Сочинение про троицкий собор

Обновлено: 04.07.2024

На территории Троице-Сергиевой Лавры существует множество удивительных по красоте и величию сооружений. Одним из таких является Троицкий собор. Это главный храм Троице-Сергиевой Лавры. Именно здесь нашли упокоение мощи известного святого, которого в российском государстве считают покровителем и главным проповедником православной веры - Сергия Радонежского.

История Троицкого собора

Троицкий собор – первое здание из камня на территории Лавры. Возведен в 1422-25 годах по предложению преподобного Никона на месте существовавшей ранее Троицкой церкви из дерева. Основной идеей строительства было увековечивание памяти преподобного Сергия: память о Сергии - священна и достойна возведения над его покоящимся прахом белокаменного златоглавого собора, одного из первых в Московском государстве.
Многие московские князья очень почитали Троицкий монастырь и стремились сделать его неприступной крепостью. Они жертвовали на строительные работы, в том числе, на создание богатого каменного храма в честь Сергия Радонежского, огромные средства. Большое содействие было оказано Дмитрием Донским, которого крестил сам Сергий Радонежский, считавшийся в те времена покровителем русской земли.
Согласно летописям, в день закладки первого камня храма, в монастырь прибыли не только видные церковнослужители, но и известные князья, талантливые архитекторы.
Сооруженный Троицкий собор стал типичным для того времени образцом раннемосковского архитектурного стиля конца XIV-начала XV веков, отличающегося отсутствием притвора и большим одноглавым куполом. Однако, существовала и особенность, не соотносящаяся с представлениями о создании подобных сооружений: членение фасадов не соответствует внутреннему пространству храма, барабан с шлемовидным куполом имеет смещение в сторону алтаря. Несмотря на то, что собор имеет не очень большую высоту, стены, завершающиеся вверху полукружиями с очертаниями в виде кокошников, позволяют создать иллюзию масштабности и огромной высоты как внутри храма, так и снаружи.
Уникален собор и внутри: роспись его осуществляли Андрей Рублев и Даниил Черный.
Троицкий собор пользовался огромной популярностью у первых лиц государства Российского. Этим обусловлено множество изменений внешнего вида храма. К примеру, в 1510 году царь Василий III в честь победного завершения похода на Псков, повелел покрыть кровлю храма железом. Иван Грозный, участвуя в молебне по случаю завоевания Казани, распорядился украсить купол позолотой. Позже к собору были пристроены несколько приделов: помещение для захоронений, Никоновский придел, трапезная. В XVIII веке вновь была изменена крыша, с севера от храма возвели паперть, изменили окраску фасадов, внутри постоянно обновляли росписи и иконы. Это, конечно, не могло не исказить первоначальный вид собора.
В начале XX века начали происходить существенные события не только в истории собора, но и всей православной веры в стране. В конце апреля 1920 года на территории Лавры открыли музей, а 31 мая в Троицком соборе прошло последнее богослужение. Неизвестно, как сложилась бы судьба уникальных ценностей собора, если бы решением Советской власти Троицкий собор постигла та же участь, как и многие уникальные архитектурные сооружения по всей стране.
В послевоенные годы начинается возрождение здания собора и максимальное приведение его к первоначальному виду. В 1960-х годах завершились восстановительные работы, результатом которых стало воссоздание образа Троицкого собора.

Архитектура


Троицкий собор – одноглавая церковь, четырехстолпная с одной стороны и имеющая три небольших выступа. Переход от стен к купольному барабану выполнен очень плавно, кровля украшена двумя рядами кокошников, повторяющих очертания завершения стен.
Конструкция храма такова, что при сравнительно небольшой высоте создается впечатление величия и возвышенности. Окна и порталы выполнены таким образом, чтобы зрительно увеличить высоту храма. Стены сооружены из больших блоков белого камня. Несмотря на то, что собор не имеет ярких выделяющихся украшений снаружи, он выглядит очень нарядно благодаря золоченой кровле и скромному орнаменту в виде широкого пояса из трех переплетающихся лент. Барабан купола не совсем типичный - он имеет десять узких окон, вместо стандартных для подобной конструкции восьми.
Излишняя "вычурность" храму совсем ни к чему, ведь изначально его строили в качестве места упокоения святого Сергия Радонежского, до сих пор мощи преподобного находятся внутри храма.

Внутренняя отделка собора

Внутри собор удивительно красив, здесь важна каждая деталь, а в комплексе все составляет неповторимую целостность. Храм построен таким образом, что внутри он кажется намного больше и выше, чем снаружи. Этот эффект создан благодаря близости порталов к апсидам, смещению главы храма к алтарю. Усиливается видимость огромного пространства чуть наклоненными стенами и барабаном купола к центру и "вытянутости" верхних арок. Особенно удивителен вид росписи в полумраке солнечных лучей, проникающих из окон основания купола внутрь храма.
У южной стены, под углом 90 градусов к алтарю, расположена рака с мощами преподобного Сергия. Такое расположение не случайно: это сделано по древнему византийскому канону.
Иконостас храма неповторим. Над ним трудились лучшие мастера иконописи XV века Андрей Рублев и Данила Черный. Сегодня практически каждому ребенку знаком сюжет знаменитой иконы Андрея Рублева "Троица", которую мастер писал специально для иконостаса Троицкого собора. Сегодня здесь можно увидеть ее копию, а оригинал уже давно находится в столице, Третьяковской галерее.
Иконостас храма имеет многоярусную структуру. В нижнем ряду расположены иконы местного чина, главной из них, конечно же, является "Троица", а также несколько икон с сюжетами о жизни основателя монастыря. Сохранены иконы "Спас Нерукотворный", "Спас на престоле", "Сошествие святого духа на апостолов", выполненные известным мастером Симоном Ушаковым.
Деисусный чин, выполненный Андреем Рублевым и его учениками, состоит из 15 икон с ликами святых, некоторых из которых в своих молитвах поминал Сергий Радонежский. Праздничный ряд рассказывает истории евангельской тематики и состоит из 19 икон.
Верхний ряд выполнен в начале XVII века. По заказу Бориса Годунова иконостас пополнился двадцать одной иконой в серебряных окладах.
Первоначальная настенная иконопись в соборе не сохранилась. Несколько раз ее пытались восстановить, но некоторые сюжеты пришлось обновить.
Сегодня в храме можно увидеть несколько истинных сокровищ. Среди них - рака с мощами Преподобного Сергия, своды храма украшает уникальное паникадило, а в Алтаре находится Архиерейское кресло.
Изначально мощи Сергия хранились в специально созданной раке из дерева. В конце XVI века при участии Ивана Грозного было решено изготовить новую раку из серебра. Позже к серебряной раке с украшениями фигурными элементами и текстом Жития Святого, добавилась сень из серебра. В XIX веке появилась крышка для раки. Под стеклом можно увидеть вещи, принадлежавшие Преподобному Сергию - посох, схима, 2 тарели из дерева для литургий.
Паникадило из меди, покрытое золотом украшает подкупольное пространство в соборе. Этот уникальный предмет был подарен собору царем Иваном Грозным. Работу выполнили известные мастера немецкой фабрики Фишеров. Паникадило украшена литыми фигурами апостолов, очертаниями Пресвятой Богородицы и Спасителя.
В конце XVIII века сокровищница Троицкого собора пополнилась еще одним уникальным предметом: митрополиту Платону было подарено уникальное кресло ручной работы. Выполнили его мастера из Тулы. Архиерейское кресло из стали с позолотой сохранилось до наших дней и до сих пор находится в алтаре. Здесь же можно увидеть и серебряную сень над престолом, изготовленную в 1809 году.

Троицкий собор – по-настоящему святое место. Не зря паломники и обычные туристы спешат сюда, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. Молитва, обращенная к святому, помогает избавиться от хвори моральной и физической, надолго зарядиться силами и энергией. Мощь и величие сооружения, неповторимые ощущения присутствия чуда внутри храма никого не оставят равнодушным!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Троицкий собор.ppt

Тема: «Сочинение –описание памятника архитектуры Троицкий собор – памятник др.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «Сочинение –описание памятника архитектуры Троицкий собор – памятник др.

Троицкий собор Троицко – Сергиевой Лавры. 1422г.

Троицкий собор Троицко – Сергиевой Лавры. 1422г.

ЗАДАЧИ УРОКА: Познакомиться с архитектурным памятником Троицкий собор, живопи.

Эпиграфы к уроку: «Архитектура – та же летопись мира; она говорит тогда, когд.

паперть фасад абсида портал капитель пилоны барабан купол пилястра

паперть фасад абсида портал капитель пилоны барабан купол пилястра

План сочинения – описания памятника архитектуры. История создания, общие впеч.

План сочинения – описания памятника архитектуры. История создания, общие впечатления. Подробное описание архитектурных форм, особенности интерьера. Роль памятника в истории, культуре народа. Мое отношение к шедевру древнерусской архитектуры.

Троице – Сергиева лавра.

Троице – Сергиева лавра.

 Троицкий монастырь икона 17 в.

Троицкий монастырь икона 17 в.


паперть фасад абсида портал капитель пилоны барабан купол пилястра Троицкий с.

паперть фасад абсида портал капитель пилоны барабан купол пилястра Троицкий собор Троицко – Сергиевой Лавры. 1422г

 в Троицком соборе на соборном молебне

в Троицком соборе на соборном молебне


Троицкий собор Троицко – Сергиевой Лавры. 1422г.

Троицкий собор Троицко – Сергиевой Лавры. 1422г.

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем

В день памяти преподобного Сергия Радонежского

В день памяти преподобного Сергия Радонежского

Куликовская битва

Река Непрядва

 Поле Куликово

К полю Куликову.

К полю Куликову.

 Троице - Сергиева лавра с высоты птичьего полета

Троице - Сергиева лавра с высоты птичьего полета

Купола Троице – Сергиевой Лавры

Купола Троице – Сергиевой Лавры

ЗАДАЧИ УРОКА: Познакомиться с архитектурным памятником Троицкий собор, живопи.

Выбранный для просмотра документ троицкий собор.doc

Конспект урока по развитию речи
в 8 классе
Сочинение – описание памятника архитектуры

Троицкий Собор – памятник древнерусской литературы.

Тема урока: «Сочинение – описание памятника архитектуры

Тип урока: интегрированный ( литература, русский язык, история, МХК, )

Цели урока:

-познакомить учащихся с памятником древнерусской архитектуры – Троицкий собор;

- учить использовать ранее приобретенные знания в новом виде работы, составить план будущего сочинения, прора­ботать каждую его часть, провести лексичес­кую работу, освоить специальную архитек­турную лексику, выбрать жанр сочинения (описание или эссе), составить ассоциатив­ный ряд;

- развивать письменную и устную речь, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус учеников;

- работать над обогащением словарного запаса школьников, совершенствовать их навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.

- воспитывать у школьников патриотизм, интерес к предмету;

- расширить знания учащихся о Родине, прививать уважение к националь­ной истории, культуре; знакомить с различными видами искусства: литерату­рой, архитектурой, музыкой, живописью.

Оборудование урока:

Запись на доске:

Специальная лексика: фасад, алтарь, абсида, портал, паперть, закомара, кокош­ник (килевидный), пилястра (лопатка в фор­ме четырехгранного столба-колонны), капи­тель (верхняя часть пилястры), пилоны столбы по бокам портала), киот, барабан (башнеобразный), купол (шлемовидный).

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, друзья!

Открывает тетради, записываем число, тему урока. Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя и И. Грабарь.

- Как вы понимаете смысл этих высказываний? ( Мы дети 21 века знать и помнить свою историю)

(У архитектуры как у искусства свои законы, свой язык, свои средства выражения идей — это архитек­турные формы (вспомним слова Н.В.Гоголя, эпиграф). )

2. Словарная работа.

- Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­циальной лексики, которая понадобится для описания собора. (Вы поработали над ней дома, используя словари.) давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать на уроке.

архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений;

фасад – передняя сторона здания;

алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви;

абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом;

портал- архитектурно – оформленный вход в здание;

паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь;

пилястра - лопатка в фор­ме четырехгранного столба-колонны;

капи­тель - вершина колонны;

пилоны (столбы по бокам портала), массивный столб, служащий опорой для перекрытий;

киот – застекленный ящик для икон.

барабан (башнеобразный),часть зданий на который опускается купол

купол (шлемовидный) - крыша.

2. Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? )

- Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкрети­зируем план.

План сочинения - описание памятника архитектуры.

1) История создания, общие впечатления.

Подробное описание архитектурных форм, особенности интерьера.

Роль памятника в истории, культуре народа. Мое отношение к шедевру древне -русской архитектуры.

3. О чем бы вы сказали во вступлении? История создания. Это задание готовила 1 гр.

4. Общее впечатление. ( Какое общее впечатление производит на вас Троицкий собор?)

а) мощность, монументальность, величие; ( большой, красивый)

б) устремлен­ность ввысь и в то же время устойчивость, храм будто вырастает из зе­мли;

в) простота и строгость, ничего лишнего в украшении;

г) ощущение тепла, до­бра, единства, гармонии, согласия.

5. УЧ: Какими же средствами древнерус­ские зодчие достигли этого впечатления та­кого воздействия храма на человека? При­смотримся повнимательнее к архитектуре храма и его интерьеру.

- Применяя специальную лексику, попробуем описать собор. каждая группа получает свое задание( 1 гр. цвет, абсиды 2.гр наклон стен, фасад, паперть; 3гр. барабан, купол, украшение.

1 гр. Стены собора выложены из массив­ных блоков бело-кремового камня, теплого, матового оттенка, ощущение света и тепла усиливает золотой солнечный цвет купола и сводов;

Мощность сооружению придают три полукруглых апсиды в восточной (алтарной) части храма с узкими окнами, напоминаю­щими бойницы крепости

2 гр. Необычен эффектный наклон стен к центру здания, придающий ему особую зна­чительную устойчивость и вместе с тем уст­ремленность ввысь. Это впечатление усили­вается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента; при­менение подобного приема едва заметного сужения кверху мы замечаем и в построении порталов, окон, киота — всех архитектурных деталей.

Узкие, редко расположенные на фаса­де щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Это же впе­чатление усиливает ряд пилонов по бокам килевидного портала, постепенно сужающих вход в храм.

Низкая широкая паперть у входа в храм со стороны северного фасада создает впечатление укорененности строения.

3 гр. Высокий башнеобразный барабан огромными вытянутыми щелевидными же окнами, увенчанный шлемовидным массивным куполом с крестом. Силуэт храма напоминает воина-богатыря, крепко стоя­щего на родной земле, мужественно защи­щающего ее от всех врагов. Боевое убранст­во древнерусского воина всегда отличалось строгой, сдержанной красотой.

Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искусно высеченного в камне орнамента, он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части. Орнамент огибает также верх алтарных абсид и верх высокого барабана главы.

Вывод. Так идеи единства, согласия, мо­щи, духовной чистоты, устремленности к ми­ру передаются средствами архитек­туры.

6. Слово учителя: И для интерьера (внутреннего про­странства) Троицкого собора характерны те же черты: строгость, сдержанность и устре­мленность вверх. Все своды и арки плавно выходят из стен, не нарушая их плоскости. Наклон к центру стен и внутренних пилонов (столбов, поддерживающих своды), крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, неже­ли это есть на самом деле.

- Об интерьере Троицкого храма – д/з 2 группы

Я вам предлагаю посмотреть видеоматериал. После просмотра видеоматериала мы должны ответить на поставленные вопросы, т.е. каждая группа получает свой вопрос:

1гр: Что изображено на картине, т.е. сюжет картины. . На иконе изображены три ангела, явившиеся праотцу Аврааму возвестить о ро­ждении сына. Каждый из ангелов представля­ет одно из лиц Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

2гр: Композиция картины. компози­ционный центр иконы — чаша с головой тельца, символизирующая жертвен­ный подвиг Христа во имя спасения человеческого рода. Чашу благословляет ан­гел, олицетворяющий Сына.

- Эти слова, ребята, можно взять за призыв, т.е иначе говоря мы должны относиться друг к другу с любовью, уважением, взаимопониманием жить в мире и согласии. Вспомните одну из заповедей: Не навреди ближнему своему или Возлюби своего ближнего, как самого себя.

Вот о каких высоких идеях рассказывает нам язык архитектуры и живописи. А мы сумели понять этот язык, подробно описывая ар­хитектурные формы храма и важные детали его интерьера. Основная часть сочинения проработана.

7. Перейдем к заключению. Роль храма в истории и культуре народа. О чем бы вы гово­рили в этой части сочинения? Каковы ваши ассоциации, связанные с этим архитектур­ным шедевром? (Личность Сергия Радонеж­ского, Куликовская битва, произведения древнерусской литературы, произведения современной литературы, о признаках шедевра — множество исторических, литературных ас­социаций.)

- Не много ли для заключительной части сочинения? Каков выход?

Выбрать что-то наиболее значимое или близкое вам.

Выбрать другой жанр сочинения. Ка­кой? Эссе.

Эссе – что за жанр произведения? (Эссе прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Эссе – жанр литературы – очерк, содержащий размышления автора по какому – либо поводу, отличающийся в тяготению к художественному стилю.)

- Каковы особенности этого жан­ра?

- Это сочинение свободной (оригиналь­ной) композиции (например, кольцевой, ра­мочной, циклической, ассоциативной).

Это сочинение, выражающее индиви­дуальные впечатления автора. Какие?

Оригинальность.

Ассоциативность мышления.

Эмоциональность.

Образность речи.

8. Ассоциативность — одна из главных особенностей жанра эссе. Поговорим подробней о ваших ассоциациях.

- Когда мы говорим о Троицком соборе какие возникают у вас ассоциации?

Учитель. Вывод. Конечно, первое имя, с которым ассоциируется собор, это имя Сергия Радо­нежского, человека, обладающего удивитель­ными качествами.

- Какие еще ассоциации у вас возникают?

УЧ: кт- то еще желает дополнить?

3)УЧ: Какие еще литературные ассоциации вызывает у вас это событие?

В ночь, когда Мамай залег с ордою

Степи и мосты, В темном поле мы с Тобою, -

Разве знала Ты?

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

УЧ: - Ребята, давайте немного подробнее остановимся на этом стихотворении.

г) О судьбоносном значении Куликов­ской битвы в истории России размышлял и
современный поэт Николай Старшинов:

Там, за Непрядвою, за Доном, Где нынче вызрели хлеба,

В большом бою ожесточенном Решалась и моя судьба.

Не потому ли и поныне Еще хранит моя земля И этот горький дух полыни,

И скорбный шелест ковыля.

Итог урока: Итак, мы встретились с истинным ше­девром русского зодчества, который вы и постараетесь описать в своем будущем со­чинении. Жанр же своей творческой работы вы выберете сами.

Вернемся к целям урока, т.е подведем итоги урока.

мы увидели довольно разные портреты, учились составлять рассказ – описание на основе портрета, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.

Список использованной литературы

Уроки развития речи: метод. рекомендации. 8кл. – М. Дрофа. 2006.

Русская речь. развитие речи. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Никитина. 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2008.

Главный храм Псковской епархии стоит на территории знаменитого Детинца - Псковского кремля с конца XVII века. Пятиглавый белоснежный собор стал четвертым храмом, построенным на этом месте, а самый первый появился здесь в X веке, по распоряжению княгини Ольги. В наши дни Свято-Троицкий собор является доминантой архитектурного ансамбля кремля. Он хорошо отреставрирован и ежедневно встречает верующих и туристов.

Содержание:

История первого Троицкого собора

Троицкий собор в Пскове

Собор с высоты птичьего полёта

Строительство христианской церкви в те времена – сам по себе примечательный факт, ведь тогда христианство еще не имело статуса государственной религии. Как выглядел деревянный Троицкий храм, не известно, так как не сохранилось ни его описаний, ни изображений. Первый собор простоял в Кроме до XII века, пока его не уничтожил сильный пожар.

Второй собор

После пожара было принято решение построить второй храм из камня. В 1138 году его заложил внук киевского князя Владимира Мономаха - новгородский князь Всеволод Мстиславович, который почитается Церковью, как Святой Всеволод Псковский. Известно, что построили новый собор приглашенные в Псков смоленские зодчие. В те времена в городе еще не было собственных строителей, а псковская архитектурная школа сложилась позднее.

Троицкий собор в Пскове

Вид собора с противоположной стороны реки Великая

Второй храм стал местом, где перед началом знаменитого Ледового побоища молился князь Александр Невский (1242 г.). Эту традицию переняли и другие правители. Псков занимал пограничное положение и часто находился в центре военных конфликтов, поэтому молебны о даровании победы псковскому воинству стали проводить в храме регулярно.

В главном соборе Пскова произошел переход в православную веру литовского князя Довмонта, который при крещении взял имя Тимофей. Позже меч князя хранили в соборном алтаре. Его, как символ власти, вручали всем восходившим на Псковский престол правителям. А сегодня эту историческую реликвию можно увидеть в городском музее-заповеднике.

Троицкий собор в Пскове

Вид на собор со стороны Довмонтовой башни

В Средние века перед храмом располагалась Вечевая площадь, где проходили основные события общественной жизни древнего Пскова и собиралось вече, решавшее судьбы горожан. Здесь призывали на псковский престол князей и избирали посадников. Рядом стоял княжеский двор, в котором жили правители города. В подклете храма хоронили князей, членов их семей, а также первосвященников.

В это время Свято-Троицкий собор имел особый двухэтажный притвор – Сени. Фасад красивых Сеней смотрел на Вечевую площадь с южной стороны соборного здания. В притворе проходили заседания государственного Совета, а также работал светский суд. В соборе вели летопись, хранили казну, государственную печать и ларь с архивными грамотами и договорами.

Троицкий собор в Пскове

Вид на северный фасад собора

Третий собор

В 1363 году свод обветшавшего храма обрушился, и спустя два года на древнем фундаменте построили третий собор, которому было суждено простоять почти 250 лет. Об архитектуре двух первых каменных соборов сохранилось больше сведений, чем о самом первом храме. О том, как они выглядели, можно судить по изображениям, оставленным на старинных иконах. На них видно, что второй храм был одноглавым, а третий имел три главы.

В начале XVII века в городе произошел очередной опустошительный пожар, захвативший и территорию кремля. Соборное здание выгорело почти полностью. Уцелели лишь гробница князя Довмонта и мощи Святого Всеволода Псковского. Это были непростые в истории России Смутные времена, когда государство страдало от вторжения литовско-польских войск и внутренних раздоров. Русские земли были разорены, средств на большую реставрацию собора не было, поэтому храм только слегка подновили.

Троицкий собор в Пскове

Вид собора с противоположной стороны реки Пскова

Четвертый собор

В 1682 году при митрополите Маркелле решено было возвести новый собор, использовав основу старого здания и известковые тесаные плиты. Строительство растянулось на долгие 17 лет и было завершено в 1699 году уже при митрополите Иосифе.

Четвертый собор на порядок превосходил своего предшественника по высоте и достигал 78 м. Для того времени это была очень масштабная постройка, и высокий храм был виден из любой части Пскова. Из документов начала прошлого века известно, что главы Свято-Троицкого собора были заметны с расстояния в 56 верст.

Троицкий собор в Пскове

Вид собора со стороны Великих ворот

Спустя несколько десятилетий после постройки, массивное строение дало неравномерную осадку, поэтому открытые галереи по его бокам заложили кирпичом. А чтобы укрепить храм и предотвратить его возможное разрушение, в 1770 году вокруг четверика построили контрфорсы. Потом наружные стены собора отштукатурили, и он стал таким, каким мы можем видеть его сегодня.

Троицкий собор в Пскове

Колокольня Троицкого собора

До начала Великой Отечественной войны церковные службы в соборе не проводились. Потом Псков был оккупирован немецкими войсками, и в августе 1941 года новая администрация под эгидой Псковской религиозной миссии разрешила верующим вернуться в храм. С тех пор Троицкий собор никогда не закрывался.

Архитектурные особенности и интерьеры

Белоснежный собор построен в русско-византийском стиле. Его основу составляет шестистолпный четверик, имеющий форму удлиненного по вертикали куба. Столпы опираются на подпружные арки. Наверху храма возвышаются пять массивных глав. Любопытно, что они стоят не посредине, а ближе к восточной части собора. По христианской традиции пятиглавье посвящено Иисусу Христу и четырем Евангелистам. Центральная глава собора сверкает позолотой, а другие главы покрашены в серый цвет.

Троицкий собор в Пскове

К соборному зданию примыкают два придела и закрытая галерея, соединенная с притвором. Нижний ярус, скорее всего, служил подклетом старого собора. С 1903 года в нем находится церковь, освященная в честь Серафима Саровского, а за ее алтарем расположена древняя усыпальница. Чтобы попасть на верхний ярус, нужно подняться по крыльцу и широкой лестнице.

Неподалеку от собора стоит белая колокольня с часами. Она появилась позже собора (XVIII век). Высокое здание венчает остроконечный шпиль. Колокольню построили в традициях классицизма, но, несмотря на это, она составляет с храмом гармоничный архитектурный ансамбль.

Троицкий собор в Пскове

Современное состояние и режим посещения

Троицкий собор в Пскове

Интерьер Троицкого собора

В Свято-Троицком соборе можно увидеть мощи христианских святых, частичку Покрова Богородицы и иконы, самые старых из которых были написаны в XVI веке. Особое место занимает богатая рака, где хранятся останки Святого Всеволода Псковского.

Храмовым праздником в соборе считают день памяти княгини Ольги. Его отмечают при большом стечении народа 11 июля.

Как добраться

Троицкий собор в Пскове

Троице-Сергиева Лавра — мужской монастырь в 71 км к Северо-Востоку от Москвы (в современном городе Сергиев Посад). Основан Сергием Радонежским в сер. XIV в. (с 1744 лавра).


Троице-Сергиева Лавра — мужской монастырь в 71 км к Северо-Востоку от Москвы (в современном городе Сергиев Посад). Основан Сергием Радонежским в сер. XIV в. (с 1744 лавра).

Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни XVI?XVII вв., Троицкий собор (1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476), Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-1638), трапезную (1686-92), царские чертоги (конец XVII в.) и др.

На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и духовная семинария.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Храм Зосимы и Савватия.

Замечательное сооружение начала XVII столетия — комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно она была закрыта убогой жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре талантливый архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами. Сейчас это один из живописнейших уголков лавры.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ко второй половине XVII столетия относятся еще и огромные Чертоги — путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, главную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей свыше пятисот человек. Всем требовалось дать приют. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато украшенного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. В интерьерах интересна лепная отделка и две изразцовые печи, возможно, лучшие из уцелевших до наших дней.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее строитель. Предание связывало ее постройку с тайной свадьбой императрицы Елизаветы Петровны с придворным певчим Алексеем Разумовским. Приписывали постройку В. Растрелли. Исследования и реставрации, проведенные вдумчивым, талантливым архитектором Б. Д. Комаровым, вернули лавре одно из изящнейших ее строений и установили имя зодчего — Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Дмитрий Ухтомский нашел для ансамбля лавры достойное завершение — великолепную вертикаль красивейшей в России пятиярусной колокольни. Без нее невозможно представить Сергиев Посад. Покидая его, мы еще долго будем видеть золотой венец колокольни Троице-Сергиевой лавры — бесценного памятника древней русской архитектуры.

Читайте также: