Сочинение рассуждение 6 класс примеры

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к сочинению-рассуждению
6 класс

Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
Что произошло?
Какой?
Отчего? Почему?
Зачем?

Самое важное – отразить одну главную, четко сформулированную и обоснованную мысль
13.09.2021

Рассуждать – значит доказывать
Схема сочинения-рассуждения

ТЕЗИС
Обоснование:
аргументы
примеры
Почему?
Что из этого следует?
ВЫВОД

План сочинения-рассуждения
Вступление. Тезис (сформулировать мысли, которые необходимо доказать);

2. Аргументы (доказательства вашей мысли, 2-3) Объем 2/3 всего сочинения;

3. Выводы (обобщение ваших тезисов, рекомендации, прогнозы)

Введение
Варианты
Начать с вопроса:
О чём мечтает молодое поколение? Сложно однозначно ответить на этот вопрос…

Начать с цитаты известного человека.
Выдающийся американский художник-мультипликатор и режиссёр Уолт Дисней однажды сказал: “Все ваши мечты могут сбыться, если у вас хватит смелости их осуществить”.

3. Начать с ключевых слов:
Что такое мечта?
13.09.2021

Средства связи частей рассуждения во введении

I. Тезис.
Я уверен…
Я думаю (считаю), что…
Мне кажется, что…

Основная часть
1. Свое мнение (согласен/не согласен)

2. Доказательства своей точки зрения:
факты из истории;
события из жизни;
примеры из литературных произведений
13.09.2021

II. Доказательство.
Докажем это.
Это можно доказать так.
Почему? И вот почему.
Это объясняется следующим.
Во-первых, . Например, .
Во-вторых, . К примеру, .
В-третьих, . Допустим: .
По-моему, прав…
Могу возразить (сказать), что…

Вывод
Обобщить тезис из вступления;
Выразить советы или прогнозы;
Можно привести мнение великих личностей
Пословицы
13.09.2021

III. Вывод.
Итак, .
Обобщим все сказанное
Таким образом, .
Следовательно, .
Я понял, что…
13.09.2021

Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение
О чем мечтает молодое поколение?
13.09.2021

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 893 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 3. Текст и его признаки

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.09.2021 1304
  • PPTX 170.3 кбайт
  • 47 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Назарцева Татьяна Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На уроке развития речи в 6 классе мы с ребятами вспоминали, что такое рассуждение как тип речи, как строится рассуждение. Привели примеры использования рассуждения в устной и письменной речи.

РАССУЖДЕНИЕ - тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется логический принцип построения.

Как правило, композиция рассуждения строится по модели:

1. Тезис – утверждение;

2. доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.);

Если главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность, то к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

ТЕЗИС ------------АРГУМЕНТЫ И ПРИМЕРЫ------------ВЫВОД

(от тезиса к аргументам,

от аргументов к выводу).

Далее мы прочитали текст упражнения № 436.

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

- У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать советы, но тут в разговор вмешался я;

- А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.

- Ну, знаешь дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка.

Задание к тексту: напишите, кто, по-вашему, прав – дедушка или внучка. Озаглавьте сочинение. Свое мнение постарайтесь убедительно доказать.

Ребята долго спорили, кто же в этом споре прав – внучка или дедушка. Вот выдержки из ученических работ.

Прочитав текст о споре внучки с дедушкой, я пришла к выводу, что прав дедушка.

Чтобы показать свою дружбу, преданность, надо сделать подарок Вере, не оглядываясь на мнение подруг из класса. Дедушка прав, потому что подарок, сделанный своими руками, неповторим.

Думаю, приведенные аргументы убеждают в том, что прав дедушка.

Захарова Саша, 6 А

По моему мнению, в споре, который описан в тексте, прав дедушка.

Во-первых, он прав, потому что подарок, сделанный своими руками, неповторим.

Во-вторых, разве одноклассники скажут, что подруга Веры жадная, если подарок сделан с душой.

Подарок, сделанный своими руками, лучший.

Хорькова Алена, 6 А

Я считаю, что прав дедушка.

Подарок, сделанный своими руками, будет напоминать Вере о том человеке, который его сделал.

Подарок может быть со смыслом, полезен: если это шкатулка, в ней можно что-нибудь хранить; если украшение, его можно просто носить; если модель самолета, она пополнит коллекцию, которой гордишься.

Скоро я иду на день рождения друга, и подарок уже готов.

В споре о подарке для подруги каждый прав по-своему.

У дедушки большой жизненный опыт, дедушка старше и мудрее внучки. Он понимает, что главное в подарке не цена, за которую он куплен, а внимание. Если, получив подарок, сделанный своими руками, друзья начнут тебя в этом упрекать, значит, это не настоящие друзья.

Но и внучка права. Сейчас забыли о духовных ценностях таких, как внимание, забота, любовь. Сейчас на первом месте материальные ценности. И внучка это понимает.

Мне было бы приятнее получить подарок, сделанный своими руками, а не купленный на деньги родителей.

Степанова Валя, 6 А

Я думаю, что права внучка, потому что подарок, сделанный своими руками, будет радовать только самых родных людей. Для них это будет трогательно и дорого по-настоящему, не за деньги.

А подруге или другу приятнее получить купленный подарок. Объясню: что мне было бы приятнее получить от друга – оригами или мяч? Я больше обрадовался бы мячу. Оригами, конечно, радовало бы глаз, но больше бы пылилось и мялось на полке.

Как мне кажется, в споре о подарке для подруги права внучка.

Атаков Тигран, 6 А

Между дедушкой и внучкой возник спор: какой подарок подарить подруге на день рождения. Вера хотела купить подарок, а дедушка предлагал сделать подарок своими руками.

Я думаю, что права внучка. Если бы я пришел на день рождения друга со своей поделкой, меня бы не поняли мои друзья. Ведь сейчас в магазинах большой выбор подарков на любой вкус.

Дедушка жил, когда в магазинах ничего не было, и подарок, сделанный своими руками, был в радость.

Если все ребята купят подарки в магазине, а я приду с поделкой, то и, правда, скажут, что я жадина.

Костоев Руслан, 6 А

Прочитав текст, я пришел выводу, что прав дедушка.

Подарок, сделанный своими руками, будет памятней и дороже, чем подарок, купленный в магазине. Такого подарка не найдешь ни в одном магазине, он неповторим.

Подарок, о котором говорит дедушка, делается с особой любовью, с учетом особенностей поздравляемого, а возможно, и его пожеланий. На производстве таких условий при изготовлении подарка не бывает.

Как я думаю, приведенное объяснение убеждает в том, что в споре прав дедушка.

Хрустиков Андрей, 6 Б

Дедушка прав, потому что подарок, сделанный своими руками, дороже всех остальных на свете. Такой подарок неповторим, он в единственном экземпляре, сделан с душой.

Нельзя говорить или думать, что друзья про тебя скажут, будто ты жадный. Подарок, сделанный своими руками, самое лучшее, что можно ждать от друзей или близких, ведь подарок показывает твое отношение к другу.

Гарнишевский Максим, 6 Б

Чтобы показать другу свою преданность, конечно, надо сделать подарок своими руками и вложить в него внимание и хорошее настроение. Такой подарок настоящий друг будет помнить долго.

Жиглов Ваня, 6 Б

Лучший подарок – сделанный своими руками. Он хранит тепло наших рук и добрую улыбку, адресованную тому, для кого мы этот подарок приготовили. Делая подарок своими руками, мы вкладываем в него свой труд, а это ценится дороже всего.

Дети не должны покупать подарки, потому что сами еще не зарабатывают деньги. По этой же причине дети не должны оценивать подарки только по их стоимости. Так могут поступать только те, кто сам не умеет что-либо делать своими руками.

Вавилин Валера, 6 Б

Нет подарка более ценного и приятного, чем подарок, сделанный своими руками. Именно такой подарок нельзя купить ни в одном магазине. Когда ты делаешь подарок своими руками, ты выражаешь привязанность, внимание к виновнику торжества, вкладываешь всю глубину своих чувств.

В магазине подарок покупается на деньги твоих родителей, потому что ты еще не зарабатываешь. И на это не требуется много времени, труда, фантазии.

Подарок, сделанный своими руками, будет принят с настоящим восторгом и большой признательностью.

Абрамов Кирилл, 6 Б

Любому человеку будет приятно получить не в магазине купленный подарок, а сделанный своими руками: вышитую салфетку, сделанную тобой шкатулку или нарисованную иллюстрацию. Друг будет счастлив получить такой подарок, потому что такой подарок будет только у него и сделан подарок только для него с любовью и признательностью.

Как бы скромен ни был подарок, он доставит много радости.

Букатарь Оксана, 6 Б

Так неоднозначно отнеслись ребята к спору, предложенному для анализа. Убедительны ли их доводы, судить вам.




Пример сочинения 1

Почему следует беречь природу? Зачем и кому это необходимо? Наверное этими вопросами задавался почти каждый жить нашей планеты. На самом деле ответ же очень прост.

Порой нам кажется, что мы не несем ответственность за окружающую среду, на самом же деле от наших поступков зависит состояние планеты, которая служит нам домом. Часто мы не задумываемся о том что наши негативные действия могут привести к пагубным результатам. К примеру: многие люди после отдыха на природе оставляют за собой мусор в числе которого могут быть и стеклянные бутылки, которые хорошо пропускают солнечные лучи и раскаляют сухую траву что может стать причиной лесного пожара и привести к потере земных ресурсов. Во время таких происшествий страдает все живое.
Это не единственный пример вредного влияния человека на экологию. Человечество развило свои технологии на достаточно высокий уровень. Мы живем и обеспечиваем себя всем необходимым для уютной жизни не задумываясь о том, что тем самым уничтожаем все. Наши автомобили работают на уникальном топливе при возгорании которого выделяется много вредных газов. Этими газами дышат люди и, хоть и не сразу, но они имеют свойство накапливаться в организме и приносить вред нашему здоровью.

Природа дает нам множество ресурсов для жизни, но необходимо их не только брать, но и уметь как-то возмещать. Например, помимо того, что человечество вырубает леса для использования древесины в своих целях, мы должны засаживать новые участки с молодыми саженцами, которые через несколько десятков лет превратятся в чудесный лес.

Можно подвести итог. Земля — это наш единственный дом, который мы должны ценить, уважать и не допустить того, что это место станет не пригодным для жизни. Нужно не искать другой дом, а не наносить вред своему.


Пример сочинения 2

Мы живем на замечательной планете под названием Земля. Она прекрасна и богата на свои дары. А какая же красивая у нас природа. Невозможно ею не наслаждаться. Чего только стоит пение птиц, красота полевых цветов, буйство красок. Эти вековые леса, могучие горы, хищные животные, даже небольшие жучки и те радуют нас своим жужжанием. А как же интересно наблюдать за порханием бабочек, за тем, как трудятся насекомые. Об этом можно писать часами и не зря же писатели описывают нашу природу в своих произведениях.

Наша природа дает жизнь прежде всего, человеку. Природа, как мать нам, а вот мы о ней редко задумываемся, не думаем о том, что дары ее не безграничны. Люди охотятся на зверей в свое удовольствие, а не по нужде, они строят заводы, засоряя выбросами и воздух, и реки, и моря. Отходы производства, как и мусор, оставленный в лесу, является причиной смерти и вымирания животных, рыб, птиц. Мы просто уничтожаем то, что подарено нам просто так. А нужно остановиться, я просто призываю беречь родную природу, о чем и пишу в своем сочинении. Что же мы видим сегодня?

Люди вырубают в городах деревья, которые мешают строительству очередного торгового центра, на дорогах появляется все больше авто, что своим выхлопным газам засоряет окружающую среду. Все вокруг гибнет безвозвратно. И несмотря на то, что природа сама по себе имеет свойство восстанавливаться, это происходит медленно, поэтому она попросту не успевает за человеческой жестокостью. Если так пойдет и дальше, то мы не только потеряем красоту природы, которая без человеческого вмешательства просто идеальная, мы навредим и себе. Природу надо беречь!

Беречь природу нужно здесь и сейчас и начинать нужно с себя. Что я делаю для того, чтобы беречь природу и как берегу ее я? Например, гуляя в лесу, я никогда не выброшу мусор, а заберу его с собой, так как понимаю, даже одна бутылка может стать катастрофой в будущем. К тому же мы с дедом стараемся ежегодно насаживать молодые деревья, насаживаю клумбы с бабушкой. А еще я всегда помогаю нуждающимся животным. Недавно я спас птичку, у которой было переломано крыло. А во дворе зимой у меня всегда висят кормушки, которые я ежедневно наполняю зерном. Пусть это только малая частица моей помощи природе, но я уверен, если так будет поступать каждый, если предприятия будут соблюдать все нормы и правила по переработке отходов, то наша природа и дальше будет оставаться прекрасной.


Пример сочинения 3

Большинство семей любят ездить отдыхать на природу. Выбравшись из тесных домов и душных городов мы всей душой радуемся открытым просторам и свежему воздуху. И дети, и взрослые любят гулять по лесам, купаться в речках и озерах. Для многих летний отпуск не будет считаться удачным, если не съездить на море. Даже в городах, в этих искусственно созданных человеком детищах прогресса, люди стараются отдыхать в скверах и парках, где растет много деревьев и цветут цветы.

К сожалению человек воспринимает природу как данность. Он редко думает о том, что ее нужно оберегать. Мы привыкли только брать, при этом не оглядываемся назад для того, чтобы оценить ущерб, который наносим окружающей среде.

На уроках географии нас учат тому, что большинство природных ресурсов не возобновляемые. Это значит что со временем их станет катастрофически мало, или же их не станет вовсе. Нам стоит задуматься о том, чтобы более экономно относиться к полезным ископаемым.

Более того, даже возобновляемые ресурсы, такие как чистый воздух, пресная вода и плодородная почва могут стать для наших потомков чуть-ли не роскошью, ведь они загрязняются. Загрязняют их не только фабрики и заводы, не только автомобили. Загрязняем их и мы — простые люди.
Это отлично видно в местах отдыха. Нередко так случается, что через два или три года традиционное место ,куда раньше выезжали всей семьей, меняется. Это связано не с тем, что оно надоедает, а с тем, что там становится неприятно находиться. От чистого леса или берега озера ничего не остается. Все вокруг начинает быть похожим на мусорную свалку.

Пример сочинения 4

Берегите родную природу. Берегите лес.

Каждый из нас является неотъемлемой частью природы. Нам нравиться наблюдать за первой капелью, предвещающей начало весны за первым снегом, превращающим город в белую сказку за осенним листопадом, устилающим землю золотым ковром. Однако все чаще мы
забываем, что вся эта красота очень зависит от нас, от того как мы к ней относимся.

Ведь всего этого не будет, если люди не перестанут превращать нашу планету в большую мусорную свалку.
Да, мы ждем весны, но ведь весной тает снег, выставляя напоказ все то, что люди кидали в него, думая, что это не страшно, этого никто не увидит. Но мы видим. Это видят все, когда снег уже сошел, а первая зелень не в состоянии скрыть весь этот мусор.

Мы должны относиться к окружающей природе, так как относимся к собственному дому, но ведь дома мы не бросаем ненужные вещи на пол.
Важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям, которые должны увидеть его таким, каким видим его мы. Для них мир должен быть чистым. В нем не должно быть мусорных пакетов, валяющихся вдоль дорог.

Они не должны видеть пивных бутылок, стоящих на каждом углу. Наши дети должны учиться у нас сохранять этот мир, перенимая у нас полезную привычку – не мусорить. Если они этому научаться, то в свою очередь постараются передать уже их детям тот мир, который им показали мы.
С уважением нужно относиться не только к городской природе, но и к лесам. Отправляясь на отдых в соседний лес, мы вряд ли обрадуемся, увидев там вместо чудесных цветов ужасные пластиковые бутылки, выброшенные нерадивыми туристами. Тем более пластик, как всем известно, остается в земле долгие годы и не гниет.

Леса должны радовать нас могучими деревьями, благоухающими растениями, чистой водой журчащих ручьев, а не огорчать горами мусора, оставленного там людьми. Давайте беречь природу, ведь она так от нас зависит!

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: