Сочинение про знаки препинания 9 класс огэ
Обновлено: 06.07.2024
Запятая служит для выделения и разделения частей, выделения одного или нескольких элементов и расстановки интонаций. При чтении запятую можно понимать как небольшую паузу. Она ориентирует человека и направляет.
Зачем нужны запятые в тексте
В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.
При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.
Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?
У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.
Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.
Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).
Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.
Зачем нужны запятые при письменном общении
Таким образом, запятые помогают разделить целое на части, помочь выделить один или несколько элементов и смысловые части определенной интонацией.
Описание слайда: Исходный текст (1)Пятый день несло непроглядной вьюгой. (2)В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. (3)И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. (4)И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. (5)Что сделать, чем помочь? (6)Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… (7)Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: -(8) Ну что, барыня, как? (9)Не полегчало? — (10)Куда там, Нефедушка! (11)Верно, и не выживет! (12)Все какие-то красные лапти просит… — (13)Лапти? (14)Что за лапти такие? — (15)А господь его знает. (16) Бредит, весь огнем горит. — (17)Мотнул шапкой, задумался. (18)Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло…(19) И вдруг твердо: — (20)Значит, надо добывать. (21)Значит, душа желает. (22)Надо добывать. — (23)Как добывать? — (24)В Новоселки идти. (25)В лавку. (26)Покрасить фуксином нехитрое дело. — (27)Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! (28)Где ж в такой ужас дойти! (29)Еще подумал. — (30)Нет, пойду. (31)Ничего, пойду. (32)Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.(33) Она будет мне в зад, пыль-то… (34)И, притворив дверь, ушел. (35)А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. (36)Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. (37) Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. (38)Обыденкой в такую погоду не вернешься. (39)Надо ждать завтра не раньше обеда. (40)Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. (41)Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. (42)Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. (43)Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. (44)Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. (45) А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — (46)Мамочка, дай! (47)Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! (48)И мать кидалась на колени и била себя в грудь: (49)- Господи, помоги! (50)Господи, защити! (51)И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. (52)Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. (53)Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. (54)Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — (55)Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… (56)За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. И.А.Бунин. Лапти
Обращения
Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.
Здравствуйте, дорогой Лев!
До свидания, Лидия Борисовна.
Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?
К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок — и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:
Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич!)
Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)
Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)
Ох уж эти междометия
Главное – смысл
Обособленное определение
Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.
Под обособленным определением подразумевается прежде всего причастный оборот. Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:
Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.
Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.
Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.
Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.
Исключение: объединяющее слово
Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, подчинительным союзом), то запятая между этими частями предложения не ставится:
Когда пришла весна и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.
Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.
Это слово может быть не только в самом начале предложения:
Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.
Пунктуация в русском языке, в отличие от других языков, например, английского, более развита и сложна. Это все произошло из-за того, что русская словесность более многогранна и сложна. Благодаря знакам препинания может меняться значение предложений.
От расстановки знаков препинания предложение может иметь, как и положительное значение для мальчика, так и плачевное для его судьбы. Поэтому пунктуация очень важна для того, чтобы то, что мы хотели выразить, сохраняло свое значение.
В этом плане русский язык самый развитый из всех, мы выделяем вопрос одним знаком, и соответственно тоном голоса, нежели правильным порядком слов и т.п. Пунктуация в русском языке играет большую роль и стоит в этой иерархии на ровне с орфографией и грамматикой, поэтому ее нельзя забывать, но повторять и совершенствоваться.
Рассуждение Для чего нужна пунктуация?
Этот вопрос о пунктуации точно не задают себе многие. И не только мои сверстники. Хорошо, что у меня появился повод порассуждать на данную тему.
Конечно, в русском языке она довольно сложная. Все эти причастные и деепричастные обороты, вводные слова, которые могут выделяться или не выделяться запятыми (по обстоятельствам), сложносочиненные и сложноподчинённые предложения… В том же английском всё проще! Но в том-то и богатство, и сложность русского языка.
Понятно, что пунктуация нужна, в первую очередь, для передачи смысла. Хрестоматийные примеры (казнить — миловать). Действительно, иногда одна запятая может полностью изменить смысл.
Также важно, что это сохранение традиций. Тот, кто пишет письмо бабушке или пишет документ в организацию, но пренебрегает знаками препинания, тот, я думаю, не уважает ни организацию, ни бабушку. Ни, самое главное, себя!
Пунктуация может быть и авторской, несколько необычной, чтобы придать тексту особый ритм. Например, в стихах Маяковского особенная пунктуация. Есть ещё эксперименты с пунктуацией, как, например, книга из одного предложения.
Сдать экзамен без правильной пунктуации нельзя! Тем более все эти ОГЭ и ЕГЭ, там каждый знак в бланке влияет на оценку.
Важно, что традиции всё равно развиваются. Время ускоряется, не хватает времени даже иногда знак вопроса поставить, если из самих слов понятно то, что это вопрос. Кстати, зачем так уж спешить? Лучше с толком всё делать…
Но я считаю, что мы должны знать пунктуацию, а использовать её по мере надобности и возможности. Кстати, мой любимый знак пунктуационный – восклицательный.
Зачем соблюдать правила пунктуации
Пунктуация представляет собой систему символов и знаков, которые используются в письменной речи. Наличие знаков препинания помогает не только построить предложение грамотно, но и ясно выразить свои мысли, выделить обращения, простое предложение в составе сложного.
Знаков препинания много, каждый из них имеют одну или более функций. Знаки препинания, которые используются для разделения предложений – это точка, восклицательный и вопросительный знаки. Точка, например, позволяет отделить предложения в тексте друг от друга.
Восклицательный знак выражает восхищение, удивление и другие сильные чувства, вопросительный – вопрос и сомнение. Эти два знака, пожалуй, позволяют воспроизвести на бумаге наиболее сильные человеческие эмоции.
Знаки препинания, которые используются в середине предложения – это запятая, тире, двоеточие и точка с запятой. Запятая позволяет выделить обращения, простое предложение в сложноподчиненном, однородные члены предложения. Тире используется в прямой речи, для замены пропущенного слова, для паузы.
Двоеточие следует перед перечислением, разграничивает две части предложения, одна из которой поясняет предыдущую, разделяет слова автора и прямую речь. Точка с запятой используется довольно редко, когда запятой для отделения частей предложения уже недостаточно в предложениях со сложным составом.
Зная все задачи знаков препинания, можно понять их роль и назначение. Возможна ли была бы письменная речь без пунктуации? Конечно, нет! Используя знаки препинания, вы сможете обратить внимание на нужные вам моменты, четко донести свои мысли посредством текста, если использовать их правильно конечно.
В этом сочинении использованы многие из перечисленных выше знаков препинания. Это позволило сделать текст понятным, выразительным, даже ритм чтения предложений меняется в зависимости от пунктуации.
Отсутствие знаков препинания не только свидетельствует о неграмотности автора, но может сделать даже самый интересный и эмоциональный текст монотонным набором всевозможных слов, лишенных единого смысла.
Сочинение про Важность пунктуации
Совокупность знаков препинания, которая используется в письменности любого языка, называется пунктуацией. Также именуется и раздел языкознания, изучающий правила употребления и расстановку знаков препинания в тексте.
Вместе с графикой и орфографией пунктуация является основным компонентом письменной речи. Точки, запятые, тире и двоеточия, восклицательные и вопросительные знаки были придуманы для того, чтобы передать интонацию на письме, а также обозначить тип отношений в сложном предложении.
Чтобы понять, с какой интонацией нужно читать текст, необходимо обратить внимание на знаки препинания в нем.
Так, точка в конце предложения говорит о том, что оно повествовательное по способу высказывания. А многоточие является показателем того, что предложение не закончено.
Знаки препинания в бессоюзном предложении выполняют важную функцию. Любой знак обозначает отношения между простыми предложениями, которые являются частями сложного. Если нужно передать отношения одновременности или последовательности, то мы ставим запятую.
Если ставим двоеточие, значит, хотим передать отношения пояснения и причины. Тире используем для передачи отношений причины и следствия, а также при быстрой смене событий. В сложноподчиненном предложении показателями отношений между частями являются союзы, которые в бессоюзном предложении заменяются знаками препинания.
Пунктуация играет не последнюю роль в нашей речи. Без запятых и тире, двоеточий и вопросительных знаков наша письменная речь была бы скучна и однообразна. В сплошном тексте было бы не понятно, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Поэтому знаки препинания являются неотъемлемой частью нашей письменной речи.
Основные принципы пунктуации
Пунктуация (лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.
Зачем нужна Пунктуация? Она призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
- Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка.
Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи.
С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.
- Ученый Я. К. Грот указывал синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.
- Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.
- Смысловой принцип особенно заметен при обособлении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.
Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.
В русском языке основных десять знаков препинания: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки (круглые), кавычки.
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте смысловых границ, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания делят текст на части — предложения, а внутри сложных предложений отделяют, например, простые предложения друг от друга или главное предложение от подчиненного и т.д.
Вывод из всего этого можно сделать один – пунктуация очень важна для нашей письменной речи. Без нее русский язык не стал бы могучим и великим.
В материале собраны цитаты о пунктуации и знаках препинания, а также 17 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
ПУНКТУАЦИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Современная русская пунктуация системно организована. Основой этой системы является синтаксический строй русского языка: его структурные и языковые закономерности, которые тесно взаимосвязаны. Те или иные знаки препинания выбираются в зависимости от строя предложения, эмоциональной или стилистической стороны текста.
Обратимся к тексту Альберта Лиханова. В предложении № 37 (Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.) используются запятые, двоеточие, точка. Точка в конце предложения указывает на законченность высказывания с точки зрения пишущего. Одна из запятых указывают на следование объектов и друг за другом: в составе сложносочиненного предложения запятая разделяет равнозначные части (…мы жили… и …Анна Николаевна предупреждала…). Кроме того, запятые в этом предложении выделяют придаточное предложение в составе сложноподчиненного, тем самым расчленяют поток письменной речи на высказывания. Двоеточие поставлено автором между частями сложного бессоюзного предложения с целью показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения, указать на разъяснение предыдущей части высказывания. Немало в тексте восклицательных предложений ((7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В детскую! (11)Библиотеку! (12)И запишетесь!): восклицательный знак является показателем того, насколько сильно рассказчика волнует содержание, указывает на эмоциональное отношение героев к высказываемой мысли.
Таким образом, нам удалось доказать важную роль пунктуации в письменной речи и подтвердить правомочность высказывания Н. Валгиной.
Комментарий к цитате. Смыслы и эмоции устной речи, которые передаются с помощью пауз и логических ударений, на письме фиксируются знаками препинания. Ориентируясь на них, читатель восстанавливает и воспроизводит интонацию говорящего.
Приведенные примеры подтверждают, что знаки препинания на письме помогают точнее передать смысл фразы, высказывания.
Справедливость утверждения Валгиной подтверждают примеры из текста Н. Айне. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений №26 – 28 (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!) с помощью восклицательных знаков передана напряжённость момента, Витька решился помочь Агни.
В тексте много предложений, в конце которых стоит многоточие (предложения №13, 38, 48). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли. Например, в предложении №40 многоточие является показателем смущения Витьки перед похвалой Агни.
Таким образом, права была Н.В. Валгина, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
Справедливость утверждения Валгиной подтверждают примеры из текста В. Н. Кузнецовой. Так, в предложении номер 11 (По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах.) запятые выделяют вводное слово и уточняющий член предложения, тем самым помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
В тексте много предложений, в конце которых стоит многоточие: (3)Дружба… это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить…). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли. В приведённых предложениях многоточие является показателем того, что девочка затрудняется сразу дать определение дружбы, задумывается, прежде чем закончить мысль.
Комментарий к цитате. Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. С их помощью пишущий показывает читателю значимость обособленных и уточняющих членов предложения, вводных слов, обращений и междометий.
Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах использования запятых, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.
В предложении номер 11 (Ребята, кого поцеловать?) вопросительный знак указывает на цель высказывания, а запятая выделяет обращение.
Таким образом, права была Валгина, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
Комментарий к цитате. Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.
ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА
Таким образом, прав был К.Г. Паустовский, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
Мы задержались в школе.
Комментарий к цитате. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.
Абзацное членение текста –это одно из важных условий его оформления. Абзац и пунктуация позволяют правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Евгения Пермяка.
Вводная часть в тексте представлена предложениями №1–3 и является отдельным абзацем, в котором сразу же обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: герой опасается, как ему с друзьями удастся добраться домой в непогоду. Так, с первого абзаца мы можем определить тему текста.
В конце повествования герой подводит итог своим размышлениям о роли матери в его жизни. Этот вывод автор объединяет в отдельный абзац (предложения 43–47). Обратим внимание и на пунктуацию в последнем абзаце: она предельно проста. В конце каждого предложения стоит точка как показатель законченности мысли, ее неоспоримости. Кроме того, обращает на себя внимание то, что из пяти предложений последнего абзаца четыре являются простыми неосложненными, поэтому они не перегружены знаками, отвлекающими внимание читателя от основной мысли автора, высказанной лаконично и точно.
Комментарий к цитате. БСП отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются знаки препинания.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л.Т. Григорян оправдано.
В предложении 27 приведенного текста Альберта Лиханова (Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.) запятая указывает на границу частей сообщения. В предложении 47 (Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным.) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следствия – одно событие следует за другим, является логическим завершением предыдущего.
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Некоторые из них передают логику предложения, связь между его частями – это запятая, точка с запятой, тире.
Таким образом, мы убедились, что знаки препинания, действительно, отражают эмоциональную окраску речи – передают прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, могут передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Поэтому высказывание Г. Г. Граник о знаках препинания вполне оправдано
Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание Граник о роли художественных средств в раскрытии авторского замысла.
Комментарий к цитате. Тире выполняет в предложении 3 функции: структурную, смысловую и экспрессивную. Придавая речи экспрессивность, тире передаёт динамичность, резкость, быструю смену событий. Разрывая интонационную плавность фразы, оно создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.
Обратим внимание на то, сколько раз встречается этот знак в рассказе Т. Толстой. Много, непривычно много для текста, в котором нет диалога. Для чего же автору нужен этот знак?
Попробуем доказать это на примерах из текста В.П. Астафьева. Так, в предложении номер 5 (Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.) двоеточие показывает, что далее следует пояснение сделанного сообщения перед рядом однородных членов, поясняется, на какие два полюса разделён мир.
В предложении номер 10 (Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем не страшны– эти засаженные в клетку клыкастые звери.) двоеточие также указывает на следующее за ним пояснение, но уже в бессоюзном предложении.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами, что основная функция двоеточия в предложении – быть показателем разъяснения.
Комментарий к цитате. Многоточие – один из знаков пунктуации. Употребление его связано с содержательной и эмоциональной стороной речи. Это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста. Многоточие употребляется при передаче недосказанности речи, прерывистости, разговорных пауз.
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Некоторые из них передают логику предложения, связь между его частями – это запятая, точка с запятой, тире.
В конце предложения 5 (А Веня – это ещё хуже:Веня, племя, бремя, семя…) стоит многоточие, которое указывает на незавершенность мысли героя, подчеркивает нагнетание негативного состояния мальчика от обидных кличек, которым нет конца. В предложении 33 (Не может быть… я же сам виноват… – искренне растерялся Пашка.) многоточие используется дважды, тем самым подчеркивается особая напряженность момента: Пашка искренне недоумевает и даже негодует по поводу известия о заявлении его родителей в милицию на другого участника драки.
Таким образом, мы убедились, что многоточие, действительно, отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации, может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Поэтому высказывание Валгиной о многоточии вполне оправдано.
Комментарий к цитате. Знакам препинания характерна функциональная значимость: они наделены закреплёнными за ними обобщёнными значениями. Предназначением восклицательного знака, расположенного в конце предложения, является акцентирование внимания на степени важности для автора содержимого его собственного высказывания.
В разговоре человек так или иначе испытывает множество эмоций. Это может быть радость, гнев, страх, злость, негодование. На письме очень сложно бывает подобрать нужные слова, чтобы в полной мере передать чувства героя. И тут на помощь неизменно приходит восклицательный знак! Автор как бы акцентирует внимание читателя. Невольно начинаешь по-другому воспринимать прочитанное предложение, мысленно меняешь интонацию.
В предложениях под номерами 9–10 (Так ей и надо! Пусть не задаётся!) восклицательные знаки являются показателем пренебрежения, негодования. В предложениях 54– 55 (Очень надо! Справлюсь и без них!) восклицательный знак несет другую смысловую нагрузку: он показывает степень уверенности девочки в своих силах. И в первом, и во втором случаях восклицательный знак стоит в предложениях с особой эмоциональной окраской.
Таким образом, на примерах из текста Т. Михеевой нам удалось подтвердить, что восклицательный знак может нести определённые функции: указывать на эмоциональную напряжённость.
Комментарий к цитате. Абзац служит для выделения основной микротемы и для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает новый этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или лица, новую мысль в рассуждении или доказательстве.
Абзацное членение текста – это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.
Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1–5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2–5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля – символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.
В последнем абзаце (предложения 44-50) автор приходит к следующему очень важному выводу: Родина – это родная земля и мать –это Родина, потому что сердце матери и есть сердце родной земли.
Я не любила эту куклу.
В детстве я ненавидела утренники.
Комментарий к цитате. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.
Эту фразу я понимаю так. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста. Приведу примеры из текста……..
ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА
Таким образом, выражение Л.Ю.Максимова справедливо.
Комментарий к цитате. Абзац – это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.
Абзацное членение текста – это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел.
Чтобы доказать это, обратимся к тексту М.П. Лоскутова. Вводная часть представлена предложениями № 1–4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.
В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М.П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23–31).
Попробуем разобраться с таким знаком препинания, как … многоточие. В русском языке многоточие служит, как правило, для обозначения незаконченности высказывания.
Многоточие помогает лучше понять душевное состояние человека. Анализируя предложения с многоточием и дистанционно близкие к ним, мы пришли к выводу, что читаем не только слова, но и знаки препинания. И эта мысль отражена в высказывании Е.И. Никитиной. Из этого высказывания становится ясно, что знаки препинания не только разделяют или выделяют отдельные члены предложения, но и обладают смыслоразличительной функцией. Они могут о многом рассказать думающему читателю, выделить наиболее важные по смыслу слова, сделать на них акцент, передать чувства автора и его героев. А иногда отсутствие слов компенсируется многоточием, которое обо многом может поведать.
Докажем, что иногда знаки препинания могут говорить вместо слов, которые в тексте отсутствуют. знаки препинания в тексте выполняют важную функцию: участвуют в создании нужной интонации, выделяют по смыслу и логически необходимые для понимания содержания текста слова, а иногда с помощью фигуры умолчания могут и заменить слова.
Зачем нужны знаки препинания? Я думаю, что каждый школьник ещё с первого класса, изучая запятую и точку, задавался этим вопросом. С каждым годом мы узнавали всё больше знаков: вопросительный и восклицательный, тире и двоеточие, многоточие и точка с запятой. Я считаю, что они являются необходимыми компонентами языка по трём причинам.
Во-первых, они позволяют пишущему передать не только свои мысли, но и эмоции, которые он испытывает. Например, восклицательный знак будет означать, что человек взволнован, рад, в восторге или озадачен. Многоточие в конце предложения помогает передать незавершённость фразы, заставляя задумываться над её продолжением. Вопросительный же значит, что человек хочет поразмышлять над заданной темой и прийти к ответу.
В-третьих, знаки препинания помогают сделать текст удобным для чтения. Они отделяют однородные члены друг от друга, делят текст на комфортные для понимания смысловые единицы — предложения.
Таким образом, необходимо изучать знаки препинания и правильно использовать их, потому что они играют немаловажную роль в написании текстов.
Наверное, каждый человек, умеющий писать, умеет ставить знаки препинания, но не задумывался ли он, для чего нужны знаки препинания? Ведь кажется, будто это какие-то закорючки, которые вообще не играют роли в предложении.
На самом деле знаки препинания могут изменить смысл предложения до неузнаваемости. Ведь если написать одно предложение пунктуационно верно, а другое нет, то, прочитав его, возможно даже не сможешь понять смысл.
Также знаки препинания используются не только для того, чтобы выявить смысл текста, но и для передачи эмоций и чувств человека. Ведь если человек радуется или восхищается, то на письме это показывается через восклицательный знак, но а если человек удивился, то в конце предложения ставится вопросительный знак. И если бы этих знаков не было, то читателю было бы непонятно, радуется человек, удивляется или же вообще грустит.
Точка с запятой тоже очень необходимы для письма, ведь если взять на примере той ситуации, когда учитель диктует ученикам какой-либо текст, по правилам на месте точки или запятой он должен делать некие паузы, а если знаков препинания не будет вообще, то ученики не смогут написать пунктуационно правильно текст.
Также существуют и кавычки, скобки, тире, двоеточие. Все эти знаки имеют не менее важное значение в предложении. Они нужны, чтобы, например, пояснить какую-либо вещь или поставить в кавычки какую-либо цитату, чтобы другие знали, что эту цитату вы не присвоили себе, а грамотно использовали её в своём предложении.
То есть можно однозначно сказать, что без знаков препинания не могут существовать ни письма, ни книги. Ведь знаки препинания нужны не только для показа своих эмоций, но и для передачи смысла всего предложения.
Читайте также: