Сочинение рассуждение на тему купец калашников победитель или побежденный

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы № 17 в 7 классе.

Дата _____________________

Планируемые результаты:

Личностные:

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные:

• умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

• формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

• умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

· умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

· умение видеть культурологические связи

Предметные:

• понимание литературы как особого способа познания жизни,

• формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого;

• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного

· развивать умения анализировать произведение, работать самостоятельно и в группах при подготовке заданного ответа на вопрос; формировать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ художественных образов; проводить наблюдения и эксперимент, структурировать тексты, осуществлять расширенный поиск информации;

· создавать условия для воспитания уважения к родной истории, способности воспринимать исторический опыт других эпох и поколений;

Оборудование урока : проектор, экран, ноутбук, видеоурок

· портрет М. Ю. Лермонтова.

Межпредметные связи: история.

Методические приемы: беседа, анализ текста, выразительное чтение, просмотр видеоурока, просмотр презентации.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия: поэма, былина, герой, автор.

Структура урока

I. Этап мотивации.

Цель этапа : Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день! Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, и надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание на нашем уроке.

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Критерии оценивания.

Устная работа на уроке.

Критерии оценивания работы на уроке:

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Индивидуальная работа. Приложение 1.

Коллективная работа. Беседа.

- Обратите внимание на экран. Более 20 лет назад в Москве, в доме напротив Красных ворот, которые, к сожалению, снесли в 1927 году для расширения Садового Кольца, родился гениальный поэт-мыслитель М. Ю. Лермонтов. Красные ворота снесли, но недалеко от этого места установили памятник Михаилу Юрьевичу.

Мы будем говорить о творчестве этого легендарного человека, которое не утратило своей актуальности и в наше время.

- Расскажите о нем.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Познакомьтесь с эпиграфом к уроку. Слайд № 2.

Каждый заново для себя открывает Лермонтова.

. эти открытия будут продолжаться без конца.

В течение урока, я надеюсь, вы получите ответы на свои вопросы. Для этого нам необходимо обратиться к главным героям поэмы.

IV . Этап целеполагания.

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

- Как же будет звучать тема нашего урока?

- Какие цели поставим перед собой?

- Итак, откройте тетради, запишите дату, тему урока, эпиграф.

V. Этап открытия нового знания.

· С каким трагическим событием в нашем русском сознании ассоциируется эта дата? (Смерть А.С.Пушкина) Слайд № 4. (дуэль)

· Как погиб А.С.Пушкин? При каких обстоятельствах? (Погиб великий русский поэт на дуэли 27 января 1837 г. от пули Жоржа Шарля Дантеса, защищая честь жены Натальи Николаевны. После знакомства Дантеса с Натальей Николаевной в свете началось распространение слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи. Отстаивая честь семьи на дуэли, Пушкин был смертельно ранен в живот, после чего 29 января скончался.

- Ответным выстрелом Пушкина Дантес был легко ранен в правую руку. Он быстро выздоровел и был выслан из России навсегда.

- Пушкин погиб в 37 лет, а Дантес умер в 83 года, сделав блестящую карьеру в Европе.

Дантес прибыл в Петербург в качестве протеже голландского дипломата барона Луи Геккерна. В России он был произведен в корнеты и зачислен в Кавалергийский полк. Был принят ко двору, в светское общество, ему благоволила императрица и сам император Николай I .

· Как отреагировал М. Ю. Лермонтов на смерть Пушкина?

Погиб поэт! – невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

За это стихотворение Михаил Юрьевич был сослан на Кавказ, в действующую армию. Благодаря ему, Лермонтов унаследовал не только всенародную славу Пушкина, но и личную неприязнь царя.

Просмотр видеоурока. 03.41 – 17.36.

- Предлагаю вам восстановить основные события произведения. Просматривая видеоурок, можете делать себе записи, которые пригодятся вам при анализе.

VI . Этап первичного закрепления.

Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.

Анализ произведения.

· Одинаково ли заканчивается поединок? (Нет. Пушкин погиб, а Калашников побеждает в поединке, убивает Кирибеевича).

· Почему Лермонтов строит свое повествование именно победой Калашникова? (Калашников борется за правое дело, поэтому правда на его стороне. Справедливость должна восторжествовать. Зло должно быть наказано.)

· В произведениях каких жанров добро всегда побеждает зло? (в произведениях устного народного творчества: в сказках, в былинах).

· Почему Лермонтов выбирает жанр исторической песни, близкой к былине? (Считается, что история песни правдива. Герои показаны глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры. Они всегда прославляют народных героев.)

Анализ эпизодов. Работа с текстом.

· Кто такой Кирибеевич? Каким вы себе его представляете? (молодой, сильный, уверенный в себе, красивый, богатырского телосложения, богато одет, охвачен любовной страстью).

· Ребята, кто такие опричники? (опричник-дворянин, состоявший в опричнине-войске, созданном Иваном IV для борьбы с боярами. Опричники отличались крайней жестокостью. - сноска в учебнике).

· Кто такой Малюта Скуратов?

Упоминание Малюты в поэме имеет определенный смысл. Он по происхождению из Орды, три столетия терзавшей Русь. И то, что именно Малюта - руководитель опричнины, бросает еще один отблеск на все повествование. Для Калашникова, для московских жителей, страдавших от террора опричнины, было особенно зловеще то, что опричниной заправляли выходцы из Орды. а царь нарочно подчеркивал это, чтобы унизить бояр, чтобы затоптать даже намек на вольнолюбие.

· Что он сам о себе говорит Кирибеевичу перед поединком? (3 глава)

А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону господнему.

· Почему? На чьей стороне симпатии Лермонтова? (Лермонтов с уважением относится к купцу Калашникову и осуждает Кирибеевича.)

- Действительно, поэт неслучайно дает опричнику нерусское отчество. Называние по отчеству всегда было знаком близости и уважения не только к самому человеку, но и к роду его.

· Какое решение принимает Калашников после разговора с Аленой Дмитриевной? (выйти с Кирибеевичем на кулачный бой.

«И я выйду тогда на опричника,

- Слайд № 6. Итак, мы уже мысленно находимся с героями поэмы на реке Москве, близ белого Кремля и светлых церквей.

- Обратимся к одному из героев – Кирибеевичу, ответив на следующие вопросы.

Как ведет себя Кирибеевич до кулачного боя?

Как ведет себя опричник во время поединка?

Как гусляры и автор относятся к смерти Кирибеевича?

Приблизительные ответы.

3. Гусляры сожалеют о ранней гибели опричника, ценят за то, что не просит пощады, а принимает смерть как должное. При его силе, молодости сколько хороших дел мог бы сотворить.

- Обратимся ко второму герою – купцу Калашникову, ответив на следующие вопросы.

Как ведет себя главный герой перед поединком?

Как ведет себя купец Калашников во время кулачного боя?

Что помогло Степану Парамоновичу победить опричника?

Примерные ответы.

1. Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Для купца это святой бой, он силен не только физически, но и морально, т.к. защищает честное имя семьи, рода. А Кремль, Святые церкви – не только молчаливые свидетели поединка за святую правду, но и поддержка Степана Парамоновича, т.к. он живет в согласии с Богом.

2. Удар Кирибеевича был настолько силен, что мысленно обратился к судьбе, прилагая все силы, чтобы победить в правом деле:

«Чему быть суждено, то и сбудется.

Постою за правду до последнева.

И ударил своего ненавистника

3. Купец защищал свою любовь, семью, честь жены, а Кирибеевич думал только о себе. Правда на стороне купца Калашникова. Возможно, сам Бог ему помог.

- Ребята, а почему Калашников не признается царю в истинной причине своего поступка? (Не хочет обнародовать позор семьи. Он в ответе только перед Богом. Понимает, что грешен, т. к. убийство - это грех. И готов его искупить своей смертью).

- Итак, в Калашникове реализуется народный идеал правды, честности, в Кирибеевиче - бесчестья, зла. Это поединок чести и бесчестья, Божьей правды с кривдой, народной нравственности и ее поруганием.

VII . Этап включения в систему знаний.

Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.

Каковы особенности правления Ивана Грозного?

Какую оценку дали Ивану Грозному современники и потомки?

К какому эпизоду обратился Илья Глазунов?

Каким предстает перед нами царь?

Какие цвета преобладают на картине? Почему?

Как художник относится к царю?

Примерные ответы.

1. Илья Глазунов обратился к эпизоду казни: на Лобном месте палач рубит голову невинной жертве, русоволосому юноше, покорно склонившему голову на плаху.

2. Царь изображен в профиль, такое впечатление, что он находится в движении, как бы обходит свои владения. Правитель представлен крупным планом: грозное, озлобленное лицо, морщины, взгляд сверлящий, настороженный, подозрительный, тонкие губы, орлиный нос, кустистые брови, окладистая с проседью борода. Величавая осанка, надменность, властность в облике.

3. Преобладают красный различных оттенков и черный цвета. Рубаха палача алая, как бы знаменует эпоху террора, кровь, пролитую зря. Небо, толпа, волосы и борода царя черные. Лишь одно светлое место на картине – белая одежда казненного, как символ святости, честности.

4.Илья Глазунов судит героя своей картины, ставя в вину ему кровавые злодеяния, расправы над невинными.

- Ребята, какие чувства вызывает картина?

- Вот таким мы видим Ивана Грозного, первого царя России, глазами историков, художника Ильи Глазунова.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

- При помощи какого изобразительно-выразительного средства в начале фрагмента создается ощущение тревоги? (При помощи анафоры создается ощущение тревоги. Анафора - это единоначатие, одинаковое начало строчек. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

Повтор отрицательной частицы не усиливает тревогу).

- Что такое трапеза?

1. Общий стол для приема пищи в монастыре. 2. Прием пищи, еда в монастыре).

VIII . Этап подведения итогов урока.

Цель этапа: подведение итогов урока.

- Итак, и купец Калашников, и А. С. Пушкин оба погибают. На первый взгляд, кажется, что они проиграли, потому что погибли в поединке с властью. Однако и купец Степан Парамонович, и Александр Сергеевич не только своей жизнью, но и своей смертью утверждают, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду, к сожалению, не обходится без жертв, но для наших героев лучше погибнуть, чем смириться с бесчестьем.

- Согласны ли вы с такой позицией?

IХ. Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.

Ираклий Андроников, исследователь творчества М. Ю. Лермонтова писал:

- Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке, за творческий подход к решению проблемы, за сотрудничество. Надеюсь, что сегодня на уроке вы получили ответы на свои вопросы.

Критерии оценивания работы на уроке:

X . Этап ознакомления с домашним заданием.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание (по желанию).

2. Составить синквейн о любом герое произведения.

Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания .

1.Поэма — это жанр:а) лирического произведения;

б) лиро­эпического произведения; в) эпического произведения. 2. События, о которых идёт речь в произведении, относятся ко времени правления: а) Владимира Мономаха; б) Ивана Грозного; в) Петра I. 3. Приближённый царя и глава опричников — это: а) Калашников; б) Кирибеевич; в) Скуратов. 4. Причиной грусти Кирибеевича послужило:а) поражение в кулачном бою; б) отсутствие денег;в) невнимание со стороны жены купца Калашникова. 5. Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил:

а)жаловаться царю; б) драться с опричником в кулачном бою; в) ничего не предпринимать.

6. Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы: а) показать свою силу; б) отстоять честь жены; в) его не считали трусом. 7. Когда Кирибеевич узнал, с кем ему придётся драться, он: а) отказался драться; б) попросил прощения за свой поступок; в) побледнел, глаза его затуманились.

8. После удара Калашникова Кирибеевич: а) упал замертво; б) остался стоять; в) ударил в свою очередь. 9. Царь, увидев результат боя, приказал: а) заключить Калашникова в острог; б) отрубить Калашникову голову; в) взять Калашникова к себе на службу. 10. В словосочетаниях: Москва великая, небо чистое, заря алая — используется: а) метафора; б) гипербола; в) инверсия.

1. Перенос значения по сходству называется: а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом. 2. В строке “Не сияет на небе солнце. ” пропущен постоянный эпитет: а) красное; б) ясное; в) золотое.

3. Приближённый царя и глава опричников — это: а) Калашников; б) Кирибеевич; в) Скуратов. 4. Причиной грусти Кирибеевича послужило:а) поражение в кулачном бою; б) отсутствие денег;в) невнимание со стороны жены купца Калашникова. 5. Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил:

а)жаловаться царю; б) драться с опричником в кулачном бою; в) ничего не предпринимать.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 151 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022


Один из главных героев поэмы Лермонтова - молодой богатый купец Степан Парамонович Калашников. Он знает свое дело, хороший семьянин, заботливый отец и муж. Но однажды день ему как-то сразу не задался.

Придя вечером домой, купец не находит своей жены. Атмосфера в доме напряженная и тяжелая. Степан Парамонович понял, что произошло нечто плохое. Вскоре прибегает его заплаканная и растрепанная супруга. Ее на улице поймал опричник Кирибеевич, стал целовать и уговаривать, чтобы она стала его. Такого оскорбления купец стерпеть не может.

Конечно, оскорбленный муж должен был пойти к царю и пожаловаться на обидчика. Но этот путь кажется герою еще более унизительным. А он показан удалым и гордым молодцом. Тогда Калашников решает, что у него нет другого выбора, как отстоять честь жены в кулачном бою, пусть даже это будет стоить жизни ему самому.

Он просит братьев поддержать его, они покорно соглашаются, ведь старший брат для них – как отец. Купец показывает себя настоящим мужчиной, хотя я считаю, что кровопролития можно было избежать.

Кулачные бои – это старая русская забава, молодые бойцы мерялись силой на потеху зевакам и самому царю. В тот день государь лично объявляет о начале боя, но против его любимого опричника Кирибеевича никто выходить не хочет, зная о его небывалой силе и удали. Только один отыскался желающий, и это был Калашников.

Степан Парамонович называет себя и Кирибеевич смущается. Калашников на полном серьезе говорит о том, что по одному из них станут петь панихиду. Хотя кулачный бой совсем не предполагает драки до смерти. Когда начинается бой, купец пропускает один удар, а потом наносит свой. Этот удар становится смертельным. Степан знает, что за это ему полагается смерть, но даже перед лицом смерти он не теряет достоинства, а с честью принимает ее.

На мой взгляд, это очень печальная история. Она говорит о том, что честь для мужчины превыше всего.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Образ купца Калашникова – собирательный, посредством которого выражается истинный героизм простого народа, не побоявшегося даже перед царём защитить свою честь.

Сочинение 3

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями. Лермонтов пытается найти своеобразных героев – людей с сильным характером, стальной волей, которые могли бы быть примерами для потомков.

Главный герой данного произведения – молодой, заносчивый и высокомерный (но верный) опричник Ивана Грозного, который полюбил жену купца Калашникова. Конечно же, это было непозволительно. Особенно в те времена. Соответственно, на репутацию порядочной женщины была брошена тень. Естественно, муж Анны Дмитриевны не смог остаться в стороне.

В более широком понимании, в творении сталкиваются два лагеря – правда народа (Калашников) и самодержавие, граничащее с бесчестием (Киребеевич, и, возможно, даже сам царь).

В целом, героический характер Калашникова испокон веков свойственен русскому люду. Сколько бесстрашных богатырей повидала земля русская, сколько подвигов было совершено россиянами – всех не счесть. Можно сказать, что купец Калашников – это вопиющий образец истинной правды, человек чести, который чтит достоинство. Он является верным супругом, хорошим отцом. Идеальный человек своего века.

Алена Дмитриевна, жена, представляется покорной женщиной того времени. Она уважает мужа и любит его. Он для нее защитник и верный друг. Так, что можно сказать, это поединок простого человека против зарвавшегося знатного. Против царского любимца.

* Опозорил семью нашу честную

* Злой опричник царский Кирибеевич;

* А такой обиды не стерпеть душе

* Да не вынести сердцу молодецкому.

Государь является с боярами, оцепляет место. Кстати, купец одерживает победу над молодым опричником. Однако автор не скрывает присутствия у него положительных качеств. Это преданный правителю воин, смелый, однако самовлюбленный, бесстрашный, но чванливый. Кстати, Кирибеевич поведал царю о том, что любит Алену Дмитриевну, однако не сказал, что она уже замужем за купцом Калашниковым.

Последний представляется невероятно сильным человеком, который верен своим убеждениям, никогда не пойдет на компромисс с совестью. Честь семьи для него дороже поклонения царю. В этом и проявляется народное сознание.

Оцените сочинение: Рейтинг 4.16 [328 Голоса (ов)]

Один из главных героев поэмы Лермонтова — молодой богатый купец Степан Парамонович Калашников. Он знает свое дело, хороший семьянин, заботливый отец и муж. Но однажды день ему как-то сразу не задался.

Придя вечером домой, купец не находит своей жены. Атмосфера в доме напряженная и тяжелая. Степан Парамонович понял, что произошло нечто плохое. Вскоре прибегает его заплаканная и растрепанная супруга. Ее на улице поймал опричник Кирибеевич, стал целовать и уговаривать, чтобы она стала его. Такого оскорбления купец стерпеть не может.

Конечно, оскорбленный муж должен был пойти к царю и пожаловаться на обидчика. Но этот путь кажется герою еще более унизительным. А он показан удалым и гордым молодцом. Тогда Калашников решает, что у него нет другого выбора, как отстоять честь жены в кулачном бою, пусть даже это будет стоить жизни ему самому.

Он просит братьев поддержать его, они покорно соглашаются, ведь старший брат для них – как отец. Купец показывает себя настоящим мужчиной, хотя я считаю, что кровопролития можно было избежать.

Кулачные бои – это старая русская забава, молодые бойцы мерялись силой на потеху зевакам и самому царю. В тот день государь лично объявляет о начале боя, но против его любимого опричника Кирибеевича никто выходить не хочет, зная о его небывалой силе и удали. Только один отыскался желающий, и это был Калашников.

Степан Парамонович называет себя и Кирибеевич смущается. Калашников на полном серьезе говорит о том, что по одному из них станут петь панихиду. Хотя кулачный бой совсем не предполагает драки до смерти. Когда начинается бой, купец пропускает один удар, а потом наносит свой. Этот удар становится смертельным. Степан знает, что за это ему полагается смерть, но даже перед лицом смерти он не теряет достоинства, а с честью принимает ее.

На мой взгляд, это очень печальная история. Она говорит о том, что честь для мужчины превыше всего.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Вариант 4

Обманутый своим слугой — Кирибеевичем, царь велит казнить человека, который, вызвав на смертный бой злодея, тем самым защитил честь своей супруги. Сюжет прост, понятен. Но за ним стоят не простые отношения тех, кто чувствует защиту государя, самонадеянно совершают подлые поступки, также тех, кто живет по чести, но иногда вынужден почувствовать на себе несправедливость существующего строя.

Законный муж Алены Дмитриевны (Калашников) не испугался злого умысла, позора приближенного царя. Вызвал он смело злодея на бой, несмотря на последствия. За правду он готов пойти на смерть, защищая честь семьи, жену. Степан Парамонович не оттягивает с решением, считая своим долгом отомстить Кирибеевичу. Характер простого русского человека проявился в полной мере тогда, когда напал злодей на жену купца. Считая самым дорогим на свете честь семьи, он не принял во внимание и то, что бессовестным оказался слуга царя Грозного.

Преклонение перед государем во все времена имело особое важное значение. Царь решал судьбы людей. Те, кто во всем становился на его сторону, чувствовали себя как за каменной стеной. Тем более, когда речь идет о великом царе Грозном. В каждом его взгляде, в действиях просматривается сила характера, о котором ходили легенды во все времена. Однако не все готовы были пойти против правды, долга и уважения своей семье.

Прочитав до конца произведение, читатель задумывается не только о судьбе одного человека, а жизни целого поколения. Несмотря на трагический исход того, на чьей стороне правда, честь и слава занимают достойное место всегда, Подобные поступки бессмертны, так как за ними стоят преданность, любовь, совесть и сила характера.

Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа

Калашников смелый, сильный: пошел на бой, хотя и не боец, в отличие от Киребеевича; не боится разговаривать с царем: говорит с ним на равных, не заискивает.

Мужество, стойкость, благородство Калашникова делают его положительным образом лермонтовской поэзии.

В Степане Парамоновиче Калашникове сочетаются лучшие качества русского народа. Все помнят Степана, несмотря на то, что его могила не на кладбище, безымянная. Под каким бы гнетом ни был русский народ, он всегда сохраняет свои лучшие традиции.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Атмосфера пира воссоздана автором почти с документальной точностью. Подозрительный и грозный царь всюду ищет крамолу да измену, а веселясь, хочет видеть только радостные и счастливые лица вокруг. Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич? Влюблен? Так это поправимое дело. Надо только шаль дорогую, да кольцо поднести понравившейся девушке, она сразу же кинется на шею слуге царскому. Да вот только Кирибеевич не сказал царю, что приглянулась ему замужняя женщина!

Алена Дмитриевна не побоялась рассказать все мужу, прося у него помощи:

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание!

Удалой купец Калашников выходит на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь и достоинство семьи. Сознание правоты дела, за которое он вышел биться, придает силы Степану. Кирибеевич же еще до начала боя проиграл. Он кругом виноват перед купцом, и это чувство вины мешает лихому бойцу.

И, услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася.

В «Песне меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. Я люблю перечитывать ее, поражаюсь гениальности Лермонтова, его литературному чутью.

Сочинение купец Степан Калашников

Образ купца Степана Парамоновича Калашникова в поэме М. Ю. Лермонотова показан в произведении как сильный духом, правильно воспитанный молодой боец. Человек, которого не сломать, не пробить, не испугать. Это образ смелого , сильного, честного и стойкого человека. Любящий муж и отец. Во всех поступках купца становится ясно, Калашников борется за правду. Это образ настоящего русского богатыря, защитника Руси, своей семьи, своего дома.

Все события были во времена Ивана Грозного. Государство было поделено на земщину и опричнину. Калашников был добрым молодцем и сильным купцом, служащий верой и правдой своему царю. Все в его жизни было хорошо: любящая жена, прекрасные детки, хороший дом. Главного героя писатель показывает с положительной стороны. Этот человек был настоящим, любящим семьянином. Ценил и уважал свои родственные узы, всегда спешил домой. Потому что он был счастлив в своей семье.

Однажды случился трагический день. Калашников узнал, что его дорогая и любимая жена была опозорена, и что в этом виноват опричник Кирибеевич-лучший приближенный Ивана Грозного. Для героя было это ужасно, что его любимую женщину обидели, опозорили его семью, принесли горе и страдания.

Калашников ни секунды не сомневался, что будет биться с опричником. Для него это было очень важно, отстоять честь своей семьи. Когда начался бой, для Калашникова важно было победить врага, его сломить. Чтобы этот человек понял, что нельзя прийти в чужую семью, наследить в ней и за это не будет никакого наказания. Герою было обидно, что так поступили с его близкими. Ведь в отличие от Кирибеевича ,Калашников был порядочным человеком, жил в согласии с Богом, ни кому не делал подлостей.

Когда закончился бой, и победу одержал славный ,бесстрашный купец ,всем было понятно, что это был последний поединок. Ведь Царь потерял своего лучшего опричника. Никто не может лишить царя его лучших людей. И это убийство молодому человеку не сошло бы с рук. Но Иван Грозный уважал молодого купца, так как причины боя были ему неизвестны. Главный герой не хотел осквернять честь и достоинство семьи.

Калашников прекрасно понимал, что скоро умрет. В последние дни своей жизни он прощается со своей семьей, с близкими людьми. В своей смерти он не ищет виновных. Просто так сложилась судьба. Для своей семьи он желает только счастья. В последние минуты главный герой просит своих братьев и царя помогать его семье, быть всегда рядом.

Образец 2

Центральными персонажами произведения являются царь Иван IV (Грозный), опричник Кирибеевич и представитель купечества Степан Калашников. Каждый образ раскрыт поэтом максимально полно. Царь представлен не как обезличенный правитель, а как человек, со своими страстями, заботами, размышлениями, сомнениями. При этом поэт не умаляет достоинств Ивана Грозного. В системе персонажей поэмы он находится как бы над остальными. Однако образ царя далеко не идеален: он эгоистичен, алчен и властолюбив. Заметив равнодушие опричника Кирибеевича к собственной персоне, Иван Грозный подозревает его в предательстве. Молодой опричник же испытывает мучительные любовные чувства к прекрасной Алёне Дмитриевне, жене Калашникова.

Придворному миру противостоит купеческий быт, где жизнь выстроена в соответствии с правилами Домостроя. Алёна Дмитриевна, с одной стороны, любит и уважает своего мужа, но с другой стороны, она боится его, поскольку Домострой лишает замужнюю женщину практически всех прав. Степан Калашников привык жить по строгим правилам, передающимся из поколения в поколение. Однако его сердце очень доброе. Заступившись за честь своей жены, он стремится отстоять чистоту своей фамилии.

Третья часть поэмы посвящена поединку опричника и купца на берегу Москвы-реки. Степану Парамоновичу отведена роль народного судьи над царским произволом. В этом смысле символично и то, что Кирибеевич одаривает своим поклоном лишь царя, а Калашников ещё и простой люд. Даже угроза смертью не заставляет купца признаться в том, что случилось на самом деле. Наблюдающий за поединком Иван Грозный придаёт происходящим событиям иной смысл. Это уже не поединок между обидчиком и защитником своей чести, это выступление простого человека против царского произвола и беззакония. Однако власть самодержца ещё крепка, поэтому Степан Калашников, борец за правду и справедливость, безвинно пал жертвой этого режима.

Вариант 5

Данное произведение было написано одним из величайших поэтов в России, Лермонтовым М.Ю. в 1837 г. Поэма описывает не самые хорошие времена. На троне находится сам Иван Грозный. И поэт очень хорошо отобразил серость будней тех времен. Эта поэма является своего рода самородком в своем жанре на время написания поэмы.

Первое с чего хотелось начать свой анализ, это конечно основные герои произведения. Каждому главному герою, Лермонтов привил свои привычки и характер. Вся поэма закручена на трех основных героя. Начнем, пожалуй, с самого яркого персонажа, а именно с Ивана Грозного. В произведении он представлен как яркий персонаж, который во что бы то ни стало готов помогать своему войску. Понимая то что, первые кто его защитит от всех врагов, внутренних и внешних, будут именно бравые бойцы. И для этого в первую очередь он их угощает изобилием вина.

Вторым немало важным персонажем является опричник Кирибеевич. Безумно влюбленный в жену купца, и не скрывает этого факта. Именно эти эмоции служат катализатором не доверия Ивана Грозного в том, что опричник неверен и очень завистлив.

Основным героем, на котором закручен весь сюжет, является купец Калашников. Являясь примерным семьянином и трудягой. В это время он начинает ревновать свою жену к опричнику, и на фоне этого он прячет ее от посторонних взглядов общества. А вот жена, Алена Дмитриевна, безумно любит своего мужа, и при этом временами боится его. Именно такое отношение было нормой в те времена.

Финальная часть поэмы переносит все события в Москву. Именно там ревнивый муж и влюблённый опричник сразятся. Это не просто бой между ревнивцем и влюблённым, это противостояние двух крайностей. Калашников олицетворяет народ и правду. Кирибеевич же напротив, олицетворяет собой человека подлизу, который всем угождает.

Что этим произведением хотел сказать Лермонтов своим читателям? Калашников – это народ, который готов пойти против системы и добиться справедливости. Он готов идти до конца для достижения этой цели. Килибеевич – это в первую очередь власть того времени, которая несправедливо относится к своим гражданам. Отбирает последнее для того чтобы жить в свое удовольствие. И плевать что будет с народом.

Конец у поэмы очень грустный, Калашников погибает. Но погибнув он не забыт народом, который он олицетворял. И пусть никто не знает где он похоронен, зато он всегда жив сердцах людей.

Другие сочинения: ← Главные герои романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовТема демона и демонизма в творчестве Лермонтова →

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Калашников - московский купец, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья.
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.

Антагонист Калашникова — Кирибеевич. Кирибеевич — опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Опричники (кромешники) — дружина, во главе которой стояли Малюта Скуратов, Алексей Басманов и другие любимцы ИванаIV. От опричников требовалось “не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя”, доносить на изменников, “не дружиться с земскими” (то есть со всеми, не записанными в опричнину) . За это Грозный наделял их властью, жаловал им собственность сосланных дворян.
Рабство Кирибеевича — в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю — не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой — потеха в царскую угоду: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”. Но это не мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.
Отличительная черта натуры Кирибеевича — желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”.
Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать… ” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.

Читайте также: