное, как поле битвы, на котором лежит раненая природа с изуродованной землёй, с горами мусора и отходов, с тысячами гектаров мёртвых и заражённых пространств…Причина неуважительного отношения людей лежит в нашей нравственной неразвитости.

Любовь к Отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах.(А.Н. Толстой).

Что человек сделал, то у него и есть. (В. Каппони, психолог).

Человек паче всех есть существо соучаствующее. (А. Н. Радищев).

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то – Земли не будет и каждого из нас. /Михаил Дудин/

Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни.(Норберт Винер).

Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя (Норберт Винер).

Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству. (Л.Лесков).

Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе.(Ж.Кусто).

22 апреля 1994 года был объявлен Всемирный день защиты Земли, а 7 – 8 сентября 2000 года была принята Декларация прав Земли.

Человек должен украшать землю. (М. Шолохов).

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. ( К.Г. Паустовский).

Чтобы навредить – и одной руки много, чтобы добро творить – и двух мало. (Пословица).

Какие художественные произведения могут аргументировать вашу позицию?

Написание заключения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Вступительное слово.

Знакомство с текстом Д.С. Лихачёва. (Слайд 1)

- Для начала я предлагаю прочитать исходный текст .

Раздаются текст и бланки с алгоритмом сочинения и речевыми клише )

За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за других.

Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает за воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

(Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающийся

учёный-литературовед и общественный деятель)

- Давайте обратимся к алгоритму написания сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту . (Слайд 2)

Постановка проблемы

Комментарий к поставленной проблеме.

Позиция автора.

Собственная позиция.

Литературный аргумент.

2. Работа с текстом Д.С. Лихачёва

Зачем автор созд а л этот текст? Что именно хотел он сказать?

Читаем текст ещё раз и выписываем из текста или формулируем основные положения сами, помня о том, что мысль текста разворачивается от абзаца к абзацу.

А также параллельно освещаем, где необходимо, вопросы: через что автор доводит до читателя свои мысли, каким образом он это делает, с помощью чего?

( Учащиеся работают самостоятельно. Один работает у доски ).

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих .

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

(Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много).

Поступки человека должны быть разумны и человечны.

Работаем над вступлением

Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. ( Об ответственности человека за всё на планете).

- Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению? (Слайд 3)

- Вопросно-ответное единство.

- Цепочка вопросительных предложений.

- Риторический вопрос.

- Краткая справка об авторе текста.

- Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

В бланках с т екстом даны возможные варианты вступлений , Рассмотрите речевые клише . Выберите подходящий для вас вариант, выделите его фломастером, а концовку предложения напишите в бланке (черновичке) (Слайд 4)

Д. Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.

Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он подимает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.

Следующий пункт алгоритма сочинения – это "Постановка проблемы" .

Это будет второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть несколько проблем , мы попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества . Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причем, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.

Формулируем проблему. (Слайд 5)

Проблему можно

а). Сформулировать своими словами (проблема + сущ. в родительном падеже).

- Какие же речевые клише можно употребить для формулирования проблемы ? (Слайд 6)

В данном тексте

- автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему.

- даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

- показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

- подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

- (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой. Устарело ли это понятие?

- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое .

- Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…

- Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного - человека, поднимает…

- Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.

- И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

- Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.

(В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй ). (Слайд 7)

Комментируем проблему.

- Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац. Напоминаем учащимся основное отличие пересказа от комментария .

Пересказывая , мы говорим о том, что делают герои , а комментируя , мы говорим о том, что делает автор .

Чтобы прокомментировать проблему , попробуйте ответить на вопросы

На каком материале автор раскрывает проблему?

Насколько актуально то, о чем пишет автор?
– На чем заостряет внимание?
– К каким выводам приводит читателя?

Давайте рассмотрим примеры речевых клише (Слайд 8 )

То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…
– (Автор) заостряет внимание на…
– (Автор) раскрывает проблему на материале…
– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему .
– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор.

Комментарии по тексту (Слайд 9 )

К осознанию этой проблемы автор подводит читателя через ряд вопросов, поставленных в начале текста.

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих.

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия. (Слайд 11 )

( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много ).

Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д.А. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и читателю становится понятно, как много зависит от её слаженной работы.

Определяем позицию автора.

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.

Учащимся предлагаются различные способы формулировки авторской позиции: (Слайд 12)

– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”.

– (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.
– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)
– убедительно доказывает, что…
– обращает внимание на то, что…
– выражает тревогу…
– верно (тонко) замечает…

Примерная формулировка авторской позиции исходного текста:

(Слайд 13)

7. Комментарий к авторской позиции.

- Далее мы должны заявить о своей позиции и привести аргументы (не менее 2-х), подтверждающие эту позицию.

- На мой взгляд, это самая креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. (Слайд 14)

Построение текста-рассуждения.

Тезис.

Аргументация.

Вывод.

Тезисом в данном сочинении является авторская позиция , которую мы определили, аргументы же должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.

Что можно считать жизненным опытом? Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы) Предлагаю примеры клише: (Слайд 15)

Мне не раз приходилось сталкиваться с .
– Помню, как-то.
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с.

- Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

- Я согласен с… в том, что…

- С мнением автора трудно не согласиться, так как…

- Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

- Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

- Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

- Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

- Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…

- Судьба героя /сюжет произведения/ размышления писателя заставляют задуматься над… /прийти к выводу о том, что…

Ссылка на авторитет (Слайд 16)

Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил.
– Любой историк скажет, что.
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что.

Теперь о читательском опыте. Я часто использую на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ, таблицу с литературными аргументами. Помогает.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки (аргументы - распечатать )

- Какие из них можно использовать?

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что последствия нашей цивилизации напоминают не что иное, как поле битвы, на котором лежит раненая природа с изуродованной землёй, с горами мусора и отходов, с тысячами гектаров мёртвых и заражённых пространств… Причина неуважительного отношения людей лежит в нашей нравственной неразвитости.

Любовь к Отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах.

Что человек сделал, то у него и есть. (В. Каппони, психолог).

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то – Земли не будет и каждого из нас. /Михаил Дудин/

Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя (Норберт Винер).

Птицы, рыбы и звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте люди.

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

И земля без зверей –

Не земля! (Р. Рождественский).

Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству. ( Л.Лесков).

Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. ( Ж.Кусто).

Человек должен украшать землю. (М. Шолохов).

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. ( К.Г. Паустовский).

Чтобы навредить – и одной руки много, чтобы добро творить – и двух мало. (Пословица).

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет

8. Написание заключения.

Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Примеры различных способов оформления заключения .

1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Для заключения предлагаю следующие варианты клише .
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что.
– В заключение хочется заметить, что.
– . Эти вопросы вечны, как вечны. как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить. но в то же время можно утверждать, что.

Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Д. Л. Лихачёва.

- Представляю вам образец сочинения ученика 11 класса
На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, он будет полезен вам в подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.

Читайте также: