Сочинение про внимание психология

Обновлено: 05.07.2024

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами. П. я. гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля
«внимание есть феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности" (гиппенрейтер)

Произвольное внимание — результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности. Обучение вниманию в разных видах деятельности открывает возможность формирования обобщенного контроля или внимательности вообще.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.
Характеристики личности, прямо связанные с вниманием, определяют положительно как наблюдательность, собранность, внимательность, чуткость и негативно как рассеянность, халатность, черствость и равнодушие.
Внимание субъективно понимается как некоторый ограниченный капитал, которым можно распорядиться по собстмы можем обращать, удерживать, направлять и концентрировать свое внимание. Вклад внимания, как правило, окупается увеличением продуктивности и качества деятельности. Внимание необходимо для приобретения действительных знаний и выработки навыков. Венному усмотрению.

Субъективно, состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части. Поле восприятия обычно распадается на фигуру и фон. Единицы фокальной области устойчивы, осознаются ясно и отчетливо, ярко и живо, а содержания периферии сознания — смутно и как бы сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии внешних объектов, но и в процессе размышления, когда ясно, отчетливо и с пониманием переживаются какая-либо мысль, образ-представление или их последовательности.
Однонаправленность, высокая степень и узкий объем внимания характеризуют состояния концентрации и абсорбции.
Концентрация является сознанием будничным; абсорбция же — необыкновенным. Концентрация — это работа; абсорбция — игра и развлечение. Концентрация включает в себя интенсивную умственную деятельность: когнитивную переработку, анализ и размышление. Абсорбция означает временное прекращение любой внутренне инициируемой деятельности.
Мнимая рассеянность может проявляться в так называемых ошибках невнимания, возникающих по ходу привычной, автоматизированной деятельности. В определенных ситуациях и видах профессиональной деятельности последствия ошибок невнимания могут быть печальными и даже катастрофическими. Педагог в большинстве случаев не ошибается, когда упрекает в невнимательности к его рассказу школьника, то и дело смотрящего в классе по сторонам и болтающего ногами и руками
"народ, у которого общественное воспитание давало бы дарование определенному числу граждан, а здравый смысл почти всем, был бы, бесспорно, первым народом в мире. Единственное надежное средство добиться такого результата — это с ранних лет "приучать детей к работе внимания",— пишет к. Гельвеций

Даже слова "пожалуйста" не удосужилась написать. А роман-эпопею в пяти частях Вам не написать, деточка? В своем недоумии даже не подозревают о наглости своих "просьб"!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1Внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение.

2 Внимание - психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.

Функции внимания:

2обеспечение удержания активности на объекте

3регуляция и контроль

Свойства внимания:

концентрация – выражается в том, что внимание поглощено одним объектом

устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте

объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов

переключение – внимания это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой

сосредоточение

Виды внимания:

непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Непроизвольное внимание может вызвать:

1) более сильный раздражитель на фоне действующего;

2) новизна раздражителя;

3) начало и прекращение действия раздражителя;

4) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон

произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности. Условия поддержания:

1) Особенности обстановки места

1) Психическое состояние человека

послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности.

Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное

Внимание зависит от:

- интереса предмета и сознания его значимости

-привычки переключать внимание в определенных условиях

Физиологические основы внимания

Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.

Природа внимания (Н.Н. Ланге)

1 Внимание как результат двигательного приспособления.

Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2 Внимание как результат ограниченности объема сознания.

Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3 Внимание как результат эмоций.

4 Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5 Внимание как особая активная способность духа.

Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.

6 Внимание как усиление нервного раздражителя.

Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.

7 Теория нервного подавления.

Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М., Академия, 2010

Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. - М.: ЮРАЙТ, 2014.

Крысько В.Г. Психология и педагогика. - М.: ЮРАЙТ, 2013.

Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2015

5 .Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014.

6 Сластенин В.А. Психология и педагогика, Учебные пособия М.: Издательский центр Академия., 2011. - 480 с.

Все процессы познания,будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект,который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то,что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает невосприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек— воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученныхнами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру,субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражениево внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение —каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процессесть единство образа и деятельности: восприятие — единство процессавосприятия — воспринимания — и восприятия как образа предмета и явлениядействительности; мышление — единство мышления как деятельности имысли, как содержания — понятия, общего представления, суждения.Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия,мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та ихсторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Мы внимательны, когда мыне только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но исмотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активностьнашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективнойреальности. Внимание — это в первую очередь динамическая характеристикапротекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связьпсихической деятельности с определенным объектом, на котором она как вфокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность натот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленностьв направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоятинтересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызываютизменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается вовнимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становитсяболее ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом,хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в другихпроцессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязьдеятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности иотчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Во внимании находит себезаостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательнаядеятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает всознании объект, тем интенсивнее и самое сознание. Внимание — проявление этойсвязи сознания и предмета, который в нем осознается.

Поскольку вниманиевыражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида иобъекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны,внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Причинывнимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, идаже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самомпо себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, — они в объекте,взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении кобъекту.

Генезис внимания связан сразвитием достаточно совершенной тонической рефлекторной иннервации. В развитиивнимания развитие тонической деятельности играет существенную роль: онаобеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя,необходимого для внимательного наблюдения за объектом.

Внимание теснейшимобразом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступеняхфилогенетического развития, оно непосредственно включено в практическуюдеятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность,готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятиеэтого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих раннихстадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

По мере того как учеловека из практической деятельности выделяется и приобретает относительнуюсамостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы:оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности исосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности напредмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижныйвнешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд,зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании,связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служитнеподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взорчеловека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой,а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание — это внутренняядеятельность под покровом внешнего покоя.

Внимание к объекту,будучи предпосылкой для направленности на него действия, является вместе с теми результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудьдеятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на немсвоего внимания. Внимание — это связь сознания с объектом, более или менеетесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится.

Говорить о внимании, егоналичии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности —практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность егомыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления такимобразом совпадают.

Это положениеоправдывается в самых различных областях деятельности. Его подтверждает нижеприводимое наблюдение Гельмгольца (см. дальше).

На сценическом опыте этоправильно подметил Станиславский.

Специфическое значениевнимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятиеособенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии —ассоционисты — вовсе не включали внимание в систему психологии, для них несуществовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации;поэтому для них не существовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в.понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно служит для выраженияактивности сознания и используется как корректив к ассоциативной психологии,сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этомвнимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержаниюсила, которая извне формирует данный сознанию материал.

Это идеалистическоепонимание внимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делёвр и др.)отрицают вовсе правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки,совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представителиповеденческой психологии и гештальтпсихологи.

Первая механистическаяпопытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Рибо иразвитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторнымустановкам. Вторая, связанная с теорией гештальтпсихологии, сводит явлениевнимания к структурности сенсорного поля (Рубин).

Не подлежит сомнению, чторефлекторные установки играют существенную роль в начальных, наиболеепримитивных формах внимания. Хорошо известно, что при действии на организмкакого-нибудь раздражителя организм обычно рефлекторно приспособляется кнаилучшему его восприятию. Так, когда на периферическую часть сетчатки падаетсветовой раздражитель, глаз обычно поворачивается в его сторону, так что онпопадает в поле лучшей видимости. При действии на барабанную перепонку идущегосбоку звукового раздражителя следует рефлекторный поворот в сторону источниказвука. Значение этих установок заключается в том, что они приводят к усилениюодних процессов за счет торможения других. Таким образом, уже рефлекторные реакцииорганизма создают благоприятствующие условия для выделения некоторыхраздражителей. К этим рефлекторным реакциям установки и сводят рефлексологивнимание.

Не подлежит такжесомнению, что объяснение внимания в отрыве от таких рефлекторных установок какотправного пункта в процессе развития было бы явно идеалистическим и ненаучным.Но объяснять внимание только этими рефлекторными установками так же неправильнои невозможно. В своих высших, специфически человеческих проявлениях внимание —сознательный процесс. Самые установки человека далеко не всегда являютсярефлекторными. Они часто образуются на основе сознательных процессов, в которыхучаствует внимание. Таким образом, рефлекторные установки могут быть ипричиной, и следствием внимания, и попросту его внешним выражением. Но вниманиев целом никак не сводимо к рефлекторным установкам.

Так женеудовлетворительна, как эта попытка сведения внимания к рефлекторнойустановке, и попытка свести внимание к структурности восприятия.

Сводить всю проблемувнимания к структурности чувственного поля — значит в конечном счете отрицатьсуществование субъекта, противопоставляющего себя предметам и активновоздействующего на них.

Вместо раскрытия этогоосновного соотношения, связанного с общей направленностью личности, теориявнимания по большей части сосредоточивалась на вопросе о том, к каким функциямего причислить. Сторонники волюнтаристической теории усматриваютсущность внимания исключительно в воле, хотя непроизвольное внимание явнопротиворечит такому пониманию. Другие сводили внимание к фиксации представленийпосредством чувства, хотя произвольное внимание часто регулируется вопрекичувству. Третьи, наконец, искали объяснения внимания исключительно в изменениисамого содержания представлений, не учитывая значения общей направленностиличности. Между тем специфическое ядро вопроса в другом: внимание существеннообусловлено взаимоотношением между направленностью деятельности, в которуювключен человек, и направленностью его внутренних психических процессов.Внимание налицо там, где направление деятельности ориентирует направлениемыслей, помыслов и т. д., где они совпадают. Отсутствие внимания означает ихрасхождение или разведение. Можно, пожалуй, сказать, что внимание выражаетспецифическую особенность процессов, направление которых регулируетсядеятельностью, в которую они включены.

Поскольку во вниманиивыражается отношение личности к объекту, на который направлено ее сознание,значимость этого объекта для личности имеет основное значение «дляпривлечения к нему внимания.

Не подлежит сомнению, чтопривлечение внимания к тому или иному объекту связано и с силой исходящих отнего раздражении, как это обычно подчеркивается в традиционной механистическойтеории внимания. Сильный, резкий звук, яркий цвет, вообще интенсивноераздражение — при прочих равных условиях — скорее привлечет к себе внимание,чем более слабое раздражение. Однако решающее значение имеет в конечном счетене столько сама по себе сила или интенсивность раздражителя, сколькоотносительная значимость соответствующего объекта для данного субъекта.Сосредоточенные на каком-нибудь деле, мы сплошь и рядом не обращаем внимания наочень сильные раздражители, не имеющие отношения к тому, чем мы заняты, — насильные посторонние шумы и т. п., между тем как малейшая деталь, имеющаяотношение к тому, чем мы заняты, и представляющая для нас интерес, привлечетнаше внимание. Ученый, заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратитвнимание на, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользнет от внимания другогочеловека, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразуподметит малейшие оттенки в поведении ее ребенка, которые ускользнут отвнимания постороннего безразличного наблюдателя.

Относительная значимостьвпечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание являетсяв большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями личности,с ее устремлениями и желаниями, с общей ее направленностью, а также с целями,которые она себе ставит.

В интересах,обусловливающих внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальныемоменты. То, что непосредственно связано с интересом, приобретает в силу этойсвязи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано с нашими эмоциями,с чувствами, может в силу этого приобрести интерес. Эмоциональные моментыоказывают значительное влияние на направление нашего внимания. Но интересвсегда включает не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты. Именноединство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональныхмоментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоциональнопривлекательно, может вызвать у нас просто склонность, желание обладатьсоответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам ещенеизвестно. Интерес — это желание узнать еще что-то об объекте. Он поэтомувозбуждается проблематичностью, неизвестностью, наличием каких-то задач.Интересно то, чего мы еще не знаем и что уже хотим узнать. Интересно то, чтоеще не исчерпано, не до конца изведано. Интересен человек, который для нас ещене исчерпан.

Интересен предмет,который требует движения мысли и дальнейшего углубления в него. Нам интересното, о чем мы уже знаем, что мы этого еще не знаем.

Всякий опытный педагогзнает, что заинтересовать учащихся можно, только давая им свежий, новый, ещенеизвестный материал, связывая его при этом обязательно с уже известным,прежним, усвоенным. Это не просто внешний тактический прием. Он укоренен всамой природе интереса. Возбуждает интерес и привлекает внимание только то, чтосвежо, ново, и только при том условии, если оно как-то связано с прежним,знакомым. Эта связь с прежним опытом личности, так же как связь с чувствами,означает связь интересов и зависимость внимания от личности в целом, ееконкретной направленностью, обусловленной всем ходом развития личности.

Основные виды внимания

При изучении вниманиянеобходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств илисторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и такназываемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано срефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо отсознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей,их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями,потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы,явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе.Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольнымпродуктом интереса.

Так называемоепроизвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляетсявнимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носитвсегда опосредованный характер. Это первая его черта.

Непроизвольное вниманиеобычно представляется как пассивное, произвольное — как активное (Джемс).Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркаяокраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие,однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистуюпассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, ипроизвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешнимиусловиями — объектом, оно включает и элементы пассивности.

Различая произвольное инепроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешнепротивопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольноевнимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольноевнимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловленонепосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такойнепосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляемнаше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями,которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и накоторую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственныйинтерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого переходанепроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеетцентральное значение для правильного теоретического отображения реальногопротекания процессов внимания и для практической правильной организации работы,в частности учебной.

Нужно считаться с тем,что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способнылегко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание всилу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем онимогут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций,которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которыепо трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым онислужат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затемдлительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодарябогатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первомслучае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором— естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному.В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания.

При всем — оченьсущественном — различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать ивнешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция; в реальномтрудовом процессе обычно заключено их единство и взаимопереход. Используя это,нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольноевнимание, воспитывать произвольное и, с другой, формируя интересы учащихся, атакже делая интересной самую учебную работу, переводить произвольное вниманиеучащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимостизадач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственныйинтерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

Однако эта третья стадияне является возвращением к первой. Она представляет все же разновидностьпроизвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и нетребуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкойна определенную задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия— является исходной, основной характеристикой так называемого произвольноговнимания человека, как внимания сознательно регулируемого.

1Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение.

2 Внимание — психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.

Функции внимания

2обеспечение удержания активности на объекте

3регуляция и контроль

Свойства внимания:

объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

Виды внимания

1) более сильный раздражитель на фоне действующего;

2) новизна раздражителя;

3) начало и прекращение действия раздражителя;

4) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон

1) Особенности обстановки места

1) Психическое состояние человека

Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное

Внимание зависит от:

  • характера объектов
  • интереса предмета и сознания его значимости
  • привычки переключать внимание в определенных условиях

Физиологические основы внимания

Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.

Природа внимания (Н.Н. Ланге)

1 Внимание как результат двигательного приспособления

Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

Процессов регуляции психической деятельности

. взаимодействием корковых систем, обеспечиваю­щих произвольную регуляцию психической дея­тельности и поведения [1-3,5,7-11,13]. Особенно­сти перестройки процессов произвольной регуля­ции ВПФ могут служить . тяжелых черепно-мозговых травм (ТЧМТ), имевших верифицированные очаги поражения в передних отделах коры головного мозга (6 человек). Для выявления интегральных показателей произвольной регуляции .

2 Внимание как результат ограниченности объема сознания

Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3 Внимание как результат эмоций

4 Внимание как результат апперцепции,

5 Внимание как особая активная способность духа.

Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.

6 Внимание как усиление нервного раздражителя.

Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.

7 Теория нервного подавления.

Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Литература:

Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М., Академия, 2010

Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. — М.: ЮРАЙТ, 2014.

Крысько В.Г. Психология и педагогика. — М.: ЮРАЙТ, 2013.

Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2015

5 . Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014.

6 Сластенин В.А. Психология и педагогика, Учебные пособия М.: Издательский центр Академия., 2011. — 480 с.

Примеры похожих учебных работ

Внутренняя гармония и психическое здоровье

. форму, расширяет внутреннее пространство своей души. Мифологическое и символическое понимание мира подготовило представление о нем как о едином существе, имеющем внешнюю и внутреннюю гармонию, и такое же представление о .

Творческая природа сознания

. воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от . отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение .

Проблема сознания

Психология искусства

. на факторы внутренние. Цель данной работы заключается во всестороннем изучении психологии искусства. 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА Предметом психологии, таким образом, выступило отношение между двумя отношениями: в процессах .

Психология: от эпохи Возрождения до середины 19 века

. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения. Психология .

Внимание — это общее понятие, отражающее один из психических феноменов, свойственных человеку. Особенность этого явления в том, что она обеспечивает избирательную сосредоточенность сознания на отражении свойств избранного объекта. Такими объектами могут выступать предметы обстановки, другие люди, природные явления, предметы старины, произведения искусства, достижения науки, услышанный интересный факт.

  • Сфера внимания
  • Разновидности (классификация видов внимания)
  • Свойства внимания
  • Методики развития внимания
  • Управление сосредоточением сознания
  • Функции внимания

Свойства внимания развитие внимания

Сфера внимания

Концентрация сознания не является всеобъемлющей. В сферу сосредоточения сознания попадают лишь те объекты, изучение которых обусловлено какой-либо необходимостью. Это могут быть следующие обстоятельства:

  • социальная необходимость;
  • субъективный интерес человека, являющийся следствием его наклонностей или сферы деятельности.

Психология внимания

Сфера психической активности теснейшим образом взаимосвязана с повседневной деятельностью и обеспечивает определённые успехи в познании мира, учёбе, работе. От неё зависит степень обучаемости человека и даже его способность к коммуникации с другими людьми и бесконфликтному общению.

Этот психологический процесс играет важнейшую роль и в процессе запоминания, и при воспроизведении из памяти зафиксированных ранее образов.

Разновидности (классификация видов внимания)

В результате изучения психологических процессов было выделено несколько разновидностей этого физиологического феномена. Каждый из них имеет определённые особенности.

Виды внимания в психологии различают следующие:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

Непроизвольный вид

К его особенностям относится отсутствие при выборе объекта концентрации сознательного выбора человека. Такое становится возможным в случае довольно сильного раздражителя, вынуждающего отвлечься от выбранных повседневных видов деятельности. Примерами объектов непроизвольного сосредоточения могут быть:

  • неожиданный шум;
  • новый человек в коллективе;
  • яркий движущийся предмет;
  • любое необычное для текущего времени и места явление.

Виды внимания

Объекты, привлекающие непроизвольное внимание, отвлекают от повседневной деятельности, вызывают яркий эмоциональный отклик, могут затруднять выполнение текущих задач, принятие решений. Раздражение высокой интенсивности может надолго снизить способность к сосредоточению (например, нечто, вызвавшее сильный стресс, испуг). Управлять непроизвольной концентрацией довольно сложно, поскольку она бывает весьма тесно связана с подсознательными внутренними установками.

Такая разновидность внимания превалирует, как правило, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С этим связаны особенности подачи информации в дошкольных учреждениях и начальной школе — в виде ярких образов, вызывающих интерес у детей. Подобный стиль подачи материала способствует более быстрому и лёгкому усвоению информации детьми дошкольного возраста, а также создаёт основу для развития у них фантазии, творческого потенциала за счёт прочных связей с эмоциональной сферой.

Произвольная разновидность

Развитие внимания

Основная характеристика этого психического процесса — сознательное сосредоточение на объекте концентрации. Главное условие формирования произвольного внимания — это наличие мотивации. То есть человек должен понимать важность концентрации сосредоточения на определённом объекте. Для сознательной концентрации на определённой задаче необходимо волевое усилие, напряжение психической активности. Ведь человек должен сосредоточиться на определённом объекте или задаче, даже если суть этого явления ему неинтересна (примером может служить необходимость подготовки к экзамену в конце семестра).

Неотъемлемыми качествами произвольного сосредоточения сознания являются устойчивость и усидчивость.

Продолжительная концентрация произвольного внимания чревата развитием состояния усталости и даже сильного переутомления. Именно с этим связаны рекомендации делать регулярные перерывы при напряжённой интеллектуальной работе, выходя на свежий воздух или выполняя несложные физические упражнения.

Читать книги во время таких перерывов не рекомендуется, поскольку, благодаря переключению фокуса внимания с одного потока информации на другой, мозг не успеет отдохнуть.

Послепроизвольный тип

Для этой разновидности характерна высокая мотивация достижения цели. От произвольного сосредоточения она отличается тем, что здесь преобладает внутренняя мотивация. Поэтому для послепроизвольного внимания характерно отсутствие напряжения выполняющего задачу человека.

Именно эта разновидность внимания даёт значительные результаты, является высокопродуктивной.

Свойства внимания

Каждое из качеств преследует свои цели. Это делает возможным выполнение самых разнообразных задач. Характеристики внимания весьма тесно взаимосвязаны с составляющими личности:

Концентрация — намеренная сосредоточенность

  • Концентрация — намеренная сосредоточенность на выполняемой задаче или заданном объекте. Эффективно фокусироваться на определённом объекте человек способен на протяжении 30−40 минут.
  • Объём. Здесь подразумевается количество задач или объектов, которые человек может держать в сфере устойчивого сосредоточения.
  • Устойчивость — это способность на протяжении большого периода времени концентрироваться на одном объекте или задаче, не переключаясь на другие раздражители. Если человек склонён отвлекаться на многочисленные внешние раздражители — это признак лабильности (одного из нарушений) внимания.
  • Переключаемость. Это сознательное, произвольное перенаправление фокуса внимания. Как правило, это свойство обусловлено внешними обстоятельствами. Если переключение внимания происходит под влиянием незначительных изменений обстановки и возникает непреднамеренно, речь идёт о нарушении, которое называется отвлекаемость. Зачастую переключаемость внимания находится в зависимости от сосредоточенности: при высокой степени концентрация внимания переключить его с одного объекта на другой достаточно тяжело. Переключаемость является необходимым параметром, поскольку именно она даёт возможность отдыха при переходе с одного вида деятельности на другой.
  • Распределение. Это свойство характеризует способность к сосредоточению сразу на нескольких объектах или задачах, приблизительно равнозначных по степени важности. Необходимость распределения внимания, как правило, влечёт за собой быстрое возникновение состояния усталости.

Методики развития внимания

Способность к сосредоточению не является незыблемой, неизменной величиной. Его можно усилить, развить, натренировать при помощи разработанных специально для этой цели упражнений.

На сегодняшний день существуют различные методики для совершенствования способности этого физиологического механизма:

  • развитие концентрации;
  • развитие зрительного сосредоточения;
  • развитие слухового внимания.

Тренинг на концентрацию

 Тренинги на концентрацию

Примером может служить концентрация на определённой книге, размышления о том, кем она была написана и о чём, о действующих лицах и сюжете, о том, из какой бумаги она сделана, какие деревья были задействованы в процессе производства, какой она имеет цвет, форму, толщину, формат. Это упражнение эффективно для проработки фокуса и увеличения длительности сосредоточения на одном объекте.

Развивая полученный навык концентрации, можно тренироваться держать в сфере внимания 2, а позже — и больше предметов. В этом случае способность удерживать в памяти все замеченные качества всех объектов будет показателем тренированности.

Модификацией этого упражнения будет удержание в памяти нескольких предметов с переключением внимания с одного на другой и запоминанием ключевых свойств каждого из них.

Зрительное внимание

Такое упражнение расширяет возможности сосредоточения на предмете. Кроме того, развивает способность замечать неочевидные с первого взгляда особенности — наблюдательность. Например, рассматривая в течение 3—5 минут определённый объект, рекомендуется отмечать все его свойства и качества:

  • цвет;
  • форму;
  • величину;
  • высоту;
  • материал.

Для удобства можно кратко записывать характеристики изучаемого объекта.

Упражнение заключается в выявлении новых подробностей и мельчайших деталей при более детальном изучении объекта. При правильных занятиях, с каждым новым выполнением упражнения список замеченных особенностей объекта будет всё длиннее.

Существует теория, что такой способ развить внимательность при систематическом подходе срабатывает в любом возрасте, в любой период жизни и при любом роде занятий. Главное условие успеха, как и при любых тренировках, — это систематическое повторение упражнений.

Слуховое сосредоточение

Для тренировки этого типа внимательности рекомендуется концентрация на звуках. Например, при звучании человеческой речи подразумевается концентрация на звучащем голосе:

  • анализ скорости речи;
  • степень эмоциональности;
  • степень полезности излагаемой информации для конкретного индивида.

При развитой слуховой концентрации анализ тембра голоса и темпа речи не мешают восприятию смысла сказанного.

Управление сосредоточением сознания

Послепроизвольный тип

С необходимостью такого навыка сталкиваются многие люди. Этот навык помогает полностью сконцентрироваться на работе, игнорируя все внешние раздражители и замечая только ту информацию извне, которая действительно важна.

Достичь мастерства в управлении концентрацией сознания, умении осознанно направлять его поток на тот или иной объект помогут упражнения для развития зрительного и слухового внимания и его концентрации.

Функции внимания

Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:

Название функции Её определение
Целенаправленность (направленность) Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.
Избирательность Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители. Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.
Активность Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени. Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.

Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.

Читайте также: