Сочинение рассуждение по картине

Обновлено: 02.07.2024

ПИСАЛА САМА СОВСЕМ НЕДАВНО. Брала информацию как из источников, так и писала сама (по большей части) Я его никуда не выкладывала, так что можешь не бояться :D/Буду благодарна за "лучший ответ".
Е. Сыромятникова-известная художница. Её картины выставлялись не только в России, но и за границей. Одной из них является "Первые зрители".
Самое интересное здесь то, что это картина в картине. Мы рассматриваем работу художника (не художницы!) Сыромятниковой, а ребята-герои этого полотна, смотрят на картину неизвестного художника. Причём мы этой картины не видим.
Может быть, это пейзаж, который виден из окна? А может, художник нарисовал самих непоседливых мальчишек? Наверное, ребята живут где-то рядом и интересуются работами художника. Старший мальчик внимательно рассматривает картину, а младшему больше интересна сама комната. Здесь есть мольберт, палитра с красками, у окна стоит старинное кресло с резными ножками и подлокотниками. В комнате чисто и светло.
Эта картина особенно интересна тем, что в ней есть тайна, загадка. Каждый зритель обязательно задумается, что изображено на полотне. Мне очень нравятся картины, которые заставляют остановиться и задуматься.

Художница изобразила на своем полотне мальчишек, которые заглядывают в открытое окно художественной мастерской. Обратите внимание, что Сыромятникова показала в своем произведении несколько жанров. Вот, например, мы видим пейзаж. На картине он представлен видом из окна. Использует художница и портрет: образы мальчишек. Немаловажное значение в картине имеет и интерьер мастерской художника. Если собрать воедино все жанровые композиции картины, то создается реалистичная картина, по которой легко составить небольшой рассказ.

Мальчик постарше увлеченно разглядывает картину. О том, что на ней изображено, мы можем только догадываться, ведь самого полотна нам не видно. Возможно, художник рисует березовую рощу или деревенский пейзаж?

А вот мальчику помладше больше интересна комната, он с любопытством смотрит на вещи в ней. Наверное, некоторые детали интерьера он видит в первый раз.

сочинение по картине
Екатерина Васильевна Сыромятникова - очень известный художник XX века. Все ее картины были раскуплены и теперь находятся в частных коллекциях. Но одна картина выставлена в Третьяковской галерее. Она называется "Первые зрители".
На холсте изображены два мальчика, которые заглянули в окно, чтобы посмотреть на только что созданную художником картину.
В комнате-мастерской царит спокойствие, потому что за окном прекрасная тихая погода. На переднем плане стоит коричневый табурет. На нем расположен холст с деревянным подрамником и палитра с яркими красками. На палитре лежат три черные кисти. У окна стоит закрытый этюдник. Справа разместилась керамическая ваза с душистыми полевыми ромашкам. Около стены пристроилось тяжелое старинное кресло с деревянными подлокотниками. Окно обрамляет тонкая легкая занавеска.
Мне кажется, что на картине художника изображена ваза с ромашками, потому что картины Сыромятниковой были выполнены в стиле реализма, и она очень любила изображать цветы. Так, у неё есть картины "Комнатный цветок" и "Пионы".
За окном теплая летняя погода, светит солнце. Вдалеке стоят большие белоствольные березы, а лес окутан таинственной дымкой. Дует свежий теплый ветерок. Об этом можно узнать, взглянув на занавеску, которая чуть-чуть шевелится.
У окна стоят два мальчика. Один мальчик светловолосый. Он одет в синенькую футболку. Первый зритель увлеченно смотрит на картину, разглядывает её. Другой мальчик темноволосый. Одет он в оранжевую кофту. Мальчик перевесился через окно и рассматривает обстановку комнаты.
Картина дарит зрителю летнее приподнятое жизнерадостное настроение. Она подталкивает нас к тому, чтобы мы берегли и ценили родную природу. Картина как бы говорит нам, что если у художника есть хоть один зритель, который восхищается работами, то это талантливый и способный художник.

Программа: общеобразовательная М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др.

Место урока в программе: Раздел: Местоимение. Урок развития речи.

Форма урока: Урок разработан в рамках технологии развития речи.

Количество часов в неделю: 6 часов.

Этапы урока:

Оборудование к уроку:

  1. Плазменный телевизор.
  2. Ноутбук.
  3. Презентация к уроку.

Цель урока: Актуализировать уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.

Перед нами стоят задачи:

  • использовать изобразительно-выразительные средства языка;
  • раскрывать творческие способности и образно мыслить;
  • учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.

Ход урока

I. Вступление.


II. Структура сочинения-рассуждения.

Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем. Нарисуйте на доске (Приложение 1).

Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.

  • Абзац – это этап пути, по которому движется наша мысль. Сколько абзацев в сочинении-рассуждении? (ответ: 3 абзаца)
  • Тезис и вывод не должны превышать треть от всего объема сочинения.
  • Вывод – это обязательная часть, придающая законченный вид. В выводе содержится то, ради чего, собственно, и пишется сочинение. Значит, структура нашего сочинения-рассуждения – это … продолжите. (ответ: тезис, аргументы, вывод)
  • Сколько аргументов должно быть? Аргументов должно быть обязательно два.

– Что требуется доказать?

Я действительно болею.

Какие симптомы болезни присутствуют?

– Аргумент 1 – у меня высокая температура.

– Аргумент 2 – меня знобит.

– Аргумент 3 – заложен нос.

– Аргумент 4 – я кашляю.

Вывод: Да, я действительно болею.

Если мы делаем вывод на основе одного аргумента, то наш вывод не является объективным.

Аргумент 1 – я кашляю.

III. План работы над сочинением-рассуждением.

Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.

Каков план работы над сочинением-рассуждением?

Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.

Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис – что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?

(У каждого учащегося есть репродукция из учебника и большая репродукция на TV).

V. Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.


Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт – букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя – хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.

К этому полотну поэт Игорь Брумер написал стихотворение:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

VI. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).

Перед вами лист индивидуальной работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока – к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист – черновик. Приступайте к работе. Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).

Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо. Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, – это верить себе и быть искренним. Успехов!

VII. Чтение вслух сочинения-рассуждения.

Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.

Домашнее задание: Написать чистовики. Можно их художественно оформить.

закреплять уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.

Перед нами стоят задачи:

  • использовать изобразительно-выразительные средства языка;
  • раскрывать творческие способности и образно мыслить;
  • учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.

Этапы урока:

Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем.

Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.

  • Абзац – это этап пути, по которому движется наша мысль.

Сколько абзацев в сочинении-рассуждении?

  • Тезис и вывод не должны превышать треть от всего объема сочинения.
  • Сколько аргументов должно быть? Аргументов должно быть обязательно два.
  • Вывод – это обязательная часть, придающая законченный вид. В выводе содержится то, ради чего, собственно, и пишется сочинение.

Значит, структура нашего сочинения-рассуждения – это … продолжите.

И наше сочинение будет иметь такой план

(распечатайте шаблон сочинения. Он нам ОЧЕНЬ будет полезен)

Шаблон сочинения

Сочинение – рассуждение

по картине Екатерины Сыромятниковой

Вступление________________________________________________________________________________

Тезис_____________________________________________________________________________________

Во-первых, _______________________________________________________________________________

Во-вторых, ________________________________________________________________________________

Вывод: Итак,______________________________________________________________________________

План работы над сочинением-рассуждением.

Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.

Каков план работы над сочинением-рассуждением?

А теперь обратимся к картине.

Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.

Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис – что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?

(У каждого есть репродукция в учебнике).

Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.

Предполагаемые ответы

1. Это сочинение-рассуждение по картине. Каким должно быть первое предложение, т.е. вступление?

2. Что изображено на картине?

Комната художника. Она хорошо убрана. Окно открыто. За окном – лес, полянка, травка, березы.

3. Что мы видим в комнате?

Мольберт с картиной, палитра с красками, под окном папка с эскизами. В комнате чисто и светло. У окна старинное кресло с резными ножками. Украшает комнату букет с ромашками.

4. Кто главные герои картины?

Два мальчика, которые заглядывают в окно. Старший мальчик внимательно разглядывает картину, а младшему интересна сама комната.

5. В чем особенность именно этой картины?

Эта картина соединяет в себе портрет, пейзаж, натюрморт. Это картина в картине. В ней есть тайна, загадка. Каждый думает, что изображено на картине, которую мы видеть не можем. Эта картина заставляет остановиться и задуматься.

6. Какой вопрос мы задаем себе, глядя на картину?

Что изображено на картине, которая стоит на мольберте?

7. Итак, какие варианты картины есть у вас?

– там изображена ваза с ромашками;
– на картине написан пейзаж, – это вид из окна;
– мальчик рассматривает портрет.

– На картине изображён пейзаж.
– На картине изображён натюрморт.
– На картине изображён портрет мальчиков.

9. Приведите аргументы к своему тезису.

1. Художник восхищается видом из окна.
Художник живет в большом городе и хочет оставить себе на память березы, полянку, травку и лес.
2. Художник специально нарвал цветы для летнего натюрморта.
Ромашки – это любимые цветы мамы художника и он хочет подарить ей картину.
3. Мальчики – это сыновья художника, и он запечатлел их в деревне на каникулах.
Художник нарисовал своих соседей-мальчишек, которых каждый день видел в окно.

10. Каким будет вывод?

1. Итак, на картине нарисован летний пейзаж.
2. Я уверен, мальчик рассматривает прекрасный натюрморт с полевыми ромашками.
3. Значит, на картине мальчик рассматривает портрет.

Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт – букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя – хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.

Рассматривая это полотно поэт Игорь Брумер написал стихотворение:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).

Перед вами шаблон нашей работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока – к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист – черновик. Приступайте к работе.

Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).

Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо.

Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, – это верить себе и быть искренним.

Если перед вами стоит задача, написать сочинение по картине художника, то мы поможем вам советами.

Как и любой другой вид сочинений, сочинение по картине имеет свою структуру, которой обязательно нужно придерживаться.

План написания сочинения по картине.

Обычно, по картине задают написать сочинение-описание, либо сочинение-рассуждение. Если вам нужно написать описание, сосредоточьтесь в большей степени на описании деталей картины, если рассуждение – на ее значении и тех эмоциях, которые картина вызывает.

Сочинение по картине состоит из трех частей, однако, подходите к предложенному плану творчески, что-то можно пропустить, какие-то детали добавить от себя.

ВСТУПЛЕНИЕ

Во вступлении вы можете:

а) назвать картину и ее автора;

b) рассказать о том, как вы узнали о картине;

с) упомянуть исторический период и события, которые предшествовали написанию картины;

d) рассказать о том, в каком стиле и какой техникой написана картина;

e) уточнить жанр картины. Это может быть портрет, натюрморт, батальный жанр (сцена боя), исторический жанр, пейзаж (лесной, морской), жанровая сцена (городская, сельская) и др.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части можно сделать следующее:

а) Расскажите о композиции картины, о том, как построено изображение, за счет чего автор добивается объемности, или красочности, или таинственности. Как передана атмосфера? Кто или что находится в центре композиции? На втором плане? Если это жанровая картина, укажите, какую роль играет пейзаж на заднем плане.

b) Охарактеризуйте цветовую палитру предложенной картины. Опишите тональность используемых красок – темная или холодная, светлая или темная. Какие чувства у вас вызывают использованные цвета? Почему?

с) Обратите внимание на то, куда на картине падает свет. Опишите характер света – яркий или рассеянный, солнечный или искусственный. Что на картине освещено больше всего? Почему?

d) Расскажите, в чем идея картины. Ради чего она написана? Какие эмоции хотел передать художник? Какие мысли вызвала картина? Какие чувства?

Данная таблица-шаблон также подскажет вам несколько идей, что можно написать в основной части сочинения по картине.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

а) Опишите чувства, которые вызвала в вас картина. О чем заставила задуматься? Быть может вам захотелось побольше узнать о художнике, его жизни и творчестве?

Что нужно знать о визуальном искусстве?

Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка. Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.

Мы хотим привести еще несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.

Читайте также: