Сочинение рассуждение на тему творчество шукшина

Обновлено: 04.07.2024

Памятник Василию Макаровичу Шукшину (25 июля 1929 - 2 октября 1974) на родине писателя. Фото из личного архива автора.

Памятник Василию Макаровичу Шукшину (25 июля 1929 - 2 октября 1974) на родине писателя. Фото из личного архива автора.

Сегодня хотелось бы поговорить о двух рассказах Шукшина "Мастер" и "Крепкий мужик" , которые я всегда даю ученикам для прочтения "в связке", так как противопоставление главных героев помогает заострить внимание на основных идеях произведений.

Время для вдумчивого прочтения каждого рассказа - 8 минут. Оба написаны в 1970 году. Главные герои - деревенские мужики, которые не прочь выпить. На этом их сходство заканчивается и начинается принципиальная разница в их мироощущении и поведении.

Дорога в жизни человека

Главное отличие Сёмки Рыси ("Мастер") и Николая Шурыгина ("Крепкий мужик") в том, что они идут разными дорогами: столяр Сёмка, непревзойдённый мастер своего дела, идёт путём созидания. Он мечтает отреставрировать заброшенную талицкую церковь:

"Стену ту, восточную, отшлифовать, как и хотел мастер, маковки обшить и позолотить и в верхние окна вставить цветные стекла — тогда под куполом будет такое сияние, такое сияние. "

Ради этого герой обивает пороги священнослужителей, районного и областного начальства. Он готов работать бесплатно: требуется только разрешение, материалы и два-три помощника.

А бригадир Шурыгин следует дорогой разрушения: чувствуя себя важным деятелем с неограниченными полномочиями он руководит сносом церкви в родной деревне, несмотря на возмущение односельчан, которым постройка дорога как память о прошлом.

"Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и ее…" .

При этом он не выполняет чей-то приказ, а является инициатором разрушения.

Тут мы плавно переходим к четвёртому направлению Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня , потому что различия в действиях героев обусловлены их умением видеть прекрасное в произведениях искусства или, наоборот, полной неспособностью воспринимать красоту.

Сёмка Рысь буквально околдован лёгкой, изящной церковью и приёмами неизвестного мастера, сотворившего это чудо. Он называет её "белой красавицей", "светлой каменной сказкой". Эта красота окрыляет его, направляет на путь добра и созидания.

Человек, который не умеет видеть прекрасное, способен только губить, уничтожать. Для Шурыгина деревенская церковь - это лишь груда кирпичей, которые можно будет использовать для постройки свинарника.

Преступление и наказание – вечная тема

С данным направлением можно связать поведение героев в финале произведений. Не совершив никакого преступления, Сёмка Рысь всё же чувствует вину за то, что не смог отстоять свою "каменную сказку". После полученного отказа герой "про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, зло курил и молчал". Видимо, он ощущает себя предателем, поэтому ему стыдно даже поднять глаза на "белую красавицу".

Шурыгин - человек, которому в принципе не знакомы муки совести. После того как церковь по его вине превратилась "бесформенную груду, прах", он довольно восклицает: "Гробанулась здорово!" Наказанием за его деяние является не просто злость односельчан, а реальная ненависть, обрушившаяся на него со всех сторон. Даже собственная семья встречает его "форменным бунтом". Жена не желает с ним разговаривать, а мать стыдится и предрекает всяческие беды:

Ох горе ты мое горькое, теперь хоть глаз не кажи на люди. Проклянут ведь тебя, прокляну-ут! И знать не будешь, откуда напасти ждать: то ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет невзначай. Погоди, тебя ишо сама власть взгреет за это. Он вот, учитель-то, пишет, сказывали, он вот напишет куда следоват - узнаешь.

Василий Макарович Шукшин начал писать, будучи студентом режиссерского факультета ВГИКа. Дебютировал он в 1961 г., когда в журнале “Октябрь” были опубликованы рассказы “Правда”, “Светлая душа”, “Степкина любовь”, “Экзамен”. Через два года вышел первый сборник рассказов “Сельские жители”. Рассказы “Классный водитель” “Гринька Малюгин” легли в основу сценария фильма “Живет такой парень…”.

Конец 60-х – начало 70-х годов – пик творческой активности писателя. В это время он пишет множество

рассказов, роман “Любавины” , повесть “Там, вдали…” , киносценарий о Степане Разине, роман “Я пришел дать вам волю” , киноповесть “Калина красная” и др.

Роман “Любавины” рассказывал о становлении Советской власти в Сибири. “Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибирской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым – с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся.

Иначе не могло быть”, – писал автор.

Всенародную любовь писателю принесла книга “Калина

красная” и одноименный фильм, который сам Шукшин поставил и сыграл в нем главного героя. История вора Егора Прокудина, пытавшегося порвать со своим прошлым, была рассказана просто и душевно. В его образе воплотились многие черты шукшинских рассказов. Шукшин был многогранно одаренной личностью, он был прекрасным режиссером, искренним актером, трогательным прозаиком и драматургом.

Писал он в разных жанрах, однако любимым для Шукшина был жанр рассказа. Многое из написанного в этом жанре писатель объединил в сборники “Земляки” , “Характеры” , “Беседы при ясной луне” .

Шукшин создал особый тип рассказа: он почти лишен экспозиции, построен на диалоге, имеет открытый финал. В центре изображения необычный случай, который помогает раскрыть душевное состояние героя. Суть шукшинского рассказа в единстве комического и драматического, представленного с лирической авторской интонацией. Рассказ Шукшина несет в себе философскую концепцию человека и мира.

Об этом позже он писал: “Мастерство есть мастерство, и дело это важное. И если бы писатель-рассказчик не сразу делал это главным в своей работе, а если главным оставалась его жизнь, то, что он видел, запомнил, хорошее или плохое, а мастерство бы потом приложилось к этому, получился бы писатель неповторимый, ни на кого не похожий… Человеческие дела должны быть в центре внимания рассказа”. Герои шукшинских рассказов люди необычные, по определению писателя “чудики”.

Появление подобных героев в рассказах Шукшина попытался объяснить писатель В. Белов: “Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества. И, разумеется, в этом смысле появление такого художника вовсе не было для русской культуры какой-то особенной неожиданностью или феноменом”. “Чудики” Шукшина – сельские жители, мечтающие о недостижимом: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и др.

Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не показаны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека.

Рассказ “Даешь сердце” начинается с необычного случая: “Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевке… гулко ахнули два выстрела… И кто-то крикнул: – Даешь сердце!”.

Эта почти детективная завязка приводит к неожиданному развитию сюжета. Оказывается, что стрелял ветфельдшер Козулик, самый незаметный человек в Николаевке, появившийся здесь полгода назад. И вот этот неразговорчивый мужик пятидесяти лет, “полный и рыхлый”, выскочил ночью из дома и “дважды саданул из ружья в небо”.

Его поступок озадачил всех, особенно участкового милиционера, который с нескрываемым удивлением узнает, что ночной “салют” произведен в честь небывалой победы в медицине: в далеком Кейптауне была впервые осуществлена пересадка человеческого сердца. Участковый не может понять мотивов поступка ветеринара.

Образом Козулина Шукшин опровергает ограниченность обедненных представлений о человеке и жизни. Его герой, названный участковым “шизей” и “контуженным”, оказывается духовно выше и тоньше тех, кто призван вершить судьбы людей, хоть и в местном масштабе.

Финал рассказа печален: Козулину легче согласиться с тем, что он “шизя”, чем объяснить свой поступок. К сожалению, говорит автор, в нашей жизни нет места высоким порывам. Рассказ “Даешь сердце” несет в себе мысль о том, что в жизни человека всегда есть место для мечты, для высокого вдохновения, для понимания красоты поступков и свершений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творчество Василия Макаровича Шукшина

Произведения В.М.Шукшина самобытны, неповторимы, непохожи одно на другое. Они проникнуты любовью к человеку-труженику и наполнены презрением и ненавистью к тунеядцам, мещанам, хапугам. Правда, описанная в произведениях, проста, наверное, поэтому она стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.

В одной из заметок о писателе я прочитала: «Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", требовали, чтобы писатель выдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. Герои Шукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были не выдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую и в угоду кому-то, вот здесь и проявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам, да и сам Шукшин признавался, что ему интереснее всего исследовать характер человека- не догматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа".

Очень жаль, что Василий Макарович прожил всего лишь сорок пять лет. Но и этого оказалось для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям.

Подробнее хотелось бы остановиться на фильме «Калина красная, созданном по мотивам повести самого автора. Именно просмотр побудил во мне желание прочитать повесть в полном объеме. Но вначале коротко о фильме. Ценность данного художественного фильма – не только талантливое изображение жизни, но и сама жизнь.

За время подготовительного периода работы над картиной Василий Шукшин отсмотрел огромное количество архивных киноматериалов. Именно среди пленок с документальными лентами им были найдены кадры кинохроники, сделанные операторами для архивов МВД, с исполнением заключенным песни на стихи Сергея Есенина "Ты жива еще, моя старушка". Этот музыкальный номер так понравился Василию Макаровичу, что он решил вставить его в свою ленту. Съемки фильма проходили в городе Белозерске Вологодской области, а так же в окрестных деревнях – Садовой, Десятовской и Крохино.

Читайте также: