Сочинение рассуждение 7 класс рыбченкова

Обновлено: 04.07.2024

? Как вы понимаете фразы, записанные на доске и в тетрадях?

? О чем мы будем писать сочинение?

? Какого типа речи будет наше сочинение?

3. Составление схемы сочинения-рассуждения (на доске + слайд презентации).

? Какие языковые средства мы будем использовать при написании сочинения?

4. Работа с текстом (Устно, текст на слайде).

5. Закрепление материала.

1) Работа с учебником упр. 294.

? Прочитайте текст, какого он стиля?

Найдите тезис (любимые книги должны быть всегда рядом).

2) Работа у доски (запись и анализ 1, 2, 3 предложения).

? При раскрытии основной мысли автор использует форму прямого или обратного доказательства.

6. Релаксационная пауза.

? Какие пословицы на заданную тему вы можете вспомнить?

7. Знакомство с формой доказательства “от противного”.

Существует форма доказательства “от противного”, когда рассуждение строиться как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайда).

Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.

8. Упражнение в использовании доказательства от противного.

Напишите мини-сочинение на тему “Что важнее в учебе- трудолюбие или способности”

  • важнее трудолюбие,
  • важнее способности,
  • одинаково важно и то, и другое.

Обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательства.

? Какими словами оно может начинаться?

1)Я считаю, что важнее в учебетрудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный. И правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, важнее трудолюбие.

2) Мое мнение: важнее всего в учебе способности. Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые учились бы на “4” и “5”. И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше “3” не получаю.

9. Запись тем сочинения.

“Книга- наш друг и советчик”.

“Книги в моей жизни”.

“Об этой книге хочется рассказать”.

“Книга, которая оставила неизгладимое впечатление”.

10. Лексико-орфографическая работа.

? Какую ошибку вы чаще всего допускаете при написании сочинений? (повтор)

Чтобы не было такой ошибки, запишите следующие слова.

Называние автора - мастер слова, писатель, классик детской литературы;

Действие автора- описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;

Называние книги- книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;

Оценка какого-либо эпизода- интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;

Вообще выражение оценки- понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 10 материалов











Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока развития речи а в 7 классе содержит раскрытие темы с помощью цепочки аргументов, развитие внимания, способности к логическому мышлению, выделению закономерностей. Учитель проводит вступительную беседу, читает текст-образец, объясняет значение слов при помощи толкового словаря. Учащиеся выполняют упражнения на обнаружение семантических связей между новыми словами и уже известными, пишут сочинение-рассуждение.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx 33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

  • Образовательная: закрепить понятие сочинения-рассуждения; совершенствовать умение раскрывать тему с помощью цепочки аргументов;
  • Развивающая: развивать внимание, способность к логическому мышлению, выделению закономерностей;
  • Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.
  • очертить круг задач на уроке;
  • провести вступительную беседу;
  • прочитать текст-образец;
  • проанализировать текст на наличие новых или малознакомых слов;
  • прояснить значение неизвестных слов с помощью толкового словаря;
  • записать в индивидуальные словари новые слова и их значения по тематическим группам;
  • выполнить упражнения на обнаружение семантических связей между новыми словами и уже известными;
  • приступить к написанию сочинения.

Оборудование: доска, мел, тетради, тетради-словари, толковые словари (по одному на каждой парте), карточки с опорными словами.

Тип урока: урок развития речи.

- Давайте вспомним, что такое сочинение-рассуждение. ( Сочинение-рассуждение – это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно-следственные связи какого-либо явления. Конечной целью сочинения-рассуждения является доказательство главной мысли – идеи, которая может быть сформулирована в заглавии – тезисе. )

- Прочитайте определение понятий “доказывать”, “объяснять”, “размышлять” на карточках, которые вам выданы. ( Доказывать – определять, истинно или ложно то или иное утверждение или отрицание, подтверждать какое-нибудь положение или точку зрения фактами и аргументами; объяснять – растолковать, делать ясным и понятным себе или кому-нибудь; размышлять – углубляться мыслью во что-нибудь. )

Учащиеся читают определения понятий.

- Скажите, в каких ситуациях употребляются эти глаголы? ( Они употребляются в ситуациях, когда нужно растолковать кому-либо свою точку зрения.)

- Как строится сочинение-рассуждение? ( Вступление – собственно доказательство – заключение, вывод).

- Какие языковые средства мы можем использовать при написании сочинения-рассуждения? (Средства, выражающие причинно-следственные отношения; обстоятельства причины, условия, вводные слова, сопоставление, побудительные, восклицательные предложения )

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу – рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

IV. Частичный анализ текста.

Вы прослушали текст. Какова, по-вашему мнению, главная мысль данного текста? Как она доказывается? Согласны ли вы с автором? Если да, то почему? Если нет, то почему? (Ответы детей). Как вы считаете, что надо сделать, чтобы в современном мире не было равнодушия или его было хотя бы меньше? (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать тем, кому бывает трудно).

V. Работа с толковыми словарями .

- Какие новые слова вы услышали? Прозвучали ли слова, с которыми вы уже встречались, но значение которых вы не знаете? Откройте толковые словари, найдите в них слова, вызвавшие у вас затруднения – сначала из афоризмов, потом из текста. Могут ли пригодиться вам эти слова при работе над сочинением? ( Ученики работают со словарем ).

- Откройте тетради со словарями. В какую тематическую группу вам нужно записать новые слова? Есть ли в этой группе слова, которые также могут вам сегодня пригодиться при написании сочинения? Запишите в словари новые слова вместе со значениями.

Синонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.
- Каких качеств больше?

- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?
- Посмотрите на столбик с антонимами. Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Милосердие)
- Как вы понимаете это слово? Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.


Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.

Предметные: формировать навык написания сочинения – рассуждения; формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные; активизировать и обогатить словарный запас учащихся; повторить особенности публицистического стиля речи, сочинения – рассуждения в этом стиле;

- формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей;

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

- создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- формировать способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устном и в письменном высказывании публицистического стиля.

1. Введение. Прчитаем их и подумаем, что объединяет эти высказывания.

1) Работа с высказываниями.

Чем объединены высказывания? Какой общей мыслью?

Марк Твен, американский писатель

Александр Гумбольдт, немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ.

Бенджамин Раш, американский просветитель, философ, общественный и политический деятель

Жестокость по отношению к животным есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (С.-П.Бернарден, французский писатель.

Об отношении человека к животным

По отношению к животным можно определить насколько человек, общество добры, образованы.

Главным критерием человека, общества становятся: доброта или жестокость по отношению к животным.

2) Запись предложения.

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто проявляет жестокость к животным.

Марк Твен, американский пистатель

1 вариант – прямая речь до слов автора

2 вариант- прямая речь после слова автора

3) Работа с высказываниями

Как понимаете это высказывание?

Если у человека добрый характер, то он не может быть жесток.

Какое слово повторяется во всех высказываниях? Жестокость

Какому слову противопоставлено? Доброта

2. Основная часть. Освоение темы.

Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.

Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.

Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.

Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.

черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Жестокость прямо противоположна сопереживанию сочувствию.

Словарь В.И. Даль. ЖЕСТОКИЙ. Немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный, не знающий жалости, сожаления, сочувствия. В сложных сл.церк.жестокий означает жесткий, грубый

Данное определение может быть использовано как начало сочинения? Тип речи?

В композиции сочинения-расуждения данное определение будет являться - … (ТЕЗИС)

Какой вид сочинения-рассуждения?

( работа с учебником: композиция сочинения-рассуждения, рассуждение-размышление).

3. Работа практическая.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из жизненного опыта;

3 абзац – аргумент из литературы;

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать

ПАМЯТКА для сочинения

1 абзац- разные варианты

Работа с текстом

2. Как соотносится текст с нашей темой?

Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется жестокость в конкретном случае;

—необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься.

Вопросы к тексту.

Кто проявляет жесткокость?

За что так поступает?

Найдем слова, показывающие жесткость?

Что занимает основнюу часть текста?

На чьей стороне автор? Кому сочувствует автор?

В каких словах авторское отношение к собаке?

Оформление 1 аргумента

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

(предложение № __, ___. )

Предложение-заключение (вывод по аргументу)

Оформление 2 аргумента

Введение аргумента 2

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать

(вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…)

6) В каких произведениях литературы мы встречались с проявлением жестокости по отношению к животным.

Название произведения

Кто проявляется жестокость? Как? Почему?

В.П. Астафьев, А. Лиханов, И.С. Тургенев, С.А. Есенин

Вспомним _______________________, в котором мы видим жестокое обращение к _____________________. Я был (а) (возмущена, удивлена, раздосадована)/ИЛИ меня тронула история … Особое впечатление на меня произвёл тот эпизод, когда …………..

(4- 5 предложений).

Предложение-заключение (вывод по аргументу)

6) Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным?

Позвольте, я расскажу вам одну историю.

Конец августа… Без конца льет дождь… Что-то грустное настроение у меня сегодня. По делам забегаю в метро Менделеевская, здороваюсь про себя по привычке с Мальчиком. Мальчик – это название трогательного памятника беспородной собачке на гранитном постаменте, который, как говорят, приносит удачу.

- По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости.

Рассказывая о жестокости, авторы пытаются нас убедить в том,что ….

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: жеткокости не место в нашей жизни. …. Вернуться к высказываниям о жестокости.

- День защиты животных

Рекордсменом среди памятников стала собака. Есть памятник и у Бима.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок активизирует знания семиклассников о типах речи, о структуре текста-рассуждения, подготовит их к написанию сочинения. Также в ходе урока будет проведена словарная работа, благодаря которой ученики без проблем смогут написать данное им сочинение, подбирая разнообразные слова и выражения, не повторяясь. То есть проводится работа над обогащением словарного запаса детей.

Цели: - вспомнить все части рассуждения как типа речи;

развивать умение определять все части текста-рассуждения: тезис, основную мысль , ь вывод, строить рассуждение на заданную тему;

воспитывать чувство языка, умение сопереживать, ощущать позитивные чувства и выражать их словами.

На доске записаны тема и эпиграф:

Для того, чтобы совершенствовать,

развивать ум, надо больше рассуждать,

Рене Декар, 16 век,

французский физик, математик, философ.

- Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Читаю эпиграф, комментирую его.

Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).

Как различаются типы речи?

Потом дети читают упр:115 ( Типы речи можно различать по вопросам:

К повествованию ставится вопрос: что произошло?

К описанию: какой?

К рассуждению: почему?)

II. Тренировочные упражнения

Послушайте тексты, определите тип речи.

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом рез-

ко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”

Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).

Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод

Отработка структуры текста-расссуждения.

На доске прикреплены написанные на трех карточках слова "ТЕЗИС", "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО", "ВЫВОД", пока закрытые.

Открываю первую надпись "ТЕЗИС".

Рассуждение начинается с утверждения, то есть с ТЕЗИСА.

Родина всегда прекрасна! Потому что она одна у человека. Потому что ты часть ее. Она всегда с тобой: в осеннем пламени лесов и в снежном раздолье, в первых весенних цветах и в золотом разливе хлебных полей.

Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет:"За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Война - всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!

Находить тезисы в тексте вы научились. А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме "Учеба".

Ребята формулируют тезисы, в основном, позитивного отношения к учебе типа: "учиться - всегда пригодится", "кто много учится, тот много знает" и т.д.

Предлагаю детям другой тезис: "Чем больше учишься, тем больше глупеешь". Какой из тезисов более верный? Дети доказывают свои тезисы. Задаю следующий вопрос: "Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?" Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать.

Открываю на доске следующее слово "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО". А из любого доказательства обязательно следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения, доводы), вывод (как и в любом сочинении).

Задание: найти в тексте розданных карточек все эти три части.

Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. В них можно найти ответы на все волнующие вопросы. В книгах мы читаем о прошлом и находим картины будущего. Читайте больше и будете счастливы!

III. Лексическая работа

Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.

Провожу лексическую работу по словам, записанным на доске заранее:

Я думаю (считаю, полагаю. ), что.

Мне кажется, что.

Почему? А вот почему.

Это можно объяснить так.

Я не могу согласиться с тем, что. но.

Могут сказать (возразить), что.

Какие части рассуждения могут связывать эти слова?

Второй час отводим на самостоятельную работу.

Задание: написать сочинение - рассуждение.

Темы (были заранее написаны на доске и закрыты до времени):

Какая польза от чтения книг.

"Золотая полка"

("Золотая полка" - та, на которую ставятся любимые книги."Ю.ОЛЕША.)

Эта тема предлагается сильным ребятам. А тем, кто не любит читать, можно предложить третью тему:

3. Интересно ли мне в школе.

Все три темы заранее написаны на доске. При анализе проверенных сочинений учитель обязательно скажет, как дети представили каждую часть рассуждения в своих работах.

Читайте также: