Сочинение радость нашего дома мустай карим

Обновлено: 05.07.2024

Класс(ы): 5 класс

Цель урока: Познакомиться с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустаем Каримовым, проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Литература.5 класс.Учебник-хрестоматия для образовательных учреждений в 2-х частях/Автор-составитель: Б.А.Ланин, Л.Ю Устинова.-М: Вентана-Граф,2012 г.

Используемая методическая литература: Литература: 5 класс: методические рекомендации/ под ред.Б.А.Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2011г.

Используемое оборудование: компьютер,проектор,локальная сеть (интернет-ресурс), портрет Мустая Карима, выставка книг Мустая Карима, презентация

Используемые ЦОР:

1. Сайт творчества

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Читают ученики наизусть (предварительная подготовка)

Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду.

Говорят цветы мне:
“Здравствуй, здравствуй” -
Легкие головки наклоняя.
Нет цветов таких на всей планете -
Я прошел по ней, я это знаю!

- Это отрывок из стихотворения “Здравствуй!” -говорят цветы, автором которого является прекрасный поэт и писатель Мустай Карим. Вслушиваясь в строчки этого стихотворения, понимаешь, что поэт горячо любит свою родину и восхищается красотой.

Вам знакомо это имя и что вы о нем знаете? (ответы учеников)

2. Знакомство с биографией (Презентация)

1 слайд:

- Мустай Карим - народный поэт Башкортостана.

Настоящее имя – Каримов Мустафа Сафич

2, 3 слайд:

- В тридцати километрах от Уфы, неподалеку от воспетой С.Т.Аксаковым речки Дёмы, на привольном склоне Девичьей Горы расположен аул Кляш. При въезде на главную улицу стоит общественный колодец, который украшает металлический флажок, а на флажке вырезаны слова: Здесь источник поэзии Мустая Карима, не испив его, не проходите мимо!

4, 5 слайд:

- Отец был крестьянином-середняком, татарином по национальности. В семье было 12 детей. Детство поэта прошло в годы коллективизации. В народном сознании жителей аула взяли верх надежды на лучшее будущее, хотя были тревоги и сомнения.

Россия. Мустафа Каримов окончил школу и поступил в Башкирский педагогический институт, который окончил в 1941. Он учился на факультете башкирского языка и литературы.

6 слайд:

- Мустафа Каримов в 1941 году продолжил учёбу в училище связи, будучи призванным в Красную Армию. Окончив училище, он получил младшее офицерское звание и был назначен начальником связи в мотострелковую бригаду, попал на фронт. Так писал Мустай Карим 23 июня 1941 года. Стихотворение называлось “Отомстим!”. Тогда же он пишет стихотворение “Я на фронт ухожу, друзья!”. Он жаждет отомстить врагу за поруганную честь священной для него земли.Вскоре он был тяжело ранен. Через полгода он снова вернулся на передовую, но уже в качестве корреспондента. Мустай Карим работал во время войны в нескольких газетах, выходивших на башкирском языке. Получив несколько боевых наград, Мустай Карим стал кандидатом в члены партии. Его наградили орденом Отечественной войны.

7 слайд

- Фронтовые стихи поэта составляют особую страницу в творческой биографии. Лучшим комфортом для письма был короткий отдых между боями – на дне окопа или в тиши блиндажа. Сама история, пропахшая порохом и дымом, развертывалась перед глазами поэта-воина, переполняя двумя всесильными чувствами – любовью к родине и ненавистью к врагу. Ими продиктованы все его поступки и написанные в те годы стихи.

8 слайд:

В 1941 году женился на Раузе Саубановой.

9,10, 11 слайд

- Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов - Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом "Знак Почета", Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством" 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.

Мустай Карим был великим гражданином своей страны.

12-13 слайд:

- В детстве будущий поэт много слышал произведений устного народного творчества от своей Старшей Матери. Он впитал в себя много впечатлений от жизни в ауле, слышал легенды и предания, которые рассказывали его сверстники у костра во время выездов в ночное.

14-19 слайд:

- Правительство Республики Башкортостан утвердило план мероприятий по увековечению памяти народного поэта Мустафы Сафича Каримова (Мустая Карима)

11 октября в 2013 году, в Уфе, рядом с Домом профсоюзов, по улице Мустая Карима пополнились еще одной композицией – был торжественно открыт памятник народному писателю и поэту Башкортостана Мустаю Кариму.

Монумент, отлитый из бронзы, имеет внушительные размеры: высота его составляет шесть, а длина около 15 м. На первый план скульптор вынес идущего Мустая Карима, твёрдо и уверенно смотрящего вперед вдаль

3. Учитель в руках держит книгу и читает первые строки из главы “Куда уехала мама?”:

“Есть ли у вас на душе что-нибудь такое, о чем вы обязательно хотели бы рассказать всем хорошим людям? Наверно, есть! И у меня есть. Сейчас я начну рассказывать” -так начинается повесть Радость нашего дома. Сегодня на уроке мы поговорим о глубине человеческих душ, которые создает писатель в произведении Повествование ведется от первого лица, потому что автор передает личные переживания.

4. Беседа по отдельным главам. (ученики заранее прочитали главы)

Работа с учебником.

- Найдите в тексте приметы, которые готовят нас к появлению в семье маленькой Оксаны.

- Как происходит встреча с маленькой Оксаной? (глава “Вот она, моя сестричка!”)

- Что сближает Оксану и Ямиля?

- Как вы понимаете эти строки:

Когда я был один, она(мама) никогда не говорила мне: "голубь мой", а сейчас говорит: "голубки". Это потому, что нас двое. Голубь, пожалуй, один никогда не бывает. Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше нашего сарая!

- Дружные птицы: никогда не ссорятся, живут и воркуют, - говорит про них дедушка Мансур.

- Расскажите об интересных эпизодах из жизни детей: главы “Оксана пугается”, “Страшный гусак”, “Яблоньки в честь победы”, “Взял да уплыл один башмак. ”, “Во сне и наяву”.

- Какие слова передают настроение героев в заключительной главе “Проводы”?

- Почему это солнечное утро, “тёплое-претеплое” нашим героям запомнится навсегда.

Основные мотивы в повести.

- Для любого человека важно иметь дом, в котором живут его родные, где всегда его ждут. Тема дома в повести звучит постоянно. Подтвердите это своими ответами.

- Найдите слова маленькой девочки Оксаны (эпизод с птицей, глава “Проводы”) Чем они любопытны?

- Что важно для девочки? Почему она жалеет птицу?

В словах Оксаны мы слышим сострадание, боль за других.

- А какая ещё мысль звучит в словах маленькой девочки?

- Действительно, рассматривается тема семьи. Мы понимаем, что никто и никогда не должен быть одиноким: у каждого должны быть любящие родные. Мальчик Ямиль, его семья стали для Оксаны самыми близкими. Живя с ними, девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей.

Наверное, поэтому Ямиль и его родные так сильно переживают из-за предстоящей разлуки с Оксаной.

- Как вы думаете, что останется после отъезда Оксаны в жизни Ямиля?

- Отец Ямиля сказал очень важные слова: “Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый, просторный дом. Он сильный человек. И нам теперь навеки суждено делить с ними пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем”

Прокомментируйте, как вы их поняли.

- Прочитайте финальные строки повести:

Я всё ещё смотрю, как за деревьями рассеивается густой дым, но перед моими глазами уже встаёт большой новый дом, возле него - такой же, как у нас, сад, там растёт одна берёзка и пять яблонь. По двору ходят белые гуси. На высокое крыльцо, крепко держась за руки, поднимаемся мы с Оксаной.

Вдали гудит паровоз.

Надо мной сияет чистое, ясное небо, цвета глаз моей сестры Оксаны, которую папа назвал радостью нашего дома.

Презентация. Блиц-турнир. 21 слайд

5. Итог

- Понравилась вам эта повесть

- Как вы думаете, в чём смысл названия повести “Радость нашего дома”?

- Почему писатель делает главными героями повести детей?

- Какие черты главного героя, Ямиля, вы назвали бы самыми важными??

- А вы смогли бы так же принять в свою семью, в свой дом, в своё сердце другого человека? Легко ли это сделать?

- Чему научили вас герои повести?

Работа в тетрадях. Творческая работа

Давайте составим и запишем формулу человечности по этому произведению.

- Почему в трудное военное время мама, бабушка и отец Ямиля нашли в своем доме и в своих сердцах место для чужого ребёнка?

- Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей язык, национальность?

- Мы убедились на примере повести Мустая Карима в том, что, если ты человек, всегда придешь на помощь, потому что только человек умеет любить, сострадать и быть милосердным.

- Что вы открыли для себя в писателе Мустае Кариме, прочитав повесть “Радость нашего дома”? Каким жизненным ценностям он учит читателя?

Мустай Карим рассказывает о жизни обычной детворы в небольшом ауле. Идёт война, и к повседневным заботам добавляется еще одна - чтение долгожданных писем. Одну такую весточку присылает мама главного героя произведения, маленького Ямиля, неожиданно уехавшая в город и оставившая сына на попечение бабушки.

Мама возвращается в родной аул не одна: она привозит Ямилю сестру, девочку по имени Оксана, к которой башкирский мальчишка привязывается всей душой. Девочка говорит только по-русски, и поначалу Ямилю очень трудно говорить с сестрой. Он по-детски защищает её, несмотря на то, что они ровесники, объясняет ей каждый непонятный шорох и терпеливо ждёт, когда сестричка привыкнет к новому дому.

Оксану принимают в детскую компанию, она осваивается и потихоньку начинает доверять окружающим. Ямиль на нее не нарадуется и, рассуждая сам с собой, постоянно сравнивает с соседскими детишками.

Неторопливое светлое повествование с огромным количеством чудесных детских диалогов и добрых моментов. На глазах читателя идёт обычная жизнь с её радостями и горестями. Ямиль изо всех сил старается помогать Оксане, самое страшное для него - это её слёзы. Он защищает её от гусака, вытаскивает из ручья её башмачок, в общем, ведёт себя, как настоящий мужчина.

Как-то Оксана говорит названному брату, что у них когда-то была и еще одна мама. Поначалу Ямиль ничего не понимает и решает, что это сказка, но оказывается, что любимая сёстренка права.

Вся история проникнута щемящей грустью. Финал книги и радостен, и печален одновременно, но с разлукой примиряет то, что для башкирской семьи маленькая Оксана осталась радостью. Радостью дома и мальчика, который с нетерпением будет ждать новой встречи.

Эту радость еще прочитать нужно, произведение не слишком известное

Мустай Карим рассказывает о жизни обычной детворы в небольшом ауле. Идёт война, и к повседневным заботам добавляется еще одна - чтение долгожданных писем. Одну такую весточку присылает мама главного героя произведения, маленького Ямиля, неожиданно уехавшая в город и оставившая сына на попечение бабушки.

Мама возвращается в родной аул не одна: она привозит Ямилю сестру, девочку по имени Оксана, к которой башкирский мальчишка привязывается всей душой. Девочка говорит только по-русски, и поначалу Ямилю очень трудно говорить с сестрой. Он по-детски защищает её, несмотря на то, что они ровесники, объясняет ей каждый непонятный шорох и терпеливо ждёт, когда сестричка привыкнет к новому дому.

Оксану принимают в детскую компанию, она осваивается и потихоньку начинает доверять окружающим. Ямиль на нее не нарадуется и, рассуждая сам с собой, постоянно сравнивает с соседскими детишками.

Неторопливое светлое повествование с огромным количеством чудесных детских диалогов и добрых моментов. На глазах читателя идёт обычная жизнь с её радостями и горестями. Ямиль изо всех сил старается помогать Оксане, самое страшное для него - это её слёзы. Он защищает её от гусака, вытаскивает из ручья её башмачок, в общем, ведёт себя, как настоящий мужчина.

Как-то Оксана говорит названному брату, что у них когда-то была и еще одна мама. Поначалу Ямиль ничего не понимает и решает, что это сказка, но оказывается, что любимая сёстренка права.

Вся история проникнута щемящей грустью. Финал книги и радостен, и печален одновременно, но с разлукой примиряет то, что для башкирской семьи маленькая Оксана осталась радостью. Радостью дома и мальчика, который с нетерпением будет ждать новой встречи.

Задачи, формулируемые для достижения цели:

1. Оценить роль семьи в произведение М.Карима;

2. Проследить взаимосвязи в описании семьи в написанной картине с биографией автора.

Гипотеза: народный поэт в своей работе отразил пробраз семьи, в которой воспитывался сам, уделяя большое внимание ценностям башкирского народа.

Автор: Сайфутдинова Зульфия Раисовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей с. Толбазы Муниципального района Аургазинский район РБ

Исследовательская работа на тему

Автор Климина Ксения Вадимовна

учащаяся 6 в класса

МБОУ Лицей с. Толбазы

Руководитель Сайфутдинова Зульфия Раисовна

учитель русского языка и литературы

с. Толбазы 2018 г

I I . Биография Мустая Карима. Роль семьи в творчестве ……… …. 4-6

2.1. Биография Мустая Карима ……………………………………. . 4

2.2. Роль семьи в творчестве М.Карима ……………………………… …. 4-6

3.1. История создания повести ………………………………………. … 6-7

3.2. Краткое содержание повести …………………………………….. …. 7-8

3.3. Любимый эпизод в повести …………………………………….. …. 8

5.1. По Мустаю Кариму, семейное воспитание – это просто жизнь, жизнь маленького общества, объединенного одной фамилией …………… ….. 11

V I I . Литература ……………………………………………………… … 15-16

У англичан - Шекспир. У немцев - Гете.

У итальянцев - Данте. У русских - Пушкин.

У индийцев - Тагор. У китайцев - Конфуций.

У датчан Андерсен. У татар - Тукай.

У чувашей - Яков Ухсай

У башкир – Мустай Карим

Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви — Башкортостан.

Задачи , формулируемые для достижения цели:

1. О ценить роль семьи в произведение М.Карима ;

2. П роследить взаимосвязи в описании семьи в написанн ой картин е с биографией автора.

Гипотеза: народный поэт в сво ей работ е отра зил пробраз семьи, в которой воспитывался сам , уделяя большое внимание ценностям башкирского народа.

II . Биография Мустая Карима. Роль семьи в творчестве М.Карима

2.1 . Биография Мустая Карима

МустайКарим - народный поэт Башкортостана. Его н астоящее имя : Каримов Мустафа Сафич. Родился 20.10.1919г. недалеко от города Уфы в ауле Кляш и очень любил свою Родину . Он впитал в себя много впечатлений от жизни в ауле, слышал легенды и предания, которые оставили в его памяти неизгладимые впечатления и послужили основой творчества.

2.2. Роль семьи в творчестве М.Карима

Мировоззрение МустаяКарима формировалось под влиянием традиционного национального воспитания, при котором поведение и обычаи переходят от поколения к поколению. Основой нравственного воспитания М. Карима стали культурные нормы и ценности башкирского общества.

Мустай Карим родился в многодетной семье (из 12 детей) крестьянина-середняка. Как было распространено в татарских семьях, о тец Мустафы (Сафа Кадырович) имел две жены: родную мать Мустафы (вторая жена отца) Вазифа Хафизовна и старшую мать Мустафы (неродная, первая жена отца) Минлеямал, которые вели совместное хозяйство, воспитывали сообща детей.

Большую роль в развитии личности Мустая Карима сыграли его Старшая Мать, Отец, Младшая Мать, Самый Старший брат Муртаза.

Женщина-мать сохраняла душевную теплоту и соблюдала народные обычаи и представления. Старшая Мать учила видеть доброту, ценить красоту природы и людей. Мудрой и размеренной Старшей Матери Мустай Карим противопоставляет другой тип женщины-матери: свою Младшую Мать, как человека деятельного и легкого на подъем. Говоря о Младшей Матери, М. Карим отмечал, что лишь несколько раз за всю жизнь высказала свои пожелания.

Мустафа несмотря на все сложности, стал первым членом семьи, кто получил высшее образование. Для сравнения заметим, что из Каримовых и читать-то никто не умел кроме самого Мустафы и одного из его братьев.

Детство М. Карима ничем не отличалось от детских лет его сверстников. С шестнадцати лет он начинает самостоятельную студенческую жизнь. И с этого момента , главную роль в развитии его мировоззрения играет самовоспитание, базирующееся на нравственных ценностях, полученных в семье. Мустай Карим неоднократно говорил о том, что рос он в атмосфере доброй требовательности , и это не могло не сказаться на создании произведений для детей.

Через время Мустафа Каримов создал свою семью. На то, что его воспитанникам были привиты правильные ценности, в настоящее время указывает то, что ими (с ын ом Ильгиз ом Каримов ым, дочерью Альфией Каримовой и внуком Т имербулатом Каримов ым ) в 2013 году был основан Фонд имени Мустая Карима, одна из основных задач которого - поддержка башкирского языка и литературы , а также памяти поэта .

3 .1. История создания повести

3.2. Краткое содержание повести

Когда мама возвращается, она приезжает не одна, а с маленькой славянской девочкой Оксаной с Украины. В глубинке девочка обретает вторую семью, учит язык, помогает нуждающимся. И все это происходит во время войны, которая накладывает свой отпечаток на детское сознание.

3.3. Любимый эпизод в повести

Хочу также описать один момент, который мне особо запомнился в отражении семейных отношений.

Вывод : Я считаю, что такие отношения между братом и сестрой должны быть во всех семьях, когда мальчик защищает девочку, старший младшего.

Вся история проникнута щемящей грустью. Финал книги и радостен, и печален одновременно, но с разлукой примиряет то, что для башкирской семьи маленькая Оксана осталась радостью. Радостью дома и мальчика, который с нетерпением будет ждать новой встречи.

Мне было очень интересно читать о быте и обычаях нашего народа, правилах жизни в семьях того времени в башкирских семьях.

5.1. По Мустаю Кариму, семейное воспитание – это просто жизнь, жизнь маленького общества, объединенного одной фамилией.

В своих книгах М.Карим раскрывал множество различных тем, которые объединены добротой и верой в людей, любовью к ближним и Родине, надеждой на лучшее будущее. Среди них, на мой взгляд, особое место занимает описание семьи как основы будущих поколений. Без упоминания о семье не обходится практически ни одно произведение. Выбранной темой пронизано все творчество автора, она особая, яркая и трепетная.

Карима незаметно, ненавязчиво учат детей честности, справедливости

отите воспитать хорошего человека

подарите ребенку эту книгу.

улиев: «На свете нет ничего искренней, чем колыбельная матери. И мне думается, что все поэты должны учиться искренности у нее. Мне всегда казалось, что Myстай Карим учился этому именно у колыбельных. Оттого и его поэзия также доб

Ф.Латыпова: «Для воспитания ребенка в рамках народной педагогики большую роль играет семья и внутрисемейные отношения, нравственно-психологический климат в семье и окружающей среде. Именно эти факторы суть и условие нравственного воспитания растущего человека. М.

Карим говорил ей, что «Если в семье нет гармонии, то у выросшего в такой семье не будет гармонии с миром. Ведь дети в школе получают знания, а

VI . Заключение. Вывод

Мустай Карим рос в среде очень мудрых родителей, и его мировоззрение опирается на принципы равноправия поколений, их взаимного уважения и терпимости. При этом права у них одинаковые, но обязанности отличаются .

Я считаю, что с емья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на детей оказывают самые близкие для семьи люди – мать , от ец , бабушка, дедушка, брат, сестра. Они любят, заботятся, берегут друг друга. И одновременно ни кто другой н е может нанести столько вреда при неправильно подаваемых примерах или неосторожно сказанных словах.


VII. Список литературы

Указ Главы Республики Башкортостан №УГ-260 от 22.12.2017 г.

«Об объявлении в

Педагогическое наследие народного поэта

Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Трагедии. Пер

. с башк.- М.: Худож. Лит., 1983.-558с.

Радость нашего дома — 2. Пятиклассник Саша Егоров написал продолжение повести МустаяКарима // Вечерняя Уфа. 2004. 10 сентября.

Мустай Карим - личность известная : народный поэт Башкортостана. У него много заслуг перед Отечеством как литературного деятеля, так и человека, прошедшего войну. Из жизни он ушел 21 октября 2005 года.

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силён:

Я рос, как дуб зелёный на вершине,

Водою рек российских напоён.

Своею жизнью я гордиться вправе –

Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Башкирский мальчик Ямиль и украинская девочка Оксана навсегда стали родными братом и сестрой.

Нам показывают трудные военные годы, где мужья и братья воюют, а женщины и старики их терпеливо ждут. Тяжелый колхозный труд, холодные зимы, отсутствие какого-либо достатка в домах, скудная еда-всё это стало испытанием для многих семей. Но война не может отнять у этих людей теплоту сердец, и поэтому украинская девочка обретает любовь и заботу в башкирской семье. Автор показал нам большую , дружную семью башкирского села. Здесь нет своих и чужих детей, радости и горести- тоже общие. Взрослые воспитывают детей не только словом, но и своим отношением друг к другу.

"В сердце моей дочери нет ни пятнышка, - часто говорит бабушка. Все, что она чувствует, отражается на ее лице как в зеркале" (о своей дочери Кюнбике, матери Ямиля).

Сказки бабушки о смелом батыре Темирбеке, мамины сказания про солнце и луну формируют в детях ответное доброе чувство, понимание о добре и зле, достоинстве человека, его жизненном предназначении.

Посадка яблонь в колхозном саду тоже становится для детей уроком от деда Мансура.

Дедушка Мансур врезал лопату в землю и выпрямился, держась за поясницу.

- Человек не должен жить на земле только ради себя, - сказал он. Вот смотрите на солнце, оно согревает всю землю.

Оксана почувствовала себя частью семьи, ведь у неё появились мама и брат, а когда вернулся с войны отец Ямиля ,радовалось всё село.

Однако родной отец Оксаны нашел свою дочь, и собирается увезти её на родную Украину. Все искренне переживают предстоящую разлуку.

Очень трогательно звучат последние строчки повести.

«-Улетела птичка моя перелетная в свое гнездо.

Папа о чем-то думает, но потом, ни на кого не глядя, произнес:

- Не надо так говорить, Кюнбике. Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый, просторный дом. Он сильный человек. И нам теперь навеки суждено делить с ними пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем.

Я все еще смотрю, как за деревьями рассеивается густой дым, но перед моими глазами уже встает большой новый дом, возле него - такой же, как у нас, сад, там растет одна березка и пять яблонь. По двору ходят белые гуси. На высокое крыльцо, крепко держась за руки, поднимаемся мы с Оксаной.

Вдали гудит паровоз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе

Разработала Шевяхова Эльза Шамилевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский МР Альшеевский район РБ

1. познакомить учеников с отдельными страницами биографии М.Карима;

3. воспитывать милосердие, доброту на примерах главных образов повести;

4. развивать речь, способность анализировать фрагменты художественного текста.

Портрет Мустая Карима

1. Оргмомент. Приветствие.

- Говорят, что человека можно узнать по его делам. А как распознать писателя или поэта? Конечно, по его произведениям.

… И вот сейчас с рассветными лучами

Птиц выпускаю из своей груди.

(Перевод Е. Николаевской)

- Как вы понимаете эти строки? О каких птицах говорит поэт?

Эти слова принадлежат замечательному башкирскому поэту Мустаю Кариму.

- Что вам известно об этом человеке? (Презентация о жизни и творчестве М.Карима)

- Нередко повествование в произведениях Мустая Карима ведётся от первого лица. Как вы думаете, почему? Что важнее для автора: взгляд со стороны или внутренние, личные переживания, сомнения, открытия?

- О чём она – о глубине человеческих душ, о доброте, о любви, о верности?…

- Кто из героев вам ближе?

3. Беседа по отдельным главам. (Учитель может предложить заранее подготовиться к беседе по конкретным главам, а на уроке организовать работу в группах.)

- Уже с первых строк автор-повествователь готовит нас к появлению в семье маленькой Оксаны. Найдите в тексте эти приметы (мама собрала мешок сухарей и уехала надолго – куда? бабушка рассказала сказку про батыра, который спас девушку от злого чудовища; слышны разговоры о том, что у других есть братики и сёстры…)

- Что сближает Оксану и Ямиля?

- Как вы понимаете эти строки:

Когда я был один, она(мама) никогда не говорила мне: "голубь мой", а сейчас говорит: "голубки". Это потому, что нас двое. Голубь, пожалуй, один никогда не бывает. Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше нашего сарая!

- Дружные птицы: никогда не ссорятся, живут и воркуют, - говорит про них дедушка Мансур.

- Расскажите об интересных эпизодах из жизни детей:

- Какие слова находит рассказчик, чтобы передать настроение героев и состояние окружающего мира?

Но этот день запомнится нашим героям как день разлуки с милым ангелом – светловолосой девочкой Оксаной, которую приняли в семью как родную и искренне полюбили.

Мне хочется громко-громко плакать.

мокрые от слёз глаза её стали совсем красными.

Фагима громко, навзрыд плачет.

Мама сегодня вышла со мной в сени, обнимала, обнимала меня, а потом заплакала.

Они прижались друг к другу, плечи мамы вздрагивали.

Папа поспешно взял Оксану из маминых рук, поцеловал и опустил на землю.

- Попрощайтесь, дети, - сказал он, гладя меня по плечу.

Сестра моя обернулась ко мне, и я увидел её лицо, мокрое от слёз, словно забрызганное дождём. Я бросился к ней:

- Оксана, сестричка моя, не уезжай.

4. Основные мотивы в повести.

- Для любого человека важно иметь дом, в котором живут его родные, где всегда его ждут. Тема дома в повести звучит постоянно. Подтвердите это своими ответами. (Мальчик Ямиль живёт в доме с мамой, потом в этот дом приезжает Оксана, папа Ямиля возвращается домой , отца Оксаны Петро семья Ямиля готова принять в свой дом , на своей земле Петро построит новый просторный дом , Оксана со своим папой уезжает домой , на украинскую землю.)

На стоге сена сидит какая-то большая серая птица, от неё на землю падает тень.

- К-ш-ш. Кш-ш-ш! - кричу я, но серая птица не улетает.

- Не пугай её, Ямиль, может быть, ей хочется спать, - говорит Оксана. –

Почему эта птица одна, где её дети. Может, её дети уехали в гости?

- Что важно для девочки? Почему она жалеет птицу?

В словах Оксаны мы слышим сострадание, боль за других.

- А какая ещё мысль звучит в словах маленькой девочки?

Тема семьи. Никто не должен быть одиноким: у каждого должны быть родные. Мальчик Ямиль, его мама и папа заменили Оксане семью, стали для неё самыми близкими. Живя с ними, девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей.

Наверное, поэтому Ямиль и вся его семья так сильно переживают из-за предстоящей разлуки с Оксаной.

- Что останется после отъезда Оксаны в жизни Ямиля?

Вдалеке едва виднеется наша Полевая сторона. Летом там растут цветы, голубые, как глаза моей сестрёнки. Их зовут незабудками. Бывало, мы рвали эти цветы и дома ставили их в стакан с водой. Теперь уже нет этих цветов. И башмаки наши поизносились. И Оксана уезжает. Дома остаётся только Оксанина яблоня и ещё тот, самый красивый, гусёнок.

- Но, пожалуй, не только деревце и гусёнок будут напоминать мальчику о его сестрёнке. Очень важные слова произнёс отец Ямиля. Прочитайте их. Прокомментируйте, как вы их поняли.

Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый, просторный дом. Он сильный человек. И нам теперь навеки суждено делить с ними пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем.

- И вот финальные строки повести:

Я всё ещё смотрю, как за деревьями рассеивается густой дым, но перед моими глазами уже встаёт большой новый дом, возле него - такой же, как у нас, сад, там растёт одна берёзка и пять яблонь. По двору ходят белые гуси. На высокое крыльцо, крепко держась за руки, поднимаемся мы с Оксаной.
Вдали гудит паровоз.

Надо мной сияет чистое, ясное небо, цвета глаз моей сестры Оксаны, которую папа назвал радостью нашего дома.

5.Давайте подведём итог нашей беседы.

- Почему писатель делает главными героями повести детей? (потому что сердца у детей добрее, чувства искреннее, души - открыты)

- Какие черты главного героя, Ямиля, вы назвали бы самыми важными?

- Понравилась вам эта повесть?

- А вы смогли бы так же принять в свою семью, в свой дом, в своё сердце другого человека? Легко ли это сделать?

- Чему научили вас герои повести?

Каждой группе я предложила на выбор два задания: написать синквейн о героях этой повести, составить формулу человечности по этому произведению.

Вот примеры ученических работ:

Живёт, удивляется, радуется.

Рядом с ней поёт душа.

Помогает, защищает, переживает.

Стал для Оксаны настоящим братом.

искренность+умение сопереживать+способность совершать добрые дела+любовь=ЧЕЛОВЕК

Оксана стала лучиком света для этой семьи. В трудное военное время взрослые (мама, бабушка, а потом и отец Ямиля) не очерствели душой, не стали жестокими, наоборот – они нашли в своих сердцах место для чужого ребёнка, чтобы оградить его от ужасов войны, спасти его светлую душу.

Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей цвет кожи, национальность, язык? Конечно, нет. Мы убедились в этом на примере повести Мустая Карима. Если ты – человек, если в тебе бьётся доброе сердце, ты всегда поймёшь боль другого человека и протянешь ему руку помощи.

- Я думаю, что учиться жизни по произведениям Мустая Карима будет ещё не одно поколение людей. Ведь то, о чём он пишет, важно для нас в любые времена.

Домашнее задание (одно на выбор):

1. Написать сочинение-описание о любимом герое (по произведениям М.Карима);

Читайте также: