Сочинение рассуждение лиственница солженицын

Обновлено: 06.07.2024

Развивающие: находить художественные детали в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приемы.

Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.

Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.

Методы и приемы: исследовательский, эвристический, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности.

Опережающее домашнее задание

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Развивающие: формулировать исследовательский вопрос; давать определение художественного приема; находить художественные детали в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приемы.

Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.

Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.

Цели для учителя:

  • организовать работу по теме урока, используя метод индивидуального и дифференцированного подхода;
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы, творческой, доброжелательной обстановки на уроке.
  • обсудить проблему;
  • в процессе дискуссии проанализировать выдвинутые аспекты проблемы;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции; собственной уверенности, созданию образа “Я”.

Методы и приемы: исследовательский, эвристический, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности.

Материалы к уроку:

Портрет А.И. Солженицына

Опережающее домашнее задание

А.И. Солженицын вошел в литературу со своим глубоко выстраданным жизненным опытом. Автор в своих произведениях рещает вопросы, выходящие за пределы литературного творчества, расширяя литературные задачи до непомерных масштабов, вовлекая в творчество вопросы истории, философии, социологии, политологии, психологии. Поэтому в его эпосе формируются новые жанровые образования и новый творческий метод, который он называет методом художественного исследования. Вот и мы с вами, ребята, попробуем себя в качестве молодых исследователей. Что же мы будем исследовать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к эпиграфу урока.

Работа с эпиграфом к уроку.

В малой форме можно очень много поместить…

можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя.

- Прочитайте высказывание А.И. Солженицына.

- Объясните, как вы их понимаете?

- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.

Работа в группах

- Перед вами карточки с литературоведческими терминами: стихотворение в прозе, лирическая миниатюра, притча.

Стихотворение в прозе

Термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро-эпического произведения [1]

Небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия [2]

Лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет [3]

Заметно выделяются миниатюры, близкие по форме к литературному фельетону. Они отличаются лёгкостью, подвижностью повествования. Главную, связывающую роль в них играет личность повествователя-гражданина, который стремится обратить внимание соотечественников на будоражащие его важные нравственные проблемы.

(Ее можно отнести к философским этюдам , так как описательный материал в ней максимально сгущён, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога).

- Какие чувства рождает эта миниатюра у вас?

-Охарактеризуйте тему произведения (актуальная (созвучная основным проблемам времени), общественно значимая, внехудожественная, существующая в подтексте, опосредованно).

- В каких словах заключена основная идея произведения? (Ведь – и люди такие есть.)

- Объясните смысл названия: почему именно лиственница ассоциируется у автора с такими людьми?

- Каков пафос этого произведения?

- На основе каких примет можно утверждать, что произведение создано художником-реалистом?

- Оцените композиционное решение; что представляет собой заключительная строка?

-Дайте характеристику образа: каков он, на ваш взгляд, аллегоричный или символический? Ответ аргументируйте.

3. Анализ языка (лексика, синтаксис произведения)

- Определите стиль произведения ( художественный – сочетает элементы нормированной и ненормированной речи).

- Приведите примеры ненормированной речи (по соболезности, неподымна).

- Подберите синонимы к этому слову (Соболезновать - сострадать, сочувствовать в горе, жалеть, сожалеть, болеть сердцем, принимать участие в беде; сочувствие, сострадание, сердечное соучастие).

- Приходилось ли вам, ребята, в жизни проявлять сострадание, болеть сердцем за что-то или кого-то? Расскажите, как это было.

- Найдите в тексте эпитеты; какую смысловую нагрузку они несут?

- Какова роль инверсий?

- Найдите риторические вопросы и восклицания; какова их роль?

- Как средства художественной выразительности помогают в раскрытии основной идеи произведения?

Творческая работа ученицы 9А класса Трушляковой Екатерины

Интересен прием парцелляции, перемежающейся с цезурой – создается эффект паузы, помогающей читателю остановиться и вдуматься в смысл произведения.

В данном произведении звучат размышления автора о человеческой сущности и дан ненавязчивый урок общечеловеческих отношений. Ведь, кажется, что стоит проявить участие? И все же как много для этого нужно…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Исследовательская работа

Метафорическое своеобразие стихотворения в прозе

обучающаяся 8 В класса

Железнова Людмила Александровна

2.1.Удивительные свойства лиственницы. Результаты экспериментов.

Проблема : почему именно лиственница привлекла внимание писателя?

- совершенствовать умения анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра;

- развивать умение формулировать выводы.

Объект исследования:

Методы исследования :

синтез собранной информации;

сравнение и обобщение;

презентационные умения и навыки.

Сроки реализации : сентябрь – декабрь 2018 года

Основные этапы реализации.

1. Подготовительный этап:

определение темы, выявление проблем, уточнение цели;

поиск и сбор информации, анализ, систематизация литературы;

сопоставление теоретического и практического материала.

2. Основной этап:

проведение опыта по определению свойств лиственницы и оценка его результатов;

подготовка текста и оформление проектной работы;

разработка и создание презентации по теме;

3. Завершающий этап:

защита проекта в форме презентации;

самооценка результатов.

Актуальность проблемы и практическая значимость :

Мое исследование имеет большую практическую значимость для меня, так как я стала более внимательно относиться к слову писателя, к создаваемым художественным образам.

Часто литературоведы называют “Крохотки” стихотворениями в прозе. В чем особенность этого жанра? Стихотворения в прозе - явление необыкновенное, удивительное. В таком сочетании слов соединились два вида словесного творчества: проза и поэзия. В с тихотворении в прозе нет ритма и рифмы, но, по словам литературоведа М.Л.Гаспарова, оно обладает следующими признаками лирического стихотворения: небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью, ярко выраженным субъективным восприятием картины, бессюжетной композицией. Лирический герой является субъектом переживания и объектом изображения.

Новый прозаический жанр малой формы ввел в русскую литературу И.С.Тургенев. Обращение А.И.Солженицына к жанровой традиции “Стихотворений в прозе” отличается тем, что повествование от лица очевидца событий позволяет максимально полно выразить отношение автора к происходящему; мысли и чувства автора звучат в каждом рассказе открыто и искренне. А.И. Солженицын, в отличие от И.С. Тургенева, наряду с исследованием вечных, общечеловеческих истин в жизни человека, в “Крохотках” поднимает жгучие и напряженные вопросы своего времени.

Рассказы-миниатюры тематически условно можно разделить на две группы. Стихотворения в прозе “Дыхание”, “Шарик”, Костёр и муравьи”, “Лиственница”, “Гроза в горах” объединены темой единства человека и природы. “Озеро Сегден”, “Город на Неве”, “Прах поэта”, “На родине Есенина” представляют собой путевые очерки, и ключевым образом документальных зарисовок является образ родины, России.

Основная часть.

2.1. Удивительные свойства лиственницы.

Почему именно образ лиственницы привлек внимание писателя? Я решила подробнее узнать об этом дереве.

Лиственница – это хвойное дерево, высотой до 50 -80 метров, сбрасывающее на зиму листву, светолюбивое и морозоустойчивое. Лиственница принадлежит к быстрорастущим и долговечным породам: некоторые из них живут 700 - 900 лет.

В России до середины 19-го века законом было запрещено продавать древесину сибирской лиственницы частным лицам. Она шла на строительство кораблей, мостов, причалов и шпал. На лиственничных сваях стоит Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Уникальная древесина, по твердости породы равная дубу. Пролежав долгое время в воде, лиственница не гниет, а становится очень твердой.

Исследование 1 . Тонкая дощечка из лиственницы была опущена в воду, вскоре она утонула.

Это подтверждает тот факт, что она не годна была к сплаву по сибирским рекам. Это подтверждают ученые. Утонуть в воде может только то дерево, чья плотность будет выше чем плотность воды, то есть быть больше 1 г/см куб. Как ни странно таких деревьев в природе встречается немного, и люди, пораженные тем, что дерево может утонуть, прозвали эти деревья железными. В России встречается только одно такое дерево - это лиственница, которая может иметь плотность 1020 кг/м3.

Исследование 2 предполагало беседу с работником мебельной фабрики

С.В. Серовым. Он много лет занимается изготовлением мебели, не раз изготавливал бытовые предметы, паркет из древесины лиственницы.

Он подтвердил, что лиственничные постройки стоят веками, известны археологические находки, где древние строения из лиственницы пробыли под землей более тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.

Исследование 3 предполагало беседу с фармацевтом аптеки О. И. Цымбалюк. Она рассказала о том, что смола лиственницы, или живица, сера - любимая жевательная смолка сибиряков, которая защищает зубы от кариеса и укрепляет десны. Издавна для лечения использовали не только смолу, но и кору дерева, настой хвои и древесину. В современной медицине из древесины производят уникальные препараты, которые применяются при заболеваниях сердца, для лечения астмы и сахарного диабета.

Сибиряки, знали целебные свойства дерева и строили из лиственницы дома и бани: природные фитонциды древесины противостоят вирусам. В таких постройках улучшается самочувствие людей.

Сказать, что – сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань – наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде – не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, – знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть – и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

Итак, сопоставим биологические характеристики лиственницы с поэтическими зарисовками:

Описание лиственницы в миниатюре

Характеристика дерева с точки зрения его биологических качеств

древесная ткань – наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт , и покинутая в воде – не гниёт , а крепится всё ближе к вечному камню.

Уникальная древесина, по твердости породы равная дубу . Пролежав долгое время в воде, лиственница не гниет , а становится очень твердой.

Лиственничные постройки стоят веками, известны археологические находки, где древние строения из лиственницы простояли под землей более тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.

и для сплава неподымна.

Лиственница может иметь плотность 1020 кг/м3, что способствует тому, что она в воде тонет, не годна к сплаву по рекам

Проведем параллель между качествами лиственницы и человека:

Осыпается по соболезности празднично

Умеет сочувствовать, соболезновать, жалеть.

Празднично – с радостью помогают людям.

Древесная ткань наинадежная в мире

Можно положиться, верный, не предаст.

Топор не всякий возьмет

Не сдается, трудно его победить

Для сплава неподымна

Стойкость перед жизненными невзгодами

Крепится к вечному камню

Стойкость, упорство, выдержка, физическая выносливость и душевная сила- качества, проявляющиеся борьбе с трудностями и в стремлении достичь поставленной цели во что бы то ни стало.

Возможно, образ лиственницы - это и есть Россия, непобедимая, способная многое перетерпеть, вынести и вновь возродиться из пепла. Ведь существует предположение, что символом России является лиственница, а не береза, как принято считать.

1.Солженицын А.И. Малое собрание сочинений, т.3. Рассказы.М.:ИНКОМ, 1991.

Моя дочь-третьеклассница с этого года находится на семейном обучении, но работаю я с ней по её же школьным учебникам и рабочим тетрадям по программе "Школа России". Учебники нам выдала наша школа, поскольку для прохождения аттестации мы прикрепились к ней. Я, конечно, использую и другие пособия, но по программе работать обязательно, поскольку у школы свои требования, которым нужно соответствовать.

И в первом, и во втором классе учителя говорили, что все без исключения дети плохо умеют работать с текстами.

У дочки во втором классе сменился учитель. Перед третьим классом учительница настояла, чтобы все обязательно приобрели рабочие тетради по чтению для работы с текстами.

Сначала мне тексты показались несложными, и даже моя дочь, которая терпеть не может читать, легко с ними справлялась, определяла тип текста, главную мысль, отвечала на вопросы.

Но потом мы дошли вот до этого текста: " Что за диковинное дерево!"

– Это что такое? – Начала причитать дочь уже после нескольких предложений. – Какой разряд? Разряд в спорте!

– Успокойся, – осадила я дочь, – давай дальше прочитаем и станет понятно.

Но понятно не стало.

– Не понимаю, – уже собралась плакать дочь, – что осень делает? Куда уходят лиственные? Какой такой соболезности?? Как это "по соболезности"?

– Давай дальше читать, – повторила я, потому что и мне не вполне был понятен текст, хоть слова и знакомые.

Не покину вас! Мои и без меня перестоят покойно – осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр.

– Кто "мои без меня"? – вопрошала дочь.

– Не знаю, давай дальше.

Сказать, что сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет. Древесина лиственницы наинадёжнейшая в мире: топор её не всякий возьмёт, и для сплава не подъёмна.

Ага, стало ясно, что это про дерево. Объяснила, что такое сплав.

– Прикрепляется к камням, как коралл, про который мы читали? – обрадовалась дочь, что наконец-то хоть что-то поняла.

Пришлось дочь расстроить и объяснить, что это не "как коралл", а совсем про другое.

Ну а возвратится снова ласковое тепло – знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть – и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь и люди такие есть.

Ну вот, честно, у меня слов нет. У меня филологическое образование, но я не способна объяснять этот текст ребёнку. Мне и самой себе его нужно объяснять. Возможно, что не вырванный из контекста, этот фрагмент воспринимался бы легче, но так как есть, моя дочь не поняла, что это не про дерево, а про людей.

ц30

Лиственница.

Темы:

— связь человека со своими корнями – прошлым, предками

Человек силён своими корнями, связью с родом, прошлым своей семьи и страны в целом. Неразрывна связь человека с родиной. Автор сравнивает человека с лиственницей — частью огромной природы. Ведь и человек- её составная часть.

Рассказ аллегоричен. Лиственница отождествляется с человеком. Она так же, как он, имеет долгую, непростую жизнь. Но осень и зима всегда сменяются весной¸ появляется надежда на лучшее. на душевное обновление.

ц31

Молния

Темы:

— нравственные качества и ценности человека

— тема совести как индикатора поступков и действий человека

— выбор жизненного пути

За всё в этой жизни приходится платить, кара всегда настигнет человека, в какой бы форме она ни выражалась: в преждевременной смерти, в муках совести, в презрении окружающих. Надо помнить об этом всегда, жить по совести.

Примечание.

ц32

Шарик

Темы:

— свобода как важная составляющая жизни всего живого на земле

— смысл жизни человека

Свобода! Как дорога она людям, да и всему живому, как нужно её беречь! В рассказе показан Шарик, обычный дворовый пёс. Всю-то жизнь он на цепи. И вдруг — о чудо!- его отпускают на короткое время погулять, побыть без цепи. И ничего не нужно Шарик, даже такой долгожданной косточки. Ни на что он не променяет свободу. Так и человек — готов пойти на всё , претерпеть любые мучения, лишь бы почувствовать себя свободным ( помните Мцыри- три дня свободы он готов обменять на всю жизнь без неё).

Человек создан природой быть свободным. Этот запах свободы пьянит, радует, делает счастливым. И какое счастье, что мы живём в свободной стране — России, в которой именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

ц33

Отраженье в воде

— смысл жизни человека

— активная жизненная позиция как основа счастья человека

Читайте также: