Сочинение рассуждение нравственный долг
Обновлено: 19.05.2024
— Главная — Сочинение ЕГЭ
(1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.
(12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…
(14)Завуч вздохнул и развел руками.
— (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.
(16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.
— (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.
(23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.
(30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…
(41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет.
Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.
О чем заставляет задуматься читателя предложенный для анализа отрывок из произведения Беляева Альберта Андреевича? Конечно, о том, как нужно относиться к тем людям, которые в нас однажды поверили.
Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.
Позиция автора ясна. Беляев Альберт Андреевич считает, что не нужно забывать тех, кто в нас поверил однажды, помог обрести ценный опыт. Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись.
Здравствуйте, Анна! Вы написали хорошее сочинение, верно определив проблему текста, проследив движение авторской мысли к ответу на поставленный проблемный вопрос. Приятно, что мало орфографических ошибок, но есть некоторые неточности и много пунктуационных, а также грамматических и речевых ошибок в вашей работе.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована.
Анна, вы неверно определили связь примеров:
Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева. |
Всё наоборот: помощь рассказчика Кузьме Куроптеву - это следствие доброго отношения наставника к самому рассказчику. Если не менять ваше предложение, то связь примеров нужно определить как причину, а не следствие. Кроме того, анализа этой самой связи у вас нет. Почему так произошло? Потому что рассказчик посчитал своим нравственным долгом вернуть однажды полученное им добро. Именно поэтому за комментарий в целом вы теряете 2 балла. В этом случае эксперты увидят и логическую ошибку, поэтому за смысловую цельность и последовательность изложения вы потеряете еще 1 балл.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но не стоит писать" позиция автора ясна": в художественном произведении она всегда скрыта, не на поверхности. Лучше об этом сказать мягко: "Полагаю, что мысль автора можно выразить так. "
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Обоснование неплохое, но очень пространное. Не следует писать так много - ищите способы передать мысли точно, но кратко, иначе вы рискуете допустить больше ошибок.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балла.
Ошибки: выше я указала, в чем состоит логическая ошибка.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.
Ошибки: Из-за обилия речевых ошибок балл снижается.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балла.
Анна, у вас в целом очень грамотная речь, а это большая редкость, но ошибки все-таки есть:
Я все также занимаюсь у своего первого тренера, хотя меня звали в другие клубы. |
Так же = таким же образом. Раздельное написание.
То же (частицу ЖЕ можно опустить). Раздельное написание.
Я верна своему делу и не забываю своего тренера-человека , который в меня однажды поверил. |
Анна, здесь следовало поставить пробел до и после тире, поскольку без пробелов тире, которым вы обособили приложение, выглядит как дефис. То же самое и в предложении "Вырастешь - приходи!".
Не засчитываю как ошибку, так как, написав текст от руки, вы вряд ли не оставите пробелов между словами.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 балла.
1) лишняя запятая
Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись. |
4) слово "наконец" здесь выполняет функцию обстоятельства (напоследок, после всего), поэтому не является вводным словом и не выделяется запятыми.
Когда я , наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений. |
6, 7) неверное оформление прямой речи. После слов автора требуется двоеточие. Запятой после подлежащего не должно быть. если вы хотели обособить слово "конечно же" как вводное, то нужно было поставить запятую и после него.
8,9,10) запятая 1 должна стоять перед сочинительной связью, а запятая 2 - перед подчинительной в сложном предложении. Перед основой Я ПОНЯЛА запятая не нужна, так как стоящее перед этими словами обстоятельство к этой же основе и относится.
Сама женщина была не высокого роста ЗПТ1 и после недолгого разговора с ней , я поняла, что она тоже хотела быть баскетболисткой, но в том, что у нее получится преуспеть в этом деле ЗПТ2 мало кто верил. |
К9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 балла.
неправильное построение сложного предложения. Следовало разделить мысли: В нем рассказчик объясняет, что. "
Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева . |
Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись. |
Несогласованность подлежащего и сказуемого. Местоимение КТО согласуется с глаголом в форме мужского рода единственного числа.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 балла.
Ошибки: 10. Из-за обилия речевых ошибок вы теряете 1 балл и по К6.
Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям 41-44. В этих предложениях говорится о том, что Кузьма Куроптев не подвел рассказчика. |
Он готов работать с ним долгое время, несмотря на то что есть возможность устроиться на работу лучше. |
Кто с кем готов работать? Ищите синонимы, чтобы не допустить таких досадных ошибок: Курсант готов работать со своим учителем.
Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева. |
Беляев Альберт Андреевич считает, что не нужно забывать тех, кто в нас поверил однажды , помог обрести ценный опыт. Мы должны быть верны своему делу и дать понять , что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись |
Дать понять - кому? Речевая недостаточность.
Когда я, наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений. |
Записаться могут сами родители, а вы уговорили родителей ЗАПИСАТЬ вас в секцию. Неверный выбор слова.
Читайте также: