Сочинение рассуждение на тему какова роль песни земфиры в поэме цыганы а с пушкина

Обновлено: 07.07.2024

Сочинение по поэме Александра Сергеевича ПушкинА “Цыганы”.

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель, все его произведения любимы читателями вот уже нескольких поколений. Он бережно и трепетно относился к историческому наследию своей Родины, не раз прославлял их в своих произведениях. В своей поэме “Цыганы” А. С. Пушкин показал нам насколько разные эти “два мира” и насколько велико их противостояние друг другу.

Первый мир – это цивилизованное, правильное общество. Второй мир – это мир кочевников-цыган,

Он, как и многие представители этого общества, обладает стремлением к жизни, твердым характером, смиренно чтит и уважает обычаи цыган, верит в правильность их жизни. Герой привык не привязываться ни к богатству, ни к славе, ни к наслаждениям. Храбрый и мужественный – он глядел опасности в лицо и никогда не отступал.

Но из-за этого всего, а возможно и из-за образа его жизни, Алеко не испытывал душевного спокойствия, мира с самим собой. Его жизнь словно кочующее племя цыган, не находила своего постоянного

места и покоя. А. С. Пушкин пишет :
” … И жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой;
Но боже, как играли страсти
Его послушною душой!”
Герой был уверен, что городская жизнь – это совсем нет то, что ему нужно, там он тем более не обретет своего счастья:
“Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей”.
В примечаниях же сам А. С. Пушкин пишет: “… привязанность к дикой вольности, обеспеченной бедностью… ; мужчины занимаются ремеслами, необходимыми для первых потребностей, торгуют лошадьми, возят медведей, обманывают и крадут, женщины промышляют ворожбой, пеньем и плясками”.
В поэме помимо Алеко представлены еще два основных героя – это старик и Земфира. Старик, отец цыганки Земфиры, представлен мудрым, справедливым, добрым человеком, гостеприимным и опытным. Земфира – его дочь свободная молодая цыганка, непоколебимая, независимая, сохранившая свои свободолюбивые качества, даже являясь женой Алеко.
Алеко преследовали власти, он хотел обрести свободу. Но вместе со свободой вольных цыган, он должен был принять и остальные их жизненные правила, в том числе и непостоянство местных девушек. Алеко сильно любил Земфиру, и из ревности погубил и ее, и ее нового избранника, подтвердив свою способность совершать преступления.

Он неосознанно причинил боль и отцу Земфиры, беспокоясь лишь о собственных чувствах, отомстив за несправедливое отношение к себе.
Главный герой искал свободы в неведомом ему краю, у цыган. Но доказал лишь то, что никогда не станет таким как они, не изменится, тем самым продолжая преступать закон. Свободным он являлся только на словах.

Живя среди нового общества, его стала одолевать тоска по всем тем принципам, что были сложены в его стране, – поэтому не понял сущность Земфиры и убил ее и нового избранника цыганки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В жизни цыган поэт отмечает две главные особенности: вольность и бедность. Цыганский табор беден, лишен роскоши, но в нем живут вольные и смелые люди.

Реалистические картины жизни цыган в сочетании с общим романтическим пафосом и стилем поэмы делают ее неповторимой, своеобразной и прекрасной.

Главная героиня поэмы – молодая красивая цыганка Земфира .Она является частицей степного приволья, которое ее окружает:

Здесь люди вольны, небо ясно,

И жены славятся красой…

В поэме поэт говорит о женской красоте, но мы практически не найдем описания внешности Земфиры. Об этом можно только догадывается:

С ним черноокая Земфира…

Поэт останавливает свое внимание на одежде цыганок:

Лохмотьев ярких пестрота…

В Цыганах А. Пушкин нам показал необычный женский образ. Например, обязанности женщины. Многие женские заботы здесь перекладываются на мужские плечи или выполняются совместно:

Семья кругом готовит ужин…

Настанет ночь; они все трое

Варят нежатое пшено;

Старик уснул и все в покое,

В шатре и тихо и темно…

Песня является неотъемлемой частью цыганской жизни. Ее любили в России, ее страстно любил Пушкин. И нет ничего удивительного, что поэт включил в поэму цыганскую песню, которую поет Земфира. В основу этой песни положена цыганская хора – плясовая, хороводная песня, которая была записана Пушкиным во время южной ссылке на молдавском языке:

Старый муж. Грозный муж.

Режь меня, жги меня:

Я тверда, не боюсь

Ни ножа. Ни огня.

Презираю тебя:
Я другого люблю,
Умираю любя.

Режь меня, жги меня ;
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж
Не узнаешь его.

Он свежее весны,

Жарче летнего дня;

Как он молод и смел!

Как он любит меня!

Как ласкала его
Я в ночной тишине!

Как смеялись тогда
Мы твоей седине !

Песня Земфиры – это сама Земфира. В ней полностью раскрывается столь же дикий, неистово страстный, ни перед чем не останавливающийся, непримиримо смелый, вольный, как ветер, характер цыганки.

Кто место в небе ей укажет…

Кто сердцу юной девы скажет:

Люби одно, не изменись…

Надо отметить и принятую цыганами свободную любовь, которую не понимают цивилизованные люди. Так не понимает ее Алеко. Старик говорит нам о своей бывшей жене Мариуле, которая оставила ради новой любви и мужа. И маленькую дочь. Эта история подтверждает, что “непостоянство” Земфиры не исключение, что это не является особенностью чисто её характера . Свобода любви- закон племени.

Материал поэмы “Цыганы “основан на предании, меньше наблюдается сказочных элементов. Пребывание на юге Пушкина способствовало развитию его интересов к песенному фольклору. В поэме образ женщины сопровождается песней. Заметно обращение поэта к широким и правдивым картинам быта народа ,этнографическим данным . Всем этим богат и интересен материал поэмы Пушкина.

История создания

Что же так сильно его очаровало? Как принято считать современниками, Пушкина всегда манила и околдовывала свобода, которая как раз таки присуща этому народу. Это касается и жизни в целом, и отношения к ней, и тем более — взаимоотношений.

Жанр и направление

Перед нами предстает картина нравов цыган — мать Земфиры, которая бросив свою дочь, сбегает с новым возлюбленным. Но девушка, в свою очередь, на мать не обижается, ведь кому как не ей знать, что с людьми делает любовь. Она, завязав страстные и искренние отношения с главным героем Алеко, также искренне поддается порыву и изменяет ему с молодым цыганом. Зная свою эмоциональность, Земфира мирится с мыслью и принимает свою ветреность и непостоянство, ведь виной всему — любовь.

Девушка намекает о своем адюльтере в песне. Алеко — далеко не глупый парень, который все прекрасно понимает, но смириться с ветреностью девушки и принять её не может. Он страдает и тяжело переживает эту ситуацию. Отец девушки советует оставить все как есть, ведь сердцу не прикажешь, а среди цыган принято бережно охранять свободу личности. Когда эмоции берут вверх, Алеко выслеживает и убивает любовников. Он так и не смог проникнуться духом свободы, его принятие цыганских законов оказалось самообманом.

Композиция и конфликт

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Основной проблемой данного произведения выступает внутренняя несвобода человека цивилизованного человека. Алеко, который бежит из цивилизованного общества, где есть свои устои и правила, хочет обрести свободу там, где она знакома каждому, и жить в своё удовольствие. Но именно в тот момент, когда он попадет в табор, где можно жить как тебе угодно, начинаются проблемы. Ведь понятия свободы у каждого разные. Для Земфиры — это беззаботная жизнь в свое удовольствие без чужих запретов и указов. Для её отца — спокойствие и всепрощение. Но для Алеко свобода может быть только его, что больше похоже на эгоизм. Он жаждет того, о чем не имеет понятия. Внутренне он несвободен, его тиранят эгоизм и предрассудки общества, от которого он сбежал. Земфира была заключена в его внутренней тюрьме и поплатилась за побег.
  2. Эгоизм. Собственничество и хищничество европейского человека стоило жизни прекрасной Земфире. Будь Алеко осведомлен о истиной природе любви, он не ревновал бы Земфиру, и уж точно не отнимал жизнь у молодых людей, возомнив себя Богом. А так Алеко любит искренне только себя и свой комфорт. Он жертвует жизнью людей ради того, чтобы удовлетворить свою жажду мщения.
  3. Месть. Если цыгане в поэме Пушкина были способны простить и отпустить, то представитель европейской цивилизации был более порочен и себялюбив. Он не смог смириться с бегством возлюбленной и убил ее. Его душа была лишена благородства.

Основная идея

Главный герой — лишнее доказательство того, что невозможно изменить в один день то, что создавалось веками. Для нашего героя свобода жизни в городе от его законов не стала счастьем. Как мы видим из произведения, цыгане — это приверженцы так называемой незыблемой вольной жизни, к которой Алеко был не готов. Он остался во внутренней тюрьме, куда человека неизменно загоняют эгоизм, жестокость и мстительность.

Чему учит?

Художественные особенности

В обычной романтической поэме все выстроено по очереди и довольно точно следует одно за другим, в то время как в данном произведении всё обстоит немного по-другому. Пушкин не делает обычную последовательность событий, а сразу переносит читателя в середину произведения.

Кроме этого, автор разрывает равномерность произведения, то усиливая, то уменьшая драматичность сцен, центром которой становится убийство девушки и ее любовника. В конце же поэмы тоже отличия от классической формы, там нет ощущения законченности произведения, сразу обрыв и полная недосказанность. Что дальше стало с главным героем, он жив или мертв, где живет и что делает?

Также особенностью произведения является то, что цыгане и Алеко говорят на одном языке: Пушкин почти не вводит цыганских слов и выражений, просторечий и разговорных слов. Напротив, его цыгане говорят возвышенно и поэтично, как того требует художественная условность. Все произведение получается единообразным и более напоминающим притчу, где главное — смысл, а не достоверность формы.

Критика

Об основных нравственных уроках, преподнесенных нам Пушкиным в данной поэме, писал критик В. Г. Белинский:

А также о развенчивании образа романтического героя делится писатель Ф. М. Достоевский:

Автор: Мария Трещилова

Автор: Самый Зелёный · Published 13.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 03.09.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 06.05.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Портрет главной героини

Главный женский персонаж в произведении Пушкина — Земфира. Эта девушка олицетворяет собой весь цыганский народ, такой же веселый, яркий, беззаботный, живущий одним днем. Жизнь цыган автор связывает с двумя главными особенностями:

  • красивая;
  • молодая;
  • черноокая.

Даже в бедной одежде, без нарядов и дорогих украшений она выглядит привлекательней любой городской дамы.

Милая девушка с веселым, почти детским нравом, добрая и искренняя, создающая вокруг себя атмосферу радости и одаряющая этим позитивом всех вокруг.

Цыганка и Алеко

Цыганка и Алеко

Только добрыми побуждениями и небольшой долей любопытства руководствуется она, приведя в табор изгнанного из цивилизованного общества русского парня Алеко. Главная героиня не задумывается ни о будущем, ни о различиях в жизненных ценностях и воспитании человека не из табора, безоговорочно следуя за своими чувствами, она создает с ним семью.

Алеко и Земфира счастливы, их устраивает цыганская кочевая жизнь, вскоре у пары рождается ребенок, которого цыганка нежно любит. Но, с течением времени, любовь девушки к мужу угасает и зарождаются новые сильные чувства к молодому цыгану из табора.

Земфира — честна и прямолинейна, и даже не пытается этого скрывать, говорит ему об этом словами из песни:

Я другого люблю,

Для мужа цыганки Земфиры это глубокое и сильное чувство, он переживает, страдает и ищет пути решения. Для самой девушки, все намного проще, она любит играя, шутя, любовь для нее — приятное чувство, в котором не нужно отказывать себе:

«Ты любишь горестно и трудно,

Поддавшись воле новых чувств, цыганка Земфира не ищет оправданий и не считает себя виноватой, она свободна в выборе жизненного пути и спешит на свидание с любимым, где их застает разгневанный Алеко и в порыве ревности убивает.

Перед лицом смерти она осталась верна себе, своему мировоззрению, прожила жизнь, следуя велению сердца и нисколько не жалеет об этом.

Народнопоэтическая основа образа Земфиры

Песня — неотъемлемая часть жизни цыган, всегда пользовалась успехом у русского народа и любовью автора. По этим причинам Пушкин добавил цыганскую мелодию в свою поэму. Песня Земфиры полностью отражает ее характер, столь же дикий, страстный, непримиримый и сильный, как ветер:

«Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Я тверда, не боюсь

Поэма про Земфиру затрагивает один из значимых вопросов общественной жизни того времени, заключающийся в предоставлении свободы женщине самостоятельно принимать решения, связанные с ее личной жизнью.

Пушкин Александр Сергеевич

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Человек и общество.

Проблема: Не всегда человек соблюдает законы общественной жизни.

Невозможно жить в обществе только по своим правилам, не стоит пренебрегать нравственными законами. Алеко возмущен поступком Земфиры. Он мстит, убивает двух людей, отбирает у них самое ценное, что есть у человека - жизнь. Старик-отец теряет дочь, а убитый цыган-любовник тоже, скорее всего, имеет в таборе родителей, которым нелегко пережить потерю сына. Табор в печали, он лишился двух своих соплеменников. Мы видим столько горя из-за измены. Пустяковая причина, если сравнить ее с количеством боли, вызванной смертью людей. Не думаю, что удовлетворен и Алеко. Он – убийца людей, который изгнан из табора.

2. Тема: Цивилизованный мир и первобытный.

3. Тема: Жизнь в цивилизованном мире.

Проблема: Отторжение цивилизованного общества. Жизнь в цивилизованном обществе тех времен лживо, в нем мало любви и свободы. Алеко бежит от светской жизни, из богатого дома, где находится под давлением надуманного этикета, интеллекта, наук. Ему сильно не хватает связи с природой, искренности чувств, эмоциональной свободы, что он получает у цыган. Несмотря на это, настоящей свободы он не находит ни в каком обществе, потому что она внутри, а не во внешнем мире. В отличие от старого цыгана, Алеко несвободен от собственных убеждений и предрассудков.

4. Тема: Взаимоотношение влюбленных людей.

Проблема: Чувства могут пройти. Человек может изменить, но не стоит делать из этого трагедию. В такой момент важно переждать вспышку чувств или отпустить человека и найти другого.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В романтической поэме мы видим реалистический пафос. Свобода – это не эгоистическая воля, не неограниченная власть. Именно так представляет ее Алеко, в отличие от старого цыгана. Отец Земфиры, как бы, олицетворяет дух всего народа. Старик щедр, великодушен, он принимает Алеко в свою семью, но тот не может оценить его широты души.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Старик-цыган противопоставлен образу Алеко. Он добр, щедр, принимает незнакомца, как родного сына. Он отпускает с миром свою изменницу-жену, которая не только бросила его, но и своего ребенка. Цыган вырастил дочку, он выглядит вполне счастливым до трагической развязки всей этой истории. От образа старика веет уравновешенностью и спокойствием, на мой взгляд, даже тогда, когда он теряет любимую дочь. Он не кидается с кулаками на Алеко, а лишь говорит ему, что тот больше не сможет находиться в таборе. Я бы сказала, что старик внутренне свободен. Он хорошо знает жизнь, и радости ее, и горести, не питает иллюзий, принимает судьбу.

Образ Алеко – полная противоположность старику. Он эгоистичен, видит свою свободу в том, чтобы делать то, что хочет, невзирая на то, какой вред приносит другим. Он не свободен – это чувствуется в его действиях и словах.

п.4. Литературные приёмы

Изображая жизнь цыган, автор наделяет описания яркими красками. Читая об этом, в каждом штрихе ощущаешь связь с природой – их кочевую жизнь, приготовление еды на костре, пасущихся коней, ручного медведя.

Пушкин использует яркие эпитеты – резвая воля, черноокая цыганка, коварная судьба. Он вводит сравнения, например, как беззаботная птичка и веселый, как вольность.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – столкновение личных интересов человека и общественных, игнорирование законов, нравственных принципов той группы людей, в которой живет. Алеко не принял нравственные законы ни цивилизованной, городской, ни дикой цыганской жизни.

Читайте также: