Сочинение проблематика слово о полку игореве

Обновлено: 05.07.2024

История создания

В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).

Композиция

Историческая поэма состоит из вступления, 3 глав (частей) и заключения.

О чем произведение?

Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Произведение, как ни странно, живописует поражение, а не победу. Это необходимо автору в качестве основы для поучения, которое лежит в основе его творения. На примере неудачи своего героя он поясняет, как не надо себя вести. Речь Святослава о единении Руси не была бы так убедительна, если бы у его двоюродного брата все получилось.

Третья часть – это плач Ярославны, где безутешная жена взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга. Стихии внимают ей, и помогают князю бежать из плена. В заключении описано, как народ радуется удаче своего правителя, избежавшего смерти.

Главные герои и их характеристика

Все основные герои поэмы относятся к положительным действующим лицам. Отрицательный образ один – вражья сила половецких кочевников. Однако это не значит, что описание персонажей будет однообразным, как в пьесе эпохи классицизма. В данном случае оно побалует читателя контрастами и неоднозначными качествами.

Народный эпос отличается тем, что его тематика не зависит от страны, в которой он создавался. В большинстве приданий старины глубокой поднимаются одни и те же вопросы с минимальными расхождениями.

Проблематика

  1. Проблема разобщенности. Князья не только не помогают друг другу, но и воюют друг с другом в попытках переделить земли или сферы влияния. Этой уязвимостью умело пользуется внешний враг, совершающий набеги на ослабевшие крепости. В итоге, все русские правители и их подданные только страдают от раздробленности государства с единой культурой, одним языком и теми же обычаями. Централизация власти, к которой призывает Святослав, является единственным выходом из этой ситуации.
  2. Проблема тщеславия. Игорь пожертвовал жизнью людей ради личной славы, не подумав о последствиях своих действий. Он легкомысленно пировал, забыв о скрытой угрозе на чужой земле, поэтому гибель многих славных дружинников на его совести. В попытке добыть уважение он забыл о своем первостепенном долге – заботиться о процветании вверенного ему народа.
  3. Проблема гордыни. Главного героя обуял этот порок, внушивший ему бешеное самомнение. Именно оно мешает Игорю попросить помощи из Киева и пойти на половцев с гарантией победы. Однако правитель хотел присвоить лавры победителя, тем более он был уверен, что дело ему по плечу, забыв об элементарной осторожности.
  4. Столкновениементалитетов. Русские не были готовы к подлости со стороны половцев, они думали, что правила боя едины для всех наций и народов. Однако коварство и холодный расчет взяли верх над отвагой и силой, этого дружина не предугадала.

Основная мысль и идея

Чем закончилось?

Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.

Чему учит произведение?

Критика

Если, — говорил Владимир Мономах князьям, — мы не прекратим междоусобиц… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую.

Соответственно выраженная неизвестным автором идея о единении русских земель была актуальна и востребована его современниками. Он отразил картину мира передовых мыслителей своего времени, причем сделал это на высоком литературном уровне. О мастерстве сочинителя говорят высказывания поэтов. Например, вот, как оценил произведение Александр Сергеевич Пушкин:

„Слово о полку Игореве“ возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности.

Это мнение подтвердил известный филолог М.А. Максимович:

Кроме общей литературной важности…, она важна как единственный до нас дошедший письменный памятник самородной древней русской поэзии, блестящий яркими красотами поэтическими, и вместе с тем полный истиной исторической. Это первообраз самобытной русской эпической поэзии и в духе, и в формах.

Однако поэма важна не только в качестве памятника древнерусской словесности. Мнения критиков это подтверждают. Например, ее актуальность в наше время подчеркивает исследователь Е.В. Барсов:

В то же время он отмечает, что историкам не стоит опираться на литературное произведение и критиковать его за недостаток фактов. По его мнению, такая требовательность лишь означает, что человек не понимает, где проходит грань между историей и искусством.

Об особенности русского средневекового искусства много писал филолог Б.И. Бурсов. Он выделил яркую и очень лестную для нас особенность отечественного эпоса:

Эпическая тема в древнерусской литературе проникнута не спокойным и созерцательным отношением к миру, как это было в классическом эпосе древней Греции, а всевозрастающей тревогой… В ней звучат голоса, полные тоски и боли. Но они перебиваются другими, которые зовут к подвигам и жертвам и которые исполнены веры в победу

Проблема выбора творческой манеры, авторской индивидуальности.

Следующий эпизод – солнечное затмение, которое было 1 мая 1185 года, из чего мы можем точно определить начало похода. Солнечное затмение на Руси – всегда дурное предзнаменование, тем более что в раннюю эпоху христианства на Руси были ещё достаточно сильны языческие верования в природные силы и богов, которые их олицетворяли.

Проблема нравственного выбора.

Проблема роли природы в жизни человека.

Первый бой. Проблема отношения к богатству, истинных и ложных ценностей.

Экскурс в прошлое.

Проблема воздействия войны на жизнь народа.

Описание второго боя.

Роль природы в жизни человека.

Причины поражения русских князей. Проблема разъединения русского общества перед лицом опасности.

Проблема влияния войны на человека.

Сон Святослава. Роль пророческого сна в русской литературе.

Золотое слово Святослава.

Затем Святослав обращается с призывом к князьям постоять за землю Русскую, отомстить за раны Игоревы.

Кто же эти князья?

4. Роман и Мстислав. Роман Мстиславич, князь Владимиро-Волынский и Галицкий (1150 – 1205). Один из самых энергичных и деятельных князей.

5. Ингварь и Всеволод, князья Волынские…

Плач Ярославны. Проблема влияния войны на судьбу женщины.

Побег Игоря из плена.

Игорь словно слышит плач своей жены, ему Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую, к отчему золотому столу. Помогает ему в побеге половец Овлур. Он чем-то был обижен на половцев, а мать у него была русская. В момент побега природа будто сочувствует Игорю, словно помогает ему. Сравнения из мира природы: Игорь – князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Соскочил с борзого коня серым волком, полетел соколом под облаками.

Диалог Игоря и реки Донца.

Донец дружественно настроен по отношению к Игорю и Руси, а Кончака не любит. Игорь же величает и славит Донец за то, что тот лелеял князя на волнах, стлал ему зелёную траву на своих серебряных берегах, одевал тёплыми туманами под сенью зелёного дерева, скрывая от погони, стерёг гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах. Перечисленные здесь птицы, нырковые утки очень чуткие и осторожные. По их поведению скрывающийся в приречных зарослях Игорь мог определять, есть ли за ним погоня. Доброму и заботливому Донцу Игорь противопоставляет реку Стугну, в которой утонул в 1093 году юноша Ростислав, младший брат Владимира Мономаха.

Природа и человек.

Возвращение Игоря на Русь.

Поётся слава Игорю.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

“Слово о полку Игореве” – выдающийся памятник древнерусской литературы. Это произведение обладает такими высокими художественными достоинствами, что можно уверенно предположить наличие в эпоху создания “Слова” развитой письменной и книжной культуры.

Трудно вообразить себе тот огромный временной промежуток, который отделяет нас от событий, описанных в “Слове о полку Игореве”. Читая этот литературный памятник “старины глубокой”, мы попадаем в последнюю четверть двенадцатого века. Это эпоха феодальной раздробленности,

характеризующаяся тем, что Русь представляла собой не единое государственное образование, а “содружество” многочисленных отдельных княжеств, причем княжества эти постоянно враждовали друг с другом.

Вот как образно оценивает такую историческую ситуацию безымянный автор “Слова”: “…сказал брат брату: “Это мое и то мое же”. И стали князья крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую”.

Словом “поганые” автор называет лютых врагов Руси – половцев. Их кочевые племена, пользуясь междоусобными распрями русских князей, нападали на

Наши предки предпринимали ответные походы. Некоторые из них были успешными, другие – неудачными, но угроза оставалась постоянной. И именно потому, что правители Руси никак не могли объединиться в борьбе против общего внешнего врага.

Об одном из таких походов, закончившемся разгромом русских войск, и рассказывается в “Слове о полку Игореве”.

Сюжет “Слова” можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич выступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнаменование – солнечное затмение, произошедшее 1 мая.

По древним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывается от своего замысла. Как пишет автор “Слова”, “ум князя уступил желанию”.

Он объявляет воинам: “Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон”.

В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умножалось. Русские были окружены.

Они бились храбро, отчаянно. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод. Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал пленником половецкого хана Кончака.

Через некоторое время князю удалось бежать и возвратиться на Родину.

Итак, мы видим, что “Слово о полку Игореве” небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея “Слова” – это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага.

В отличие от современников князя Игоря и автора “Слова”, мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападению татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя “Слово о полку Игореве” рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния.

Оно проникнуто духом оптимизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последующая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали страну и вели ее к славным победам – таким, как Куликовская битва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне.

Автор “Слова о полку Игореве”, конечно, не мог всего этого знать. Но он показал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стремление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превосходящими силами врага.

В образах героев “Слова” автор демонстрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность. Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности.

Богатству внутреннего содержания “Слова о полку Игореве” соответствуют его поэтические достоинства. Разнообразна интонация авторской речи: автор то негодует, возмущаясь недальновидностью русских князей; то скорбит, когда пишет о том, что “черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле”. То, наконец, ликует, когда князь Игорь благополучно возвращается на родную землю, и провозглашает здравицу своим героям: “Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду.. Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых!”

Очень верно и точно оценил значение выдающегося памятника древнерусской литературы тонкий исследователь “Слова” академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: “Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны”.


Июн 4, 2018 | 0 комментариев

Слово о полку Игореве: сюжет и проблематика поэмы

Слово о полку Игореве и ее сюжет — это шедевр древнерусской литературы, ее памятник, который поучает и учит патриотизму. Именно патриотизм и является проблемой, вынесенной в основу сюжета этого небольшого, но ярого произведения, где кроме патриотизма подняты и нравственные вопросы.

Слово о полку Игореве сюжет

Слово о полку Игореве, как призыв, что заставляет задуматься, поразмышлять и в конце концов объединиться, чтобы повергнуть врага.

Сама поэма и ее сюжет кратко повествует о том, как князь Игорь совершает неудачный поход с братом Всеволодом против половцев. На этот поход они решились, так как не хотят жить славою предков. Захотели они их прошлую славу похитить, а будущую разделить на двоих. Вот и пошли, не обращая внимания на знамения, а ведь даже природа пыталась их предупредить и остановить. В итоге русские воины во главе с князем терпят поражение, которое имело большие последствия для Руси. Но поражение произошло не из-за слабости воинского духа. Автор показывает слабость в том, что нет сплоченности среди знати. Феодальная раздробленность, отсутствие общей политической идеи, вражда князей — вот она слабая сторона и причина поражения.

Самого Игоря автор рисует смелым и храбрым патриотом, благородным человеком, который и жизнь готов отдать за русскую землю. Но вместе с тем он был и тщеславным, а также не имел никакого представления об единении и совместной борьбе всех князей против общего врага.

Слово о полку Игореве сюжет

Несмотря на то, что в основе сюжета слова о полку Игореве заложено поражение, где взяты достоверные исторические справки, автор не осуждает никого, а пытается разобраться в причине и понять, почему прежде русские воины возвращались с победой, а теперь половцы имеют преимущество. И дальше мы понимаем, что всему виной раздробленность. Если бы князья действовали, как во времена Владимира, если бы воскрешались идеалы братолюбия, то и исход битвы был бы иной.

Автор в своей работе призывает к прекращению междоусобиц, к воссоединению, хотя бы ради достижения общей цели — победить врага. В противном случае, как в Слове о полку Игореве, войско будет разбито, а их предводители будут взяты в плен, сам же народ окажется под гнетом врага.

Читайте также: