Сочинение про воскресенский собор в арзамасе

Обновлено: 02.07.2024

I . Строительство Воскресенского собора

II . Описание Воскресенского собора

1. Внешний вид собора

2. Внутреннее устройство собора

Список используемой литературы

Арзамас принадлежит к числу тех старинных русских городов, красоту и славу которых составляют многочисленные храмы, соборы, монастыри.

Но и среди подобных городов Арзамас имеет важное преимущество. Когда в XVII в. в православной русской церкви произошел раскол, в Арзамасе не было раскольников, все жители его единодушно пребывали в Православной Вере, хранили ее, как зеницу ока, и, как неоценимое сокровище, передали ее в наследие своим потомкам.

Глазам путешественника, подъезжающего к Арзамасу, представляется величественная картина – город, расположенный амфитеатром по склону горы, раскинувшись на значительном пространстве, показывается еще издалека. Есть местности, откуда Арзамас виден за несколько десятков километров. Особую красоту придают ему многочисленные храмы, высоко поднимающиеся своими куполами и колокольнями из массы каменных и деревянных домов, утопающих в зелени садов. Ярко вызолоченные кресты и главы и белоснежные стены церквей ослепительно блещут на солнце и город представляется одним громадным монастырем (так он переполнен церквами). Среди всех этих церквей по центральному местоположению и громадным размерам, даже никогда не бывавший в Арзамасе человек, без всякого указания узнает главную святыню Арзамаса, Воскресенский собор.

Храм этот по своей обширности и великолепию считается одним из замечательнейших в России. Воздвигнутый в честь победы России в войне 1812 года над Наполеоном. Он является историческим памятником. Этот собор, замечательный по своей внешней и внутренней красоте, находится в центре г. Арзамаса на Соборной площади. величественное здание, построенное на самом высоком месте, на бровке холма над рекой Тешей, занимает доминирующее положение в облике и силуэте всего города.

I . Строительство Воскресенского собора

Воскресенский собор (1814 - 1842) заложен на месте старого деревянного храма, который в XVIII веке был перенесен из Арзамаса в село Костылиха, где находится по сей день. Вместо деревянного Воскресенского постройки 1652 г. в 1742 г. на Соборной площади был выстроен каменный пятиглавый храм Воскресения Христова с чугунным полом. В 1814 году этот храм был разобран.

Воскресенский собор построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. В Величии форм храма, в великолепии внутреннего убранства нашли свое отражение патриотические чувства арзамасцев, решивших увековечить славу русского воинства, подвиг народный и вместе с тем, украсить родной город выдающимся памятником зодчества.

Собор был построен по проекту архитектора М.П. Коринфского. М.П. Коринфский (1788 - 1851), местный уроженец, начал обучение в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, а затем в императорской Академии Художеств у прославленного зодчего, представителя архитектуры высокого классицизма, А.Н. Веронихина. [i]

По просьбе арзамасцев М. Коринфским был составлен проект здания, который затем был утвержден Санкт-Петербургской императорской академией художеств и одобрен просвещенным Моисеем, епископом Нижегородским и Арзмасским. [ii]

В феврале 1814 г. состоялось первое в истории Арзамаса общее всесословное собрание его жителей; на котором был составлен общий приговор о постройке нового собора. Соборные протоиерей С. Пименов и староста В.И. Подсосов отправились в Нижний Новгород. И 17 февраля 1814 г. представили общественный пр

[i] Очерки истории города Арзамаса. – Горький: Волго-Вятское кн. изд.-во, 1981. – с. 56.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Арзамасского района

Конкурс детского творчества

Работу выполнила:

Соменкова Маргарита, 12 лет

Руководитель:

Кирикой Мария Геннадьевна

методист по детскому и молодежному движению

р.п.Выездное, 2014 год.

Я живу в маленьком и очень мною любимом городе Арзамасе с самого рождения. С детства я была всегда очень любознательной и задавала много вопросов своим родным, все и всегда мне было интересно: почему солнце светит? Почему вода бывает жидкой, и твердой и еще много всего. Но больше всего меня интересовало откуда взялся мир и наша Земля.

«Арзамас стоит на пути в святыню всех паломников Нижегородской земли – Дивеево. Мне радостно, что мой родной город так же может гордиться своими храмами и церквями и они ничуть не уступают по красоте дивеевским.

Наш город основан в 1578 году Иваном Грозным и был сначала в статусе города-крепости, после, с развитием торговых путей он стал важнейшим торговым центром, почти наравне с Москвой и Нижним Новгородом. Всегда наш город славился породистыми гусями и высокого качества луком, что нашло отражение на гербе сегодняшнего Арзамасского района. С развитием торговли, менялся и облик города – появилось большое количество каменных строений, которые в будущем станут настоящими памятниками архитектуры и истории, но самым главным достоянием города станут храмы и монастыри – 36 строений; став постарше я посмотрела большое количество репродукций и книг на эту тему, и меня удивляло какой особенной красотой и возвышенностью отличается архитектура святынь.

Действительно, сейчас ведется активное строительство и восстановление храмов и монастырей, и, к моей радости, ежегодно проводится реконструкция самого любимого моего храма - Воскресенского собора, построенного еще в прошлом столетии. Величественный, с белоснежными колоннами, как символ победы в Отечественной войне 1812 года стоит он и будто возвышается над всем городом. Не зря и площадь, на которой он построен, является центральной в городе и так и называется – Соборная.

Первое причастие далось непросто – много времени я простояла на ногах, было душно и усталость брала своё, хотелось уйти, но моя бабуля помогла мне достоять до конца, пройти причастие и я ощутила как моя душа поет от любви к Господу. Это самое незабываемое чувство для меня, самое прекрасное.

Конечно, отношение к религии и храмам во многом зависит от воспитания в семье. У многих моих сверстников родители верующие люди, но, к сожалению, в храм ходят нечасто и только по большим праздникам, хотя ребята и интересуются многими вопросами религии и часто задают мне вопросы на эту тему, что меня радует.

А для меня храм – это действительно второй дом: мне здесь всегда рады, здесь спокойно и душа ликует от силы духа, которую приобретает в храме. Сейчас у меня появилась любимая икона святой Матронушки, я всегда прошу у нее помощи и благодарю за поддержку.

Воскресенский собор для меня являет символ веры, символ духа народа и, конечно, всеобъемлющей любви Господа Бога нашего к нам.

В своей тетрадке я нашла еще и мои первые стихи, посвященные Воскресенскому собору:


Столь велико мое восхищение Воскресенским собором в городе Арзамасе, что я вынесла рассказ о нем в отдельный пост, хотя статья об Арзамасе уже написана и об этом соборе, как основной достопримечательности города, главной доминанте местных пейзажей, рассказано.

Но, как говорится, не могу молчать. Лично меня потрясло в этом храме многое - и столичный масштаб этого нестоличного храма, и уникальные монохромные фрески, и большое количество красивых старинных икон, особенных святынь, и, конечно, его интересная история.
Сожалею только об одном - что пробыли мы там мало, осмотрели быстро, на одном дыхании, и поехали дальше.

Располагается собор в историческом центре города - на Соборной площади. И, конечно, это первая достопримечательность Арзамаса, которую видит каждый, кто приезжает познакомиться с этим старинным русским городом. Впрочем, как можно не увидеть величественный собор, стоящий на высоком холме и заметный даже издалека?


Столичный масштаб

Действительно, первое, что бросается в глаза, это его огромные размеры и монументальность. Собор достойный Петербурга, не меньше.
Если говорить в цифрах, то Воскресенский храм, который в плане составляет крест, стоящий на квадрате, имеет размеры 64 х 64 метра и высоту 47 метров.
В Советском Союзе Воскресенский собор в Арзамасе был самым большим действующим храмом. Полагаю и сейчас, у него немного конкурентов в этом вопросе, хотя в первую 10-ку самых больших храмов России он все-таки не входит. В истории храма бывали торжественные события, когда в дни торжеств под его крышей собиралось до 12 000 человек - количество, сопоставимое с такими гигантами, как Храм Христа Спасителя в Москве.


Два века Воскресенского собора

Воскресенский собор не просто храм, это еще и памятник, потому что был построен в честь победы русского народа над Наполеона в 1812 году. Годы строительства: 1814-1842. В этом, 2014 году, исполняется 200 лет с того момента, как было начато строительство собора.
Из 24-х лет создания этого шедевра лет 7 ушло на строительство стен, кладку кирпича, а 21 год - на внутреннюю отделку и роспись.
Автор Воскресенского собора, архитектор Коринфский, был уроженцем Арзамаса. Успешно отучившись в Петербурге (один из учителей - знаменитый зодчий Воронихин, создавший Казанский собор), молодой талантливый архитектор приехал в родной город с проектом собора столичного масштаба, очень похожего на тот, который он строил со своим любимым учителем.
В Советское время храм хотели взорвать. Поднялась большая шумиха, храм отстояли. Но здесь устроили Музей атеизма. К счастью, просуществовал он недолго. Уже в конце Великой Отечественной войны храм вернули церкви.


Фрески. На одном дыхании

Роспись в храме особенная - и по своей технике и по масштабу полотен. На четырнадцати картинах с библейскими сюжетами изображены фигуры размером в человеческий рост и даже больше.
Практически все фрески в храме монохромные, сделанные в технике альфреско. Техника эта предполагает работу тушью по сырой штукатурке. Работа, можно сказать, ювелирная, на одном дыхании. Стоило упустить время, и дать штукатурке высохнуть, ее отбивали и всю работу повторяли вновь. Мастера, которые сотворили это чудо - Осип и Александр Серебряковыми (отец и сын). Впоследствии Осип Серебряков написал портрет Серафима Саровского, ставший самым известным из всех известных его портретов.

Цветовая гамма фресок - светло-коричневая. Благодаря столь спокойным цветам, а также наличию 24 окон, храм смотрится изнутри просторно и светло. Это видно по фотографиям. Пожалуй, нигде я не встречала таких "воздушных" соборов. Здесь дышится легко.




Святыни. Русский "Босх" XVI века



Самая древняя икона в храме - икона Воскресения Христова (также XVI век)- подарок Ивана Грозного. Располагается она справа от Креста. Вот она на фотографии - встроена в большую икону. Мне понравилось, как интересно охарактеризовал икону Nosikot, автор фотографии, на которой изображена икона Воскресение Христа (см. ниже) - русский "Босх" 16 века. Хорошее определение, отражающее уровень произведения.



*****
Для себя я сделала вывод: посещая храмы такого уровня, надо быть все-таки готовым к тому, что там увидишь. Мне важно знать историю и ценность, значимость икон, хотя я понимаю, что каждый святой образ бесценен, и молиться можно у каждой иконы. Можно, искренняя молитва всегда будет услышана. И все-таки знать надо. Иконы - не только религия, иконы - история нашего Отечества. Какое же счастье, что историю мы можем изучать по таким образцам и в таком светлом месте.

Когда мы были в соборе, одна из непроходных дверей была открыта, можно было выглянуть наружу. Вот такой вид открывался оттуда. Слева - на Никольский монастырь и Соборную площадь,

4,85

К самым важным и интересным историческим достопримечательностям Арзамаса относят Воскресенский собор. Это действительно уникальный объект с богатой историей, удивительной архитектурной, роскошным внутренним оформлением. Грандиозную постройку видно с разных частей города. Уже на подъезде в Арзамас вы увидите его возвышающиеся купола с золочеными крестами. Святыня располагается на центральной площади. Композиция просто потрясающая: 5 куполов, около 50-ти колонн. Фасады оформлены фресками. Строительство храма длилось в течение 28 лет. С возведением святыни связано много сказаний и загадочных историй.


Собор Воскресения Господнего в Арзамасе – это яркий образец традиционного классицизма. Построен храм по проекту, разработанному известным на то время архитектором Михаилом Коринфским. Величественная памятка просто поражает воображение. Она шикарна, как внутри, так и снаружи. Более 20-ти лет талантливейшие мастера изо всего региона раскрашивали стены. Среди наиболее известных личностей, трудившихся над росписью храма, братья Ломакины и братья Серебряковы. Авторство сюжетов принадлежит профессору Николаю Алексееву.

Как добраться

История создания

Собор Воскресения в Арзамасе удивляет не только внешним видом, но и удивительной историей возведения и функционирования. Храм строился в знак благодарности Господу за победу в Отечественной войне 1812 года. Это не только святыня, это памятник русским воинам, которые готовы были отдать свои жизни за Родину. Победа над Наполеоном объединила и вознесла народ. Жители города единогласно решили воздвигнуть собор, чтобы поблагодарить высшие силы. Конечно, для строительства объекта такого масштаба были нужны деньги, и немалые. На центральной площади Арзамаса установили ящик, в котором собирали пожертвования на сооружение собора.


Особенность святыни ещё и в том, что это, наверное, наиболее величественный и богатый храм, построенный на деньги народа. Идея строительства Воскресного собора объединила местных жителей. В течение 28 лет они просто жили этой идеей. Каждый прикладывал немало усилий для того, чтобы проект был реализован: кто-то давал деньги на закупку материала, кто-то жертвовал время и усилия на выполнение технологических процессов, другие предоставляли транспортные услуги, добывали сырьё, собирали деньги. Для строительства собора потребовалось 5,5 млн. штук кирпичей. Для закладки фундамента использовали более 1000 кубических метров бутового камня и 164 тонны железа.

Начало строительства

Разработку проекту доверили известному архитектору М.П. Варенцову (Коринфскому), который был выходцем из Арзамаса. А вот деньги собирали разными способами. Кроме пожертвований местных жителей использовались также так называемые кормовые средства. Это деньги, которые должны были выделены городу правительством за то, что он содержат военных, останавливающихся в Арзамасе. Оберпрокурор Святейшего Синода составил прошение о выдаче кормовых на сооружение святыни, которое, в конце концов, было удовлетворено. 17 февраля 1914 года на центральной площади города состоялось собрание жителей, они своё намерение подтвердили, после чего протоиерей и староста повезли проектную документацию на согласование епископу.


Владыка одобрил проект, дал благословение на строительство Воскресного собора. Его решение сопровождалось выдачей храмозданной грамоты и книги пожертвований. Деньги, которые люди давали на реализацию проекту, были на строгом подсчете. Все пожертвования записывались в приходо-расходную книгу, которую в конце года нужно было представить в консисторию. В архивах нет данных о точной дате закладки фундаменты собора, однако, можно предположить, что случилось это в скором времени после благословения епископа. Кстати, в городе был старый Воскресенский собор, которые решили разобрать. Полученные в ходе демонтажа строительные материалы сразу же отправлялись на сооружение нового собора, а иконостас и другие убранства продали в храм, который находился в соседнем селе. Оставили только две иконы: Воскресенья Христова и Иоанна Воина.


Как строился собор?

Непосредственно о самом процессе возведения храма первый доклад подал протопоп Стефан Пименов. Масштабное строительство продвигалось медленно, но уверенно. Ящик пожертвований постоянно пополнялся. Нехватки в рабочих не было. Работа была организована отлично. Основные этапы сооружения собора, о которых есть упоминания в документах:

  • 1816 – заложен фундамент и завершено сооружение цоколя.
  • 1818 – сумма пожертвований за 1817 год составила 768 руб. 85 коп. деньгами, плюс жертвования материалами. Положено 552 тыс. штук кирпича, изготовлено 600 тыс.
  • 1820-е – завершение кладки, на которую ушло более 5,5 млн. кирпичей.

Форс-мажоры тоже возникали. Когда уже начинали возводить купол, треснул юго-западный столп. Сначала думали, что придётся всё перестраивать. В Арзамасе в то время жил полуграмотный, но очень толковый мастер, который предложит более выгодное решение. Столб укрепили железом и обклеили бумагой, чтобы проверить, не разрушается ли он. Строительство возобновилось.

Пожар в Арзамасе

Самым тяжёлым годом был 1823, когда в Арзамасе случился большой пожар, в результате которого выгорела дотла нижняя часть города. Огонь уничтожил богатые купеческие здания, старинные постройки, дома состоятельных жителей города, которые жертвовали деньги на храм. Это не могло не сказаться на процессе строительства святыни, хотя она и не пострадала.

Первый престол был освящён только в 1832 году, второй – в 1833, а третий – в 1834. На этот период внутренне оформление не было завершено. Отделочные работы проводились постепенно. Главный престол освятили в 1840 году. На торжестве присутствовал епископ. Последний 5-й престол был завершен в 1842 году.


Собор в 1880-1900-х годах

Роскошный Воскресенский собор в течение продолжительного периода совершенствовался и улучшался. В конце ХIХ века здесь старостой был некий Жевакин. Сбор пожертвований на храм продолжался. Староста использовал собранные средства для золочения крестов на куполах. В городском бюджете тоже была статья расходов на ремонт собора. С 1870 года при храме существует Кирилло-Мефодиевское братство. Его члены организовывают обучение местных жителей, а также принимают решение о выдаче стипендии талантливым детям из бедных семей.

После Октябрьской революции

Когда власть перешла к большевикам, собор ещё продолжал функционировать. Долгое время на него не обращали внимания. Закрыли святыню только в 1932 году. С того времени храм выполняет функции антирелигиозного музея. Проводились перепланировки. Сюда завезли иконы и другие религиозные предметы из других храмов. Теперь они находились здесь в роли экспонатов. Спустя несколько лет это была тюрьма для заключённых. А в 1937 году в здании собора организовали спортивный зал. Но, даже, несмотря на все эти события, уникальная художественная роспись, фрески, иконостас пострадали незначительно. Воскресенский собор был открыт в 1944 году. С того времени проводятся масштабные реставрационные работы.


Внутренняя отделка

В Воскресенском соборе есть 9 престольных праздников. К оформлению внутренних стен приглашали самых талантливых учителей и учеников школы живописи. Большинство фресок выполнены в светло-коричневой цветовой гамме. Отсутствуют яркие цвета и отвлекающие мотивы. Атмосфера в соборе настраивает на спокойствие, молитвенное настроение. Мастера рисовали тушью по сырой штукатурке. Так как штукатурка быстро сохнет, художникам приходилось каждый раз наносить новый слой и рисовать, пока он остаётся ещё мокрым. Тематика картин: земная жизнь Иисуса Христа.


Особого внимания стоит иконостас. Над созданием этого величественного шедевра трудились братья Ломакины. Он состоит их 5-ти частей, обрамленных колоннами с капителями, которые изящно оформлены резными элементами, пилястрами. Иконы Богоматери и Иисуса с царскими коронами – это работа профессора Алексеева. Есть в соборе также иконы, сохранившиеся с XVI века. Храм украшали и работы местных рукодельниц, которые в совершенстве владели техникой золотого шитья.


Сооружение колокольни

Архитектурный ансамбль Воскресенского собора дополняет колокольня. Вначале было 10 колоколов. Самый большой колокол имел достаточно внушительные размеры, весил 8 тонн. Он отлит в 1849 году в Ярославле. Это работа мастера Мартьенова. Вес второго колокола – 3 тонны. Остальные менее впечатлительны. В храме почитают благодетелей и меценатов, которые жертвовали и жертвуют на строительство, ремонт, реконструкцию собора. Их фамилии записаны на памятных досках, располагающихся у западных врат.

Собор построен из кирпича, холодный. Было принято решение построить возле него тёплую церковь. Она была возведена на месте старого собора. В оформлении фасадов сочетаются черты двух архитектурных стилей: классицизм и барокко. Церковь имеет 22 окна, изящно декорированных наличниками и лепными элементами.


Воскресенский собор сегодня

Сегодня собор продолжает функционировать, являясь одной из главных достопримечательностей Арзамаса. Это предмет гордости местных жителей. Храм сочетает в себе функции святыни и исторической, религиозной достопримечательности. Он привлекает не только величественными размерами, оригинально и богато оформленными фасадами и интерьером, но и удивительной историей. В Арзамасе Воскресенский собор – это must have к посещению.

Читайте также: