Сочинение рассуждение на тему как нужно готовиться к сочинению

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Успешная подготовка к итоговому сочинению как один из факторов повышения качества образования.

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.

Интересный факт — опираться можно даже на Библию.

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:

✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,

✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.

Существует пять критериев оценивания:

  • соответствие теме,
  • аргументация (привлечение литературного материала),
  • композиция и логика рассуждения,
  • качество письменной речи,
  • грамотность.

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы.

План итогового сочинения

Часть 1. Вступление

Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы.

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы:

Переход ко второму аргументу может звучать так:

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить выше написанное. Возможные клише:

Как писать итоговое сочинение 11 класса

Как проходит итоговое сочинение

Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать.

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.

Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению .

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

План работы над итоговым сочинением

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом.

Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы.

Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.

3."отзыв на рассказ И.Шмелева "Как я стал писателем"".

Эссе (сочинение) на тему "Как я готовился к сочинению".

Для того, чтобы написать сочинение, я сначала выбрала тему. Обдумала все в голове, о чем буду писать, что стоит включить в мое сочинение. Я перебрала несколько тем и отобрала то, которое мне больше всего понравилось.

Я образно представила, что именно будет входить в мое сочинение.

Далее я взяла листок с ручкой и написала план своего сочинения. После прочитала его и внесла коррективы, так как кое-что я внесла новое, а что-то и вовсе убрала.

Каждый пункт главы должен стать одним абзацем. В итоге у меня должно было получится 6 абзацев. Сочинение мое должно получиться на страницу.

Сочинения я писать очень не любила в школе, писать надо было так как надо, а не так как думаешь, да и думала то я не особо много в том направлении, в котором надо было для сочинений, хотя читала очень много. Но писала, конечно, в основном, это были сочинения по литературе, готовилась так:

На написание сочинения мне нужно было минимум три-четыре часа. Сначала надо было вспомнить или даже перечитать то произведение, по которому надо было писать сочинение и прочитать еще, что написано в учебнике литературы об этом произведении. Потом составляла план, сначала предварительный, потом его детализировала, уточняла, делала более подробным.

Затем самое сложное было начать, написать вступление. После этого уже легче. Писала сначала по каждому пункту плана несколько основных предложений, а потом уже дополняла, дописывала, исправляла, меняла что-то. В заключении писала предложения, обобщающие мое сочинение, в которых были выводы, мое мнение по поводу темы сочинения. Иногда это было не просто.

Тема "Как я написал своё первое сочинение" мне кажется более простой, так как она дает свободу творчеству, можно описывать личные впечатления.

Первое сочинение было написано мной ещё в первом классе. Его тема была посвящена сказкам Пушкина.

В первую очередь я отобрала книжки, по которым хотела написать сочинение. Это были "Сказка о Золотой рыбке" и "Золотой петушок".

Обе сказки я перечитала ещё раз, несмотря на то, что читала их и раньше.

В процессе написания сочинения передо мной лежали книжки и я периодически заглядывала в их текст, некоторые слова из сказок переписывала в сочинение.

Описала главных героев сказок и то, что с ними произошло.

Сочинение по объему получилось больше страницы. Учительница оценила мой труд и поставила оценку "отлично".

Сочинение-эссе на тему "Как я написала свое первое сочинение"

Свое первое сочинение я написала в первом классе, как наверное и большинство из школьников.

Как сейчас помню, было это весной, я уже довольно хорошо писала и много читала, и учительница на уроке задала написать нам небольшое сочинение про весну.

Первое сочинение всегда оказывается самым сложным и может быть самым неуклюжим. Оно словно первый блин - всегда выходит комом. Но это я понимаю сейчас, а тогда мне казалось, что я очень талантливая и сочинение у меня получается просто на загляденье.

Я написала несколько предложений о приходе весны, о ярком солнце, о песнях птиц и первых робких, весенних цветах. В целом все самое важно о весне я рассказала, но конечно и не подумала как-то обобщить сказанное, сделать вывод, высказать собственное мнение.

А ведь именно эти моменты наиболее важны в любом сочинении. Читателю интересно узнать мысли автора, то, как он сам относится к описываемым событиям или явлениям, понять чувства, которые его обуревают.

Ничего этого в моем первом сочинении не было, но на то оно и первое, чтобы на нем учиться. Конечно я получила за него пятерку и очень радовалась, даже гордилась этой оценкой. Это был отличный стимул для творческого роста и я благодарна своей первой учительнице за то, что она не убила во мне страсть к сочинительству, которая преследовала меня все следующие годы.

Давайте возьмем тему "Как я готовилась к сочинению".

Сочинение можно смело назвать одной из самых непростых ученических работ, которую нам задают в школе. Для того, чтобы справится с этой задачей, нужно хорошо представлять, о чем будешь писать. Обязательным в написании сочинения является творческий подход. По этой причине к сочинению нужно хорошо подготовиться.

Особенно сложно бывает придумать самое начало сочинения. Всегда кажется, что можно рассказать о многом, поэтому можно потеряться с мыслями. Трудно писать первые предложения. Но главное, пожалуй, не это. Чтобы легко написать сочинение, нужно хорошо знать тему, о которой пишешь. Если это сочинение по литературе, но нужно хорошо знать само произведение, понимать характер основных героев, ключевые идеи и сюжетную линию.

Для того, чтобы написать сочинение нужно как минимум несколько часов и пребывать при этом в спокойной обстановки, так, чтобы ничего не мешало. Пожалуй, это главные условия, чтобы хорошо выполнить свою работу. Сложно начать, но когда тема задалась, начинаешь писать более уверенно, возникает ощущение, что рука пишет сама собой. Поэтому не стоит боятся, нужно быть уверенной в себе.

Эссе на тему: "Как я готовился к сочинению".

Чтобы написать сочинение на ту или иную тему, нужно очень хорошо его обдумать. Подумать о том, что лежет в основе сочинения, его главная идея, которую необходимо раскрыть в сочинении.

Итак, на первом этапе я обдумала тему, то, что главное.

Затем, необходимо расположить по пунктам повествование темы сочинения.

В заключение, необходимо подвести итог сказанному вами в сочинении. В заключение пишем своё мнение, отношение к сути сочинения.

Конечно, чтобы написать сочинение необходимо к его написанию подготовиться. Если сочинение по какому-либо произведению, тогда обязательно нужно вспомнить сюжет, главных героев и их характеры.

Ведь, не зная произведения не возможно написать хорошее сочинение.

Можно на тему "Как я готовился (готовлюсь) к сочинению" написать примерно такое эссе.

Для меня сочинение написать - это всегда очень ответственно, ведь мыслей много, но затеряться в них не составит и труда если все не структурировать как говорится "по полочкам".

Нужно сначала подобрать правильно литературу, знать хорошо заданную тему на которую пишешь сочинение и тогда приступать уже непосредственно к самой работе.

Я всегда любые сочинения пишу по плану:

  • Введение
  • Основная часть
  • Вывод

Самое тяжелое при подготовке написания текста уже - это придумать первые строчки. Вот если их придумал и написал, то тогда дальше идет все намного легче. Самое главное не отклоняться от плана.

Успехом в работе написания сочинения - это чтобы никто не отвлекал и не тревожил, писать в тишине, не торопиться. Время на сочинение я всегда выделяю не менее двух часов.

Дальше уже начинаю постепенно раскрывать все пункты плана. Обязательно в конце я делаю вывод по написанному.

После того как сочинение написано я его несколько раз прочитываю чтобы посмотреть нет ли у меня ошибок орфографических или пунктуационных. Затем еще могу прочитать свое сочинение вслух кому-то из родных, чтобы они оценили мой труд и возможно поправили ошибки если есть.

Сочинение-эссе "Как я готовился к сочинению".

Своё первое сочинение помню очень хорошо и отчётливо.

Когда в школе нам задали такое задание, то первое, что я стала делать - это узнавать, что такое эссе.

Выяснив данный аспект, я стала думать над темой, которая звучала "Осенний лес глазами ребёнка".

Я составила план сочинения и начала писать медленно, обдумывая каждую фразу и проверяя орфографию и пунктуации.

Предложение за предложением, абзац за абзацем.

Всего я потратила на работу почти 2 часа.

Но труды оказались не напрасными и после проверки сочинения учителем, я получила оценку отлично.

Возьмем тему "Как я написал свое первое сочинение".

Свое первое сочинение я написала в первом классе, нам задали написать сочинение на тему "Моя мама самая лучшая". Это сочинение я написала довольно быстро, ведь его было писать очень просто, потому что я много знаю про свою маму.

В своем сочинении я описала внешность своей мамы, ее характер, чем она занимается и что любит.

Мое сочинение было одним из лучших, учительница поставила мне за него высший балл, к тому же похвалила и зачитала перед всем классом.

Сочинения мне писать очень нравиться, в нем я могу проявить все свои мысли и чувства, сделать определенные выводы.

"Как я стал писателем" И. С. Шмелева - не самое обычное "пособие", ознакомившись с которым, можно сходу превратиться в писателя, едва прочитав, внимательно. Данное творение - это автобиография самого Алексея Дмитриевича, где тот делится навыками, рассказывает о собственном опыте становления, как писателя.

Данное произведение написано со смыслом, интересно: автор, словно, вновь погружается в воспоминания, рассказывает некоторые моменты из жизни.

Как же превратиться в писателя? Им может стать любой, только надо с детства любить творчество, видеть мир под другим углом, посмотреть на все иначе, чем остальные. Так, маленький Шмелев даже неодушевленные предметы наделял "душой": общался с ними, даже если это была древесная стружка или обычная кружка. За такие способности позже, в гимназии, был прозван "римским оратором": он с детства давал волю фантазии, выдумывал интересные вещи.

В гимназии показывал свои работы одному из преподавателей. Хотя, за это его не похвалили, а напротив, пожурили - деятельности не оставил. Наставником молодому человеку стал в те времена Федор Владимирович Цветаев.

Для тех, кому интересно открыть в себе таланты, узнать опыт, пусть прочтут автобиографичное творение Алексея Дмитриевича: полезно, легко читается.

DLMOG4sHpRxyPunEdqwHpRuuJi0Ygq.jpg

Подошёл к написанию первого сочинения со всей ответственностью.

Подобрал нужную литературу и тщательно изучил материал.

Разбил сочинение на три части, вступительную, основную и итоговую.

В первой части остановился на авторе произведения, на дате его (произведения) выхода (публикации).

А основной части описал главных героев произведения, а также вкратце изложить суть происходящего.

В итоговой части сочинения сделал свой вывод, от прочитанного.

В конце несколько раз проверил текст, на наличие ошибок и сдал сочинение учителю на проверку.

Современный читатель - это завсегдатай различных сайтов литературной направленности. В библиотеку идти лень, бумажные версии книг очень дороги. Современный читатель больше увлекается фантастикой и детективами. Даже история сейчас идёт с примесью фантастики. В школах не уделяют большого внимания литературному вкусу ребёнка, все произведения изучаются очень кратко и в быстром темпе. Я считаю если хорошего учителя по литературе ребёнок не встретит в школе, или ему попадётся скучный историк, который будет требовать только даты,то человек ограничиться лишь беллетристикой и журналами.

Любой человек - єто личность, а личность воспитывается в семье и школе. Лишь самодостаточная личность может произнести фразу: " Человек -это звучит гордо". Чем более самодостаточен человек, тем более он вежлив и предусмотрителен в общении с другими людьми. Я считаю, что обижать других людей будет лишь человек, который скрывает у себя недостатки , он ищет "жертву", и всю неудовлетворённость коллектива переносит на эту "жертву". Гордость - это не гордыня- это способность человека вести себя с достоинством, не пресмыкаясь пред выше стоящими людьми и не унижая ниже стоящих людей. Когда человек поднимается по карьерной лестнице наверх, он должен знать, что если будет спускаться в низ, то на каждой ступени, его должен ждать человек, который протянет руку помощь. Но часто так не случается, увы наше общество направлено на преуменьшение значения человека для общества. Еще в юности многие понимаю истину, дай человеку деньги и власть и ты его поймешь

Важно изучать, потому что обществознание изучает все сферы жизни общества и готовит нас как будущих полноправных членов этого самого общества к жизни, понимаю основ их функционирования.

Попробуем пофантазировать на две темы:

Зарисовка 1: пес и хозяин: Идет по тротуару в парке старый высокий мужчина, а рядом с ним на поводке резвится молоденький спаниель, вдруг из-под их ног и лап белка выпрыгнула и на дерево ловко забралась. Старик посмотрел на белочку и подумал: "какая маленькая, какая шустрая, как тебя только занесло из леса в городской парк, чем же ты питаться здесь зимой будешь." А собака гавкнула только, спросив белку: "Привет, рыжая. Здесь Джек еще не пробегал? А то видишь я старика выгуливаю, не могу от него далеко отойти".

Зарисовка 5: Пошел как-то рыбак на пруд рыбку ловить. Набрал червяков, каши взял, чтобы рыб приманивать, удочек не одну, а три, чтобы улова было больше. Пришел, устроился, сел, кашу в реку побросал, удочки поставил, сидит ждет, когда клев начнется. Смотрит плещется что-то рядышком в воде. "Видать рыба подходит, кашу пробует, значит, скоро и на червячка начнут посматривать, да цепляться за крючок, тут я их и подловлю/вытащу", - подумал так рыбак и притаился. А из воды на него рыбы смотрят, смеются, удивляются и между собой говорят: "Вот, чудак-человек, сколь раз уж ему ботинки, да сандалии на крючки попадались, а он глупый никак не поймет, что здесь нет карасей, нет окуней, только мы - уклейки мелкие плаваем, крошки его каши подъедаем, а на червяков вовсе не глядим, т.к. они все у него дохлые, да не вкусные, к тому же на такие огромные крючки насажены, что только слепой рак их не заметит".

Я не знаю, требуется ли в этом сочинении описывать какое-то конкретное событие, например участие в ВОВ молодых ребят, или писать его на основании какого-то произведения. Поэтому предлагаю написать об отношении к таким ребятам со стороны их сверстников. Например так:

Недалеко от моего дома есть кадетское училище и я часто встречаю на улице одетых в форму моих сверстников. Они кажутся немного более серьезными чем мои друзья, хотя также смеются и также шутят друг с другом. Мне кажется, что они просто привыкли уже проводить день в строгом распорядке и подчинятся армейской дисциплине. Не знаю, что может привлекать молодых парней и девчонок в таком возрасте одеть погоны, но может быть это их осознанный выбор. Не обязательно все они должны быть детьми потомственных военных, но кажется им просто нравится во всем порядок и ответственность. В целом же это те же самые дети, которые уже сумели выбрать свой путь в жизни и делают все от них зависящее для того, чтобы их мечта стала реальностью. Наверное это здорово иметь мечту в таком возрасте, и делать реальные шаги для ее претворения в жизнь. Мне всегда было интересно за ними наблюдать и кажется мне тоже нравится строгая военная форма, особенно на мальчиках. Такой молодой человек внушает доверие и хочется верить, что у них на уме не те глупости, которыми забиты головы моих сверстников в модном прикиде. А в танки они играют на учебе, а не в интернете.

Работа содержит теоретические сведения и практические рекомендации для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом части С единого государственного экзамена по русскому языку (сочинению – рассуждению).

ВложениеРазмер
kak_podgotovitsya_k_sochineniyu-_rassuzhdeniyu.docx 28.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Гальчинская средняя общеобразовательная школа

Выполнила: учитель русского языка

Этапы работы над сочинением – рассуждением.

Работа с текстом при написании сочинения-рассуждения.

Тема: Как подготовиться к сочинению – рассуждению.

Актуальность: Работа содержит теоретические сведения и практические рекомендации для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом части С единого государственного экзамена по русскому языку (сочинению – рассуждению). Подробный анализ представленных ученических работ позволит выявить и систематизировать проблемные зоны в подготовке учащихся к части С.

Цель: Сформировать знания, умения и навыки, необходимые учащемуся для успешно сдачи ЕГЭ.

Объект: Учебно – методические пособия для подготовки к сочинению-рассуждению.

Гипотеза: Задание части С – задание с развернутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание проверяет состояние практических умений выпускников (владение ими монологической речью, умение аргументировано излагать свою точку зрения) и общее состояние их культуры, что требует от них определенной подготовки.

1.исследование учебно-методического материала для подготовки к сочинению-рассуждению;

2.исследование этапов работы над сочинением-рассуждением;

3.изучение языкового анализа исходного текста;

4.изучение анализа и оценки сочинения-рассуждения.

Теоретическая значимость: Данная работа позволит выпускникам систематизировать знания и умения при подготовке к сочинению-рассуждению.

Практическая значимость: Настоящая работа будет интересна не только учителю, но и учащимся старших классов и их родителям.

Методы: 1) теоретический метод;

2) метод анализа;

3) практический метод.

Этапы работы над сочинением-рассуждением.

Способы формирования и развития основной мысли текста зависят от типа речи, использованного в нем. Традиционно выделяют три основных смысловых типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Задача рассуждения – рассмотреть наиболее важные свойства предметов, явлений и установить причинно-следственные связи между ними.

Текст – рассуждение должен состоять из трех частей:

- тезиса (того, что доказывается или объясняется; основной мысли, требующей доказательства или объяснения);

- доказательств (аргументов, доводов, обоснования, объяснения, т.е. суждений, которые подтверждает истинность тезиса);

Подобная структура имеет место в полном рассуждении; в сокращенном рассуждении опускается или вывод; или тезис, потому что они близки по содержанию (вывод – это доказанный тезис; вывод расширяет смысл тезиса).

Рассуждение отличается от описания и повествования прежде всего более протяженными сложнопостроенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами союзной и бессоюзной связи) и абстрактным характером лексики, т.е. словами, обозначающими отвлеченные понятия (в повествовании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления):

С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка (По Б.Короткову).

Практически все тексты и с другими типами речи (повествование, описание) дают материал для написания сочинения-рассуждения. Для того чтобы написать сочинение подобного рода по разным типам текстов, нужно прежде всего выделить основную мысль, которую автор пытается донести до читателя.

Запомните! Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?, к описанию – какой?, к рассуждению – почему?

Основная мысль текста-повествования, текста-описания проводится автором с определенной целью, поэтому элемент причинности и в этих текстах присутствует несомненно.

Солнце все выше и выше поднималось над заливом, стирая тени.

«Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. (4) Его правое крыло безжизненно повисло. (5) Браконьер лишил птицу самого дорого -полета. (6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. (7) Его подруга, белая лебедушка , волновалась. (8) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (10) Отстать не хотелась, но ведь и друга не оставишь в беде. (11) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его перышки.

(20) Весь месяц плавал к лебединому острову. (21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (24) Я знал, что Лотосу никогда не придется летать: крыло было перебито.

(25) Пришла осень. (26) В месте с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (27) А в это время начался отлет птиц. (28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (29) Лилия тревожно прислушивалась к ним.

(33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (34) Ее пел красавец Лотос. (35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!

Основная мысль позволяет задать вопрос почему? – «Почему автор считает, что песня Лотоса – это не прощальная песня, а гимн жизни. Этот вопрос может лечь в основу тезиса (1) Доказательством (2) является описанием того, что случилось с Лотосом и как помогла ему в несчастье его верная подруга.

Вывод (3) может быть равен тезису.

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз.

Все было седое, но лужи не замерзали. (3) Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и трава обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

(4)Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. (5) Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3)Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со временем представления о красоте?

Основная мысль может лечь в основу тезиса : подлинная красота воспринимается одинаково. Доказательством могут служить рассуждения автора о нетленности истиной красоты, несмотря на многие факторы, связанные с идеалами и модой.

Способы связи частей рассуждения.

В рассуждении для перехода от тезиса к доказательству часто используется вопрос почему?, частица ведь и такие конструкции, как: и вот почему; это можно доказать следующим образом; докажем это; в этом легко убедиться; и это понятно.

Вывод связывается с доказательством чаще всего посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний ; поэтому, вот почему…; предложений типа: Обобщим все сказанное выше. Подведем итоги. Из всего сказанного выше следует, что и т.д.

На связь и последовательность мыслей могут указать также многие другие вводные слова и сочетания. Например, во-первых, во-вторых, наконец, например, допустим, предложим, так, значит, следовательно и т.д.

Возможно и другое соединение частей рассуждения: без союзов, без вводных слов, только по смыслу.

Способы связи предложений в тексте.

При построении доказательства следует помнить о том, что каждое предложение должно быть связано с предыдущим. Только в этом случае можно говорить о логичности и последовательности рассуждений. Эта связь предложений может осуществляться с помощью

- местоимения с предлогом

- однокоренных слов. Возможны случаи, когда используются не одно средство связи, а несколько.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

(1)Нужны ли хорошие манеры. (2)Новейшие машины могли бы подсчитать, во что обходиться стране сумма плохого настроения, раздражительности, порождаемых грубым и даже нелюбезным поведением людей, и сообщить нам сенсационные цифры. (3)Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособнее и предприимчивее того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. (4)По моему мнению, хорошие манеры – проявление внутренней деликатности и культуры, необходимый атрибут здорового образа жизни.

(5)Но нередко и самые хорошие люди обижают своих близких. (6) И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто – по недосмотру, недомыслию, невниманию. (7)Эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, с помощью которых можно улучшить настроение всего коллектива, сделать жизнь приятнее, нервы здоровее.

(8)Два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. (9)Первое: любезное отношение к окружающим не требует больших расходов, не изнуряет человека. (10)Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причем позже, когда оно входит в привычку , производится уже автоматически и не теряет при этом своего благотворного воздействия. (11)Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет радость им, но и сам получает от такого поведения громадное удовольствие.

(12) Следовательно, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. (13) Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход – хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

Для того чтобы написать сочинение-рассуждение по этому тексту, нужно проделать следующую работу:

- внимательно прочитать текст и выделить его основную мысль. В данном случае её можно определить как знание этикета помогает человеку в жизни;

- посмотреть, как эта мысль выражена в тексте. Обратить особое внимание на те предложения, где она наиболее четко выражена. В нашем тексте это предложения (3), (4), (11), (12), (13);

Вывод к первой части сочинения. Человек живет в обществе, следовательно, знание этикета – это тот вклад, который несомненно, улучшает как жизнь одного человека, так и общества в целом.

Далее следует определить стиль текста; несомненно, это публицистический ,т.к. здесь затрагиваются морально –нравственные проблемы, имеющие воспитательный характер. Тип речи – рассуждение.

Далее следует написать своё согласие/несогласие с автором, которое можно выразить следующим образом: Я согласен (согласна) с мнением автора о том, что знание этикета имеет общественную значимость. Неприятно, если тебя стараются оскорбить, если с тобой разговаривают грубо. В итоге – испорченное настроение, испорченный день. А это никак не способствует здоровому укладу жизни.

Прочитайте выделенные курсивом строки – и вы увидите примерное сочинение-рассуждение по заданному тексту, которое соответствует критериям ЕГЭ.

Важнейшим условием успешного написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста является понимание исходного текста, адекватное восприятие его темы, проблем, поднимаемых автором, авторской позиции.

Перед написанием собственного текста уточните свой замысел, ваше отношение к позиции автора текста. Если вы эту позицию разделяете, подберите примеры – доказательства в защиту выбранной позиции. Если нет, то аргументы, которые позволят вам возразить автору.

Продумайте композицию и речевое оформление своего сочинения. Помните, что вы пишете именно сочинение, а не изложение. Ваш текст должен представлять собой толкование затронутых в исходном тексте проблем, их интерпретацию. Авторские мысли могут быть кратко вами переданы, пересказаны, процитированы, указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте либо обозначены при изложении собственной точки зрения. Аргументируя собственное отношение (собственную позицию), пишущий должен не только согласиться или не согласиться с автором исходного текста, но и убедительно аргументировать свое мнение.

Передавая позицию автора по той или иной проблеме, старайтесь не исказить исходную информацию, проследить ход авторской мысли и не выйти за рамки обсуждаемого вопроса. Нельзя подменять приводимые автором факты другими – это будет считаться наиболее грубой ошибкой.

Работая над сочинением, помните, что бедная речь, то есть речь, ограниченная объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием, снижает впечатление от работы и может привести к снижению оценки за неё. Пользуйтесь разнообразными синтаксическими конструкциями, слова старайтесь употреблять в соответствии с их смыслом и лексической сочетаемостью.

Список использованной литературы

Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.,1965.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.,1997.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.,1988; Они же. Книга о хорошей речи. М.,1997

Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М.,1987

Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М., 1999. С. 171-174.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты.

Ипполитова Н.А. Культура русской речи. М., Флинта, 2004.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Изд.3-е. М.,1993.

Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996

Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1960; Он же. Практическая стилистика русского языка. М., 1985.

РозентальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

Русский язык конца ХХ в. М., 1996.

Сенкевич М.П. Культура радио – и телевизионной речи, М., 1987.

Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Научно-метод. Бюл. №3. Красноярск, 1998.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы начать готовиться к сочинению, знать темы необязательно. Конечно же, следить за тем, какие задания попадутся выпускникам 2016 года, очень желательно, но в этом мало практического смысла – ведь задания точно не повторятся. А вот освоить технику создания хороших текстов вам не помешает, и для этого привязка к датам, темам и книгам совсем не нужна. Достаточно изучить основные приемы и отработать их на практике

Чтобы начать готовиться к сочинению, знать темы необязательно. Конечно же, следить за тем, какие задания попадутся выпускникам 2016 года, очень желательно, но в этом мало практического смысла – ведь задания точно не повторятся. А вот освоить технику создания хороших текстов вам не помешает, и для этого привязка к датам, темам и книгам совсем не нужна. Достаточно изучить основные приемы и отработать их на практике.


Развивайте навык написания сочинений частыми тренировками

Итоговое сочинение: техника и секреты написания

Секрет хорошего сочинения – в балансе между его содержанием и формой. Уделив достаточно внимания первому и второму, вы гарантированно получите качественный и интересный текст, в котором все акценты будут на своих местах. Даже если обычно вы выполняете такие задания с легкостью, не разделяя работу над формой и содержательной частью, мы все же рекомендуем прочесть наши советы. Хотя бы потому, что при написании сочинения вы наверняка будете волноваться больше, чем на любой из школьных контрольных. Так что подстраховать свое чувство текста и интуицию будет нелишним.

Содержание: что следует учесть?

Работу над сочинением следует начинать с самого главного – идеи. Четкая мысль должна лейтмотивом пройти сквозь ваш текст, собирая его части в единое целое. Так что не принимайтесь писать, пока до конца не поймете логику размышления, которое вам предстоит развить в сочинении. Попробуйте двигаться согласно следующему плану.

Хорошо продумайте тему. Обычно она относится к одному из тематических блоков, объявленных заранее. Если есть возможность выбирать, не торопитесь и прислушайтесь к себе. Какая-то из тем вызывает у вас больше эмоций? Попробуйте написать о ней: если тема вам близка, текст получится более проникновенным и эффектным. Все-таки сочинение – это не просто проверка умения владеть пером. Пишите о том, что важно для вас. Чтобы по-настоящему проникнуться темой, представьте себя в ситуации, о которой решили писать сочинение. Как бы вы чувствовали себя, о чем бы думали?


Выбирайте тему, которая вызывает в вас сильный эмоциональный отклик

Выделите главную мысль. То есть идею, которую вы собираетесь донести своим текстом. Основная проблема прозвучит уже в теме сочинения, однако вам придется высказать собственное отношение к ней. Идея должна быть четкой, а для ее подкрепления потребуются аргументы. Чем их больше, тем лучше, однако не переборщите с объемами. Трех тезисов в поддержку позиции будет достаточно. Подумайте также о том, какие доводы можно было бы привести, чтобы поспорить с вашим взглядом. Если такие нашлись, стоит ввести в текст контраргументы – так ваша позиция будет выглядеть более взвешенной.

Подготовьте примеры. Обычно при оценивании сочинения комиссия обращает внимание на аргументацию и привлечение литературного материала. Этот фактор, равно как и соответствие теме, указан в списке критериев, по которым оценивали сочинения школьников в 2015–2016 учебном году. Скорее всего, так будет и в 2016–2017-м.

Аргументировать свою позицию нужно будет с опорой не только на собственный взгляд, но и на литературные произведения. В первую очередь стоит привлечь материал из рекомендованного списка. Методисты огласят его тогда же, когда будут объявлены тематические направления. Прочтите произведения из списка, выделите наиболее яркие эпизоды, репрезентирующие заявленную в направлении тему, выпишите подходящие цитаты.

Нелишним будет прочесть другие произведения, описывающие ту же проблематику, и тоже поработать с ними: найти ключевые сюжеты, сохранить цитаты. Кроме того, хорошо будет найти в Сети высказывания известных людей и персонажей на соответствующую тему. Все это очень пригодится для будущего сочинения. Но только при условии, что цитат не будет слишком много. Максимум, который можно отвести на цитирование, – половина текста. Если чужих мыслей будет больше, ваше творение могут не допустить к оцениванию.

Пригодятся также примеры из жизни. Вспомните, не случалось ли с вами, родными, близкими или знакомыми ситуаций, похожих на ту, что вы моделируете в сочинении. Жизненный опыт станет хорошим аргументом для вашей идеи.


Прочтение книг и выбор цитат поможет вам при подготовке к сочинению

Форма текста: чему стоит уделить внимание?

Итак, итоговое сочинение должно иметь четкую форму. Только так текст будет читабельным, а ваша мысль – ясной. Чтобы добиться этого, примите во внимание следующие рекомендации.

Пишите сочинение на черновик. Этот совет может показаться несколько абсурдным, но и в нем есть смысл. Многие пишут сочинения прямо в чистовик, считая черновики напрасной тратой времени. Однако итоговое сочинение, как уже было сказано выше, потребует большей концентрации внимания: атмосфера будет более напряженной, чем на аналогичном мероприятии в школе. Кроме того, хороший текст требует шлифовки, которую порой приходится делать не один раз. С чистовым вариантом сделать это будет трудно.

Внимание на ключевые позиции текста. Как правило, в память врезаются заглавие, начало и концовка сочинения. То есть название, первое и одно-два последних предложения будут играть важнейшую роль для оценки, ведь именно в них заявлена проблема и подведен итог. Названием для сочинения, скорее всего, станет формулировка выбранной темы. А вот начало и концовку придется хорошо продумать. Лайфхак: займитесь этим в последнюю очередь, когда основной текст уже будет написан. К тому моменту ваша мысль уже кристаллизуется и обретет форму. Так будет легче подвести читателя (в данном случае – членов комиссии) к сделанным выводам.


Тщательно продумайте структуру будущего текста перед началом написания

Проверка готового сочинения

Грамматика

Если сомневаетесь в том, правильно ли все сделали, лучше разбейте длинные конструкции на несколько коротких. Отдельно перепроверьте, везде ли выделены запятыми обращения и вводные слова. Также присмотритесь к знакам, которыми оформляется прямая речь. Использование отсылок к литературе – важный для сочинения момент, на который, как уже было сказано, во время проверки прицельно обращают внимание. Цитат вам точно не избежать, поэтому правила их оформления перед сочинением лучше повторить.

Стилистика

Стилистика – элемент, имеющий огромное влияние на художественную сторону сочинения. Умение использовать различные выразительные средства, правильно строить предложения и пользоваться богатством речи зависит скорее от вашего художественного вкуса и словарного запаса, нежели от техники письма. Однако кое-чего можно добиться и с ее помощью.


Проверка черновика – обязательный пункт в написании сочинения

Звучание. Этот способ проверки опционален, но он тоже может оказаться полезным. Прежде чем переносить текст в чистовик, прочтите его про себя, представив, как он звучит. Так вы сможете ощутить ритмику и понять, легко ли читается написанное. Кроме того, этот способ помогает обнаружить неблагозвучия и устранить их. Попробуйте представлять, что читаете текст на публику, с выражением. Вполне возможно, обнаружатся какие-то смысловые фрагменты, которые нужно будет выделить или усилить.

Может показаться, что такой подход выглядит гораздо более сложным, чем просто писать по наитию. Да, возможно. Но сочинение – это отражение ваших мыслей и ваш взгляд на вопрос. И чем лучше оно будет составлено, тем будет лучше для вас. Попробуйте отработать эти правила на паре-тройке небольших тренировочных эссе, используйте подобные приемы в течение учебного года, и вы увидите, что быстро научитесь с ними работать.

Читайте также: