Сочинение рассуждение нравственные уроки рассказа бакланова непорочное зачатие

Обновлено: 06.07.2024

  • О непорочном зачатии.
    Что может быть непреложнее и очевиднее того, что время течёт из прошлого в будущее по прямой? А ведь законы физики отнюдь не запрещают и противоположные направления.
    Да и временную прямую можно интерпретировать вместе с Галилеем как кривую с бесконечным радиусом. И не будем забывать, что Энштейн одним из своих главных достижений считал то, что он принципиально обосновал кривизну пространства и времени.

В нашей Вселенной правят бал два противоположных процесса: фрактализация – энтропия и самоорганизация – разумность. При столкновении тел – сгустков они разрушаются, измельчаются до уровня фрактальности пространства – времени. Фрактальность есть предел разрушения тел, это такое их состояние, при котором они уже теряют способность усложняться, они становятся инертными, они уже не способны к объединению.

Совсем иным является процесс, при котором тела не раскалывают друг друга, а отражаются друг от друга. Если что – то начинает реагировать, не расступается, а пытается отвечать, то это говорит о начале какой –то организации, о зачатках активности. Следующей ступенью идёт усложнение системы защиты.Уже тело отвечает на воздействие со своей стороны. Т. е.,эхо, в данном случае, уже сильнее воздействия. Мы можем говорить об усилении активности, о зачатии живого, о появлении памяти и предвидения. И, наконец, всё это выливается в такое опережающее отражение, в понимание того, что надо не приспосабливаться, а конструировать мир так, как это надо системе – активности. Так наряду с отражением, предвидением и памятью формируется ещё один атрибут активности – творчество. Свойства фрактального пространства – времени, - особенно его полная инертность, его неспособность реагировать на что – либо, - послужили для Ньютона поводом считать пространство – время фоном, сценой, на которой разворачиваются все события нашей Вселенной.
Способность фрактальной структуры обволакивать тела, способность быть своеобразным всепроникающим эфиром для тел дала толчок к утвержденыиям Лейбница о том, что протяжённость, что пространство – время есть свойство самих тел.
Но с другой стороны абсолютная клонированность фрактальных структур, их стереотипность, их стандартность, лишённая всякой конкретики спровоцировала Канта полагать, что это не свойство самих тел, а относится к особенностям восприятия субъекта.

Что же есть наша жизнь в таком случае?
Во – первых, становится очевидной вся условность, вся несущественность деления нашей жизни на вчера, сегодня, завтра. А вот существенным фактом нашей жизни есть сизифово кружение, столкновение с другими телами, столкновения, которые ведут к увеличению фрактальной массы пространства – времени. В таком случае, быть может, мы живем в реальности одного фильма, где герой после прожитого дня просыпается и попадает опять в тот же самый прожитый им день?
Так что же отличает новое от предыдущего? Можно ли вырваться из этого пребывания, которая нарезана на одинаковые порции дней, годов, которые представляют собой массив бесконечных сизифовых повторений?Неужели наша жизнь - это багаж в аэропорте, который подают на круговой конвейер - раздатчик, где багаж крутится до тех пор, пока его не заберут пассажиры? В нашем случае пассажиром будет та, с косой.

Все мы немного похожи на одного героя из рассказа. О. Генри,который попав в переделку,клянётся измениться,клянется взяться за ум.Но как только тучи развеиваются,онвозвращается к своей привычной жизни.
А вот пример о тиране,который обвинил своего друга в измене.Когда он понял,что ошибся,то огорчению его не было пределов.Он раскаялся в содеянном,поклялся себе, что такого с нимникогда не будет.Но тиран есть тиран, и вскоре он заподозрил другого своего близкого.

Как же нам стать теми, кто способен учиться на своих ошибках, Когда будет,наконец, извлекаться опыт? Если мы зачаты,то с железной необходимостью,природа предоставляет нам наши биотела.А вот чтобы стать личностью,надо серьёзно попотеть.

Человек становится личностью только при освоении накопленного опыта человечества. Когда опыт и культура стала опытом человека,его культурой,то такая личность воздействует на культуру и опыт всего человечества,критически осмысливая его.

Но нет никакой гарантии,что все биотела станут личностями. Именно это отсутствие автоматизма действия,когда на тебя извне не давят,не дают указаний,как стать личностью, и позволило М. Мамардашвили назвать становление личности непорочным зачатием.
Конечно,все мы зачаты ночью порочно, - как пел Высоцкий, - но мы можем родиться еще один раз:уже не как биотела,а как личность.

Оказывается,чтобы стать личностью надо отключиться от автоматизма причинно - следственных отношений,Надо перейти на новые взаимоотношения,где вместо насилия,где вместо обязательности выполнения приказа,который диктует причина следствию,царит свободный равноправный диалог личности с окружающим миром.
А если иметь в виду становление нового,то оно,выходит,получается в ненасилии, в диалоге сторон,а не в принуждении не в результате насилия.Да и творчество есть свобода,и трудно представить творение по инструкции.

В течение жизни, где царство причин, переходящих в определенные следствия,вдругврывается нечто и потом исчезает в никуда,оставляя после себя продукты творчества, привнося новое в эту жизнь.И это нечто совершенно не подконтрольно логике так привычных для нас причинно - следственных отношений. И, тем не менее, феномен творчества присутствует в нашей жизни,и это вряд ли кто будет оспаривать.

Таким образом,мы можем разорвать безнадёгу сизифова кружения нашим творчеством.
Альтернатива этому - столкновение лоб в лоб, но такое насилие заканчивается, в конечном счете, уничтожением.
Но Василий Иванович Чапаев может подсказать нам,как предотвратить такую катастрофу.В одном анекдоте, когда ему сообщили,что белые сзади, он сразу скомандовал: Вперёд!Земля - круглая – обойдём с тылу.
Начинается взаимное догоняние.Все это очень напоминает гонку преследования на треке. Если мы возьмём время, топри такой гонке будущее в этом догонянии также равно перед прошлым, как и прошлое перед будущим.Таким путем творчество воздействует на прошлое, делая невозможность повтора.Образуется разница, щель, при которой уже всё идёт не по кругу, а по спирали, разрывая, таким образом, круговую безнадёгу повторов.

Но не надо считать пустоту - нелокальность абсолютным ничто. Вселенная есть целостность, а, если она целостность, то она состоит из частей,которые свои родные по отношению друг к другу.Но с другой стороны это все же части,а не клоны.Поэтому наряду с тем,что они свои родные,они ещё и иные. Именно взаимоотношение своих иных друг с другом определяет целостность и даёт жизнь Вселенной.

Методы: слово учителя, коллективный анализ литературного произведения, групповая и самостоятельная работа.

  • Экстра. (лат. extra) – приставка, соответствующаярусским “вне”, “сверх”.
  • Корпоральный (лат. corporatio объединение, сообщество) – узкогрупповой, обособленный.
  • Суррогат (лат.surrogatus поставленный вместо другого) – заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого продукта, предмета.
  1. О чем рассказ Григория Бакланова "Непорочное зачатие"?
  2. Какова проблематика произведения?
  • Проблема материнства.
  • Проблема семьи.
  • Проблема нравственной деградации общества.
  • Проблема жизненных ценностей.

Ход урока

  1. Что связано в нашем представлении с образом женщины-матери?

Обратите внимание на высказывания великих людей, на репродукции картин на стендах.

Выводы: любовь матери святая, бескорыстная, безмерная, безгранично великодушная, жертвенная.

Слово учителя. Суррогатное материнство – явление проблематичное. Прежде чем рассматривать, как размышляет об этом явлении Г. Бакланов в своем произведении, обратимся к некоторым статистическим данным и мнению общественности.

  1. Почему Елена решила прибегнуть к услугам суррогатной матери и убедила в необходимости своего решения Игоря?
  2. Как относились супруги Васильевы к женщине, которая должна была родить им ребенка?
  1. Сумела ли Елена стать настоящей матерью Катеньке? Обоснуйте свое мнение.
  1. Как описывает автор женщину, решившуюся стать суррогатной матерью? Почему им подчеркнуто впечатление чего-то круглого, завершенного в ее внешнем облике? Детали портрета:

“Смуглые полные руки”, “полные колени”, “плотная, скорей даже полная”, “впечатление опрятности, чистоты”. “Круглолицая, скуластая, лоб выпуклый, волосы, причесанные гладко, стянуты в узел на затылке” (с. 107)

  1. Какие изменения происходят в ее облике после рождения ребенка?
  2. Автор представляет в рассказе двух женщин – суррогатную мать и Елену. Покакомупринципу построеноихизображение? Назовите приемы сопоставления:
  • Портрет (лицо, фигура, одежда);
  • Характер (поступки, отношение к другим людям, описание чувств, речь);
  • Интерьер (условия, в которых живут и действуют).
  • I ряд – портреты;
  • II ряд – характеры;
  • III ряд – интерьеры.

Каждая группа должна подвести итоги своих наблюдений.

Выводы учащихся I ряда:

Детали портрета обеих женщин значимы. Красота женщины-матери неброская, естественная. Ее внешний облик создает впечатление спокойствия, домашнего уюта и тепла. Елена отличается броской внешностью. На нее обращают внимание мужчины. Ноавторподчеркиваетнекоторуюискусственность этой красоты. Елене приходитсяприбегатькхитростям,уловкам,чтобыспрятатьнекоторые природные недостатки своей внешности, например, редкие волосы. Кричащая роскошь ее наряда иногда производит отталкивающий эффект.

Выводы учащихся II ряда:

Характеры у обеих разные. Женщина терпелива, сдержанна. Она любит детей и осознает страшную ошибку, которую совершила, заботясь о благосостоянии двух своих малышей и для этого родив третьего, чтобы за деньги отдать. В ней живет чувство вины и перед погибшим мужем, и перед Катенькой. Безответность помешала ей добиться справедливости у начальства Василия, выхлопотать помощь для детей. Елена напориста, энергична, привыкла всегда добиваться того, чего желает. При этом душевные страданиядругих людей ее не трогают. Она мещанка и эгоистка.

Выводы учащихся III ряда:

Условия, в которых живут женщина и Елена – разные. В квартире женщины ощутимо то, что главной заботой для нее и ее мужа Василия были дети. Вседелалось ради них. В квартире супругов Васильевых главная забота – собственный комфорт. Поэтому и у Катеньки – своя комната, своя кроватка, чтобы девочка не мешала спать. Елена и Игорь тяготятся ребенком.

  1. Состоялся ли Игорь как отец? Каково авторское отношение к нему, в чем оно проявляется?
  2. Можно ли назвать полноценной, истинной семью Васильевых? Что является мерилом истинности отношений между мужчиной и женщиной? Какую семью вы могли бы назвать счастливой?

Вывод: отношения между Игорем и Еленой нельзя считать подлинно семейными.

Слово учителя. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн незадолго до кончины выделил самые главные начальные духовныедарования человеку: дух целомудрия, нестяжания, кротости, трезвения, покаяния, смирения и любви. Этих духовных дарований лишены Игорь и Елена. Ведь заповеди православного миросознания гласят: “Не прелюбодействуй”, “Брак честен и ложе не скверно”, “Оставит человек отца и матерь, прилепится к жене своей, будет два – плоть едина” (из Послания апостола Иоанна к евреям).

Мне кажется, это очень важно усвоить каждому человеку. Но эти нравственные заповеди чужды баклановским героям. Автор рассказа разоблачает их индивидуализм и потребительство, равнодушие и жестокость, цинизм и окаменение сердца. Тревожная боль за человека, за высоту человеческих отношений пронизывает все произведение. Григорий Бакланов неоднократно говорил, что его учителем в литературе был Л.Н. Толстой. Для великого писателя-классика тема семьи была одной из центральных в его творчестве.

Можно процитировать особенно взволновавшие вас строки.

В.П. Астафьев “Печальный детектив”:

“Так же как и смерть, загадка семьи не понята, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья, если он и она блудили, не находя друг друга. Династии, общества, империи, не создавшие семьи или порушившие ее устои, начинали хвалиться достигнутым прогрессом, бряцать оружием; в династиях, империях, в обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми”.

Слово учителя. Традиционно самыми главными заботами в семье были проблемы, связанные со счастьем детей, с их будущим.

Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье,
В семье человек вырастает,
И все, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

  1. Счастлива ли Катенька?
  2. Почему женщина называет ее Лялькой, а потом, как и Елена, Катенькой? Значим ли выбор имени ребенка в рассказе Бакланова? (Лялька – в украинском языке “кукла”. Екатерина – “чистая всегда, непорочная”)
  3. Счастливы ли дети женщины, расставшись с Катенькой?
  1. В чем смысл названия рассказа “Непорочное зачатие”? (авторское мнение однозначно: такое зачатие порочно)
  1. Какие детали,подтверждающие тревожное положениев жизни современного общества, можно выделить в рассказе?
  • объявление в газете (стр. 105);
  • “в наше время все делается быстро, кто не успел, тот опоздал” (стр. 107);
  • безразличие к собственным детям, жажда “шикарной” жизни, преобладание материальных интересов (из воспоминаний Елены о семье, уехавшей отдыхать в Ниццу – а недоношенный ребенок “в институте под специальным каким-то прозрачным колпаком” (стр. 120);
  • отношение начальства Василия к его гибели и к его семье: оклеветать, сказать, что был в нетрезвом состоянии, лишь бы не платить пенсии детям (стр. 128);
  • конец 20 века – сдвинулись многие понятия – рассуждения Игоря в отеле в Риме (стр. 117).
  1. Вспомните, что является наиболее важным в жизни для Игоря и Елены?
  2. Каковы нравственные уроки рассказа Григория Яковлевича Бакланова “Непорочное зачатие”?

Общие выводы

Григорий Бакланов считает, что долг писателя – не только создавать духовный портрет человека, не только создавать духовный портрет общества, но и помогать человеку и обществу осознать самих себя. Сохраняя верность творческой манере, в рассказе “Непорочное зачатие” автор усиливает критическое начало, выявляет абсурдность существования человека. Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Баклановувидел страшнуюопасность,скрывающуюсявсаморазложении семьи. Ведь это приводит к истончению и полному отмиранию человеческих связей, без них каждый в каждом будет видеть лишь врага. Писатель разоблачает индивидуализм и потребительство как мировоззрение. Его рассказ тревожит наши сердца и заставляет задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.

(Ученик читает отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко.)

Когда шагаешь к цели бойко
Как по ступеням, по телам,
Остановись, забывший бога, -
Ты по себе шагаешь сам!
Когда тебя толкает злоба
Кзабвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши!
О человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись!

Домашнее задание.

  1. Чем может быть оправдана жизнь человека?
  2. Нравственные уроки рассказа Г. Бакланова “Непорочное зачатие”.
  3. Очень трудно матерью быть.

Примечание. Текст рассказа Г. Бакланова “Непорочное зачатие” цитируется по книге: “Современная русская литература 1986–1995. Хрестоматия для средней и высшей школы. Издательство Астраханского педагогического Института. Астрахань, 1995 г.”

Уроки внеклассного чтения в современной школе. … уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха… эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема… нравственного прозрения… А.Т. Твардовский

Психолог А.А. Леонтьев выделил следующие основные направления руководства чтением с социально- психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определённого типа книги на определённую категорию читателей.

Основные задачи работы на уроках внеклассного чтения Формировать духовную потребность в чтении. Развивать вкус к чтению. Развивать личностный подход к прочтению произведения. Уметь давать самостоятельные эстетические оценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся.


Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо.


Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во.

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова.

Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".

quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".


Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ.

Григорий Бакланов - Непорочное зачатие

Григорий Бакланов - Непорочное зачатие краткое содержание

Непорочное зачатие - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Изд-во: "Вагриус", Москва, 2000

OCR и вычитка: Александр Белоусенко, январь 2005.

– Зачем имплантировать, проще делегировать.

И получил по губам.

О ребенке они подумывали, в последнее время – все чаще, но в их ухоженной квартире, с любовью обставленной, где было много мягкой мебели, ребенок представлялся им примерно уже так пятилетнего возраста, который ничего не портит, не доставляет особых хлопот, а гости ему умиляются.

Они простить себе не могли, что не решились сразу, было бы ему уже семь лет, школьник… Но у Игоря тогда все так хорошо пошло – и кандидатская, и докторская, – а потом его стали приглашать на симпозиумы, и он мог брать ее с собой и на Кавказ, и за границу. Она тоже успела защититься, и при гостях Игорь в шутку называл ее крупнейшим специалистом по количеству пуговиц на шинели Гоголя, за что всякий раз получал по губам надушенными пальчиками. Елена действительно читала спецкурс, выбрав очень узкую тему, где конкурентов у нее не было, и название это имело длинное, научное и многосложное. И за всеми заботами, устройствами, волнениями мысль о ребенке откладывалась, откладывалась и откладывалась. А между тем Елене было уже тридцать, Игорю – тридцать шесть, но когда она видела на улице беременную женщину-мученицу с огромным безобразным животом, распухшими губами и этими пятнами на лице и мысленно представляла себя в этом положении, ей становилось дурно.

Они были на редкость подходящая пара, рослые, видные; мужские взгляды сопровождали Елену, когда они вдвоем с Игорем, одетые pendant в спортивное, в кроссовки (симпозиумы обычно устраивались в удобной для отдыха местности), легким спортивным шагом отправлялись на прогулку в горы. И на корте, в короткой белой юбочке, белых теннисных туфлях – ноги загорелые, глянцевые, – она красиво отбивала мяч, и все взгляды научной общественности были устремлены на нее, она каждый миг видела себя всю глазами этих умудренных мужей. Для нее не оставалось секретом, что не единожды Игорь получал приглашения благодаря ей.

С новой мыслью, как известно, надо переспать, и наутро Елена говорила как бы между прочим:

– Конечно, на все как посмотреть. Вот – русское дворянство, уж казалось бы. Да и русская классика, которой мы восхищаемся, она вскормлена молоком деревенских кормилиц. Это считалось в порядке вещей. И все же. Не знаю, может, я так щепетильна, но есть в этом что-то противоестественное. – Она не утверждала, она скорей обращала к Игорю свой вопрос. – А в то же время, что для наших прабабушек показалось бы дикостью, в двадцать первом веке, вполне возможно, будет решаться само собой.

– Не вникай, погибнешь! – бросал он как бы на бегу. Каждый удобный момент он использовал для пробежки, тренировал мышцы ног и даже по коридору квартиры иной раз пускался трусцой.

– При любых нравственных началах дважды два – четыре, а не пять. И галактики разбегаются со страшной силой не оттого, что не сошлись характерами.

И решено было позвонить этой женщине просто так, риска никакого, пусть придет, они посмотрят на нее, поговорят. Тем более что, наверняка, пока они раздумывали, кто-то уже абонировал ее, в наше время все делается быстро, кто не успел, тот опоздал.

Однако женщина пришла. В передней вынула из кошелки домашние тапочки, надела, нога у нее была маленькая и широкая, Елена это заметила. Как-то так получилось, что стул ей поставили посреди комнаты, на свету, а сами они поместились в углу дивана. Она села, положила смуглые полные руки на полные колени, ждала разговора спокойно. В пестреньком платье, плотная, скорей даже полная, она, когда сидела, казалась выше ростом.

– Вы уже проделывали это? – спросила Елена утвердительно.

– Нет, – сказала женщина.

– А как же… – Елена несколько затруднялась в словах, сам предмет разговора был слишком необычен, без Игоря ей было бы проще: женщина с женщиной. – Почему вы избрали именно этот способ?

– Детей надо кормить.

– Но существует много других возможностей. Согласитесь, такой способ у нас пока несколько необычен.

– Чем могу. – Женщина смотрела без всякого выражения, тупо.

Образовалась довольно долгая пауза.

– Был бы муж, разве б согласился?

– Значит, вы не замужем? Разошлись? Я спрашиваю, как вы понимаете, не из любопытства.

Женщина ответила не сразу:

– Мы бы не разошлись.

До этих пор она говорила бесцветно, а тут впервые голос ее зазвучал:

– Убился он. С лесов упал. С двенадцатого этажа. Вот скоро год, как…

Елена испугалась, что сейчас будут слезы, занервничала, но женщина говорила спокойно, как не о своем:

Читайте также: