Сочинение проблемы многодетных семей

Обновлено: 04.07.2024

Шамгина Виктория в своей исследовательской работе, изучив нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, раскрывает основные меры поддержки и проблемы многодетных семей.

Тема работы актуальна, так как привлекает внимание к демографической ситуации в Российской Федерации.

Работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. По тексту работы даны сноски на используемую литературу и ссылки на приложения.

В введении сформулирована актуальность, поставлены цели и задачи, описаны методы исследования, приведен обзор использованных источников.

В ходе работы над основной частью автору работы удалось провести анкетирование среди многодетных родителей и выяснить те проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно, разработать рекомендации по улучшению положения многодетных семей.

В заключении Виктория сделала выводы и обозначила практическую значимость работы.

Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта.

В работе Виктория проявила исследовательские качества, самостоятельность в изучении нормативно-правовых актов, компьютерную грамотность в оформлении работы.

ВложениеРазмер
probl_i_vozm_mnogodetn_semey.docx 42.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

143120 Московская область, Рузский район, п. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.

Проблемы и возможности многодетной семьи

Ученица 9 класса

Учитель истории и обществознания

2.1 Нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение многодетных семей …………………………………………………………………….……..…… …4

2.2 Меры поддержки многодетных семей…………………………. 6

2.3 Проблемы многодетных семей (анкетирование) ………….………………..……9

2.4 Рекомендации по расширению мер поддержки многодетных семей……..……13

Список использованных источников…………………………………………. ……15

Приложение. Анкета для многодетных родителей.

Но есть такие семьи в России, которые и сегодня остаются верны вековым традициям. Я горжусь тем, что моя семья именно такая – мама, папа, я и две мои младшие сестренки.

Очень часто по телевидению и в интернете мы видим сюжеты о многодетных семьях. Нам показывают аккуратные квартиры, счастливых детей и родителей, которые благодарят власть за помощь и поддержку. Так, в 2013 году в ходе ежегодной прямой линии президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин пообещал построить детскую площадку для многодетной семьи Кузьменко из приморского поселка Новошахтинский. В 2016 году, так же в ходе прямой линии, президент помог восстановить права многодетной семьи из Ставропольского края на земельный участок, который был незаконно изъят местными властями.

Актуальность темы обусловлена тем, что она привлекает внимание к одной из главных проблем современной России – демографической. Единственным ее решением является повышение уровня рождаемости, а значит количество многодетных семей необходимо увеличивать.

Цель работы – выяснить положение многодетных семей в современной России.

Цель работы предполагает решение следующих задач :

1) провести анализ нормативно-правовых актов, определяющих положение многодетных семей;

2) изучить меры поддержки многодетных семей;

3) раскрыть проблемы многодетных семей;

4) провести анкетирование многодетных родителей;

5) сделать выводы и разработать рекомендации по теме работы.

Объект исследования – законодательство Российской Федерации, предмет исследования – нормативно-правовые акты, определяющие положение многодетных семей.

  1. Теоретического уровня: проблемно-аналитический, обобщение, логический.
  2. Эмпирического уровня: опрос, описание, сравнение.

Источниками для изучения данной темы стали федеральные и региональные нормативно-правовые акты, определяющие положение многодетных семей.

Работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

2.1 Нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение многодетных семей

Я с удивлением узнала, что в настоящее время в законодательстве нашего государства отсутствует единый закон, который бы определял статус, права и льготы многодетных семей.

Все нормативно-правовые акты, определяющие положение многодетных семей, условно можно разделить на федеральные и региональные.

Кроме того, отдельные положения, касающиеся многодетных семей, содержатся в Жилищном кодексе, Трудовом кодексе, Семейном кодексе и некоторых других федеральных законах.

Исходя из этого, получается, что статус многодетной семьи в Московской области определяется региональными нормативно-правовыми актами.

Такого определения многодетной семьи придерживаются не все субъекты Российской Федерации. Так, например, в Республике Марий Эл многодетными признаются семьи, в которых от четырех детей, а в Красноярском крае – от пяти.

2.2 Меры поддержки многодетных семей

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" многодетные семьи всей России имеют дополнительные права на:

1. Скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

2. Бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

3. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

4. Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

5. Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

6. Бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий;

7. Один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

8. Организацию на льготных условиях крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий и других коммерческих структур, получение для этих целей земельных участков, а также получение материальных льгот при осуществлении данной деятельности;

9. Получение садово-огородных участков;

10. Получение льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

11. Трудоустройство через Службу занятости с возможностью работы на условиях применения гибких форм труда. Родителям, имеющим трех и более детей, предоставлены дополнительные трудовые гарантии при возникновении трудовых споров с работодателями в связи с увольнением. [2]

Законодательными актами Московской области предусмотрены дополнительные и конкретизированы федеральные льготы многодетных семей.

1. Ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 % оплаты коммунальных услуг;

2. Бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования по территории Московской области (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) по социальной карте жителя Московской области, а также бесплатный проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) и на Московском метрополитене по социальной карте жителя Московской области.

3. Частичную или полную компенсацию стоимости путевок в санаторно-курортные организации и организации отдыха и оздоровления детей.

4. Бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до 6 лет;

5. Бесплатное посещение детьми один раз в месяц музеев, парков культуры и отдыха, выставок;

6. Бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства;

7. Освобождение от уплаты транспортного налога в отношении следующих отдельных категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы.

8. Ежемесячное пособие в размере 4 000 руб. студентам из многодетных семей, получающим впервые высшее профессиональное образование по очной форме обучения в государственных высших учебных заведениях Московской области, в государственных высших учебных заведениях, расположенных на территории Московской области, филиалах государственных высших учебных заведений, расположенных на территории Московской области, и если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения.

10. Единовременное пособие супругам к юбилеям их совместной жизни, которое выплачивается юбилярам в связи с 50-летием, 55-летием, 60-летием, 65-летием, 70-летием (или более) их совместной жизни, имеющих место жительства в Московской области на день юбилея.

11. Предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих категорий граждан:

- женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала;

- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго и последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.

Материнский капитал устанавливается в размере 100 000 рублей. Лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной части трудовой пенсии;

- улучшение жилищных условий. [4]

Таким образом, государство заботится о многодетных семьях. В федеральных и региональных нормативно-правовых актах содержатся многочисленные меры поддержки таких семей.

2.3 Проблемы многодетных семей (анкетирование)

Чтобы лучше понять, с какими проблемами сталкиваются многодетные семьи, мною было проведено анкетирование среди многодетных родителей.

Всего было опрошено 10 многодетных родителей, которым предлагалось ответить на 10 вопросов. (Приложение).

Многие участники опроса отмечали, что, зачастую, воспользоваться теми льготами, которые упоминались, на практике оказывается очень сложно или практически невозможно. Сбор необходимых документов требует многочасового простаивания в очередях, хождения по различным инстанциям.

Все участники анкетирования отметили недостаточный ежемесячный уровень дохода семьи. При этом 20% родителей обозначили его менее 40 тыс.рублей, остальные – более 40 тыс.рублей. Основным источником дохода во всех семьях является заработная плата родителей, преимущественно отцов, так как традиционно женщины занимаются ведением домашнего хозяйства и заботой о детях.

К материальным проблемам можно отнести и то, что 80% опрошенных родителей признались, что не в состоянии финансово обеспечить совместный отдых всей семьи. Многие родители среди проблем, которые беспокоят их больше всего, назвали отсутствие возможности оплатить обучение своих детей в ВУЗах или занятия спортом, когда ребенку нужно для участия в соревнованиях выезжать на сборы. Опрошенные отмечали, что хорошим подспорьем для семьи является наличие личного автомобиля, но, к сожалению, приобрести и содержать его для многих финансово сложно.

  1. члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; [3]

А что, если житель Московской области случайно полюбил не гражданку Российской Федерации, которая родила четверых граждан Российской Федерации? Она от этого более плохая мама? Или ее гражданство делает ее менее нуждающейся в улучшении жилищных условий, чем маму-гражданку?

  1. родители либо одинокая мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет; [3]

А что, если семья вынуждена была продать земельный участок, чтобы из однокомнатной квартиры переехать в двухкомнатную?

И речь в данном случае идет лишь о постановке на учет. А сколько времени семье предстоит стоять на учете? Где будет расположен данный участок? Как близко от дома будут школы и детские сады? Все эти вопросы требуют более детальной проработки.

Размер федерального материнского капитала составляет около 500 тыс.рублей, а регионального – 100 тыс. рублей. Стоимость однокомнатной квартиры в нашем регионе составляет примерно 2,5 млн.рублей, двухкомнатной – 3,5. Т.е. размера материнского капитала не хватит для того, чтобы приобрести собственную квартиру. Не хватит его и на то, чтобы увеличить жилплощадь.

Из опрошенных мною семей нуждающимися в улучшении жилищных условий являются 30 % семей. Частично такой низкий процент можно объяснить тем, что эти семьи проживают в сельской местности в частных домах, где жилая площадь на одного члена семьи больше, чем если бы они проживали в квартирах. Воспользоваться мерой поддержки по улучшению жилищных условий смогли лишь 20% семей. В обоих случаях семьи воспользовались материнским капиталом.

Таким образом, среди главных проблем многодетных семей преобладают материальные трудности – низкий уровень дохода, жилищный вопрос, отсутствие личного транспорта, невозможность организовать совместный отдых, оплатить обучение детей и другие. Кроме того, статус многодетных родителей влияет и на их трудовую деятельность.

2.4 Рекомендации по расширению мер поддержки многодетных семей

Исходя их перечисленных трудностей можно предложить следующие рекомендации по расширению мер поддержки многодетных семей:

2) рассмотреть возможность использования материнского капитала на приобретение личного транспорта для многодетных семей;

3) определить размер материнского капитала в каждом регионе в соответствии с рыночной стоимостью жилья;

4) признать право на получение материнского капитала для тех семей, которые все еще сохранили статус многодетных и в которых последний ребенок появился до 2007 года;

5) при признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий учитывать фактическое положение, а не квадратные метры родителей и родственников.

6) частично возместить расходы на образование детей из многодетных семей в ВУЗах при условии успеваемости.

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты : мне удалось изучить нормативно-правовые акты, определяющие положение многодетных семей, провести анкетирование среди многодетных родителей и выяснить те проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно, разработать рекомендации по улучшению положения многодетных семей.

На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы .

Во-вторых, государство заботится о многодетных семьях. В федеральных и региональных нормативно-правовых актах содержатся многочисленные меры поддержки таких семей.

В-третьих, несмотря на все перечисленные меры поддержки, многодетные семьи по-прежнему нуждаются в решении многих жизненно важных проблем, среди которых преобладают материальные трудности, низкий уровень дохода, жилищный вопрос, отсутствие личного транспорта, невозможность организовать совместный отдых, оплатить обучение детей и другие. Кроме того, статус многодетных родителей влияет и на их трудовую деятельность.

Хочу отметить, что родители, принимавшие участие в анкетировании, отмечали не только проблемы, но и о достоинства своих семей – ответственность, трудолюбие, поддержка, забота старших о младших, взаимовыручка, всегда веселая атмосфера и детский смех. Многие из этих родителей сами воспитывались в таких семьях. Было бы прекрасно, если бы традиция создания многодетных семей возродилась в нашей стране, а для этого государство должно поддержать таких людей.

Данная работа имеет практическое значение и может использоваться как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе, во внеурочной деятельности и на факультативных занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Она играет огромную роль в определении всей судьбы человека.

Доброта, любовь, моральные качества и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы - основы всего этого закладываются в семье.

Общество не может существовать без семьи, и именно родители, составляющие ее основу, ответственны за воспитание детей, их развитие. Но этот нелегкий труд все выполняют по-разному. Одни живут ради себя, кто-то воспитывает одного ребенка, холит и лелеет, иногда перегибая палку, и выпускает в мир законченного эгоиста. Другие считают своим долгом родить столько детей, сколько смогут одеть и прокормить, а ведь есть и такие семьи, которые вместе с родными воспитывают и приемных детей.

Я с огромным уважением и восхищением отношусь к таким родителям, которые видят свой жизненный долг и семейное счастье не только в создании своей большой семьи, но и щедры душой, не могут пройти мимо несчастья других людей.

Следует отметить, что в обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име­ющая троих и более детей.

Будней в нашей жизни больше, чем праздников, поэтому в каждой семье возникают и приживаются трудовые традиции: совместная уборка, ремонт дома, работа на садовом участке. Такие обязанности с малых лет включают ребёнка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Очень важно, когда родители в это время трудятся вместе с детьми, показывая пример, обучая ребёнка различным навыкам, знакомя с разнообразием домашнего труда. Я уверена, что для любого человека важен интерес к его деятельности, поэтому многодетным родителям необходимо быть в курсе того, чем занимаются их дети, направлять их деятельность в нужное русло, следить за их победами и неудачами, чтобы выразить восхищение или подставить родительское плечо. Многое в воспитании детей зависит от умения родителей поделиться со своими детьми опытом, интересом к выполняемой работе.

Многодетная семья - титанический не только физический, но и душевный труд. Это огромная ответственность, но ведь и награда за такое материнство и отцовство тоже велика. Вырастут дети, станут самостоятельными, создадут семьи, родят своих детей, будут их воспитывать, и эта многодетная семья станет еще больше, крепче и сильнее. А чем больше людей объединены в одно целое, тем больше у них возможностей, чтобы помочь друг другу, организовать какое-то общее и полезное дело, может быть, совместное предприятие, которое станет источником материального достатка этой семьи.

У меня пока небольшой жизненный опыт, но я, оглядываясь вокруг, стараюсь, чтобы ориентиром в будущей жизни для меня были честные, ответственные и милосердные люди.

Образ многодетной семьи в моем сознании ассоциируются как со счастливой, полнокровной семейной жизнью, ее радостями, так и с многочисленными проблемами.

Главная проблема многодетных семей - жилье. Именно ненормальные жилищные условия - основной источник нарушения прав детей на здоровую, нормальную жизнь, нормальное развитие и учебу, становление личности. Я часто наблюдаю эту удручающую картину, когда прихожу к своим подругам в многодетные семьи. В одной, порой крошечной, комнатке в два ряда вдоль стен стоят двухуровневые кровати, между ними располагается небольшой письменный столик. На еще более крошечной кухне, где невозможно развернуться двоим, завтракают, обедают и ужинают по очереди. Качественно сделать уроки, почитать хорошую книгу, послушать музыку или просто уединиться невозможно, так как жилищные условия крайне скудны. Иметь хорошее полноценное жилье – это мечта. Даже семье со средним достатком, имеющей несколько детей, при нынешних ценах невозможно решить свою жилищную проблему. Нет возможности заработать на единовременную покупку жилья. А что говорить о малоимущих? Все, кто получают квартиры, стоят в общей очереди десятками лет. Да еще и попасть в эту очередь не так-то просто.

Второй по важности вопрос - это материальный достаток. Зачастую оно ниже среднего уровня. Выплаты, пособия – это есть, но они не достаточны, чтобы удовлетворить даже самые скромные потребности, и большинству семей все- таки приходится рассчитывать только на себя. Вот и крутятся – вертятся родители, экономят на всем, покупают только самое необходимое, дешевое, уцененное. Подавляющее большинство многодетных семей находится в категории бедных, имеют неполноценное питание, обременены существенными жилищными проблемами: многие многодетные семьи испытывают значительные трудности с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью, не могут приобрести назначенные врачом лекарства, вынуждены ограничивать себя в продуктах. Есть и еще одна проблема: дети из некоторых многодетных семей, где жизненный уровень крайне низок, не могут закончить полную среднюю школу из-за необходимости самим зарабатывать на жизнь, чтобы помочь семье.

Поэтому дети из многодетных семей, с раннего детства наблюдая эти трудности и испытывая их на себе, часто демонстрируют заниженную самооценку, неуверенность, что, безусловно, отрицательно может сказаться на всей их последующей судьбе.

В многодетных семьях много проблем, но самая сложная, когда супруги не выдерживают трудностей семейной жизни. В таких случаях семья распадается. Источниками семейных конфликтов служат ряд причин. Например, неумение преодолевать возникающие трудности и противоречия, потребительское отношение к семье, неуважительное отношение к женщине, мужчине, расхождение представлений супругов о значимости семейных ценностей, безответственность.

Я за то, чтобы статус многодетной семьи присваивался родителям пожизненно, с сохранением не только соответствующих льгот по коммунальным платежам, трудоустройству, пенсионному обеспечению, но и с проявлением человеческой заботы и внимания к этим семьям, помощи в решении порой не решаемых для них проблем.

Особенно необходимо внимание к многодетной маме. Сегодня женщина, которая воспитала троих-пятерых, а то и десятерых детей, приравнивается к безработной и в старости получает только базовую пенсию. А ведь она совершила огромный подвиг, подняв на ноги столько новых граждан, тем более, когда страна так нуждается в приросте населения. Ей не начисляется трудовой стаж и соответствующая пенсия. Плюс ко всему несколько лет назад в России было отменено звание Матери-героини.

В своих размышлениях о многодетных семьях я постаралась перечислить проблемы, с которыми такие семьи сталкиваются. Решение их незамедлительно и первостепенно.

Чтобы такие семьи были в нашей стране и были благополучны и счастливы, нам всем нужно не только сочувственно относиться к ним, но и содействовать их материальному благополучию и человеческому счастью.

А ведь какое счастье, когда есть крепкая, здоровая семья, в которой много ребятишек. Как здорово, когда всем вместе тепло и уютно. Звучит звонкий, радостный детский смех, вкусно пахнет пирогами, которые приготовили вместе. К ужину накрыт стол. Никому за этим столом не тесно. Наоборот, так согревает ощущение близости родных и любимых людей.

Если у тебя есть братья и сестры, ты всегда чувствуешь поддержку, что особенно необходимо любому ребенку. Человеку жить без семьи, как и без Родины, просто невозможно. Когда я произношу слово "Родина", я сразу представляю себе свою семью, в которой всегда проявляют уважение к труду и подвигам предков, сохранивших для нас этот мир и нашу страну. Именно в семье происходит становление личности человека, именно там закладываются основные жизненные ценности и принципы.

Если отношения в семье строятся на уважении, взаимопонимании и доверии, то дети перенесут эту модель поведения в повседневную жизнь вне семьи. Так и образуется полноценное общество, так и строится сильное государство. Семья создает будущее своей страны, каким оно будет, решает каждая семья.

Сегодня нормальная, гармоничная многодетная семья - это то, что может изменить демографическую ситуации в России. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение их проблем не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных задач.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения детей. Но этого недостаточно. Необходимы дополнительные меры. Я считаю, что необходимо принять Закон о поддержке многодетных семей, который решит их самые злободневные вопросы.

Решение жилищной проблемы - это сегодня первостепенно, потому что жилье - наиболее сильный стимул для повышения рождаемости. Также очень важно, чтобы все знали, что неработающая многодетная мама, воспитывающая детей - не иждивенец, а полноправный член общества, имеющая право на трудовой стаж и пенсионное обеспечение.

Работая над сочинением, я много думала и переживала, поэтому мне очень хочется пожелать, чтобы все многодетные семьи на земле были крепкими, благополучными, материально обеспеченными, здоровыми и счастливыми, а общество гордилось ими и относилось с особым уважением, ведь как замечательно сказано в стихотворении М. Лангера:


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Проблемы многодетной семьи и пути их решения

1 Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Талдома Московской области

1 Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Талдома Московской области


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда мы узнали об этом конкурсе, то мы не задумываясь решили участвовать в нём. Так как я сама из многодетной семьи, а моя одноклассница решила мне помочь разобраться в данной теме.

Перед тем как начать работу мы выдвинули гипотезу, поставили перед собой цель и задачи.

Гипотеза - на сегодняшний день положение многодетных семей необходимо улучшить на законодательном уровне.

Цель: выявить проблемы многодетных семей.

Узнать, как государство заботится об этих семьях;

Проанализировать данные Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг. и Микропереписи 2015 г.;

Побеседовать с социальным педагогом нашей школы

Провести анкетирование на добровольной и анонимной основе среди родителей и детей из многодетных семей нашей школы.

Найти способы решения проблем многодетных семей;

В качестве методов работы мы использовали методы эмпирического уровня: опрос, анкетирование, собеседование; методы экспериментально-теоретического уровня: анализ данных; методы теоретического уровня (изучение и обобщение)

2. Основная часть

Для данного исследования были взяты именно эти нормативно-правовые акты, потому что проанализировав их мы узнали о том, что сделано на уровне Российской Федерации и Московской области для поддержки многодетных семей.

Также были изучены Всероссийская перепись населения 2002 и 2010 гг. и Микроперепись населения 2015 г., для анализа количества многодетных семей и их социального положения, что проанализировать, какие существуют проблемы.

2.1. Понятие многодетная семья.

В этой части будет рассмотрено, что такое многодетная семья.

Также, многодетная семья имеет множество преимуществ и льгот. Для того, чтобы узнать какие льготы имеет семья, необходимо обратится в органы социальной защиты в своём регионе.

2.2. Практическая часть.

В практической части нам бы хотелось проанализировать данные Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг. и Микропереписи 2015 г., побеседовать с социальным педагогом нашей школы.

2.3. Анализ Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.

Микропереписи населения 2015 года.

Изучив данные Всероссийской переписи населения 2002 года, хотелось бы отметить, что семей, которые имеют 1-2 детей больше в 4,5 раза, чем семей, которые имеют 3 и более детей. Если анализировать данные Всероссийской переписи населения 2010 года, то можно отметить, что число многодетный семей сокращается на 0,8 млн.человек, а число семей с 1-2 детьми увеличивается на 0,5 млн.человек.

Также мы изучили данные Микропереписи населения 2015 года и выяснили, что многодетных семей в 4,5 раза меньше в отличие от семей с 1-2 детьми.

На основании всех проанализированных данных, можно сделать общий вывод, что количество многодетных семей сокращается, скорее всего, в связи с теми проблемами о которых мы расскажем. (Приложение №3)

Также, нам захотелось узнать сколько многодетных семей обучается в нашей школе.

Для того, чтобы узнать это мы обратились к социальному педагогу нашей школы. И она нам рассказала, что детей из многодетных семей обучается у нас 120, а всего таких семей в нашей школе 86. В нашей школе проводится активная политика в отношении многодетных семей.

Нам захотелось провести анкетирование среди родителей и детей многодетных семей нашей школы на добровольной и анонимной основе. Всего было опрошено 50 родителей и 50 детей.

Родителям и детям были предложены 2 разные анкеты. (Приложение №1 и приложение №2)

Проанализировав данные анкетирования можно сделать такие выводы: 90% респондентов нуждаются в улучшении жилищных условий; 100% знают о социальной поддержке многодетных семей и пользуются льготами и 90% респондентов, ответили, что занимаются детьми и стараются уделить им своё время.

Когда, мы начали проводить анализ анкет детей, то были приятно удивлены, что 95% опрошенных нами ребят ответили, что родители уделяют им своё свободное время, между братьями и сестрами у них прекрасные отношения и что в будущем они хотят, так же как их родители иметь многодетную семью.

2.4. Государственная помощь многодетным семьям.

Изучив нормативно-правовые документы, касающиеся многодетных семей, мы выяснили, какую помощь оказывает государство многодетным семьям.

Компенсация за оплату коммунальных услуг. Несмотря на то, что после рождения каждого ребёнка увеличивается оплата за коммунальные услуги, многодетным семьям выплачивается 50% от оплаты коммунальных услуг.

Каждая многодетная семья имеет право получить земельный участок.

Компенсация денежных средств на приобретение школьной формы.

Льгота на транспортный налог. Если многодетная семья владеет автомобилем, то может быть полное или частичное освобождение от уплаты налога.

Бесплатные лекарственные препараты выдаются детям до 6 лет.

Бесплатные завтраки и обеда предоставляются школьникам и учащимся средних профессиональных учреждений.

2.5. Проблемы многодетных семей.

В этой части, мы, основываясь на опыт моей семьи и изучив литературу, расскажем с какими проблемами сталкивается многодетная семья.

1. Жилищная проблема. Это проблема, с которой, к сожалению, многодетным семьям приходится сталкиваться. Вот, например, в квартире, в которой живёт моя семья, 2 комнаты, до рождения брата и сестры, одна из комнат была моей, но после рождения братика и сестрёнки стало немного тесновато. Также, как мы уже сказали, многодетной семье предоставляется земельный участок, но, обычно, участок предоставляется в поле без каких-либо коммуникаций.

2. Также, выше мы сказали о бесплатных лекарственных препаратах, но в этом есть и минусы для того, чтобы их получить нужно собрать огромное количество справок и документов, выдавать будут не все нужные вам таблетки, а лишь те, которые попадают под льготную категорию.

3. Проблема трудоустройства родителей. К примеру, если семья осталась без кормильца, а мать не может оставить своих детей и пособий по потери кормильца не хватает.

4. Материальные проблемы. Они проявляются уже после рождения первого ребёнка, а когда в семье становится 3 и более детей, то финансовые проблемы проявляются более остро. Да, ещё и мама, сначала уходя в декретный отпуск, а затем в отпуск по уходу за ребёнком, получает пособие, намного меньше, чем заработная плата. Вот и получается, что членов семьи становится больше, расходы повышаются, а доходы уменьшаются.

5. Проблема организации отдыха детей во время каникул. Большинство родителей, в наше время, заняты работой, и на организацию отдыха у них просто нет времени.

6. Проблема образования. У многих детей нет никаких условий для получения образования.

2.6. Предложения для решения проблем.

В данной части мы постараемся найти способы для решения проблем, с которыми сталкивается многодетная семья.

1. Для того, чтобы разобраться в жилищной проблеме, мы приведём в пример мою семью. Моей семье был выдан участок, но условия там катастрофические. Во-первых, участок был выдан в поле. Во-вторых, без каких-либо коммуникаций. Также, мы узнали, что участок должен выдаваться под постоянное место жительства, то есть, на участке, как минимум, должен быть проведён свет, за участок вы платите налог, даже если на участке нет никаких построек. Также, в ст.42 Конституции РФ сказано, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, но в моём случае, это право нарушено, так как участок выдан в поле, рядом с ядовитой травой (борщевик). Для решения данной проблемы мы предлагаем следующее:

-Выдавать участок в благоприятно обустроенном месте.

-Уменьшить налог на землю.

-Выдавать участок с минимальным набором коммуникаций.

-Дать право собственного выбора. Квартира или участок.

2. Как мы уже и говорили, лекарственные препараты выдаются детям в возрасте до 6 лет. Когда мои брат или сестра заболевают, то конечно же им требуется таблетки. Когда у нас были финансовые проблемы, мама решила обратиться в социальную защиту для того, чтобы получить информацию о выдаче бесплатных таблеток. Там ей сказали, что для этого нужно собрать множество справок и выдаваться будут лишь те, лекарства, которые попадают под льготную категорию. Способы решения этой проблемы:

-Увеличить список лекарств, входящих в льготную категорию.

-Увеличить возраст выдачи бесплатных лекарственных препаратов до совершеннолетия.

3.Проблема трудоустройства родителей:

-Если семья осталась без кормильца, то нужно увеличить пособия.

4. Материальные проблемы. После рождения 2 ребёнка матери выдаётся материнский капитал. Но потратить деньги с материнского капитала вы можете только на приобретение жилья, образование детей и пенсию матери. Ещё, как мы уже и говорили, что по уходу в декрет мать ребёнка получает пособие намного меньше, чем заработная плата. Для решения мы предлагаем следующее:

-Уменьшить вычитаемый процент из заработной платы матери. Так как, по уходу в декрет из зарплаты матери вычитается 60% её прибыли. Мы же предлагаем, уменьшить этот процент до 40%.

-Расширить круг использования материнского капитала. К примеру, потратить эти деньги на летний отдых ребёнка на море, или разрешить покупать на эти деньги всё нужное для образования ребёнка, или же на срочную операцию, которая требуется малышу. Все эти преимущества есть, но лишь у детей с ограниченными возможностями.

5.Хоть в наше время и существуют бесплатные лагеря для многодетной семьи, но многие родители не согласны отпускать своего ребёнка в лагерь. Для решения этой проблемы мы предлагаем:

-открывать больше бесплатных секций

-организовывать летние лагеря по месту жительства

6.Проблема образования детей. Способы решения:

-Открыть больше бесплатных учреждений для подготовки к школе.

Проанализировав все данные, мы пришли к следующим выводам:

1. Государство оказывает серьезную помощь многодетным семьям.

2. Проанализировав данные переписей, выяснили, что количество многодетных семей практически не меняется.

3. Мы пришли к выводу, что это происходит из-за того, что существуют проблемы, с которыми сталкиваются многодетные семьи.

4. Эти проблемы были выявлены, благодаря анкетированию, проведенному среди многодетных семей нашей школы и беседы с социальным педагогом.

5. Изучив эти проблемы, мы предложили возможный вариант их решения.

4. Заключение.

В заключение, от себя мне бы хотелось сказать, что как замечательно, что одна из авторов этой работы родилась в многодетной семье. Это также повлияло на выбор темы для данной работы. Ведь несмотря на все трудности, которые могут испытывать многодетные семьи, они счастливы. А гражданам своей страны, мы хотели бы пожелать, чтобы было больше семей, которые получали бы статус многодетных семей, ведь именно от нас зависит будущее нашей страны, а Правительству в свою очередь, хотелось бы пожелать, чтобы проводили активную политику в отношении социальной поддержки таких семей. Только проведя это расследование, мы поняли, что многодетная семья, это огромная ответственность и тяжёлый труд.

5. Список использованных источников и литературы.

Всероссийская перепись населения 2002 года

Всероссийская перепись населения 2010 года

Микроперепись населения 2015 года

Агильдиева Е.Ф., Сенельников А.Б. Многодетная семья в современной России

Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. Образ жизни многодетных семей в России

Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи


ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: АНАЛИЗ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России многодетность - явление редкое, если не сказать уникальное. Из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные (70% - в городах и 52,2% - в сельской местности), а многодетные лишь 6,6%. В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей (10,6% - в городах и 16,8% - в сельской местности). При этом в структуре российской многодетности - 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% - с пятью и более[5].

Многодетная семья – это семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на территории определенной области.

По утверждению Холостовой Е.И. все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

− семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В таких семьях дети являются ценностью для родителей. Они любят их и делают все зависящее чтобы их детям жилось хорошо;

− семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети;

- семьи, в которых родители не планировали иметь семью, а дети появились в результате невозможности прервать беременность по медицинским показателям, рождение близнецов или двойняшек;

− неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне низкого интеллектуально-психического уровня развития, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, так как семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно [8, с. 511].

  • Скидки в размере не менее 50% на оплату коммунальных услуг;
  • Льготы на медицинское обслуживание;

Посещение театров, музеев, выставок и парков культуры 1 раз в месяц – бесплатно;

Но, несмотря на эти меры социальной поддержки, в многодетных семьях все же имеются проблемы.

По мнению Павленка П.Д.особого разрешения требует жилищная проблема. Она является довольно острой, так как обеспечение жильем каждую многодетную семью незначительно. В России практически совсем не строят квартиры специально для многодетных семей.

Немаловажное внимание уделяется отношению многодетной семьи с социальной микросредой. Это проблема проявляется в дискомфорте общения с социумом. Многодетные семьи вынуждены создавать свой круг взаимодействия в виде общественных организаций, клубов, объединений. Дети таких семей имеют узкий круг общения и предпочитают оставаться дома, чем их сверстники из малодетных семей.

Очевидно, что проблема здоровья играет важную роль. В многодетных семьях дети болеют довольно чаще, чем дети из других семей. Это проявляется из-за того, что:

такая семья тратит значительно меньше материальных средств для ухода за детьми;

довольно мало физических возможностей, потому что больному ребенку не получается уделять больше внимания из-за наличия других детей в семье;

в большинстве случаев дети из многодетных семей находятся в худших жилищных условиях, что приводит к скученности, вследствие чего один ребенок может заразить другого;

Отметим так же особенности данной проблемы в сфере образования. В многодетных семьях значительно меньше условий и возможностей для обучения, отсутствуют высокие доходы, которые давали бы возможность оплатить обучение детей в школах и университетах. Тем самым духовное и культурное развитие детей низкое, они плохо учатся, подвергаются влиянию улицы[6, с. 128].

Казибекова З.М. выделяет проблему трудоустройства родителей. Это проявляется в том, что многодетных родителей, особенно матерей, не всегда берут на работу. Работодатели ссылаются на то, что женщина все время будет сидеть на больничном с детьми. Эта же проблема обуславливается низким образовательным потенциалом родителей и уровнем их активности.

Руднева М.Я. акцентирует проблему взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, родителей между собой. Как правило, дети в многодетных семьях находятся под жестким контролем и присмотром со стороны взрослых. Они обладают меньшей свободой в принятии решений, в своих действиях, в конечном результате которого они становятся замкнутыми, скованными. Тем не менее, дети в многодетных семьях находятся в нервном положении, потому что старшие дети обязаны помогать родителям в быту и в воспитании младших детей. Что касается родителей, то им приходится работать не только на обычной работе, но и заниматься детьми, выполнять работу по дому. Это говорит о том, что супруги уделяют меньше времени друг другу, что может повлиять на внутрисемейные отношения.

Как и в других семьях, проблема воспитания является ключевой. Здесь главный акцент ставится на моральную и психологическую атмосферу семьи, уровень культуры и образованности родителей, их социальный статус, круг интересов в семье. Данная проблема сложна тем, что не каждый родитель обладает определенными навыками воспитания и не может прочувствовать желания своего ребенка.

Проблема правового и юридического характера. Существует факт, что некоторые многодетные семьи не знают о том, какие льготы, пособия, выплаты полагаются им по закону. А если и знают, то не представляют, какие документы им необходимо собрать и куда предоставить, чтобы получить различного рода выплаты.

Культурно-досуговая проблема объясняется тем, что в России отсутствуют бюджетные дома отдыха для многодетных семей. Это все может предоставляться только за определенною плату[6, с. 129].

Для преодоления трудной ситуации в семьях с более тремя детьми на основе анализа литературы и реально практики можно сформулировать ряд рекомендаций по улучшению благополучия этих семей.

1. Требуется оптимальный подход по разработке государственной программы, которая включала бы предоставление таких видов услуг, как введение дополнительных налоговых льгот и пособий для оплаты дошкольных учреждений многодетных семей.

2. Государственная программа, проводимая для многодетных семей должна формировать и реализовать стремление женщины на то, чтобы ей легче было совмещать работу и семейную жизнь. Это все должно сходиться к тому, чтобы у женщины не было сомнений, которые побуждали бы ее уходить с рынка труда[2, с. 114].

3. Необходимо передать государственную поддержку многодетной семьи с регионального уровня на федеральный. Это необходимо из-за того, что нехватка средств в бюджете не влечет за собой финансовую помощь многодетным семьям, она будет ограничена.

4. Создавать в средствах массовой информации некий положительный образ многодетной семьи. В этом имидже описать крепкие связи внутри многодетной семьи, рассказать о ценностях, обычаях и традициях в такой семье. Если это осуществить, то можно будет ассоциировать многодетную семью с жизненным успехом. Также объяснить населению, что многодетная семья – это семья в которой есть опора, сила, выдержка, а не только бедность обреченное положение.

5. Включить в трудовой стаж матери время присмотра и ухода за детьми. Это нужно сделать для того, что стаж учитывался при расчете пенсии матери.

6. Стимулировать работодателей, принимающих на работу многодетных матерей[4, с. 102].

7. Совершенствовать систему кадрового обеспечения органов и учреждений, осуществляющих семейную политику. Кроме основных, выполняемых ими обязанностей, они также должны информировать многодетных семей о существующих социальных программах и оказывать помощь в подготовке необходимых документов.

8. Необходимо снизить пенсионный возраст многодетных мам.

Проблема заключается также в том, что нет единой базы данных по многодетным семьям. Именно это усложняет работу органов государственной власти по предоставлению различных видов помощи и мер социальной поддержки многодетным семьям[3, с. 155].

На наш взгляд, следует создать центры по работе именно с многодетными семьями, деятельность которых будет направлена:

1) повышение психологической компетентности работников социальных центров, работающих с многодетными семьями;

2) проведение паспортизации многодетных семей;

3) установление постоянных и непрерывных контактов со всеми членами многодетной семьи;

4) разработку индивидуального план работы с каждой многодетной семьей, в котором будут учтены все особенности данной семьи и формы работы с ней[1. с.16].

В заключение отметим, что современная политика системы социальной защиты многодетных и малообеспеченных семей должна быть выстроена таким образом, чтобы она способствовала социальной защищенности этих групп граждан, стимулировала их экономическую активность, занятость, обеспечивала материальное благополучие и стабильность таких семей.

Библиографический список

Алексеева Л. С.Работа с семьей в учреждениях соци­ального обслуживания: социально-психологический аспект / Л. С. Алексеева//Семья в России. 1998. №3—4. – С. 15-19.

Бурибаев, Е.А. Проблемы социальной поддержки многодетной семьи / Е.А. Бурибаев, Ж.А. Хамзина, Ж.К. Орынтаев // Theoretical & Applied Science. 2015. № 3 (23). С. 109-114.

Вако, А.А. Разработка органами государственной и муниципальной власти политики в области социальной защиты многодетных семей (на примере удмуртской республики) / А.А. Вако, Т.В. Замостьянова // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2010. № 1 (17). С. 154-155.

Казибекова, Н. А. Анализ проблем многодетных семей в современный период / Н.А. Казибекова, З.М. Исмиева, М.Н. Агасиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 3 (32). С. 101-104.

Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФА-М, 2009. – 272с.

Читайте также: