Сочинение рассуждение нравственный долг

Обновлено: 19.05.2024

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.

(12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…

(14)Завуч вздохнул и развел руками.

— (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.

(16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.

— (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.

(23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.

(30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…

(41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет.

Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.

О чем заставляет задуматься читателя предложенный для анализа отрывок из произведения Беляева Альберта Андреевича? Конечно, о том, как нужно относиться к тем людям, которые в нас однажды поверили.

Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.

Позиция автора ясна. Беляев Альберт Андреевич считает, что не нужно забывать тех, кто в нас поверил однажды, помог обрести ценный опыт. Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись.

Здравствуйте, Анна! Вы написали хорошее сочинение, верно определив проблему текста, проследив движение авторской мысли к ответу на поставленный проблемный вопрос. Приятно, что мало орфографических ошибок, но есть некоторые неточности и много пунктуационных, а также грамматических и речевых ошибок в вашей работе.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована.

Анна, вы неверно определили связь примеров:

Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.

Всё наоборот: помощь рассказчика Кузьме Куроптеву - это следствие доброго отношения наставника к самому рассказчику. Если не менять ваше предложение, то связь примеров нужно определить как причину, а не следствие. Кроме того, анализа этой самой связи у вас нет. Почему так произошло? Потому что рассказчик посчитал своим нравственным долгом вернуть однажды полученное им добро. Именно поэтому за комментарий в целом вы теряете 2 балла. В этом случае эксперты увидят и логическую ошибку, поэтому за смысловую цельность и последовательность изложения вы потеряете еще 1 балл.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но не стоит писать" позиция автора ясна": в художественном произведении она всегда скрыта, не на поверхности. Лучше об этом сказать мягко: "Полагаю, что мысль автора можно выразить так. "

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Обоснование неплохое, но очень пространное. Не следует писать так много - ищите способы передать мысли точно, но кратко, иначе вы рискуете допустить больше ошибок.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балла.

Ошибки: выше я указала, в чем состоит логическая ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

Ошибки: Из-за обилия речевых ошибок балл снижается.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балла.

Анна, у вас в целом очень грамотная речь, а это большая редкость, но ошибки все-таки есть:

Я все также занимаюсь у своего первого тренера, хотя меня звали в другие клубы.

Так же = таким же образом. Раздельное написание.
То же (частицу ЖЕ можно опустить). Раздельное написание.

Я верна своему делу и не забываю своего тренера-человека , который в меня однажды поверил.

Анна, здесь следовало поставить пробел до и после тире, поскольку без пробелов тире, которым вы обособили приложение, выглядит как дефис. То же самое и в предложении "Вырастешь - приходи!".
Не засчитываю как ошибку, так как, написав текст от руки, вы вряд ли не оставите пробелов между словами.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 балла.

1) лишняя запятая

Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись.

4) слово "наконец" здесь выполняет функцию обстоятельства (напоследок, после всего), поэтому не является вводным словом и не выделяется запятыми.

Когда я , наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений.

6, 7) неверное оформление прямой речи. После слов автора требуется двоеточие. Запятой после подлежащего не должно быть. если вы хотели обособить слово "конечно же" как вводное, то нужно было поставить запятую и после него.

8,9,10) запятая 1 должна стоять перед сочинительной связью, а запятая 2 - перед подчинительной в сложном предложении. Перед основой Я ПОНЯЛА запятая не нужна, так как стоящее перед этими словами обстоятельство к этой же основе и относится.

Сама женщина была не высокого роста ЗПТ1 и после недолгого разговора с ней , я поняла, что она тоже хотела быть баскетболисткой, но в том, что у нее получится преуспеть в этом деле ЗПТ2 мало кто верил.

К9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 балла.

неправильное построение сложного предложения. Следовало разделить мысли: В нем рассказчик объясняет, что. "

Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева .
Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись.

Несогласованность подлежащего и сказуемого. Местоимение КТО согласуется с глаголом в форме мужского рода единственного числа.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 балла.

Ошибки: 10. Из-за обилия речевых ошибок вы теряете 1 балл и по К6.

Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям 41-44. В этих предложениях говорится о том, что Кузьма Куроптев не подвел рассказчика.
Он готов работать с ним долгое время, несмотря на то что есть возможность устроиться на работу лучше.

Кто с кем готов работать? Ищите синонимы, чтобы не допустить таких досадных ошибок: Курсант готов работать со своим учителем.

Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.
Беляев Альберт Андреевич считает, что не нужно забывать тех, кто в нас поверил однажды , помог обрести ценный опыт. Мы должны быть верны своему делу и дать понять , что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись

Дать понять - кому? Речевая недостаточность.

Когда я, наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений.

Записаться могут сами родители, а вы уговорили родителей ЗАПИСАТЬ вас в секцию. Неверный выбор слова.

Читайте также: