Сочинение рассуждение план 4 класс

Обновлено: 05.05.2024

Урок развития речи в 4 классе. Учимся писать сочинение - рассуждение по картине.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_sochinenie-rassuzhdenie_po_kartine_kot_na_okne.docx 31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний.

Цель урока : сформировать у учеников определенные способности (рефлексия, анализ, планирование) по самосовершенствованию. Воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Развивать устную и письменную речь, творческие способностей детей.

2. Привлечь внимание детей к красоте зимнего утра.

3. Формировать умение строить текст – рассуждение.

5. Проанализировать повадки животных через произведения А.Усачева, М.Придворова.

6. Способствовать воспитанию любви к животным, ответственности за них и бережного отношения к ним.

7. Развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.

– формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;

– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

– умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах; представлять информацию в виде схемы (алгоритма).

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы обучения : поисковый, словесный, практический, наблюдения.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, памятки, УМК Чураковой Н.А

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Включение в деловой ритм урока. Приветствие.

Что за зверь со мной играет? -

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки.

- О ком эта загадка?

- Выскажите своё предположение, чем мы будем заниматься сегодня на уроке по развитию речи с элементами культуры речи.

- Какие народные приметы о кошках вам известны?

- Существует много фразеологизмов об этих животных. Вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить их смысл (записаны на доске):

- Кошка вошла в жизнь человека с древнейших времён, оставаясь абсолютно независимой, она умудрилась занять одно из первых мест в человеческой жизни.

Подготовка класса к работе.

- Рассказывать, писать и читать о кошках.

Что такое фразеологизм – образное выражение

Очень грустно, тоскливо, тревожно

Приобретать, заранее не зная, что

Никто не следит, все делают что хотят

Рассказывают заранее подготовленные дети:

1. Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники.

2. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь. На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в XVI веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- В литературных произведениях эти животные предстают перед читателями хитрыми, иногда коварными (Кот Баюн помогает Бабе Яге), но всегда очень умными (Кот ученый).

- Сейчас почитаем стихи о котах и кошках и составим предложения , выражающие основную мысль автора о кошках.

Что такое основная мысль текста?

(После каждого стихотворения работают в паре, составляя предложения и записывая их на листках, один из пары зачитывает.)

1.Глазки кота блестят в темноте. Кот свернулся калачиком. Ушки слушают тайную тьму.

2. Кошачьи глаза горят в темноте, как два солнца.

3. Коты поют песни и успокаивают людей.

5.Настроение кошки зависит от настроения ее хозяина. Если этот хозяин есть.

6.Люди издавна приручили котов, а может, это кошки приручили нас?

- Какой сделаем вывод о жизни кошек?

От поступков людей зависит судьба всего живого на земле, к сожалению, люди иногда забывают о том, что они в ответе за тех, кого приручили.

- Многие художники полагают, что кошки очень похожи на людей. Так думает и известная художница из Санкт-Петербурга Татьяна Родионова, с творчеством которой мы сейчас познакомимся.

- Какими видит котов и кошек художница?

- Что необычного в ее картинах?

Далее дети читают заранее подготовленные стихи, остальные участвуют в беседе, составляют описание того или иного представителя кошачьего семейства.

Кот мой свернулся калачиком,

Глазки блеснули во тьме,

Это работают датчики

Где-то в кошачьем уме.

Ушки стоят - как локаторы,

Слушают тайную тьму,

Все, что в его трансформаторе,

Он не отдаст никому!

Когда твоя кошка откроет глаза,

В них солнце войдёт, как в окошко.

Когда твоя кошка закроет глаза,

Свет солнца останется в кошке.

Недаром в ночной темноте, говорят,

Кошачьи глаза, как два солнца, горят!

3.Тим Собакин. Любимый звук

Звук мурррчащего Кота -

самый мой любимый звук.

Это вам не тра-та-та,

это вам не стук-тук-тук.

Я печалюсь от бум-бум,

часто хмурюсь от бам-бам,

создающих жуткий шум,

создающих страшный гам!

Если вдруг заметит Кот,

что печален я и хмур,

тотчас песню запоёт

в тишине услышу вдруг

звук мурррчащего Кота -

Рассказывают заранее подготовленные дети:

- Живет под Питером замечательный человек - художница Татьяна Родионова.

С большим удовольствием она рисует кошек. По её мнению, кошки похожи на цветы. Вот как она пишет о себе:

- В Петербурге традиционно проводят выставку картин с изображением кошек. Татьяна Родионова принимала участие в выставке в 2005 году. За две недели было продано около 130 её работ. Семь работ было украдено. Это тоже сильно польстило автору: плохие работы красть не станут.

Просмотр презентации под музыку.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные : логические - анализ объекта с целью выделения

- Почему же кошки грустят?

Изображают кошку, показывая движения под музыку.

4. Постановка учебной задачи

- Мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи

- Откройте 2 часть учебника и найдите название темы на с.53. Эта работа для нас новая.

- Какие поставим цели?

- В каком тексте вы встречались с рассуждением?

- Сделаем вывод, что такое рассуждение?

Работа с картиной.

Сочинение – рассуждение на тему:

Будем учиться строить текст – рассуждение.

Это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей.

Регулятивные : целеполагание; познавательные: постановка вопросов.

Познавательные : общеучебные: самостоятельное выделение -

формулирование познавательной цели; логические: формулирование

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Прочитаем задание №19.

Работа с учебником с. 55-56

- Откроем учебники на стр. 55-56. Обсудим следующие вопросы. Работаем в группах. Номер вопроса соответствует номеру группы.

Проверяем. Слушаем и дополняем.

Читаем и отвечаем на вопросы 1-7.

1. Насколько высокий дом, в котором находится окно?

Дети заметят, что из окна, на котором сидит кот, видны крыши соседних домов. Значит, дом, в котором находится это окно, довольно

2. Случайно ли кот оказался на окне, или он живет в этом доме?

Дети могут строить разные предположения: кот случайно зашел в подъезд погреться, или он вышел на лестничную клетку из своей квартиры и т. д.

3. Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный?

О том, что день солнечный, можно судить по золотисто-желтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и

окон домов. На крышах, похоже, лежит снег, или они покрыты инеем.

4. Сидя на окне, может ли кот наблюдать жизнь за окном: видеть людей, других животных, проезжающие машины? Нравится ли ему

Что происходит внизу (под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице.

Дети могут пофантазировать о том, что же привлекло внимание кота: движение транспорта, или собака, с которой вышли на прогулку, или что-то другое. Несмотря на то что мы не видим мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту явно нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице.

5. О чём кот думает? О еде? О том, как хорошо дышать свежим воздухом? Или о том, что хорошо иметь крышу над головой? А может, о том, что у всех, кого он видит, своя жизнь?

6. Возможно, кот строит какие-нибудь планы: пойти погулять, вернуться в тёплую комнату? Или наведаться на кухню?

Школьники опять же могут дать волю своему воображению. Главное, чтобы они постарались вжиться в образ – рассуждать с точки зрения кота.

7. Давно ли кот сидит на окне, наблюдает и о чем-то думает?

Если дети когда-нибудь наблюдали за поведением кошек, они знают, что кот может сидеть на окне довольно долго. Можно еще раз обратить внимание школьников на позу кота: его хвост уютно

огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг.

Устно ответив на эти вопросы, четвероклассники выберут, на какие из них они будут отвечать в своем сочинении. Можно посоветовать школьникам выбрать три-четыре вопроса из семи предложенных и составить из них план своего сочинения. Дети за-

пишут план в тетрадь, а затем напишут небольшое сочинение по этому плану.

- А теперь составим план из 3 пунктов, поработаем в парах. Планы готовы, зачитываем их. Почему именно из 3-х пунктов, ведь вопросов 7?

1. Морозное утро.

2. Размышления кота.

3. Всё на том месте.

- Прежде чем написать сочинение – рассуждение, обратимся к памятке (слайды)

Прочитывает задание вслух 1 ученик.

Самостоятельно работают в группах.

1.Высказывается какая-то мысль.

2.Приводятся доказательства этой мысли.

3.Итог, то есть вывод из доказательства.

1.Есть в предложении главные члены.

2.Правильный порядок слов.

3.Правильно связаны слова по смыслу.

4.Не повторяются одинаковые слова и выражения.

5.Правильно написаны слова и поставлены знаки препинания.

Дом в котором находится это окно высокий. Из него видны только крыши домов.

Кто вышел из своей квартиры, увидел открытое окно на лестничной клетке и запрыгнул на него.

День был солнечный, но морозный. Отблеск солнца виден на оконной раме,а на крышах домов белеет снег.

О том, что день солнечный, можно судить по золотисто-желтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и

окон домов. На крышах, похоже, лежит снег, или они покрыты инеем.

Что происходит внизу (под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице.

Кота наверно привлекло движение транспорта, или собака, с которой вышли на прогулку, или что-то другое. Несмотря на то что мы не видим мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту явно нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице. Кот может сидеть на окне довольно долго. Его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные - моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе

6. Словарная работа

7. Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

Пти чк и л е тающие, пеш е ходы, нр ави тс я с и деть, по сн еж ку, мног о этажный, подоко нн ик, про езж ающие маш и ны, сп е шат, м оро зное утро, з оло тое со лн це.

Художник, он, мастер кисти,

- Напишите сочинение-рассуждение на листочках.

- Кто хочет прочитать?

- А вот как написали сочинение – рассуждение ваши сверстники.

Зачитываем 2 сочинения:

1.Сидя на окне, Мурзик наблюдает за птичками и пешеходами, движущимися машинами.

Он размышляет о том, куда и почему спешат люди, куда едут машины. Ему хочется побегать по белому снежку и вернуться в тёплую комнату.

Мой кот может часами сидеть на подоконнике и наблюдать, как оживает улица, когда наступает новое зимнее утро.

2. В большом многоэтажном доме в одной из квартир жил чёрный кот. Стоял зимний, солнечный день. В раскрытое окно светило и грело солнце.

Сидя на подоконнике открытого окна кот наблюдал за жизнью на улице. Он видел проходящих по улице людей, проезжающие машины. Кот смотрел на летающих птиц. Он долго сидел на окне, ему нравилось наблюдать за всеми.

Он думал о том, что у всех своя жизнь. Ему тоже хотелось погулять по улице, а потом вернуться в свою тёплую квартиру.

1. Морозное утро.

2. Размышления кота.

3. Всё на том месте.

На подоконнике раскрытого окна сидит кот. Он сидит давно и размышляет о том, как едут машины и куда-то спешат пешеходы в это раннее время. Может даже наблюдает, как поднимается солнце и думает о том, что когда-нибудь увидит линию горизонта. Ведь из-за домов напротив её не видно. Он мечтает побывать на широком золотом поле и увидеть, как поднимается золотое солнце и всюду становится светло.

Кот частенько мечтает о том, чтобы у него выросли крылья. И тогда он смог бы как птицы летать над крышами соседних домов и дышать свежим воздухом. Погружённый в свои мечты, он часами сидит на подоконнике, пригревшись на солнышке.

Работают над орфограммами, подбирают синонимы.

Пишут сочинение – рассуждение на листочках.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные : самоопределение

8. Рефлексия деятельности, дом. задание (итог урока)

Выставление оценок за работу на уроке.

Запись домашнего задания.

( Закончить сочинение, проверить.)

Ответы на вопросы:

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

- Мне удалось… Меня удивило … Мне понравилось…

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : рефлексия;

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-рассуждение как вид грамматического разбора в 4 классе. Краснодарский край Новокубанский район ст.Советская МОБУСОШ № 9 Учитель: Дурыманова Н.А.

Сочинение-рассуждение как вид грамматического разбора в 4 классе.

Краснодарский край

Новокубанский район

ст.Советская

Учитель: Дурыманова Н.А.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Учащиеся начальной школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний.

Учащиеся начальной школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний.

Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики. Хочется сделать лишь одно замечание: производя разбор, учащиеся должны не только констатировать соответствующие факты, а и объяснять их.

Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики. Хочется сделать лишь одно замечание: производя разбор, учащиеся должны не только констатировать соответствующие факты, а и объяснять их.

Некоторые методы и приемы развития мыслительных и речевых навыков: 1.Вопросы причинно-следственного характера. 2.Ответ-рассуждение. 3.Составление плана параграфа учебника. 4.Составление алгоритма к правилу. 5.Выборочный ответ. 6.Свободные и творческие диктанты. 7.Изложения. 8.Сочинение- рассуждение.

Некоторые методы и приемы развития мыслительных и речевых навыков:

1.Вопросы причинно-следственного характера.

2.Ответ-рассуждение.

3.Составление плана параграфа учебника.

4.Составление алгоритма к правилу.

5.Выборочный ответ.

6.Свободные и творческие диктанты.

8.Сочинение- рассуждение.

Эффективным методом формирования мыслительных навыков является сочинение-рассуждение на материале изучаемой темы по языку. Рассуждение помогает автору сочинения сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Рассуждение – это тип речи,в которой даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту.

Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему.

Чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, нужно четко представлять, о чем писать, как правильно подбирать материал по теме сочинения, в каком порядке выполнять работу.

Для этого нужно повторить структуру текста-рассуждения, средства связи его частей; формировать умение создавать текст-рассуждение на определенную лингвистическую тему.

1. Разделительный мягкий знак.

2. Мягкий знак после шипящих.

3. Правописание -тся и –ться.

Мягкий знак в русском языке употребляется для обозначения мягкости согласных и как разделительный мягкий знак. Например, в слове галька мягкий знак обозначает, что звук [л] здесь мягкий, а в слове колья еще и показывает раздельное произношение звука [л] и [йа].

Мягкий знак может играть и другую роль. Например, в глаголах идешь, учишься, съешь мягкий знак служит для обозначения 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся и -ться пишутся с мягким знаком, когда стоят в неопределенной форме, например: Клуб будет строиться. Если же глагол стоит в 3-ем лице, то мягкий знак не пишется: Клуб строится.

Чтобы определить границы предложения, употребляются такие знаки препинания, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Но почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?

Основная часть.

Вопросительный и восклицательный знаки стали употребляться в XVI веке. Причём известно, что восклицательный знак появился несколько позже, чем вопросительный.

В конце предложения, выражающего вопрос, ставится вопросительный знак. Например:( 4,5,11 предложениях).

Поэтому в конце этих предложений поставлен вопросительный знак.

В предложении могут выражаться сильные чувства. Согласно правилу, в конце таких предложений ставится восклицательный знак. Найду в тексте такие предложения. Это 2,7,8,9 предложения.

Можно использовать эпиграфы.

К.А.Паустовский

История знаков препинания.

История знаков препинания.

 Заключение. Современный урок- это урок, дающий высокий учебно-воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, урок, не оставляющий учащихся равнодушными.

Современный урок- это урок, дающий высокий учебно-воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, урок, не оставляющий учащихся равнодушными.

Список используемой литературы:

1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н.Ф Талызина. - МГУ, (М,1975, с.41-42,147).

2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2000.

3. Виды анализа языкового материала на уроках русского языка. Начальная школа.-1983.-№4.-С.24.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: совершенствование умения писать текст-рассуждение.

  • Углубить сведения о тексте-рассуждении
  • Способствовать выработке навыков его построения
  • Познакомить с понятиями: тезис, доказательство, вывод
  • Учить писать сочинение на материале наблюдений
  • Учить строить текст в определённой композиционной форме
  • Формировать умение подбирать точную лексику для доказательства, помогающую раскрыть тему сочинения
  • Развивать умения составлять текст- рассуждение
  • Составлять план текста
  • Расширять кругозор, словарный запас детей
  • Развивать художественный вкус

Методы обучения: словесно-логический, поисковый, наглядно-действенный, практический.

Оборудование: презентация, задания для групповой работы.

На фоне музыки звучит стихотворение:

«Красуйся, город Петропавловск,

Среди берез, среди полей,

Пари над степью, словно парус,

Во славу Родины моей.

Седой Ишим в степи широкой

Легенды древние хранит.

На стыке Азии с Европой

Мой город, как батыр стоит.

На струнах времени недаром

В сказаньях песенной земли.

Нам о кочевьях Кызылжара

Всю боль акыны донесли.

Нам прадеды в ладу и мире

Жить завещали на года,

Нас звали с давних пор — тамыры,

А это значит - навсегда!

И потому там ясны зори

Над жарким золотом полей.

Пари над степью, милый город,

Во славу Родины моей!

Тернист наш путь, но мы по праву

В грядущий светлый день глядим

И, как отцов и дедов славой,

- О чем пойдёт речь сегодня на уроке? (О городе Петропавловске)

- сегодня мы не просто будем говорить о нашем городе, сегодня вы докажите почему наш город любим нами.

2.Актуализация прежних знаний.

- Мы попробуем привести доказательства того, что наш город действительно нами любим.

Какие типы сочинений бывают? (рассуждение, повествование, описание)

-Мы будем писать сочинение- рассуждение.

Давайте вспомним, на какой вопрос оно отвечает

(Что было? Что произошло?)

  1. - Для работы над сочинением нужно составить план.

Вспомните, из каких частей состоит текст?

(Начало, основная часть, окончание)

В тексте рассуждении есть тезис, док-во, вывод. СЛАЙД

Т- тезис : я думаю, мне кажется, я считаю, по-моему (гл-я мысль, которую надо доказывать)

Должны быть разные аргументы:

  1. В-вывод : завершаем всё то, что мы доказали. Итог сказанного СЛАЙД

- Итак, план должен состоять из трех частей. (СЛАЙД).

- В каком стиле будете работать? (В художественном.)

- Какой жанр будете использовать? (Рассказ.)

Заслушивается 2-3 сочинения с анализом.

4. Работа в группах.

это город с богатым историческим прошлым

это город с прекрасным настоящим

у нашего города есть большое будущее

Далее заслушиваются приведённые доводы учащихся и лучшие фиксируются в таблице:

богатое историческое прошлое

богатое историческое прошлое

1.Городу более двухсот лет.

2. Через город проходил великий шёлковый путь

3. В городе была ставка Аблай хана.

4.В годы Вов была сформирована 314 стрелковая дивизия, которая участвовала в защите Москвы от фашистов.

5. В нашем городе жили и работали такие великие люди, как Шаталов, Шухов, М.Жумабаев.

1. Открыто множество детских садов, школ, колледжей, лицеев.

2. На заводах выпускается продукция известная за пределами Казахстана.

3. Новое время пульсирует в архитектуре современных зданий.

4. Город вырастил и воспитал чемпионов мира в различных видах спорта.

1.Меняется ландшафт и архитектура города.

2.Развивается отечественное машиностороение. На заводах изготавливают нефтегазовую аппаратуру, вагоны, поезда.

3.Повышается производство электроэнергии

4.Динамично развивается пищевая и перерабатывающая промышленность.

5.Улучшается транспортная инфроструктура.

-Вставить пропущенные орфограммы:

Горо…, ста.ка, ко…едж, лан…шафт, а…аратура, инфр…структура,

-Какие слова нельзя проверить?

6. Запись сочинений в тетрадь.

Велико наше государство, широко простираются степи, леса, есть множество городов больших и маленьких, красивых и не очень. Но я уверен, что мой город – Петропавловск - самый любимый. Потому что, во-первых, у нашего города богатое историческое прошлое. Ему уже больше двухсот лет. В далёкие времена через город проходил великий шёлковый путь, который был важен для многих стран, бурно развивалась торговля, проходили ярмарки, город жил богатой жизнью. В тяжёлые годы великой отечественной войны множество людей ушло на фронт защищать Родину. У нас была сформирована знаменитая 314- стрелковая дивизия. Сюда были эвакуированы военные заводы. Казахи приняли в свои семьи переселенцев, детей сирот.

Во- вторых, у нашего города прекрасное настоящее. Слышится смех и голоса, доносящиеся из детских садов и школ. Много молодёжи обучается в колледжах, лицеях и университете. Работают заводы, выпускающие продукцию, известную за пределами нашей Республики. Имена наших спортсменов известны всему миру.

В- третьих, у нашего города большое будущее. Меняется ландшафт и архитектура города. Появляется много новых памятников, мест для отдыха горожан, город становится чище и красивее. Развивается отечественное машиностороение. На заводах изготавливают нефтегазовую аппаратуру, вагоны, поезда. Повышается производство электроэнергии. Динамично развивается пищевая и перерабатывающая промышленность.

В- четвёртых, и это самое главное, люди у нас приветливые, гостеприимные и миролюбивые. Здесь живут мои папа, мама, родные и друзья.

И в каких городах я бы не бывал больших, красивых и уникальных, я буду по- прежнему любить свой родной городок.

Читайте также: