Сочинение путешествие из петербурга в москву отзывы

Обновлено: 02.07.2024

Александр Николаевич Радищев является одним из первых авторов в XVII века, который стремился понять истоки социальных противоречий. Радищев был дворянского происхождения и был достаточно образованным человеком. Александр Николаевич не приветствовал насилия и не права ты, которые окружали его.

Путешествие из Петербурга в Москву

Труд крестьян

В книге идёт речь о небольшом путешествии барина, во время которого перед ним предстают условия жизни обыкновенных людей. Радищев детально рассматривает бытие крестьян, он беседует с ними и осознаёт какой труд совершают эти люди изо дня в день.

Радищеву искренне жаль своих литературных героев. Читатель может заметить это с самого начала произведения. Писатель рассказывает о крестьянах и называет их здравомыслящим и людьми. Он считает, что простой народ обладает чувством собственного достоинства. В своем произведении Александр Николаевич особо подходит к созданию образа крестьянки Анюты, которая отвергла помощь незнакомца. Автор якобы сравнивает красоту обычного народа с деградации помещиков. Также в книге повествуется о мужчине, который должен работать в выходные дни и в ночное время суток. Связано это с тем, что в оставшееся время, он трудится на благо барина. В каждой главе явно прослеживается негативное отношение дворян к подневольному народу.

Моральные принципы героев

Невзирая на всё это, обычно народ из книги Александра Николаевича не предстаёт перед читателем в образе жертвы. Напротив в нём заложены моральные принципы и устои. Конечно же, среди них можно повстречать и тех, кто считает себя рабом не только физически, но и по духу.

В данном произведении писатель восхваляет уникальность русского народа. Русское народное творчество представляется Радищеву прежде всего характером и душой людей. Автор стремится указать читателю на те черты, которыми наделено общество. Радищев сумел показать обычного крестьянина с совершенно другой стороны.

Наследие автора

Я считаю, что автор достиг своей цели. Он не просто поведал правдивую историю, а также сумел донести до нас своё видение положения. Александр Николаевич передал своё отношение к тем трудностям, которые царили в былые времена. Конечно же писатель оставил свой след в литературе как настоящий мыслитель.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

С этой книгой читают

Отзывы 14




Довольно сложно читается. Тяжелее чем Гоголь. Дочитал только потому что надо. Не интересно следить за мыслью, внимание быстро расфокусируется, т.к. очень своеобразная манера написания. Может в ней и есть какие-то интересные темы, но они сильно растягиваются и много воды.


Довольно сложно читается. Тяжелее чем Гоголь. Дочитал только потому что надо. Не интересно следить за мыслью, внимание быстро расфокусируется, т.к. очень своеобразная манера написания. Может в ней и есть какие-то интересные темы, но они сильно растягиваются и много воды.


Читал когда то в школе. Ничего не понял. И не мудрено, книга написана довольно таки сложным языком. Решил вот сейчас перечитать. Намного понятнее стало. Теперь понятно, почему автор подвергся таким гонениям. Не столько за то, что он описывает какие то там недостатки, а тем, что начал учить как правильно жить, указывать нравственные ориентиры. Ну а уж самый большой криминал книги – призыв к уничтожению рабства – отмене крепостного права и выделению крестьянам довольно больших волостей. Ну какому Государю такое могло понравится?


Читал когда то в школе. Ничего не понял. И не мудрено, книга написана довольно таки сложным языком. Решил вот сейчас перечитать. Намного понятнее стало. Теперь понятно, почему автор подвергся таким гонениям. Не столько за то, что он описывает какие то там недостатки, а тем, что начал учить как правильно жить, указывать нравственные ориентиры. Ну а уж самый большой криминал книги – призыв к уничтожению рабства – отмене крепостного права и выделению крестьянам довольно больших волостей. Ну какому Государю такое могло понравится?


Очень сложное произведение для моего восприятия, думаю, что для многих современных школьников будет не менее сложной. Буду ждать возраста, может быть перечитаю.


Очень сложное произведение для моего восприятия, думаю, что для многих современных школьников будет не менее сложной. Буду ждать возраста, может быть перечитаю.

Эта книга будет интересна читателю в первую очередь идеями, которые автор в ней показывает. Необходимо понимать, что это не описание провинциальной России конца 18 века с ее самобытностью, а социальный труд, имеющий огромный вес. Некоторые проблемы, затронутые в произведении актуальны до сих пор.

Эта книга будет интересна читателю в первую очередь идеями, которые автор в ней показывает. Необходимо понимать, что это не описание провинциальной России конца 18 века с ее самобытностью, а социальный труд, имеющий огромный вес. Некоторые проблемы, затронутые в произведении актуальны до сих пор.

очень правдивая честная книга,повествующая о тяжёлой жизненной ноше крестьян.да и не только…Как же тяжело жилось в те времена думается,но и ныне такое происходит..надеюсь ничего не проспойлерила)

очень правдивая честная книга,повествующая о тяжёлой жизненной ноше крестьян.да и не только…Как же тяжело жилось в те времена думается,но и ныне такое происходит..надеюсь ничего не проспойлерила)

Эта книга очень хороша. В общем классика для школы. Когда читаешь произведение сначала может быть не понятно, что происходит. Но в конечном итоге книга тебя затягивает

Эта книга очень хороша. В общем классика для школы. Когда читаешь произведение сначала может быть не понятно, что происходит. Но в конечном итоге книга тебя затягивает


Нынешняя жизнь мало чем отличается от описанной Радищевым. Изменились формы, а суть прежняя. Произведение обязательно должно быть в школьной программе.


Нынешняя жизнь мало чем отличается от описанной Радищевым. Изменились формы, а суть прежняя. Произведение обязательно должно быть в школьной программе.


Чтобы понять книгу, необходимо знать историю России того времени и понимать боль народа о которой написал автор.

В своем произведении Радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления морального характера, но и некоторые проекты реформ.

Много места в книге уделено крепостному праву, которое автор считал одной из главных проблем России. Радищев (через путешественника-рассказчика) показывает продажу крестьян за долги барина. Среди продаваемых его воспитать, кормилица и даже незаконнорожденный сын. Другой яркой картиной является свадьба крестьян, которых помещик женит против их воли.

Описывая избу, где останавливается рассказчик, автор показывает картину беспросветной нищеты крепостных. Отмечает он также и их тяжелый труд, показывая крестьянина, работающего на своей земле в воскресенье, так как шесть дней в неделю он должен отбывать барщину.

Однако демонстрируя ужасное положение большинства населения и испытывая к ним искреннее сочувствие, Радищев не идет дальше призывов к совести помещиков. Даже проект по отмене крепостного права, который случайно находит и читает главный герой, состоит в основном из доказательств необходимости освободить крестьян (как морального, так и экономического плана). Единственная мера, предусмотренная в этом документе – это призыв дворянам добровольно и в индивидуальном порядке дать волю своим крестьянам. В отношении государственных мер там не говорится ничего.

Критикует Радищев и российское чиновничество. Он показывает мелкого начальника, не желающего принять меры по спасению тонущих в поврежденной лодке и мотивирующего это тем, что подобные действия не входят в его прямые обязанности. С другой стороны, автор не останавливается на критике отдельных лиц. Он показывает судью, вышедшего в отставку из-за нежелания осудить крестьян за убийство жестокого помещика, то есть подводит читателей к выводу, что сама система устроена неправильно, в ней честный и добрый человек не может долго удержаться.

Касается автор и темы просвещения. В частности, встреченный рассказчиком семинарист рассказывает о плохой постановке системы духовного образования. Лекции в семинарии читаются бездарно и на латыни, что не способствует усвоению знаний.

Автор завуалировано призывает и к другим изменениями существующего строя. Он критикует дворянские привилегии, рекрутскую повинность и цензуру. Не давая четких проектов реформ, он хвалит порядки древнего Новгорода, где простые люди принимали участие в управлении.

Сочинение по произведению 2

Произведение написано немного сумбурно, урывками. Радищев, - русский дворянин и философ, рисковал головой, написав такое. В произведении он описывает не только погоду, но быт, условия существования крестьян, в большинстве своём крепостных, бесчеловечное отношение помещика к крепостникам. Этим Радищев уже критиковал самодержавие, но в произведении есть и прямые высказывания против него.

Проблема крепостничества не раз ставилась на рассмотрение Государственного Совета под председательством императрицы Екатерины. Но, всякий раз решение его откладывалось в долгий ящик. Казалось бы умные, пресвященные дворяне, в основном прозападные по сути своей, допускали у себя в стране рабовладение, никак по другому это назвать нельзя.

Радищев критиковал не только крепостничество, но и систему (государство), её устройство. По сути дела в то время самодержавие держалось именно на крепостничестве, дворянах-землевладельцах, армии и полиции. Изъяв из этой структуры одно из этих звеньев, появилась бы опасность крушения всей структуры государства.

Рассуждение

Произведение является наиболее известным сочинением писателя, основной темой которого представляется изображение быта и нравов русских людей. Раскрывая данную тематику автор проводит анализ политических, социальных, философских проблем общества того исторического периода.

Своеобразие произведения заключается в сочетании в сюжетном повествовании нескольких стилистических направленностей: художественной, научной, публицистической.

Структурная композиция произведения представляет собой несколько глав, которые объединяются в хронологической и логической форме. Каждая глава представляет собой органическое продолжение следующей.

Структурное построение произведения представляет собой анализ индивидуальных ситуаций с дальнейшим их обобщением. При этом отличительной особенностью произведения является предоставление автором читательской аудитории возможности анализа каждого события, факта с последующими выводами, предлагаемыми писателем.

Основные герои произведения представляются в образе простых русских людей. Повествование же ведется от имени рассказчика, посредством которого автор демонстрирует собственное отношение к самодержавному правлению, крепостному праву и помещикам, открыто критикуя данное общественное явление и искренне сочувствуя простым людям.

Изображение волнующих автора проблем раскрывается посредством описания встреч рассказчика и обычных крестьян с демонстрацией их жизненного уклада, характеризующегося единством и силой русских людей.

Тем самым автор демонстрирует собственное убеждение, что, несмотря на тяготы жизни, русские люди сохраняют в себе огромную духовную силу и свободолюбие, которые, вырвавшись однажды, могут иметь непредсказуемые последствия, изображенные писателем в качестве крестьянских восстаний, закончившихся убийством собственных помещиков.

Таким образом, писатель сквозь строки своего произведения высказывает убеждение, что посредством народной революции возможно уничтожение существующего строя и освобождение от крепостничества. Соответственно, автор является бунтарем, борцом за свободу угнетенных людей и родной отчизны. /Произведение является не результатом сосредоточенного, спокойного литературного творчества, а пламенным порывом писателя, отличающегося высоким, просвещенным умом , добрым сердцем.

Путешествие из Петербурга в Москву

Путешествие из Петербурга в Москву

Популярные сочинения

Два непохожих друг на друга героев произведения показывают важность хорошего отношения к другим людям. Пленный русский офицер и тринадцатилетняя девочка имели мало общего, но проявили себя самым лучшим образом.

К сожалению, многие памятные даты истории России связаны с печальными и трудными временами для нашего Отечества. Временами, когда существование государства российского и русского народа ставилось под сомнение.

В чём различие между добротой и великодушием? Многие люди путают эти два качества, поскольку в основе них лежит искреннее желание помочь другому человеку, поддержать в трудной ситуации.

В этой статье представлена критика о "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева: отзывы современников автора, а также критиков и литераторов XIX и XX вв.

Смотрите: Все материалы о "Путешествии" Радищева

Критика о "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева


Критик Ю. И. Айхенвальд:

". Самодержавие . в России . как бы распылилось, размножилось - там и здесь встречал Радищев его пагубные следы, и в своей книге он показал много примеров вопиющего беззакония, приютившегося под сенью царской власти. Он простер дерзкую, но мощную и неробкую руку истукану власти, сорвал ее личину.
Сам представитель помещичьей среды, он бескорыстно ополчился против крепостничества, он заступился за крестьянина. И в его книге развертывается ужасное зрелище рабства; понурив голову, преходит перед нами, в бедности и унижении, русский земледелец. Для себя он пашет по воскресеньям, ночью и в праздники, потому что во все остальные дни недели отбывает тяжелую барщину для помещика. Закон крестьянина не защищает, с ним не считается. А ведь человек родится в мире равен во всем другому. Крестьянин ничем не хуже дворянина; между тем судьба его в России плачевна, и сплошь да рядом его бьют, секут, издеваются над ним, . продают как вещь. "
(Ю. И. Айхенвальд, "Радищев". Серия жизнеописаний "Сеятели правды", 1917 г.)

Библиограф Н. В. Губерти:

". Некоторые из современных нам писателей и знатоков упрекают сочинение Радищева в отсутствии литературного достоинства, и талант автора как писателя считают вполне ничтожным; слог, которым написано "Путешествие", называют не только устаревшим, но и чудовищным, варварским и для того времени; наконец, они говорят, что читать означенное сочинение могут только литературные археологи и люди, одаренные особым любопытством.

Правда, что слог "Путешествия" устарел, но все же не настолько, чтобы книга не имела интереса для читателе. ; слогом, подобным тому, которым написана книга Радищева, писали многие из литераторов прошедшего столетия, да и при том нужно искать в ней другого достоинства, помимо литературного. Яркость красок, которыми изображены у автора многие черты, характеризующие современную ему действительность, более нежели смелые указания на гнойные общественные язвы, придают труду его историческое значение не преходящее, не умирающее, но вечное.

. Радищев, как высоконравственная личность, как один из представителей интеллигенции русского общества XVIII века, заслуживает вполне, как и труды, его, внимания настоящих и будущих исследователей его эпохи."

(Н. В. Губерти, статья в издании "А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения" под ред. В. И. Покровского, Москва, 1907 г.)


Историк Н. П. Павлов-Сильванский:

". Знаменитая своею печальной судьбою, книга Радищева принадлежит к числу замечательнейших произведений русской литературы, не только как политический трактат, но и как художественное произведение. Само собою разумеется, что это сочинение, написанное в 1790 году, еще очень далеко от той высоты творчества, которой достигла наша литература лишь во второй половине прошлого века.

При всей своей зависимости от иностранных литературных школ, книга Радищева в целом была, однако, оригинальным произведением. Сходство „Путешествия из Петербурга в Москву“ с „Сентиментальным путешествием по Франции“ Стерна . ограничивается лишь внешнею формою повествования: разговоры с дорожными спутниками, размышления путешественника и отрывки из бумаг, якобы найденных в дороге. Но содержание, вложенное в эту форму, совершенно отличается от содержания книги Стерна; оно все самостоятельно взято из русской жизни и в общем несравненно глубже и значительнее поверхностных наблюдений и легких салонных размышлений Стерна.

В художественном отношении „Путешествие“ Радищева страдает большими недостатками: оно очень неровно, невыдержано, необработано; в нем много слабых страниц в описаниях и размышлениях; юмор нередко очень груб; язык часто тяжел, будучи переполнен архаическими выражениями старой книжной речи. Язык книги, звучащий вообще столь архаически в наши дни, мешает впечатлению ее сильных страниц. „Путешествие“ Радищева похоже теперь на старую картину художника XVIII века, потрескавшуюся, запыленную, с выцветшими красками. Но в этой картине, сквозь густой слой пыли устарелого слога и сквозь выцветшие краски сентиментализма и манерного пафоса просвечивают яркие черты жизни, порывы сильного чувства и блеск смелой, глубокой мысли.

Книга Радищева была смелым великим бунтом против современности во имя естественных прав человека. С особою силою восстает он против крепостного права, которое являлось таким резким контрастом его идеалу свободного общества граждан. . Радищев в крепостном крестьянине показывает раба, и резко клеймит „зверской обычай порабощать себе подобнаго человека“. "

(Н. П. Павлов-Сильванский, "Очерки по русской истории XVIII-XIX вв.", том 2, 1910 г.)


Литературовед и критик Г. Гуковский:

". [Радищев] был человеком действия. Его „Путешествие“ – лучшее доказательство этому. Это – книга активная, пропагандистская. Эта книга – не только великое произведение человеческой мысли, но и героический поступок гражданина-революционера.

Радищев в ряде образов „Путешествия“ стремится показать неправоту, ужас, нелепость, варварство крепостного права.

Радищев подчеркивает, что никакие добродетели не свойственны дворянству. Нравственная порча охватила этот класс. Разврат, продажность, бескультурье, жестокость – свойства помещиков.

Разложению класса помещиков Радищев противопоставляет восторженную оценку достоинств народного характера. Перед нами проходит целая вереница возвышенных образов; это крестьяне. Они сильны духом, они здоровы морально и физически; им принадлежит будущее. В среде крестьян мы видим и талантливых людей, и людей с развитым моральным чувством, и людей, полных высоких доблестей.

В своем народолюбии Радищев готов даже впасть в некоторую идеализацию крестьянства.

Радищев был мастером, художником слова, и его книга – одно из замечательнейших явлений русской художественной литературы.

Реалистическим новаторством явились в „Путешествии“ Радищева и зарисовки подлинного, конкретного быта. принципиально новый характер приобретает „бытовизм“ у Радищева, который подошел к обыденщине как обличитель, с намерением сорвать с нее покровы…

Как стилист Радищев необычайно смел. Его язык иногда сложен, синтаксис запутан, слова необычны, речь ритмична.

Язык Радищева весьма разнообразен. Каждое его произведение пестро по своему стилистическому составу, и каждая тема приносит с собою свой стилистический рисунок.

„Путешествие“ различно по языку. Бытовые сцены написаны разговорным, живым, легким языком. Они реалистичны и в стилистическом отношении. Другие отрывки, например, рассказ о сестрорецких путешественниках в главе ,,Чудово“, написаны более „высоким“, более литературно-условным языком. Наконец, там, где Радищев говорит о политике, о философии, о праве человека и гражданина, – он говорит славянским, напряженно-торжественным, библейским и в то же время ораторски-страстным языком. Он умеет и дифференцировать язык персонажей. Купец, семинарист, поэт, помещик, крестьянин говорят у него разными языками. "

Отзывы современников Радищева


Граф А. А. Безбородько:

". Здесь по уголовной палате производится ныне примечания достойный суд. Радищев советник таможенный, несмотря, что у него и так было дел много, которые он, правду сказать, и правил изрядно и бескорыстно, вздумал лишние часы посвятить на мудрования: заразившись, как видно, Франциею, выдал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву, наполненную защитою крестьян, зарезавших помещиков, проповедию равенства и почти бунта противу помещиков, неуважения к начальникам, внес много язвительного, и, наконец, неистовым образом впутал оду, где излился на царей и хвалил Кромвеля. "
(Граф А. А. Безбородько - В. С. Попову, правителю канцелярии Потемкина, 16 июля 1790 г.)

Князь Н. Н. Трубецкой:

". Теперь скажу тебе, что посвятивший некогда тебе книгу . находится под судом за дерзновенное сочинение, которое, сказывают, такого рода, что стоят публичного и самого строгого наказания. Вот, мой друг, ветреная его и гордая голова куды завела, и вот следствие обыкновенное быстрого разума, не основанного на христианских правилах. "
(Князь Н. Н. Трубецкой - А. М. Кутузову, 1 августа 1790 г.)

Это была критика о "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева: отзывы современников автора, а также критиков и литераторов XIX и XX века о произведении.

Читайте также: